Кто проводит строительный контроль

Работы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства: технические вопросы, экономика, риск, менеджмент

Лабораторный контроль

Лабораторный контроль осуществляют строительные лаборатории, входящие в состав строительно-монтажных организаций. Лаборатории могут иметь лабораторные посты. Лаборатории подчиняются главным инженерам строительно-монтажных организаций и оснащаются оборудованием и приборами, необходимыми для выполнения возложенных на них задач. Используемые приборы, оборудование и средства измерений ремонтируются, тарируются, поверяются и аттестуются в установленном порядке.

На строительные лаборатории возлагается:

— контроль за качеством строительных работ в порядке, установленном схемами операционного контроля;

— проверка соответствия стандартам, техническим условиям, паспортам и сертификатам поступающих на строительство материалов, конструкций и изделий;

— подготовка актов о соответствии или несоответствии строительных материалов, поступающих на объект, требованиям ГОСТ, проекта, ТУ;

— определение физико-механических характеристик местных строительных материалов;

— подбор состава бетона, раствора, мастик и др., выдача разрешений на их применение, контроль за дозировкой и их приготовлением;

— контроль за соблюдением правил транспортировки, разгрузки и хранения строительных материалов, конструкций и изделий;

— контроль за соблюдением технологических перерывов и температурно-влажностных режимов при производстве строительных работ;

— отбор проб грунта, бетонных и растворных смесей, изготовление образцов и их испытание;

— контроль и испытание сварных соединений;

— определение набора прочности бетона в конструкциях и изделиях неразрушающими методами;

— контроль за состоянием грунта в основаниях (промерзание, оттаивание);

— участие в решении вопроса по распалубливанию бетона и времени нагружения изготовленных конструкций и изделий;

— участие в оценке качества работ при приёмке их от исполнителей (бригад, звеньев).

Контроль качества строительных материалов, конструкций, изделий и качества СМР, осуществляемых строительными лабораториями, не снимает ответственности с линейного персонала и службы материально-технического обеспечения строительных организаций за качество принятых и применённых строительных материалов и выполняемых работ.

Строительные лаборатории обязаны вести журналы регистрации осуществлённого контроля и испытаний, подбора различных составов, растворов и смесей, контроля качества строительных работ и т.п.

Строительные лаборатории имеют право:

— вносить руководству организаций предложения о приостановлении производства работ, осуществляемых с нарушением проектных и нормативных требований, снижающих прочность и устойчивость несущих конструкций;

— давать по вопросам, входящим в их компетенцию, указания, обязательные для линейного персонала;

— получать от линейного персонала информацию, необходимую для выполнения возложенных на лабораторию обязанностей;

— привлекать для консультаций и составления заключений специалистов строительных и проектных организаций.

Геодезический контроль в строительстве

Геодезические работы в строительстве следует выполнять с точностью и в объёме, обеспечивающем при размещении, разбивке и возведении объектов строительства соответствие геометрических параметров проектной документации требованиям нормативных документов.

В состав геодезических работ, выполняемых на строительной площадке, входят:

— создание геодезической разбивочной основы для строительства;

— производство геодезических разбивочных работ в процессе строительства;

— геодезический контроль точности выполнения строительных работ;

— геодезические измерения деформаций оснований, несущих конструкций зданий (сооружений) и их частей.

Создание геодезической разбивочной основы для строительства и геодезические измерения деформаций оснований, несущих конструкций зданий (сооружений) и их частей в процессе строительства являются обязанностью заказчика.

Производство геодезических работ в процессе строительства, геодезический контроль точности геометрических параметров зданий (сооружений) и исполнительные съёмки входят в обязанности подрядчика.

Геодезическая служба организуется в строительных управлениях, трестах и фирмах, занимающихся строительной деятельностью, в управлениях инженерных (монтажных) работ, а также в управлениях начальника работ. Геодезическая служба в строительном управлении возглавляется главным геодезистом (инженером-геодезистом), который подчиняется главному инженеру этой организации.

Разбивочные работы в процессе строительства и исполнительные геодезические съёмки производятся работниками геодезической службы строительной организации.

Геодезический контроль точности выполнения работ осуществляется геодезической службой, а также инженерно-техническими работниками, непосредственно руководящими производством.

Инженер-геодезист строительной организации обязан:

— принимать от заказчика разбивочную основу и выполнять разбивочные работы в процессе строительства;

— осуществлять инструментальный контроль в процессе строительства с занесением его результатов в общий журнал работ;

— своевременно выполнять исполнительные съёмки, в том числе съёмку подземных коммуникаций в открытых траншеях, с составлением необходимой исполнительной документации;

— осуществлять контроль за состоянием геодезических приборов, средств измерения, правильностью их хранения и эксплуатации;

— осуществлять выборочный контроль работ, выполняемых линейным персоналом, в части соблюдения точности геометрических параметров.

Линейный персонал в процессе строительства должен выполнять детальные разбивочные отмеры от базисных линий-осей и вынос необходимых рабочих размеров и высотных отметок от осей и отметок, закрепленных геодезистами.

Организация геодезического контроля качества работ возлагается на производственно-технический отдел строительной организации (фирмы).

Проверку качества геодезического обеспечения на объекте выполняет геодезическая служба строительной организации по графику, увязанному со сроком выполнения СМР.

Производственный контроль

Производственный контроль качества строительства в строительных организациях должен включать входной контроль проектно-сметной документации, конструкций, изделий, материалов и оборудования, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций и приёмочный контроль.

При в х о д н о м к о н т р о л е проектно-сметной документации должна производиться проверка её комплектности и достаточности содержащейся в ней технической информации для производства работ.

Строительные материалы, конструкции, изделия и оборудование, поступающее на стройку, должны проходить входной контроль на соответствие их ГОСТ, ТУ, требованиям проекта, паспортам, сертификатам, подтверждающим качество их изготовления, а также соблюдение правил разгрузки и хранения. Входной контроль осуществляет служба производственно-технологической комплектации на базах. При необходимости материалы и изделия испытывают в строительной лаборатории. Линейный персонал обязан проверять внешним осмотром соответствие строительных материалов, конструкций, изделий требованиям нормативных документов и проекта, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов.

О п е р а ц и о н н ы й к о н т р о л ь должен осуществляться на строительных площадках в ходе выполнения строительных процессов или производственных операций и обеспечивать своевременное выявление дефектов и причин их возникновения и принятие мер по их устранению и предупреждению.

Основные задачи операционного контроля:

— соблюдение технологии выполнения строительно-монтажных процессов;

— обеспечение соответствия выполняемых работ проекту и требованиям нормативных документов;

— своевременное выявление дефектов, причин их возникновения и принятие мер по их устранению;

— выполнение последующих операций после устранения всех дефектов, допущенных в предыдущих процессах;

— повышение ответственности непосредственных исполнителей за качество выполняемых ими работ.

Операционный контроль осуществляют производители работ и мастера, строительные лаборатории и геодезические службы, а также специалисты, занимающиеся контролем отдельных видов работ. Контроль проводится в соответствии со схемами операционного контроля качества (СОКК) на выполнение соответствующего вида работ. СОКК входят в состав технологических карт и являются основным рабочим документом контроля качества выполнения работ для прорабов, мастеров, строительных лабораторий, геодезических служб, а также бригадиров, звеньевых и рабочих, обязанных предъявлять выполненные работы прорабам и мастерам.

Схемы операционного контроля качества должны содержать:

— эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах, основные технические характеристики материала или конструкции;

— перечень операций или процессов, контролируемых прорабом (мастером) с участием, при необходимости, строительной лаборатории, геодезических и других служб специального контроля;

— данные о составе, сроках и способах контроля;

— перечень скрытых работ.

Организация операционного контроля и надзор за его осуществлением возлагается на начальников и главных инженеров строительных организаций и фирм.

При п р и ё м о ч н о м к о н т р о л е необходимо производить проверку качества выполненных работ, а также скрытых работ и отдельных конструктивных элементов.

Скрытые работы подлежат освидетельствованию с составлением актов (Приложение 2). Акт освидетельствования скрытых работ должен составляться на завершённый процесс. Запрещается выполнение последующих работ при отсутствии актов освидетельствования предшествующих скрытых работ во всех случаях. Перечень ск4рытых работ, подлежащих активированию после их завершения, приведен в Приложении 3.Ответственные конструкции по мере их готовности подлежат приёмке в процессе строительства (с участием представителя проектной организации или технического надзора) с составлением акта промежуточной приёмки этих конструкций по форме, приведенной в Приложении 4.

При освидетельствовании и приёмке работ и конструкций, а также при промежуточной приёмке работ и конструкций подрядная организация должна предъявлять представителю инспекции технического надзора заказчика следующую производственно-техническую документацию:

— общий журнал работ;

— журналы производства отдельных видов работ;

— акты приёмки ранее выполненных работ;

— журналы (акты) лабораторных испытаний материала;

— паспорта и сертификаты на материалы и изделия;

— рабочие чертежи.

На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранее выполненного производственного контроля должен выборочно осуществляться инспекционный контроль специальными службами либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями.

По результатам производственного и инспекционного контроля качества строительных работ должны разрабатываться мероприятия по устранению выявленных дефектов.

Приёмка в эксплуатацию объектов

Приёмка в эксплуатацию законченных строительством объектов должна осуществляться в соответствии с требованиями СНиП 3.01.04-87 и

Временного положения (Приложение 5).

Заказчик несёт ответственность за своевременную подготовку к эксплуатации и выпуск продукции (оказание услуг) вводимых в действие объектов (укомплектование их кадрами, обеспечение сырьём, энергоресурсами и др.), за проведение комплексного опробывания (вхолостую и на рабочих режимах) оборудования с участием проектных, строительных и монтажных организаций, а при необходимости и заводов-изготовителей, за наладку технологических процессов, ввод в эксплуатацию производственных мощностей и объектов в установленные сроки, за выпуск продукции (оказание услуг) и освоение проектных мощностей в сроки, предусмотренные действующими нормами.

Проектная организация несёт ответственность за соответствие мощностей и других технико-экономических показателей объекта, вводимого в эксплуатацию, за решение связанных с проектированием вопросов, возникающих в процессе приёмки объекта и освоение проектных мощностей.

Строительно-монтажные организации несут ответственность за выполнение строительных и монтажных работ в соответствии с проектом и в установленные сроки, за надлежащее качество этих работ, проведение индивидуальных испытаний смонтированного ими оборудования, за своевременное устранение недоделок, выявленных в процессе приёмки строительных и монтажных работ и комплексного опробования оборудования, за своевременный ввод в действие производственных мощностей и объектов.

Рабочая приёмочная комиссия создаётся заказчиком не позднее, чем в пятидневный срок после получения письменного извещения генерального подрядчика о готовности объекта или оборудования к сдаче.

Рабочая комиссия должна проверить:

— соответствие объекта и смонтированного оборудования проекту;

— соответствие выполненных СМР требованиям СНиП;

— результаты испытаний и комплексного опробования оборудования;

— подготовленность объекта к эксплуатации или выпуску продукции, включая выполнение мероприятий по обеспечению на нём условий труда в соответствии с требованиями техники безопасности, производственной санитарии и экологической защиты природной среды.

По результатам проверок рабочая комиссия должна составить акты о готовности зданий, сооружений, законченных строительством, для предъявления государственной приёмочной комиссии.

Генеральный подрядчик представляет рабочим комиссиям следующую документацию:

— перечень организаций, участвующих в производстве СМР, с указанием видов выполненных ими работ, фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за выполнение этих работ;

— данные о наличии соответствующих лицензий;

— комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приёмке объекта с надписями, сделанными лицами, ответственными за производство СМР, о соответствии этих чертежей выполненных в натуре работ или внесенным в них изменениями;

— исполнительную геодезическую документацию;

— сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и деталей, применённых при производстве СМР;

— акты освидетельствования скрытых работ и акты промежуточной приёмки отдельных ответственных конструкций (сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций и т.п.);

— акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования;

— акты об испытании технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных систем водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств;

— акты о выполнении уплотнения (герметизации) вводов и выпусков инженерных коммуникаций в местах прохода их через подземную часть здания в соответствии с проектом;

— акты испытаний сварных соединений;

— акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;

— акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;

— акты об испытании устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность и молниезащиту;

— акты об испытании прочности сцепления каменных несущих элементов зданий, расположенных в сейсмических районах;

— журналы производства работ и авторского надзора, материалы обследования и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзоров.

Перечисленная документация после окончания работы рабочей комиссии должна быть передана заказчику.

Приёмка в эксплуатацию жилых домов, объектов соцкультбыта, а также всех объектов непроизводственного назначения, независимо от их ведомственной принадлежности, производится Государственной приёмочной комиссией, назначаемой местной администрацией.

Государственные приёмочные комиссии назначаются заблаговременно в зависимости от характера и сложности объекта, но не позднее, чем за 3 месяца до установленного срока при приёмке в эксплуатацию объектов производственного назначения и за 30 дней – объектов непроизводственного назначения. При этом должны быть определены даты начала и окончания работы приёмочной комиссии с учётом установленного срока ввода объектов в эксплуатацию.

Заказчик представляет Государственной приёмочной комиссии документацию, перечисленную выше, а также:

— разрешение на строительство, выдаваемое органами Госархстройнадзора по месту возведения объекта;

— справку об устранении недоделок, выявленных рабочей комиссией;

— утвержденную проектно-сметную документацию и справку об основных технико-экономических показателях объекта, принимаемого в эксплуатацию;

— перечень проектных, научно-исследовательских и изыскательских организаций, участвовавших в проектировании объекта, принимаемого в эксплуатацию;

— документы об отводе земельных участков;

— документ на специальное водопользование;

— документы на геодезическую разбивочную основу для строительства, а также на геодезические работы в процессе строительства, выполненные заказчиком;

— документы по геологии и гидрогеологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализах грунтовых вод;

— паспорта на оборудование и механизмы;

— акты о приёмке зданий и сооружений, смонтированного оборудования, составленные рабочей комиссией;

— справку об обеспечении принимаемого объекта квалифицированными кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;

— справку об обеспеченности принимаемого объекта материально-техническими ресурсами, в том числе сырьём, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом и др.;

— справки городских эксплуатационных организаций о том, что внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, энергоснабжения и связи обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта и приняты ими на обслуживание;

— справку о соответствии вводимых в действие мощностей (для начального периода освоения проектных мощностей) мощностям, предусмотренным проектом;

— справку о фактической стоимости строительства, подписанную заказчиком и подрядчиком;

— документы о разрешении на эксплуатацию объектов и оборудования, подконтрольных соответствующим органам государственного надзора, представители которых не вошли в состав Государственной приёмочной комиссии;

— сводные материалы рабочей комиссии о готовности объекта в целом к приёмке в эксплуатацию Государственной приёмочной комиссией;

— техническое заключение о качестве выполненных работ, выданное органом Госархстройнадзора.

Перечисленную документацию после приёмки объекта в эксплуатацию следует хранить у заказчика, при наличии единого заказчика – у соответствующих эксплуатационных организаций.

Государственная приёмочная комиссия обязана:

— проверить устранение недоделок, выявленных рабочей комиссией, и готовность объекта к приёмке в эксплуатацию. Указанная проверка производится по программе, составленной заказчиком, согласованной и утвержденной членами Государственной приёмочной комиссии;

— дать оценку прогрессивности технологических и архитектурно-строительных решений и объекту в целом;

— проверить соответствие вводимой в действие мощности и фактической стоимости (для заказчика) объекта утвержденному проекту, а в случае отклонений проанализировать причины их возникновения.

Результаты анализа с соответствующими предложениями следует представить органам, назначившим комиссию.

Государственная приёмочная комиссия в необходимых случаях назначает контрольные опробования, испытания и проверки.

При выявлении непригодности объекта к эксплуатации она представляет мотивированное заключение об этом в орган, назначивший комиссию, а копии направляет заказчику и генеральному подрядчику. Государственная приёмочная комиссия представляет в этих случаях в вышестоящие организации заказчика, подрядчика и другие организации, осуществляющие проектирование или строительство объекта, материалы для привлечения в установленном порядке к ответственности должностных лиц, допустивших некачественное выполнение проектных или строительно-монтажных работ.

Председатель Государственной приёмочной комиссии должен представить в орган, назначивший её:

— акт о приёмке объекта в эксплуатацию;

— краткую докладную записку о приёмке объекта, содержащую выводы комиссии о подготовленности объекта к нормальной эксплуатации, обеспеченности его необходимыми для эксплуатации материально-техническими ресурсами, а также кадрами и предназначенными для их обслуживания санитарно-бытовыми помещениями, пунктами питания, жилыми и общественными зданиями;

— предложения о дальнейшем использовании опыта

проектирования и строительства вводимого в эксплуатацию объекта, а также о мерах по обеспечению освоения проектной мощности предприятия (очереди или пускового комплекса) в сроки, установленные нормами продолжительности освоения проектных мощностей;

— предложения (в необходимых случаях) об улучшении качества применяемого оборудования, о повышении рентабельности предприятий и долговечности зданий и сооружений, а также об улучшении технологических процессов производства и других проектных решений;

— проект решения об утверждении акта о приёмке объекта в эксплуатацию.

Акт о приёмке в эксплуатацию объекта и докладную записку к нему необходимо составлять в пяти экземплярах, два из которых вместе с проектом решения представлять в орган, назначивший Государственную приёмочную комиссию, два – передать заказчику и один – генеральному подрядчику.

Рассмотрение акта о приёмке в эксплуатацию объекта, принятие решений по результатам рассмотрения возражений членов комиссии и утверждение акта органом, назначившим эту комиссию, следует производить: по объектам производственного назначения – в срок не более месяца, а по объектам непроизводственного назначения – в срок не более 7 дней после подписания акта.

Объекты, по которым указанные сроки истекли, считаются не принятыми и по ним назначаются Государственные приёмочные комиссии повторно.

Акт о приёмке в эксплуатацию объекта утверждается решением (приказом, постановлением и др.) органа, назначившим комиссию.

Полномочия Государственной приёмочной комиссии прекращаются с момента утверждения акта о приёмке объекта в эксплуатацию.

В отчетность о выполнении плана ввода в действие мощностей и основных фондов включаются только те объекты, акты о приёмке в эксплуатацию которых утверждены органом, назначившим комиссию.

Создание института муниципального строительного контроля как необходимая мера правового регулирования градостроительной деятельности (Сидорова М.Е.)

Для осуществления качественного регулирования общественных отношений субъекту права необходимо обладать контрольными полномочиями. Контроль (от исходного — controle) означает проверку, а также наблюдение с целью проверки <1>. В правовой литературе контроль рассматривается либо как функция государственного управления <2>, либо как специфическая деятельность государственных органов <3>, либо как метод управления <4>.
———————————
<1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1973. С. 268.
<2> См.: Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. N 1. С. 26.
<3> См.: Акопов Л.В. Контроль в управлении государством: Дис. … д-ра юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2006. С. 9; Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве. М., 2005. С. 5 — 21.
<4> См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Саратов, 2003. С. 242.
Полномочия местного самоуправления, перечисленные в ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» <5>, можно разделить на: 1) полномочия по нормативно-правовому регулированию; 2) полномочия, связанные с осуществлением конкретных управленческих действий; 3) контрольные полномочия.
———————————
<5> См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
В ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах…» не упоминается о контрольных полномочиях органов местного самоуправления, хотя системный анализ законодательства в целом свидетельствует о том, что органы местного самоуправления также осуществляют контроль, т.е. выполняют контрольные полномочия <6>. Муниципальный контроль выделяется наравне с такими видами контроля, как: государственный контроль (надзор); региональный государственный контроль (надзор).
———————————
<6> См.: Мустакимов Ш.Р. О контрольных полномочиях органов местного самоуправления в сфере землепользования // Административное и муниципальное право. 2010. N 1. С. 56 — 62.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <7>, в соответствии с которым муниципальным контролем является деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, в случаях если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения (ст. 2). Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта РФ и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
———————————
<7> См.: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
К полномочиям органов местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством РФ; осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий. Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
Анализ нормативных правовых актов, на основании которых осуществляется муниципальный контроль, позволяет утверждать, что основной объем регулирования как в части требований к подконтрольным субъектам, так и в части проведения контрольных процедур в равной мере распределен между федеральными и муниципальными актами <8>.
———————————
<8> См.: Ковтун Е.В., Чаплинский А.В., Кнутов А.В. и др. Региональный и муниципальный контроль в Российской Федерации. М., 2012. С. 64.
Следует отметить, что распространение действия Федерального закона N 294-ФЗ на сферу муниципального контроля является его новеллой. В Федеральном законе «Об общих принципах…» была введена ст. 17.1, посвященная муниципальному контролю. Несмотря на то что отношения в сфере муниципального контроля могут быть урегулированы муниципальными правовыми актами, федеральный законодатель четко определил, что органы местного самоуправления вправе организовывать и осуществлять муниципальный контроль по вопросам, предусмотренным федеральными законами.
Анализ законодательных норм позволяет сделать вывод, что нормы, содержащиеся в Федеральном законе «Об общих принципах…», являются общими по отношению к нормам Федерального закона N 294-ФЗ, вместе с тем, говоря в п. 1 ст. 17.1 Федерального закона «Об общих принципах…» о возможности осуществления муниципального контроля исключительно по вопросам, предусмотренным федеральными законами, законодатель сознательно исключил отдельные отрасли права из сферы возможного регулирования их при осуществлении контроля со стороны муниципальных образований.
В итоге на практике нормы, посвященные муниципальному контролю, закреплены в отраслевых нормативных правовых актах. Так, ст. 157 Бюджетного кодекса РФ закрепляет бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля, ст. 98 Лесного кодекса РФ определяет, что на территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст. 84 настоящего Кодекса и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», государственный надзор и муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий закреплен в ст. 33 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» <9>. Достаточно детально урегулированы нормы, посвященные муниципальному контролю в ст. 20 Жилищного кодекса РФ. Объектом жилищного муниципального контроля является муниципальный жилищный фонд, определены субъекты, осуществляющие муниципальный контроль, основания и предметы проверки, права должностных лиц при осуществлении контроля и другие положения, раскрывающие сущность данного института <10>.
———————————
<9> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
<10> Кроме этого, как верно отмечает Е.С. Шугрина, к собственным контрольным полномочиям муниципальных органов могут быть также отнесены следующие виды контроля: контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов (ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»); контроль за проведением муниципальных лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей (ст. ст. 4, 21 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ «О лотереях»); контроль за представлением обязательного экземпляра (ст. 17 Федерального закона от 29.12.1994 N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»); контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 24 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»); контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 5 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»); контроль соблюдения законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и ее качества (ст. 7 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»). См. Шугрина Е.С. Правовое регулирование муниципального контроля в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2011. N 8. С. 26 — 37.
В сфере землепользования правоотношения, касающиеся осуществления муниципального контроля, определены соответственно в Земельном кодексе РФ. Так, ст. 72 Земельного кодекса РФ закрепляет осуществление муниципального земельного контроля за органами местного самоуправления. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом установлено, что законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга — полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов РФ.
Наличие данной особенности обусловлено необходимостью осуществления более жесткого земельного надзора для обеспечения проведения единой градостроительной политики и наиболее рационального и эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами на территориях городов федерального значения в силу их особой значимости как пространственного базиса для развития территорий этих городов <11>.
———————————
<11> См.: Умеренко Ю.А. Особенности правового регулирования земельных отношений в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на федеральном уровне // Современное право. 2012. N 4. С. 63 — 71.
Вместе с тем следует отметить, что реализация градостроительной политики осуществляется прежде всего на основании Градостроительного, а не Земельного кодекса РФ. Однако нормы, посвященные муниципальному контролю, в Градостроительном кодексе РФ отсутствуют. В ряде случаев вопросы местного значения сформулированы довольно обще, и соответствующий вид контроля является одной из многих составляющих вопроса местного значения <12>: контроль над использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда является частью такого вопроса местного значения, как организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда; контроль над обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения входит в состав такого вопроса местного значения, как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения <13>. Вместе с тем трудно согласиться с тем, что контроль в сфере земельных отношений включает в себя и контроль в сфере строительства, с учетом того, что отношения в сфере строительства урегулированы отдельным законодательным актом.
———————————
<12> См.: Шугрина Е.С. Указ. сочинения. С. 26 — 37.
<13> См.: Доклад Минэкономразвития РФ «Об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)». М., 2011. Т. 2. С. 25.
Градостроительный кодекс РФ предусматривает такие виды контроля, как строительный контроль, который осуществляет непосредственно застройщик, лицо, осуществляющее строительство (ст. 53 Градостроительного кодекса РФ) и государственный строительный надзор (ст. 54 Градостроительного кодекса РФ), который осуществляют органы государственной власти. При этом ст. 54 Градостроительного кодекса РФ не предусматривает делегирование полномочий в области строительного надзора органам местного самоуправления. Напротив, ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ не допускает существование иных видов надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах.
Градостроительный кодекс РФ также определяет, что к отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, определенных в ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, а ч. 8 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ закрепляет, что порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством РФ.
Таким образом, в отношении осуществления государственного строительного надзора в градостроительной деятельности действуют специальные нормы Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» <14>, утверждающего «Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации». Следовательно, в сфере контроля над градостроительной деятельностью действуют сразу несколько правовых актов, однако ни один из них не закрепляет за органами местного самоуправления возможность осуществления муниципального контроля.
———————————
<14> СЗ РФ. 2006. N 7. Ст. 774.
Вместе с тем широкий спектр полномочий органов местного самоуправления в градостроительной деятельности позволяет сделать вывод, что такое исключение муниципальных органов из субъектов, осуществляющих контрольные функции, является нелогичным.
Идеи создания института муниципального контроля в сфере строительства уже предлагались различными авторами. Так, например, О.В. Наумова указывает, что организация муниципального строительного надзора является необходимой мерой по борьбе с самовольными постройками. Как видно из положений Градостроительного кодекса РФ, органы государственного архитектурно-строительного надзора не имеют полномочий на осуществление государственного строительного надзора за целым рядом объектов строительства. Наиболее оптимальным выглядит вариант с возложением этих выпавших надзорных функций на органы местного самоуправления поселений (путем внесения изменений и дополнений в федеральное законодательство), которые обладают всей полнотой информации о мероприятиях в области строительства на соответствующей территории, а также в состоянии своевременно среагировать и принять необходимые меры. Законодательное закрепление реализации органами местного самоуправления полномочий на осуществление строительного надзора, наделение их полномочиями по участию в государственном строительном надзоре за соблюдением законодательства на подведомственной территории с целью исключения самовольного строительства сможет способствовать снижению количества самовольного строительства <15>.
———————————
<15> См.: Наумова О.В. Организация муниципального строительного надзора как необходимая мера по борьбе с самовольным строительством // Административное и муниципальное право. 2012. N 5. С. 47 — 50.
Однако в данном случае речь идет не только об осуществлении самовольного строительства, но и о соблюдении строительных норм и правил при осуществлении строительства, которыми зачастую пренебрегают современные застройщики, об отсутствии нарушений сроков и порядка получения необходимой разрешительной документации на объект строительства, о соблюдении безопасности на строительных объектах. Нет оснований утверждать, что контроль над осуществлением строительства отсутствует вовсе. Так, в ст. 49 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, которая проводится в форме государственной экспертизы (осуществляется по общему правилу федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением) или негосударственной экспертизы (осуществляется юридическими лицами).
Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение исключительно государственной экспертизы. Однако в данном случае речь идет исключительно о проверке проектной документации, т.е. о соответствии и достаточности необходимых документов для осуществления строительства, а не о соблюдении строительных норм и правил при осуществлении строительства. Таким образом, даже в отношении объектов строительства, к которым обязательно применяются нормы о проведении соответствующей экспертизы, существование только государственного строительного надзора является недостаточным.
Современная практика в сфере строительства складывается таким образом, что существующая система получения необходимой разрешительной документации является серьезным затормаживающим фактором при строительстве, поэтому застройщик сознательно идет на нарушение порядка получения документации для более быстрого осуществления строительства. На практике строительство объектов недвижимости начинается сразу после оформления необходимых прав на земельный участок без получения разрешения на строительство. Вместе с тем разрешение на строительство в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории и предоставляет застройщику право осуществлять строительство или реконструкцию объектов капитального строительства. Получение данного документа связано с определенными временными затратами. Несмотря на то что само разрешение на строительство должно быть выдано в течение 10 дней с момента обращения, заявителю необходимо собрать весомый пакет документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, при этом одним из обязательных документов является положительное заключение экспертизы проектной документации, для проведения которой также необходимы временные затраты. Таким образом, при начале осуществления строительства вместе с отсутствием разрешения на строительство чаще всего отсутствует и проектная документация на объект. В итоге на практике на данном этапе строительство осуществляется без необходимых документов, т.е. самовольно. Вместе с тем Гражданский кодекс РФ не предусматривает ответственности за возведение самовольной постройки, если в последующем вся необходимая разрешительная документация застройщиком получена.
Законодательное закрепление муниципального контроля в различных областях права, принятие Федерального закона N 294-ФЗ, подробно регламентирующего полномочия органов при осуществлении контроля, показали, что на сегодняшний день создана правовая основа для развития данных правоотношений и в сфере градостроительного регулирования. Таким образом, наделение органов местного самоуправления контрольными полномочиями позволит усовершенствовать действующее законодательство, заполнить его пробелы и обеспечить надлежащее исполнение органами местного самоуправления полномочий в градостроительной области путем незамедлительного реагирования на правонарушения и их своевременного пресечения в целях эффективного исполнения полномочий по решению определенных федеральным законодательством вопросов местного значения.
Таким образом, предлагается дополнить Градостроительный кодекс РФ ст. 54.1 следующего содержания:
«Статья 54.1. Муниципальный строительный контроль
1. Муниципальный строительный контроль осуществляется органами местного самоуправления.
2. Муниципальный строительный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2.1. Законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального строительного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
3. К отношениям, связанным с осуществлением муниципального строительного контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом».
Литература
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 02.07.2013) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
3. Мустакимов Ш.Р. О контрольных полномочиях органов местного самоуправления в сфере землепользования // Административное и муниципальное право. 2010. N 1.
4. Наумова О.В. Организация муниципального строительного надзора как необходимая мера по борьбе с самовольным строительством // Административное и муниципальное право. 2012. N 5.
5. Ковтун Е.В., Чаплинский А.В., Кнутов А.В. и др. Региональный и муниципальный контроль в Российской Федерации. М., 2012.
6. Умеренко Ю.А. Особенности правового регулирования земельных отношений в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге на федеральном уровне // Современное право. 2012. N 4.
7. Шугрина Е.С. Правовое регулирование муниципального контроля в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2011. N 8.

О строительном контроле и организации строительства

Статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка проводится строительный контроль.

Согласно пункту 3 Положения о порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), а также застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (заказчик).

Под строительным контролем понимается контроль за выполнением работ, строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность объекта, и контроль за которыми не может быть проведен после выполнения других работ или устранение недостатков которых не может быть проведено без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения. При осуществлении строительного контроля для лиц его осуществляющих устанавливается обязанность письменного оформления актов, составляемых по результатам строительного контроля, а также замечаний застройщика (заказчика), привлекаемых им для осуществления строительного контроля лиц. Также согласно СНиП 12-01-2004 лицо, осуществляющее строительство, в том числе капитальный ремонт, проводит контроль за качеством строительства, выполняя следующие действия:

— входной контроль проектной документации, предоставленной застройщиком (заказчиком);

— приемку вынесенной в натуру геодезической разбивочной основы;

— входной контроль применяемых материалов, изделий;

— операционный контроль в процессе выполнения и по завершении операций;

— оценку соответствия выполненных работ, результаты которых становятся недоступными после начала выполнения последующих работ.

Статья 749 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет право заказчика на привлечение специалиста либо организации к контролю и надзору за выполнением работ. Если заказчик не обладает специальными познаниями либо по иным причинам не желает в полном объеме выполнять функцию заказчика по контролю и надзору за строительством, то осуществление этой функции и принятие от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком он вправе доверить третьему лицу – специалисту: инженеру или инженерной организации. Необходимо отметить, что в случае привлечения профессиональной организации для осуществления строительного контроля, она должна соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим данные виды работ, оказание услуг.

В Градостроительном кодексе Российской Федерации дано определение такому физическому лицу, действующему на профессиональной основе, или юридическому лицу, которые уполномочены застройщиком и от имени застройщика заключать договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливать задания на выполнение указанных видов работ, предоставлять лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждать проектную документацию, подписывать документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществлять иные функции, предусмотренные градостроительным законодательством, – технический заказчик. При этом застройщику также оставлено право осуществлять функции технического заказчика самостоятельно.

В соответствии с пунктом 32 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 г. № 624 (далее – Перечень), для выполнения работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, такая организация (индивидуальный предприниматель) обязана иметь свидетельство о допуске на данный вид работ, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Если работы по осуществлению строительного контроля выполняются заказчиком или застройщиком лично (при наличии необходимых специалистов в штате организации), т. е. силами заказчика или застройщика, вступление в саморегулируемую организацию и получение свидетельства о допуске для выполнения работ по осуществлению строительного контроля не требуется, за исключением случаев, когда работы выполняются на объектах использования атомной энергии (пункт 34 Перечня).

Отдельно хотелось бы обратить внимание на такой вид работы, как «организация строительства» (пункт 33 Перечня).

Согласно пункту 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. При этом пунктом 3.1 данной статьи установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее – работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Вид работ «организация строительства» включает в себя вопросы, связанные с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, осуществляемых в рамках разрешения на строительство. Таким образом, подрядчику, который координирует весь процесс выполнения работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимо получить свидетельство о допуске к работам по организации строительства независимо от того, привлекает он субподрядчиков или выполняет все работы самостоятельно.

Согласно пункту 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с пунктом 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для выполнения работ по строительству объекта капитального строительства, стоимость которого составляет более десяти миллионов рублей, члену саморегулируемой организации требуется внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

По мнению Национального объединения строителей, в случае, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет свидетельство о допуске к работам по организации строительства, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей, и планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору будет превышать десять миллионов рублей и более, то такой организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо внести взнос в компенсационный фонд в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации и получить соответствующее свидетельство о допуске к таким работам взамен ранее выданному.

Источник: Организационно-правовое управление Национального объединения строителей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *