Безопасность образовательного учреждения

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения

Проблема построения эффективной системы обеспечения безопасности должна решаться с учетом специфики образовательных учреждений и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.

Правоохранительные и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и повсеместно. Поэтому в ОУ, как и в других организациях, создаются собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных руководителем различных сил, средств и методов обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.

Рассмотрим подробнее основные элементы системы безопасности ОУ.

Субъекты обеспечения безопасности ОУ: руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи; администрация района, правоохранительные органы; органы управления образованием, органы здравоохранения.

Физическая защита здания ОУ: освещение зданий, периметров и территорий; ограждения, запоры, решетки на окнах; шлагбаум на подъездах к объектам ОУ.

Охрана ОУ: вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство; организация охраны и режима; макет документов по организации охраны; организация обучения сотрудников охраны; организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность; план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.

Технические средства охраны и безопасности ОУ: Система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация; системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ; системы видеонаблюдения; системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.

Финансовое и ресурсное обеспечение: оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей; средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки); средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами; средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений; энергетические и иные ресурсы.

Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления: согласование мер но проверке зданий и территорий ОУ на предмет их взрывобезоиасности с использованием специалистов инженерной и кинологической служб; распределение ответственности за безопасность ОУ между ведомствами; обмен информацией; совместная разработка и согласование планов по обеспечению безопасности; организация совместного контроля работы ЧОП в ОУ.

Воспитательная работа с учащимися: обучение готовности, навыкам и умениям действовать в условиях ЧС; уроки с детьми по безопасности: «Как распознать опасность», «Умей сказать нет»; проведение мероприятий по воспитанию культуры межнациональных отношений, соблюдению толерантности; проведение специальных занятий и тренировок по освоению навыков действий в ЧС.

Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:

  • — организация общих собраний родителей по вопросам обеспечения безопасности, совершенствования и содержания охраны, антитсррористической защищенности ОУ, воспитания бдительности, ответственности за личную и коллективную безопасность у детей;
  • — организация участия родителей в обеспечении безопасности и оказании помощи ОУ;
  • — повышение заинтересованности родительской общественности в совершенствовании технической оснащенности ОУ;
  • — привлечение родительской общественности к участию в контроле качества оказания охранных услуг и проведении финансовых расчетов с охранными предприятиями, оплачиваемых за счет целевых взносов (пожертвований) родителей.

Персонал ОУ:

  • — подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористиче- ской защищенности и противодействию экстремизму;
  • — проведение встреч педагогического состава с представителями правоохранительных органов но вопросам безопасности, антитеррористической защищенности ОУ.

Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):

  • — комплект действующих нормативных актов но обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности;
  • — комплект внутренних приказов и документов ОУ по обеспечению безопасности (обязанности должностных лиц, правила внутреннего распорядка, инструкции педагогическим работникам, инструкции охране, планы и схемы);
  • — номенклатура дел по направлениям безопасности: переписка, планы, материально-техническое обеспечение, тренировки, нормативные акты и т.д.

Методические документы по безопасности ОУ: методические рекомендации по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности должностным лицам ОУ, педагогическим работникам, охране; памятки и рекомендации для детей, персонала ОУ и родителей; плакаты, стенды, буклеты, фильмы, комиксы.

Медицинское обеспечение безопасности, охраны груда и здоровьесберегающих технологий в ОУ.

Психологическое обеспечение: профилактика психологического насилия, методики психологической подготовки к действиям в условиях ЧС; методики психологической поддержки; тренинги.

Кадровые и социально-бытовые меры.

Режим, обстановка, культура безопасности.

Органы управления образованием и взаимодействие с

ними.

Инфраструктура, инженерные сооружения, организации по обеспечению эксплуатации инфраструктуры ОУ и взаимодействие с ними.

К элементам системы безопасности ОУ относятся также: жители прилегающих дворов, кварталов; шефские и близлежащие предприятия; арендаторы; иные объекты.

Со всеми этими лицами и организациями следует вести постоянную работу.

Организационные элементы: распределение функциональных обязанностей, режим, контроль.

Знания о возможных угрозах в ОУ, способах раннего выявления опасностей; знания способов правильного противодействия опасностям.

Навыки правильного поведения и владения техническими средствами в ЧС;

Серьезное и правильное отношение к проблемам безопасности ОУ.

Три последних элемента — это главные элементы системы и культуры безопасности. Тот самый «человеческий фактор», без которого все вложенные деньги и технические средства ничего не дадут. Наличие культуры безопасного поведения иногда важнее других элементов системы безопасности. Эффективность этих элементов во многом определяется качеством преподавания курсов БЖ и ОБЖ.

В системе безопасности ОУ, как и в окружающем мире, всегда есть элементы, процессы и явления, не поддающиеся регулиро- ванию и управлению (например, природные процессы). Здесь многое зависит от знаний теории БЖ и методов анализа и прогнозирования, от выбора средств влияния на людей и окружающую среду.

Общая система безопасности ОУ должна дополняться следующими компонентами личной системы безопасности каждого работника и обучающегося:

  • — знание законов и правил поведения;
  • — отсутствие вредных привычек, соблюдение рекомендуемых правил поведения и личной безопасности;
  • — умелое использование средств безопасности;
  • — самоконтроль и дисциплина;
  • — хорошая связь с правоохранительными органами;
  • — взаимопомощь товарищей по работе;
  • — нормальные отношения в семье и с окружающими.

Задача руководителя и коллектива ОУ состоит в выявлении возможных опасностей, в создании адекватных им элементов (подсистем) безопасности и их интеграции в единую систему.

Планирование мер по всем направлениям безопасности осуществляется на основе анализа ситуации и прогнозирования возможных угроз с учетом нормативных требований.

В ОУ в соответствии с указаниями органов управления образованием должны прогнозироваться возможные действия преступников, массовые беспорядки, проявления экстремизма, взрывы, поджоги, пожары, применение отравляющих веществ, захват заложников, действия террористов, в том числе смертников. В связи с этим в составляемых планах и паспортах безопасности желательно отражать и возможные количественные показатели ущерба от этих действий, характеристики и размеры возможных зон поражения, степень вредного воздействия на жизнь и здоровье людей. Следует также указывать данные о неблагополучных группировках подростков в ОУ или прилегающем микрорайоне, их лидерах, о фактах вандализма, угроз, вымогательства среди учащихся, иных возможных противоправных действиях.

По каждой рассматриваемой ситуации в соответствии с рекомендациями МЧС, МВД и ФСБ России планируются ответные действия персонала ОУ, аварийных служб и бригад по ликвидации аварий, ЧС и их последствий. Эти действия следует планировать с учетом реальных ограниченных возможностей персонала ОУ, его компетенции; они не должны подменять действия сотрудников силовых структур.

Для повышения устойчивости учебного процесса и защищенности ОУ при разработке собственных структур, технологий и плана обеспечения безопасности необходимо предвидеть и учитывать максимальное количество реально распространенных опасностей. Когда многих происшествий не произойдет либо их влияние будет сведено к минимуму.

Письмом Минобрнауки РФ от 30.08.2005 № 03-1572 «Об обеспечении безопасности в образовательных учреждениях» всем ОУ предписывается разработать «Комплексный план безопасности ОУ», в котором системно заложены мероприятия по укреплению внутреннего распорядка, обучения учащихся и сотрудников, по антитсррористической защищенности и противопожарной безопасности.

Указанным письмом Министерство образования и науки РФ констатирует необходимость объединения ряда ранее разрозненных направлений обеспечения безопасности ОУ в единый долгосрочный документ — Комплексный план безопасности. Это целесообразно и своевременно, поскольку уменьшает количество всевозможных планов. Комплексность обеспечивается и тем, что во многих ОУ, наконец, начали появляться работники, профессионально отвечающие за безопасность (проректор, заместитель или помощник руководителя ОУ по безопасности).

Рассмотрим рекомендуемые разделы и мероприятия комплексного плана безопасности ОУ.

/. Организационные мероприятия

Разработка (доработка) правил внутреннего распорядка ОУ.

Определение порядка и мер обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности ОУ при проведении праздников, спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Проверка учебных и производственных помещений ОУ.

Организация контроля соблюдения правил регистрации и учета проживания лиц в общежитиях.

Организация деятельности антитеррористической рабочей группы, иных групп и комиссий, предусмотренных нормативными актами.

Обеспечение системного контроля деятельности организаций, арендующих помещения в ОУ.

Определение порядка и ответственных за ежедневный контроль состояния ограждений, закрепленной территории, зданий, сооружений, завоза продуктов и имущества.

Организация взаимодействия ОУ с представителями правоохранительных органов, местного самоуправления.

Организация контроля выполнения мероприятий комплексного плана «Безопасность образовательного учреждения», в том числе мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности ОУ

Руководство локальными системами контроля состояния потенциально опасных объектов, повышение надежности их функционирования,

Осуществление контроля соблюдения обучающимися и работниками установленных требований в области защиты от ЧС и охраны труда.

2. Обучение сотрудников и обучающихся

Обучение учащихся (студентов), сотрудников ОУ по ГО и ЧС.

Обучение учащихся по курсам ОБЖ и охраны труда.

Обучение студентов по курсам БЖ и охраны труда.

Проверка знаний в этой области.

3. Создание и укрепление учебно-материальной базы безопасности

Подготовка и выпуск инструкций и памяток по темам «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Техника безопасности».

Приобретение учебно-методической литературы, учебно-наглядных пособий, оборудования и приборов.

Установка системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников и обучающихся для доведения сигналов, системы аварийной подсветки указателей маршрутов эвакуации.

Монтаж систем противопожарной и охранной сигнализаций.

Приведение зданий, сооружений, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам.

Нормализация санитарно-гигиенических условий труда, внедрение здоровьесберегающих технологий обучения.

Улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств.

4. Мероприятия по предупреждению несчастных случаев

Ведение журналов инструктажей, периодических осмотров оборудования, заземления, контроля изоляции и т.д.

Проверка, окраска и испытание механизмов и станочного оборудования. Составление актов о проведенных испытаниях для возможности дальнейшей эксплуатации средств защиты, приборов, инструментов, оборудования.

Рациональная расстановка оборудования для повышения безопасности труда. Устройство дополнительных предохранительных и защитных приспособлений, блокировок, дублирующих средств безопасности, светозвуковой сигнализации.

Обеспечение работников необходимой технической документацией, рабочих мест — плакатами по безопасности.

Анализ случаев травматизма с целью исключения их повторения в будущем.

Механизация уборки производственных помещений, очистки и протирки осветительной арматуры, окон, вентиляционных установок.

Изготовление и применение знаков безопасности.

5. Мероприятия по предупреждению заболеваний в ОУ

Проведение медицинского освидетельствования поступающих в ОУ и периодических медицинских осмотров обучающихся и работников.

Своевременный ремонт зданий и оборудования, содержание рабочих и бытовых помещений в надлежащем санитарном состоянии.

Улучшение работы медпунктов и их оснащения. Оборудование аудиторий и рабочих мест аптечками.

Создание кабинетов, уголков, передвижных выставок по БЖ и охране труда, приобретение для них пособий, демонстрационной аппаратуры.

Применение приспособлений для снижения шума, вибрации, борьбы с пылью и ядовитыми газами, вентиляции помещений.

Оборудование санитарно-бытовых помещений, обеспечение мылом и другими необходимыми моющими средствами, лечебно-профилактическим питанием.

6. Мероприятия по улучшению условий труда и образовательного процесса

Улучшение естественного и искусственного освещения (установка дополнительных фонарей, светильников).

Утепление полов, устройство тепловых завес в зданиях.

Реконструкция буфетов, прачечных, установок для питьевой воды, комнат отдыха.

Оборудование мест и площадок, выделенных для физкультурно-оздоровительной работы.

Установление рационального режима труда и отдыха.

Санаторно-курортное лечение нуждающихся.

Применение индивидуальных средств защиты (очков, масок, щитков, респираторов, спецодежды, спецобуви).

В соответствии с особенностями каждого ОУ допускается изменение структуры, разделов и пунктов составляемого плана. Представляется, что в ОУ должен быть единый комплексный план безопасности с включением в него разделов по ГО, электробезопасности, пожарной, транспортной и другим видам безопасности.

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения

Система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения — совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях (см.).

Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения (см.) как временное состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Безопасность образовательного учреждения (как временный результат) достигается в процессе реализации следующих основных мер и мероприятий:

1. Организации физической охраны объекта и территории (ее задачи: контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществления пожарного надзора; организации пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории). Осуществляется путем привлечения сил подразделений вневедомственной охраны органов внутренних дел, частных охранных предприятий (ЧОП) или штатных сторожей.

2. Обеспечения инженерно-технической укрепленности (ограждения, металлические двери, решетки, противотаранные устройства и т. п.).

3. Организации инженерно-технического оборудования (охранная сигнализация; тревожно-вызывная сигнализация (локальная или выведенная на «01»); телевизионное видеонаблюдение; ограничение и контроль за доступом; пожарная сигнализация; радиационный и химический контроль).

4. Плановой работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения (см.: Паспорт безопасности).

5. Организации контрольно-пропускного режима.

6. Выполнения норм пожарной безопасности.

7. Соблюдения норм охраны труда и электробезопасности.

8. Плановой работы по гражданской обороне.

9. Взаимодействия с правоохранительными органами и другими структурами, вспомогательными службами и общественными организациями.

10. Правового всеобуча и формирования культуры безопасности (см.).

11. Финансово-экономического обеспечения мер и мероприятий.

«Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»

Статья 1 Закона РФ «О безопасности»

Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Под обеспечением безопасности понимают планомерную систематическую работу по всему спектру направлений — организационному, информационному, агитационному, обучающему.
Обеспечение безопасности образовательного учреждения — первостепенная обязанность заместителя директора по обеспечению безопасности.

В нашей школе эта должность введена в 2005 году. Заместитель директора по обеспечению безопасности отвечает:
— за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
— за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
— за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
— за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.

Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Формируется и достигается комплексная безопасность образовательного учреждения в процессе реализации следующих направлений (подробнее):

1. Работа по антитеррористической защищенности

и противодействию терроризму и экстремизму

Эта работа включает:
— проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
— непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
— организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
Решением вопросов по антитеррористической защищенности занимается антитеррористическая группа.
Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности школы, противодействию терроризму и экстремизму являются приказ директора, решения антитеррористической группы.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
— Закон Российской Федерации от 01.01.01 года № 000-1 «О безопасности»;
— Федеральный закон от 01.01.01 года «О борьбе с терроризмом»;
— Федеральный закон от 01.01.01 года «О противодействии терроризму»;
— Указ Президента Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «О мерах по противодействию терроризму»;
— Постановление Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «О мерах по противодействию терроризму»;
— и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.
На территории Московской области правовую основу борьбы с терроризмом (помимо вышеуказанных документов федерального уровня) составляют:
— Закон Московской области от 01.01.01 года № 000/2005-ОЗ «О защите населения и природного и техногенного характера»;
— Постановление Правительства Московской области от 01.01.01 года № 000/46 «О мерах по предотвращению и ликвидации кризисных ситуаций на территории Московской области» и другие различные приказы министерства образования Московской области, приказы РУО, образовательного учреждения.
Опираясь на эти документы, в школе разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательных учреждений:

— Паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения;
— Паспорт безопасности обучающихся.
— Инструкции, памятки.

2. Работа по обеспечению охраны образовательного учреждения

В нашей школе организована сторожевая форма охраны (в ночное время). Во время пребывания обучающихся в школе обеспечение безопасности осуществляется дежурной сменой (вахтер, дежурный учитель) под руководством дежурного администратора. Согласно Письма Министерства образования Московской области от 01.01.01 года № 000-01/09, приказа РУО и приказа по школе разработано и введено в действие положение о контрольно-пропускном режиме.
Организован внутриобъектовый режим с пакетом документов, который находится на вахте:
— список должностных лиц, педагогического состава и обслуживающего персонала образовательного учреждения;

— список должностных лиц, имеющих право разрешения пропуска посетителей;
— список должностных лиц, имеющих право разрешения на ввоз (внос) или вывоз (вынос) имущества;
— список должностных лиц, допущенных к проверке охраны образовательного учреждения;
— список должностных лиц, ответственных за надлежащее состояние и содержание помещений;
— рабочая тетрадь;
— инструкция по охране объекта;
— схема охраны объекта;
— инструкция сторожу, дежурному администратору по пожарной безопасности;
— инструкция сторожу, дежурному при угрозе проведения террористических актов и обнаружения бесхозных и взрывчатых предметов, о мероприятиях по антитеррористической безопасности и защите детей;
— инструкция по оказанию первой медицинской помощи;
— журнал учета посетителей;
— журнал приема и сдачи дежурства и контроля за несением службы;
— журнал выдачи ключей и приема помещений под охрану;
— список автомобилей, имеющих право въезда на территорию образовательного учреждения;
— расписание уроков;
— расписание работы кружков (секций);
— расписание звонков;
— график дежурства должностных лиц и учителей;
— график дежурства сторожей;
— список телефонов экстренной помощи, правоохранительных органов, аварийных служб.

На оборудованном месте имеются:
1. Ящик с ключами от дверей запасных выходов, помещений образовательного учреждения, закрывающийся на замок.
2. Кнопка тревожной сигнализации.
3. Телефон (стационарный, мобильный).
4. Система оповещения (звонок).
5. Медицинская аптечка.
6. Фонарь.
7. Средства индивидуальной защиты.
Обеспечение поста охраны справочными, инструктивными и методическими документами позволяют оперативно и правильно выполнять охранные функции.
Организация инженерно-технической укрепленности объекта: по периметру территории имеется ограждение, решетки на окнах первого этажа, металлические двери, запоры, освещение пришкольной территории.

3. Пожарная безопасность

Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 01.01.01 года «О пожарной безопасности» и Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Анализ причин возникновения пожаров и возгораний в образовательных учреждениях показывает и специалисты Госпожнадзора МЧС Российской Федерации подтверждают, что только в 20% случаев они происходят по причине неисправности электропроводки и электрооборудования, а в 70% — вызваны халатностью, а иногда и преступной бездеятельностью должностных лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности включает:
— соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
— обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения, в соответствии норм, установленных Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
— неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
— совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
— перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
— защита от пожара электросетей и электроустановок, приведение их в противопожарное состояние;
— поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
— содержание подвальных и чердачных помещений в противопожарном состоянии.
Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие – практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом Российской Федерации о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
— Приказ о назначении ответственных за противопожарное состояние помещений.
— Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе.
— Инструкция по пожарной безопасности — основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара.
— Инструкция «Действия при возникновении пожара».
— План эвакуации учащихся при возникновении пожара в школе.
— Памятка о действиях при пожаре.
— План-схема эвакуации учащихся при пожаре.
— Ситуационный план.

Обеспечение ПБ конкретизируется в приказах директора школы по вопросам обеспечения безопасности в течение всего учебного года в зависимости от конкретной обстановки.
Главная цель по обеспечению ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния школы, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара. Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.
За последний год наметилась положительная динамика по улучшению материально-технического обеспечения антитеррористических и противопожарных мероприятий. В августе 2007 года установлена кнопка тревожной сигнализации, проведена обработка чердачных помещений, приобретены огнетушители, намечается установка автоматической пожарной сигнализации.

4. Электробезопасность

Основными нормативными документами, регламентирующими требования по электробезопасности, являются правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП (введены в действие с 01.07.2003 года)).
Электрощитовые (ЩС) и электрические щиты освещения (ЩО)
Входная дверь в электрощитовую комнату должна быть постоянно закрыта на замок, обита с обеих сторон жестью с загибом жести на торец двери. На наружной стороне входной двери должно быть написано назначение помещения, место хранения ключей и нанесен предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение».
В помещении электрощитовой не должно находиться посторонних предметов, плафоны на светильниках должны быть герметичные, на полу около электрощитов должны быть диэлектрические резиновые коврики. Электрощитовая комната должна быть оснащена углекислотным или порошковым огнетушителем и одной парой диэлектрических перчаток. Все электрические щиты освещения (ЩО) должны постоянно быть закрыты на замки. На наружной стороне дверей электрощитов должно быть нанесено: порядковый номер щита, подаваемое на щит напряжение и предупреждающий знак «Осторожно! Электрическое напряжение», а на внутренней стороне дверей электрощитов должна быть однолинейная схема электроснабжения потребителей. Внутри электрощитов не должно быть мусора, скопления пыли и паутины. Вводы в электрощиты должны быть оборудованы УЗО.
Требования к электросетям и электроустановочным изделиям.
Светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру. Запрещается устройство нестандартных (самодельных) электронагревательных приборов, воздушных линий электропередачи и наружных электропроводок, проложенных по территории образовательного учреждения с нарушением требований ПУЭ.

5. Охрана труда и техника безопасности

Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено воздействие на работающих опасных и вредных факторов.
Комплекс мер по обеспечению безопасных условий учебного процесса должны отвечать требованиям государственного стандарта «ССБТ Общие требования к системе управления охраной труда в организации» (ГОСТ Р 12.0.).
Основные требования. Наличие Правил и журналов инструктажа учащихся по технике безопасности на рабочих местах — обязательное условие организации, управления и создания безопасных условий учебного процесса. Меры по охране труда и технике безопасности должны не допускать травматизма детей в образовательном учреждении.
Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда является:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»;
— Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Министерства труда России от 8 февраля 2000 года № 14;
— Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «О службе охраны труда образовательных учреждений» от 01.01.01 года № 000;
— Приказ Министерства образования Российской Федерации «0 службе охраны труда» от 01.01.01 года № 92;
— Трудовой кодекс РФ от 01.01.01 года (раздел «Охрана труда»)
На основе этих документов в школе разработаны документы по охране труда:
— Положение о службе охраны труда в образовательном учреждении;
— Положение о комиссии по охране труда;
— Положение о работе уполномоченного лица по охране труда;
— Положение об административно-общественном контроле за охраной труда.
Изданы организационные приказы по охране труда:
— Приказ о назначении ответственных лиц за организацию безопасности работы;
— Приказ об обучении и проверке знаний по охране труда с работающими;
— Приказ о назначении лица, ответственного за электрохозяйство школы;
— Приказ об организации пожарной безопасности и другие.
Составлены планы:
— План организационно-технических мероприятий по улучшению условий охраны труда, здоровья работающих и детей;
— План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
— План мероприятий по противопожарной безопасности.
Составлены акты, соглашения, программы, инструкции по охране труда, должностные обязанности работников по охране труда.
Со всеми сотрудниками образовательного учреждения, в соответствии с законодательством, требованиями ГОСТ 1проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности (вводный (при приеме на работу), первичный инструктаж на рабочем месте (до начала производственной деятельности), повторный (по программе первичного инструктажа на рабочем месте, по должностным обязанностям по охране труда, инструкциям по охране труда на рабочем месте, 1 раз в 6 месяцев), внеплановый (при введении в действие новых или переработанных инструкций по охране труда, при нарушении требований безопасности труда, которые привели к травме, аварии, пожару), целевой (перед выполнением разовых поручений, мероприятий)).
Организованно обучение и проверка знаний по охране труда, которая проводится один раз в три года, а для вновь принятых — в течение месяца со дня принятия на работу.
Обучение по охране труда является одним из важнейших моментов в деле обеспечения безопасности и гигиены труда, предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Статьей 225 ТК РФ предусмотрено, что «все работники организации, в том числе ее руководитель, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством российской Федерации.

6. Контроль санитарно-эпидемиологического состояния

На основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 01.01.01 года и «Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 разработаны санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Выполнение требований, регламентирующих санитарно-эпидемиологическое состояние в соответствие выше приведенных нормативно-правовых документов, положено в основу работы по созданию безопасных санитарно-эпидемиологических условий в образовательном учреждении.

7. Взаимодействие с правоохранительными органами

МОУ Карасевская СОШ постоянно взаимодействует с правоохранительными органами. УУМ Колычевского Г УВД капитан милиции и инспектор ОДН УВД лейтенант милиции регулярно посещают нашу школу, производят проверку объекта с составлением акта обследования антитеррористической укрепленности образовательного учреждения, а также акт на причастность к обнаружению наркотических веществ. Принимают участие во внеклассных мероприятиях, проводят лектории, беседы с администрацией, педагогическими и техническими работниками, в ходе которых разъясняют порядок действий при получении информации о возможности совершения террористических актов, нарушении общественного порядка, совершении преступлений, обнаружении взрывных устройств и других подозрительных предметов, при появлении лиц, замышляющих совершение преступлений.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает:
— разработку и реализацию планов проведения классных часов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
— воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах поселка, города;
— организацию взаимодействия педагогического коллектива с ГИБДД;
— привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
— создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах поселка, города;
— разработку методических документов по соблюдению ПДД;
— учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся и на их основе принятие соответствующих мер.

На базе школы создан отряд ЮИД «Виражи».

8. ГО и ЧС

Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.

Анализ причин потерь населения от последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий приводит к выводу, что более чем 80% случаев возникновения чрезвычайных ситуаций связано с деятельностью человека и происходит из-за низкого уровня профессиональной подготовки, безответственности и неумения правильно определить свое поведение в условиях чрезвычайных ситуаций.

Системное изучение наиболее вероятных чрезвычайных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях призвано подготовить человека к выбору правильного решения для выхода из чрезвычайной ситуации с наименьшими потерями. Такая подготовка должна носить непрерывный характер на всех этапах жизнедеятельности человека.

Так в нашей школе проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС. Руководитель учебного учреждения и заместитель директора по организации безопасности проходят обучение в УМЦ ГУМО «СЦ «Звенигород», а учиклассов и классные руководители 5-11 классов проходят обучение на базе Управления по делам ГО и ЧС г. Коломна.

В школе создан «Уголок гражданской обороны» , который помогает людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникно­вении ЧС как мирного, так и военного времени; дает инфор­мацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории области, города (района), на сво­ем или соседнем объекте; знакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения учрежде­ния при возникновении ЧС; напоминает об основных способах оказа­ния первой медицинской помощи пострадав­шим; знакомит со структурой ГО, должнос­тными лицами учреждения, которые отвеча­ют за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.

В соответствии с Постановлением Главы Коломенского муниципального района № 000 от 01.01.2001 года на базе МОУ Карасевской средней общеобразовательной школы создан приемный эвакуационный пункт № 16 (ПЭП № 16). Планом ГО предусматривается прием и размещение эвакуируемого населения: рабочих, служащих и членов их семей с предприятий и организаций г. Коломна Московской области в количестве 6916 человек.

9. Обучение учащихся правилам безопасной жизнедеятельности

Работа по правовому всеобучу организуется и проводится на всех стадиях образования в образовательном учреждении с целью формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Для образовательного учреждения должно стать приоритетом формирование устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе как целостный подход и основа первичной профилактики в решении проблем наркомании и злоупотребления табаком и алкоголем.
Активные профилактические мероприятия должны опираться на:
— методологию формирования у подростков представлений о здоровом образе жизни;

— формирование у несовершеннолетних умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность, мотивов отказа от «пробы» табака и алкоголя;
— системную подготовку педагогов к работе с несовершеннолетними по формированию устойчивого развития личности к антисоциальным проявлениям в обществе.
Обучающимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности в процессе изучения учебных дисциплин на уроках по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», во время проведения «Дня защиты детей», Школы безопасности.
Обучение обучающихся (в виде инструктажей с регистрацией в журнале установленной формы) по правилам безопасности проводится перед началом всех видов деятельности:
— Учебные занятия;
— Трудовая подготовка;
— Занятия общественно-полезным трудом;
— Экскурсии, походы;
— Спортивные занятия, соревнования;
— Кружковые занятия и другие внешкольные и внеклассные мероприятия.
Формирование культуры безопасности строится на основе:
— программ интегрированного обучения основам безопасности;
— учебных предметов комплексного изучения проблем безопасности (ОБЖ, экология, Здоровье);
— личности педагога, владеющего культурой безопасности. Культура безопасности — это:
— знание о безопасной жизнедеятельности;
— опыт безопасной жизнедеятельности по образцу;
— опыт творческого решения проблем безопасности;
— ценности и смыслы безопасной жизнедеятельности;
— опыт самосовершенствования безопасности жизнедеятельности.

10. Наглядные пособия

В образовательном учреждении ведется разработка и выпуск инструкций, памяток, брошюр на темы «Первая медицинская помощь», «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации», «Терроризм – угроза обществу» и др. Приобретаются наглядные пособия, учебно-методическая литература, оборудования, приборы.
Воспитание культуры безопасности сотрудников и обучающихся позволяет при условии системного подхода к ее формированию позитивно влиять на снижение уровня опасных ситуаций и аварийности в среде их обитания, то есть в данном случае в образовательном учреждении.
Целесообразно разрабатывать программу безопасности труда, которая должна основываться не только на анализе несчастных случаев, имевших место в прошлом, но и на проведении глубоких исследований риска и опасностей, которые могут быть не только на рабочем месте, но и встретиться всюду.
Главная задача — научить обучающихся знать и уметь правильно, рационально действовать в различных чрезвычайных ситуациях.

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Парфенов А.А. Аналитический обзор и рекомендации. — презентация

1 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Парфенов А.А. Аналитический обзор и рекомендации

2 Классификация и характеристика инженерно-технических средств безопасности

3 Состав рынка систем безопасности

4 Инженерно-технические средства безопасности (ИТСБ) – это совокупность используемых устройств, конструкций, инженерных, технических средств и оборудования, предназначенных для обеспечения охраны и защиты учащихся, персонала, материальных ценностей образовательного учреждения от противоправных посягательств и своевременного оповещения охраны (органов внутренних дел и других компетентных инстанций) о возникновении опасной или чрезвычайной ситуации в образовательном учреждении

5 КЛАССИФИКАЦИЯ ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ БЕЗОПАСНОСТИ Инженерно- технические средства безопасности Инженерные средства Технические средства Комплексные средства Вспомогательные средства

6 Инженерные средства безопасности Простые и сложные конструкции, различного рода сооружения, механизмы, барьеры, препятствующие проникновению посторонних лиц на охраняемую территорию различного рода сооружения, механизмы, барьеры, препятствующие проникновению посторонних лиц на охраняемую территорию

7 Технические средства безопасности Предназначены для автоматического контроля состояния объекта, регистрации возможных изменений состояния и формирования сигнала тревоги в случае, если отмеченное изменение соответствует попытке нарушения режима, визуального контроля за состоянием объекта, санкционированного допуска на объект сотрудников, учащихся, посетителей, а также обнаружения попыток проноса запрещенных предметов

8 Классификация технических средств безопасности По области применения Технические средства охранной сигнализации Технические средства пожарной сигнализации СистемытелевизионногонаблюденияСистемыконтролядоступом Поисковыеприборы По назначению Для помещений Для открытых площадок Для периметров По способу применения Автономные С выводом на пункт автономной охраны С выводом на пункт централизованной охраны Техническиесредствабезопасности

9 Вспомогательные технические средства безопасности Внутренняя и прямая связь в образовательном учреждении; Внутренняя и прямая связь в образовательном учреждении; Громкоговорящая связь и система оповещения; Громкоговорящая связь и система оповещения; Прямая телефонная связь с подразделениями милиции; Прямая телефонная связь с подразделениями милиции; Радиосвязь между сотрудниками охраны и Радиосвязь между сотрудниками охраны и персоналом образовательного учреждения; персоналом образовательного учреждения; Система охранного освещения; Система охранного освещения; Сигнальные устройства Сигнальные устройства

10 Комплексные инженерно- технические средства безопасности Комплексная система безопасности должна обеспечивать быстрое, обнаружение и анализ возможной угрозы, дешифрование сигналов технических средств охраны, прием и обработку информации, слежение за перемещением обнаруженных посторонних лиц на охраняемом объекте, выбор оптимального варианта пресечения угрозы, оповещение взаимодействующих органов, действующих в интересах безопасности данного объекта, и пресечение данной угрозы

11 Технические средства охранной сигнализации

12 Главным содержанием функций охранной сигнализации является восприятие изменений на объекте при возникновении угроз, передача информации по каналам связи, прием и выдача этой информации дежурному составу охраны

13 Структурная схема системы охранной сигнализации Средства приема информации Средства автоматического пресечения Средства вывода информации Предмет ПериметрПомещение Датчики Средства передачи информации

14 Классификация датчиков систем охранной сигнализации Линейные ПоверхностныеОбъемные Дляпомещений Датчики По назначению По принципу действия Для открытых площадок Для периметра Однозонные Электро-механические Емкостные Ультразвуковые Оптико-электронные Радиоволновые По количеству зон По дальности действия Многозонные МалойСредней Большой По виду зоны Комбиниро-ванные Точечные

15 Технические средства пожарной сигнализации

16 Алгоритм построения системы пожарной сигнализации идентичен построению систем охранной сигнализации. Основная отличительная особенность систем пожарной сигнализации от систем охранной сигнализации заключается в средствах пресечения угроз

17 Структурная схема системы пожарной сигнализации извещатели Приемно-контрольный прибор Охранник Оповещатели Устройство речевого оповещения извещателиизвещателиизвещатели

18 Классификация пожарных извещателей извещатели Ручные Ручные Комбинированные автоматические Тепловые ДымовыеПламени Газа Автоматические Неадресуемые Охранно-пожарные Адресуемые

19 Средства пожаротушения

20 Тактико-технические параметры жидкостных огнетушителей ПараметрыОЖ-5ОЖ-10 Вместимость огнетушителя, л 510 Масса, кг: Огнетушащего заряда 4,59 Огнетушителя, общая 7,313 Дальность струи, м 6-8 Время выброса заряда, с 2045 Способ выброса заряда Посредством рабочего баллона Диапазон рабочих температур 2-50

21 Тактико-технические параметры пенных огнетушителей ПараметрыОХВП-10ОВП-10ОВП-100 Масса огнетушащего вещества, кг 8,7895 Масса огнетушителя, кг Длина струи, м 4-536,5 Время выброса заряда, с Огнетушащая способность, м кв 1,071,736,5 Кратность пены

22 Тактико-технические параметры углекислотных огнетушителей ПараметрыОУ-2ОУ-8ОУ-20ОУ-80 Масса огнетушащего вещества, кг 1,45,61456 Масса огнетушителя, кг 6, Длина струи, м 3335 Время выброса заряда, с 815

23 Тактико-технические параметры порошковых огнетушителей ПараметрыОПУ-2ОПУ-10ОП-10 Масса огнетушащего вещества, кг 28,510 Масса огнетушителя, кг 3,61516 Длина струи, м 46,54,5 Время выброса заряда, с 81513

24 Системы телевизионного наблюдения

25 Классификация систем телевизионного наблюдения Системытелевизионногонаблюдения Линия связи Аналоговые Сетевые Видеокамера Концентратор Компьютер Видеокамера Линии связи Цифровые Видеокамера Мультипликатор или квадратор Монитор Видео-магнитофон Видео-процессор Монитор Видео-регистратор

26 Системы контроля доступом

27 Система контроля доступом – комплекс организационно-технических мер, предназначенных для санкционированного, контролируемого, организованного прохода сотрудников, посетителей на объект, режимные зоны, помещения, а также аварийного управления открытием выходов из помещений, зон и контрольно-пропускных пунктов в случае возникновения чрезвычайных ситуаций

28 Структурная схема системы контроля доступом Ключ СчитывательКонтроллер Исполнительныеустройства Концентратор

29 Структурная схема классификации замков Врезные По типу крепления Накладные Накладные Навесные Замки По принципу действия Электро-магнитные Механические Электро-механические Сувальные Цилиндровые Дисковые Селеноидные Моторные Курковые

30 Интегрированные системы

31 Интегрированная система безопасности – это совокупность объединенных общим управлением аппаратно-программных средств охранной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступом охранного телевидения, обладающих технической, информационной, программной и эксплуатационной совместимостью и предназначенных для решения задач обеспечения безопасности объекта

32 Поисковые приборы

33 В образовательном учреждении целесообразно использовать следующие поисковые приборы: Металлообнаружители; Металлообнаружители; Поисковые приборы взрывных устройств; Поисковые приборы взрывных устройств; Приборы дозиметрического контроля; Приборы дозиметрического контроля; Поисковые приборы наркотических средств Поисковые приборы наркотических средств

34 Проектирование и создание систем технической защиты

35 Серьезным вопросом в организации инженерно- технического обеспечения является проектирование, монтаж и ввод в эксплуатацию инженерно-технических средств безопасности. Решение данных вопросов целесообразно осуществлять по следующим направлениям: Составлением технического задания; Составлением технического задания; Проведением тендера; Проведением тендера; Созданием проектной документации Созданием проектной документации Монтажем и организацией ее грамотной демонстрации Монтажем и организацией ее грамотной демонстрации

Статья «Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательной организации»

МОУ «СОШ № 28»

г.о. Подольск

Статья

Тема: «Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательной организации»

Разработала:

Шилова Ирина Андреевна

г.о. Подольск, Московской области.

2016г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Инженерно-техническая укрепленность объекта…………………………..4

2. Технические средства безопасности …………………………………………7

2.1. Охранно-пожарная сигнализация…………………………………………..8

2.2. Средства и системы связи……………………………………………………9

2.3. Телевизионные системы безопасности……………………………………10

2.4. Интегрированные системы безопасности…………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы………………………………………………………………14

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение безопасности детей, подростков и молодежи, находящихся в образовательных учреждениях признано одним из важнейших направлений работы руководства страны и системы образования. Как отметил Президент России, «техническое состояние зданий, пожарная безопасность, обеспечение пропускного режима — все это должно быть в зоне постоянного внимания соответствующих структур, тех, кто отвечает за безопасность, и они же должны нести за это прямую ответственность, юридическую ответственность». Большое внимание к проблемам безопасности обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий и высокой смертностью в этих ситуациях: пожары в образовательных учреждениях, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма.

Основные проблемы образовательных учреждений в сфере обеспечения безопасности были выявлены перед началом нового учебного года. В ходе проверок было выявлено более 70 тысяч нарушений требований пожарной безопасности. Среди них — отсутствие или неисправность автоматической пожарной сигнализации, систем оповещения и эвакуации, неисправность наружного и пожарного водоснабжения, а также неисправность электросетей и электрооборудования.

Инженерно-техническое обеспечение безопасности образовательных организации является на сегодня актуальной проблемой и требует дальнейшего развития и совершенствования. От реализации всех мер этого комплекса зависит решение многих проблем и предотвращение и профилактика многих чрезвычайных событий.

  1. ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ УКРЕПЛЕННОСТЬ

ОБЬЕКТА

Инженерно–техническая укрепленность объекта – совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающих необходимое противодействие несанкционированному проникновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.

Основные требования к инженерно-технической укрепленности объектов образовательной сферы:

1.1. Ограждение периметра, отдельных участков территории

1.1.1.Ограждение предназначено для воспрепятствования случайного прохода людей (животных), въезда транспорта, а также для затруднения проникновения нарушителей на охраняемую территорию объекта.

1.1.2. При установке ограждения для вновь строящихся объектов конструкцию ограждения предусматривать высотой не менее 2 м и выполнять его в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение.

1.1.3. Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.

1.1.4. В случае, если часть здания образовательного учреждения прилегает в плотную к не охраняемой территории (пешеходной, проезжей части или т.п.) и не представляется возможность установки ограждения, то такие участки рекомендуется оборудовать системой видеонаблюдения и освещения в темное время суток.

1.2. Ворота, калитки

1.2.1. Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию

объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.

1.2.2. Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.

1.2.3. При использовании ворот с электроприводом и дистанционным управлением ворота необходимо оборудовать устройствами аварийной остановки и открытия вручную, на случай неисправности или отключения электропитания.

1.2.4. Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).

1.2.5. Устройство ворот предусмотреть таким образом, чтобы

обеспечивалось круговое движение автотранспорта. В случае невозможности

обеспечения устройством кругового движения –тупиковые проезды выполнить длиной не более 150 м, обеспечить площадками для разворота пожарной

техники размером не менее чем 15 x 15 метров.

1.2.6. Калитку следует запирать на врезной, накладной замок или на засов с висячим замком.

1.2.7. Запирающие и блокирующие устройства при закрытом состоянии

ворот должны обеспечивать соответствующую устойчивость к разрушающим

воздействиям и сохранять работоспособность при повышенной влажности

в широком диапазоне температур окружающего воздуха (–40…+50°С), прямом воздействии воды, снега, града, песка и других факторов.

1.2.8. При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот следует устанавливать замки гаражного типа или висячие (навесные). Редко открываемые ворота (запасные или аварийные) со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и висячие (навесные)

замки.

1.2.9. Производить периодическое обслуживание замков редко открываемых ворот (смазку, открытие — закрытие и т.п.), но не реже одного раза в месяц.

1.2.10. Замки ворот защитить от атмосферных осадков.

1.2.11. Ширину ворот предусмотреть не менее 4,5 м.

1.2.12. При площади территории более 1 Га обеспечить территорию не менее чем 2 (двумя) въездами.

1.2.13. Ключи от ворот и калиток должны быть не менее чем в 3(трех) экземплярах и храниться по одному комплекту у руководителя объекта, заместителя руководителя объекта по АХЧ и дежурного персонала.

1.3. Двери

1.3.1. Дверные конструкции основных, запасных выходов должны обеспечивать надежную защиту от несанкционированного проникновения и соответствовать классу устойчивости не ниже 2 по ГОСТ Р 51242 — 98, ГОСТ Р 51224 — 98, ГОСТ 24698 — 81, ГОСТ Р 51136 — 98.

1.3.2. Входные наружные двери должны открываться наружу по направлению выхода из здания.

1.3.3. Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.

1.3.4. Входные, запасные двери должны иметь замок класса устойчивости не

ниже 3 по ГОСТ 5089 — 97.

1.3.5. Входные проемы специальных помещений должны оборудоваться цельнометаллическими дверями с замком класса устойчивости не ниже 3 по ГОСТ 5089 — 97.

1.3.6. Замки и запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.

1.4. Оконные конструкции

1.4.1. Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства. Стекла должны быть жестко закреплены в пазах.

1.4.2. Установка металлических решеток на окнах учебных классов, актовых

залов и иных помещений с массовым пребыванием людей не допускается, за исключением помещений, предусмотренных пунктом 1.4.3

1.4.3. Оконные проемы специальных помещений, расположенные на первом этаже и выше, примыкающие к козырькам, балконам, пожарным лестницам, крышам, рекомендуется оборудовать открывающимися (распашными, раздвижными) решетками. Раздвижные и распашные решетки должны изготавливаться из полосовой стали толщиной не менее 6 мм, шириной не менее 16 мм и с расстоянием между полосами – не более 180 мм. Решетки должны запираться с внутренней стороны помещения на замок 2 класса защиты устойчивости по ГОСТу 5089 — 2003, ГОСТу 52582 -2006 или на иное устройство,

обеспечивающее надежное запирание решетки и эвакуацию людей из помещения в чрезвычайных ситуациях. Установка глухих решеток на всех окнах в одном помещении не допускается.

1.4.4. Ключи от распашных решеток должны быть не менее чем в 3 (трех) экземплярах, храниться по одному комплекту у руководителя объекта, заместителя руководителя объекта по АХЧ и непосредственно возле распашной

решетки в опечатываемом шкафчике с прозрачной дверцей.

1.4.5. Производить периодическое обслуживание замков распашных решеток (смазку, открытие — закрытие и т.п.), но не реже одного раза в месяц.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА БЕЗОПАСНОСТИ

Технические средства безопасности – это разнообразные аппараты, устройства и приспособления (механические, электронные, оптические), предназначенные для выявления угроз охраняемым объектам, передачи информации о них и создания преград на пути их распространения. Они позволяют обнаружить опасность в темноте, далеко от места нахождения работников или сотрудников охраны образовательных учреждений, способны заменить сторожей, в т. ч. в неуютных, сырых и холодных местах, могут быстро передавать сигнал опасности. Все это способствует успешному решению задач по охране объектов образовательной сферы. Все технические средства делят на средства обнаружения, оповещения, средства связи и средства противодействия. Охранно-пожарная сигнализация, освещение, телевидение, приборы ночного видения, рентгеновская аппаратура, газоанализаторы, а также собаки относятся к средствам обнаружения потенциальных опасностей. Компьютерные сети, радио, телефоны, телефаксы относятся к средствам связи. Заборы и ограждения вокруг объекта, замки и запоры, решетки на окнах, система контроля доступа являются средствами противодействия несанкционированному проникновению на объект (территорию). Например, усиленные стены и двери защищают от взлома, стихийных бедствий и аварий, служат защитой от подслушивания. Многие средства обнаружения, связи и противодействия комплектуются также средствами оповещения.

2.1. ОХРАННО-ПОЖАРНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ

Технические средства и системы охранно-пожарной сигнализации предназначены для автоматической регистрации возможных изменений состояния объектов и формирования сигнала тревоги в случае, если отмеченное изменение соответствует параметрам нарушения режима безопасности.

В технических системах безопасности пожарная сигнализация оборудуется по таким же принципам, как и охранная сигнализация, используя однотипные с ней элементы (каналы связи, тревожное оповещение, радиосвязь и энергоснабжение); отличие заключается только в конструкции датчиков, реагирующих на изменение среды под воздействием температуры. Отличие систем охранно-пожарной сигнализации от чисто охранных заключается в дополнительном использовании специальных «пожарных» датчиков, способных воспринимать критическое повышение температуры и задымленности на объекте. Охранно-пожарная сигнализация более универсальна и предназначается как для обнаружения попыток проникновения на объект, так и для оповещения о появлении огня или дыма на охраняемой территории. В соответствии с перечисленными функциями в состав системы охранно-пожарной сигнализации входят такие элементы, как датчики, устройства обработки и вывода информации, линии связи, средства оповещения, средства тушения огня. Датчики (извещатели) как средства обнаружения нарушений режима охраны в значительной степени определяют тактические возможности охранно-пожарной сигнализации и, в целом, надежность обеспечения охраны. Наиболее важными характеристиками любого датчика являются: вероятность обнаружения нарушений режима охраны, степень уязвимости, уровень ложных срабатываний. Датчики являются чувствительными приборами, которые воспринимают изменения в состоянии охраняемого объекта и преобразуют их в электрический сигнал. Любое открывание двери, окна, шкафа; разбитие стекла, пролом стены фиксируются приемно-контрольным прибором, ведущим непрерывный контроль сигналов установленных датчиков. Устройство вывода выполняет функцию преобразования вида представления информации, то есть сигнал тревоги преобразуется в звуковой, световой или иной сигнал оповещения персонала охраны. Линии связи технических систем охранной сигнализации могут быть проводными или беспроводными. Охранные датчики (извещатели) подразделяются на два вида: контактные и бесконтактные.

2.2. СРЕДСТВА И СИСТЕМЫ СВЯЗИ

Обеспечение имущественной и личной безопасности невозможно без средств и систем связи. Они являются элементами управления и составной частью технических систем охраны. Используются: радиоканалы (радиосистемы), проводные каналы (проводные системы), оптические каналы (оптические системы). Любая техническая система связи помимо канала связи содержит устройство ввода и вывода информации, обеспечивающее представление сообщений в удобном виде. В зависимости от передаваемых и принимаемых сообщений и вида устройства ввода и вывода информации существующие технические системы связи подразделяются на: телефонные, телеграфные, телефаксные, телевизионные и компьютерные системы. Таким образом, технические системы связи, используемые охранными структурами, могут быть классифицированы по виду канала связи, виду передаваемого сигнала, а также форме представления сообщения. К проводной связи относятся: низкочастотная и высокочастотная (ВЧ) телефонная связь, телеграф и фототелеграф. Как правило, низкочастотные телефонные каналы связи не защищены от прослушивания посторонними лицами.

Наиболее перспективным средством, способным обеспечить устойчивую связь, является радиосвязь. Радиосвязь с выходом на телефонные каналы (радиотелефон) позволяет осуществлять контакты, находясь в различных условиях, посредством подключения к сети городской телефонной станции. Основными характеристиками систем радиосвязи являются: чувствительность приемника радиостанции; выходная мощность передатчика радиостанции; частотный диапазон; режим работы. Для организации бесперебойной работы радиостанций следует соблюдать обязательные правила их эксплуатации, а именно: не следует вести радиообмен вблизи крутых склонов, железобетонных строений, линий электропередачи. В целях экономии электропитания нельзя держать радиостанцию постоянно включенной, для увеличения дальности действия радиостанции ее антенну необходимо располагать как можно выше (на крыше дома, на дереве и пр.). На автомашине следует выехать на возвышенное место. В целях обеспечения скрытности управления всем радиостанциям присваиваются условные наименования и номера (коды). Для скрытой и экстренной связи многие образовательные учреждения оборудованы кнопкой экстренного вызова полиции. Следует иметь в виду, что при авариях и стихийных бедствиях многие средства связи выходят из строя, образуются помехи. Поэтому часто целесообразно иметь в запасе и применять более примитивные, но надежные способы связи.

2.3. ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

В последнее время наблюдается существенное удешевление охранной видеотехники, что позволяет все шире использовать ее для нужд образовательных учреждений. Охранное телевидение дает возможность не только фиксировать нарушение режима охраны объекта, но и контролировать обстановку вокруг объекта, вести скрытое наблюдение и производить видеозапись, фиксируя действия правонарушителя. Классической схемой организации охранного телевидения является соединение нескольких камер, каждая из которых соединена со своим монитором, находящимся в квартире, офисе или помещении поста охраны. Любая телевизионная система состоит из нескольких частей: передающей телевизионной камеры (или нескольких камер), канала передачи информации (проводной, радио– или оптический канал), видеоприемного устройства, видеомагнитофона. Телекамеры широко применяются для внешней и внутренней охраны объектов в сочетании с другими техническими средствами охраны. В сочетании с другими видами сигнализации телевизионные системы охраны на отдельных участках могут заменить охранников, особенно в ночное время.

2.4. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Современные интегрированные системы безопасности ОУ создаются на мощной компьютерной базе для комплексного решения проблем производственной, криминальной, пожарной, экономической и социальной безопасности. Они включают следующие элементы и системы, позволяющие оперативно выявлять и минимизировать вероятность возникновения и последствия опасных ситуаций: системы экстренного оповещения служб МЧС, МВД, ФСБ; системы контроля доступа на территорию и в помещения объектов; системы видеоконтроля территории, процессов и объектов; системы контроля исправности инженерных сетей, систем и коммуникаций; датчики охранно-пожарной сигнализации и системы пожаротушения; датчики контроля состояния конструкций объекта; альтернативные каналы и средства связи; центр управления, связи и наблюдения; сценарии и алгоритмы действий персонала на все случаи и стадии ЧС; универсальную высокопроизводительную программно-аппаратную платформу для создания дополнительных подсистем безопасности любой сложности; планы и маркировку путей эвакуации; силы и средства служб безопасности.

С помощью специальной компьютерной программы каждая видеокамера, каждый датчик, сенсор, а также сотрудник становятся частью общей системы безопасности. Общая административная консоль позволяет управлять всеми подсистемами и их элементами на множестве объектов. Приборы, тепловые сенсоры, датчики движения реагируют на любые отклонения, изменения в обстановке, и программа сама поворачивает камеры в нужное место, передает звуковую, текстовую и видеоинформацию оператору и охране.

Взаимодействие программных средств осуществляется через сервер управления с использованием открытого протокола TCP/IP по локальной компьютерной сети и с возможностью защищенного удаленного доступа. Сетевой обмен информацией реализуется по схеме клиент-сервер.

Достоинства интегрированных систем: интегрирующая компьютерная программа управления сама координирует и фильтрует поток сигналов от сотен и тысяч различных датчиков, автоматически обрабатывая сообщения для операторов; электронная книга ведет автоматическую запись всех событий и действий персонала; полноценное управление на всех стадиях происшествия. Операторы реагируют на предупреждающие сигналы и информации о ЧС при помощи автоматизированного списка сценариев и рекомендаций для принятия решения; удобный и легко настраиваемый интерфейс, позволяющий следить за десятками объектов одновременно. Программа автоматически выводит на экраны сигналы и изображения с тех мест, где произошло отклонение от нормы или опасное событие; быстрая обработка сигналов от датчиков движения, температуры, камер слежения, автоматическое информирование операторов о любых событиях. Полноценный контроль операторов на всех этапах – от срабатывания сенсоров и принятия неотложных мер по локализации ЧС до эвакуации, ликвидации последствий, оказания помощи и восстановления функционирования объекта. Быстрое обнаружение места события и реагирование предотвращает ЧС и позволяет уменьшить убытки; тревожная информация и алгоритмы действий в опасных ситуациях автоматически выводятся на мониторы, что позволяет оператору быстро и последовательно управлять защитой множества объектов одновременно; защищенный доступ и дифференцированное автоматическое уведомление персонала служб безопасности, органов правопорядка, служб ГОЧС, управляющего персонала в зависимости от вида и опасности события, ожидаемых последствий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, создание надежной и эффективной системы обеспечения безопасности образовательного учреждения в современных условиях весьма актуально имеет принципиальной значение, что обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, подобная система повышает психологическую устойчивость учащихся, педагогов, персонала к чрезвычайным происшествиям и способствует повышению статуса человека, обладающего прочными знаниями основ безопасности жизнедеятельности, умениями и навыками безопасного поведения.

Во-вторых, создает благоприятные условия для повышения эффективности учебного и воспитательного процесса, качества жизнедеятельности образовательного учреждения, для защиты жизни, здоровья, благополучия и иных жизненно важных потребностей учащихся и персонала.

В-третьих, одним из важных элементов обеспечения безопасности образовательного учреждения является знание основ безопасности жизнедеятельности, без которых все организационные, технические, кадровые, правовые и финансовые решения могут остаться невостребованными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Петров В.С. Обеспечение безопасности образовательного учреждения. Практическое пособие. — М.: НЦ ЭНАС, 2013.

2.Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. Бакалавриат. — 3-е издание, переработанное — ИЦ «Академия», 2011.

3.Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов.16-е издание, переработанное и дополненное — М.: ИТК «Дашков и К», 2011.

4.Занько Н. Г, Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. — 13-е издание, исправленное. — СПб. — Москва — Краснодар: Лань, 2012.

5.Белов С.В., Девисилов В.А., Ильницкая А.В., и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов. Издание восьмое, стереотипное — М.: «Высшая школа», 2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *