Содержание
Органы валютного регулирования в РФ
Перечень органов власти, осуществляющих соответствующие функции управления в России, установлен ч. 1 ст. 5 Закона. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются:
- Центральный банк РФ (далее — ЦБ);
- Правительство РФ.
Соответствующие положения, закрепляющие указанные полномочия, содержатся в:
- ст. 4 Закона от 10.07.2002 «О ЦБ России»;
- ст. 15 Конституционного закона от 17 декабря 1997 года «О Правительстве РФ».
С целью исполнения соответствующих полномочий ЦБ и Правительство РФ на основании Закона выдают обязательные для объектов регулирования указания, публикуемые в нормативных актах.
По составу соответствующих полномочий основным органом валютного регулирования в России является ЦБ. Этот регулирующий орган устанавливает, в т.ч., формы и порядок учета и отчетности по валютным операциям. ЦБ по сути — это главный банк в Российской Федерации.
В числе нормативных актов валютного регулирования, изданных ЦБ в качестве основного органа валютного регулирования в России, в частности, можно выделить:
- Инструкцию от 16 сентября 2010 года о банковских операциях в валюте других государств;
- Указание от 14 августа 2008 года о кассовых операциях с валютой других государств;
- Указание от 20 июля 2007 года о представлении банкам документов по валютным операциям и др.
В числе нормативных актов валютного регулирования, изданных Правительством РФ, в частности, можно выделить:
- Постановление от 28 декабря 2005 года. Им закреплен порядок представления резидентами отчетов о счетах в банках иностранных государств.
Методы управления валютными правоотношениями могут быть различными в зависимости от предмета регулируемых отношений, объектов и субъекта валютного регулирования.
Предметом регулируемых отношений, к примеру, могут быть:
- валютные операции с валютой других государств на территории РФ;
- расчеты в национальной валюте РФ;
- расчеты в валютах других государств;
- размер ввоза и вывоза валют;
- значение обменного курса валют и т.д.
Таким образом, органами валютного регулирования в РФ являются ЦБ и Правительство. Эти органы наряду с управлением и нормотворчеством в рассматриваемой сфере правоотношений одновременно осуществляют полномочия по валютному контролю на территории нашего государства.
80. Валютное регулирование в рф.
Валютное регулирование – это, с одной стороны процесс, а с другой стороны – порядок государственного управления валютной сферой в экономике России. Осуществляя валютное регулирование, государство регламентирует систему международных расчетов, выполняемых российскими участниками и устанавливает сферу и порядок проведения валютных операций; порядок формирования и использования валютного резерва страны; порядок создания и использования валютных фондов хозяйствующих субъектов; сферу и порядок осуществления валютного контроля.
В России действует Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 04.11.2014).
Основные цели Закона 173-ФЗ — это обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации, стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Валютное регулирование осуществляется на трёх уровнях:
1) национальном;
2) межгосударственном;
3) региональном (международном )
и делится на:
— Прямое, которое включает в себя законодательные акты и действия исполнительной власти;
— Косвенное, которое предполагает использование экономических, в частности валютно- кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка;
— Рыночные — основано на конкуренции и порождает стимулы к развитию;
— Государственное – направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования.
Задачами валютного регулирования являются:
1) управление обращением валюты;
2) контроль, за валютными операциями;
3) воздействие на валютный курс национальной валюты;
4) ограничения использования валюты;
5) порядок проведения валютного контроля.
82. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. Регулирование валютных операций движения капитала.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами
Порядок проведения валютных операций установлен статьями 6, 9, 10, 11, 13, 15 Закона 173-ФЗ.
1. Возможны самые различные классификации видов валютных операций. Применительно к участию в валютных отношениях кредитных организаций важно выделять два вида таких операций. Операции резидентов с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на: текущие валютные операции;
и валютные операции, связанные с движением капитала. Основное отличие этих двух видов операций заключается в следующем. Текущие валютные операции осуществляются без каких либо ограничений. В свою очередь, операции по движению капитала осуществляются в порядке, определяемом Правительством РФ и ЦБ РФ. Не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.
2. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением тех, по которым закон устанавливает ряд ограничений в целях предотвращения сокращения золотовалютных резервов; резких колебаний курса валюты РФ; поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Ограничения носят не дискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
3. При регулировании валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами ЦБ РФ может устанавливать только требование об использовании специального счета и резервировании. Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами: — расчетов и переводов при предоставлении и получении кредитов и займов в иностранной — валюте резидентами нерезидентам (от нерезидентов); операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг; — исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам; — операций кредитных организаций, за исключением банковских операций. Требование об использовании специального счета нерезидентом устанавливается ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами: — расчетов и переводов при предоставлении и получении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам (от нерезидентов); — операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг; — исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам; — операций, связанных с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг; — операций, связанных с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг, а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.
Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет нерезидента в валюте РФ, открытый в уполномоченном банке. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг. Что касается денежных расчетов между резидентами и нерезидентами по операциям с внешними ценными бумагами, то их можно осуществлять в валюте РФ и иностранной валюте, если иное не установлено ЦБ РФ. Без ограничений осуществляются валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с приобретением и отчуждением внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года.
4. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением: операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования при международных перевозках; операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из России или ввозимого в Россию груза, транзитной перевозкой груза по территории РФ, а также по договорам страхования указанных грузов; операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях; операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осуществления расчетов в валюте РФ;
операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте. Без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные: — с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и санкций по соответствующим договорам; — внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (вкладов); — банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога; — приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, взысканием по ним санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам; — с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранных государств, приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности; — с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения; иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям.
5. Нерезиденты вправе: • без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках; • осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в порядке, установленном ЦБ РФ, который может предусматривать требование об использовании специального счета при совершении таких операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через/банковские счета в России.
Статья 9. Валютные операции, связанные с движением капитала.
1. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются международные валютные операции, не относящиеся в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона к текущим валютным операциям, включая любые платежи по таким операциям с использованием валютных ценностей, передачу права собственности и валютных ценностей в результате совершения сделок, указанных в настоящей статье.
К указанным валютным операциям относятся прямые инвестиции, портфельные инвестиции, кредитные операции, гарантийные операции, депозитные операции, неэкономические операции, другие валютные операции, указанные в настоящем пункте. 1) К прямым инвестициям относятся операции, заключающиеся в осуществлении вложений (несении расходов) в денежной и неденежной форме с целью установления постоянных и прямых экономических связей, проявляющихся в эксплуатации предприятия лицом, осуществившим такие вложения (несущим такие расходы), или в оказании этим лицом влияния на эксплуатацию предприятия другим лицом, а также в распоряжении активами, имеющимися во владении в результате эксплуатации предприятия или в результате сделанных вложений (понесенных расходов), за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в том числе операций, предметом которых является: а) приобретение предприятия или его организованной части, создание или эксплуатация предприятия или осуществление расходов с целью расширения существующего предприятия; б) приобретение голосующих акций или иных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, в том числе при учреждении компании, если количество приобретаемых акций или акций, в которые могут быть конвертированы иные приобретаемые ценные бумаги, составляет не менее 10% голосующих акций; в) платежи, производимые учредителями от имени компании до ее регистрации, а также расходование средств компанией в форме вознаграждения в обмен на произведение таких платежей; г) осуществление дополнительных платежей и предоставление займов и кредитов компании акционерами, которые владеют голосующими акциями или иными ценными бумагами, конвертируемыми в голосующие акции, если количество таких акций или акций, в которые могут быть конвертированы иные ценные бумаги, составляет не менее 10% голосующих акций, а также привлечение таких займов и кредитов компанией и их погашение; д) приобретение права собственности и иных прав на недвижимость в связи с эксплуатацией предприятия; е) предоставление, получение и выплата кредитов и займов со сроком погашения не менее трех лет;
ж) получение доходов от: — ликвидации компании и отчуждения акций компании или их выкупа; — отчуждения предприятия или его организованной части, а также ликвидации предприятия; — отчуждения права собственности и иных прав на недвижимость, упомянутых в подпункте «д».
2) К портфельным инвестициям относятся операции с ценными бумагами, паями паевых инвестиционных фондов, а также производными финансовыми инструментами (деривативами), за исключением операций с акциями и ценными бумагами, конвертируемыми в акции, указанных в подпункте «б» пункта 1) настоящей статьи, в том числе: а) эмиссия, а также размещение, приобретение и отчуждение указанных ценных бумаг и производных финансовых инструментов (деривативов) на организованном рынке; б) выкуп паев паевых инвестиционных фондов, которые были размещены или приобретены на организованном рынке; в) эмиссия, а также размещение, приобретение и отчуждение указанных в настоящем подпункте ценных бумаг и производных финансовых инструментов на внебиржевом рынке; г) выкуп паев паевых инвестиционных фондов, кроме указанных в подпункте «б». В целях настоящего Федерального закона: ценные бумаги — акции и облигации, а также другие ценные бумаги, выпущенные в соответствии с правилами страны, являющейся местом регистрации или местом нахождения эмитента, или страны, в которой осуществляется эмиссия, а также связанные с ними отчуждаемые права, за исключением паев паевых инвестиционных фондов и производных финансовых инструментов (деривативов); краткосрочные ценные бумаги — облигации и иные долговые ценные бумаги, выпущенные в соответствии с правилами страны, являющейся местом регистрации или местом нахождения эмитента, или страны, в которой осуществляется эмиссия, со сроком погашения менее одного года; федеральные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации; пай в паевом инвестиционном фонде — право на долю активов фонда, управляемого лицом (управляющей компанией), имеющим право инвестировать доверенные ему деньги в ценные бумаги или иные активы в соответствии с правилами страны, в которой это лицо (управляющая компания) действует; производные финансовые инструменты (деривативы) — права, цена на которые прямо или косвенно зависит от цен на базовые активы: товары, ценные бумаги, иностранную или российскую валюту, драгоценные металлы и драгоценные камни, включая золото из состава золотовалютных резервов Российской Федерации, либо от значения индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на соответствующие базовые активы (фондовых и иных индексов); организованный рынок — биржевой или иной рынок, на котором ведется торговля ценными бумагами, паями паевых инвестиционных фондов и производными финансовыми инструментами (деривативами) в соответствии с правилами страны, в которой функционирует такой рынок. 3) К кредитным операциям относятся: предоставление и получение, а также выплата финансовых (банковских) кредитов и займов, за исключением операций кредитного характера, относящихся в соответствии с настоящей статьей к прямым или портфельным инвестициям, операциям неэкономического характера, а также кредитных операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи; предоставление и получение, а также выплата целевых финансовых (банковских) кредитов и займов, а также предоставление и получение коммерческого кредита в форме отсрочки платежа или авансовых платежей по операциям, указанным в подпункте «а» пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, на сроки, превышающие сроки, установленные названной нормой. 4) К гарантийным операциям относятся операции, предметом которых являются предоставление поручительства, в том числе в форме банковских гарантий, страхование по финансовым (банковским) кредитам и займам, в том числе страхование по экспортным кредитам, и по международным перевозкам, а также предоставление иных видов личного или имущественного обеспечения в отношении прав требования. 5) К депозитным операциям относятся операции, предметом которых являются сделки, относящиеся к вкладам и счетам, которые совершаются банками и иными уполномоченными финансовыми учреждениями. 6) К неэкономическим операциям относятся операции физических лиц, не являющиеся портфельными инвестициями, кредитными, гарантийными или депозитными операциями, которые никак не связаны с осуществляемой этими физическими лицами предпринимательской деятельностью, при условии, что сумма одной операции не превышает суммы, эквивалентной 1 млн. рублей, или предметом таких операций являются: а) передача или приобретение права собственности либо иных прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации; б) передача или приобретение права собственности либо иных прав на недвижимое имущество вне пределов Российской Федерации; в) наследование имущества по завещанию или по закону; г) предоставление и получение займов между членами семьи; д) ликвидация или передача активов в связи с изменением валютного статуса резидента или нерезидента. 7) К другим валютным операциям относятся валютные операции, связанные с движением капитала, не относящиеся к прямым или портфельным инвестициям, кредитным, гарантийным, депозитным или неэкономическим операциям, в том числе валютные операции, указанные в статье 10 настоящего Федерального закона. 2. Отношения, связанные с осуществлением прямых и портфельных инвестиций резидентов и нерезидентов в банковском секторе, а также получением и предоставлением, выплатой и погашением межбанковских кредитов и займов, регулируются федеральными законами о банках и банковской деятельности, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. 3. Валютные операции, связанные с движением капитала, совершаются с соблюдением правил валютного контроля, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, такие валютные операции осуществляются резидентами и нерезидентами в разрешительном или уведомительном порядке.
Особенности валютного регулирования и валютного контроля в Р.Ф..
После распада СССР работа по созданию в Российской Федерации системы валютного регулирования и валютного контроля была начата практически с нуля. Принимая во внимание, что наиболее опасные для экономики страны нарушения валютного законодательства связаны, прежде всего, с оттоком валютных средств за рубеж, в первоочередном порядке была поставлена задача обеспечения скоординированного банковского и таможенного контроля за движением валютных средств по внешнеторговым сделкам, а также операциям с капиталом. Процессы либерализации внешней торговли и валютного режима в стране, формирование валютного рынка в значительной мере опередили развитие системы государственного контроля за движением материальных и валютных ресурсов страны. Все это в сочетании с развитием экономического и финансового кризиса создало питательную среду для расширения противоправных действий по незаконному присвоению и переводу за рубеж валютных средств, сокрытия их от налогообложения и обязательной продажи.
Правовая база валютного регулирования в РФ начала создаваться в 1992 г., когда был издан Указ Президента № 629 от 14.06.92 г. “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и изменении экспортных пошлин”. До этой даты и даже позднее, т.е. практически до конца 1993 г., правила валютного регулирования внешнеторговых операций определялись ведомственными инструкциями Банка России.
Указ № 629 увеличил объем обязательной продажи экспортной валютной выручки с 30 до 50%, а также изменил порядок продажи. В соответствии с Указом, вся валютная выручка зачисляется на транзитный счет экспортера, с которого продажа 50% валютных поступлений осуществляется непосредственно на внутреннем валютном рынке России по официальному текущему курсу на день продажи. При этом валютные средства должны были в обязательном порядке продаваться только через межбанковские валютные биржи. Прямые двусторонние сделки купли-продажи валютных поступлений через банк не допускались, поскольку это способствовало проведению спекулятивных операций с валютными экспортными поступлениями и резким и необоснованным колебаниям курса рубля.
В октябре 1992 г. был принят Закон “О валютном регулировании и валютном контроле”, который до 2003 г. являлся основным документом, определявшим условия государственного регулирования в сфере валютного обращения.
Следует отметить, что оба вышеназванных документа носили достаточно общий характер и не смогли предотвратить нарушения в осуществлении валютных операций.
Эти документы определяли, что главными органами контроля за поступлением экспортной валютной выручки и сокращения незаконной утечки валюты за границу являются таможенная служба и уполномоченные банки, через которые экспортеры и импортеры осуществляют платежи за внешнеторговые операции.
С 1 января 1994 г. любая экспортная операция сопровождается оформлением паспорта сделки, подписываемого экспортером и уполномоченным банком. В паспорте сделки приводятся все основные сведения из контракта: наименование товара, цена, условия платежа и другие основные условия сделки. Паспорт сделки представляется экспортером при таможенном оформлении экспортного товара одновременно с грузовой таможенной декларацией и другими необходимыми документами. Все сведения паспорта сделки и таможенной декларации фиксируются в вычислительном центре Федеральной Таможенной Службой (ФТС), на основании чего ФТС направляет уполномоченному банку специальную учетную карточку с информацией о дате пересечения товаром таможенной границы и направлении поставки товара.
В ряду мер по регулированию валютных операций важное место принадлежит назначению Центральным Банком России обменного курса рубля по отношению к ведущим валютам западных стран. Через котировку национальной валюты ЦБ РФ может существенно влиять на экономическую эффективность экспортных и импортных операций.
С целью дальнейшей либерализации всей системы валютного регулирования в стране 10 декабря 2003 г. был принят новый Федеральный закон №173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”. Закон вступил в силу через шесть месяцев после его опубликования, т.е. с июня 2004 г. и в настоящее время является базовым документом валютного регулирования в России.
Новый Федеральный закон устанавливает правовые принципы валютного регулирования и валютного контроля, определяет полномочия органов валютного регулирования. Определяются также права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, как и права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения российскими рублями и внутренними ценными бумагами.
В законе 2003 г. более четко изложен понятийный аппарат. Так, под валютой Российской Федерации понимаются денежные знаки и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законных средств наличных платежей, а под валютными ценностями – средства на банковских счетах и вкладах.
Иностранная валюта определена как денежные знаки в виде банкнот, монет и казначейских билетов, находящихся в обращении на территории иностранных государств как законное платежное средство наличных платежей. К иностранной валюте отнесены также и средства на банковских счетах и вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных и расчетных единицах.
Валютные ценности понимаются как иностранная валюта и внешние ценные бумаги. При этом в отличие от Валютного закона 1992 г. из категории валютных ценностей исключены драгоценные металлы (золото, серебро, платина и платиноиды), природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты), а также жемчуг и уникальные янтарные образования. Это означает, что ввоз и вывоз этой продукции как физическими, так и юридическими лицами не будет так строго регламентироваться.
Как и в прежнем законе, валютные операции между резидентами и нерезидентами на таможенной территории РФ запрещены и расчеты между ними могут быть осуществлены только в российских рублях, за исключением некоторых специфических операций: расчеты в магазинах беспошлинной торговли; операции по договорам экспедирования, транспортного обеспечения и страхования грузов; операции по обязательным платежам в иностранной валюте в бюджеты разных уровней и проч.
Федеральный закон 2003 года отменяет ограничения на совершение большинства валютных операций. Правительство регулирует только операции, связанные с движением капитала в следующих случаях:
- — при расчетах и переводах, обусловленных рассрочкой платежа на срок более трех лет при экспорте товаров разделов XVI, XVII, XIX Товарной номенклатуры ВЭД (машины, оборудование, вооружение, военная техника и др.);
- — при расчетах и переводах, обусловленных выполнением российскими резидентами строительных и подрядных услуг за рубежом на условиях предоставленной резидентом рассрочки платежа на срок более пяти лет;
- — при расчетах и переводах, связанных с исполнением коммерческих контрактов на условиях предоставления резидентом коммерческого кредита на срок более 180 дней в форме авансового платежа и т.д.
В указанных выше случаях законом обусловлена необходимость резервирования резидентом валютных средств до 50 процентов суммы отсроченного платежа.
Закон также определяет следующий порядок ввоза в Россию и вывоза валютных ценностей, российских рублей и внутренних ценных бумаг:
- — ввоз в страну иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме резиденты и нерезиденты осуществляют без ограничений, но при соблюдении таможенных правил;
- — физические лица (резиденты и нерезиденты) могут вывезти из России наличную иностранную валюту до 10 тыс. долл. США, а до 3 тыс. – без декларирования. Если валюта была ранее ввезена в Россию, то ее вывоз разрешен и в сумме, превышающей долларовый эквивалент в 10 тыс.
Весьма важной особенностью нового валютного закона явилось снятие ограничений на открытие резидентами счетов (вкладов) в иностранной валюте в банках, находящихся на территориях иностранных государств–членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). В других иностранных банках счета можно открыть только по согласованию с Банком России.
Российские физические лица (резиденты) могут осуществлять валютные операции с использование средств на открытых законным образом счетах в иностранных банках за границей при условии , что эти операции не связаны с передачей имущества или оказанием услуг на территории России.
> Меры валютного регулирования и контроля
Принципы валютного регулирования
В России формирование и развитие системы валютного регулирования и контроля происходило по мере расширения сферы ВЭД, увеличения числа ее участников и совершенствования организационных форм, а также реорганизации кредитно-банковской системы и появления коммерческих банков, получивших право открытия и ведения валютных счетов, проведения международных расчетов. Неотделимой составляющей этой системы стали соз-тикмежбанковских валютных бирж (1991—1993) и формирование внутреннего валютного рынка.
Последующее принятие первого Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992) позволило утвердить ряд новых для российской валютно-финансовой сферы категорий (валютные ценности, национальная и иностранная валюта, резиденты и нерезиденты, валютные операции), связанных с движением капитала, внешнеторговыми расчетами, куплей-продажей наличной иностранной валюты, сияв некоторые ограничения.
Закон позволил уточнить и развить состав элементов и содержание процедур механизма валютного регламентирования операций внутреннего валютного рынка, порядка ввоза и вывоза СКВ, условий совершения сделок с драгоценными металлами, а также валютно-финансовых и расчетных операций в сфере ВЭД.
Основными целями валютного регулирования с позиций рыночной экономики в России должны были быть, во-первых, усиление значимости национальной валюты и уменьшение инфляционного давления валютного курса; во-вторых, стимулирование притока иностранной валюты и контроль за возвратом валютной выручки экспортеров; наконец, стимулирование активности субъектов ВЭД, т.е. поощрение промышленного экспорта, обеспечивающего развитие импортозамещающих производств и создание условий для импорта.
Объективными возможностями для достижения этих целей, как показывает мировая практика, являются стабилизация цен на внутреннем рынке и соотношения реального курса рубля к СКВ. Последнее обеспечивается за счет объема товарной массы, соответствующей массе денежного обращения, на уровне сбалансированного спроса и предложения и в пределах паритета покупательной силы национальной валюты.
Что касается стабилизации цен, то для этого необходимо, прежде всего, переключение расходов госбюджета на рост и стимулирование промышленного производства.
Одновременно должен быть снижен уровень процентной ставки по депозитам и рублевым вкладам, переключив тем самым предпринимательскую заинтересованность с денежных операций на финансирование производства с расчетом на более высокие дивиденды.
Практика валютного регулирования ВЭД в России изначально была основана на административных мерах путем регламентации взаимодействия отечественных экспортеров с госбюджетом и обязательной продажи части их валютной выручки через уполномоченные банки. Подобные расчеты экспортеров с госбюджетом были необходимы для пополнения валютного резерва Центрального банка РФ, средства которого предназначены для поддержания курса рубля, для обслуживания внешнего долга, безусловных валютных платежей, а также Стабилизационного фонда.
Следует отметить, что в валютной корзине государства 41% занимает доллар США (41% евро, 10% фунт стерлинга, 8% японская иена и канадский доллар), 80% всей совокупности внешнеторговых расчетов с иностранными партнерами производятся в долларах США и евро.
Система принудительной продажи экспортной выручки существует и в международной практике. Ей привержены порядка 74 стран, подавляющее большинство которых — это небольшие слаборазвитые страны, а также страны с жесткой моделью регулирования экономики (табл. 10.5). Экономически состоятельных государств в этом списке не больше десяти. Кроме того, как свидетельствует статистика МВФ, по сравнению с 1993 г. общее число таких стран сократилось вдвое.
Зарубежный опыт также свидетельствует о том, что продажа валютной выручки обеспечивается напрямую центральному национальному банку или любому из коммерческих банков. Первый случай характерен для группы стран, где отсутствует развитая финансово-банковская система и валютный рынок. Второй — используется всеми остальными, предполагая обязательную продажу экспортной валютной выручки не только «своему» уполномоченному банку, но и другому банку на межбанковском рынке.
Таблица 10.5
Режим обязательной продажи валютной выручки в разрезе
групп стран*
Страны |
Режим обязательной продажи |
Ангола, Афганистан, Аруба, Багамы, Барбадос, Белиз, Бенин, Босния и Герцеговина, Бразилия, Буркина-Фасо, Бурунди, Бутан, Гватемала, Гви- нея-Бисау, Гренада, Доминикана, Доминиканская Республика, Кабо-Верде, Камбоджа, Камерун, Коморские острова, Республика Конго, Кот д’Ивуар, Лесото, Мали, Намибия, Нигер, Папуа — Новая Гвинея, Сент Ките и Невис, Сент Винсент и Гренадины, Самоа, Сенегал, страны Сейшельских о-вов, Судан, Свазиленд, Того, Тонга, ЮАР |
100%-ная обязательная продажа |
Гондурас, Ирак, Иран, Китай, Ливия, Малави, Марокко, Турция, Фиджи, Эквадор, Эфиопия |
Обязательная продажа от 50 до 100% |
Алжир, Бангладеш, Республика Беларусь, Вьетнам, Гана, Индия, Кипр, Мавритания, Россия, Соломоновы о-ва, Сомали, Сиринам, Тунис, Туркмения, Узбекистан, Украина |
Обязательная продажа 50% и ниже |
Габон, Колумбия, Македония, Малайзия, Мальта, Сирия, Таиланд, Центрально-Африканская Республика, Чад |
Особый режим обязательной продажи экспортной выручки, п редусматри вающи й некоторые льготы |
* Поданным МВФ.
В отличие от зарубежной практики, в России использовалась довольно жесткая система обязательной продажи валютной выручки с ограничением сроков с момента ее зачисления на транзитный счет уполномоченного банка экспортера. Продажа обеспечивается, кроме того, только на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) в рамках одной торговой сессии, которая проводится ежедневно в течение лишь одного часа, с уплатой достаточно высоких комиссионных (90 долл, с каждого миллиона долларов и до 25 долл, у «телефонных» брокеров).
Либерализация системы валютного регулирования получила развитие с 2001 г., что нашло отражение и в Федеральном законе от 10.12.2003 г. № 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Основными принципами дальнейшей государственной валютной политики в этом законе провозглашены: приоритет экономических мер в составе механизма валютного регулирования, исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции резидентов и нерезидентов, формирование устойчивого курса национальной валюты и достижение стабильности внутреннего валютного рынка. Исходя из этого был увеличен срок репатриации (возвращения в страну) валютной выручки с 90 до 180 дней, сокращен период (с 60 до 10 дней) предварительной регистрации документов резидентов в ЦБ РФ при открытии валютного счета за границей.
Вместе с тем все валютные операции, связанные с движением финансового капитала, регулируются Центробанком и в большинстве своем осуществляются в разрешительном порядке. Это касается, прежде всего, требования обязательного резервирования резидентом 50% суммы платежа при расчетах с иностранными партнерами при экспорте определенной ТН ВЭД (разделы XVI, XIII и XIX) на условиях отсрочки платежа (на срок более трех лет), при предоставлении коммерческих кредитов российскими участниками ВЭД иностранным партнерам в счет предварительной оплаты поставок товаров из-за рубежа (на срок более 180 дней), а также при отсрочках платежа на срок более пяти лет при строительстве промышленных объектов и проведении подрядных работ за рубежом. Расчет сумм резервирования осуществляется самостоятельно резидентами (или нерезидентами) в зависимости от вида внешнеторговой сделки в рублях или в СКВ (по операциям в иностранной валюте) на день ее внесения. Эта процедура сопровождается подачей письменного заявления в установленной форме в исполняющий банк.
Уведомительный принцип введен и для российских предприятий участником ВЭД, которые получают кредиты (до 100 млн долл.) у иностранных кредиторов под гарантии зарубежных финансово-страховых компаний, имеющих статус государственных агентов (Эксимбанка США, немецкой компании «Гермес», Банка международного сотрудничества Японии и других компаний Великобритании, Франции, Канады, Италии). В такой ситуации российские предприятия получают право открывать расчетный счет в стране кредитора без разрешения Центробанка, по уведомительному принципу. Кроме того, это позволяет экспортерам не зачислять на счета их российских уполномоченных банков валютную выручку и не продавать обязательную ее часть, а направлять на обслуживание и погашение финансовых обязательств по кредитным соглашениям и договорам займа с зарубежными финансово-кредитными организациями.