Внеплановая проверка трудовой инспекции

Содержание

До начала внеплановой проверки ГИТ у компании есть 24 часа

О проверочных мероприятиях ГИТ предупреждает заранее (ч. 1 ст. 14 закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). Форму оповещения утверждает приказ (приказ Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141, постановление Архангельского областного суда от 20.12.2016 по делу № 4а-407/2016). Уведомление направляется за 24 часа (ч. 16 ст. 10 закона № 294-ФЗ). Это общее правило, но для него существуют исключения.

В каких случаях трудовая инспекция не должна предупреждать о внеплановой проверке

Должны ли сотрудники ГИТ оповещать вероятного нарушителя о внеплановой проверке, зависит от подробностей. Этого не делают, если:

  • речь идет о вреде здоровью или жизни (ч. 17 ст. 10 закона № 294-ФЗ);
  • о нарушении сообщил сотрудник (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

Работник может обратиться с заявлением, если компания:

  • несвоевременно производит оплату труда,
  • не индексирует выплаты,
  • не производит обязательные отчисления или совершает иные нарушения.

В такой ситуации у компании мало времени, чтобы привести документы в порядок или исправить нарушения. Однако о нарушениях, которые становятся причинами проверок, работодатель обычно знает заранее. Работники редко жалуется в инспекцию до того, как исчерпают иные способы уладить конфликт. Например, сначала они соглашаются на частичную оплату, если у работодателя нет денег, чтобы выплатить зарплату полностью. Информации о коллективных исках, как в случае с компанией Apple из-за задержки зарплаты на два дня, в практике почти не встречается. Работник, который инициировал проверку, решается на такой шаг, когда испробовал иные способы, а работодатель не принял меры.

Основная причина проверок – инициатива сотрудников

Как правило, основание внеплановой проверки – нарушения прав сотрудников, о которых последние сообщают в ГИТ. Наиболее распространенные:

  • уклонение от оформления трудовых отношений;
  • заключение гражданско-правового договора, который фактически подменяет соглашение о выполнении трудовой функции;
  • задержки различных выплат.

На производственных предприятиях до сих пор актуальными остаются обращения сотрудников в виду задержек оплаты (постановление ВС РФ от 09.08.2016 № 29-АД16-9).

Например, в результате внеплановой документарной проверки трудовая инспекция выявила нарушения трудового законодательства и правил внутреннего трудового распорядка. Компания несвоевременно выплачивала сотрудникам обособленного заработную плату. За июль вместо 30.07. и 15.08 перечислила только 18.08. и 20.08. за август вместо 29.08 и 15.09 выплатила 01.09 и 16.09. Компенсацию за нарушение срока выплаты, работодатель не насчитал (ст. 236 ТК РФ). ГИТ зафиксировала нарушения в акте проверки, на основании которого вынесла постановление о привлечении общества к административной ответственности. Общество не оспорило результаты и выплатило штраф (постановление ВС РФ от 09.08.2016 № 29-АД16-8).

Такие ситуации опасны, поскольку ГИТ может выявить другие нарушения. Подает жалобу один сотрудник, компания устраняет нарушение. Работник получает выплаты. Ситуацию видят остальные и тоже начинают жаловаться на работодателя. В этом случае возникают дополнительные риски. Во-первых, возможны дополнительные проверки. Во-вторых, инспектор может затребовать не только документы по обращению работника. Он может запросить другие данные. Допустим, о задержки выплаты сообщил Иванов, а инспекция требует документы за отчетный период по всем сотрудникам, которым также не перечислили вовремя зарплату. Помимо штрафов, директору грозит дисквалификация, поскольку нарушение компания совершает повторно.

Например, суд назначил руководителю организации наказание в виде дисквалификации на срок 1 год. По состоянию на апрель он не произвел своевременную выплату заработной платы 161 работнику предприятия за январь и февраль (постановление Оренбургского областного суда от 08.12.2017 № 4а-675/2017).

Компании-нарушителю грозит штраф

Если ГИТ в ходе проверки найдет несоответствия закону, она составит протокол. Организация грозит штраф за нарушения трудового законодательства и несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда (ст. 5.27 КоАП РФ).

Сумма штрафа, как правило, составляет от 30 000 до 50 000 рублей (решение Тамбовского областного суда от 26.03.2018 по делу № 7-118(2)/2018, постановление Хабаровского краевого суда от 01.10.2018 по делу № 4а-559/2018). Можно найти судебные акты с более низкими суммами, например, где штраф составил 10 000 рублей (решение Советского районного суда г. Тулы от 01.11.2017 № 12-350/2017). Наказания свыше указанных сумм грозят компаниям, которые допускают повторные нарушения или попадают под иные отягчающие основания состава административного нарушения. Таких примеров немного. Компании стремятся договориться о более низких штрафах, перевести ответственность с юридического на физическое лицо, оспаривают высокие суммы.

Например, компания оспорила штраф в размере 100 000 рублей. ГИТ привлекла организацию за ненадлежащее оформление трудового договора. Но суд прекратил производство в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (постановления ВС Республики Татарстан № 4а-485м/2018, Ставропольского краевого суда от 09.01.2018 № 4а-72/2018).

ГИТ также выносит предписания об устранении нарушений. Если компания не выполнит указанные в документе требования, она попадет под самостоятельный состав правонарушения (ст. 19.5 КоАП РФ). В этом случае компании грозят высокие суммы штрафов.

Например, ГИТ привлекла общество к ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей. Инспекция провела внеплановую проверку. По итогам мероприятия инспекторы составили акт, в котором она отразила нарушения трудового законодательства. Компания не исполнила предписание по итогам проверки. ГИТ составила протокол об административном правонарушении по статье 19.5 КоАП РФ, суд оставил указанный акт в силе (постановление Нижегородского областного суда от 12.01.2016 по делу № 4а-15/2016).

Проверка по жалобе работника: общие положения, виды, сроки

Пожаловаться в ГИТ может как действующий, так и уволенный работник. О том, кто именно подал жалобу, инспектора сообщат только в случае, если работник не выразил желания скрыть свою личность (ч. 2 ст. 357 ТК РФ).

Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе работника не предполагают возможность ее прекращения в связи с отзывом жалобы. Устранение работодателем нарушений может быть учтено при назначении административного наказания.

При поступлении жалобы ГИТ вправе провести в отношении работодателя внеплановые контрольные мероприятия в форме документарной или выездной проверки. Форма контроля зависит от того, возможно ли объективно оценить действия работодателя только по документам или же необходимо посетить предприятие (п. 2 ч. 3 ст. 12 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, далее — закон 294-ФЗ).

ВАЖНО! Проведение сразу выездной проверки допустимо. Но если у ГИТ была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, есть шанс на успешное обжалование результатов такой проверки в суде (см. решение Ленинского райсуда Перми от 02.11.2011 по делу № 2-3664/2011).

Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется.

Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней. Этот срок не продлевается. Но количество таких проверок в год не ограничено.

Полномочия трудовой инспекции при документарной проверке

Порядок проведения этой формы контроля урегулирован ст. 11 закона 294-ФЗ. Работодателю направляется запрос, ответить на который необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения. К запросу должна быть приложена заверенная копия приказа о проведении проверки. Но если ее нет, обжаловать результаты контроля по этому основанию не удастся, так как ст. 20 закона 294-ФЗ относит к грубым нарушениям только отсутствие приказа в принципе (см. решение Ленинского райсуда Перми от 28.05.2012 по делу № 2-671/12).

ГИТ не вправе требовать:

  • нотариально удостоверенные копии документов;
  • документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • документы, которые возможно получить в порядке межведомственного взаимодействия (см. п. 51.1 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н).

После исполнения запроса возможно 2 варианта:

  1. По результатам проверки оформляется акт; в случае выявления нарушений работодателю выдается предписание, и он привлекается к административной ответственности.
  2. Работодателю предлагается представить пояснения и дополнительные документы в связи с выявлением противоречий, неточностей, ошибок в ранее представленных документах.

Во втором случае ГИТ может перейти к выездной проверке, если:

  • работодатель проигнорировал предложение дать пояснения;
  • представленные пояснения не устранили выявленные противоречия, ошибки и неточности.

Как проходит выездная проверка трудовой инспекции по жалобе работника?

Выездным проверкам посвящена ст. 12 закона 294-ФЗ. Вход проверяющих на территорию работодателя будет правомерен только в том случае, если при них имеется удостоверенная копия приказа на проведение проверки и служебные удостоверения.

С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):

  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

ВАЖНО! Если выездной проверке предшествовала документарная, инспектора ГИТ не вправе требовать предоставленных в ее рамках документов (ч. 10 ст. 11 закона 294-ФЗ).

Проверяющие обязаны соблюдать законодательство, в том числе ограничения, установленные ст. 15 закона 294-ФЗ. Так, им запрещено требовать плату за контрольные мероприятия, превышать сроки проверки, разглашать коммерческую тайну и т. д.

Документы, интересующие трудовую инспекцию

Состав запрашиваемых ГИТ документов таков:

  • трудовые и коллективные договоры;
  • бухгалтерские документы по зарплате (расчетные листки, зарплатные ведомости);
  • кадровые документы (приказы по личному составу, график отпусков, трудовые книжки, штатное расписание);
  • локальные нормативные акты, относящиеся к трудовым отношениям (об оплате труда, о командировках, об охране труда);
  • журналы инструктажей по технике безопасности и т. д.

Все документы представляются в ГИТ в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя предприятия или иного лица по доверенности. В случае с документарной проверкой возможно и направление электронных документов с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Изъятие оригиналов документов не допускается.

Период, за который могут быть затребованы документы, не ограничен. Если срок хранения каких-либо документов истек и они были уничтожены, работодателю следует дать соответствующие пояснения. Правомерное уничтожение не повлечет ответственность.

Некоторые работодатели готовы предоставить инспекторам доступ вообще ко всем документам. Делать так не стоит. Рекомендуется предоставлять запрашиваемые документы, и только те, что относятся к предмету проверки.

Может ли работник обратиться в ГИТ по истечении срока исковой давности?

ТК РФ умалчивает о сроках обращения работника в трудовую инспекцию. В ст. 392 кодекса установлены лишь сроки обращения в суд, которые, в сущности, являются сроками исковой давности.

В связи с этим распространена ситуация, когда работник подает жалобу в ГИТ по истечении указанных сроков. Трудовая инспекция по жалобе проверку проводит и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание.

Хотя по сути ГИТ является надзорным органом, а не органом по разрешению трудовых споров, на практике такие предписания успешно обжалуются в суде. Так, суды поясняют, что цель предписаний — защита нарушенных прав сотрудника. Для самостоятельной их защиты установлены сроки исковой давности. Действуя в интересах работника, ГИТ должна также соблюдать эти сроки. Возможность обращаться в инспекцию в течение неопределенного срока позволила бы работникам злоупотреблять своим правом на защиту (см. определение Мособлсуда от 18.10.2011 № 33-20834, решение Петрозаводского горсуда Республики Карелия от 10.12.2010 по делу № 2-8130/11).

Также отметим, что нужно различать сроки привлечения к административной ответственности и сроки выдачи предписаний ГИТ. Инспекция имеет право выдать предписание и по истечении сроков давности административных правонарушений, так как его цель — не привлечь к ответственности, а пресечь нарушение.

***

Жалоба работника в ГИТ может повлечь за собой как запрос документов, так и внезапное появление контролеров на пороге предприятия. Но инспектора ГИТ не только наделены властными полномочиями, но и обязаны следовать установленной в законе процедуре. Работодателям рекомендуется внимательно изучить права и обязанности ГИТ в рамках проверок, а также свои права и обязанности.

Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение

Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
  • положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
  • иные нормативные акты.

Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:

  • плановые;
  • внеплановые.

Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган. По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.

В каких случаях возможна внеплановая проверка

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  1. Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье «Предписания государственных инспекторов труда».
  2. Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  3. Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.

Другие основания для внеплановой проверки

Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:

  1. Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
  2. Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
  3. Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.

Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.

Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.

Общие положения о проверке по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.

Документарная проверка

Особенность данного вида проверки состоит в том, что она осуществляется госинспекторами на своем рабочем месте. В первую очередь они проверяют документы работодателя, которые имеют в своем распоряжении, например акты проверок, проведенных ранее, их результаты, протоколы о привлечении к ответственности и т. п.

Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:

  1. Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).
  2. После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
  3. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок).

Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами.

ВАЖНО! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства.

ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.

Выездная проверка

Этот способ проверки работодателя на предмет исполнения норм трудового законодательства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 12 закона № 294. Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции осуществляется в следующем порядке:

  1. Выезд на место проверки — по месту расположения (регистрации) работодателя или месту, где он ведет деятельность.
  2. Предъявление руководству работодателя служебного удостоверения, приказа руководства ГИТ о назначении проверки.
  3. Ознакомление руководства проверяемого лица с целями, задачами, основаниями проводимой процедуры.
  4. Ознакомление с мерами, которые планирует принять госинспектор, сроками и условиями проведения проверки (см. Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты от 30.10.2012 № 354н).
  5. Запрос документов и их незамедлительное представление. Этим обстоятельством выездная проверка отличается от документарной, при которой документы могут готовиться 10 дней.
  6. Окончание проверки, оформление ее результатов (составление акта, выдача предписания, привлечение к ответственности).

Выездная проверка не может проводиться без руководителя организации. В том случае, если при выезде выяснился факт отсутствия директора, ИП или другого уполномоченного ими лица, госинспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки. После этого в течение 3 месяцев ГИТ может назначить новую проверку, не предупреждая об этом работодателя.

Сроки проверки

Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней. Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды.

ВАЖНО! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п. 2.2 ст. 13 закона № 294).

Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.

Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения. Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ).

Реестр внеплановых проверок на 2018 – 2019 год

Плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе. Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:

  1. Номер проверки.
  2. Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
  3. Сведения, содержащиеся в акте проверки.
  4. Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
  5. Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).

На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.

Внеплановые проверки, проводимые при выдаче юрлицам лицензии или иного разрешения (согласования), если осуществление проверки предусмотрено правилами выдачи спецразрешения, в указанный реестр не включаются (п. 1 ст. 13.3 в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 613-ФЗ).

Какие внеплановые проверки трудовой инспекции в 2018 – 2019 году были проведены на определенном предприятии, можно узнать на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

***

Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.

***

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Если к Вам пришла проверка. Как действовать?

Прежде всего, Вы должны знать, что проверки бывают плановые и внеплановые.

Плановые проверки проходят не чаще 1 раза в 3 года.

Внеплановые проверки осуществляются в определенных законом случаях:

  • жалоба от потребителя о нарушении его прав
  • контроль устранения нарушений
  • приказ руководителя органа государственного контроля, изданный в содействии с поручениями Президента РФ или Правительства РФ
  • жалоба или информация в СМИ о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайной ситуации или непосредственного причинения соответствующего вреда.

О предстоящей плановой проверке предпринимателя должны уведомить за 3 дня, о внеплановой – за 24 часа (в установленном законом случае).

На что нужно обратить внимание при появлении проверяющего на пороге предприятия:

  • лицо, предъявляющее служебное удостоверение, должно быть указано в распоряжении или приказе на проверку
  • заверенная копия распоряжения или приказа должна быть вручена проверяемому под роспись
  • выездные проверки, как плановые, так и внеплановые, могут проводиться только в присутствии руководителя или иного уполномоченного представителя организации, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.

Исключение составляет проверка, основанием которой является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций.

По просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя должностного лица обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю.

Проверка органами полиции

Полиция начинает проверку, как правило, с того, что смотрит документы на помещение (например, договор аренды или свидетельство о праве собственности), уставные документы или свидетельство о регистрации в качестве предпринимателя, а также лицензии (если они необходимы для деятельности предпринимателя).

Если вы занимаетесь торговлей, то ревизоры проверят наличие разрешения на торговлю, накладные на товар, сертификаты, ценники, кассовый аппарат и связанные с ним документы. Затем могут проверить и продавцов (наличие регистрации или прописки, медицинскую книжку).

Попросите проверяющих представиться, показать служебные удостоверения и рассказать о причинах проверки.

Внимательно сопоставьте данные, указанные в постановлении на проведение проверки, и предъявленные документы. Проводить проверку могут только лица, указанные в постановлении.

На подлинном удостоверении МВД указаны должность и звание его обладателя, проставлены соответствующие подписи и печати, сотрудник на фотографии — в форме. Обратите внимание на срок, до которого действительно удостоверение. Если оно просрочено, пришедшее к вам должностное лицо проводить проверку не вправе.

Затем необходимо вызвать руководителя и представителя юридической службы компании, которые смогут взять ситуацию под контроль.

Сотрудник фирмы должен точно назвать свое имя, фамилию, отчество и должность согласно штатному расписанию. Все дальнейшие вопросы проверяющих нужно переадресовать своему вышестоящему начальству. Ни в коем случае нельзя оказывать активное сопротивление сотрудникам полиции.

Все работники фирмы должны знать статью 51 Конституции: никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

Полномочия УЭБ – Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК ГУ МВД).

Полномочия УЭБ и действия его сотрудников регламентированы Законом N 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года, согласно которому у них есть право:

  • производить осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества;
  • изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
  • производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, — в отсутствие указанного лица;
  • изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
  • требовать все имеющиеся данные, которые могут указать на признаки преступления, настоять на обязательном проведении в срок не более 30 дней ревизии всех видов деятельности предприятия, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии;
  • хранить имущество, которое они посчитают бесхозным, и в установленном порядке решать вопрос о его дальнейшей принадлежности.

Что может быть основанием для полицейской проверки?

1. Сомнительные партнеры. Формально у проверяющих нет к организации никаких претензий, но «засветился» какой-либо субъект, имевший с данной компанией контакты по роду своей служебной деятельности, или другая фирма, с которой связывают хозяйственные отношения, нарушила закон, и тут же на компанию «падает тень» недобросовестного партнера, именно из-за этого УЭБ проявляет к ней определенный интерес. Этот тип проверки трудно предугадать, поскольку опасность часто приходит оттуда, откуда ее не ждешь.

2. Ненадежный сектор. Организация попадает под ревизию вместе с другими компаниями определенного вида деятельности. Часто проверяют организации общепита, стройплощадки, салоны сотовой связи. Пристальное внимание со стороны милиционеров может быть вызвано также определенной ситуацией в регионе. Например, причиной визита оперативников могут стать теракты или криминальные «разборки» бандитских группировок.

3. Жалобы. Допустим, потребителю в розничной точке продали спиртные напитки, употребление которых привело к отравлению. Покупатель решил, что товар «самопальный» или контрабандный, и написал заявление в УЭБ. В этом случае полиция непременно отреагирует. Хотя вполне может быть, что компания ничего и не нарушала.

Как происходит административный процесс.

На основании пп. 2 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении:

  • немедленно после выявления такого правонарушения;
  • в течение двух суток после выявления правонарушения, если требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела либо данные о физическом или юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении.

В протоколе должны быть указаны следующие данные:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если таковые имеются;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам разъясняются их права и обязанности.

Об этом делается запись в протоколе. Более того, им должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом и написать объяснения и замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывают должностное лицо, его составившее, физическое лицо или законный представитель юридического лица. Если они отказываются подписать протокол, то в нем делается соответствующая запись.

Осмотр производственных, складских, торговых и других служебных помещений, мест хранения и использования имущества.

Чтобы проверить информацию о нарушениях, связанных с предпринимательской деятельностью фирмы, сотрудники милиции вправе осмотреть любые ее помещения: торговые, складские и т.д. Исключение составляют личные жилые помещения предпринимателя — осматривать их без судебного решения или согласия проживающих там граждан нельзя.

Чтобы осмотр был законным, милиционеры должны:

  • предъявить постановление о проведении проверки. Этого требует Закон «О полиции»;
  • пригласить не менее двух понятых;
  • разъяснить участникам осмотра их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе;
  • предъявить понятым и другим участникам осмотра все, что обнаружили и изъяли;
  • составить протокол осмотра.

Копию протокола проверяющие обязаны вручить представителю фирмы, предпринимателю или его представителю под расписку. Невыполнение этой обязанности может свести на нет все усилия полиции.

Оперативники могут осматривать офис, склады, торговые залы и т.д. только в присутствии представителя фирмы, предпринимателя или его представителя.

Проверка, ревизия финансово-хозяйственной деятельности.

Если оперативники хотят осуществить проверку, ревизию финансово-хозяйственной деятельности, требуйте постановление о проведении проверки. Форма этого документа утверждена приказом МВД России от 02.08.2005 N 636. В постановлении должны быть перечислены лица, имеющие право участвовать в ревизии. Постановление должно быть заверено печатью. Без печати оно недействительно.

Вы вправе отказать оперативникам, если они не подтвердят правомерность своих требований.

Если же требование милиции законно, то за отказ его выполнить предусмотрен административный штраф: для руководителя фирмы от 300 до 500 рублей, для фирмы — от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

По закону срок проверки, ревизии не может превышать 30 дней. Если ревизия продолжается больше 30 дней, она неправомерна, и действия контролеров можно обжаловать в суде.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Проверка проводится сотрудниками милиции, в должностные обязанности которых входит выявление, предупреждение и пресечение преступлений, связанных с нарушением законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность. К проверке могут привлекаться сотрудники Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалисты — ревизоры подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

Ревизия представляет собой комплексное контрольное мероприятие по исследованию финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Ревизия проводится сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а также специалистами-ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям.

Полномочия проверяющих:

Сотрудники полиции вправе изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий. В случае, если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел, проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел, проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии.

Проверка транспортной полицией

Если фирма сталкивается с перевозкой товара, то не исключено ее знакомство с представителями транспортной полиции. Компетенция этой службы ограничена происшествиями на железнодорожном, водном и авиационном транспорте, а также на территории, которая прилегает к аэропортам, вокзалам и железнодорожным путям. Сотрудники транспортной полиции могут проверять грузы, вскрывать контейнеры. Но для этого им нужны веские основания, например, серьезные подозрения, что фирма перевозит оружие или наркотики. Следует помнить: проверять груз сотрудники органов внутренних дел могут только в присутствии понятых, а по результатам проверки должен быть составлен протокол.

Если пришла проверка налоговых органов

Достаточно часто налоговые органы посещают организации торговли с целью проверки применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять ККТ, иначе они рискуют быть привлеченными к административной ответственности, установленной ст. 14.5 КоАП РФ.

Итак, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг в организациях торговли, а также индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях ККТ влечет наложение административного штрафа. При этом индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

Налоговые органы осуществляют контроль за применением ККТ в частности, путем проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков.

Они же налагают на них штрафы в случаях и порядке, установленных КоАП РФ. Достаточно часто налоговые инспекторы в рамках проверки применения ККТ совершают контрольную закупку. Кого же штрафуют при таких проверках? Налоговые органы могут привлекать к ответственности только организации и индивидуальных предпринимателей, а не продавцов, которые в данном случае вступают в правоотношения с покупателем от имени организации, то есть стороной в договоре купли-продажи является именно организация или предприниматель. Отметим, что организация не избежит ответственности, даже если предпримет все зависящие от нее меры по обеспечению соблюдения работником правил применения ККТ, например, ознакомит продавца с устройством и правилами эксплуатации кассовой техники, правилами расчетов с покупателями, порядком применения ККТ при продаже товаров, правилами заполнения кассовой книги и оговорит эти обязанности в трудовом договоре. Однако проверяемое лицо могут признать невиновным, если будет установлено, что у него не было возможности соблюдать нормы и правила, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и он принял все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Процедура проверки:

  • проверяющие должны представить руководителю или другому должностному лицу организации (представителю индивидуального предпринимателя) поручение налогового органа и служебные удостоверения
  • после этого они документально фиксируют результаты проверки соблюдения законодательства о применении ККТ. Как правило, по результатам проверки составляется акт (в двух экземплярах), в котором отражаются факты нарушения и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по результатам проверки. При этом обстоятельства совершения правонарушения могут быть подтверждены документами, оформленными в ходе проверки, объяснениями должностных лиц
  • акт подписывается всеми проверяющими и представителем организации (индивидуальным предпринимателем или его представителем), присутствующим при проверке. В день проведения проверки один экземпляр акта передается руководителю (представителю) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю, другой — должностному лицу налогового органа, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении.
  • в случае неприменения ККТ должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, возбуждает дело об административном правонарушении (пп. 1 п. 1, п. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

Проверка Роспотребнадзора

Основания и сроки проверки: в настоящее время соблюдение санитарных норм и правил контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы. Ревизоры вправе проверить любых бизнесменов, поскольку все они должны соблюдать санитарное законодательство.

Что проверяют?

Практически каждую проверку Роспотребнадзор начинает c контрольной закупки. Первое, что начнут проверять контролеры – санитарно-эпидемиологические заключения на продаваемый товар. Например, на расфасованную воду, фрукты и овощи, детскую одежду и обувь, мебель, парфюмерию, канцтовары и т.д. Весь перечень продукции, которая должна пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу, вы найдете в приказе Минздрава России от 15 августа 2001 г. N 325. Потом ревизоры перейдут к проверке того, как организация соблюдает санитарные нормы и правила (СанПиН). Заметим, что их очень много и они весьма разнообразны. При этом каждая организация обязана иметь у себя полный текст СанПиН по своему роду деятельности.

Продавцы продуктов питания, например, должны обязательно иметь медицинские книжки с отметками о медосмотрах. Такое требование распространяется и на практикантов. Кроме того, продавцы продуктов не должны курить на рабочем месте и в подсобных помещениях, хранить сигареты и предметы личной гигиены в карманах спецодежды.

Специальные СанПиН существуют для продавцов непродовольственных товаров (по конкретному виду торговли).

Наконец, итогом проверки станет производственный контроль в организации (СП 1.1.1058-01). Он включает в себя такие мероприятия, как медицинские осмотры работников, их гигиеническое воспитание и аттестация. Также сюда входит внутренний контроль за наличием сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений на товары, дератизация, дезинфекция, дезинсекция.

Эти и другие мероприятия, сроки их проведения и ответственных лиц торговая организация должна закрепить в программе производственного контроля. Ее примерную форму можно найти в постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июля 2002 г. N 26. В ходе контрольной закупки ревизоры проверяют, не обманывают ли продавцы покупателей. Также инспекторы обращают внимание на качество обслуживания, соблюдение санитарных норм и правил торговли.

Роспотребнадзор наделен правом, также как и налоговая и милиция, проверять применение ККТ.

Проверка МЧС

Организации и предприниматели обязаны обеспечить не только санитарные условия своей деятельности, но и должны заботиться о своем противопожарном состоянии. Для этого обязательно нужно назначить ответственного за противопожарное состояние. А также периодически проводить противопожарный инструктаж, а его результаты фиксировать в специальном журнале. Подробно о том, что именно требуется от бизнесменов, говорят Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

В первую очередь, – как фирма или предприниматель соблюдают ППБ. Для этого потребуют у проверяемого субъекта инструкцию о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка.

Она должна быть в каждой организации и у каждого предпринимателя. Инструкция должна определять места для курения, обязанности и действия работников при пожаре. В ней необходимо определить, как содержать здание, помещение, эвакуационные пути, как вызвать пожарную охрану, как отключить вентиляцию и электрооборудование при пожаре и в конце рабочего дня. Кроме того, в помещениях на видных местах должны висеть планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара. Заметим, что эти планы должны совпадать с планом здания.

Особое внимание инспекторы уделят подъездным путям к торговому зданию, выходам, пожарным и поэтажным лестницам, водоисточникам. Они всегда должны быть исправными, свободными, не загроможденными, а зимой – очищенными от снега и льда. Следующим шагом инспекторов станет проверка огнетушителей. Сколько их должно быть в торговой фирме, можно также в ППБ. А вот когда фирме следует обзавестись автоматической системой пожаротушения или пожарной сигнализацией, сказано в Нормах пожарной безопасности (НПБ 110-03). Они утверждены приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315.

Ответственность за нарушения.

Степень ответственности зависит от самого нарушения. На практике бывает, что проверяющие в предписании просто рекомендуют организации устранить нарушение в разумный срок. Такое случается, когда нарушение незначительное и требует небольших материальных трат (например, отремонтировать потолок на торговом складе или освободить проходы к запасным выходам).

Если нарушение может нанести вред здоровью граждан, то суд временно (до 90 суток) может приостанавливать деятельность организаций и предпринимателей (п. 1 ст. 3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Это правило ввел Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ. До этого такое право имел орган санэпиднадзора или пожарный инспектор. Например, временно закрыть продуктовый магазин, пока продавец не проведет дезинфекцию или предприниматель не починит электропроводку. Наряду с этим ревизоры вправе оштрафовать нарушителей СанПиН и ППБ.

Обращаем внимание: если продавец нарушает правила личной гигиены (например, уклоняется от медосмотра), штрафуют его, а не организацию.

Кроме административной ответственности предусмотрена и уголовная ответственность. Если нарушения СанПиН повлекли массовые заболевания или отравления людей, то предпринимателя или должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 80 000 руб. (п. 1 ст. 236 Уголовного кодекса РФ). А если из-за нарушений санитарии наступила смерть человека, то можно лишиться свободы на пять лет (п. 2 ст. 236 Уголовного кодекса РФ). За нарушение ППБ, которое по неосторожности повлекло тяжкий вред здоровью, виновное лицо может получить минимум штраф до 80 000 руб., максимум три года лишения свободы (п. 1 ст. 219 Уголовного кодекса РФ). Если нарушения ППБ повлекли по неосторожности смерть человека или двух и более людей, то виновник может лишиться свободы до пяти или до семи лет соответственно (п. 2 и 3 ст. 219 Уголовного кодекса РФ).

Проверка Трудовой инспекции

Основания для проверки

Трудовая инспекция может проверить любую фирму. Плановая проверка по времени займет около месяца. Однако инспектор по необходимости (как правило, из-за большого объема документов) может продлить этот срок. Плановые проверки могут быть комплексными – тогда компанию посетят два инспектора. Один проверит «законность» документов. Второй – охрану труда, то есть соответствие условий работы нормам по охране труда.

Проверка трудовой инспекции может быть совместной с налоговой инспекцией, Пенсионным фондом, Фондом социального страхования. А также целевой – в этом случае инспектор исследует документы по определенной «тематике» (например, все, что касается зарплаты).

Большинство же проверок носит внеплановый характер. Они проводятся по инициативе других государственных органов (например, прокуратуры) или работников фирм. Кроме того, проверка может быть вызвана произошедшим в компании несчастным случаем. Врачи извещают о них милицию, а те в свою очередь – трудинспекцию и прокуратуру.

Трудовая инспекция проверяет предприятия малого и среднего бизнеса по двум направлениям: документы по трудовым отношениям (по кадровой работе) и документы, связанные с охраной труда.

К кадровым документам относятся прежде всего: учредительные документы, коллективный договор, все, что касается оплаты труда (положение о премировании, о надбавках, расчетные листы), правила внутреннего трудового распорядка. Трудовые договоры, штатное расписание (форма N Т-3), табели учета рабочего времени и расчета зарплаты (формы N Т-12 и 13), больничные листы. График отпусков, личные карточки, приказы. Трудовые книжки, книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Документы, связанные с охраной труда: инструкции по охране труда, документы, подтверждающие прохождение работниками обучения, медосмотров, журнала инструктажа по технике безопасности.

По результатам проверки инспектор составляет акт. В акте должно быть указано, какие документы были затребованы и какие нарушения выявлены. Один экземпляр акта остается у вас, второй инспектор забирает себе. Кроме того, инспектор делает пометку в журнале проверок. Такой журнал должен быть в каждой компании. Инспектор отмечает причину и результат проверки, свои данные (ФИО), ставит подпись и штамп.

Если инспектор все-таки найдет у вас какие-либо нарушения, он выносит предписание об устранении этих нарушений. У этого документа есть определенные реквизиты: номер, дата составления, кому выдано (как правило, на имя руководителя), что именно нарушено (со ссылкой на закон) и в какой срок должны устранить. Этот срок должен быть реальным.

За нарушения руководителя компании трудовая инспекция имеет право привлечь к административной ответственности, если его действия подпадают по условия статей 5.27 (часть 1)-5.34 и 5.44 Кодекса об административных правонарушениях: за нарушение требований законов о труде. Для этого инспектор составляет протокол, где должно быть указано: кто вынес, на кого (ФИО, средняя зарплата, домашний адрес), что установлено в результате проверки, объяснение по поводу нарушений. После этого выносится постановление о назначении административного взыскания.

Напоминаем: если вы считаете, что проверяющие злоупотребляют своими правами и нарушают Ваши права, обжалуйте их действия (бездействие), предписания обратившись к вышестоящему руководству, в прокуратуру, в суд или к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ленинградской области.

Что делать, если к Вам пришла проверка? Пошаговая инструкция.

При этом правильные действия непосредственно во время проверки помогут руководителю предприятия избежать многих расходов в дальнейшем, а юристам возможность отменить результаты проверок.

Поскольку проверяющие всегда применяют «индивидуальный» подход и «креативность» при поиске нарушений, т.е. трактуют законодательство в свою пользу, рекомендуем Вам использовать следующие пошаговые инструкции при появлении на пороге проверяющих из любого контролирующего органа.

1. В случае появления инспектора, его необходимо попросить подождать пока не появятся руководитель, и сразу сообщить руководителю. Проверка должна проходить в присутствии руководителя или уполномоченного лица. Копия направления на проверку вручается только руководителю. Вручение направления рядовым сотрудникам незаконно, поэтому, до прибытия руководителя инспектор не имеет права начинать проверку. Выгонять никого не стоит!

2. Ознакомьтесь с направлением и служебным удостоверением инспектора. После этого принимайте решение относительно допуска/не допуска к проверке. Во-первых, не проверив документы и не удостоверившись в том, что на пороге предприятия действительно уполномоченные на проверку лица, существует риск впустить на предприятия мошенников, что может повлечь утечку информации, материальный ущерб, хищение документов и т.д. Если кроме проверяющих пришли и посторонние лица, и Вы их допустили, выполняйте только требования проверяющих. Так как иные, привлеченные к проверке лица, не наделены полномочиями на проверочные действия и, соответственно, не имеют прав проверяющих. Во-вторых, допуск инспектора к проверке лишает работодателя возможности в дальнейшем ссылаться на такие обстоятельства и требовать на этом основании прекращения проверки.

3. Уточните, какое именно предприятие пришли проверять, дабы не показывать лишнего. Документы показывать только те, что просят. Чем больше документов предоставите, тем выше шансы проверяющего найти в них погрешность. Лишняя информация может стать поводом для дальнейших объяснений. Оригиналы изымать при проверке не имеют права, если конечно, нет решения суда о выемке.

4. Требуйте от проверяющего зарегистрироваться в журнале проверок. Необходимо завести такой журнал, продается в любой канцелярии. Это даст возможность выиграть время и зафиксировать данные проверяющего.

5. Проведите с сотрудниками разъяснительную работу. В условиях проверки работники могут наговорить лишнего. Потому, важно объяснить рядовым сотрудникам, что они имеют право не общаться с инспектором и не несут никакой ответственности за это.

6. Не нужно указывать проверяющему на ошибки.

Во-первых, излишняя дотошность и придирчивость с Вашей стороны вызовет негативные эмоции у представителя контролирующего органа, что отразится на ходе проверки. Во-вторых, ошибки проверяющих – это наш козырь. Чем больше процедурных ошибок допустит проверяющий во время инспекционного посещения, тем выше шансы оспорить результаты проверки. Поэтому, ошибки инспектора фиксируются, а не озвучиваются.

7. Не отказываться от подписи акта проверки, а подписывать акт проверки с изложением замечаний. По окончанию проверки инспектор составляет акт, который содержит информацию о выявленных нарушениях и подлежит подписанию руководителем или уполномоченным лицом предприятия.

Часто руководители подписывают такой акт, подтверждая своей подписью согласие с его содержанием, а потом пытаются его оспорить. В таком случае процедура обжалования усложняется.

Дабы не ставить себе палки в колеса, руководитель должен внимательно изучить акт и в случае наличия в нем информации, которая не соответствует действительности или, которая в последствие может быть обжалована, подписывайте акт, предварительно изложив к нему замечания. Лучше сделать следующую надпись: «С информацией, изложенной в акте не согласен, замечания будут поданы в установленном законом порядке». Согласно закону замечания, могут быть поданы на протяжении трех-пяти дней с дня подписания акта (в зависимости от того какой именно орган проводит проверку).

Некоторые руководители ошибочно полагают, что, отказавшись от подписания акта проверки, у них не возникнет обязательства по оплате штрафов за выявленные и зафиксированные в акте правонарушения. На деле же, инспектор отправит работодателю указанный акт рекомендательным письмом, и не получив обратно подписанный экземпляр, составит акт об отказе от подписи. Отказ руководителя предприятия или лица уполномоченного руководителем от подписания акта без указания причин фактически приравнивается к согласию с информацией, отображённой в нем, и как следствие наложению на предприятие штрафа.

8. Будьте вежливыми. Инспектора имеют право проводить фото и видео съемку. Вы тоже.

Для получения юридической консультации по вопросам проверок или для срочной юридической помощи , обращайтесь по тел.:

Документы, предъявляемые для документарной проверки Федеральной инспекцией по труду

Примерный перечень документов, предъявляемых для документарной проверки Федеральной инспекции труда
1) устав организации (копия). Копии документов, предъявляемых государственному инспектору труда, должны быть надлежащим образом заверены;(могут и не запросить-изменение законодательства.
2) штатное расписание и изменения к нему (за период, определяемый проверяющим лицом);
3) положения о структурных подразделениях — при условии, что функционирование структурных подразделений предусмотрено штатным расписанием;
4) коллективный договор (копия), если он действует у данного работодателя;
5) правила внутреннего трудового распорядка (копия);
6) должностные (рабочие) инструкции (выборочно);
7) инструкции по основным видам деятельности;
8) инструкции по охране труда (выборочно);
9) положение (инструкция, регламент и др.) о защите персональных данных работников;
10) положение об охране труда работников;
11) положение о материальном стимулировании работников;
12) положение об аттестации работников;
13) положение о корпоративном (профессиональном) обучении, в т.ч. ученическом обучении и обучении в области охраны труда;
14) график отпусков и изменения к нему (за период, определяемый проверяющим лицом);
15) график сменности — при условии, что соответствующий режим применяется у данного работодателя;
16) журналы (книги) учета документации отдела кадров (выборочно);
17) альбом форм документов по кадровому делопроизводству;
18) приказы и распоряжения (кадровые, а также изданные отделом кадров по вопросам основной деятельности);
19) трудовые договоры и соглашения об изменении (дополнений) их условий;
20) личные дела;
21) трудовые книжки;
22) личные карточки;
23) договоры о полной материальной ответственности;
24) форма расчетного листка;
25) листки временной нетрудоспособности;
26) список работников, имеющих право на дополнительный отпуск;
27) перечень должностей (профессий) с ненормированным рабочим днем;
28) документы по нормированию труда (нормы, нормативы);
29) документы по учету рабочего времени;
30) документы по рассмотрению трудовых споров;
31) документы по расследованию несчастных случаев и профзаболеваний;
32) документы по назначению пенсий и пособий;
33) документы по обязательному медицинскому освидетельствованию работников;
34) образец расчета выплат по возмещению вреда здоровью;
35) справка об имеющейся задолженности по заработной плате.
Другие документы предъявляются по письменному требованию государственного инспектора труда.
Кроме указанных документов, рассматриваются:
— акты предыдущих проверок предприятия по вопросам трудовых отношений;
— материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях предприятием трудового законодательства, иных актов, содержащих нормы трудового права;
— иные документы о результатах осуществленных в отношении предприятия мер контроля (надзора).
№ п/п Наименование документа Нормативный акт, обосновывающий необходимость наличия документа Первоочередные обязательные локальные акты 1
Штатное расписание, утвержденное приказом работодателя
Статьи 15, 57 ТК РФ, Форма Т-3, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1
2
Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные приказом работодателя
Статьи 189, 190 ТК РФ
3
Правила и инструкции по охране труда. Комплект всех нормативных правовых актов по охране труда, применимых к предприятию работодателя
Раздел Х ТК РФ
4
Положение о персональных данных работников или другие документы, регулирующие порядок использования персональных данных работников на предприятии, обязательство о неразглашении персональных данных
Пункт 8 статьи 86, статья 87 ТК РФ
5
Положения/соглашения о коммерческой тайне. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, утвержденный работодателем
Ст. 11 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»
6
Локальные нормативные акты по оплате труда
Статья 135 ТК РФ
7
Коллективный договор (обязателен при условии получения предложения в письменной форме о начале коллективных переговоров)
Статья 136 ТК РФ
Обязательные локальные акты организации, действующие определенный период времени 8
Табели учета использования рабочего времени
Формы Т-12, Т-13, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1
9
График отпусков на календарный год
Статья 123 ТК РФ, форма Т-7, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1
Журналы учета и книги учета 10
Журнал учета работников, выбывающих в служебные командировки из командирующей организации. Журнал учета работников, прибывших в организацию, в которую они командированы
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.09.2009 № 739н
11
Журнал (листы) ознакомления работников с локальными нормативными актами работодателя при приеме на работу
Статья 68 ТК РФ
12
Журнал учета мероприятий по контролю
Пункт 9 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ
Приказ Минэкономразвития от 30.04.2009 № 141
13
Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (пронумерованная и прошнурованная, скрепленная сургучом или опломбированная)
Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69
14
Приходно-расходная книга по учету трудовой книжки и вкладыша в нее (пронумерованная и прошнурованная, скрепленная сургучом или опломбированная)
Постановление Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69
Приказы (распоряжения) работодателя 15
Приказы о приеме на работу
Статья 68 ТК РФ, формы № Т-1, Т-1А, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004
№ 1
16
Приказы о переводе на другую работу
Статья 72 ТК РФ, формы № Т-5,
Т-5А, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004
№ 1
17
Приказы о привлечении работников к сверхурочной работе
Статья 99 ТК РФ
18
Приказы и иные документы, связанные с наложением дисциплинарных взысканий (докладные записки, объяснительные записки, иные документы, касающиеся проведения дисциплинарного расследования)
Статья 193 ТК РФ
19
Приказы о прекращении действия трудового договора
Статья 84.1 ТК РФ, формы № Т-8,
Т-8А, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004
№ 1
20
Приказы о направлении работника в командировку
Формы № Т-9, Т-9А, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004
№ 1
21
Приказы о предоставления отпуска
Формы № Т-6, Т-6А, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004
№ 1
22
Приказы о поощрении работников
Формы № Т-11, Т-11А, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004
№ 1
Документы, оформляемые по каждому работнику отдельно 23
Трудовые договоры со всеми работниками (срочные договоры, с указанием основания (причины) для заключения договора на определенный срок)
Статьи 67, 59 ТК РФ
24
Трудовые книжки, кроме внешних совместителей
Статьи 65, 66 ТК РФ
25
Личные карточки работников
Форма № Т-2, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004
№ 1
26
Документы работников, требуемые законодательством (копии):
— документы удостоверяющие личность;
— трудовая книжка, кроме работников устраивающихся впервые и совместителей;
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
— документы воинского учета (военный билет, приписное свидетельство и др.);
— документ об образовании;
— справка о наличии (отсутствии) судимости по некоторым видам деятельности.
Статья 65 ТК РФ
27
Должностные инструкции работников, утвержденные работодателем, если трудовая функция не прописана в трудовом договоре
Письмо Роструда от 31.10.2007 № 4412-6
28
Договоры о полной материальной ответственности с определенными категориями работников
Статьи 243, 244 ТК РФ
Документы о выплате заработной платы 29
Форма расчетного листка при выплате заработной платы
Статья 136 ТК РФ
30
Ведомости выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с трудовыми отношениями
Формы № Т-49, Т-51, Т-53, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1
Документы для оформления отпусков 31
Письменные уведомления работодателем работников о времени начала отпуска
Статья 123 ТК РФ
32
Личные заявления работников о предоставлении отпуска, о перенесении времени отпуска, о разделении отпуска на части, о замене отпусков денежной компенсацией
Статьи 124, 125, 126 ТК РФ
33
Записка-расчет о предоставлении отпуска
Форма Т-60, утв. Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004
№ 1
34
Документы, подтверждающие оплату отпускных (платежные ведомости, расписки работников, банковские платежные документы и т.п.)
Статья 136 ТК РФ
документы, оформляемые при увольнении работника 35
Документы, подтверждающие основание увольнения (заявления об увольнении по собственному желанию, соглашения о прекращении трудовых отношений и др.)
Статьи 77-84 ТК РФ
36
Уведомления работников (об истечении срока трудового договора, о прекращении трудового договора в течение испытательного срока, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией или сокращением штата и др.) и подтверждения о получении таких уведомлений
Статьи 71, 79, 180 ТК РФ
надеюсь это все
Скан документа удалён модератором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *