Ставки таможенных сборов

Таможенные сборы

Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза.

В п. 2 ст. 72 ТК ТС содержится бланкетная норма, отсылающая регулирование вопросов, связанных с видами и ставками таможенных сборов, к таможенному законодательству государств – членов Таможенного союза.

Особенности уплаты таможенных сборов при осуществлении ВЭД на территории РФ определяются следующими документами:

  • • Таможенным кодексом Таможенного союза;
  • • Законом о таможенном регулировании;
  • • Законом РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
  • • Законом о таможенном тарифе;
  • • Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 21.05.2010 «О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров»;
  • • решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 «Об утверждении Перечня чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом»;
  • • постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции» и другими документами.

В Российской Федерации взимаются три вида таможенных сборов:

  • 1) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (далее – таможенные сборы за таможенные операции);
  • 2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
  • 3) таможенные сборы за хранение.

Уплата таможенных сборов за таможенные операции является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с осуществлением таможенных операций.

Лицами, ответственными за уплату таможенных сборов за таможенные операции, являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств – членов Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании.

Лицом, ответственным за уплату таможенных сборов за хранение, являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа.

Исполнение обязанности по уплате указанного таможенного сбора лицами, ответственными за их уплату, осуществляется по правилам, предусмотренным ТК ТС, международными договорами государств – членов Таможенного союза и Законом о таможенном регулировании, для исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов.

Напомним, что по ранее действовавшему российскому законодательству таможенный сбор за таможенное оформление включал в себя две составляющие: основную часть, которая взималась в валюте РФ, и дополнительную часть, взимавшуюся в иностранной валюте, курс которой устанавливался Банком России. Теперь исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте РФ, а в случаях, если для целей исчисления сумм таможенных сборов требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемый ЦБ РФ и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом (ст. 125 Закона о таможенном регулировании).

Таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров, подлежат уплате до подачи или одновременно с подачей декларации.

Ставки таможенных сборов установлены постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 863. Позиция законодателя в данном вопросе претерпела существенные изменения: если ранее такой сбор взимался в процентном отношении к таможенной стоимости оформляемого товара (0,15%), то в настоящее время таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются по ставкам, установленным в зависимости от величины таможенной стоимости товаров, например:

  • 500 руб. – за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых не превышает 200 тыс. руб. включительно;
  • 1 тыс. руб. – за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 200 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 450 тыс. руб. включительно;
  • 2 тыс. руб. – за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 450 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 1200 тыс. руб. включительно;
  • 5.5 тыс. руб. – за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 1200 тыс. руб. 1 коп. и более, но нс превышает 2500 тыс. руб. включительно;
  • 7.5 тыс. руб. – за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 2500 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 5000 тыс. руб. включительно;
  • 20 тыс. руб. – за таможенные операции в отношении товаров, таможенная стоимость которых составляет 5000 тыс. руб. 1 коп. и более, но не превышает 10 000 тыс. руб. включительно;
  • 30 тыс. руб. – за таможенное оформление товаров, таможенная стоимость которых составляет 10 000 тыс. руб. 1 коп. и более.

При вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров. В случае подачи временной таможенной декларации ставки таможенных сборов за таможенные операции также не могут зависеть от стоимости этих товаров.

В п. 3 ст. 72 ТК ТС закрепляется императивное требование, связанное с запретом на установление максимального размера таможенных сборов. Он не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. В Законе о таможенном регулировании данное общее правило конкретизировано посредством введения верхней границы размера таможенных сборов – нс более 100 тыс. руб. (ч. 2 ст. 130).

Для целей исчисления сумм таможенных сборов:

  • • за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом;
  • • таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день регистрации транзитной декларации таможенным органом;
  • • хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа.

В отношении сроков уплаты таможенных сборов действует следующий порядок. Таможенные сборы:

  • • за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации;
  • • таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения;
  • • хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа.

Для юридических лиц уплата таможенных сборов осуществляется на счет Федерального казначейства в валюте РФ. Физические лица могут осуществлять уплату таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования в кассу таможенного органа.

Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенные операции перечислены в п. 1 ст. 131 ТК ТС. Они касаются:

  • 1) ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из нее товаров, относящихся в соответствии с законодательством РФ к безвозмездной помощи (содействию);
  • 2) товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из нее дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами в соответствии с международными договорами РФ;
  • 3) культурных ценностей, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза российскими государственными или муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей в целях их экспонирования, а также при завершении действия указанных процедур помещением товаров под процедуру реэкспорта и реимпорта товаров соответственно;
  • 4) товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из нее в целях демонстрации при проведении выставочно-конгрессных мероприятий с иностранным участием, авиационно-космических салонов и иных подобных мероприятий по решению Правительства РФ;
  • 5) наличной валюты государств – членов Таможенного союза, ввозимой или вывозимой их центральными банками, за исключением памятных монет;
  • 6) товаров (за исключением товаров для личного пользования), ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из нее в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу ЦБ РФ, действующему на момент регистрации таможенным органом таможенной декларации;
  • 7) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • 8) бланков книжек МДП, перемещаемых между Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков России и Международным союзом автомобильного транспорта, а также бланков карнетов АТА или их частей, предназначенных для выдачи на таможенной территории Таможенного союза;
  • 9) акцизных марок, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из нее;
  • 10) товаров, переметаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, в отношении которых предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • 11) товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, за исключением случаев, когда декларирование указанных товаров осуществляется путем подачи отдельной таможенной декларации;
  • 12) товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из нее в качестве припасов;
  • 13) товаров, помещаемых под специальные таможенные процедуры, в том числе под процедуры, необходимые для завершения специальных процедур;
  • 14) отходов (остатков), образовавшихся в результате уничтожения иностранных товаров в соответствии с таможенной процедурой уничтожения, в отношении которых не подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
  • 15) товаров, которые оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными либо поврежденными вследствие аварии или действия непреодолимой силы и помещенными под таможенную процедуру уничтожения;
  • 16) товаров, прибывших на территорию РФ, находящихся в месте прибытия либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от места прибытия, не помещенных под какую-либо таможенную процедуру, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта и убывающих с территории РФ;
  • 17) товаров, временно ввозимых в Российскую Федерацию с применением карнетов АТА, в случае соблюдения условий временного ввоза товаров с применением карнетов АТА и при их обратном вывозе из Российской Федерации, а также в отношении товаров, временно вывозимых из Российской Федерации с применением карнетов АТА, в случае соблюдения условий временного вывоза товаров с применением карнетов АТА и при их обратном ввозе в Российскую Федерацию;
  • 18) запасных частей и оборудования, которые ввозятся в Российскую Федерацию и вывозятся из нее одновременно с транспортным средством в соответствии со ст. 349 ТК ТС;
  • 19) транспортных средств международных перевозок, в том числе выпущенных на территории РФ в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) или таможенной процедурой свободной таможенной зоны и в дальнейшем используемых в качестве транспортных средств международных перевозок;
  • 20) профессионального оборудования, перечень которого устанавливается Правительством РФ и которое используется для целей производства и выпуска средств массовой информации, помещаемого под таможенную процедуру временного вывоза, а также при завершении таможенной процедуры временного вывоза помещением товаров под таможенную процедуру реимпорта;
  • 21) товаров, предназначенных для проведения киносъемок, представлений, спектаклей и подобных мероприятий (театральные костюмы, цирковые костюмы, кинокостюмы, сценическое оборудование, партитуры, музыкальные инструменты и другой театральный реквизит, цирковой реквизит, кинореквизит), помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза, и при их обратном вывозе (реэкспорте) или обратном ввозе (реимпорте), если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • 22) товаров, предназначенных для спортивных соревнований, показательных спортивных мероприятий или тренировок, помещаемых под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) или таможенную процедуру временного вывоза, и при завершении указанных процедур помещением товаров под таможенную процедуру реэкспорта и реимпорта соответственно, если в отношении таких товаров предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • 23) товаров, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, и продуктов их переработки, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или реимпорта;
  • 24) научных или коммерческих образцов, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и вывозимых из Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой временного вывоза;
  • 25) иных товаров в случаях, определяемых Правительством РФ.

Российский законодатель оставил перечень случаев освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенные операции открытым, наделив Правительство РФ правом определять товары, в отношении которых таможенные сборы за таможенные операции не уплачиваются. Так, в п. 1 постановления Правительства РФ от 18.05.2011 № 387 «Об освобождении от уплаты таможенных сборов за таможенные операции при ввозе в Российскую Федерацию незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, а также гемопоэтических стволовых клеток, костного мозга» было установлено, что таможенные сборы за таможенные операции нс взимаются в отношении незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, а также гемопоэтических стволовых клеток и (или) костного мозга для проведения неродственной трансплантации, ввозимых в Российскую Федерацию на основании разрешительного документа, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с процедурой таможенного транзита.

Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения.

В соответствии со ст. 130 Закона о таможенном регулировании таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:

  • 1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:
    • а) до 50 км включительно – 2000 руб.;
    • б) от 51 до 100 км включительно – 3000 руб.;
    • в) от 101 до 200 км включительно – 4000 руб.;
    • г) свыше 200 км – 1000 руб. за каждые 100 км пути, но не менее 6000 руб.;
  • 2) за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна – 20 000 руб. независимо от расстояния перемещения.

Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день принятия транзитной декларации таможенным органом.

Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное сопровождение определяются Правительством РФ.

Таможенные сборы за хранение уплачиваются при хранении товаров на СВХ или на таможенном складе таможенного органа.

За хранение на складе временного хранения или на таможенном складе таможенного органа таможенные сборы уплачиваются в размере 1 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день.

Если товары хранятся в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях, таможенные сборы уплачиваются в размере 2 руб. с каждых 100 кг веса товаров в день. Неполные 100 кг веса товаров приравниваются к полным 100 кг, а неполный день приравнивается к полному дню.

При исчислении суммы сборов в данном случае применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складах.

Сборы за хранение должны быть уплачены при хранении товаров до фактической выдачи товаров со склада временного хранения или с таможенного склада.

Освобождение от уплаты таможенных сборов за хранение происходит:

  • 1) при помещении таможенными органами товаров на СВХ таможенного органа или таможенный склад таможенного органа;
  • 2) в иных случаях, определяемых Правительством РФ.
  • См.: п. 1 ст. 72 ТК ТС; ч. 1 ст. 123 Закона о таможенном регулировании.
  • Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 433 «О таможенных сборах» было установлено семь разновидностей таможенных сборов, тогда как в Республике Казахстан, также как и в Российской Федерации, применяется только три их разновидности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *