Компьютерный класс в школе

Компьютерный класс в облаках

Фото: medinat.by

В образовании компьютеры применяются уже очень давно, по крайней мере, со времён появления персональных в 80-е годы. Универсальные возможности, простота управления и относительно невысокая цена сделали их широко востребованными и в школах, и в вузах, и на курсах дополнительного образования. В разных учебных заведениях стали появляться компьютерные классы.

Не касаясь педагогических, методических, психологических и медицинских аспектов, рассмотрим организационной-техническую сторону дела.

Для применения компьютеров на конкретном занятии нужно установить на них соответствующее программное обеспечение и настроить его. Но на следующем по расписанию занятии может потребоваться совершенно иной набор программ, а затем вновь предыдущий.

А на практических занятиях учащиеся могут не только использовать готовые приложения, но и изменять настройку этих приложений или операционных систем. То есть после таких практических упражнений компьютеры оказываются в новом, не всегда в предсказуемом и пригодном для следующего занятия, состоянии.

Для восстановления исходного состояния учебных компьютеров системным администраторам требуется придумывать разного рода трюки.

Виртуализация компьютеров позволила отделить операционные системы от аппаратной части, и появилась возможность легко и быстро переносить виртуальные машины с одного «железного» компьютера на другой. Также стало возможным легко копировать виртуальные машины, в том числе, из ранее приготовленного шаблона для производства новых машин.

Однако применять виртуальные машины на небольших персональных компьютерах — довольно нерационально: там им будет слишком тесно.

Но не разворачивать же в каждой школе центр обработки данных!

Кроме того, у любых «железных» компьютеров есть один очень существенный и увы неизбежный недостаток: они быстро устаревают морально.

Ситуация кардинально изменилась, когда появились публичные облака. Они дали всем желающим возможность получит вычислительные ресурсы — виртуальные машины — в чистом виде, без привязки к конкретному «железу». При этом, надо понимать, что в функциональном плане виртуальный компьютер практически ничем не отличается от материального. Но в отличии от последнего, вычислительную мощность виртуального компьютера легко изменить за считанные минуты несколькими щелчками мыши. Причём, в обе стороны: как увеличив, так и уменьшив!

Впрочем, не будем лукавить, совсем отказаться от материальных компьютеров в учебном процессе не удастся, ведь учащемуся нужно видеть рабочий стол виртуальной машины на каком-то экране. Но в качестве терминального можно использовать либо не очень мощный (а значит, недорогой) компьютер, либо вообще, личный компьютер учащегося, например, его ноутбук.

Последнее обстоятельство открывает совсем новые перспективы: при использовании виртуальных компьютеров учащимся уже не обязательно находиться всем вместе в одном здании и в одном помещении.

Но последнее слово, конечно, за преподавателем!

Каковы основные преимущества виртуальных компьютеров?

Новые виртуальные машины можно легко и быстро создавать простым копированием. То есть достаточно раз сконфигурировать и настроить один экземпляр виртуальной машины, чтобы на его основе произвести столько учебных виртуальных компьютеров, сколько требуется.

Для каждого из своих занятий преподаватель может разработать типовую конфигурацию виртуального компьютера, а затем тиражировать её по мере необходимости. Очевидно, типовой шаблон может быть в любое время подкорректирован с учётом текущих потребностей.

Обеспечить «стандартное» состояние учебного компьютера можно и другим способом. Имеется возможность делать «снимки» виртуальных компьютеров, то есть можно зафиксировать состояние компьютера перед занятием и восстановить его из «снимка» после занятия. Это удобно, если тема занятия повторяется подряд у разных групп.

Надо подчеркнуть, что и создание нового виртуального компьютера из шаблона, и восстановление его из снимка выполняется быстро.

Управление виртуальными компьютерами можно автоматизировать. В серьёзных облаках имеется прикладной интерфейс (API), благодаря которому учебная информационная система может автоматически создавать виртуальные компьютеры нужной конфигурации и в нужном количестве перед каждым очередным занятием, а после него удалять «использованные» экземпляры виртуальных машины.

Простота включения и выключения виртуальных машин позволяет экономить на времени их работы. Если учебный процесс не идёт круглосуточно, виртуальные компьютеры можно выключать «на ночь», чтобы не платить за неиспользуемые вычислительные ресурсы.

Аппаратные «железные» компьютеры тоже можно выключать, но после этого они не перестанут быть имуществом, на приобретение которого были потрачены существенные денежные средства. А продать это имущество, если оно стало ненужным, очень сложно, практически невозможно.

Аналогично обстоят дела и с лицензиями на программное обеспечение, например, на распространённую, но платную операционную систему Windows. Купить лицензии легко, продать — сложно. В случае же публичных облаков стоимость лицензий программных продуктов часто входит в арендную плату.

Ещё одно важное обстоятельство. Размер групп учащихся в конкретном учебном заведении может быть разным, и количество компьютеров должно соответствовать максимальному числу учащихся в группе. А ещё нужен какой-то резерв на случай поломки. Получается, что аппаратный компьютерный парк всегда должен приобретаться с запасом, но использоваться на все 100% он никогда не будет.

По правде говоря, у виртуального компьютерного класса есть естественный недостаток: для его использования требуется подключение к интернету. Но сейчас в большинстве случаев оно не является серьёзной проблемой.

Облачные виртуальные компьютеры существенно расширили возможности преподавателей в организации обучения, повысили удобство и эффективность использования компьютерных технологий.

Однако при всём при этом не стоит забывать о том, что главным и самым важным в учебном процессе по-прежнему остаётся хороший преподаватель!

Валерий Шачин, аналитик компании 1cloud

Компьютерный учебный класс

Назначение
Обучение школьников и студентов современным компьютерным технологиям, включая информатику, программирование, работу в INTERNET. Обучение другим учебным предметам с помощью персонального компьютера, таким как математика, физика, иностранный язык и т. д. Выполнение учебных заданий, самостоятельных работ на ПК, динамический контроль за успеваемостью.
Работа на современных ПК, подготовка учебных и отчетных материалов, создание и отладка программ, в том числе и сетевых версий.
Использование компьютерного класса как игрового зала.
Сфера применения
Школы, колледжы, ВУЗы, Учебные центры широкого профиля.
Особенности
Повышенные требования к электро- и пожаробезопасности, устойчивости работы компьютерной сети.
Компьютерный класс представляет собой одноранговую сеть типа «звезда», построенную с использованием одного концентратора. Типовая схема компьютерного класса как сети представлена на рисунке 1.

Компьютерный учебный класс включает в себя 10-20 рабочих станций (Компьютер Ученика (студента)), один сервер (Компьютер Преподавателя), струйный или лазерный принтер, модем, сетевое оборудование для организации компьютерной сети.
Для обеспечения условий электробезопасности возможны два типовых варианта размещения рабочих столов с компьютерами.
Первый вариант:
прокладка всех силовых и сетевых коммуникаций вдоль стен помещения в специальных пластиковых коробах, расположение рабочих столов с компьютерами вдоль стен. Достоинства — низкая стоимость работ, простота установки, легкость перепрофилирования помещения; недостатки — некоторое неудобство расположения рабочих мест.
Второй вариант:
прокладка всех силовых и сетевых коммуникаций под настилом пола ( устройство фальшпола), произвольное расположение рабочих столов с обязательным их жестким креплением к полу. Достоинства — широкий выбор вариантов расстановки рабочих столов; недостатки — высокая стоимость работ, сложность перепланировки помещения.
Типовой пример компьютерного учебного класса в Школе
Исходя из богатого опыта построения компьютерных классов можно заключить, что учебные заведения предпочитают первый вариант размещения рабочих столов (вдоль стен). Это в большинстве случаев обуславливается ограниченным финансированием подобных проектов. Если речь идет об обустройстве компьютерного класса в школах, то там предпочитают только первый вариант расстановки, т.к. помимо относительной дешевизны этот вариант обладает гораздо более высокой степенью защищенности на предмет механических поломок.
Ниже мы приводим типовой пример построения компьютерного учебного класса в школе. На рисунке 2 приведен схематический чертеж стандартного школьного класса размерами 7 на 12 метров с размещенным компьютерным оборудованием.

1. Рабочее место Преподавателя — сервер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь), принтер, сетевой концентратор, модем, источник бесперебойного питания (ИБП);
2. Рабочее место Ученика — рабочая станция , подключенная к локальной сети (системный блок, монитор, клавиатура, мышь), ИБП ( опционально);
3. Дополнительные рабочие столы для записей учебных материалов (опционально)
Оборудование рабочего места преподавателя

1. Сервер — рабочее место преподавателя P4-1700/ 256 / 1.44 FDD / 60Gb/ CD-RW/ 32 Mb SVGA/ Sound / Lan 10/100 TP/ Keyboard/ Mouse/ Speakers
2. Монитор 17″
3. Принтер лазерный формата А4
4. Источник бесперебойного питания
5. Внешний модем (обеспечивает выход в INTERNET, опционально)
6. Силовой рубильник-автомат (Аварийное отключение всего класса)
7. Силовые розетки — 5шт.
8. Сетевая розетка RJ-45
9. Соединительный шнур — патч-корд
10. Концентратор
Оборудование рабочего места студента

1. Рабочее место ученика Celeron-1300/ 128 / 1.44 FDD / 20Gb / 32 Mb SVGA/ Sound / Lan 10/100 TP/ Keyboard/ Mouse/ Speakers
2. Монитор 15″
3. Источник бесперебойного питания ( опционально )
4. Силовые розетки — 3шт.
5. Сетевая розетка RJ-45
6. Соединительный шнур — патч-корд
Оборудование сетевого обеспечения
1. Концентратор на 16-24 порта
2. Короб пластиковый для силовой проводки и компьютерного сетевого кабеля-витой пары ~ 35 м (на рисунке 3 приведен примерный вид кабель-канала)

Компьютерный класс.

12345

ПОЛОЖЕНИЕ О СРЕДСТВАХ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В ДонНМУ им.М.ГОРЬКОГО

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Средства электронного обучения (СЭО) – это аппаратно-программные компьютерные и телекоммуникационные системы, средства и инструменты, которые используются в учебном процессе с целью расширения его возможностей и качественного улучшения уровня образования.

1.2. Каждый СЭО предназначен для обеспечения учебно-воспитательного процесса в Донецком национальном медицинском университете им.М.Горького и, соответственно своему назначению, должен охватывать те вопросы, которые предусмотрены утвержденной учебной программой по определенному предмету. Структура СЭО должна иметь составляющие, которые обеспечивают возможность эффективного достижения учебно-воспитательной цели.

1.3. К средствам электронного обучения относятся:

– компьютерно-телекоммуникационная инфраструктура,

– педагогические программные средства,

– системы дистанционного обучения.

1.4. Создание, использование и распространение средств электронного обучения осуществляется согласно действующим нормативным документам.

КОМПЬЮТЕРНО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

2.1. В процессе учебно-методической работы должна использоваться следующая компьютерно-телекоммуникационная инфраструктура:

– компьютерный класс,

– средства компьютерного сопровождения учебного процесса,

– веб-сайт кафедры.

Компьютерный класс.

1.Оснащение и использование осуществляется согласно существующему Положению о компьютерном классе ДонНМУ им.М.Горького.

2. Общие положения:

2.1. Использование компьютерных классов рассматривается в ДонНМУ как одна из важнейших составляющих формирования грамотности студентов, интернов, слушателей последипломного образования в области информационно-коммуникационных технологий, а комплектование таких классов техникой и программным обеспечением – как одно из приоритетных направлений информатизации ДонНМУ.

2.2. Учебный компьютерный класс создается с целью обеспечения учебного процесса на кафедре, а также для выполнения научно-исследовательской и других видов работ, выполняемых в рамках учебного плана студентами, интернами, слушателями последипломного образования, преподавателями и сотрудниками ДонНМУ.

2.3. Компьютерный класс кафедры является методическим центром компьютерной компетентности студентов, интернов, слушателей последипломного образования, преподавателей и сотрудников, комплектуется компьютерной техникой, расходными, методическими и учебно-методическими материалами, сертифицированным программным обеспечением.

2.4. Методическое обеспечение компьютерных классов, расположенных на кафедрах ДонНМУ, разрабатывается авторскими коллективами, координируется методическими комиссиями по предметам и утверждается ЦМС ДонНМУ.

2.5. Контроль над техническим и программным оснащением, а также над использованием доступа к информационным ресурсам осуществляется координационными советами по информатизации ДонНМУ.

3. Требования к организации помещений и рабочих мест:

3.1. Помещение, в котором размещается компьютерный учебный класс, должно быть оборудовано в соответствии с санитарными правилами и нормами.

3.2. Помещение должно иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест с компьютерами в цокольных и подвальных помещениях не допускается.

3.3. Окна в помещении, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.

3.4. Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесов, внешних козырьков и др.

3.5. Площадь на одно рабочее место пользователей компьютера с видеодисплейным терминалом на базе электронно-лучевой трубки в учебном классе должна быть не менее 6,0 кв.м, а в случае использования видеодисплейного терминала на базе жидких кристаллов при продолжительности работы менее 4 ч. в день допускается минимальная площадь 4,5 кв.м.

3.6. Помещения с компьютерами должны быть оборудованы системами обогрева, кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляцией, в соответствии с действующими санитарными нормами.

4. Материальное обеспечение компьютерного класса:

4.1. Комплектация компьютерного класса:

– 5 и более рабочих мест (из расчета 1-2 студента на 1 рабочее место);

– компьютер преподавателя (сервер класса);

– оборудование для организации локальной сети с выделенным компьютером преподавателя;

– колонки или наушники (при необходимости);

– принтер (при необходимости);

– проектор (по необходимости);

– сканер (по необходимости);

– лицензионное программное обеспечение, операционные системы и программы, открытые коды, необходимые для работы компьютеров, доступа в Интернет, подготовки текстовых документов, презентаций, проведения учебного процесса на кафедре.

В компьютерном классе должно использоваться только лицензионное программное обеспечение или такое, которое распространяется с «открытым кодом» или бесплатно.

4.2. Компьютерный класс должен быть оснащен:

– средствами пожаротушения, в соответствии с установленными законодательством требованиями пожарной безопасности;

– светильниками местного освещения (по необходимости);

– информационным стендом (в коридоре у входа в класс).

4.3. Информационный стенд должен содержать:

– инструкцию по технике безопасности и правила работы в компьютерном классе;

– перечень методических рекомендаций и приложений к ним с указанием Интернет-ссылок на электронные издания;

– перечень рекомендуемых литературных источников;

– расписание работы компьютерного класса;

– расписание консультаций преподавателей.

5.Ответственность за сохранность материальных ценностей в компьютерном классе:

5.1. Полную ответственность за сохранность материальных ценностей (компьютеров, инвентаря, мебели) несут ответственные лица за компьютерный класс. Во время учебного процесса дежурные студенческих групп, осуществляющих прием-сдачу учебного компьютерного класса, помогают ответственному лицу осуществлять контроль.

5.2. Все материальные ценности должны быть внесены в инвентарную ведомость.

5.3. В случае увольнения ответственный сотрудник должен передать материальные ценности материально ответственному лицу кафедры.

6. Функции компьютерного класса:

6.1. Компьютерный класс предназначен для использования средств вычислительной техники при изучении базовых и специальных дисциплин студентами, интернами, слушателями последипломного образования.

6.2. Для этого на кафедре ДонНМУ используются следующие формы обучения:

– в соответствии с учебным планом в компьютерном классе проводятся аудиторные занятия с использованием персональных компьютеров;

– осуществляется самоподготовка студентов, интернов, слушателей последипломного образования к занятиям в отведенное для этого время;

– формируется банк программных продуктов учебно-методического назначения и создается банк электронных учебников и т.д.;

– формируется доступная для студентов, интернов, слушателей последипломного образования, преподавателей и сотрудников библиотека учебно-методической литературы и методических разработок для преподавателей;

– силами сотрудников кафедры, занимающихся обслуживанием программного обеспечения и организацией работы компьютерного класса, проводятся плановые консультации для студентов и преподавателей по изучаемым дисциплинам и возможностям использования программных продуктов в образовательном процессе;

– формируется банк компьютерных тестовых заданий для оценки начального, текущего и аттестационного тестирования обучающихся;

– организуется доступ пользователей компьютеров к локальной сети факультета, университета и сети Интернет.

6.3. Отдел информатизации и учебно-методический отдел оказывает методическую помощь в организации работы компьютерного класса.

7. Документация компьютерного класса должна быть в наличии и регулярно заполняться. Она состоит из следующих документов:

– журнал по технике безопасности (ТБ);

– инструкции по ТБ и пожарной безопасности;

– инструкция и правила работы в компьютерном классе;

– журнал учета материально-технических ценностей;

– паспорт компьютерного класса;

– журнал недостатков и профилактических работ с компьютерной техникой и программным обеспечением (ПО);

– журнал регистрации студентов, интернов, слушателей последипломного образования, допущенные к работе в компьютерном классе, и учета машинного времени (самостоятельной работы).

8. Обязанности преподавателя:

Во время работы в компьютерном классе преподаватель обязан:

– проводить инструктаж для студентов учебных групп по технике безопасности и охране труда, режиму работы в компьютерном классе (на первом занятии в начале семестра) и следить за внесением соответствующей записи студентами в журнал по ТБ;

– проводить контроль посещений и дисциплины в классе;

– соблюдать численную нагрузку класса;

– выполнять план работы по дисциплине в классе в соответствии с методическими рекомендациями тематике урока;

– проводить занятия согласно календарному плану работы;

– следить за сохранностью ПО, сетевых и системных настроек. В случае их изменения обратиться к ответственному лицу за компьютерный класс для их восстановления;

– не оставлять компьютерный класс во время учебных занятий;

– передавать информацию для размещения в электронных архивах;

– проводить плановые консультации;

– подавать заявку на использование дополнительного времени в классе.

9. Права и обязанности пользователей компьютерного класса:

9.1. Пользователь (преподаватель, сотрудник, студент, интерн, слушатель последипломного образования) обязан:

– соблюдать правила техники безопасности и охраны труда;

– соблюдать правила работы в классе;

– поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте;

– во время работы в классе отключать громкую связь на мобильном телефоне;

– немедленно обратиться к преподавателю после появления программных ошибок или сбоев;

– записывать информацию на диски по указанной теме;

– не копировать без разрешения преподавателя ПО и другие электронные ресурсы;

– бережно относиться к технике, мебели, дополнительным устройствам;

– принять для занятий, сдать рабочее место или учебный компьютерный класс после занятий непосредственно ответственному за класс лицу на кафедре с регистрацией в журнале пользователей.

9.2. Пользователь имеет право:

– использовать программное обеспечение, установленное на компьютере, в учебном процессе на кафедре;

– пользоваться информационными ресурсами, к которым открыт доступ в компьютерном классе;

– дополнительно заниматься в компьютерном классе при наличии свободных мест и с разрешения преподавателя, ответственного за компьютерный класс лица;

– проходить тренировочное тестирование в соответствии с расписанием занятий и/или при наличии свободных мест в компьютерном классе с разрешения преподавателя;

– участвовать в создании Интернет-ресурсов кафедры и университета;

– проходить контрольное тестирование в соответствии с расписанием;

– обучаться в системе дистанционного обучения университета (кафедры);

– вносить предложения относительно размещения и доступа к электронным учебным ресурсам.

9.3. Пользователям компьютерного класса запрещено:

– присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

– передвигать компьютеры;

– открывать системный блок;

– пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

– перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;

– вносить изменения в аппаратную конфигурацию компьютера (перенос клавиатуры/мыши с одного компьютера на другой, переключение мониторов и т.д.);

– ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;

– удалять или перемещать чужие файлы;

– устанавливать и запускать на рабочих местах компьютерные игры;

– использовать Интернет в развлекательных целях;

– устанавливать программное обеспечение;

– приносить в класс и употреблять напитки и продукты питания;

– выключать или перезагружать сервер класса (если он находится в компьютерном классе).

10. Ответственность пользователей:

10.1. В случае порчи или выхода из строя компьютерного класса по вине пользователя ремонт и/или замена производится за счет пользователя.

10.2. В случае нанесения вреда и срыва учебного процесса пользователь лишается права работы в компьютерном классе, в соответствии с решением декана факультета, и наказывается административным взысканием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *