Срок полезного использования автомобиля

Содержание

Как определить срок полезной службы и нормы амортизации при оприходовании основных средств в бухгалтерском и налоговом учете? (Д. Пак, 21 сентября 2015 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Д. Пак, Аудитор РК,

Аудиторская компания «ТрастФинАудит» г. Алматы

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СРОК ПОЛЕЗНОЙ СЛУЖБЫ И НОРМЫ АМОРТИЗАЦИИ ПРИ ОПРИХОДОВАНИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ?

Приобретаем у другого ТОО основные средства, в том числе транспортные средства, которые были ранее эксплуатированы, то есть не новые. В основном балансовая стоимость равна нулю. Вопрос: При оприходовании как определить срок полезной службы по БУ и НУ. Например, на автотранспорт, какой процент нормы амортизации поставить?

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете срок полезной службы определяется сроком, в течении которого предприятие намерено использовать актив в производственной деятельности либо в административных целях и получать экономические выгоды, связанные с использованием актива.

При определении срока полезного использования учитываются техническое состояние и другие характеристики актива. Срок полезного использования конкретного актива определяется специально созданной комиссией, в пределах сроков полезного использования, установленных учетной политикой предприятия для каждой группы основных средств.

Следует отметить, что остаточная стоимость и срок полезного использования актива должны пересматриваться как минимум один раз в конце каждого отчетного года.

Налоговый учет

В соответствии с пунктом 1 статьи 117 Налогового кодекса определено, что учет фиксированных активов осуществляется по группам, формируемым в соответствии с классификацией, установленной уполномоченным государственным органом по техническому регулированию и метрологии.

Таким образом, при поступлении фиксированных активов в налоговом учете следует применять Классификатор основных фондов (КОФ) для определения принадлежности фиксированного актива к одной их четырех групп фиксированных активов, установленных статьей 117 Налогового кодекса.

В соответствии с действующим классификатором основных фондов транспортные средства относятся ко II группе фиксированных активов как основные фонды подраздела 140.000000 «Машины и оборудование» по группе 141.000000 «Транспортные средства и оборудование».

Исчисление амортизационных отчислений производится в соответствии со статьей 120 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 данной статьи установлено, что стоимость фиксированных активов относится на вычеты посредством исчисления амортизационных отчислений в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Пунктом 2 данной статьи определено, что если иное не установлено настоящей статьей, амортизационные отчисления по каждой подгруппе, группе определяются путем применения указанных в налоговой учетной политике норм амортизации, которые не должны превышать предельные нормы, установленные настоящим пунктом, к стоимостному балансу подгруппы, группы на конец налогового периода:

п/п

№ группы

Наименование фиксированных активов

Предельная норма амортизации (%)

Здания, сооружения, за исключением нефтяных, газовых скважин и передаточных устройств

Машины и оборудование, за исключением машин и оборудования нефтегазодобычи, а также компьютеров и оборудования для обработки информации

Компьютеры, программное обеспечение и оборудование для обработки информации

Фиксированные активы, не включенные в другие группы, в том числе нефтяные, газовые скважины, передаточные устройства, машины и оборудование нефтегазодобычи

Из изложенного следует, что к транспортным средствам как к фиксированным активам II группы применяется указанная в налоговой учетной политике норма амортизации к стоимостному балансу группы на конец налогового периода, которая не должна превышать предельную норму амортизации для фиксированных активов II группы — 25 процентов.

Что такое амортизация оборудования

Амортизация оборудования — это уменьшение стоимости объекта с каждым годом его эксплуатации. Такой термин принят в бухгалтерской отчётности, и необходим для уменьшения налогового бремени. Уменьшая капитализацию, можно значительно снизить издержки, за счёт перенаправления денежных средств в статью расходов компании, что позволит снизить налогооблагаемую базу.

Какие существуют группы объектов, подлежащих амортизации?

Для расчёта амортизации, объекты принято разделять на 10 групп подлежащих уменьшению стоимости в зависимости от временного промежутка:

  • 1 группа — объекты, срок эксплуатации которых составляет 1 — 2 года. К таким изделиям относятся медицинские инструменты, инвентарь монтажно-строительного назначения. К данной категории, также относятся инструменты применяемые в лесном хозяйстве.
  • 2 группа — время эксплуатации объектов этой категории составляет 2 — 3 года. В этой группе находятся компьютерное оборудование, подъёмные механизмы, погружные насосы и инвентарь для спорта. Ко 2 группе причислены также кормозаготовительные машины, и горнодобывающие инструменты.
  • 3 группа — временной промежуток полезного использования составляет 3 — 5 лет. К данной категории можно отнести различные виды транспорта. Основные представители этой категории — это лесозаготовительные машины и сельскохозяйственная техника. Также в этой категории находится швейное, копировальное, и измерительное оборудование. Особенность 3 группы заключается в том, что в неё включены не только объекты неживой природы, но и служебные собаки, которые проходят службу в полиции или МЧС.
  • 4 группа — срок полезного использования объектов этой категории составляет 5 — 7 лет. К 4 группе подлежащих амортизации, относятся оборудование для сварочных работ, автобусы и погрузчики. Также к данной категории причислены станки для производства изделий из древесины. Рабочий скот и многолетние насаждения ягод — тоже имеют 4 группу эксплуатационного износа.
  • 5 группа — время эксплуатации составляет 7 — 10 лет. К этой группе объектов относятся нежилые строения, нагревательные котлы, кинооборудование, цитрусовые насаждения и животноводческие фермы. Объекты вооружения, также относятся к этой категории.
  • 6 группа — срок использования объектов составляет 10 — 15 лет. Самолёты и скважины для добычи нефти, а также насаждение слив и персиков, относятся к данной категории. Кроме этого в 6 группе находятся сантехническое оборудование и линии высоковольтных передач.
  • 7 группа — период полезного использования 15 — 20 лет. Эта группа оборудования содержит большое количество наименования оборудования из металла и дерева. К этой категории относятся металлические и бетонные канализации, а также мартеновские печи, электрические подстанции и виноградники.8 группа —
  • срок использования объектов 20 — 25 лет. К этой категории относятся грузо-пассажирские суда, и линии электропередач, которые обслуживают городской наземный транспорт. Железные дороги и
    здания нежилого фонда также состоят в 8 группе амортизационного использования оборудования.
  • 9 группа — период эксплуатации составляет 25 — 30 лет. Здания, имеющие железобетонные перекрытия и очистительные сооружения канализации, относятся к данной категории оборудования. К 9 группе принадлежат также морские суда.
  • 10 группа — время эксплуатации составляет более 30 лет. Жилые здания и лесопосадки относятся к этой категории. Капитальные нежилые строения, также принадлежат к 10 группе амортизационного износа.

Какое имущество не подлежит амортизации

В Налоговом Кодексе РФ, чётко разделены наименования оборудования, которые не подлежат амортизации. К такому оборудованию относятся:

  • Объект на реконструкции

    Оборудование и объекты, находящиеся в собственности бюджетных учреждений и организаций.

  • Имущество некоммерческих организаций.
  • Продуктовый скот и одомашненные дикие животные.
  • Печатных изданий и произведения искусства.
  • Любые объекты, которое было получены в безвозмездное пользование.
  • Объекты, подвергшиеся консервации сроком более 3 месяцев.
  • Объекты, которые направлены на реконструкцию сроком более 12 месяцев.

Все объекты и имущество, которое было приобретено на бюджетные финансовые средства, освобождается от начисления амортизации.

Также к этой категории относится имущество некоммерческой организации, которое было приобретено из различных благотворительных фондов, и используется исключительно в некоммерческих целях. Также не подлежат амортизационным исчислениям те объекты, которые были переданы организации без материальной компенсации.

При любых формах исчисление компенсации оборудования, необходимо предоставлять для при проверке налоговой инспекцией платёжные документы, подтверждающие форму оплаты за приобретаемое оборудование.

Как рассчитывается амортизация оборудования

Расчёты амортизации оборудования производятся вычитанием из базовой стоимость объекта, определённого процента, который отображает моральный и физический износ оборудования. Математически данные расчёты можно представить следующим образом:

Сг = ((Р – Рл)/Ан*Р)*100

В данной формуле Сг — это годовая норма оборудования, выраженная в процентах, Р — балансовая стоимость объекта; Рл — ликвидационная стоимость объекта; Ан — нормативный эксплуатационный срок.

Подставив значения в данную формулу, несложно подсчитать износ объектов имеющихся в материальном фонде компании. Наиболее часто амортизация оборудования начисляется прямолинейным способом. При таком способе подсчёта, ежемесячно выделяется фиксированная сумма, которая перечисляется в специальный фонд.

Расчёты производятся по формуле:

Сл=А Н/12

  • Сл — это ежемесячная сумма отчислений.
  • А — цена приобретённого объекта.
  • Н — эксплуатационный период.

Кроме линейной амортизации, возможен нелинейный расчёт этого показателя. Такой способ часто используется если необходимо произвести ускоренную амортизацию объекта.

При нелинейном расчёте амортизации применяются коэффициенты, которые утверждены законодательно. Данный способ расчёта осуществляется при помощи следующей формулы: Сн=В*k

Где Сн — показатель нелинейной амортизации; В — балансовая стоимость; К — коэффициент имеющий уникальное значение для различных объектов, на которые осуществляется амортизационный расчёт.

Частным вариантом нелинейного расчёта износа оборудования, является метод уменьшаемого остатка. Данный способ применяется, в основном, для ускорения процесса амортизации, при чрезмерном моральном износе оборудования. Методом уменьшаемого остатка невозможно осуществить амортизационное списание объектов, если их эксплуатационный срок относится к 3 — 10 группе материального износа.

Запрет на подобный способ амортизации относится и к уникальному оборудованию, не имеющему аналогов.

В нашем материале мы подробно рассмотрим, что представляет собой линейный метод начисления амортизации.

Что такое износ основного средства и зачем нужен этот показатель? Читайте .

Более подробно о том, что такое индексация заработной платы и как ее рассчитать, вы узнаета .

Как снизить затраты на амортизацию

Чтобы рационально использовать имеющуюся на предприятии материальную базу, и максимально снизить налоговые отчисления, необходимо применять законные способы позволяющие снизить затраты на амортизацию.

К вариантам снижения затрат на амортизацию относятся:

  • Статья 258 Налогового Кодекса РФ, позволяет снизить расходы на 10 — 30% от стоимости объекта. Воспользоваться таким способом уменьшения затрат, можно только единовременно.
  • С 2011 года можно уменьшить затраты на амортизацию, если приобретать объекты отдельно, а не комплектом. Если стоимость приобретённого объекта менее 40 000 рублей, то возможны значительные льготы, в виде включения данного объекта в амортизационный расчёт, начиная с первого года эксплуатации

Например, если приобрести оборудование для мини-хлебопекарни, не в комплекте, а по отдельности печь, тестомесительное и мукопросеивочное оборудование, то можно существенно сэкономить на амортизационных отчислений.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 577-03-71
(Москва)

+7 (812) 425-60-36
(Санкт-Петербург)

8 (800) 333-58-23
Для всех регионов!

Это быстро и бесплатно!

Заключение

Если в организации будет произведена правильная амортизация оборудования, то таким образом удастся минимизировать расходы на обслуживание оборудования, путём уменьшения налоговых отчислений, которые будут направляться на своевременную модернизацию оборудования, и закупку более совершенной техники.

Определяем срок полезного использования

Срок полезного использования (СПИ) автомобиля – это период времени, в течение которого автомобиль, как предполагается, будет приносить экономические выгоды организации (п. 4 ПБУ 6/01). Исходя из СПИ определяется сумма ежемесячных амортизационных отчислений.

В налоговом учете СПИ устанавливается Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1, п. 1 ст. 258 НК РФ).

К каким амортизационным группам относятся автомобили, мы рассказывали в нашей консультации.

Так, например, легковые автомобили с рабочим объемом двигателя не более 3,5л относятся к III-ей амортизационной группе. Следовательно, при расчете амортизации легкового автомобиля срок полезного использования может быть выбран организацией в диапазоне, начиная с 37 месяцев и до 60 месяцев включительно.

В бухгалтерском учете СПИ устанавливается организацией самостоятельно с учетом ожидаемого срока использования автомобиля, физического износа и иных факторов (п. 20 ПБУ 6/01). При этом бухгалтерский СПИ может быть установлен аналогично сроку в налоговом учете.

Нужно ли устанавливать СПИ для расчета амортизации транспортных средств?

Если автомобиль принят на учет как основное средство, то организация обязана установить для него амортизационную группу в налоговом учете, в соответствии с которой будет определен срок полезного использования в целях налогообложения.

Также СПИ нужно установить и для отнесения стоимости авто в расходы в бухгалтерском учете.

Весь срок службы организация начисляет по автомобилю амортизацию до достижения полного физического износа или до момента выбытия, списания объекта.

Как определить в бухгалтерском учете?

Бухгалтерское законодательство не содержит четких ограничений по длительности срока полезного использования.

П.20 ПБУ 6/01 поясняет, на какие факторы следует обращать внимание при определении периода службы.

При этом не содержится запрета руководствоваться в данном вопросе Классификатором, установленным в налоговым целях.

То есть при желании компания вправе в бухучете для автомобиля установить тот же СПИ, что и в налоговых целях по Классификации основных средств.

В то же время можно установить и иной срок, целесообразный для конкретного транспортного средства, при этом следует учесть:

  • сферу применения автомобиля;
  • планируемое время эксплуатации;
  • влияющие факторы – климатические условия, где будет использован автомобиль, территориальные особенности, характеристики места эксплуатации — городская черта или сельская местность, частота использования, порядок проведения техобслуживания и ремонта, а также ряд других влияющих обстоятельств;
  • существующие ограничения – например, срок лизинга или аренды.

Как узнать в налоговом учете по Классификатору?

Срок полезного использования в целях налогообложения определяется по Классификации утвержденной Постановлением Правительства РФ №1 от 01.01.2002 в ред. от 07.07.2016.

Данная Классификация предусматривает 10 амортизационных групп с различными сроками службы.

Транспортное средство в зависимости от его типа, области применения, размера, мощности можно отнести к группе со второй по пятую.

При этом срок службы в зависимости от амортизационной группы может варьироваться от 2 до 9 лет.

Данные о сроках полезного использования для различных видов движимого имущества представлены в таблице.

Таблица:

Группа амортизации по Классификатору Срок полезного использования, л. Тип автотранспорта
2 2-3
  • Грузопассажирские подъемники, имеющие платформы
3 3-5
  • Легковые автомобили.
  • Автобусы малого типа длиной в пределах 7.5 м.
  • Грузовые автомобили грузоподъемностью до 3.5 т.
  • Специальные машины, не вошедшие в прочие группы
4 5-7
  • Легковые машины, предназначенные для людей с инвалидностью
  • Средние, большие и особо большие городские автобусы до 24 м
  • Междугородние автобусы
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи независимо от массы
  • Специальные машины – катафалки, бензовозы, лесовозы, транспорт, обслуживающий коммунальное хозяйство
  • Спецмашины различных служб (полиция, спасательная, аварийная)
  • Машины, транспортирующие газ и нефтепродукты
5 7-9
  • Легковые автомобили от 3.5 л
  • Прочие автобусы, кроме перечисленных выше, от 16.5 до 24 м
  • Грузовой транспорт от 3.5 до 12 т
  • Специальные машины — тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Прицепы, а также полуприцепы

Легковой авто

Для автомобилей легкового класса срок полезного использования отличается в зависимости от размера машины:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – большого и высшего класса с объемом двигателя от 3.5 литра;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автомобили малого класса, предназначенные для инвалидов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие легковые машины.

Чтобы определить правильный срок полезного использования, нужно узнать объем двигателя у легкового автомобиля, далее выяснить амортизационную группу (3 или 5, для инвалидов – 4), после этого выбрать из предложенного диапазона подходящий СПИ.

Пример

Автомобиль Мерседес Бенц 350 R350 CDI 4Matic с мощностью двигателя 224 л.с. можно отнести к 3 амортизационной группе в качестве легковой машины среднего класса с объемом двигателя до 3.5 л (ОКОФ 310.29.10.2).

Для него можно выбрать в качестве срока службы любое количество месяцев из диапазона от 85 до 108.

Автобус

Для автобусов срок использования отличается в зависимости от длины, области применения (городской, междугородний):

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – прочие автобусные поезда длиной от 16.5 до 24 м ;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – городские автобусные поезда от 16.5 до 24 м прочие средние и большие автобусы (до 12 м), а также дальнего следования;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – городские и прочие автобусы малого типа до 7.5 м.

То есть, чтобы правильно определить СПИ, нужно знать габариты автобуса (его длину), а также область его применения.

Пример

ПАЗ 32053 с бензиновым двигателем применяется для пассажирских перевозок в черте города, имеет длину 6,925 м.

Такой автобус можно отнести к 3 амортизационной группы как городской малого типа длиной до 7.5 м (ОКОФ 310.29.10.30.111).

Срок полезного использования можно выбрать из промежутка от 37 до 62 месяцев включительно.

Для правильного определения периода службы грузовиков нужно смотреть на максимальную допустимую массу по техническому паспорту, область эксплуатации:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – грузовики с дизельным и и бензиновым двигателем с массой от 3.5 до 12 т и свыше 12 т;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – грузовые авто общего назначения (сюда входят бортовые грузовики, тягачи, самосвалы, фургоны);
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – небольшие грузовики с максимально возможной массой до 3.5 т.

Примеры

  • КамАЗ 6520 – это большегруз самосвал, который можно отнести к 4 амортизационной группе (ОКОФ 310.29.10.4). СПИ может быть от 61 до 86 месяцев включительно.
  • Грузовая газель ГАЗ-33023, работающая на бензине, предназначенная для перевозки грузов, грузоподъемностью 1 т – включается в 3 группу амортизацию как грузовой автомобиль с бензиновым двигателем до 3.5 т (ОКОФ 310.29.10.42.111), СПИ от 37 до 62 месяцев включительно.
  • Прицеп – как грузовой, так и легковой можно включить в 5 группу (ОКОФ 310.29.20.23).

Спецтехника

В зависимости от своего предназначения специальные машины могут быть отнесены к 3, 4 или 5 группе амортизации.

Соответственно, для них может быть установлен срок использования:

  • от 7 до 9 лет (85 — 108 месяцев включительно) – тягачи седельные; автогидроподъемники, мусоровозы;
  • от 5 до 7 лет (61 – 86) – автокатафалки, бензовозы, лесовозы, ТС для коммунального и дорожного хозяйства, ТС аварийно-спасательных службы и полиции, ТС для перевозки газа до 1.8Мпа, нефтепродуктов;
  • от 3 до 5 лет (37 – 62) – прочие спецмашины.

Общие сведения

Амортизация автомобиля проводится с целью списать его стоимость по частям, когда они износили себя. Она считается, если – организация приобрела транспортное средство или был нанят сотрудник со своим транспортом.

Во время начисления амортизации нужно следовать правилам:

Организация самостоятельно выбирает метод Его необходимо указать в учетной политике
Способ, который был выбран Используется в течение всего периода полезного использования объекта
Отчисления производятся каждый месяц В размере 1/12 от общей суммы за год
Начисление начинать с месяца Который следует после того, когда транспортное средство ввели в эксплуатацию
Если объект полностью самортизирован Не нужно начислять по нему амортизацию (если автомобиль используется и дальше, то он просто списывается с баланса организации)
Начисление отображается По кредиту 02

Необходимо определить срок службы автомобилей до полного начисления амортизации.

Способов начисления несколько:

  • линейный;
  • уменьшаемый остаток;
  • списание пропорционально объему выполненной работы;
  • ускоренный метод.

Наиболее простой – линейный. Высчитывается по легкой формуле. Рассмотрим на примере — компания приобрела транспортное средство стоимостью 500 000 рублей со сроком службы 10 лет.

500 тысяч поделить на 10, выходит 50 000. то есть каждый год стоимость автомобиля снижается на 50 тысяч рублей. Данный способ имеет недостаток – он не учитывает все затраты на автомобиль, поэтому результаты могут быть неточными.

Амортизация вычисляется в таких случаях:

  • если частный предприниматель или юридическое лицо подает документацию в налоговую службу;
  • при оценке страховиками реальной стоимости транспортного средства;
  • при использовании личного автомобиля на работе;
  • во время передачи в лизинг.

Амортизационные отчисления бывают нескольких типов – физический и моральный. Первый заключается в изменении стоимости транспортного средства в течение его использования.

На него оказывают влияние механические воздействия, природные явления и другие факторы. Причиной морального износа является появление более новых технологий.

Для определения амортизации необходимо знать его километраж. Чтобы ее рассчитать, нужно знать несколько показателей:

  • стоимость всех материалов, которые ушли на поддержание автомобиля в рабочем состоянии. Данные берутся за год;
  • стоимость замененной жидкости;
  • сведения о стоимости масла.

Для правильности расчетов можно записывать все расходы в тетрадь. В налоговом учете сумма начисленной амортизации по транспортному средству включается в косвенные расходы.

Что это такое

Амортизация автомобиля – это возмещение износа транспортного средства в денежном эквиваленте. Автомобиль имеет срок полезного использования.

Как только транспорт изнашивает себя, начисляется амортизация. В процессе ее проведения устанавливается, можно ли использовать автомобиль дальше или списать его.

Назначение процедуры

Сведения об амортизации дают возможность с максимальной точностью установить время и периодичность проведения осмотра автомобиля вне плана.

Также амортизация необходима для установления срока дальнейшего использования транспортного средства. При помощи этого процесса происходит возмещение финансов, которые были потрачены на покупку транспортного средства.

Правовая база

Начисление амортизации проводится на основании 259 статьи Налогового кодекса.

В соответствии с 258 статьей Налогового кодекса, срок полезного использования – период, в продолжение которого организация планирует использовать транспортное средство.

Возникающие нюансы

Когда транспортное средство приобретается, его необходимо зарегистрировать в государственной автоинспекции. Процедура может продлиться долго по ряду причин, например, отсутствовали бланки.

Амортизацию стоит начинать с того месяца, в котором этим транспортным средством начали пользоваться. Также разрешено амортизировать ТС, которое еще не поставлено на учет.

Срок использования устанавливается, исходя из следующих показателей:

Периода В течение которого планируется использовать ТС
Предполагаемых условий Эксплуатации

Срок амортизации легкового автомобиля

Прежде чем ввести автомобиль в эксплуатацию, необходимо определить срок службы легкового автомобиля для расчета амортизации.

При определении срока полезного использования автомобиля учитываются его характеристики. Они указаны в паспорте технического средства или в договоре.

Амортизация легкового автомобиля зависит от его класса. Легковые модели имеют их 5 – первые 4 зависят от объема двигателя.

Классификация:

К первому классу относятся автомобили Объем двигателя которых не превышает 1,2 л
Ко 2 Объем до 1,8 л
К 3 Не больше 3,5 л
К 4 классу Объем двигателя свыше 3,5 л

Если автомобиль 1-3 класса, то период амортизации составляет от 3 до 5 лет. У транспортных средств 4 группы – до 7 лет.
Автомобиль большого и высшего классов включены в 5 разряд, они имеют срок до 10 лет.

Какие существуют виды амортизации в бухгалтерском учете смотрите в статье: виды амортизации.

Как начисляется амортизация в налоговом учете в 2019 году, .

Для таких авто объем двигателя не важен. К 5 группе может относиться любое легковое транспортное средство – в законодательных актах критерий отнесений нет.

Сотрудники налоговой инспекции относят к этому классу автомобили с популярной маркой, высокой ценой, размерами – седан, лимузин и прочие.

В транспортных средствах отечественного производителя высший класс обозначается цифрой 5 в номере модели (она будет стоять первой).

В иномарках нет распределения по классам, поэтому при определении срока амортизации стоит полагаться на заключение от производителя.

При вычислении коэффициента амортизации берутся в учет следующие показатели:

  • возраст транспортного средства;
  • пробег в настоящее время;
  • производитель;
  • эксплуатационные условия, частота использования, климат;
  • экологическая ситуация в районе использования;
  • применение автомобиля – город, село или поселок.

Если транспортному средству не больше 5 лет, то формула намного проще – затраты на амортизацию будут составлять 15%-20% за год.

Грузовая машина

Когда организация приобретает транспорт и определяет его в качестве грузового, то следующий шаг – установить срок его полезного использования. При отнесении грузовика к определенной группе амортизации учитывается ряд факторов.

Классификация амортизационной группы грузовых автомобилей следующая:

Грузоподъемность менее 0,5 т 3 группа. Срок их использования – 3 5 лет
Грузоподъемность выше 0,5 т (но не больше 5 т) 4 группа. Срок их полезного использования – до 7 лет
При грузоподъемности более 5 т грузовой транспорт Относят к 5 группе со сроком использования до 10 лет

Грузовым автомобильным транспортом являются грузовики, фургоны, тягачи, прицепы.

При лизинге

Лизинг автомобильного транспорта – популярная и востребованная процедура. Это наиболее удобная форма приобретения транспортного средства.

Амортизационные отчисления применимы только к субъектам финансово-хозяйственной деятельности, физических лиц они не касаются. Ускоренная амортизация дает возможность быстрее списать средства, заменить их новыми.

Лизинг имеет преимущества и недостатки. Первыми являются:

  • минимальный налог на имущество;
  • уменьшение базы обложения налогами;
  • возможность купить объект лизинга по окончательной цене.

При определении налоговой базы основой служит остаточная стоимость. При ускоренной амортизации она будет снижаться быстрей.

При приеме автомобиля по лизингу получатель должен установить срок полезного использования. Срок может быть прописан в договоре.

В остальных случаях организация устанавливает его самостоятельно. Амортизация начинается с момента введения автомобиля в пользование.

Срок службы

Срок службы и гарантийный период – понятия разные, не нужно их путать. Согласно законодательству, срок службы – это период, в продолжение которого изготовитель транспортного средства обязан выполнять следующее:

  • обеспечивать возможность использования авто по назначению;
  • отвечать за недостатки, причиненные по его вине.

Покупатель в продолжение всего срока службы имеет право рассчитывать на следующее:

  • осуществление техобслуживания транспортного средства и его ремонт;
  • выдвижение требований, касающихся качества работы авто;
  • компенсацию вреда.

Поскольку грузовик является рабочей категорией транспорта, то срок его службы измеряется не в годах, а в километраже.

Для увеличения срока службы необходимо:

  • проходить своевременно технический осмотр;
  • не перегружать транспорт;
  • использовать качественные смазочные материалы;
  • во время производить замену масла;
  • заменять свечи, фильтры и прочие материалы;
  • покупать детали высокого качества;
  • проходить обслуживание в специальных центрах.

Срок службы легкового транспорта зависит от условий его использования. Эксплуатационный период может длиться до 15 лет. Иномарки могут прослужить дольше, машины отечественных производителей – не боле 8 лет.

Любое транспортное средство нуждается в расходном материале, который периодически необходимо менять. От его состояние зависит и комфорт езды, и жизнь владельца транспорта.

Чем больше проедет автомобиль, тем дольше срок его службы. Все компоненты автомобиля также имеют свой срок службы. Как только они изнашиваются, их необходимо заменять.

Генератора

Генератор оказывает влияние на работу аккумулятора. Срок его службы намного меньше, чем у двигателя – около 160 000 км пробега.

Амортизаторов

На амортизатор оказывает влияние плохая дорога и быстрая езда. Как результата – деталь разрушается. В машинах отечественных производителей исправность детали может длиться в продолжение 30000 км, в иномарках – до 70000 км.

Аккумулятора

Современное транспортное средство оснащено аккумулятором. Он заряжает электрической энергией все системы автомобиля.

Как и у другой детали у аккумулятора имеется срок службы. В среднем при нормальных условиях использования срок составляет до 5 лет.

Чтобы продлить срок, необходимо выполнять следующее:

  • не использовать разряженный аккумулятор;
  • облегчать пуск двигателя;
  • не разряжать аккумулятор во время пуска;
  • проходить регулярно техобслуживание;
  • отключать электрические приборы, когда автомобиль не движется.

Для охлаждения двигателя необходим радиатор. Срок его службы незначительный – не более 2 лет. Раз в год необходимо осматривать радиатор, поскольку он может износиться раньше времени.

Автошин

Износ детали зависит от характера вождения. Производители утверждают, что шины могут прослужить до 10 лет. Однако меняют их раз в 5-6 лет, бывает чаще.

Как проводится ускоренная амортизация в бухгалтерском учете узнайте из статьи: ускоренная амортизация.

Про нелинейный способ начисления амортизации, .

Как посчитать амортизацию оборудования, .

Когда устанавливается срок службы покрышек, берется во внимание величина пробега транспортного средства. У легковых автомобилей он составляет 45 000 км, у грузовых – 60 000 км.

Даже самая дорогая покрышка со временем изнашивается. Водитель должен следить за уровнем износа и вовремя менять шины. Это является залогом езды без происшествий.

Таким образом, любое транспортное средство подлежит амортизации. Срок ее устанавливается либо самостоятельно, либо берутся данные из договора. Каждая деталь автомобиля имеет свой срок службы.

Для увеличения срока существует немало способов. Главное – своевременно проходить технический осмотр транспортного средства и заменять устаревшие детали новыми.

Предыдущая статья: Виды амортизации Следующая статья: Расчет амортизации автомобиля

Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.

С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.

Сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей? Ответ узнайте прямо сейчас.

Срок полезного использования по классам

По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.

  1. В третью амортизационную группу отнесены автомобили особо малого, малого и среднего класса (1-й, 2-й, 3-й класс). Период полезного использования данных автомашин составляет 3-5 лет.
  2. В пятую амортизационную группу входят легковые автотранспортные средства большого и высшего класса. Период полезного использования — 7-10 лет.

Автомобили малого класса, используемые в качестве транспортных средств для передвижения инвалидов, являются исключением из выше приведенной классификации.

Такие машины относятся к 4-му амортизационному классу, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.

Высший класс

К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).

Для этого класса автомобилей не устанавливаются четкие критерии объема двигателя, большее значение имеют размеры машины (длина от 5 и ширина от 1,7 метров) и марка авто (премиальные автомобили марок BMW, Mercedes, Lexus и т.п.). Другими важными показателями являются:

  • цена автомашины;
  • форма кузова;
  • быстроходность, наличие бронирования и комфортабельность.

Некоторые автомобили, подходящие по физическим показателям к категории высшего класса автомобилей, но не относящиеся к премиальным маркам, относятся к третьему или четвертому классу легковых транспортных средств.

Для отнесения их к категории высшего класса требуется специальное заключение эксперта.

Ориентир для отечественного авто

В отличие от европейской классификации, где для определения класса большую роль имеет размер автомобиля, в отечественной классификации главное значение имеет объем двигателя автомобиля и его сухая масса.

В соответствии с этой классификацией, в полном названии автомобиля указывается номер, в котором отображен класс модели.

Например, в названии автомобиля ВАЗ 2114 цифра 2 отображает класс этой модели (малый или второй класс), так как этот автомобиль имеет объем двигателя в пределах 1,2-1,8 и вес от 900 до 1000 килограммов.

О том, как определить срок годности автомобильного огнетушителя, читайте .

Пример определения

В качестве примера определения периода полезного использования автотранспортного средства можно взять любой б/у автомобиль и рассчитать срок полезного использования.

При приобретении подержанного автомобиля Ford Mondeo, объем двигателя которого составляет 2 литра, важное значение имеет возраст автомобиля и срок его ввода в эксплуатацию.

Предположим, что автомашина находилась в эксплуатации 2 года.

Так как эта модель автомобиля входит в третью группу амортизации, то для нового автомобиля срок полезного использования определен в промежутке 3-5 лет.

Вычтя возраст автомашины из установленных сроков амортизации для автомобиля такого класса, получим период оставшегося полезного использования данного транспортного средства — от 1 года до 3 лет.

Амортизационные группы грузовиков

Грузовые автомобили, так же как и легковые, в зависимости от их технических характеристик и типа назначения относятся к различным амортизационным группам, согласно которым определяется время их полезного использования.

Список технически сложных товаров, в том числе бытового назначения, вы найдете на нашем сайте.

Как зависит от технических характеристик?

В зависимости от типа грузового автомобиля и грузоподъемности, грузовые транспортные средства подразделяются на следующие амортизационные группы:

  • грузовые автомобили, оснащенные бензиновыми и дизельными двигателями, грузоподъемностью до 3,5 тонн входят в третью амортизационную группу;
  • в четвертую амортизационную группу входят грузовые автомобили общего назначения (самосвалы, тягачи, автомобили-фургоны, бортовые автомобили);
  • в пятую амортизационную группу входят автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн, автомобили грузоподъемностью свыше 12 тонн, а также седельные тягачи и специализированные автомобили (автогидроподъемники, мусоровозы).

Состав амортизационных групп также был несколько изменен новым постановлением правительства.

Сроки по классификации

По принятой Классификации основных средств, период полезного использования грузовых автомобилей определяется их принадлежностью к определенной амортизационной группе.

  1. Для третьей амортизационной группы период полезного использования ограничен сроком в 3-5 лет.
  2. Для четвертой амортизационной группы размер периода полезного использования ограничен сроком в 5-7 лет с момента ввода автомобиля в эксплуатацию.
  3. У грузовых автомобилей, относящихся к пятой группе, период полезного использования ограничен сроком в 7-10 лет.

Знание классов легковых и грузовых автомобилей, а также новых правил учета сроков полезного использования транспортных средств, пригодятся не только в бухгалтерском деле, но и частным автовладельцам.

Например, при определении размера налогообложения, страховых выплат и определения амортизации частного автомобиля, используемого в работе организаций.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *