Налоговый риск

Понятие и классификация налоговых рисков

Размещено на http://www.allbest.ru/

Понятие и классификация налоговых рисков

Государство может выполнять свои многочисленные функции только при наличии надлежащего финансирования. В государстве с рыночной экономикой основную долю финансовых поступлении в доходы бюджета (в среднем для развитых государств около 85-95%) формируют налоги.

Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, — оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично — правовой обязанности.

Активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей, приводят к тем или иным рискам и могут привести к негативным последствиям.

Налоговый риск — это возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженная в денежном эквиваленте.

С точки зрения практики можно выделить несколько видов налоговых рисков, существенно отличающихся своей спецификой. Это риски:

— налогового контроля;

— риски усиления налогового бремени;

— риски уголовного преследования.

Рассмотрим каждую группу рисков более подробно:

1) риски налогового контроля.

Потери, связанные с данным видом рисков возникают из-за неблагоприятных санкций, предусмотренных двумя кодексами Российской Федерации за совершение правонарушений налогоплательщиками. Налоговый кодекс РФ в статьях 116 — 135 предусматривает систему штрафов за различные правонарушения, в том числе и как изъятие доли налоговой недоимки. Налогоплательщики в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны привлекаться к ответственности только при наличии вины в совершении налогового правонарушения. Однако, в силу того, что Налоговым кодексом в качестве одной из двух форм вины налогоплательщиков предусмотрена неосторожность (лицо не осознавало противоправного характера своих действий, хотя должно было их осознавать), что в обыденной интерпретации может рассматриваться как аналог классической формулы «незнание закона не освобождает от ответственности», практически любые действия налогоплательщиков, даже и без прямого умысла за неуплату налогов, могут быть истолкованы налоговыми органами как виновные.

В случае выявления подобных действий налогоплательщика, он несет следующие финансовые потери: в сумме установленной налоговой недоимки, в размере штрафа за неуплату налогов (20% недоимки), пени за несвоевременную уплату налоговых платежей, и в размере нескольких штрафов за нарушения, которые привели к образованию налоговой недоимки. Кроме того, достаточно часто недоимка может касаться нескольких налогов, имеющих сходную налоговую базу. Например, занижение налогоплательщиком объемов выручки при розничных продажах товаров приводит к недоимке не только по налогу на прибыль, но и по налогу с продаж и в таких случаях финансовые потери налогоплательщика становятся еще больше. Экономически эти расходы неприятны своей незапланированностью (внезапностью), что может отрицательно сказаться на ликвидности и достаточности оборотных средств предприятия.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) определяет наказания за налоговые правонарушения в статьях 15.2 — 15.11. В основном эти наказания представляют собой фиксированные штрафы. Так, например, ст. 15.6 КоАП предусматривает следующую ответственность:

1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

2. Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда». Размеры штрафов в Налоговом кодексе РФ определяются в рублевом эквиваленте, а в КоАП кратны минимальному размеру оплаты труда.

Риски налогового контроля существенно зависят от уровня активности налогоплательщика в отношении минимизации налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля достаточно невелики и скорее сводятся к возможности появления и обнаружения налоговыми органами случайных ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски существенно возрастают.

2) Риски усиления налогового бремени.

Эти риски свойственны экономическим проектам длительного характера, таким как, новые предприятия, инвестиции в недвижимость и оборудование, долгосрочные кредиты. К таким рискам относятся только появление новых налогов и рост ставок уже существующих налогов, но и отмены налоговых льгот.

Задача учета рисков будущего усиления налогового бремени может быть сформулирована как поиск оптимальных управленческих решений по оперативному перераспределению инвестиционных ресурсов с использованием стоимостного критерия. Рассмотрим следующий пример.

Исходные данные. Инвестиции осуществляются в рамках консолидированных денежных потоков (фондов, холдинг).

В текущий момент в реализации находится ряд независимых инвестиционных проектов (несколько десятков).

Каждый инвестиционный проект:

— характеризуется своим необходимым объемом инвестиций,

— находится в своей инвестиционной стадии или стадии извлечения доходов;

— имеет свою эффективность (рентабельность);

— имеет свой прогнозный срок жизни;

— имеет свои риски, которые присущи денежным потокам по проекту (следовательно, разная стоимость привлеченного капитала: разная требуемая доходность вложенного капитала для акционеров, разные процентные ставки по кредитам);

— в каждый из будущих моментов имеют место ограничения по минимальному (связано с невозможностью прерывания работ) и максимальному (связано с ограничением возможности по освоению ресурсов) уровню инвестиций.

Интегральным показателем эффективности каждого проекта является приведенная стоимость денежных потоков, генерируемых по этим проектам.

В каждый из будущих моментов t могут иметь место кассовые разрывы (отрицательные денежные потоки, дефициты финансовых ресурсов), которые должны быть покрыты кредитными ресурсами (товарный, денежный кредит). Кредитные ресурсы имеют свою стоимость — проценты по кредиту, которые следует учитывать в будущих денежных потоках.

В момент контроля использования инвестиционных ресурсов (tc) могут измениться внешние условия, на которые компания повлиять не может:

— рыночные цены на продукцию;

— налоговое законодательство (новые тарифы, новые налоги);

— таможенные, транспортные и иные тарифы;

— стоимость используемого сырья и т.п.;

— процентные ставки по привлеченным кредитам.

В результате этого изменится приведенная стоимость каждого проекта, что в свою очередь приведет к изменению суммарной стоимости всех проектов.

Необходимо найти такое перераспределение инвестиционных ресурсов, чтобы суммарная стоимость всех проектов в новых условиях была максимальна.

В приведенном выше примере возросшая сложность налогового планирования была вызвана множественностью инвестиционных проектов, находящихся в управлении. Но на практике возможны сложности и другого порядка в силу длительного характера инвестиционного проекта.

Например, с учетом среднего срока жизни нефтяного месторождения в 20 лет дать достоверный прогноз относительно будущего налогового бремени организуемого предприятия по годам, представляется очень затруднительным и готовых рецептов решения подобных задач в России пока не существует.

3) Риски уголовного преследования.

Для руководителей крупнейших организаций (предприятий) нашей страны при проведении серьезной налоговой проверки, формальная вероятность осуществления риска попадания под возбуждение уголовного дела приближается к 100%. Для руководителей крупных организаций (предприятий) такая вероятность также достаточно велика, и заведомо превышает 50%. Это происходит из-за того, что критерий существенности неуплаты налогов, приводящий к уголовному преследованию, установлен Уголовным кодексом РФ в размере 100000 рублей. Для малых предприятий такой показатель, наверное, является обоснованным; для крупных такой критерий представляется крайне заниженным. Явная экономическая несправедливость такого критерия противоречит ст. 8 и 19 Конституции РФ, а также ст. 2 и 6 Уголовного кодекса РФ.

Серьезная налоговая проверка крупного предприятия (бригадой квалифицированных специалистов в течение месяца) за три года деятельности с очень высокой вероятностью приведет к выявлению налоговой недоимки, большей, чем 100000 рублей. Это вызвано очень простой причиной: ошибками персонала. Бухгалтерия крупных предприятий в несколько десятков человек и бухгалтеры многочисленных филиалов не могут работать абсолютно безошибочно с такой сложной системой учета и налогообложения.

Конечно, возбуждение уголовного дела по ст. 199 УК РФ еще отнюдь не означает доведение этого дела до суда, и тем более присуждение уголовного наказания руководителю организации-налогоплательщика. Однако возбуждение уголовного налогового дела в отношении руководителя крупной компании является реальной серьезной проблемой, которая несет в себе не вполне просчитываемые сразу риски, сроки решения проблем и затраты. Крупные предприятия в силу своих масштабов очень часто реализуют значительные проекты: займы, инвестиции, корпоративные сделки, продвижение новых продуктов. Любому такому проекту уголовное дело будет только мешать. Иностранные партнеры российских компаний крайне болезненно реагируют на информацию об уголовном преследовании руководителей. Таким образом, даже при положительном решении дела для налогоплательщика — при закрытии уголовного дела вследствие отсутствия факта правонарушения или вины, негативные последствия могут быть значительны. Опыт российских предприятий показывает, что при выборе модели экономического поведения, связанной с уплатой налогов, руководителей предприятий интересуют в первую очередь эффективность и риски. Все остальные факторы гораздо менее существенны и практически не учитываются. Либо они учитываются в том случае, когда вышеупомянутые факторы практически уравновешивают друг друга и принимать решение приходится на основании менее значимых условий.

налогоплательщик санкция риск контроль

Размещено на Allbest.ru

Виды налоговых рисков

Виды налоговых рисков организации классифицируются по разным критериям. Допустим, по характеру возникновения риски делят на:

  • внешние, не зависящие от деятельности компании. То есть связанные с макроэкономическими факторами или политическими переменами в государстве, которые приводят к изменениям в налоговой системе;
  • внутренние, возникающие в результате деятельности компании. Это может быть переход организации на другую систему налогообложения, смена поставщиков, увеличение количества работников и т.д.

По времени возникновения выделяют риски:

  • текущие, которые имеют место здесь и сейчас. К примеру, если срок представления налоговой декларации истекает сегодня-завтра, то пропуск срока и несдача декларации в течение 10 рабочих дней после срока, несет в себе риск приостановления операций по счетам организации (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
  • перспективные. Заключаются в том, что действия компании сегодня (например, заключение договора с сомнительным контрагентом) могут привести к негативным последствиям в будущем.

Также в научной литературе выделяют такие основные группы рисков, как:

  • риски налогового контроля – возможные доначисления по результатам камеральных и выездных проверок (п. 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
  • риски увеличения налоговых обязательств – повышение налоговых ставок, отмена налоговых льгот и т.д.;
  • риски правового характера. Речь идет, в первую очередь, о неопределенности налогового законодательства, которая приводит к различным толкованиям норм права со всеми вытекающими отсюда последствиями (разные точки зрения налогоплательщиков и налоговых органов, доначисления по налогам, пени, штрафы, судебные издержки и т.д.).

Кроме того, налоговые риски бизнес может создавать себе сам, точнее лица, занимающие руководящие должности в бизнесе. К примеру, при непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов, либо при умышленном уклонении от уплаты налогов.

Оценка налоговых рисков на уровне фирмы

Некоторые налоговые риски организация может оценить самостоятельно. Допустим, бухгалтер фирмы может самостоятельно рассчитать уровень налоговой нагрузки компании и тем самым оценить вероятность попадания организации в план проведения выездных проверок.

Их ровно 12. Как месяцев в году или как стульев в романе Ильфа и Петрова. Двенадцать критериев, которые оценивают налоговые органы, решая к кому же из налогоплательщиков прийти с выездной налоговой проверкой. В статье расскажем, какие компании рискуют нарваться на нее и как самостоятельно можно оценить риски.

Критерии рисков выездной налоговой проверки

Налоговая не скрывает по каким критериям они оценивают ООО и ИП, чтобы назначить выездную проверку. Для предупреждения налогоплательщиков она выпустила Приказ от N ММ-3-06/333@, в котором указаны эти критерии:

  1. Вы платите меньше налогов, чем в среднем платят компании с видами деятельности как у вас. Показатель налоговой нагрузки рассчитывается так — сумму всех налогов, которые уплатили за год, нужно поделить на сумму доходов за этот год. Потом сравнить это число со средним (его можно найти на сайте налоговой). Если ниже среднего — вы в зоне риска.
  2. По балансу у вас убытки больше 2 лет подряд.
  3. Доля вычетов по налогу выше показателей, которые ИФНС считает нормой. По НДС эту норму налоговая публикует каждый год в виде безопасной доли вычета.
  4. Расходы по отчетности растут быстрее, чем доходы.
  5. Выплата низких зарплат. Размер зарплаты сравнивают со средним по рынку. Также основание для выездной проверки могут быть жалобы граждан о выплате «серых» зарплат.
  6. Приближение некоторых значений к предельным, которые лишают права применения специального режима. Это, к примеру, когда сумма доходов за год приближается к значению 150 млн. рублей, а вы применяете УСН. Порог применения — 150 млн. руб. Если приблизились — вы в зоне риска. Также это может быть приближение к порогу в 100 сотрудников или доле уставного капитала других юр.лиц 25% от общей доли.
  7. Доходы и расходы ИП за год почти одинаковые. Это подозрительно для налоговой. Если вы не получаете прибыль, то зачем тогда вы работаете?
  8. Цепочки контрагентов без обоснованной выгоды. То есть ввод дополнительных «прокладок» – компаний, которые выступают агентами, комиссионерами, посредниками.
  9. Вы не представляете налоговой документы, которые она запрашивает, и не отвечаете на ее запросы, когда она просит предоставить пояснения.
  10. Неоднократная смена компанией юридического адреса, что ведет к смене налоговой инспекции. К примеру, когда за год ООО меняет адрес дважды и более раз, она переходит под контроль то одной инспекции, то другой и следить за такой компанией труднее.
  11. Уровень рентабельности по отчетности сильно отличается от уровня рентабельности, который указан в сведениях статистики для данного вида деятельности. Что такое рентабельность? Это соотношение прибыли к активам. Когда активы компании внушительные, а прибыль низкая в сравнении с аналогичными предприятиями, то это вызывает подозрения со стороны контролирующих органов.
  12. Работа налогоплательщика построена таким образом, что присутствуют высокие налоговые риски.

Последний пункт сам по себе не ясен, поэтому мы хотим рассказать что это за риски.

Высокие налоговые риски

ИФНС может посчитать, что вы работаете с повышенным риском, если вы не осуществляете проверку своих поставщиков и покупателей. То есть вы должны всегда проявлять должную осмотрительность, как любят говорить налоговые инспекторы. Это значит, вы должны проверять своих контрагентов — запрашивать у них уставные документы, выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП и прочее. Делается проверка для того, чтобы исключить работу с фирмами-однодневками и мошенниками.

Снижение количества выездных налоговых проверок

С каждым годом налоговая проверяет все меньшее число компаний. Но подождите радоваться. Это связано с тем, что с проверкой инспекторы выезжают к тем компаниям, которые наиболее рискованно ведут бизнес. Система построена таким образом, что предпроверочный анализ деятельности ведется непрерывно, поэтому налоговая знает к кому выезжать, чтобы доначислить налоги наверняка. Кстати, средний размер доначислений при выездной проверке — несколько десятков миллионов рублей.

Проверки малого бизнеса

Проверяют ли малый бизнес? Конечно! Камеральные проверки отчетности проходят постоянно. Налоговая часто присылает требования с просьбой пояснить, что и откуда берется, почему применяется пониженный тариф и так далее. На все требования и запросы налоговой отвечать просто необходимо, потому что, если грамотно отвечать на вопросы инспекторов, то и риск выездной проверки значительно снижается!

Если проверка пришла

Можно ли не пускать инспекторов, которые явились для проведения выездной проверки? Можно, но тогда налоговая сама вправе определить сумму налогов, которую налогоплательщик должен уплатить по тем сведениям, что у нее есть. При налоговой проверке мы рекомендуем не спорить с проверяющими, но и не пытаться угодить им любой ценой. Еще — по возможности ограничить общение проверяющих с персоналом, не посвященным во все аспекты деятельности, и показывать только запрашиваемые документы.

Выводы

Если бы компании не знали, как налоговая отбирает их для проведения выездной проверки, то работать было бы гораздо сложнее. Но ИФНС предупредила налогоплательщиков и указала на то, как выбираются эти «счастливчики». Зная моменты, на которые нужно обратить внимание, вы можете спокойно вести деятельность, если эти критерии не про вас. Мы в свою очередь всегда предупредим и постараемся снизить риски до минимума на сколько это зависит от нас. Но если проверка все таки пришла, то от штрафов скорее всего не отвертеться. И тут задача бухгалтера стоит в том, чтобы штрафы эти свести к минимуму.

P.S. Некоторые опытные бухгалтеры на больших предприятиях на этот случай имеют заготовленные «ошибки», которые и «позволяют» найти налоговикам. Но это уже совсем другая история…

Риск выездной налоговой проверки

Налоговые риски

Каким образом самостоятельно оценить налоговые риски?

Федеральной налоговой службой определены критерии налоговых рисков для самостоятельной оценки налогоплательщиками своей финансово-хозяйственной деятельности с целью выявления возможных ошибок и неточностей в исчислении налогов и сборов.

Всего выделено 12 факторов налоговых рисков, а именно:

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Остановимся подробнее на первых 2-х факторах.

(http://ereport.sbis.ru/analis/nalrisk/met_nal_risk – подробнее)

Налогоплательщик самостоятельно может рассчитать налоговую нагрузку и, в случае ее отклонения от среднеотраслевых показателей, определить, чем вызваны данные расхождения. Так налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов и сборов и выручки налогоплательщика за определенный налоговый период умноженная на 100%.

Суммы уплаченных налогов и сборов рассчитываются как сумма всех уплаченных налогов за календарный год за минусом сумм налогов, возвращенных налоговыми органами на расчетные счета налогоплательщика. При этом в расчете не участвуют суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком в качестве налогового агента.

Выручка налогоплательщика определяется как сумма всех полученных налогоплательщиком доходов, указанных по итогам года в Отчете о прибылях и убытках (приложение к бухгалтерскому балансу форма № 2).

Рассчитанная таким образом налоговая нагрузка не должна быть меньше среднеотраслевых показателей приведенных в таблице №1.

Таблица № 1

НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ПРОЦЕНТАХ
(в ред. Приказа ФНС России от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297@)

Вид экономической деятельности

Налоговая нагрузка, %

2006 год *

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год *

2011 год *

Всего

11,6

14,4

13,5

12,4

9,4

9,7

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

5,5

8,7

8,0

7,4

4,2

3,6

Рыболовство, рыбоводство

13,7

15,3

13,7

12,6

9,3

7,6

Добыча полезных ископаемых
в том числе:

45,1

54,8

46,0

30,8

30,3

33,2

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

49,4

60,2

50,5

33,2

33,2

36,3

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

14,4

17,9

16,5

13,1

11,0

13,0

Обрабатывающие производства
в том числе:

7,2

10,5

9,6

9,3

7,2

7,1

производство пищевых продуктов, включая напитки

13,2

15,7

13,7

14,6

15,4

14,9

текстильное и швейное производство

5,7

12,3

12,6

13,0

7,9

6,9

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

4,9

7,6

10,0

9,6

6,0

3,9

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели

3,5

8,0

8,0

7,6

3,8

3,5

производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них

3,7

5,1

3,9

3,4

3,7

3,5

издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации

12,5

16,5

14,6

18,1

12,0

12,6

производство кокса и нефтепродуктов

3,2

8,6

7,3

7,1

5,0

6,0

химическое производство

4,4

7,2

8,5

5,5

3,6

4,3

производство резиновых и пластмассовых изделий

4,7

7,1

7,5

8,0

5,1

4,4

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

8,9

12,3

12,8

10,2

7,3

7,5

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

6,7

9,0

7,4

2,6

3,3

3,5

производство машин и оборудования

11,8

17,2

15,8

17,6

11,1

11,1

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

7,8

12,3

12,4

15,4

10,2

9,8

производство транспортных средств и оборудования

5,5

7,8

7,3

9,0

5,9

5,2

прочие производства

4,8

6,3

5,8

8,8

4,6

4,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
в том числе:

7,3

9,0

8,2

7,1

5,3

4,8

производство, передача и распределение электрической энергии

7,0

8,4

7,3

6,3

5,1

4,5

производство и распределение газообразного топлива

4,2

6,1

5,2

4,6

3,2

3,2

производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)

6,6

8,1

10,5

9,6

5,6

5,8

Строительство

11,9

15,9

14,5

16,2

11,3

12,2

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
в том числе:

3,8

3,9

3,0

3,0

2,4

2,4

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

н/д

5,3

5,3

4,5

3,0

2,8

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

н/д

2,0

2,2

2,2

1,9

2,1

розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

н/д

4,0

5,5

5,4

3,7

3,4

Гостиницы и рестораны

10,7

16,3

19,4

18,0

12,9

12,5

Транспорт и связь
в том числе:

11,7

15,0

13,3

13,0

9,8

9,7

деятельность железнодорожного транспорта

8,1

15,5

14,9

16,0

13,0

11,4

транспортирование по трубопроводам

н/д

10,7

7,9

7,7

3,1

6,3

деятельность водного транспорта

н/д

21,1

18,7

16,4

13,5

11,9

деятельность воздушного транспорта

н/д

6,1

2,7

2,8

1,4

2,3

связь

16,5

18,0

17,5

15,9

15,0

14,0

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

18,2

29,5

30,0

23,7

19,7

22,2

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
в том числе:

16,8

18,2

37,9

37,3

22,3

23,9

деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

15,3

21,9

27,4

40,8

23,1

26,3

<*> Расчет за 2006, 2010, 2011 годы произведен без учета поступлений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

н/д – нет данных

Пример расчета налоговой нагрузки:

1. ООО «Ромашка» осуществляет деятельность в сфере строительства. В 2008 году налогоплательщиком отражена в «Отчете о прибылях и убытках» выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (стр. 010 Форма № 2) – 553 т.р., проценты к получению (стр. 060 Форма № 2) – 0 т.р., прочие доходы (стр. 090 Форма № 2) – 5 т.р. Таким образом, общая сумма доходов ООО «Ромашка» за 2008 год составила 558 т.р. Сумма уплаченных налогов за 2008 год составила 15 т.р., сумма налога, возвращенная налоговым органом на расчетный счет, составила 3 т.р. Таким образом, налоговая нагрузка за 2008 год составила 2,2 % (12/558*100% = 2,2%). Среднеотраслевая налоговая нагрузка за 2008 год – 14,5%. Так как налоговая нагрузка у ООО «Ромашка» ниже среднеотраслевого уровня (2,2% < 14,5%), налогоплательщику необходимо уточнить свои налоговые обязательства.

2. ООО «Ракета» осуществляет деятельность в сфере оптовой торговли. В 2008 году налогоплательщиком отражена в «Отчете о прибылях и убытках» выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (стр. 010 Форма № 2) – 1 356 т.р., проценты к получению (стр. 060 Форма № 2) – 5 т.р., прочие доходы (стр. 090 Форма № 2) – 19 т.р. Таким образом, общая сумма доходов ООО «Ракета» за 2008 год составила 1 380 т.р. Сумма уплаченных налогов за 2008 год составила 63 т.р., сумма налога, возвращенная налоговым органом на расчетный счет, составила 4 т.р. Таким образом, налоговая нагрузка за 2008 год составила 4,3 % (59/1 380*100% = 4,3%). Среднеотраслевая налоговая нагрузка за 2008 год – 3,0%. Так как налоговая нагрузка у ООО «Ракета» выше среднеотраслевого уровня (4,3% < 3,0%), налогоплательщику по первому критерию риска уточнять свои налоговые обязательства нет необходимости.

При определении второго критерия риска «Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов» налогоплательщику необходимо руководствоваться тем, что под убытками понимается отражение убытка как в бухгалтерском учете, так и по налогу на прибыль или единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Данный критерий риска возникает в деятельности налогоплательщика, если им отражаются убытки на протяжении 2-х и более календарных лет подряд, при этом при получении организацией убытка по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2008 год налогоплательщик может не учитывать данный календарный год в числе 2-х лет, когда деятельность осуществлялась с убытком, при условии, что налогоплательщик получил убытки по объективным причинам, о чем у налогового органа имеется соответствующая информация и подтверждающие документы.

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве напоминает, что в соответствии со статьей 81 Налогового кодекса РФ налогоплательщики имеют право самостоятельно уточнять свои налоговые обязательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *