Мотивация инновационной деятельности

Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности



В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, в том числе и дошкольного. Встает вопрос об улучшении качества современного дошкольного образования. Вводятся новые требования к содержанию и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Педагогам необходимо переосмыслить свой имеющийся опыт и организовывать образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в новых условиях, новыми формами, осваивать новые образовательные программы и технологии.

Ключевые слова: активизация инновационных процессов, системный характер, потребность в инновациях, необходимость внедрения инноваций

Характерной особенностью нашего времени для решения проблемы улучшения качества дошкольного образования является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе дошкольного образования.

Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.

Исследования нововведений в области образования представлены в работах К. Ангеловски, Л. Г. Богославец, В. В. Горшкова, Е. С. Заир-Бек, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, Е. Г. Ильина, В. Т. Кудрявцева, А. А. Майер, М. М. Поташника, С. Л. Полякова, В. А. Сластенина, Л. С. Подымовой, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и др., которые отмечают, что в сферу инновационной деятельности включены не отдельные образовательные учреждения и педагоги — новаторы, а каждое учреждение и каждый педагог.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы и виды дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Тогда необходимо говорить в потребности педагога в инновациях в современной профессиональной действительности.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом. Источником инноваций является проблема. Решить проблему — значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. Степень актуальности новшества определяется значимостью той практической проблемы, решению которой может способствовать его использование.

Общая цель инновационной деятельности, по мнению В. С. Лазарева — улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. Следовательно, инновационная образовательная деятельность — это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать.

Для того, чтобы понять, как можно управлять внедрением инноваций, необходимо рассмотреть понятия «инновация», «нововведение», «новшество», так как в различных источниках инновация трактуется как нововведение, новшество.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике .

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей .

Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое .

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п.), а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств . Каждое новшество в своем движении проходит определенные стадии. В инноватике их называют жизненным циклом новшества. Новшество когда-то возникает, используется, а по прошествии какого-то времени заменяется другими, более совершенными продуктами творчества.

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий а также от мотивированности педагогических кадров.

Новое может выступать в разных формах: принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна); условная (относительная) новизна (следует отметить, что новизна всегда относительна как в личностном, так и во временном плане); формальная смена названий, оригинальное, иное воспроизведение уже известного.

По типам нововведения группируются по следующим основаниям:

  1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

− в содержании образования;

− в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

− в управлении ДОУ.

  1. По масштабам (объему) преобразований:

− частные, единичные, не связанные между собой;

− модульные (комплекс частных, связанных между собой);

− системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

  1. По инновационному потенциалу:

− усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

− новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

− радикальные инновации.

  1. По отношению к предшествующему:

− новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

− прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

− освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

− ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время модернизации образования каждое дошкольное образовательное учреждение сталкивается с необходимостью внедрения инноваций, иначе оно не может соответствовать современным требованиям государства, общества в целом, запросам родителей воспитанников. Каждый педагог дошкольного образовательного учреждения стоит перед выбором внедрения инноваций в свою профессиональную деятельность или уход из профессии. Каждый руководитель детского сада заинтересован в сохранении и развитии своего учреждения, поэтому нуждается в изучении и развитии инновационных процессов в учреждении. Следовательно, инновационные процессы будут затрагивать участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей воспитанников, а также руководство учреждения, которое будет способствовать внедрению инноваций в практическую деятельность педагогов ДОУ. А значит можно выделить направления развития инновационных процессов:

  1. Инновации в управленческой деятельности:

− программно-целевой педагогический менеджмент;

− создание единой программы управления;

− широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием учреждения;

− разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, образовательных программ;

− изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение новых его форм, делегирование контрольных функций;

− разработка эффективного инструментария мотивации и стимулирования педагогических кадров и др.

  1. Инновации в содержании образования:

− адаптация и внедрение новых программ;

− разработка индивидуальных программ образования;

− организация дополнительных образовательных услуг.

  1. Инновации в технологиях:

− адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих технологий воспитания дошкольников;

− использование технологии проблемного и развивающего обучения, информационных технологий, исследовательского метода, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами.

  1. Инновации в работе с кадрами:

− создание системы непрерывного образования педагогов;

− разработка программы формирования кадрового потенциала;

− разработка и применение индивидуальных программ творческого развития педагогов;

− индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;

− использование мастер-классов, педагогических рингов, стажерских площадок, педагогических проектов для повышения квалификации педагогических работников;

− самореализационные формы повышения квалификации — творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы, создание банка инновационных идей и т. п.;

− активные методы обучения.

  1. Инновации в работе с детьми:

− организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях;

− обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;

− разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми;

− организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций.

  1. Инновации в работе с родителями:

− применение интерактивных методов взаимодействия с родителями по освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения;

− использование неформальных способов взаимодействия с родителями воспитанников, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники и т. д.;

− организация пресс-службы по выпуску газеты для педагогического просвещения родителей.

  1. Инновации в предметно-развивающей среде:

− обогащение макросреды ДОУ и микросреды групп с учетом авторских разработок;

− построение развивающего пространства ДОУ по принципу интеграции и моделирования;

− преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков;

− развитие альтернативных форм дошкольного образования:

− организация работы группы выходного дня;

− разработка программы предшкольной подготовки неорганизованных детей в условиях группы выходного дня на базе ДОУ и др.

Таким образом, инновации в дошкольном образовании в настоящее время являются необходимостью для поддержания соответствия учреждения соответствию требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако, данная необходимость может противоречить потребностям педагогов дошкольных образовательных учреждений, которые могут быть не готовы к переходу от стабильности к принятию новообразований: их изучению, переосмыслению и применению в практической деятельности. Поэтому в процессе применения инновационных технологий велика роль руководителя дошкольного образовательного учреждения, который обеспечивает их внедрение.

Одним и элементов управленческой деятельности руководителя по внедрению инноваций в образовательный процесс детского сада будет мотивация и стимулирование педагогических кадров с целью сохранения стабильного коллектива и повышения их профессионализма. Для этого необходимо изучить и внести изменения в систему мотивации педагогических кадров ДОУ.

Литература:

  1. Алехина О. Е. Стимулирование развития работников организации / О. Е Алехина // Управление персоналом. — 2013 — С. 32–34.
  2. Бергер Д., Бергер Л. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
  3. Еникеев М. И. Общая психология / учебник / М. И. Еникеев. – М.: ПРИОР, 2012. – 263 с.
  4. Ковалев С. В. Работа с персоналом: системный подход. — М.: Альфа-пресс, 2008.
  5. Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ %20№ %201155 %20от17.10.2013 %20г..pdf. — Загл. с экрана.

Мотивация создания и продажи инновации

Целью мотивации создания и продажи инновации (рис. 2.17) является получение хозяйствующим субъектом денег от продажи новых продуктов (операций) немедленно, с тем чтобы вложить эти деньги в прибыльные сферы предпринимательства, поднять свой имидж на рынке, повысить свою конкурентоспособность.

Рис. 2.17. Процесс мотивации создания и продажи инноваций

Мотив как повод к определенному действию тесно связан с потребностью хозяйствующего субъекта в данный момент времени. Основными мотивами создания и продажи инноваций обычно являются:

  • • повышение конкурентоспособности своих новых продуктов;
  • • повышение своего имиджа на рынке;
  • • захват новых рынков;
  • • увеличение величины денежного потока;
  • • снижение ресурсоемкости продукта.

Конкурентоспособность нового продукта (или технологии) означает способность сто в определенный период времени соответствовать запросам и требованиям рынка и быть выгодно проданным при наличии на рынке предложений других аналогичных продуктов (или технологий).

Конкурентоспособность продукта определяется совокупностью свойств, представляющих интерес для покупателей, т.е. обеспечивающих удовлетворение потребностей этих покупателей в условиях конкретного рынка или его звена.

Конкурентоспособность нового продукта обусловливается:

  • • соответствием качества продукта сложившимся или предполагаемым требованиям;
  • • более низкой ценой при одинаковом уровне качества;
  • • уверенностью потребителя в возможностях поставщика не только обеспечить стабильность качества продукта, но и осуществлять поставки в заданные сроки;
  • • наличием быстрого и надежного послепродажного сервиса;
  • • соответствием продукта международным и национальным стандартам, обеспечивающим его совместимость, унификацию и взаимозаменяемость;
  • • рекламой.

Конкурентоспособность продукта во многом определяется имиджем производителя продукта (т.е. продуцента) и (или) продавца этого продукта.

Имидж означает образ хозяйствующего субъекта в сознании человека, т.е. имидж – это совокупность ассоциаций и впечатлений о хозяйствующем субъекте, которые складываются в сознании людей и связываются с конкретным представлением.

Имидж создается рекламой (усиленными рекламными мероприятиями). В зарубежной практике деятельность по созданию положительного имиджа называется паблик рилейшенз (от англ. public relations).

Рейтинг – это оценка, т.е. отнесение хозяйствующего субъекта к какому-либо классу, разряду, категории (первый класс, высший разряд, категория «люкс» и т.д.).

Мотивы создания и продажи инноваций обусловлены целым рядом факторов. Основными факторами являются:

  • 1) усиление конкуренции;
  • 2) изменения в регулятивном производственно-торговом процессе;
  • 3) совершенствование технологий операций;
  • 4) изменения в системе налогообложения;
  • 5) достижения на международном рынке.

Конкуренция (от лат. concurrentia/concurrere – сталкиваться) является неотъемлемым элементом любого рынка. Рыночные регуляторы, соединяясь с конкуренцией, образуют единый экономический метод рыночного хозяйствования. На рынке инноваций механизм рыночного хозяйствования заставляет продуцента и продавца инновации учитывать интересы и запросы покупателя. Усиление конкурентов данного хозяйствующего субъекта заставляет его осуществлять определенные действия по повышению своей конкурентоспособности, имиджа и захвату новых рынков сбыта продукта или услуги.

Регулятивный производственно-торговый процесс – это целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание деятельности хозяйствующего субъекта и регулирование этой деятельности в соответствии с нормами, нормативами, правилами и порядком, устанавливаемыми ответственными органами и условиями рыночной экономики. Регулирование производственно-торгового процесса обусловлено рядом законов и опирается на широкое использование различных форм, методов, средств и механизмов регулирования.

Важным фактором, обусловливающим появление инноваций, являются достижения на международном рынке. В период процветания появляется больше свободных денег у инвесторов, что одновременно вызывает больше причин предлагать им продукты и операции, чем во время спада. При экономическом спаде основной акцент в инновационном менеджменте делается на уменьшение риска. При экономическом подъеме при прочих равных условиях предпочтение отдается экономическому росту.

Практика показывает, что, когда продукта мало, возникает только одна задача – выпустить больше качественного данного продукта. Когда же продукта много и по количеству, и по видам, возникает очень сложная задача: какого вида и в каком количестве надо выпустить продукт?

В этих условиях важная роль отведена бенчмаркингу и маркетингу. Причем бенчмаркинг необходимо использовать для изучения достижений не только на международном рынке, но и на отечественном.

При продаже инноваций продавец исходит из желания удовлетворить потребности покупателя и из его поведения на рынке.

Мотивация покупки инноваций

Схема мотивации покупки инноваций приведена на рис. 2.18.

Целью мотивации покупки инноваций является получение хозяйствующим субъектом денежных средств в будущем за счет реализации им новых продуктов или технологий, купленных сегодня.

Основными мотивами покупки инноваций являются:

  • • повышение конкурентоспособности и имиджа хозяйствующего субъекта;
  • • получение в перспективе дохода на капитал, вложенный сегодня.

Мотивы покупки инноваций обусловлены целым рядом факторов, как объективных, так и субъективных.

К субъективным факторам относятся факторы, отражающие интересы конкретного покупателя, планы и программы его инвестиционной и финансовой деятельности, психологические способности, профессионализм менеджеров и др.

Рис. 2.18. Процесс мотивации покупки инноваций

Основными объективными факторами являются:

  • 1) изменения в регулятивном производственно-торговом процессе:
  • 2) изменения в системе налогообложения;
  • 3) достижения на международном рынке.

Рассматривая приведенные объективные факторы, можно

заметить, что они совпадают с факторами мотивации создания и продажи инноваций. Только в основе их действия уже лежат интересы и запросы покупателей.

4.1.3. Инновационная политика

  • •Московский государственный
  • •Предисловие
  • •Маркетинг
  • •Глава 1. Современная концепция маркетинга
  • •1.1. Понятие, сущность и особенности развития маркетинга. 1.2. Основные принципы маркетинговой деятельности. 1.3. Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы. 1.4. Основные виды маркетинга
  • •1.1. Понятие, сущность и особенности развития маркетинга Что такое маркетинг
  • •Производственная, сбытовая и производственно-сбытовая системы
  • •Маркетинг как концепция управления
  • •1.2. Основные принципы маркетинговой деятельности
  • •Ориентация на потребителя
  • •Сегментация и выявление целевого рынка
  • •Адаптация производства и сбыта к изменениям
  • •Инновация
  • •Стратегическое планирование
  • •1.3. Функции маркетинга и содержание маркетинговой работы
  • •Комплексное исследование рыночной среды, рынка и запросов потребителей
  • •Сегментация рынка
  • •Анализ производственно-сбытовых возможностей фирмы
  • •Выбор целевого рынка
  • •Разработка маркетинговой стратегии и программы
  • •Товарная политика
  • •Ценовая политика
  • •Сбытовая политика
  • •Коммуникационная политика
  • •Формирование маркетинговых служб
  • •Контроль и оценка эффективности
  • •1.4. Основные виды маркетинга
  • •Зависимость от структуры маркетинговой концепции
  • •Виды маркетинга по территориям охвата
  • •Виды маркетинга в зависимости от спроса
  • •Другие виды маркетинга
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Глава 2. Маркетинговые исследования
  • •2.1. Изучение внешней макро- и микросреды маркетинга Внешняя макросреда маркетинга
  • •Внешняя микросреда маркетинга
  • •2.2. Изучение рынка
  • •2.2.1. Определение требований потребителей к товару
  • •Конкурентоспособность товара
  • •Качество товара
  • •Маркетинговая и коммерческая составляющие конкурентоспособности
  • •Экономическая составляющая конкурентоспособности
  • •Цена потребления товара
  • •2.2.2. Емкость рынка
  • •Уровень спроса и предложения на рынке и их соотношение
  • •Эластичность спроса
  • •2.2.3. Изучение цен
  • •2.2.4. Изучение фирменной структуры рынка
  • •Сведения о фирме
  • •Источники сведений о фирмах
  • •2.2.5. Анализ характера конкуренции и маркетинговых действий конкурентов
  • •2.2.6. Изучение форм и методов торговли
  • •2.2.7. Основные вопросы при изучении рынка
  • •Показатели состояния рынка
  • •Требования к исследованиям
  • •Составление прогноза развития рынка
  • •2.3. Изучение мотиваций потребителя
  • •Мотивы потребителей по Аллену
  • •Теория мотивации Маслоу
  • •Мотивация по з. Фрейду
  • •Типы покупателей
  • •Решение о покупке
  • •2.4. Сегментация рынка и ее основные критерии
  • •Виды сегментации
  • •Критерии сегментации
  • •2.5. Изучение внутренней среды маркетинга
  • •Необходимость оценки возможностей фирмы на рынке
  • •Анализ финансово-экономического положения
  • •Ревизия товарного ассортимента
  • •Диагностика и учет производственных мощностей, материально-технической базы и научно-технического потенциала фирмы
  • •Анализ стратегии фирмы на рынке и качества ее маркетинговой и коммерческой работы
  • •Анализ организационной и плановой системы фирмы и ее информационной инфраструктуры
  • •Сводная таблица оценки конкурентных позиций фирмы
  • •Матрица Бостонской консалтинговой группы
  • •2.6. Выбор целевого рынка
  • •Стратегии выбора целевого рынка
  • •Поиск оптимального сегмента
  • •Понятия «целевой рынок», «рыночная ниша», «рыночное окно»
  • •2.7. Методы маркетинговых исследований
  • •Методы кабинетных исследований
  • •Методы полевых исследований
  • •Наблюдение
  • •Эксперимент
  • •Тестирование
  • •Имитация
  • •Комбинированные методы исследования
  • •Отчеты потребительских информационных панелей
  • •Метод экспертных оценок
  • •2.8. Процесс и план маркетинговых исследований
  • •План маркетингового исследования
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Глава 3. Маркетинговые стратегии
  • •3.1. Методология разработки маркетинговой стратегии Маркетинговая стратегия
  • •Факторы формирования маркетинговой стратегии
  • •Общая стратегия
  • •Стратегия и организационная структура
  • •Система разработки маркетинговой стратегии и оценка ее эффективности
  • •Стратегическое планирование и внутрифирменное управление
  • •Этапы разработки маркетинговой стратегии
  • •3.2. Основные направления маркетинговой стратегии
  • •3.2.1. Глобальные направления маркетинговой стратегии
  • •3.2.2. Векторы расширения рыночной активности и. Ансоффа
  • •3.2.3. Стратегии Котлера – Портера
  • •Стратегия массового, недифференцированного, стандартного маркетинга
  • •Стратегия дифференцированного маркетинга по товарам
  • •Стратегия концентрированного, целевого маркетинга
  • •3.2.4. Модель Портера
  • •3.2.5. Стратегия pims
  • •3.2.6. Стратегии бкг
  • •3.3. Виды маркетинговых стратегий в зависимости от рыночного спроса, уровня конкуренции и доли рынка
  • •3.3.1. Стратегии лидерства
  • •3.3.2. «Военные» стратегии
  • •Атакующая стратегия
  • •Оборонительная стратегия
  • •Варианты стратегий наступления и обороны
  • •3.3.3. Стратегии (виды) маркетинга и рыночный спрос
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Глава 4. Комплекс маркетинга
  • •4.1. Товарная политика. 4.2. Ценовая политика. 4.3. Политика формирования сбытовой сети. 4.4. Коммуникационная политика
  • •4.1. Товарная политика
  • •4.1.1. Повышение качества товара и его конкурентоспособности
  • •Система «канбан»
  • •Система «точно вовремя»
  • •Статистический контроль качества
  • •Персонал и качество продукции
  • •4.1.2. Позиционирование товара
  • •4.1.3. Инновационная политика
  • •Новый товар
  • •Мотивы инновационных введений
  • •Процесс разработки нового товара
  • •Результаты инноваций
  • •4.1.4. Разработка торговой марки и упаковки товара Торговая марка
  • •Упаковка
  • •4.1.5. Жизненный цикл товара и маркетинговая деятельность
  • •Стадия внедрения, или выхода товара на рынок
  • •Стадия роста
  • •Стадия зрелости
  • •Стадия спада
  • •4.1.6. Ассортиментная политика
  • •Задачи ассортиментной политики
  • •Оптимальный ассортимент
  • •Направления ассортиментной стратегии
  • •Принципы ассортиментной политики
  • •Факторы, определяющие ассортимент продукции
  • •Вопросы для самопроверки
  • •4.2. Ценовая политика
  • •4.2.1. Роль ценовой политики в комплексе маркетинга, методология определения уровня цен
  • •4.2.2. Определение уровня цены Факторы, влияющие на цены
  • •Этапы расчета базисного уровня цены
  • •4.2.3. Виды ценовой стратегии
  • •Стратегия высоких цен
  • •Стратегия низких цен
  • •Стратегия дифференцированных цен
  • •Стратегия льготных цен
  • •Стратегия дискриминационных цен
  • •Стратегия единых цен
  • •Стратегия конкурентных цен
  • •Стратегии психологического ценообразования
  • •Стратегия престижных цен
  • •Стратегия неокругленных цен
  • •Стратегия цен массовых закупок
  • •Цены ажиотажного спроса
  • •Стратегия увязывания цены и качества товаров
  • •Вопросы для самопроверки
  • •4.3. Политика формирования сбытовой сети
  • •4.3.1. Основные методы и системы сбыта
  • •Методы сбыта
  • •Системы сбыта
  • •Организация сбытовой сети
  • •Традиционная система сбыта
  • •Вертикальные системы сбыта
  • •Горизонтальная система сбыта
  • •Многоканальная система сбыта
  • •4.3.2. Факторы формирования сбытовой сети Функции каналов товародвижения
  • •Выбор торгового посредника
  • •Формирование сбытовой системы
  • •Вопросы для самопроверки
  • •4.4. Коммуникационная политика
  • •4.4.1. Реклама и ее роль в коммуникационной политике
  • •4.4.1.1. Виды рекламы Товарная реклама
  • •Престижная реклама
  • •Непосредственная и косвенная реклама
  • •Информационная и агрессивная реклама
  • •Однородная и неоднородная реклама
  • •Превентивная реклама
  • •Вводящая реклама
  • •Внутрикорпоративная реклама
  • •Недобросовестная реклама
  • •4.4.1.2. Каналы распространения рекламы
  • •4.4.1.3. Планирование рекламной кампании
  • •Составление плана рекламной кампании
  • •Объект рекламы
  • •Структура рекламы и рекламный слоган
  • •Субъект рекламы
  • •Определение адресата рекламы
  • •Мотив рекламы
  • •Выбор каналов распространения рекламы
  • •Составление рекламного сообщения
  • •График рекламных выступлений
  • •Составление сметы расходов и рекламный бюджет
  • •Оценка эффективности затрат на рекламу
  • •4.4.2. Связи с общественностью (pr)
  • •4.4.3. Персональные продажи
  • •Преимущества персональных продаж
  • •4.4.4. Стимулирование сбыта
  • •Финансовые средства стимулирования сбыта
  • •Использование упаковки
  • •Кампании расширенной распродажи
  • •Сервисная политика
  • •Участие в выставках и ярмарках
  • •Дифференциация видов выставок и ярмарок
  • •Фирменный стиль
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Глава 5. Маркетинговая программа
  • •5.1. Внутрифирменное планирование и маркетинговая программа Комплексные маркетинговые исследования
  • •Маркетинговая программа
  • •Стратегическое планирование
  • •Стратегическое управление
  • •Сценарное планирование
  • •Внутрифирменный план
  • •Бизнес-план и его основные разделы
  • •5.2. Методология и принципы составления маркетинговой программы Последовательность разработки маркетинговых программ
  • •Принципы и технология разработки маркетинговых программ
  • •Преимущества планирования
  • •Ранжирование целей в маркетинговой программе, «дерево целей»
  • •5.3. Основные виды маркетинговой программы
  • •Критерий: срок действия маркетинговой программы
  • •Критерий: круг охватываемых задач
  • •Критерий: объект маркетинговой программы
  • •Критерий: методы составления программ
  • •Критерий: трудоемкость составления
  • •5.4. Содержание и структура маркетинговой программы
  • •5.4.1. Содержание маркетинговой программы
  • •5.4.2. Структура маркетинговой программы
  • •Преамбула
  • •Обзор и прогноз развития целевого рынка
  • •Swot-анализ
  • •Цели и задачи
  • •Маркетинговая стратегия
  • •Товарная политика
  • •Политика формирования и развития каналов товародвижения
  • •Ценовая политика
  • •Бюджет маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Глава 6. Организация и контроль маркетинговой деятельности
  • •6.1. Организационная структура маркетинговых служб Основные типы маркетинговых служб
  • •Маркетинговые службы по функциям
  • •Маркетинговые службы по продукту
  • •Маркетинговые службы по региону
  • •Маркетинговые службы по группам потребителей
  • •Штабные подразделения
  • •Матричная структура
  • •Временные организационные подразделения
  • •6.2. Основные требования к построению маркетинговых служб
  • •Гибкость, мобильность и адаптивность организационной системы
  • •Относительная простота организационной структуры
  • •Соответствие организационной структуры числу и объему рынков сбыта
  • •Централизация стратегического управления на высшем уровне
  • •Сочетание различных типов структур
  • •6.3. Развитие организационных структур маркетинга
  • •6.4. Контроль и оценка эффективности маркетинговой деятельности Задачи контроля маркетинговой деятельности
  • •Контроль за реализацией и анализ возможностей сбыта
  • •Контроль прибыльности и анализ маркетинговых затрат
  • •Стратегический контроль и ревизия маркетинга
  • •Уровни контроля маркетинга
  • •Назначение маркетингового контроля
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Глава 7. Современные компьютерные технологии и internet в маркетинге
  • •7.1. Применение современных компьютерных технологий в маркетинге. 7.2. Маркетинг и возможности сети Internet. 7.3. Развитие маркетинга в Internet и будущее сетевых технологий
  • •7.1. Применение современных компьютерных технологий в маркетинге
  • •Хранилища данных, или информационные хранилища (Data Warehouse)
  • •Интегрированные системы с объединенными функциями
  • •Российские программные продукты
  • •Программы общего назначения
  • •7.2. Маркетинг и возможности сетиInternet
  • •7.2.1. Основные инструменты сети
  • •Электронная почта (e-mail)
  • •Серверы ftp
  • •Серверы Gopher
  • •World Wide Web (Всемирная паутина)
  • •Intranet
  • •Extranet
  • •7.2.2. Маркетинг и электронная почта
  • •Преимущества электронной почты
  • •Недостатки электронной почты
  • •Особенности использования телеконференций
  • •7.2.4. Использование Web-сервера компании при решении маркетинговых задач
  • •Определение и создание Web-сервера
  • •Начальная страница
  • •Подготовка текстов
  • •Продвижение Web-сервера
  • •7.2.5. Осуществление продаж в Internet. Электронные магазины
  • •Бланк заказа
  • •Промежуточные страницы
  • •Преимущества использования Internet
  • •Платформы «электронных магазинов»
  • •7.2.6. Продвижение продаж в Internet. Реклама, public relations
  • •Выбор рекламных ресурсов
  • •Рекламные Web-агентства
  • •Аудит рекламы
  • •Public relations в Internet
  • •7.2.7. Маркетинговые исследования в Internet
  • •Информация о потребителях и конкурентах
  • •Информация о рынке
  • •7.2.8. Использование сетей Intranet и Extranet и реализация корпоративных маркетинговых стратегий
  • •Интрасети и маркетинговые стратегии
  • •Экстрасети
  • •7.3. Развитие маркетинга вInternetи будущее сетевых технологий
  • •Повышение скорости передачи
  • •Защита информации
  • •Технические возможности, юридические вопросы
  • •Вопросы для самопроверки
  • •Глава 1. Современная концепция маркетинга 4
  • •Глава 2. Маркетинговые исследования 14
  • •Глава 3. Маркетинговые стратегии 50
  • •Часть 1 254
  • •Часть 2 254
  • •Тема 1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности 297
  • •3.2-3.6; 4.1-4.14; 5.1; 5.2; 6.1; 6.2; 7.1;
  • •2.8-2.17; 3.1; 3.7-3.12; 4.15-4.22; 5.3-5.5; 6.3; 7.2-7.4
  • •Введение. Методика подготовки и проведения ситуационных семинаров
  • •Как подготовиться к анализу ситуаций?
  • •Какие вопросы должен задать себе каждый участник семинара?
  • •Вопросы, на которые следует ответить после завершения ситуационного семинара
  • •Примеры решения ситуационных задач
  • •Задача 1. Проблемы проникновения на зарубежный рынок
  • •Задания
  • •Вариант решения задачи 1
  • •Вопрос 1. Пути внедрения компании на рынок России
  • •Вопрос 2. Трудности каждой возможности
  • •Вопрос 3. Выбор метода проникновения
  • •Вопрос 4. Рекомендации по товародвижению и распределению
  • •Задача 2. Английские дизайнеры выбирают зарубежный рынок
  • •Задания
  • •Вопрос 1. Исследование культурных традиций и спроса на услуги по дизайну
  • •Вопрос 2. Составление плана маркетинга
  • •Вопрос 3. Проведение рекламной кампании
  • •1. Современная концепция маркетинга
  • •Основные черты новой маркетинговой концепции
  • •Задания
  • •1.2. Концепция маркетинговой деятельности фирмы и новые требования рынка
  • •Задания
  • •1.3. Американская компания на российском рынке
  • •Задания
  • •1.4. Новая концепция маркетинга и конкурентные преимущества компании
  • •Задания
  • •1.5. Проблемы, стоящие перед фирмой, производящей косметические средства
  • •Задания
  • •1.6. Концепция управления фирмой
  • •Концепция успеха японской фирмы
  • •Принципы работы американской фирмы
  • •Задания
  • •2. Маркетинговые исследования
  • •2.1. Определение рыночных позиций компании
  • •Задания
  • •2.2. Потребитель всегда прав
  • •Задания
  • •2.3. Изучение потребительских предпочтений к товару
  • •Задания
  • •2.4. Анализ результатов маркетингового исследования российского рынка автомобилей
  • •Задания
  • •2.5. Изучение рынка и выбор целевого сегмента
  • •Задания
  • •2.6. Сегментация рынка жидких моющих средств
  • •Задания
  • •2.7. Изучение российского рынка с целью позиционирования товара
  • •Задания
  • •2.8. Анализ внешней среды и выбор целевого рынка
  • •Задания
  • •2.9. Телевизоры фирмы «Samsung» в России
  • •Задания
  • •2.10. Облицовочная плитка на рынке Москвы
  • •Задания
  • •2.11. Потребительские предпочтения на рынке часов
  • •Задания
  • •2.12. Приверженность потребителей к товарной марке
  • •Задания
  • •2.13. Экспертные оценки в маркетинговых исследованиях
  • •Задания
  • •2.14. Рынок оптической продукции
  • •Задания
  • •2.15. Полевые исследования фирмы «Ford»
  • •Задания
  • •2.16. Журнал приглашает к диалогу
  • •Задания
  • •2.17. Сегментация в деятельности банка
  • •Задания
  • •3. Маркетинговые стратегии
  • •3.1. Падения и взлеты: стратегия маркетинга определяет успех
  • •Задания
  • •3.2. Комплекс маркетинга и новые стратегии фирмы
  • •Задания
  • •3.3. Стратегия компании «Форд»
  • •Задания
  • •3.4. Стратегия тнк на новом рынке
  • •Задания
  • •3.5. Рыночные стратегии конкурентов
  • •Задания
  • •3.6. Услуги химчистки и маркетинг
  • •Задания
  • •3.7. Экспортная стратегия фирмы
  • •Задания
  • •3.8. Автозавод предлагает свои автомобили
  • •Задание
  • •3.9. «Визирь» на европейском рынке
  • •Задания
  • •3.10. Разработка стратегии фирмы
  • •Дополнительная информация
  • •Задания
  • •3.11. Новинка на венгерском рынке
  • •Задания
  • •3.12. Птичий корм на зарубежных рынках
  • •Задания
  • •4. Комплекс маркетинга
  • •4.1. Нужен ли европейский зонт японским потребителям
  • •Задания
  • •4.2. Аккумуляторы фирмы «Sonnenschein» на рынке снг
  • •Задания
  • •4.3. Выход компании на европейский рынок
  • •Задания
  • •4.4. Конкурентное преимущество – в упаковке
  • •Задания
  • •4.5. Обновление товара и продвижение его на рынок
  • •Задания
  • •4.6. Выбор канала сбыта
  • •Задания
  • •4.7. Создание телевизионного рекламного ролика
  • •Задания
  • •4.8. Продвижение нового товара на рынок
  • •Задания
  • •4.9. Продвижение новинки на целевой рынок
  • •Задания
  • •4.10. Установление цены на новый товар
  • •Задания
  • •4.11. Комплекс маркетинга и внешняя среда
  • •Задания
  • •4.12. Проблемы сбыта: изучение причин
  • •Задания
  • •4.13. Новые условия рынка – новый комплекс маркетинга
  • •Задания
  • •4.14. Как привлечь новых туристов
  • •Задания
  • •4.15. Целесообразно ли открывать торговый филиал Часть 1
  • •Задания
  • •Часть 2
  • •Задания
  • •4.16. Продвижение отечественных шин на зарубежный рынок
  • •Задание
  • •4.17. Компания «BodyShop»: факторы успеха*
  • •Задания
  • •4.18. Поиск оригинальных идей и разработка эффективного текста
  • •4.19. Автомобиль «Лада» в Ирландии
  • •Задания
  • •4.20. Предпочтения потребителей на автомобильном рынке Москвы
  • •Задания
  • •4.21. Товарная и ценовая политика производителей оборудования для пекарен
  • •Анализ рынка
  • •Задания
  • •4.22. Кадровая политика предприятия Общая характеристика ситуации
  • •Основные цели предприятия «Русь»
  • •Основные задачи, стоящие перед группой предприятий «Русь»
  • •Состояние предприятия «Русь»
  • •Кадровый потенциал предприятия «Русь»
  • •Задания
  • •5. Маркетинговая программа
  • •5.1. Маркетинговая программа фирмы «Автомаркет»
  • •Задания
  • •5.2. Маркетинг и возрождение популярности товарной марки Историческая справка
  • •Структура рынка шампанского в Австрии. Предложение
  • •Ограничения
  • •Задания
  • •5.3. Разработка рыночной политики
  • •Задания
  • •5.4. Усиление позиций на рынке: новые направления рыночной политики
  • •Задания
  • •5.5. Программа развития гостиницы
  • •Анализ деятельности «Отеля»
  • •Рыночная стратегия
  • •Задания
  • •6. Организация и контроль маркетинговой деятельности
  • •6.1. Переориентация фирмы на маркетинговую концепцию. 6.2. Выходить ли на новый рынок. 6.3. Маркетинговая служба предприятия
  • •6.1. Переориентация фирмы на маркетинговую концепцию
  • •Задания
  • •6.2. Выходить ли на новый рынок
  • •Маркетинговая среда рынка Индии (данные на конец 80-х годов)
  • •Задания
  • •6.3. Маркетинговая служба предприятия
  • •Задания
  • •7. Современные компьютерные технологии и internet в маркетинге
  • •7.1. Реклама в Internet. 7.2. Оценка работы коммерческих центров. 7.3. Любим ли мы ходить в магазин. 7.4. Кому потребитель отдаст предпочтение
  • •7.1. Реклама в Интернет
  • •Задания
  • •7.2. Оценка работы коммерческих центров
  • •Задания
  • •7.3. Любим ли мы ходить в магазин
  • •Задание
  • •7.4. Кому потребитель отдаст предпочтение
  • •Задания
  • •Предмет и задачи курса
  • •Сетка часов по учебным циклам
  • •Программа курса
  • •Основная литература ко всем темам
  • •1. Методологические основы маркетинга Тема 1. Сущность, содержание и цели маркетинговой деятельности
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 2. Функции маркетинга
  • •Дополнительная литература
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 5. Изучение и анализ маркетинговой среды и условий рынка
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 6. Изучение потребителей
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 7. Изучение фирмы и ее производственно-сбытовых возможностей
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 8. Сегментация и выбор целевого рынка
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 9. Информационное обеспечение и методика проведения маркетинговых исследований
  • •Дополнительная литература
  • •3. Технология маркетинговой деятельности Тема 10. Цели и стратегии маркетинговой деятельности
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 11. Товарная политика
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 12. Ценовая политика
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 13. Сбытовая (дистрибьюционная) политика
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 14. Коммуникационная политика. Реклама и стимулирование сбыта
  • •Дополнительная литература
  • •Тема 15. Кадровая политика
  • •Дополнительная литература к темам 16 и 17
  • •Тема 18. Организация маркетинговой деятельности
  • •Тема 2. Маркетинговые исследования. Внешняя маркетинговая среда
  • •Методические указания
  • •Тема 3. Комплексное исследование рынка. Оценка уровня конкуренции. Сегментация и выбор целевого рынка
  • •Методические указания
  • •Тема 4. Оценка производственно-ресурсных и экспортных возможностей фирмы (внутренняя среда маркетинга)
  • •Методические указания
  • •Тема 5. Методические основы маркетинговых исследований, их информационное обеспечение
  • •Методические указания
  • •Составление опросного листа-анкеты для проведения анализа потребительского спроса по заданному товару в рамках внекабинетных рыночных исследований.
  • •Тема 6. Товарная политика в системе маркетинга
  • •Методические указания
  • •Тема 7. Ценовая политика в системе маркетинга
  • •Методические указания
  • •Тема 8. Сбытовая политика
  • •Методические указания
  • •Тема 9. Коммуникационная политика в системе маркетинга. Реклама и стимулирование сбыта
  • •Методические указания
  • •Ситуационные задачи
  • •Тема 10. Маркетинговые стратегии и программы маркетинга
  • •Методические указания
  • •Методические рекомендации по составлению программы маркетинга
  • •Тема 11. Учебный тест-контроль
  • •Порядок отработки студентами пропущенных занятий
  • •Вопросы к зачету и экзамену
  • •Тематика письменных работ
  • •Квалификационные требования к профессиональной подготовке специалистов по маркетингу
  • •1. Общие требования
  • •2. Специальные требования к профессиональной подготовке
  • •3. Специальные требования к уровню профессиональных знаний в зависимости от места будущей работы и индивидуальной специализации

ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИБубликова Е.А. преподаваель
профессиональных юридических дисциплин
Модернизация образования требует инновационного подхода к обеспечению его качества, критериям оценки, что ставит перед педагогами множество вопросов. В связи с этим актуальными становятся проблемы инновационной деятельности педагогов.
Инновационную деятельность определяют как целенаправленное введение новшеств (нововведений) в образовательных системах разных уровней в целях повышения качества образования.
Одной из наиболее часто встречающихся трудностей в инновационной деятельности является возникновение со стороны педагогов сопротивлений инновациям. Сопротивление инновациям — это позиция неприятия со стороны участников образовательного процесса новых практик, процессов и структур, представляющих собой значительный отрыв от традиционных норм.
Исследованию сопротивлений инновациям в организациях посвящены работы ученых в различных областях знаний: менеджменте, организационном поведении, психологии, социологии. Однако в педагогической науке данная проблематика разработана слабо. Прежде чем решать проблему преодоления сопротивлений, важно выявить их причины.
Разнообразие взглядов на это явление побудило нас предложить классификацию причин сопротивлений инновациям с учетом особенностей образовательной сферы. В ее основу нами была положена классификация И.Ф. Прохоровой, которая выделяет две группы причины сопротивлений возможным изменениям в поведении: субъективные и объективные. Такой подход является актуальным для нашего исследования, потому что позволяет определить, как можно учитывать данные группы причин при организации инновационной деятельности в педагогическом коллективе. Они представлены в таблице в раздаточном материале.
Большинство объективных причин не поддаются изменениям со стороны педагогов. Исключение составляют организационные причины, влияние на которые возможно на уровне администрации учебного заведения. Знание субъективных причин необходимо для того, чтобы выявить такие средства, которые позволяют учитывать их при организации инновационной деятельности
Главными причинами однозначно можно назвать страх перед изменениями, привычные стереотипы поведения, личностные качества сотрудников.
Мы попытались провести небольшое исследование в и поставили цели выявить применяют ли преподаватели нашего техникума интерактивное обучение в своей деятельности и причины по которым данная деятельность не ведется или затруднительна.
В результате 100% преподавателей ответили, что используют интерактивное обучение в своей деятельности. Но далеко не все смогли сказать какие интерактивные занятия они проводят и в чем их отличие от обычных занятий.
Полученные результаты так же позволили выделить следующие причины сопротивлений:
Личностные особенности, которые включают в себя ориентацию на избегание неудачи, слабую способность к рефлексии, консервативность, инертность, высокую тревожность, низкий уровень притязаний. Данные личностные особенности, как правило, взаимосвязаны с такими особенностями мышления, как консервативность, ригидность, шаблонность и стереотипность. Наблюдение показало, что у педагогов это выражается в приверженности к уже известным формам и методам работы и отсутствии стремления осваивать новые, часто более сложные педагогические методы. По данным тестирования, около 80% педагогов характеризуются средней толерантностью к изменениям и высокой интолерантностью, что проявляется в восприятии неопределенных ситуаций как нежелательных.
Страхи. Сюда относится страх потери, страх изменений отношений в коллективе и с руководством, страх неудачи. Так, по данным анкетирования, 48% педагогов отмечают среди причин отказа от нововведений чувство страха перед отрицательными результатами. Вероятно, это связано с негативным прошлым опытом инновационной деятельности, а также с вышеперечисленными личностными особенностями.
Установки и стереотипы. Около 20% педагогов убеждены в том, что эффективно учить можно по-старому. Как правило, это педагоги с большим стажем работы, у которых с точки зрения традиционного оценивания имеются положительные результаты обучения учащихся. В ходе бесед педагогами было установлено, что часть из них, однажды столкнувшись с инновациями и получив негативный результат либо результат, не соответствовавший ожиданиям, переносят данный опыт на инновационную деятельность в целом что вызывает негативное отношение любому типу инноваций.
Отсутствие мотивации. 16% педагогов называют такую причину сопротивления, как отсутствие желания участвовать в инновационной деятельности. Часто в основе низкой мотивации лежит низкий уровень притязаний и отсутствие материальных стимулов.
5. Неясность сути изменения. Часть педагогов не осознают смысла инноваций из-за отсутствия достаточной информации, что связано с отсутствием специальной работы в данном направлении. Четвертая часть педагогов считают, что слабая информированность об инновациях является серьезной причиной для сопротивления.
В ходе наблюдения было установлено, что значимыми социально-психологическими причинами сопротивлений в инновационной деятельности являются групповые нормы, нежелание приспосабливаться к новому социально-психологическому климату в коллективе.
была выявлена определенная зависимость степени сопротивлений педагогов в инновационной деятельности от стажа их педагогической работы. Педагоги со стажем свыше 26 лет характеризуются более низкой готовностью к инновационной деятельности, чем педагоги с меньшим стажем работы. Однако есть исключения, что связано с их личностными особенностями.
В ходе исследования нами также были выявлены объективные причины сопротивлений педагогов инновационной деятельности, среди которых наиболее значимыми являются большая учебная нагрузка (40% педагогов), отсутствие материальных стимулов (36%), отсутствие помощи со стороны администрации (16%).
Таким образом, исследование позволяет сделать вывод, что наиболее распространенными являются следующие причины сопротивлений инновациям: высокая интолерантность к изменениям, чувство страха перед отрицательными результатами, слабая информированность об инновациях, большая учебная нагрузка и отсутствие материальных стимулов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *