Информационно ценовые агентства

Виды цен и источники информации о ценах

8.1. Виды цен и источники информации о ценах

8.1.1. Виды цен и их регулирование

Цены различаются по особенностям купли-продажи товаров.

Базисная цена используется для определения сорта или качества товаров (услуг) и согласовывается на переговорах между покупателем и продавцом.

Фактурная цена (цена купли-продажи) определяется условиями поставки, согласованными в контракте. Различают следующие фактурные цены:

  • «ex works», когда продавец обязан предоставить товар в распоряжение покупателя на своем заводе (или складе);
  • «FOB», когда товар поставляется продавцом на борт судна в порту, указанном в контракте;
  • «CAF», когда продавец обязан платить все расходы по фрахту до места назначения товара;
  • «CIF». Разновидность цены CAF, дополняемой обязательством продавца заключить договор страхования от риска гибели или порчи товара при перевозке.

Мировая цена определяется в зависимости от вида товара: по одним товарам — уровнем цен стран-экспортеров, по другим — ценами бирж (аукционов), а по готовым изделиям — ценами ведущих фирм мира.

Номинальная цена — цена товара, публикуемая в прейскурантах, справочниках и биржевых котировках.

Оптовая цена — цена, по которой товар поставляется крупными партиями.

Договорная цена устанавливается по согласованию сторон на определенные объемы продукции и сроки ее поставки, в течение которых цена не должна меняться.

В Российской Федерации переход к рынку предопределил радикальные изменения и в механизме ценообразования. Введенная в 1992 г. система ценообразования базируется на ведущей роли свободных рыночных цен, которые на продукцию производственно-технического назначения устанавливаются изготовителем по согласованию на равноправной основе с потребителями продукции (услуг). Они применяются с учетом налога на добавленную стоимость при расчетах изготовителей со всеми потребителями (кроме населения), в том числе с посредниками (включая снабженческо-сбытовые, торгово-закупочные предприятия и организации).

Структура свободной оптовой цены предприятия на продукцию производственно-технического назначения (СОЦППТН) имеет следующий вид:

СОЦППТН = С + П + НДС + СН,

где С себестоимость изделия,
П прибыль от реализации изделий,
НДС налог на добавленную стоимость,
СН специальный налог.

Отметим, что специальный налог предназначен для формирования бюджетного фонда финансовой поддержки отраслей экономики (в первую очередь — сельского хозяйства и угольной промышленности).

В настоящее время налоги составляют 45% от СОЦППТН.

Цены на материальную продукцию, в зависимости от того, какой она совершает оборот, бывают закупочные, оптовые, отпускные и розничные.

Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, оптовые — на продукцию производственно-технического назначения, отпускные — на товары народного потребления.

Закупочные цены — это цены на продукцию, поставляемую через посредников (торгово-закупочные и снабженческие организации). Они определяются исходя из СОЦППТН и снабженческо-сбытовой надбавки, уровень которой устанавливается по согласованию сторон (между посредником и потребителем, в том числе и торгующими организациями), не более 25% (с НДС) от свободной отпускной цены.

Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются предприятиями-изготовителями этой продукции.

Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на некоторые виды продукции производственно-технического назначения, реализуемые населению.

Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные, бытовые, коммунальные.

В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки товаров) могут быть следующие виды франко:

  • франко-до (показывает, до какого места пути следования товара транспортные расходы включены в цену);
  • франко-станция отправления (показывает, что транспортные расходы включены в цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх цены);
  • франко-станция назначения (показывает, что в цену товара включены транспортные расходы до выгрузки его из вагона);
  • франко-склад поставщика;
  • франко-склад покупателя.

В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и свободные:

  • свободные цены определяются по согласию сторон на основе спроса и предложения;
  • регулируемые цены устанавливаются на основе экономических и административных методов.

Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую, кредитную, таможенную и бюджетную политику; административное — через установление фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, предельных коэффициентов и предельного уровня рентабельности.

Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

С 1992 г. административное регулирование цен на базе повышающего коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, кефир, творог нежирный, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, а также на основные виды услуг. Объем этих товаров составлял всего 10% в товарообороте страны.

Регулирование цен с 1992 г. осуществляется на основе предельного уровня рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой — 3% к оптовому товарообороту, в отдельных отраслях промышленности — в пределах 25-50% к затратам.

Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих элементов: себестоимость, прибыль предприятия — изготовителя товара, акциз и НДС (до 01.01.96 г. включался спецналог).

Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредников (снабженческо-сбытовые организации, оптовые организации) розничным предприятиям торговли, помимо элементов свободной оптовой (отпускной) цены включают снабженческо-сбытовую, оптовую и торговые надбавки, каждая из которых учитывает издержки обращения и прибыль соответствующего звена, а торговая надбавка — еще и НДС.

Структура свободной цены при поставке товара от производителя непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов: отпускная (оптовая) цена плюс торговая надбавка.

При поставке товара через оптовое звено структура свободной розничной цены принимает такой вид: свободная отпускная цена плюс оптовая надбавка. Это цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка.

Если товар в розничную торговлю поступает через посредника (снабженческо-сбытовую организацию), то структура свободной розничной цены будет такой: свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это будет цена закупки плюс торговая надбавка.

При движении товара в розничную сеть через посредника (снабженческо-сбытовую организацию или оптовую организацию) структура розничной цены определяется так: свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это цена закупки плюс оптовая надбавка, т.е. цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей, плюс торговая надбавка.

Снабженческо-сбытовые и оптовые надбавки устанавливаются к свободной отпускной цене без НДС, а торговые надбавки — с НДС.

В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, входят:

  • газ природный (кроме реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению);
  • продукция ядерно-топливного назначения; электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; перекачка, перевалка и налив нефти; продукция оборонного значения;
  • драгоценные металлы, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия;
  • перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;
  • перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
  • обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;
  • отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ, включает:

  • газ, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;
  • электроэнергию и теплоэнергию;
  • топливо твердое, топливо печное и керосин, реализуемые населению;
  • перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта); жилье и коммунальные услуги; ритуальные услуги;
  • услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному Правительством РФ;
  • перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;
  • снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах;
  • наценки на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • торговые надбавки к ценам на продукты детского питания; перевозки пассажиров и багажа в пригородном сообщении по согласованию с МПС, железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных бюджетов;
  • перевозки пассажиров и багажа автотранспортом по внутриобластным и межобластным маршрутам, включая такси;
  • перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в местном сообщении и на переправах;
  • перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах;
  • услуги, оказываемые предприятиям промышленности железнодорожным транспортом на подъездных путях.

8.1.2. Информация для ценообразования

При решении вопроса об установлении цен необходима информация о товаре и рынке, конкуренции и правительственной политике, производстве и затратах, выручке от продажи товаров и прибыли. Представим ее в виде перечня.

Информация о товаре и рынке. Требования, предъявляемые к товару покупателями. Новизна и качество товара. Емкость рынка, его сегменты. Конкуренты. Перспективы роста объема производства товара и его продажи. Возможности повышения качества товара и его модификации. Динамика цены и ее восприятие покупателями. Перспектива конъюнктуры на ближайшие несколько лет и на отдаленную перспективу.

Информация о конкуренции и правительственной политике. Конкурирующие товары, их доля на рынке. Цены и товары, возможные изменения цен. Конкурирующие фирмы, их доля на рынке, финансовое положение, данные о прибылях и убытках. Влияние правительственной политики на рынок.

Информация о производстве и затратах, выручка от продажи товаров и прибыли. Объемы производства и складских запасов. Соотношение между выручкой, затратами и прибылью на фирме и у конкурентов. Влияние объемов производства и запасов на прибыль.

Приведенный перечень необходимой информации является условным и должен конкретизироваться в зависимости от вида товара, структуры рынка и других факторов.

Виды цен. Источники информации о ценах

При анализе и определении уровня цен предприниматель должен ясно представлять общую картину системы цен, которая характеризует взаимосвязь и взаимоотношения различных видов цен. В систему цен включены различные элементы, которые можно рассматривать как отдельные конкретные цены, так и определенные группы цен. Все элементы системы цен находятся в тесной взаимосвязи. Это предопределено единой методологией формирования затрат на производство, а также взаимосвязью и взаимозависимостью всех элементов рыночного механизма

Систему цен принято классифицировать в соответствии определенными признаками.

♦ По характеру обслуживаемого оборота различают цены:

оптовые, по которым предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям;

закупочные, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция производителями (колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами и населением) государственным и коммерческим организациям для последующей переработки;

розничные, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению;

на строительную продукцию существует несколько разновидностей цен:

сметная стоимость — предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта,

прейскурантная цена — усредненная сметная стоимость JJ единицы конечной продукции типового строительного (f объекта (1 м2 жилой площади, 1 м2 полезной площади, м2 стекольных работ и др.)

договорная цена — устанавливается при подписании дого-•ц вора между заказчиком и подрядчиком. щ цены и тарифы на услуги населению; » надбавки в сфере обращения (оптово-сбытовые, торговые);

тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, которая взимается транспортными организациями с отправителей грузов или пассажиров.

♦ По степени свободы цен от воздействия государства при их

установлении различают цены:

свободные, складывающиеся на рынке под воздействием спроса и предложения. Государство может добиваться изменения этих цен только путем воздействия на конъюнктуру рынка;

регулируемые, складывающиеся под воздействием спроса и предложения, но подвергающиеся определенному воздействию со стороны государства или через непосредственное ограничение их роста или снижения, или путем регламентации рентабельности и т.п.;

фиксируемые, устанавливаемые государственными органами на ограниченный круг товаров.

♦ По способу фиксации классифицируют цены:

контрактные, устанавливаемые по соглашению сторон и ре

гистрируемые в контракте;

трансфертные, применяемые при реализации продукции между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия или одной ассоциации;

биржевые (биржевые котировки), используемые при продаже

товаров через биржи;

цены торгов, обслуживающие особую форму торговли, когда несколько подрядчиков, конкурирующих между собой, предлагают заказчику свои проекты на выполнение определенных работ, из которых он на конкурсной основе выбирает наиболее эффективный.

♦ По степени обоснованности различают цены: базисные, применяемые в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Они представляют собой фиксированные в соглашениях или прейскурантах цены товаров с определенными качественными характеристиками;

справочные, публикуемые в каталогах, прейскурантах, журналах, газетах, справочниках и экономических обзорах. Они используются специалистами в качестве ориентировочной информации при установлении цен на аналогичную продукцию или при анализе уровней и соотношений цен;

прейскурантные, представляющие собой вид справочной цены и публикуемые в прейскурантах фирм-производителей или продавцов;

фактические цены сделок, учитывающие применение различных надбавок или скидок к базисной цене;

цены потребления, определяющие все затраты покупателя,

связанные с приобретением товара, его доставкой и расходами

по эксплуатации.

♦ По времени действия цены подразделяются на:

постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего»

срока поставки продукции по данному контракту или договору;

текущие, по которым осуществляется поставка продукции в ,

данный период времени. Они могут меняться в течение выпол-.;

нения одного контракта и зависят от конъюнктуры рынка;

скользящие, устанавливаются в торговых сделках на продукцию с длительным сроком изготовления. Они учитывают изменения в издержках производства, происходящих в период изготовления изделия.

сезонные, действующие в течение определенного периода времени;

ступенчатые, представляющие собой ряд последовательно снижающихся цен на продукцию по предварительно принятой шкале.

■ Составной частью системы ценообразования является широко распространенная система скидок с установленных прейскурантных цен. Скидки используют фирмы-производители товаров и розничная торговля, уменьшая первоначальную цену с целью привлечения новых покупателей, сокращения больших запасов, как ответные действия на снижение цен конкурентами.

Всем предпринимателям, «болеющим» за всемерное расширение своего дела, следует обратить особое внимание на систему скидок:

скидка создает у покупателя представление о том, что фирма-продавец идет именно ему на уступку, что, конечно, подчеркивает значимость покупателя в собственных глазах;

у покупателя создается впечатление о фирме-продавце, как о солидной и устойчивой организации, которая может позволить себе некоторое снижение цены. Истинную выгоду от использования скидок получает фирма-продавец, так как она ускоряет товародвижение и увеличивает объем продаж.

♦ Различают следующие виды скидок:

за оплату товара наличными (общая или простая скидка). Такая форма платежа улучшает финансовое положение производителя с точки зрения наличных денег, так как обычно в практике рыночных отношений сроки оплаты счетов за отгруженные товары колеблются от 30 до 60 и даже 90 дней. В зависимости от суммы сделки такие скидки могут составлять от 3 до 6%;

количественная скидка. Снижение цены за покупку крупных партий товара. Продажа и транспортировка товара такими партиями снижают сбытовые расходы производителя. Производителю такие скидки выгодны, поскольку снижается себестоимость продукции по мере увеличения объема изготовляемой партии ;

дилерская скидка. Предоставляется производителем дилеру или посреднику за услуги, связанные с продвижением товаров к конечному потребителю, которые в противном случае должны быть выполнены самим производителем;

специальная скидка (персонифицированная). Предоставляется избранным покупателям, в которых очень заинтересованы продавцы. Эти скидки распространяются и на пробные партии товаров, имеющие целью заинтересовать покупателя;

сезонная скидка. Предоставляется покупателю за покупку несезонного товара или в период сезонной распродажи товаров. Величина такой скидки иногда доходит до 50-80%;

бонусная скидка. Предоставляется постоянным покупателям, если они за определенный период приобретают заранее обусловленное количество товара. Может составлять 7-8% стоимости закрытая скидка. Дается на продукцию, образующуюся в замкнутых экономических формированиях, например во внутрифирменных поставках, внутренней торговле экономических группировок, а также на товары, поставляемые по специальным межправительственным соглашениям;

скидка скрытая. Форма дополнительных бесплатных услуг продавца покупателю. Например, предоставление льготных кредитов, стимулирующих покупку оптовых партий товаров.

■ Информация, необходимая для принятия решений по ценам. Решая вопрос о цене товара, фирма-производитель должна собрать достоверную информацию. Не следует отождествлять информацию и данные. Решения по ценам фирма может принимать, только всесторонне изучив информацию. Данные служат лишь исходным материалом, анализируя который, можно получить доброкачественную информацию. Не проведя такой анализ, фирма будет иметь просто набор фактов и цифр, которые не только не помогут, но и затруднят руководству принятие правильного решения по ценам.

Данные надо собирать будучи уверенным, что они послужат потенциальным источником информации. Поэтому руководство фирмы должно определить, в каких направлениях собирать данные, по каким вопросам необходима информация, какой объем информации потребуется по каждому вопросу.

Как правило, компании собирают информацию по следующим основным направлениям: рынок товара (тип конкуренции), отрасль промышленности, в которой действует фирма, конкурирующие отрасли, правительственная деятельность.

Фирме-производителю необходима информация о конкурентах и конкурирующих товарах, производстве и затратах, соотношениях между выручкой от реализации товара и прибылью, политике правительства в предпринимательстве, налоговой политике.

Собирая и обрабатывая информацию по ценам, фирма должна решить несколько задач:

изучить рынок, на котором она продает свои товары; изучить все потенциальные возможности производимого товара; изучить свою и смежные отрасли для выявления существующих и потенциальных конкурентов;

принять во внимание решения правительства. Для принятия верного и обоснованного решения по ценам руководство фирмы должно иметь следующий необходимый перечень информации.

Информация для сопоставления условий сделок

Продолжаю тему о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами В этой статье — о том, какую информацию используют налоговые органы при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Сопоставимость условий сделок

Согласно ст. 105.5 НК РФ для определения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, налоговый орган производит сопоставление таких сделок или совокупности таких сделок (анализируемая сделка) с одной или несколькими сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица (сопоставляемые сделки).

При этом сопоставляемые сделки признаются сопоставимыми с анализируемой сделкой, если они совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых условиях с анализируемой сделкой.

По каким критериям сопоставляются сделки – см. таблицу в «НВ» № 19 (октябрь, 2012 г.) на стр. 9. В электронном виде газету можно посмотреть на сайте УФНС России по Красноярскому краю www.r24.nalog.ru: /УФНС России/ — /Печатные издания/ — /Региональные издания/ — /Газета «Налоговые вести Красноярского края»/.

Информационные источники для сопоставления сделок

Перечень информационных источников, которые налоговый орган использует при сопоставлении коммерческих и финансовых условий анализируемой и сопоставляемых сделок, приведен в п. 1 ст. 105.6 НК РФ.

К ним относятся:

1) сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;

2) таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации, опубликованная или представляемая по запросу Федеральной таможенной службой (ФТС России);

3) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащиеся:

— в официальных источниках информации уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики);

— официальных источниках информации иностранных государств или международных организаций;

— в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

4) данные информационно-ценовых агентств;

5) информация о сделках, совершенных налогоплательщиком.

Дополнительные информационные ресурсы

При отсутствии или недостаточности информации, полученной из источников, перечисленных в пункте 1 статьи 105.6 НК РФ, налоговый орган использует информацию, указанную в п. 2 той же статьи, к которой относятся:

1) сведения о ценах (пределах колебаний цен) и котировках, содержащиеся в опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;

2) сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности организаций, в том числе:

— сведения, опубликованные в общедоступных российских или иностранных изданиях;

— сведения, содержащиеся в общедоступных информационных системах;

— сведения из официальных сайтов российских и (или) иностранных организаций.

При этом сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) отчетности иностранных организаций, допускается использовать для определения интервала рентабельности для российских организаций (иностранных организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства) только при невозможности расчета такого интервала рентабельности на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций, совершавших сопоставимые сделки;

3) сведения о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации или иностранных государств об оценочной деятельности;

4) иная информация, которая необходима для применения соответствующего метода определения доходов (прибыли, выручки) в сделках между взаимозависимыми лицами. Описание этих методов приведено в главе 14.3 НК РФ.

На заметку

Пунктом 4 статьи 105.6 установлено, что при сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, используются исключительно общедоступные источники информации, а также сведения о налогоплательщике.

Приоритетный источник информации – сделки самого налогоплательщика

Такое правило установлено пунктом 6 ст. 105.6 НК РФ.

Если на момент проведения проверки налоговый орган располагает информацией о сопоставимых сделках, совершенных налогоплательщиком, другими сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми с указанным налогоплательщиком, то проверяющие не вправе использовать иную информацию для определения интервала рыночных цен.

Режим налоговой тайны

В целях сопоставления для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, не допускается использование (абз. 1 п. 3 ст. 105.6):

— информации, составляющей налоговую тайну (ст. 102 НК РФ);

— иной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, информация, составляющая государственную тайну, коммерческую тайну, тайну о персональных данных и др.).

Указанное ограничение не распространяется на самого налогоплательщика, в отношении которого ФНС проводит проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Официальные источники информации о ценах. Специальные методы определения рыночной цены

В пункте 11 ст. 40 НК РФ установлено, что при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации. Однако при этом не раскрывается, что следует понимать под такими источниками.

На настоящий момент единого, всеми признанного источника информации о рыночных ценах в Российской Федерации не существует.
Кроме того, даже основываясь на данных государственной статистики, налоговые органы проигрывали дела в судах, не сумев доказать, что сделки были заключены на сопоставимых условиях. Иными словами, объем поставок, сроки исполнения обязательств, условия платежей по оспариваемой сделке должны быть теми же, что и по сделкам, цены на которые приводят органы статистики.
В случае невозможности определения рыночных цен обычным способом (отсутствие сделок по идентичным (однородным) товарам, отсутствие официальных источников информации) могут использоваться два расчетных метода, приведенных ниже. При этом установлена строгая очередность их применения. Сначала используется метод цены последующей реализации. В случае невозможности использования указанного метода применяется затратный метод.
Метод цены последующей реализации
Рыночная цена определяется по следующей формуле:
РЦ = ЦПП — 3,
где РЦ — рыночная цена;
ЦПП — цена, по которой товар был продан покупателем при последующей реализации (цена последующей продажи);
3 — обычные затраты, понесенные покупателем для
последующей продажи (без учета цены, по которой товар был приобретен), с учетом обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
ЗАО «Винни-Пятачок» реализует ЗАО «Осел Иа» мед по цене 100 руб. (НДС здесь и далее не учитывается). ЗАО «Осел Иа» перепродает данный товар по цене 250 руб. Затраты ЗАО «Осел Иа» по сбыту составили 40 руб. Обычная наценка ЗАО «Осел Иа» от торговых операций составляет 30% от цены продажи (в рассматриваемом примере: 250 х 30% = 75 руб.). Рыночная цена меда для ЗАО «Винни-Пятачок», рассчитанная методом цены последующей реализации, составляет: 250-40-75 = 135 руб.
Затратный метод
Рыночная цена определяется по следующей формуле:
РЦ = 3 + п,
где РЦ — рыночная цена;
3 — затраты на производство (приобретение) и реализацию;
П — обычная прибыль для данной сферы деятельности.
При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Использование затратного метода на практике затруднительно, поскольку не установлен механизм определения обычной прибыли.
ЗАО «Винни-Пятачок» реализует ЗАО «Осел Иа» мед по цене 100 руб. (НДС здесь и далее не учитывается). Себестоимость меда равна 70 руб. Дополнительные затраты по сбыту составили 20 руб. Обычная прибыль в данной сфере деятельности составляет 20% от полной себестоимости (в рассматриваемом примере: 90 х 20% = = 18 руб.). Рыночная цена меда для ЗАО «Винни-Пятачок», рассчитанная затратным методом: 90+ 18 = 108 руб.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *