Участие в аукционах

Участие организации в тендерах, проводимых как для государственных и муниципальных нужд (госзакупки), так и для коммерческих компаний является одним из способов заключения договоров. Организация тендеров позволяет решить ряд экономических задач. Прежде всего, это способствует выявлению на рынке добросовестных организаций-партнеров, выполняющих работу ответственно и качественно, а также заключению догово-ров по реальным (не завышенным) ценам. Для исполнителя заключение договора по итогам торгов является гарантией обеспечения долгосрочных заказов, стабильности в предпринима-тельской деятельности, положительного имиджа на рынке.

Возможность заключения договора путем проведения торгов предусмотрена гл. 28 «Заключение договора» ГК РФ. В частности, в ст. 447 ГК РФ установлено, что в таком слу-чае проводятся аукцион или конкурс и договор заключается с лицом, выигравшим их, то есть с тем, кто предложил на аукционе наиболее высокую цену, а по конкурсу — лучшие условия.

Непосредственно требования по организации и порядок проведения торгов установ-лены в ст. 448 ГК РФ. Например, извещение о проведении торгов должно быть дано органи-затором не менее чем за тридцать дней до их проведения. А если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть ука-зан предоставляемый для этого срок.

Торги проводятся в форме аукциона или конкурса, которые могут быть открытыми или закрытыми. В первом случае участвовать может любое лицо, во втором — только лица, специально приглашенные для этой цели. Не менее чем за 30 дней до начала торгов органи-затор извещает о времени, месте, форме, предмете и порядке их проведения, в том числе об оформлении участия в них, определении лица, выигравшего торги, а также сообщает сведе-ния о начальной цене.

В ст. 448 ГК РФ предусмотрен односторонний отказ организатора торгов от их прове-дения: для аукциона — в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения, а для конкурса — не позднее, чем за тридцать дней до его проведения. В случае отказа организатор открытых торгов обязан возместить участникам понесенный ими реаль-ный ущерб, если такой отказ произошел с нарушением указанных сроков. А вот организатор закрытого аукциона или конкурса обязан возместить участникам реальный ущерб независи-мо от того, в какой срок после направления извещения последовал его отказ от торгов.

Обычно для участия в торгах участникам необходимо предоставить обеспечение кон-курсной заявки. В основном в качестве обеспечения конкурсной заявки служит задаток или банковская гарантия.

Условие о внесении участником задатка (денежной суммы) предусмотрено п. 4 ст. 448 ГК РФ. Задаток возвращается претенденту в двух случаях (п. 4 ст. 448 ГК РФ): если торги не состоялись и если торги не выиграны им. В отношении участника, выигравшего торги, уста-новлено, что сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по договору при условии его заключения (абз. 2 п. 4 ст. 448 ГК РФ). Если же победитель торгов уклоняется от подписания протокола о результатах торгов, то он лишается задатка. Если в силу каких-либо причин организатор торгов уклоняется от подписания договора, то он обя-зан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить победителю убытки, причи-ненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка (п. 5 ст. 448 ГК РФ).

Также для обеспечения серьезности намерения участника, кроме задатка, торги могут предусматривать условие о приобретении им банковской гарантии. Обычно в ней определя-ется денежная сумма, которая выплачивается банком заказчику при условиях, установлен-ных для случая утраты участника тендера внесенного задатка (ст. 448 ГК РФ). Например, га-рантийная сумма выплачивается:

  • если участник отзывает свою конкурсную заявку в течение срока ее действия;
  • если была выявлена недостоверность сведений, содержащихся в конкурсной заявке;
  • если по вине участника контракт (договор) между ним и заказчиком не был заклю-чен в установленный срок.

В случае обеспечения конкурсной заявки банковской гарантией вопрос о возврате за-датка победителю после заключения контракта снимается.

Бухгалтерский учет

Расходы участника, связанные с тендерными торгами (уплата сбора за участие в кон-курсе, приобретение тендерной документации, приобретение банковской гарантии и прочие), в бухгалтерском учете до объявления результатов конкурса первоначально учитываются на счете 97 «Расходы будущих периодов» как расходы, понесенные в связи с предстоящей про-дажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг. В случае признания участника победи-телем данные затраты признаются прямыми расходами по договору и списываются в дебет счетов затрат. В случае проигрыша все расходы, связанные с подготовкой тендерной доку-ментации, признаются прочими расходами и списываются на счет 91-2 «Прочие расходы» в месяце объявления результатов конкурса.

Отметим, что внесенный участником задаток к вышеперечисленным расходам не от-носится. До объявления результатов тендера (до возврата или зачета в счет исполнения обя-зательств по договору) эти суммы не могут признаваться расходом (п. 3 ПБУ 10/99), так как задаток выполняет обеспечительную функцию — удостоверяет факт намерения заключить до-говор. Поэтому правильнее отражать суммы внесенного задатка по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по внесенному задатку», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Для признания всех расходов, связанных с торгами, организация должна докумен-тально подтвердить не только уплату взноса участника, оформление банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и факт участия в конкурсе.

В случае отрицательного результата суммы возвращаемого задатка отражаются в уче-те обратной проводкой: Дебет 51 Кредит 76. В случае положительного результата задаток также возвращается победителю и отражается на бухгалтерских регистрах аналогичными записями.

Если задаток возвращается претенденту в двойном размере (п. 5 ст. 448 ГК РФ), то сумма, превышающая размер внесенного задатка, признается прочим доходом (п. 2 ПБУ 9/99). Дебет 51 Кредит 91-1.

Налоговый учет

В налоговом учете расходы на участие в торгах находят свое отражение в пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ при отрицательных результатах торгов и в пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при по-ложительных результатах торгов. Такой вывод можно сделать из разъяснений Минфина по данному вопросу в Письмах от 16.01.2008 N 03-03-06/1/7, от 07.11.2005 N 03-11-04/2/109, от 31.10.2005 N 03-03-02/121. Например, в Письме N 03-03-06/1/7 финансисты сообщают, что расходы организации, связанные с участием в тендерных торгах, которые проиграны, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов в случае, если они понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организато-рами торгов участникам торгов, и не возвращаются им при проигрыше (в частности, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, расходы по приобретению тендерной документации, приобретению банковской гарантии). Указанные расходы, подтвержденные документально, учитываются для целей налогообложения прибы-ли единовременно.

Также, по мнению Минфина, в случае возврата организаторами торгов сумм, внесен-ных участниками торгов за участие в тендере, такие суммы у участника включаются в состав внереализационных доходов. Данную позицию подтверждают и разъяснения налоговых ор-ганов (Письма ФНС России от 18.11.2005 N ММ-6-02/961, УФНС по г. Москве от 27.01.2006 N 20-12/5557).

Однако согласно п. 32 ст. 270 НК РФ задаток относится к расходам, не учитываемым в целях налогообложения. Поэтому сумма задатка для целей налогообложения прибыли в состав расходов не включается (Письмо Минфина России от 25.03.2008 N 03-03-06/1/200). Соответственно, в случае возврата задаток не относится к доходам, учитываемым в целях налогообложения в силу ст. 41 НК РФ, согласно которой доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме.

Что касается вопроса «входного» НДС при участии в тендерах, то можно отметить следующее. Если организация приняла участие в тендере в рамках своей деятельности, обла-гаемой НДС, то «входной» НДС по приобретенным в этой связи товарам (работам, услугам) она вправе принять к вычету в случае как выигрыша, так и проигрыша при выполнении ус-ловий, предусмотренных ст. 172 НК РФ. Напомним эти условия:

  • наличие счета-фактуры с выделенной суммой НДС;
  • приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС;
  • принятие на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.

Рассмотрим также налогообложение участия в тендерах, если организация-участник применяет упрощенную систему налогообложения.

Минфин в своем Письме от 02.07.2007 N 03-11-04/2/173 в отношении затрат, связан-ных с участием организации на УСНО в торгах отмечает следующее. В п. 1 ст. 346.16 НК РФ определен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, использующих УСНО. Данный перечень расходов является закрытым, и с учетом того, что в нем отсутствуют расходы, связанные с участием организации в тенде-рах, организация не вправе учитывать эти расходы при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

В отношении задатка, возвращенного в связи с проигрышем в торгах организации-упрощенцу, Минфин в Письме от 11.10.2007 N 03-11-04/2/254 высказал такое мнение. В со-ответствии п. 1 ст. 346.15 НК РФ организации, применяющие УСНО, при определении объ-екта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущест-венных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Возврат суммы задатка не отвечает требованиям ст. 41 НК РФ. В связи с изложенным сумма задатка, воз-вращенная организации, проигравшей в торгах, не является доходом и, соответственно, не учитывается при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО.

Таким образом, организации на упрощенной системе налогообложения не учитывают в целях налогообложения расходы по участию в тендере ни в случае победы, ни в случае проигрыша.

Шеронова Ольга Владимировна
аудитор Казанского юридического центра.

Подписаться на новости

Расходы на участие в открытых электронных аукционах

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений осуществляется в особом порядке, который установлен Законом N 94-ФЗ <1>. Субъектами отношений, регулируемых данным Законом, выступают заказчики <2> и участники размещения заказов (то есть лица, претендующие на заключение контракта или договора).

<1> Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
<2> Государственными и муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы, казенные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов независимо от источников финансового обеспечения их исполнения. Это следует из ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала (или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель).

Как следует из ст. 10 Закона N 94-ФЗ, общий способ размещения госзаказов — торги, которые проводятся в форме конкурса или аукциона. Решение о способе размещения заказа принимает заказчик или уполномоченный орган. При этом в ряде случаев Закон N 94-ФЗ обязывает проводить торги только в форме аукциона <3> — закрытого или открытого. Если предметом контракта является поставка товаров, сведения о которых составляют государственную тайну (при условии что такие сведения содержатся в документации об аукционе или в проекте контракта), то проводится закрытый аукцион, во всех иных случаях — открытый, в том числе и в электронной форме.

<3> См., например, Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утв. Распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 N 236-р.

Участник размещения заказа несет определенные расходы, связанные с участием в электронных торгах. Как эти расходы соотносятся с налогом на прибыль, рассмотрим в данной статье.

Правовое регулирование Получение аккредитации на участие в аукционе

По общему правилу в целях Закона N 94-ФЗ под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Это следует из ч. 1 ст. 32 Закона N 94-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 41.1 этого Закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в Интернете в порядке, установленном гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

К сведению. Под электронной площадкой понимается сайт в Интернете, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме. Оператором электронной площадки является юридическое лицо или ИП, зарегистрированные на территории России, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов. Об этом говорится в ч. 2 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ.

По результатам конкурсного отбора, проведенного Минэкономразвития совместно с ФАС, сегодня определены следующие операторы электронных площадок:

  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» — www.roseltorg.ru;
  • ЗАО «ММВБ — Информационные технологии» — www.ets-micex.ru;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» — www.zakazrf.ru;
  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная Система Торгов» — www.sberbank-ast.ru;
  • ООО «Индексное агентство РТС» — www.rts-tender.ru.

Об этом говорится в Письме Минэкономразвития России от 21.07.2010 N Д22-1174 со ссылкой на ч. 31 ст. 65 Закона N 94-ФЗ.

Чтобы стать участником электронного аукциона, организации необходимо пройти аккредитацию у оператора электронной площадки. Аккредитация осуществляется сроком на три года (с возможностью ее прохождения на новый срок). Ее наличие дает право участнику размещения заказа участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке. Это следует из ч. 9 и 13 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ.

Для прохождения аккредитации участник размещения заказа должен представить оператору электронной площадки документы и сведения, перечень которых содержится в ч. 2 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ. При этом ч. 3 данной статьи установлено, что требовать представления документов и сведений, не входящих в этот перечень, оператор не вправе.

Обратите внимание! Плата за аккредитацию на электронной площадке и за участие в открытом аукционе в электронной форме с участников размещения заказа не взимается (ч. 4 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ). Плата взимается только с лица, с которым заключается контракт, в случаях, предусмотренных гл. 3.1 Закона N 94-ФЗ.

Отметим, что эта плата невелика. Согласно Информационному сообщению Минэкономразвития России «О завершении экспертизы операторов электронных площадок» плата, взимаемая за участие в аукционе, не может превышать 3000 руб. Например, на сайте ЗАО «Сбербанк-АСТ» говорится, что с 1 августа 2012 г. размер денежных средств, списываемых оператором со счета победителя в качестве платы за участие в открытом аукционе, составляет 2000 руб.

В срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления пакета документов и требуемых сведений оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника размещения заказа или отказать в аккредитации. При этом оператор электронной площадки должен направить участнику уведомление о принятом решении (ч. 4 ст. 41.3 Закона N 94-ФЗ).

Обратите внимание! Участнику размещения заказа, получившему аккредитацию, оператор обязан обеспечить открытие счета для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах.

Прежде чем перейти к рассмотрению процедур размещения заказа на поставку товаров путем электронного аукциона, отметим, что документооборот при проведении электронных торгов осуществляется посредством электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) лиц, имеющих право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика и оператора электронной площадки.

Частью 5 ст. 41.2 Закона N 94-ФЗ определено, что наличие ЭЦП указанных лиц и заверение электронных документов оператором электронной площадки с помощью программных средств означают подлинность и достоверность таких документов и сведений, а также то, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно участника размещения заказа, оператора электронной площадки, заказчика.

Отметим, что ЭЦП — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» <4>).

<4> В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ данный документ был признан утратившим силу с 1 июля 2012 г. Однако Федеральным законом от 10.07.2012 N 108-ФЗ дата утраты силы перенесена на 1 июля 2013 г.

Организации, принявшие решение об участии в электронных торгах, должны позаботиться о наличии у них сертификата ключа проверки электронной подписи.

Участие в электронном аукционе

Документация об аукционе. Согласно ч. 1, 2 ст. 41.5 Закона N 94-ФЗ не менее чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме (не менее чем за семь дней в случае, если цена лота не превышает 3 млн руб.) заказчик размещает извещение о проведении такого аукциона на официальном сайте. В извещении должны быть указаны (ч. 4 ст. 41.5):

  • форма торгов (открытый аукцион в электронной форме);
  • адрес электронной площадки в Интернете;
  • наименование и контактные данные заказчика;
  • предмет контракта с указанием количества поставляемого товара;
  • место поставки товара;
  • начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
  • дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  • дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе;
  • дата проведения открытого аукциона в электронной форме.

Вместе с извещением о проведении электронного аукциона заказчик на официальном сайте размещает документацию об аукционе, требования к которой установлены ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы (ч. 2 ст. 41.7 Закона N 94-ФЗ).

Подача заявки на участие в аукционе. Для участия в электронных торгах участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, должен подать заявку на участие в аукционе. Причем подать ее можно в любой момент с момента размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона до предусмотренных документацией об аукционе даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в нем.

Порядок подачи заявок, а также сведения, указываемые в заявке участника, определены ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ. При этом заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. В первой части участник размещения заказа указывает свое согласие на поставку товаров, заявленных в документации об аукционе, и товарный знак, а также сообщает конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Во вторую часть заявки участник вносит сведения и документы, перечисленные в ч. 6 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Заявка на участие в аукционе направляется участником размещения заказа оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих две части заявки. Причем указанные электронные документы подаются участником одновременно.

Обеспечение заявки на участие в аукционе. Согласно ч. 5 ст. 41.1 Закона N 94-ФЗ заказчик должен установить требование обеспечения заявки на участие в электронном аукционе. Такое требование в равной мере распространяется на всех участников размещения соответствующего заказа и указывается в документации об аукционе. Что касается размера обеспечения заявки, он должен быть не менее 0,5% и не более 5% начальной (максимальной) цены контракта (лота) (не более 2% — если участник относится к субъекту малого предпринимательства).

Выше отмечалось, что аккредитованному участнику размещения заказа оператор электронной площадки обязан открыть счет для проведения операций по обеспечению участия в аукционах.

В соответствии с ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан осуществить блокирование операций по указанному счету в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом аукционе. После чего заявке присваивается порядковый номер и подтверждается ее получение — участнику размещения заказа, подавшему заявку, направляется соответствующий электронный документ.

Проведение аукциона. Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме регламентирован ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ. Согласно ч. 4 данной статьи торги проводятся путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, за исключением случая, когда цена контракта снижена до нуля (в такой ситуации проводится электронный аукцион на право заключить контракт).

В ходе проведения электронного аукциона его участники могут подавать свои предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах «шага аукциона». Этот шаг составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч. 6, 7 ст. 41.10 Закона N 94-ФЗ).

При этом ч. 8 ст. 41.10 разрешено подавать предложения о цене контракта независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований, указанных в ч. 9 данной статьи.

Не будем утомлять читателей подробным описанием процедур проведения аукциона, отметим лишь, что в конечном итоге в соответствии с ч. 9 ст. 41.11 Закона N 94-ФЗ победителем признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям документации об этом аукционе.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

В общем случае по результатам электронного аукциона с победителем заключается государственный контракт, что следует из ч. 1 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

В течение одного рабочего дня со дня заключения контракта оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету <5> в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в таком открытом аукционе. При этом оператор списывает со счета участника, с которым заключен контракт, денежные средства в качестве платы за участие в таком открытом аукционе. Об этом говорится в ч. 17 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ.

<5> Речь, как вы поняли, идет о счете для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, блокировка которого предусмотрена ч. 11 ст. 41.8 Закона N 94-ФЗ.

Данной статьей предусмотрена ситуация (ч. 12), когда участник аукциона уклоняется от заключения контракта. В этом случае оператор электронной площадки прекращает блокирование операций по счету такого участника в отношении денежных средств, заблокированных для обеспечения участия в этом открытом аукционе. Оператор перечисляет данные денежные средства заказчику, а также списывает со счета такого участника денежные средства в качестве платы за участие в аукционе.

Обеспечение исполнения контракта

Заказчик может установить требование об обеспечении исполнения контракта (а если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн руб., он обязан это требование установить). При этом, если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставления данного обеспечения не требуется.

Размер обеспечения установлен в п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона N 94-ФЗ. Напомним, что эта статья определяет, какие сведения должна содержать документация об электронном аукционе, то есть эту информацию, наряду с иными сведениями, можно увидеть на официальном сайте.

Размер обеспечения исполнения контракта не может превышать 30% начальной цены контракта (от 10 до 30% начальной цены контракта, если она больше 50 млн руб.).

В случае когда контрактом предусмотрена выплата аванса, обеспечение не может быть меньше, чем размер аванса, а если размер аванса превышает 30% начальной цены контракта, размер обеспечения не может превышать на 20% размер аванса и не может быть меньше аванса.

Схематично это можно представить следующим образом:

  1. Начальная цена контракта до 50 млн руб. — требование об обеспечении контракта может быть установлено.

При этом Аванс <= Обеспечение <= 30% от цены лота.

  1. Начальная цена контракта свыше 50 млн руб. — требование об обеспечении контракта устанавливается обязательно. При этом Аванс <= Обеспечение <= от 10 до 30% от цены лота.

Для обоих случаев: если Аванс >= 30% от цены лота, то Аванс <= Обеспечение <= (Аванс + 20% от Аванса).

Согласно ч. 19 ст. 41.12 Закона N 94-ФЗ в случае, если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после:

  • представления участником аукциона, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией;

или

  • передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).

Обратите внимание! Способ обеспечения исполнения контракта участник аукциона определяет самостоятельно.

Отметим, что Федеральным законом от 20.07.2012 N 122-ФЗ внесены изменения в Закон N 94-ФЗ. Одним из таких изменений было исключение из способов обеспечения исполнения контракта договора поручительства. Указанные изменения вступили в силу 23.07.2012.

В связи с этим по торгам, объявленным до 22.07.2012 (включительно), участник размещения заказа, с которым заключается контракт, вправе представить обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства. По торгам, которые объявляются с 23.07.2012, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства представляться не может. Такие разъяснения даны в Письме ФАС России от 30.07.2012 N ИА/24213.

Расходы на участие в электронном аукционе

Теперь рассмотрим, как те или иные расходы, понесенные налогоплательщиком для участия в электронных аукционах, признавать в бухгалтерском и налоговом учете. Расходы нужно четко дифференцировать и отражать в учете исходя из их природы.

Напомним, что участник электронного аукциона несет следующие денежные траты, связанные с участием в аукционе:

  • средства, внесенные в качестве обеспечения на участие в торгах (задаток). Перечисляются оператору электронной площадки перед подачей заявки для допуска к участию в торгах. Как правило, составляют 0,5 — 5% начальной (максимальной) цены контракта;
  • плата оператору электронной площадки за участие в электронном аукционе. Взимается с победителя аукциона (как подписавшего контракт, так и уклонившегося от его подписания) в размере 2000 — 3000 руб.;
  • средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, или вознаграждение по договору банковской гарантии. Обеспечение представляется заказчику после победы в аукционе перед заключением контракта.

Организация, участвующая в проведении электронного аукциона, должна организовать бухгалтерский учет сумм, перечисляемых на счет оператора электронной площадки для проведения операций по обеспечению участия в аукционах. Причем надо вести раздельный учет сумм, которыми участник может распоряжаться свободно, и сумм, блокируемых оператором по установленным правилам при подаче участником заявок на участие в аукционах.

Полагаем, что целесообразно учитывать эти средства обособленно. К примеру, на счете 55 «Специальные счета в банках» на отдельных субсчетах:

  • 55-А «Средства на обеспечение заявок на участие в аукционах»;
  • 55-Б «Средства на обеспечения заявок на участие в аукционах заблокированные».

При этом в учете могут быть произведены следующие записи:

Дебет 55-А Кредит 51 — перечислены денежные средства на счет оператора электронной площадки;

Дебет 55-Б Кредит 55-А — отражена блокировка средств оператором электронной площадки.

Одновременно производится запись по дебету забалансового счета 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

При разблокировании средств по результатам участия в аукционе в учете организации производятся обратные записи.

Пример 1. В октябре 2012 г. организация прошла аккредитацию на электронной площадке и перечислила на счет, открытый оператором площадки, 700 000 руб. В том же месяце она подала заявку на участие в одном аукционе. В соответствии с его условиями на основании заявки оператор заблокировал средства в обеспечение заявки в размере 650 000 руб.

Организация аукцион не выиграла, средства были разблокированы.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Перечислены денежные средства оператору
электронной площадки
55-А 51 700 000
На дату подачи заявки на участие в открытом аукционе
Отражены средства, заблокированные
оператором электронной площадки
55-Б 55-А 650 000
Отражена сумма выданного обеспечения
обязательств
009 650 000
На дату разблокирования средств по результатам участия в аукционе
Средства на счете разблокированы 55-А 55-Б 650 000
Списана сумма обеспечения по результатам
аукциона
009 650 000

Суммы внесенного задатка и средства, обособленные на счете, открытом оператором электронной площадки, в налоговом учете, как и в бухгалтерском, расходами не признаются (п. 32 ст. 270 НК РФ).

Пример 2. Воспользуемся данными примера 1 с той лишь разницей, что организация выиграла аукцион и заключила соответствующий контракт. Оператор разблокировал счет и взимает плату за участие в аукционе в размере 2000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны те же проводки, что и в примере 1, плюс следующие:

>УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ ОБЕСПЕЧЕНИЙ И ЗАДАТКОВ

УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ ОБЕСПЕЧЕНИЙ И ЗАДАТКОВ

И.В. Вадимова,
главный бухгалтер, консультант

Бюджетное и автономное учреждение может выступать как плательщиком, так и получателем денежных обеспечений и задатков. Денежные обеспечения предусмотрены в рамках контрактной системы и призваны обеспечить надлежащее выполнение обязательств участниками конкурса или выбранными исполнителями по договору. Учет таких обеспечений имеет свои особенности.

Обеспечения в контрактной системе

Чаще всего государственные (муниципальные) учреждения встречаются с обеспечениями заявок на участие в конкурсах или аукционах или обеспечениями исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон № 44-ФЗ). При этом учреждения могут выступать с обеих сторон — как со стороны заказчика, получающего обеспечение, так и со стороны участника конкурса, перечисляющего денежное обеспечение, так как обязательные требования об обеспечении заявки на участие в конкурсе в равной мере относятся ко всем участникам закупки. На государственное (муниципальное) учреждение, за исключением казенного, которое выиграло конкурс и стало исполнителем, распространяются требования к обеспечению исполнения контракта.

Обеспечение заявок

При проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок (ч. 1 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Заявки могут обеспечиваться денежными средствами или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупок.
Обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). Участнику закупки необходимо иметь достаточную и незаблокированную сумму на лицевом счете, открытом оператором электронной площадки. Конкретный размер обеспечения, который блокируется на счете, определяется документацией об аукционе (ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Денежные средства в обеспечение заявки необходимо вносить своевременно, так как в случае, если деньги участника до даты рассмотрения заявок не поступят на счет заказчика, такой участник признается не предоставившим обеспечение. Это правило не применяется при проведении электронного аукциона (ч. 5 ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
По окончании конкурса денежные средства, как правило, возвращаются на счет участника. Возврат осуществляется при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
1) подписание протоколов рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, подведения итогов электронного или закрытого аукционов. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонение заявки участника закупки;
4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *