Эффективность финансовой политики

18) Результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики

Значение финансовой политики заключается в тех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течение финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач финансовой политики на ее результативность оказывают влияние следующие факторы:

  1. научный подход к разработке концепции финансовой политики, которая должна отвечать условиям экономического развития государства, стадии экономического цикла и положениям финансовой науки, учитывать закономерности общественного развития;

  2. прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий при определении основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период и в ходе разработки конкретных путей реализации основных направлений использования финансов. Обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений по финансовым вопросам развития страны должна подкрепляться соответствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства на реализацию поставленных целей и задач финансовой политики, но и оценить их финансовые последствия;

  3. учет накопленного опыта в ходе реализации финансовой политики в предшествующем периоде с целью выявления как ее положительных итогов, так и отрицательных последствий, которые могут негативно влиять на дальнейшее развитие экономики государства;

  4. четкое определение макроэкономических показателей, которые должны служить ориентиром для оценки эффективности финансовой политики, что предполагает проведение финансовой политики, нацеленной на результат;

  5. учет национальных и географических особенностей, оказывающих непосредственное влияние на результативность политики в области межбюджетных отношений и выбор приоритетов политики в области бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях;

  6. комплексный подход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающий согласование целей и задач бюджетной политики, политики в области государственного социального страхования, финансовой политики в сфере финансов субъектов хозяйствования, их взаимосвязь. При этом все составляющие элементы финансовой политики должны быть ориентированы на достижение общей цели экономического развития, а сама финансовая политика должна быть согласована и взаимосвязана с другими составляющими экономической политики государства — денежно-кредитной политикой, ценовой политикой, политикой в области страхования, валютной политикой государства;

  7. многовариантность финансовой политики, строящейся с учетом возможных изменений условий функционирования экономики государства. В современных условиях большое внимание уделяется развитию финансового прогнозирования и среднесрочного финансового планирования, они рассматриваются как инструмент научного предвидения, вариантного анализа, получения дополнительной информации при разработке финансовой политики;

  8. учет внутреннего положения и международных позиций государства, которые определяют особенности его экономического развития. Финансовая политика государства строится с учетом конкуренции на мировых рынках, предусматривается финансовая поддержка собственных производителей и экспортеров, защита интересов национальных компаний за рубежом, возможность привлечения иностранных инвестиций в экономику государства.

Реализация финансовой политики также должна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основы деятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных на государство, обеспечивать стабильность общественного производства с целью улучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.

Эффективность финансовой политики характеризуется критериями, которые выражают степень реализации стратегической (главной) целевой функции этой политики с учетом ее типологии и фактора времени. Оценка зависит от того, кто является ее главным творцом, с каких позиций она оценивается.

Критерием эффективности финансовой политики должна стать степень реализации целей и задач, обозначенных в президентском послании Федеральному Собранию РФ: увеличение объемов ВВП. создание современной сильной российской экономики и эффективного государства; преодоление бедности. Эти цели преломляются в системе настройки финансовых инструментов, направленности и росте потенциала бюджетных потоков, возрастающем использовании ресурсов страны в решении задач развития социально-трудовой сферы. Социальные критерии эффективности финансовой политики так же приоритетны, как и обеспечение эффективного баланса финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе (налоги) и от бюджетной системы к отраслям национальной экономики (возврат части ресурсов на восстановление и развитие доходообразующих отраслей). Бюджетная система — это посреднический механизм, обеспечивающий интересы развития производственно-трудовой сферы, социальной сферы и сектора домашних хозяйств (населения).

№19. Особенности современной финансовой политики РФ

Цели налоговой политики:

-Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

-Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

Цели таможенной политики: -Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России.

-Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка. -Стимулирование развития национальной экономики. -Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России. -Иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

Цели бюджетной политики: стимулирование структурной перестройки экономики, диверсификация ее структуры, снижение фискальной нагрузки на экономику, повышение уровня и качества жизни населения.

Цели денежно-кредитной политики: — Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. — Денежно-кредитная политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и размеры валового национального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и утверждают их. В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики в целом. — Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом.

№ 20. Международные финансовые отношения, их сущность и особенности

Международные финансовые отношения (МФО) — это совокупность валютных и кредитных отношений по поводу формирования и использования международных фондов, осуществляемых в результате движения мировых финансовых потоков через международные финансовые операции . Объектами МФО могут быть:

§ Фонды международных институциональных организаций; § Международные фонды ссудного капитала;

§ Международные инвестиции; § Денежные инструменты, участвующие в МФО;

Возникновение международных валютных отношений обусловлено необходимостью осуществления расчетных операций в ходе внешнеэкономических отношений, что связано с интеграцией национальных экономик в мировую. Международные валютные отношения — совокупность общественных отношений, складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве. По мере развития мировых хозяйственных связей была создана мировая валютная система (МВС), которая преследует глобальные цели мирового сообщества и призвана обеспечить интересы стран-участниц, имеет особый механизм регулирования и функционирования.

№21. Международная финансовая система: этапы формирования, субъекты, объекты, структура, закономерности развития. Роль финансов в глобализации экономических отношений

Мировая валютная система (МВС) является исторически сложившейся формой организации международных денежных отношений, закрепленной межгосударственными договоренностями. МВС представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.

Национальная валютная система — часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, позволяющие осуществлять международный платежный оборот. На базе национальных валютных систем постепенно формировалась мировая валютная система, которая в своем развитии прошла 4 этапа.

I. Парижская валютная система с 1867 года

Система золотомонетного стандарта — за каждой национальной валютой законодательно фиксировалось золотое содержание. Валютный курс устанавливался на основе соответствующих золотых стандартов. Эта система стандарта подразумевала свободный обмен монет на золото, допускалась чеканка монет.

II. Генуесская валютная система с 1922 года. Период золотодевизного стандарта

Запрещается свободная чеканка золотых монет. Золото используется в некоторых международных расчетах. Наряду с золотом используются в международных расчетах валюты стран с золотым стандартом.

III. Бреттон — Вудская ситема с 1944 года. В соответствии с этой системой происходит фиксация обменных курсов на основе валютных паритетов. Все национальные валюты привязывались к доллару, для поднятия курса ЦБ стран участниц должны были прибегать к валютным интервенциям. В это время появляются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития.

IV. Ямайская валютная система с 1976 года. Практика плавающих или коллеблющихся курсов. Среди них выделяют следующие: 1) свободный колеблющийся курс в зависимости от спроса и предложения ( США, Канада, Великобритания и др.); 2) валютная змея — фиксация обмена валют (ЕС); 3) привязка валютного курса к СДР (специальным правам заимствования); 4) ориентация национального курса на валюты ведущих экономических партнеров.

Преимуществом данной системы является обеспечение долгосрочной гибкости валютным курсам, необходимой для выравнивания платежных балансов, и краткосрочной стабильности для стимулирования международной торговли и финансов.

Недостатками данной системы являются: отказ от фиксированных валютных курсов, что означает отказ от механизмов сдерживания инфляции; непостоянство и резкая изменчивость валютных курсов при введении режима «свободного плавания».

Система международных финансовых отношений составляется между разными субъектами. Субъектами международных финансов есть: государство; международные организации; юридические лица, среди которых особое место занимают: транснациональные корпорации; транснациональные банки; финансово-кредитные организации; биржи; физический лица.

№22. Международные органы управления финансами

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

#23. Основные направления развития современных международных финансовых отношений РФ.

— Стремление укрепить позиции на международных рынках и поддержать эффективное функционирование собственной экономики внутри страны, порождает ряд предложений, которые будут рассмотрены ниже.

Для решения проблемы инфляции, которая вновь выходит на первый план, нужно разработать новый валютно-рублевый механизм конвертации.

Финансовая теория и практика знает два конвертационных механизма. Первый — это механизм жесткой привязки внутренней национальной валюты к некоторой мировой. Курс устанавливается административным образом. Это распространенный конвертационный механизм. Например, все страны Балтии до вступления в Европейское сообщество жестко привязывали курсы своих национальных валют к марке ФРГ. Другой конвертационный механизм — рыночный. Курс устанавливается на торгах на валютной бирже, такой механизм используется в настоящее время в России.

Предлагается новый конвертационный механизм, который совмещает оба вышеуказанных, называют его административно-рыночной конвертацией — АРК.

В этом механизме курс скупки акции вылюты банками (обмен владельцами валютных средств на рубли) устанавливается административно, причем раз и навсегда и никогда не будет меняться. Например, гражданин или предприятие, заработавшие валюту и конвертировавшие ее в МДС желает обменять эти средства на рубли. Это можно сделать свободно по строго фиксированному и неизменному курсу, установленному Банком России однажды и навсегда. Но обратная операция продажи валюты банками физическим и юридическим лицам осуществляется уже по рыночным ценам, и курс зависит от спроса и предложения валютных средств.

Что получает Россия в результате?

Так мировая денежная единица основана на корзине всех валют высокоразвитых стран, то она имеет более высокую стабильность, чем все эти «парциальные» валюты. Таким образом, внутренний валютный рынок будет иметь очень высокую ценовую стабильность, цены на нем будут соответствовать средним ценам мирового рынка. Фактически, более стабильной валюты и существовать не может.

Но курс рубля также жестко привязан к курсу международной единицы, в результате чего и рубль становится очень стабильной денежной единицей. При этом рублевые цены окажутся, как бы зажаты между мировыми ценами при конвертации рубля по верхнему и нижнему курсу. При повышении рублевых цен может оказаться выгодным менять рубли на валюту по низкому курсу обмена и осуществлять импорт. При понижении рублевых цен может стать выгодным экспорт.

Таким образом, в стране будут функционировать два рынка. Один либеральный — это валютный рынок, второй — протекционированный — рублевый. Причем внутренний производитель может выступать и на том, и на другом рынке в зависимости от качества и спроса на свою продукцию. Этим самым создается возможность работать отечественным предприятиям на внутреннем рублевом рынке под защитой высокого обменного курса мировой валюты и одновременно создается стимул для выхода на валютный рынок, сначала внутренний, а затем и внешний. Причем и на валютном рынке российский производитель получает преференции, так как он не платит таможенных пошлин и ему не надо ввозить товар издалека.

Итак, Россия получает стабильные мировую и рублевую денежные системы с одновременными преимуществами для отечественного производителя.

В настоящее же время имеет место странная ситуация в денежной системе России: иностранную валюту в России заработать невозможно, а вот купить — сколько угодно. Новый конвертационный механизм не препятствует ее зарабатыванию. Причем зарабатывать мировую валюту можно как экспортом на внешние рынки, так и внутренним экспортом, т. е. Поставкой товаров на внутренний валютный рынок. Это, в принципе, становится доступно всем производителям и всем работникам, где бы они не находились — в Москве или в самых глухих городах, так как и сельскохозяйственные товары, особенно высококачественные и экологически чистые, тоже будут пользоваться спросом на внутреннем валютном рынке. Вся страна становится открытым полем для зарабатывания валютных средств, а также их использования, как за пределами страны, так и внутри нее.

№ 24. Бюджет государства как экономическая категория, закономерности его формирования и развития.

Бюджет — сложная экономическая категория. Как экономическая категория, государственный бюджет представляет собой систему экономических отношений, складывающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованного денежного фонда страны, предназначенного для удовлетворения общественных потребностей. Иными словами — государственный бюджет — это денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами в связи с созданием централизованных финансов, а также с распределением и перераспределением национального дохода, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и учреждений, управления государством, укрепления обороноспособности страны и др.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что: 1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

№ 25. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства. Модели построения бюджетной системы в унитарных и федеративных государствах

Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня — государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеральных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Организация государственных финансов определяется типом государственного устройства.

Типы организации государственных финансов 1. Унитарный тип предполагает построение двухзвенной системы в составе централизованного и местного уровней. Отличается жесткой централизацией принимаемых решений, наличием сильных центральных и слабых местных органов власти, а также значительным уровнем перераспределительных процессов, преобладанием в совокупном общественном продукте государственных средств. Характерен для унитарных государств. Классический пример – финансовая система СССР.

Преимущества: в случае тяжелого экономического положения страны при значительном дефиците финансовых ресурсов позволяет использовать их на наиболее значимых направлениях в интересах всей страны;

позволяет управлять страной при незначительном количестве центральных органов.

Недостатки: отсутствие оперативного руководства;

чрезмерное перераспределение и централизация замедляют оборачиваемость средств.

2. Федеративный тип основан на сочетании черт унитарного и конфедеративного типов. Существует в союзных государствах.

Предполагает наличие трехзвенной системы организации государственных финансов в составе центрального правительственного, регионального и местного уровней.

>Анализ эффективности финансовой политики в Российской Федерации

Размещено на http://www.allbest.ru/

>Введение

д) учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей.

финансовая политика экстраполяция показатель

Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала (для достижения финансовой устойчивости и финансовой независимости).

Важная роль финансовой политики проявляется в выполнении конкретных стратегических задач и решении тактических вопросов использования функционального предназначения финансов. Конкретные стратегические задачи финансовой политики зависят от внешних и внутренних условий, наличия финансовых ресурсов, организации товарно-денежных отношений, государственного устройства и т.п. (рис. 1).

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 1. Содержание функций обоснования целей и задач финансовой деятельности

Политика предполагает соответствующее правовое обеспечение, которое предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.

Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений, которая направлена на реализацию государственной программы не только экономического развития, но и социального. Под социальным развитием понимается не только развитие просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, но и социального устройства общества.

Содержание финансовой политики определяется:

1 соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепций, регулирующей роли государства в области финансов.

2 разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу.

3 осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.

Как правило, в составе финансовой политики выделяют как относительно самостоятельные бюджетную и кредитно-денежную политики.

Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системами.

В соответствии с Конституцией РФ и ст.170 БК РФ, приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет наиболее значимые направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу .

Бюджетная политика решает такие задачи, как определение:

ѕ источников формирования доходов государственного бюджета;

ѕ структуры расходной части бюджета;

ѕ сумм расходов, распределяемых между бюджетами разных уровней;

ѕ доли федерального бюджета из совокупной суммы консолидированного бюджета;

ѕ задач управления государственным долгом;

ѕ дефицита или профицита бюджета;

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность:

1 налоговая политика, направленная на формирование налоговой системы, определяет выбор состава налогов, размера налоговых ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные; экономические или регулирующие; контролирующие. Основной задачей налоговой политики следует считать — обеспечение бюджетов всех уровней финансовыми ресурсами.

2 таможенная политика, которая представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенные механизмы, может контролировать импортно-экспортные потоки, их интенсивность и масштаб.

3 инвестиционная политика.

4 политика управления государственным долгом.

5 политика бюджетного федерализма.

В кредитно-денежной политике относительную самостоятельность получают:

1 денежная политика — обеспечение устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование инфляции, стабилизацию национальной валюты.

2 кредитная политика — обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).

3 финансовая политика на рынке ценных бумаг — управление деятельностью финансового рынка; через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансировании, что влияет на уровень доходности на рынке ценных бумаг, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов.

4 ценовая политика — регулирование и корректировка цен и тарифов на товары предпринимательских структур — монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны — недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.

Задачами финансовой политики являются:

1 обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2 установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3 организация, регулирование и стимулирование экономических и социальных процессов финансовыми методами;

4 выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами.

Таким образом, можно отметить, что финансовая политика, это сложная система финансовых отношений включающих множество подуровней и подсистем, которая существует для эффективного обеспечения финансовой стабильности государства и решение поставленных перед ней целей и задач. Особое внимание стоит уделить и методам финансового регулирования, как механизму финансовой политики.

>1.2 Формы и методы финансового регулирования. Финансовый контроль >2 Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий. >ѕ по решению компетентных государственных органов.

Исполнение консолидированного бюджета российской федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов лрд. рублей

Доходы

Расходы

Профицит, дефицит (-)

2014г.

Январь

1726,3

981,1

745,2

Январь-февраль

3579,8

3373,5

206,3

I квартал

5960,4

5432,0

528,4

Январь-апрель

8498,3

7778,7

719,7

Январь-май

10572,3

9519,8

1052,6

I полугодие

12671,2

11583,6

1087,6

Январь-июль

15108,2

13720,4

1387,8

Январь-август

17143,4

15631,6

1511,7

Январь-сентябрь

19221,4

17679,1

1542,3

Год

26371,1

27216,0

-844,9

2015г.

Январь

1661,5

1833,3

-171,7

Январь-февраль

3403,0

4237,1

-834,1

Оценкой эффективности служит отчет об исполнении государственного бюджета и его структура, что позволить отследить сильные и слабые стороны в финансовом планировании и регулировании.

Развитие экономики в предстоящий период будет происходить на фоне неблагоприятных демографических тенденций. Несмотря на то, что, благодаря мерам демографической и социальной политики, совершенствование здравоохранения и распространение здорового образа жизни, сокращение численности населения, согласно прогнозу Минэкономразвития России, сменится его небольшим ростом, продолжится процесс старения населения.

Сочетание медленного роста экспорта углеводородов и стабилизации их цен (с учетом инфляции доллара) приведет к тому, что соотношение стоимости экспорта топливно-энергетических товаров к ВВП втрое сократится: с 17% в 2007-2008 гг. до лишь 6% в 2023 г. Это частично будет компенсироваться сравнительно быстрым ростом неэнергетического экспорта в результате реализации мер по диверсификации экономики. Стоимостной объем неэнергетического экспорта будет увеличиваться в среднем на 9% в год. В результате его удельный вес в общем объеме экспорта вырастет с 39% до 58%. В целом доля экспорта в ВВП снизится за рассматриваемый период вдвое — с 26% в 2008 г. до 13% в 2023 г.

Значительный профицит внешнеторгового баланса (более 9% ВВП в 2008 г.) сменится к 2011 г. его небольшим дефицитом. Активизация неэнергетического экспорта и импортозамещения позволят сохранять сравнительно небольшие размеры торгового дефицита, не превышающие 2,5% ВВП.

Результатом повышения удельного веса в ВВП фонда заработной платы станет сокращение прибыли: ее величина сократится с 24% в 2008 г. до 21% в 2014 г., после чего стабилизируется на этом уровне.

Рост экономики будет основан на сочетании различных источников: потребительского, инвестиционного спроса и внешнего спроса. Розничный товарооборот будет расти в среднем на 7,1% в год, а инвестиции в основной капитал — на 10,0% в год. Объем промышленного производства вырастет за период в 2,1 раза.

Таблица 2

Исполнение расходной части федерального бюджета

Утвержденные бюджетные

Фактическое исполнение в январе-феврале 2015г.

назначения на 2015г., млрд. рублей

млрд.

рублей

в % к утвержденным бюджетным назначениям на 2015г.

Расходы

15714,6

2958,7

18,8

из них на:

общегосударственные вопросы

1113,1

132,5

11,9

обслуживание государственного и муниципального долга

449,3

89,4

19,9

национальную оборону

3274,0

1261,0

38,5

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

2149,4

251,7

11,7

из нее на:

топливно-энергетический комплекс

28,3

1,8

6,4

сельское хозяйство и рыболовство

175,4

9,4

5,4

транспорт

350,7

16,9

4,8

прикладные научные исследования в области национальной экономики

279,6

44,6

16,0

другие вопросы в области национальной экономики

583,5

136,4

23,4

жилищно-коммунальное хозяйство

144,8

0,5

0,4

социально-культурные мероприятия

5371,7

804,2

15,0

межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации

688,9

138,9

20,2

Высокие темпы роста внутреннего спроса, обусловленные ростом реальных доходов населения, будут способствовать опережающему росту импорта до 2011 г. Соотношение импорта к ВВП к этому времени возрастет до 20% (по сравнению с 17% в 2008 г.). В последующие годы активизация импортозамещающего производства приведет к замедлению роста импорта, так что к 2023 г. он будет составлять лишь 15% ВВП.

В условиях дефицитности рабочей силы, а также ускоренного роста производительности труда и вывода зарплаты из теневого оборота реальные размеры зарплаты продолжат расти опережающими темпами (в среднем за период на 8,8% в год).

Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который не создает препятствий для устойчивого экономического роста.

В долгосрочной перспективе помимо увеличения финансирования здравоохранения, необходимо провести ряд мер, нацеленных на структурные изменения и повышении эффективности работы системы.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам млрд. рублей

2014 г.

В % к 2013 г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов

Всего

12669,5

6213,9

6455,6

111,9

115,8

108,3

из них:

налог на прибыль организаций

2372,8

411,3

1961,5

114,5

116,8

114,1

налог на доходы физических лиц

2688,7

9,2

2679,5

107,6

107,3

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

2300,7

2300,7

116,4

116,4

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

2181,4

2181,4

116,8

116,8

акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

999,0

520,8

478,1

104,9

113,0

97,3

налоги на имущество

955,1

955,1

106,1

106,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2933,9

2884,6

49,3

112,9

112,9

114,0

из них налог на добычу полезных ископаемых

2904,2

2858,0

46,2

112,8

112,7

114,1

По данным таблицы следует сделать вывод, что доля налоговых поступлений 2014 года в процентном соотношении к 2013 году увеличилась в среднем на 13,5 %. Это говорит о том, что финансирование государственного бюджета все с большей долей перекладывается на налоговые поступления, и это в свою очередь положительный фактор экономической стабильности.

Таблица 4

Структура задолженности по налоговым платежам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 января 2015 года

Задолженность

Из нее

млрд.рублей

в % к итогу

недоимка

урегулированная задолженность

млрд.рублей

в % к итогу

млрд.рублей

в % к итогу

Всего

802,7

430,3

363,3

в том числе:

по федеральным налогам и сборам

613,6

76,4

286,0

66,5

320,7

88,3

в том числе:

налог на прибыль организаций

137,7

17,2

64,2

14,9

72,0

19,8

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

368,0

45,8

181,1

42,1

182,3

50,2

из него налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

366,7

45,7

180,3

41,9

181,9

50,1

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

4,7

0,6

2,3

0,5

2,4

0,7

по региональным налогам и сборам

113,7

14,2

88,8

20,6

23,7

6,5

по местным налогам и сборам

49,6

6,2

39,6

9,2

9,4

2,6

по налогам со специальным налоговым режимом

25,7

3,2

15,9

3,7

9,5

2,6

Еще одним важным критерием эффективности проведения и финансовой политики и снижением бюджетного дефицита является неукоснительное снижение налоговых задолженностей, в том числе по федеральным, региональным и местным налогам (табл.2).

В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции и снижают прибыль отечественных предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными.

По данным табл. 4 можно сделать вывод, что наибольшая задолженность по налогам и сборам наблюдается по НДС, а также на прибыль организаций. Снижение этих задолженностей приведет к снижению государственных займов до минимума.

Основным и немаловажным показателем эффективности действующей финансовой политики можно считать Внешний и внутренний государственный долг. Так как государственные займы являются одним из инструментов покрытия бюджетного дефицита страны, то его состояние и уровень отражает экономическое положение в реальном времени.

Рис. 2. Фактический и прогнозируемый государственный долг в динамике с 1998-2016 гг.

На вышеуказанном графике (рис. 2.) прослеживается динамика внешнего государственного долга РФ в 20 летний период. По данным рисунка можно сделать вывод, что самые высокие показатели гос. долга наблюдались в кризисный и посткризисный период в 1998-2000 годах. Затем к 2008 году этот показатель принял минимальную отметку и составил 29,9 ВВП в процентном выражении. И на сегодняшний день можно наблюдать отрицательную динамику, что позволяет в краткосрочном периоде оценить величину гос. займов. К концу 2016 цифра будет стремиться к 20% ВВП

Все эти вышеперечисленные ресурсы и являются реальной базой проведения финансовой политики субъекта РФ. Оценка эффективности финансовой политики является основным критерием к стратегическому планированию в сфере финансов и адекватному оцениванию текущего состояния экономики страны. Перспектива же осуществляется на ретроспективе с помощью различных эконометрических методов, например экстраполяции показателей временных рядов.

>2.3 Экстраполяция финансовых показателей

Прогноз доходов бюджетов бюджетной системы (в % к ВВП)

Доходы ФБ

23,6

21,4

17,1

14,7

12,9

Доходы КБ

35,7

32,5

27,7

25,0

22,8

Доходы БС

40,2

37,1

35,1

32,8

31,7

Нефтегазовые доходы

8,8

10,1

5,4

4,0

3,1

На основе данных таблицы можно построить уравнение регрессии на котором явно отражена краткосрочна перспектива финансовых процессов, а именно прогноз доходов бюджета РФ (рис. 3).

Рис. 3 Прогноз дохода Федерального бюджета Российской Федерации до 2025 г.

По данным графика следует отметить, что наблюдается отрицательная тенденция в доходной части бюджета Российской Федерации. Эта тенденция является следствием текущих экономических процессов внутри государства и на международном уровне.

Финансовые планы составляют все звенья финансовой системы, при этом форма финансового плана и состав его показателей отражает специфику соответствующего звена финансовой системы. Например, коммерческие предприятия и организации составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, — сметы; колхозы, кооперативные организации, общественные объединения и страховые компании — финансовые планы; органы государственной власти — бюджеты разных уровней.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резерва роста доходов, экономии расходов; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

В странах с рыночной экономикой программный метод преобладает над планированием, тогда как в России до недавнего времени программы и прогнозы лишь дополняли план.

Результативность и эффективность финансовой политики

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Важно, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и способствует достижению поставленных целей, решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь программу общественного развития с выделением интересов всего общества или отдельных его групп, характеристики перспективных и более близких задач с определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать и успешно проводить финансовую политику и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. Не в меньшей мере успех политики зависит от качественной разработки механизма согласования и реализации интересов различных слоев общества и имеющихся у государства объективных возможностей, т.е. механизма сознательного использования всесторонних, порой даже и противостоящих друг другу факторов воздействия на ход реализации политики, с учетом изменений в социальной структуре общества, в состоянии общественного сознания и психологии.

Финансовая политика в большинстве случаев дает вполне конкретный результат в течение короткого периода. В бюджетной сфере выражается прежде всего в суммах полученных доходов, в изменениях приоритетов, объемов и направлений финансирования хозяйственных комплексов и секторов экономики. В кредитно-денежной сфере это может быть рост или снижение остатков средств на расчетных счетах, изменение остатков ссудной задолженности по краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам, изменение массы денег, обслуживающих кругооборот потребительских товаров, и т.п.

Определение эффективности проводимой финансовой политики — крупная научная и практическая проблема. Объективных финансовых критериев, полно и точно отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финансовые мероприятия сами по себе производны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит прежде всего в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы доходы и насколько результативно они потрачены.

Важным показателем тех условий, которые создает в экономике государственная финансовая политика, выступает экономический рост. Производность от состояния экономики есть фундаментальный принцип, лежащий в основе проведения эффективной финансовой политики. Его объективно-закономерный характер требует более полного учета в период реформ. В производности финансовых мероприятий заключен важный момент для проведения финансовой политики, имеющий большой выход в практику. Следствие никогда не устраняет причину. Границы воздействия финансовых мероприятий на экономику предопределены их производностью, паллиативностью. Но вместе с этим финансы, деньги, кредит органично вплетены в систему производственных отношений, в условиях товарно-денежных отношений непосредственно обслуживают их и в стоимостном плане во многом определяют.

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.

Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую и стоящую особняком, никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;

создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

существенно повысить (в 2—3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;

развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

5. Если товарное обеспечение рубля находится в более-менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн долл.и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.

6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях.

Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) — потенциальных носителей валюты — за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

9. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.

10. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

11. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10—15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное — добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетноналоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

12. В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

13. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса Российской Федерации, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики — 50 : 50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

14. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

15. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег.

16. Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынок не преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях.

Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки дивиденда Сбербанка (на 0,5 -1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.

Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить умеренность в объеме их выпуска.

В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 лет государственное регулирование процентных ставок — депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.

В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.

17. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков — отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

18. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

• обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

• реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой

базы;

• установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

• стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

• сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

• реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

• ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *