Эффективность налоговых льгот

Классификация льгот

Льготы разрабатываются на нескольких уровнях.

Таблица 1. Трехступенчатая система, позволяющая учесть интересы всех категорий налогоплательщиков

Уровень Документ
Федеральный НК
Региональный НК и региональные законодательные акты
Местный НК и постановления органов местного самоуправления

Отменять действие льгот имеют право те же органы, которые их внедрили.

Особенности льгот, установленных НК РФ:

  • распространяются на всю территорию России. Дублировать их в актах, издаваемых субъектами РФ или муниципальными органами, нет необходимости;
  • не подлежат изменениям, которые исходят от региональных или местных представителей.

Льготы классифицируются по нескольким категориям:

  • изъятия;
  • освобождения;
  • скидки.

К ним также можно отнести налоговый кредит.

Вектор направленности льгот определяет специфику их использования

Изъятия

Изъятия — привилегия, дающая возможность вывести из-под налогообложения определенные объекты.

Это объединение льгот встречается в следующих ипостасях:

  • постоянные;
  • «точечные», действующие определенный промежуток времени;
  • относящиеся ко всем налогоплательщикам;
  • задействованные к одной категории лиц.

Основное отличие изъятий от других разновидностей льгот — воздействие исключительно на налогооблагаемый предмет.

Таблица 2. Примеры изъятий

Налог Объекты
На прибыль Питание для детей и продукция, предназначенная для реабилитации людей с ограниченными возможностями
Налог с доходов физлиц Выигрыши
На имущество Стоимость имущества, унаследованного инвалидами I и II групп

Полный перечень изъятий находится в НК РФ.

Скидки

Они являются важнейшей составляющей политики государства благодаря ярко выраженной общественной направленности. Скидка — изменение налоговой базы и, соответственно, суммы налога к уплате, в сторону уменьшения. В некоторых ситуациях скидки или вычеты, которые так же относятся к этой категории, предполагают 100% снятие обязательств от перевода средств в казну.

Что касается налогообложения прибыли, в этом контексте скидки не привязываются к доходам, а применяются к расходам, понесенным субъектом. Налогоплательщик наделен правом урезать налогооблагаемый доход на сумму понесенных издержек. Однако не каждая трата является основанием для применения льготы. Привилегия относится к затратам, осуществляемым с благими намерениями, как, например, перевод денежных средств в благотворительные фонды или финансирование природоохранных компаний.

В зависимости от накладываемых НК РФ ограничений, скидки делятся на 2 категории:

  • лимитированные — величина которых ограничена;
  • безлимитные — допускается уменьшение налоговой базы на всю сумму осуществленных затрат.

По аналогии с изъятиями скидки бывают универсальными, т.е. доступными для всех категорий субъектов, или специальными, разработанными для определенных групп. Лидируют в рейтинге самых распространенных налогов по применению скидок следующие:

  • на доходы физлиц;
  • на прибыль компаний.

При вычислении налоговой базы по НДФЛ прибыль физлиц, облагаемая по ставке 13%, сокращается на размер предоставляемых вычетов. Доходы, к которым применяются ставки 9, 15, 30 и 35%, не принадлежат к объектам, влияющим на уменьшение НБ.

К таким доходам относятся следующие:

  • дивиденды;
  • доходы субъектов, не принадлежащих к категории налоговых резидентов РФ;
  • выигрыши как материальные, так и в натуральной форме, стоимость которых превышает 4 000 рублей;

Также к подобным доходам можно отнести прибыль, полученную от экономии на процентах при использовании вычета для получения кредита.

Вычет — одна из самых популярных разновидностей льгот

Таблица 3. Разновидности вычетов

Вид Характеристика
Стандартный Для официально трудоустроенных налоговых резидентов РФ. Получить стандартный вычет можно по месту работы или в ИФНС. Представляет собой конкретную сумму необлагаемого минимума дохода. Применяются как в отношении налогоплательщика, так и его несовершеннолетних детей.
Социальный Был разработан с целью частичной компенсации государством расходов, понесенных налогоплательщиком на социальные нужды. Предоставляются на обучение, лечение, благотворительные взносы и в некоторых ситуациях, связанных с пенсионными накоплениями. Последний вычет имеет возможность выплатить работодатель.
Имущественный Мультифункциональная разновидность. Например, вычет по прибыли, полученной от реализации имущества, дает возможность уменьшить размер дохода. Вычет по затратам налогоплательщика, связанным с покупкой или строительством жилого имущества, позволяет вернуть определенную часть расходов на эти цели. Оформлять имущественный вычет можно как через работодателя, так и через ИФНС.
Профессиональный Уменьшает размер налогооблагаемой прибыли, заработанной в ходе профессиональной деятельности. Величина урезания приравнивается к величине документально подтвержденных затрат, имеющих отношение к процессу привлечения доходов. Предоставляется по месту работы и лишь в случае отсутствия работодателя в связи с ликвидацией предприятия, например, — налоговыми органами.

Вычеты оформляются по окончанию налогового периода. Средства поступают на счет заявителя после проведения проверки предоставленной декларации и утверждения заявленной суммы ИФНС или после предоставления необходимых бумаг налоговому агенту. Временной отрезок по оформлению имущественного вычета пролонгирован. Если на протяжении календарного года скидка не была полностью использована, допускается перенос остатка на следующие 3 года.

Освобождения

Освобождение — льгота, влияющая на налоговую ставку или окладную сумму.

По сравнению с другими привилегиями, освобождения наиболее лояльны к налогоплательщику

В контексте использования налоговых освобождений часто встречается понятие окладная сумма. Под этим определением подразумевают валовый налог, являющийся результатом умножения определенного количества налогооблагаемых единиц на ставку.

Полное избавление от налогового бремени может предоставляться некоторым категориям налогоплательщиков, как на установленный срок, так и безлимитно. Как правило, к таким группам относятся пенсионеры, компании, осуществляющие деятельность на общественных началах, ветераны войны, лица с ограниченными возможностями.

Таблица 4. Формат предоставления льготы

Разновидности Характеристика
Уменьшение ставки Снижение ставки на 50% для предприятий, в случае если 50% сотрудников относятся к категории инвалидов или пенсионеров.
Снижение окладной суммы Зарплата сотрудника состоит из непосредственно заработной платы, а также ее окладной и премиальной части. В зависимости от уровня выполнения поставленных задач возможно снижение окладной части облагающейся суммы.
Налоговые каникулы 100% освобождение от уплаты налогов на конкретный временной отрезок. Право предоставления закреплено за субъектами РФ.

Освобождение часто путают со списанием безнадежных налоговых долгов. Однако эти два понятия имеют абсолютно разную правовую аргументацию. Списание применяется как крайняя мера в случаях доказанной невозможности взыскания накопившегося долга. Освобождение — льгота, позволяющая существенно снизить сумму налога к перечислению.

Налоговый кредит

Под кредитом подразумевают изменение временных рамок уплаты налога. Согласно классификации НК РФ налоговый кредит расположен обособленно от налоговых льгот и рассматривается лишь в контексте временных рамок по уплате налога. Связанные с этим понятием отсрочка и рассрочка налогового платежа, также оторваны от определения как налоговых льгот, так и налогового кредита.

К одному из самых сложных звеньев в структуре льгот относится налоговый кредит

Учитывая выгоду, получаемую налогоплательщиком от его применения, налоговый кредит можно отнести к налоговым льготам. Разница между кредитом и рассрочкой либо отсрочкой заключается в небольших различиях между предоставляемым «отпуском». Последние разрешено использовать сроком до полугода, а кредит имеет больший период воздействия, растягиваясь до 12 месяцев. В части начисления процентов разницы между этими понятиями практически не существует. Исключение составляют следующие ситуации:

  • разрушения после стихийного бедствия;
  • убытки, понесенные субъектом вследствие технологической катастрофы;
  • перечисление средств за государственный заказ.

При подобных обстоятельствах проценты не начисляются.

Помимо налогового существуют 2 разновидности кредитов:

  1. Инвестиционный. Данный кредит дается сроком от 1 до 5 лет.Претендовать на подобную привилегию могут компании, которые вкладывают средства в следующие направления:
    1. выполнение исследовательских работ;
    2. перевооружение промышленных предприятий;
    3. генерирование новых технологий;
    4. осуществление важных работ, связанных с развитием субъектов РФ.
  2. Целевой. Обмен денежного выражения суммы налога либо его части на натуральный эквивалент. Наглядным примером может послужить внесение организацией производимой продукции в счет уплаты налога в пользу бюджетных компаний.

Рука об руку с налоговым кредитом идут понятия возврат и зачет ранее уплаченного налога:

  1. Возврат. Во время вывоза из РФ продукции, купленной с учетом налога на добавленную стоимость, сумма налога возвращается.
  2. Зачет. Размер налога на прибыль, перечисленный отечественной компанией в бюджет другого государства, засчитывается при оплате налога в РФ.

Последний вид часто применяется с целью предотвращения возникновения двойного налогообложения. Зачет можно сравнить с кредитом, разработанным для иностранных налогов.

Специальный налоговый режим не является прямой налоговой льготой, но по сути максимально к ней приближен

Классификация льгот

Налоговые льготы можно разделить на следующие группы:

  • личные и для юридических лиц;
  • общеэкономические и социальные налоговые льготы;
  • внешнеэкономические налоговые льготы, направленные на стимулирование экспорта, и общеэкономические льготы.

Любые льготы несут одновременно отрицательные последствия для государства и положительные для лиц, которым они предоставляются. Так для государства это уменьшение доходов от сбора налогов, а для лиц, которым она предоставлена — возможность заниматься научными изысканиями в ущерб времени для ведения бизнеса. Обычно налоговые льготы выдаются в рамках государственной поддержки бизнеса, зачастую — во время экономических кризисов.

В отечественной налоговой литературе представлена следующая классификация:

  1. изъятия — выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В отношении налогов на прибыль и доходы изъятия выражаются в том, что прибыль или доход, полученный плательщиком от определенных видов деятельности, изымается из состава налогооблагаемой прибыли (дохода), то есть не подлежит налогообложению. Например, ст. 251 НК «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы». В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества.
    • изъятия из налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст. 333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций». Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы). Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульств на основе международных соглашений
    • необлагаемый налогом минимум дохода — то есть минимальная часть объекта, не облагаемая налогом. Обложению подлежат лишь те доходы и объекты плательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложения изымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому из определённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей и т. д.) — п. 28 ст. 217 НК РФ
  2. налоговые скидки — льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые обществом и государством. Например, расходы налогоплательщика по НПО на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников налогоплательщика (п.3 ст. 264.1 НК РФ) или см. подп. 38 п. 1 ст. 264
  3. освобождение — льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы налога (налогового оклада).
    1. понижение налоговой ставки — например, понижение ставки до 0 % для крупного бизнеса, получающего доход в виде дивидендов (подп.1 п. 3 ст. 284 НК РФ). Или освобождение или снижение оплаты имущественного, земельного, транспортного налогов для лиц с инвалидностью.
    2. уменьшение налогового оклада — самая эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер (сумму) налога, причитающегося взносу в бюджет. См., например облигации академии квалифицированной зоны в США (фактически, проценты по облигации уменьшают налоговый оклад)
    3. Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Отсрочка или рассрочка уплаты налога — это форма изменения срока уплаты налога, установленного законом. Основания, условия и порядок предоставления этих льгот регламентированы, см. гл. 9 НК РФ. Здесь стоит отметить, что некоторые исследователи выделяют разницу между отсрочкой и рассрочкой. Так, Брызгалин рассматривает отсрочку как перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок, а рассрочку как распределение суммы налога на определенные части с установлением сроков уплаты этих частей.
    4. Налоговый кредит, так же как и отсрочка (или рассрочка) уплаты налога,— форма изменения срока уплаты налога. Различия есть, например, в процедурах предоставления этих льгот: отсрочки или рассрочки предоставляются решением уполномоченного органа, а для предоставления налогового кредита заключается договор. За пользование налоговым кредитом взимаются проценты, как и за предоставление отсрочки или рассрочки. См. гл. 9 НК РФ, в которой речь идёт об инвестиционном налоговом кредите.
    5. Возврат ранее уплаченного налога (части налога) или налоговая амнистия (не путать с освобождением налогоплательщика от финансовых санкций) — например, подп.2 п.2 ст. 151 предусмотрено, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации суммы налога возвращаются налогоплательщику в порядке
    6. Зачет ранее уплаченного налога. Эта разновидность освобождения широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов) — см. например, ст. 232 НК РФ (Устранение двойного налогообложения)

> См. также

  • Налоговая амнистия
  • Налоговые льготы в России

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

Налоговый кодекс РФ определяет налоговые льготы как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере .

Налоговые льготы стали распространяться с 1960-х годов, начиная с Германии и США. С этих времен многие страны уже задумались о том, что оценка эффективности налоговых льгот может стать весьма полезным инструментом для анализа налоговой политики государства.

Одним из основных направлений налоговой политики Российской Федерации в текущем году и в среднесрочной перспективе является оптимизация существующей системы налоговых льгот.

Роль налогов в формировании регионального бюджета достаточно велика. Во- первых, налоги представляют собой основной источник доходов бюджетов. Во- вторых, создают благоприятные условия для развития определенных отраслей, при помощи применения льгот, снижения процентных ставок. В- третьих, государство перераспределяет часть прибыли налогоплательщиков на развитие социальной инфраструктуры, наукоемких технологий и инвестиций. Все это обуславливает актуальность выбранной темы, так как при помощи установления эффективных льгот, можно увеличить объем налоговых поступлений, а также укрепить социальную поддержку граждан.

Основная задача рассмотрения данной темы заключается в том, что на сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации нет единой методики оценки эффективности налоговых льгот. Субъекты Российской Федерации самостоятельно разрабатывают методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот. А это в свою очередь затрудняет саму процедуру оценки, качество ее проведения, а также приводит к сложностям в обобщении информации по льготам, так как каждый субъект может проводить оценку по разным критериям.

Проведение оценки способствует оптимизации перечня действующих налоговых льгот, минимизации риска предоставления неэффективных налоговых льгот и обеспечению оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в форме налоговых льгот.

В «Основных направлениях налоговой политики на 2011 — 2013 годы» была впервые поставлена задача постепенной отмены федеральных льгот по региональным и местным налогам.

Но в то же время следует понимать, что единовременная отмена налоговых льгот может привести к социальным напряжениям в обществе, к увеличению расходов федерального бюджета. Поэтому, принимая решение об отмене льготы, следует тщательно проанализировать ее на предмет социального влияния и экономических последствий.

Вместе с тем введение налоговых льгот и освобождений должно сопровождаться обоснованием, в котором содержатся ответы на такие вопросы:

1) почему введение новой льготы необходимо в принципе;

2) какие цели преследует введение данной льготы, и как будет измеряться успех или провал данной меры;

3) какие доказательства могут быть приведены в пользу того, что введение налоговой льготы позволит достичь указанных целей с приемлемыми затратами;

4) почему введение налоговой льготы лучше прямых расходов бюджета для достижения указанных целей.

Сегодня выделяют три метода количественной оценки налоговых расходов: по упущенным доходам, по восстановленным доходам, по эквивалентным расходам. Данные методы рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1.

Методы количественной оценки налоговых расходов

Метод

Метод упущенных доходов

оценивает налоговые расходы как сумму, на которую уменьшаются налоговые доходы бюджета в связи с наличием в налоговом законодательстве той или иной льготы, или, другими словами, как сумму, которую бюджет потерял от введения льготы

Метод восстановленных доходов

оценивает налоговые расходы как сумму, на которую налоговые доходы бюджета увеличатся в случае отмены той или иной налоговой льготы, т. е. сколько дополнительно получил бы бюджет, если бы льготу отменили

Метод эквивалентных расходов

Оценивает сколько надо выплатить налогоплательщику, чтобы его доход после налогообложения в условиях замены льготы трансфертом из бюджета сровнялся с тем, который у него есть в условиях применения льготы

Метод упущенных доходов является наиболее надежным методом оценки уровня поддержки, оказываемой налогоплательщикам через налоговую систему. Метод восстановленных доходов наименее надежный, так как подразумевает в себе учет поведенческих эффектов от налогоплательщика, реакцию правительства, которые в свою очередь могут оказаться неучтенными.

По Новосибирской области действует Закон «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области» N 142 ОЗ от 16 октября 2003 года , устанавливающий ставки налога, льготы, отчетный период, а также сроки уплаты по налогу.

Оценку эффективности налоговых льгот в Новосибирской области осуществляют по трем критериям, которые рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценки эффективности налоговых льгот

Критерий эффективности

Формула расчета

Бюджетная эффективность

Кбэф = НП / ПБ, где:

НП — объем прироста налоговых поступлений в областной бюджет;

ПБ — сумма потерь областного бюджета от предоставления налоговых льгот

Показывает влияние предоставления налоговых льгот на объемы доходов бюджета региона

Экономическая эффективность

Кээф=Ʃ Эр/ Эс, где

Эр-количество показателей, по которым произошел рост или уровень остался прежним;

Эс — количество показателей, по которым произошло снижение

Показывает влияние налоговых льгот на динамику производственных и финансовых результатов деятельности налогоплательщиков, которым они предоставлены

Социальная эффективность

Ксэф = Кл / Ко, где:

Кл — количество налогоплательщиков, воспользовавшихся льготой;

Ко — общее количество налогоплательщиков соответствующей категории

Показывает влияние налоговых льгот на создание благоприятных условий развития социальной инфраструктуры и бизнеса, повышение уровня жизни населения, его социальной защищенности и обеспечение занятости, решение конкретных задач

При этом налоговые льготы имеют положительную эффективность, если значения коэффициентов бюджетной и экономической эффективности больше, либо равны единице, а коэффициент социальной эффективности равен единице.

Анализируя методику оценки эффективности налоговых льгот в других субъектах Российской Федерации, мы пришли к выводу, что основная их часть осуществляет оценку по этим же критериям, что и Новосибирская область, но при этом у них возможна оценка по двум критериям. Другим ключевым отличием является сама формула расчета критерия эффективности.

Для того чтобы сформировать единую методику оценки, нужно закрепить критерии эффективности льгот, выработать показатели, по которым будем осуществляться непосредственно оценка.

Например, льготу можно считать эффективной, если она в первую очередь:

— обеспечивает прирост налоговых поступлений в бюджет;

— создает новые рабочие места в организации;

— улучшает условия труда работников организации;

— увеличивает размер заработной платы работников организации;

— повышает качество товаров и услуг организации;

— повышает доступность товаров и услуг для населения;

— создает или развивает послепродажное обслуживание товаров и услуг населению;

— ведет к экологической безопасности.

Каждая организации, которая применяет льготы, должна оцениваться по данным критериям. Если ответы на критерии положительны, то применение льготы оправдано. Если имеются отрицательные ответы, то организация должна пройти повторную процедуру оценки экспертами, где уже будут изучаться более узкие показатели деятельности организации.

Список литературы:

  1. Законом Новосибирской области от 16.10.2003 № 142-ОЗ «О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области»
  2. Малинина, Татьяна Александровна. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика / Т. Малинина – М.: Ин-т Гайдара, 2010. – 212 с.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016)

Налоговые льготы

Согласно ст. 56 НК РФ (ч. 1, гл. 8), льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможности не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

По механизму своего действия налоговые льготы имеют существенные различия.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

  • изъятия;

  • скидки;

  • налоговые кредиты.

Изъятия –это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков.

Скидки –это льготы, которые направлены на сокращение налоговой базы.Они подразделяются:

  • на лимитированные, когда размер скидок ограничен;

  • нелимитированные, когда налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика.

Скидки бывают:

  • общими (ими пользуются все плательщики);

  • специальными (для отдельных категорий субъектов).

В России при налогообложении граждан льготы (скидки) подразделяются на четыре группы: стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты.

Налоговые кредиты– это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов налогового кредита являются безвозвратными и бесплатными.

Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

  • снижение ставки налога;

  • вычет из налогового оклада (валового налога);

  • отсрочка или рассрочка налога;

  • возврат ранее уплаченного налога (части налога);

  • зачет ранее уплаченного налога;

  • целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада(валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно.

Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога– перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок.

Рассрочка уплаты налога– деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей.

Основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога отражены в ст. 64 НК РФ (ч. 1, гл. 9).

Предоставление отсрочек или рассрочек в определенных случаях имеет платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование – налоговая амнистия.

Зачет ранее уплаченного налога какразновидность налогового кредита широко используется в целях избежания двойного налогообложения (так называемый кредит для иностранных налогов).

Целевой налоговый кредитесть замена налога (части налога) натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в случае выполнения налогоплательщиком особо важногозаказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории.

Данная льгота может также предоставляться налогоплательщику в связи с его социальным или имущественным положением (например, кредит для инвалидов).

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит – такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67 НК РФ (ч. 1, гл. 9).

Обязательные платежи в бюджет вносят физические и юридические лица. Нормы и правила, касающиеся данных отчислений, устанавливаются Налоговым кодексом (НК) и поправками к закону. В частности, в его параграфах указаны преференции для определенных категорий граждан.

Виды налоговых привилегий

Общие принципы послаблений по обязательным взносам включены в 407-й параграф НК. Способы снижения сборов различны. Основные таковы:

  1. Изъятие. Заключается в вычеркивании субъекта из числа налогоплательщиков по категориальным признакам.
  2. Освобождение — это также исключение определенных сумм из налогооблагаемой базы. Применяется, как правило, к доходам из государственной казны.
  3. Скидка. Такое послабление заключается в снижении ставки. Предоставляется по различным условиям:
    • физическим лицам — в связи с принадлежностью плательщика к льготной группе;
    • хозяйствующим субъектам — на определенные виды собственности или деятельности.
  4. Отсрочка выражается в передвижении даты окончательного платежа по тем или иным обстоятельствам. Предоставляется в основном индивидуально.
  5. Амнистия предназначена для юрлиц. Она заключается в отмене штрафных санкций за просроченные обязательства.

Подсказка: особая преференция для физлиц — вычет. Он представляет собой возврат части внесенного взноса при условии затрат в отчетный период на цели, указанные в параграфах НК. Например, обучение, лечение, благотворительность и иное.

Также имеется еще один вычета: когда часть налогооблагаемого имущества не идет в расчет при определении налоговой базы. К примеру, такой вычет применяется в отношении 6 соток земельного надела льготных категорий граждан. К последним относятся:

  • пенсионеры,
  • инвалиды 1-2 гр.,
  • участники, инвалиды ВОВ,
  • члены семьи военных, потерявшие кормильца,
  • участники боевых действий,
  • ликвидаторы последствий ЧС на ЧАЭС, на р. Теча, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне.

Скачать для просмотра и печати:

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.04.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.05.2017)

Кто имеет право на льготы

Налоговые льготы в 2019 году имеют право оформить:

  • ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий;
  • граждане, имеющие инвалидность 1 и 2 группы;
  • пенсионеры;
  • многодетные семейства (трое и более несовершеннолетних);
  • другие.

Внимание: преференции по налогообложению входят в число прав субъекта. Пользоваться ими необязательно. Поэтому предоставляются послабления по инициативе получателя.

Граждане могут претендовать на послабления при таких условиях:

  • наличие льготного статуса;
  • получение дохода, освобожденного от налогообложения;
  • наличие собственности, по которой в законодательстве заложены преференции;
  • оплаты услуг, по которым предоставляются вычеты.

По принципу назначения налоговые преференции делятся на:

  • общероссийские;
  • региональные.

Подсказка: всеми вопросами начисления и взыскания обязательных платежей в бюджет занимается Федеральная налоговая службы (ФНС) через свои региональные представительства. Сотрудники госоргана выполняют нормы общероссийского и регионального законодательства в рамках субъекта федерации.

Налоговые послабления для ветеранов

Большая группа ветеранов делится на несколько подгрупп. В НК они обозначены вместе, так как им предоставлены равные преференции. К ветеранам в рамках закона причислены:

  • Герои Советского Союза и РФ;
  • кавалеры ордена Славы трех степеней;
  • участники ВОВ и иных боевых действий;
  • вдовы и иные члены семейств (иждивенцы) воинов, погибших при исполнении долга.

Перечисленные лица имеют право на такие послабления:

Вид налога Преференция Основание (норма закона)
Имущественный Отмена № 284-ФЗ от 04.10.14
Стандартный вычет Предоставление Ст. 218 НК
На землю Особые условия (уменьшение налогооблагаемой базы на 10 000,0 р.) Ст. 391 НК
Транспортный сбор Послабления Устанавливаются региональными нормативными актами

Подсказка: в субъектах федерации ветеранам предоставляются такие послабления по транспортному сбору:

  • отмена;
  • частичное снижение (отмена) с учетом мощности автомобиля;
  • скидка.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса»

Налоговые привилегии для инвалидов

Людям с ограничениями по здоровью назначается инвалидность определенной группы. Для этого им необходимо обратиться в госорган — медико-социальную экспертизу. После проведения комплексного обследования гражданин получает справку об инвалидности.

Документ дает право на получение таких послаблений по обязательным сборам:

Группа инвалидности Вид платежа Преференция
1, 2, инвалид с детства Имущественный сбор Отмена
Земельный Снижение базы на 10 000,0 р.
Все Стандартный вычет 3 000,0 р.
Земельный Особые условия
Транспортный Скидка назначается региональными властями

Для сведения: обязательным сбором облагаются такие виды имущества, находящегося в собственности:

  • квартиры;
  • дома;
  • незавершенные объекты;
  • гаражи;
  • места для машин;
  • иное.

Налоговые льготы для пенсионеров

Право назначения большинства преференций по обязательным удержаниям в бюджет передано из центра в субъект федерации.

В параграфах НК перечислены сборы, по которым местные власти принимают собственные решения. А именно:

Налог Объяснение
Земельный Предоставляется скидка или полное освобождение

Имеется также специальный вычет.

Имущественный Освобождается от обложения один из объектов собственности на выбор налогоплательщика
Транспортный Освобождение или снижение суммы, как правило, связано с мощностью автомобиля
Вычет Полагается работающим пенсионерам за покупку жилого помещения;

с 2014 года переносится на три предшествующих года, в которых заявитель имел налогооблагаемый доход

Также с 2017 г. имеется вычет по имеющимся в собственности 6 соткам земельного надела. если участок не превышает указанного размера — налог не начисляется вообще. Если превышает, то он рассчитывается на оставшуюся часть (сверх 6 соток)

Внимание: правило по отмене имущественного сбора с пенсионеров записано в 407-м параграфе НК.

С 1.01.2019 г. вышеуказанные нормы будут также распространяться и на предпенсионеров, то есть на лиц предпенсионного возраста, которые приобрели бы пенсионные права по старому законодательству, действующему до 31.12.2018 г. включительно. Сведения об отнесении граждан к предпенсионерам будут содержаться в ЕГИССО и передаваться по каналам межведомственного взаимодействия. Также запросить такие данные могут сами предпенсионеры непосредственно в ПФР любым доступным способом.

Налоговые льготы многодетным семействам

Многодетными в Российской Федерации признаются семейства, в которых в отчетном периоде воспитывалось трое или более несовершеннолетних. В их число включаются опекуны, заботящиеся об установленным числом в совокупности подопечных и собственных детей.

Важно: в некоторых регионах установлены иные правила признания семьи многодетной. Оно применяется при назначении местных преференций.

В рамках общероссийского законодательства многодетные могут претендовать на стандартный вычет (218-й параграф НК). Он предоставляется обоим родителям на каждого несовершеннолетнего по правилам, приведенным в таблице:

Ребенок Сумма вычета (руб.)
Первый и второй 1 400,0
Третий и последующие 3 000,0
Инвалид 12 000,0

Местные законодатели устанавливают нормы по удержаниям за:

  • транспортное средство;
  • земельный надел.

К примеру, в столице России многодетные освобождены от внесения обязательного платежа за один автомобиль на семейство.

Кроме того, в законодательстве прописаны послабления для многодетных семейств, занимающихся фермерским хозяйством. Они таковы:

  • отмена земельного удержания на определенный срок;
  • уменьшение тарифа на иные платежи.

Льготы для юрлиц и ИП

Юрлица и индивидуальные предприниматели могут претендовать на более широкий спектр преференций от государства. Устанавливаются они на общероссийском и региональном уровне. Дело в том, что часть сборов отчисляется в федеральный бюджет, а некоторые — в местный. По ним и устанавливаются правила соответствующего уровня.

Основным для субъектов рынка является налог на добавленную стоимость (НДС). По нему установлено несколько разных преференций:

Вид хозяйственной деятельности Примеры
Реализация товаров (услуг) Пассажироперевозка;

продажа:

  • марок;
  • медоборудования;
  • сельхозпродукции
Предоставление услуг Образовательных, медицинских, культурных
Деятельность в пользу государства Предоставление помещений в аренду иностранцам, проведение гослотереи

Сельхозпроизводителям полагается освобождение от транспортного удержания таких видов техники (358-й параграф НК):

  • тракторов;
  • комбайнов самоходных;
  • специальных машин, используемых в производстве.

Имущественные послабления полагаются:

  • общественным объединениям инвалидов;
  • религиозным организациям;
  • производителям фармацевтической продукции;
  • учреждениям уголовно-исполнительной системы и другим.

Скидки по налогу на прибыль полагаются следующим участникам рынка:

  • компаниям, занимающимся соцобслуживанием населения;
  • медицинским организациям;
  • образовательным учреждениям;
  • субъектам, ведущим хозяйственную деятельность в особых экономических зонах.

Подсказка: юрлица и индивидуальные предприниматели учитывают полагающиеся преференции самостоятельно при проведении обязательных удержаний. Результаты вносятся в декларативные документы, передаваемые регулярно в налоговый орган.

Порядок оформления налоговых привилегий

Оформление фискальных послаблений для физических лиц происходит в заявительном порядке. Это требует инициативы претендента.

Алгоритм обращения в отделение ФНС таков:

  1. Самостоятельное определение льготного права на основании действующего законодательства.
  2. Сбор необходимых документов.
  3. Написание заявления в отделение ФНС:
    • путем личного посещения;
    • на сайте Госуслуг.
  4. Ожидание проверки бумаг и подтверждения права.

Для сведения: имущественное послабление оформляется по месту расположения объекта.

В основной пакет документов входят следующие:

  • паспорт заявителя;
  • декларация по форме 3-НДФЛ;
  • справка о доходах за отчетный период;
  • бумага, подтверждающая право (льготное удостоверение, справка МСЭ и другое);
  • ИНН;
  • заявление по установленной форме (бланк предоставляется на месте).

Важно! Все льготы в настоящее время предоставляются в заявительном порядке. Это означает, что для инициации действия льгот льготник должен обратиться с заявлением в ИФНС. А при появлении новых объектов недвижимости, подпадающих под льготные, надлежит уведомить об этом ИФНС до 1 ноября соответствующего налогового периода.

Остальные бумаги зависят от вида сбора. К примеру, для получения социального вычета необходимо приложить:

  • договор с учреждением о получении медицинских или образовательных услуг;
  • свидетельство о праве собственности на жилье;
  • чеки о внесении соответствующей платы;
  • подтверждение родственных связей с человеком, получившим заявленные услуги.

Стандартный вычет предоставляется по месту службы. Для его учета в расчетах необходимо предоставить в бухгалтерию:

  • свидетельства детей о появлении на свет (включая совершеннолетних);
  • справку об инвалидности ребенка (при наличии).

Скачать для просмотра и печати:

Образец 3-НДФЛ

Форма 3-НДФЛ

Популярные вопросы и ответы по налоговым послаблениям

Существуют ли послабления по обязательным взносам для инвесторов?

Да. В законодательстве существуют правила, освобождающие инвесторов от НДФЛ. Они таковы:

  • время владения акциями должно превышать три года;
  • по истечении указанного срока, человек может уменьшить доход в декларации на 3 млн р. за каждый отчетный период.

Для сведения: для крупных инвесторов введен иной, более привлекательный механизм.

Есть ли льготы для покупателей автотранспортных средств?

В действующих нормативных актах установлена только одна категория водителей, освобожденных от уплаты транспортного сбора. Это владельцы специализированных авто для инвалидов. Остальные граждане могут воспользоваться инновационной госпрограммой. Она предполагает государственную помощь в погашении процентов по кредиту при покупке некоторых видов машин. Так, в 2017 году бюджет платил 5,5% ставки.

Должен ли сельхозпроизводитель делать имущественное удержание на объекты, входящие в перечень основных средств?

В пункте 4 374-го параграфа НК установлена норма, освобождающая сельхозпроизводителей от такового сбора. Правило введено в действие с 2013 года. Недвижимость, являющаяся основным средством, не облагается налогом в том случае, если применяется в производстве продукции.

Может ли пенсионер получить вычет за покупку недвижимости, если не трудиться официально?

Для данной категории претендентов установлен следующие правила:

  • им компенсируется часть трат на приобретение жилых помещений;
  • обратиться можно в том случае, если у пенсионера были налогооблагаемые доходы в течение трех предшествующих лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *