Субсидия на выполнение муниципального задания

Содержание

Особенности расходования субсидии

В обязательном порядке субъект ведет отчетность о расходах бюджетных денег. Совершенные действия и растраты фиксируются документально. Расходование начинается после постановки задачи перед учреждением и установления размера. Каждое мероприятия сопровождается тратой денег и подготовкой отчета. Положенные средства перечисляются на расчетный счет организации.

Когда задача полностью выполнена, составляется общий отчет и к нему прилагаются документы, которые этот факт подтверждают. Законность действий закрепляется вынесенным актом о целевом использовании денег.

Условия для оформления бюджетным организациям

Предоставление субсидий на выполнение задания осуществляется при совершении следующего алгоритма действий:

  1. Составить план проекта;
  2. Руководитель обращается в региональную администрацию;
  3. Заполняется заявка;
  4. Представители администрации рассматривают поступившее обращение. Законодательство устанавливает месячный срок для вынесения решения по заявке;
  5. Выделение денег из бюджета;
  6. Использование средств по назначению;
  7. Составить акт по итогу работы.

В случае израсходования не всей суммы указать это в акте. Документ также содержит информацию о лице, его подготовившем, печать учреждения и подпись уполномоченного сотрудника.

Нюансы составления соглашения

Когда принято решение о выделение денег для реализации проекта между сторонами заключаются договор. Его цель урегулирование порядка предоставления денег необходимых для воплощения проекта.

На практике возникают следующие трудности в момент оформления взаимоотношений:

  1. Образовавшиеся задолженности у госорганов погашается из бюджета, без привлечения претендента на выполнения проекта;
  2. Россия выступает гарантом выдачи денег, если возникает первая необходимость;
  3. Исполнитель по договору выступает гарантом выполнения поставленной задачи в оговоренные пределы времени;
  4. Соглашение сторон регулирует порядок использования оставшихся денег.

В документе обозначаются дополнительные важные моменты, например, продление срока выполнения обязательств или досрочная передача результатов проекта.

Как происходит возврат средств

В случае использование не всей выделенной суммы субсидии на реализацию задания исполнитель обязан вернуть. При расчете размера учитываются показатели готового заказа и отклонения. Данная операция отображается документально.

Внимание! Рекомендуется приложить уточнение всех затрат, где видно остаток. Так исполнитель сможет избежать вопросов со стороны проверяющих организаций.

Использование остатка суммы компенсации

Остаток денег субсидии направляется на материальное обеспечение деятельности госучреждения. В соответствии с нормами Положения, вступившего в законную силу в 2010 году, денежные средства могут использоваться на выполнение задач, которые стали основанием для создания учреждения. В противном случае деньги взыскиваются. Для экономии необходимы такие обстоятельства:

  1. Оптимизация штата работников;
  2. Проведения мероприятий, которые смогут увеличить энергосбережения;
  3. Оптимизация расходов, которые требуются на изготовление продукции ил оказания услуг;
  4. Документальное оформление взаимоотношений с полезными для работы организациями, например, с компанией, осуществляющей перевозки;
  5. Проведение мероприятий, которые способны повысить эффективность использование государственного имущества;
  6. Допустимые показатели снижения для получения право реализовать проект.

Нормативные затраты на оказание услуг в пределах задания — основания для определения размера субсидий. В случае оптимизации части финансовой поддержки происходит экономия в другой части.

Бухучет субсидий

Бухгалтер учреждения обязан правильно провести процесс получения финансовой помощи. Бухгалтерские проводки имеют следующий вид:

Дебет Кредит Наименование
ДТ420581560 КТ440110180 Начисление средств необходимых для реализации проекта
ДТ410960 XXX КТ4302 XX 730 Отражение затрат, которые формируют себестоимость работ (услуг) в пределах задания поставленного государственными органами
ДТ420111510 КТ420581660 Зачисление денежных средств на РС
ДТ440120262 КТ420862660 Затраты, не включающиеся при формировании себестоимости

Если предприятие относится к типу автономных учреждений, проводки финансовой поддержки на исполнение цель проекта бюджетным учреждением отображаются следующим образом:

Дебет Кредит Наименование
ДТ420580000 КТ440110180 Начисление средств
ДТ410960 XXX КТ4302 XX 000 Отражение затрат, которые формируют себестоимость.
ДТ420111000 КТ420580000 Поступление денег на счет.
ДТ440120262 КТ420862000 Отражение расходов, которые не выступают основой определения себестоимости

В таблицах перечислены стандартные проводки, которые используются при выполнении задач проекта

Бухучет возврата

Определены случая, когда РФ выделяет деньги свыше рассчитанной суммы и это обязывает при использовании не всех средств произвести возврат. Для этого совершаются следующие действия:

  1. Составить акт использования средств. Документ подготавливается после окончания работ. Он содержит сведения о размере денег, которые подлежат возврату;
  2. Госорганы рассматривают предоставленный акт и выносят решение о нецелесообразности остатка финансовой помощи;
  3. Бухгалтерия предприятия возвращает деньги на указанные реквизиты;
  4. Представитель учреждения обращается в госорган и представляет документы, которые подтверждают факт возврата денег.

Законодательные акты закрепляют основания, наступление которых обязывает получателя вернуть деньги:

  • необходимый объем субсидии на выполнение государственного задания не достигнут;
  • качественные показатели на ненадлежащем уровне.

В случае уменьшения размера денег данный факт отображается в таких проводках:

Дебет Кредит Наименование
ДТ420531560 КТ420111610 Полная отмена первоначальной операции
ДТ420531560 КТ420111610 Исключение части субсидий с РС

Если бухгалтерия производит возврат денег за предстоящие года, выполняются такие проводки:

Дебет Кредит Наименование
ДТ440110130 КТ430305730 Начисление долга по средствам, которые не использованы
ДТ430305830 КТ420111610 Выбытие части средств

Внимание! Перечисленные проводки используются, если цель проекта выполнена не полностью.

Законодательные нормы определяют срок, в течение которого учреждение обязано вернуть остаток. Получатель помощи осуществляет возврат до первого июля следующего года после предоставления денег. Это правило касается таких видов государственной поддержки, как остатки, образовавшиеся вследствие выполнения задания не полностью и остатки, которые образовались от финансовой выплаты, полученной на выполнение другой цели на ранее выданные средства.

Определение налога на прибыль

Правила определения налога на прибыль определены ст. 251 Налогового кодекса России. В соответствии с нормами статьи доходы в виде имущества, которое получено как финансирование на выполнение конкретной цели, не берутся во внимание при установлении налога на прибыль.

Документы, регулирующие порядок выделения субсидий

Основными документами, регулирующими порядок финансового обеспечения выполнения государственного задания, являются:

  • Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Положение N 671);
  • Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 N 182 «Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — Положение N 182).

Указанными документами установлено, что субсидии на выполнение государственного задания выделяются бюджетным и автономным учреждениям их учредителями.

Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждениями или приобретенного за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки (п. 10 Положения N 671, п. 9 Положения N 182).

Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества федеральных государственных учреждений для отдельных учреждений культуры и искусства установлен следующими Приказами Минкультуры:

  • от 21.02.2012 N 127 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание Госфильмофондом России государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества»;
  • от 05.12.2011 N 1122 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание театрами, цирковыми организациями, организациями в сфере народного творчества, библиотеками, музеями, концертными организациями, самостоятельными творческими коллективами, филармониями, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества»;
  • от 29.12.2011 N 1259 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на оказание образовательными, научно-исследовательскими и иными учреждениями в сфере культуры, имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности, подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, государственных услуг (работ) и нормативных затрат на содержание их имущества».

Кроме вышеуказанных документов, Письмом Минкультуры России от 28.12.2011 N 8949-01-39/01-АА доведен Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг федеральными государственными (муниципальными) учреждениями культурно-досугового типа, подведомственными органам управления культуры субъектов Российской Федерации (муниципальным образованиям), и нормативных затрат на содержание их имущества.

Перечень федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Минкультуры, которым с 01.01.2012 предоставляются субсидии на выполнение государственного задания, утвержден Приказом Минкультуры России от 02.12.2011 N 1112.

Заключение соглашения о предоставлении субсидии

Согласно п. 15 Положения N 671 и п. 10 Положения N 182 предоставление учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого федеральным учреждением и учредителем. Типовая форма соглашения, заключаемого в отношении:

  • федеральных бюджетных учреждений, утверждена Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528 «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания»;
  • федеральных автономных учреждений, — Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423 «Об утверждении типовой формы соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ)».

Соглашением определяются порядок и условия предоставления учредителем субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее — государственное задание). В нем указываются обязанности и права сторон. Перечислим их в таблице.

Обязанности Права
Учредителя бюджетного учреждения
Определение размера субсидии и
перечисление ее в соответствии с
графиком перечисления.
Рассмотрение предложения учреждения
по вопросам, связанным с исполнением
соглашения, и сообщение о результатах
их рассмотрения
Изменение размера субсидии,
предоставляемой в соответствии с
соглашением в течение срока
выполнения государственного задания
в случае внесения соответствующих
изменений в государственное
задание
Бюджетного учреждения
Осуществление использования субсидии
в целях оказания государственных
услуг (выполнения работ) в
соответствии с требованиями,
определенными в государственном
задании.
Своевременное информирование
учредителя об изменении условий
оказания государственных услуг
(выполнения работ), которые могут
повлиять на размер субсидии
Обращение к учредителю с
предложением об изменении размера
субсидии в связи с изменением в
государственном задании показателей
объема (содержания) оказываемых
государственных услуг (выполняемых
работ) и (или) показателей качества
(в случае их установления)
Учредителя автономного учреждения
Расчет субсидии на выполнение
государственного задания и
перечисление ее на счет, открытый в
кредитной организации, или на счет
территориального ОФК по месту
открытия лицевого счета учреждению.
Осуществление финансового
обеспечения развития учреждений в
рамках программ, утвержденных в
установленном порядке.
Осуществление финансирования
выполнения государственного задания
ежеквартально.
Недопущение сокращения размера
субсидий при выполнении учреждением
государственного задания.
Осуществление контроля за
выполнением учреждением
государственного задания
Уточнение и дополнение соглашения с
учетом отраслевых особенностей.
Изменение размера предоставляемых
по соглашению субсидий в случае:
— изменения в государственном
задании показателей,
характеризующих качество и (или)
объем (содержание) оказываемых
услуг (выполняемых работ);
— в иных случаях, предусмотренных
законодательством РФ.
Принятие решения об изменении
государственного задания в случае
фактического исполнения
государственного задания в большем
объеме, чем это предусмотрено.
Сокращение размера субсидий и (или)
требование частичного или полного
возврата предоставленных субсидий,
если фактически исполненное задание
меньше по объему, чем это
предусмотрено.
Недопущение предоставления субсидии
в случае сдачи в аренду недвижимого
имущества и особо ценного движимого
имущества
Автономного учреждения
Оказание услуги (выполнение работы) в
соответствии с государственным
заданием за счет субсидий,
направляемых учредителем.
Возвращение субсидий или их части в
случае, если фактически исполненное
государственное задание меньше по
объему, чем это предусмотрено
государственным заданием, или не
соответствует качеству услуг (работ),
определенному в задании.
Недопущение покрытия части
нормативных затрат за счет субсидий,
если учреждением осуществляется
деятельность, связанная с оказанием
услуг (выполнением работ) частично за
плату
Самостоятельное расходование
субсидии.
Обращение к учредителю (при
необходимости) с предложением об
изменении в государственном задании
показателей, характеризующих
качество и (или) объем (содержание)
оказываемых услуг (выполняемых
работ)

Субсидии перечисляются в установленном порядке на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному и автономному учреждениям.

Бухгалтерский учет

Представим в таблице корреспонденцию счетов по отражению операций по поступлению и расходованию субсидий, выделенных для выполнения государственного задания, используя при этом положения Инструкций N N 174н <1>, 183н <2>.

<1> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Дебет Кредит Дебет Кредит
В учете бюджетного
учреждения
В учете автономного
учреждения
Начисление субсидии,
выделенной на
выполнение
государственного
задания (п. 93
Инструкции N 174н,
п. 96 Инструкции
N 183н)
4 205 81 560 4 401 10 180 4 205 80 000 4 401 10 180
Поступление субсидии
на лицевой счет
(п. 94 Инструкции
N 174н, п. 97
Инструкции N 183н)
4 201 11 510 4 205 81 660 4 201 11 000 4 205 80 000
Отражение расходов,
осуществляемых за
счет средств
субсидий:
— формирующих
себестоимость работ,
услуг (готовой
продукции),
оказываемых
учреждением в рамках
государственного
(муниципального)
задания (п. п. 60,
61, 65 Инструкций
N 174н, N 183н)
4 109 60 XXX
<**>
4 109 70 XXX
4 109 80 XXX
4 109 90 XXX
4 302 XX 730
<*>
4 104 XX 410
4 208 XX 660
4 303 XX 730
4 105 XX 440
4 101 XX 410
4 109 60 XXX
4 109 70 XXX
4 109 80 XXX
4 109 90 XXX
4 302 XX 000
4 104 XX 000
4 208 XX 000
4 303 XX 000
4 105 XX 000
4 101 XX 000
— не формирующих
себестоимость работ,
услуг (готовой
продукции),
оказываемых
учреждением в рамках
государственного
(муниципального)
задания (п. 153
Инструкции N 174н,
п. 181 Инструкции
N 183н)
4 401 20 262
4 401 20 263
4 401 20 290
4 401 20 273
4 109 80 XXX
4 208 62 660
4 208 63 660
4 208 91 660
4 210 01 660
4 302 62 730
4 302 63 730
4 302 91 730
4 303 XX 730
4 401 20 262
4 401 20 263
4 401 20 273
4 401 20 290
4 109 80 XXX
4 208 62 000
4 208 63 000
4 208 91 000
4 210 01 000
4 302 62 000
4 302 63 000
4 302 91 000
4 303 XX 000

<*> Вместо символа «XX» указывается соответствующий аналитический код.
<**> Вместо символа «XXX» указывается соответствующий код КОСГУ.

Пример. Автономному учреждению выделена субсидия на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного задания, в сумме 1 500 000 руб. За счет этих средств произведены следующие расходы:

а) начислена заработная плата сотрудникам — 300 000 руб.;

б) начислены страховые взносы (30,2%) всего — 90 600 руб., в том числе:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФСС) — 8700 руб.;
  • на обязательное медицинское страхование в ФФОМС — 15 300 руб.;
  • на пенсионное страхование — страховая часть — 50 000 руб.;
  • на пенсионное страхование — накопительная часть — 16 000 руб.;
  • на травматизм — 600 руб.;
  • оплачена стоимость приобретенных материалов (прочие материальные запасы — иное движимое имущество) и списанных на себестоимость оказываемых услуг — 50 000 руб.;
  • произведена оплата оказанных коммунальных услуг (в части, относящейся к выполнению государственного задания) — 80 000 руб.

Лицевой счет учреждению открыт в ОФК.

В учете учреждения эти операции следует отразить следующим образом.

————————————-T————T————T———-¬
¦ Содержание операции ¦ Дебет ¦ Кредит ¦ Сумма, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ руб. ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Отражено начисление дохода в виде ¦4 205 80 000¦4 401 10 180¦ 1 500 000¦
¦субсидии, предоставленной на ¦ ¦ ¦ ¦
¦выполнение государственного задания ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Поступила субсидия на лицевой счет, ¦4 201 11 000¦4 205 80 000¦ 1 500 000¦
¦открытый в ОФК ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Списаны на себестоимость оказываемых¦ ¦ ¦ ¦
¦услуг расходы, произведенные за счет¦ ¦ ¦ ¦
¦субсидии на выполнение ¦ ¦ ¦ ¦
¦государственного задания: ¦ ¦ ¦ ¦
¦- по заработной плате; ¦4 109 60 211¦4 302 11 000¦ 300 000¦
¦- по страховым взносам в ФСС; ¦4 109 60 213¦4 303 02 000¦ 8 700¦
¦- по страховым взносам в ФОМС; ¦4 109 60 213¦4 303 07 000¦ 15 300¦
¦- по страховым взносам в Пенсионный ¦4 109 60 213¦4 303 10 000¦ 50 000¦
¦фонд (страховая часть); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- по страховым взносам в Пенсионный ¦4 109 60 213¦4 303 11 000¦ 16 000¦
¦фонд (накопительная часть); ¦ ¦ ¦ ¦
¦- по коммунальным услугам (в части ¦4 109 60 223¦4 109 70 223¦ 80 000¦
¦суммы, отнесенной на себестоимость ¦ ¦ ¦ ¦
¦оказываемых услуг в рамках ¦ ¦ ¦ ¦
¦выполнения государственного задания,¦ ¦ ¦ ¦
¦после распределения накладных ¦ ¦ ¦ ¦
¦расходов) ¦ ¦ ¦ ¦
+————————————+————+————+———-+
¦Приобретены материалы ¦4 105 36 000¦4 302 34 000¦ 50 000¦
+————————————+————+————+———-+
¦Списана на себестоимость оказываемых¦4 109 60 272¦4 105 36 000¦ 50 000¦
¦услуг стоимость материалов ¦ ¦ ¦ ¦
L————————————+————+————+————

Учет средств субсидий при расчете налога на прибыль

В ст. 251 НК РФ перечислены доходы, которые не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Из пп. 14 п. 1 этой статьи следует, что при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, к которому относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде субсидий, предоставленных бюджетным и автономным учреждениям.

Порядок учета субсидий в целях обложения налогом на прибыль организаций зависит от целей создания получателей субсидий, предусмотренных законодательством РФ и уставными документами, а также условий предоставления и предназначения субсидий.

При применении норм пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ нужно учитывать следующее.

Из положений п. п. 3, 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» следует, что основная деятельность бюджетного и автономного учреждений, связанная с выполнением работ, оказанием услуг, осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, которое устанавливает для него учредитель, последний осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным и автономным учреждениями учредителем или приобретенных ими за счет средств, выделенных им учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Из ст. 78.1 БК РФ также следует, что финансовое обеспечение деятельности этих учреждений осуществляется в форме субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Из этого следует, что субсидии, выделенные бюджетному и автономному учреждениям для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг в рамках государственного задания, не учитываются при исчислении налога на прибыль.

Аналогичные разъяснения приведены в Письмах Минфина России от 22.02.2012 N 03-03-06/4/11, от 30.05.2011 N 03-07-11/151, от 05.03.2011 N 03-03-06/4/17.

И.Зернова

Эксперт журнала

«Учреждения культуры и искусства:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Особенности планирования и учета субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

В силу ст. 78.1 БК РФ бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Как доводятся до учреждений эти средства? В каком порядке осуществляются планирование и расчет субсидий? Каким образом такие доходы отражаются в учете? Об этом и о многом другом мы поговорим в статье.

Основная деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), утвержденным и доведенным до них учредителем. Согласно ст. 69.2 БК РФ это задание для федеральных учреждений, учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений формируется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования (например, Постановление Правительства МО от 11.11.2010 N 981/52 «Об утверждении Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания государственными учреждениями Московской области»).

Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания предоставляется бюджетным и автономным учреждениям в том числе и на содержание имущества учреждений, закрепленного за ними или приобретенного за счет средств учредителя. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из соответствующего бюджета устанавливаются Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией (ст. 78.1 БК РФ) (например, Постановление Правительства МО от 17.04.2012 N 507/14 «Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели государственным бюджетным и автономным учреждениям Московской области»).

В соответствии с утвержденными порядками предоставление субсидии государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям осуществляется на основании соглашения о порядке и об условиях их предоставления (далее — Соглашение).

Соглашение о порядке и об условиях предоставления субсидии

Соглашение между учредителем и учреждением является составной частью любого государственного задания. Примерная форма Соглашения для федеральных бюджетных учреждений утверждена Приказом Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 138н/528.

Типовая форма Соглашения между учредителем и федеральным автономным учреждением утверждена Приказом Минэкономразвития России от 03.12.2008 N 423.

Обе формы Соглашения содержат общие определения прав, обязанностей и ответственности сторон, объемов и периодичности перечисления субсидии в течение финансового года.

Как типовая, так и примерная форма Соглашения подразумевают, что при его подписании органом, выполняющим функции учредителя, и самим бюджетным (автономным) учреждением оно должно быть конкретизировано. При этом конкретизация производится не только за счет указания даты исполнения обязательств и реквизитов сторон. Например, в нормативных актах регионального уровня прямо говорится: учредитель вправе уточнять и дополнять установленную форму Соглашения с учетом отраслевых особенностей. При этом ведомственные нормативные акты, вводя позволительные дополнения, конкретизируют в Соглашении:

  • цели, условия и порядок предоставления субсидий;
  • объемы выделяемых субсидий;
  • обязанности учреждения по выполнению заданий;
  • право учредителя на проведение проверок соблюдения условий, установленных Соглашением;
  • порядок возврата сумм, использованных учреждением, в случае установления по итогам проверок, проведенных учредителем, факта нарушения условий Соглашения, порядок и сроки представления отчетности об использовании субсидий;
  • показатели выполнения заданий, ответственность сторон и другие условия.

Соглашение строится по принципу обычного гражданско-правового договора.

Сроки предоставления субсидии

Сроки предоставления субсидии, как правило, фиксируются в соответствующем графике, являющемся неотъемлемой частью Соглашения. Соглашение с автономным учреждением предполагает выделение субсидии ежеквартально.

Вместе с тем в тексте Соглашения можно предусмотреть особые случаи исчисления сроков и построения графиков, например зафиксировать, что в случае, когда срок окончания выполнения работ (оказания услуг) переходит на следующий год, по решению учредителя субсидия возврату не подлежит, но учитывается при формировании государственного задания на очередной год. Указанные работы (услуги), а также средства субсидии на их выполнение необходимо отразить в государственном задании на очередной год без включения в общий объем субсидии в очередном году. В зависимости от специфики взаимоотношений хозяйствующих субъектов график может формироваться путем как пропорционального (по отношению к временному промежутку) предоставления денежных средств, так и определения иных параметров.

Например, можно установить, что учредитель осуществляет перечисление субсидии бюджетному учреждению равными долями четыре раза в год в следующие сроки:

  • 1/4 общего объема субсидии перечисляется в течение 10 рабочих дней со дня заключения Соглашения;
  • остаток общего объема субсидии перечисляется соответственно во II, в III и IV кварталах текущего года в течение 10 рабочих дней после получения учредителем отчетных сведений, указанных в соответствующем подпункте Соглашения, за предыдущий отчетный период.

Случаи изменения объемов субсидии

В Соглашении рекомендуется предусмотреть условия изменения установленного размера субсидии. Например, можно указать, что в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете для финансового обеспечения выполнения государственного задания, в последнее могут быть внесены соответствующие изменения. В обоснование таких изменений можно сослаться на то, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете на соответствующие цели.

Кроме того, необходимо сразу предусмотреть гарантию защиты экономических прав учреждения, установив, что изменение объема субсидии, предоставленной из бюджета бюджетному и автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного задания.

Стоит учесть, что в случае выполнения учреждением всех утвержденных в нем требований к объему и качеству государственных услуг (работ) сокращение объема финансового обеспечения госзадания в части уже оказанных государственных услуг, выполненных работ не допускается.

Рекомендуется закрытым перечнем зафиксировать в Соглашении основания для пересмотра объема финансового обеспечения выполнения учреждением государственного задания, например:

  • увеличение или уменьшение объема ассигнований, предусмотренных на оказание соответствующих государственных услуг (выполнение работ) в федеральном (региональном, муниципальном) бюджете;
  • выполнение государственного задания учреждением не в полном объеме или с качеством ниже установленного в государственном (муниципальном) задании;
  • выявление необходимости оказания учреждением государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) в количестве сверх установленного в государственном (муниципальном) задании;
  • выявление необходимости оказания учреждением дополнительных государственных (муниципальных) услуг (работ), не установленных в государственном (муниципальном) задании;
  • выявление необходимости перераспределения объемов государственного (муниципального) задания между учреждениями.

Обязательность пересмотра объема задания и размера субсидии также должна в договоре звучать четко.

Планирование и расчет субсидии

В настоящее время в нормативных документах, регламентирующих порядок предоставления субсидий, недостаточно четко прописано, в какие сроки, в какой последовательности и на основании каких документов должно осуществляться планирование объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) учреждениями. Поэтому заинтересованные должностные лица учреждения могут самостоятельно выработать определенную тактику при планировании финансово-хозяйственной деятельности. Также выбор правильной тактики позволит руководителю учреждения заранее знать, как может измениться сумма финансового обеспечения на содержание имущества в планируемом периоде. Соответствующие расчеты необходимо сделать до подписания руководителем учреждения Соглашения с учредителем.

Согласно п. 3 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671, государственное задание утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Следовательно, в тот же срок (то есть в течение месяца после принятия бюджета) учредитель должен довести до учреждения утвержденное ему задание и подписать с ним Соглашение.

Например, государственное (муниципальное) задание на очередной финансовый год бюджетному (автономному) учреждению должно быть доведено учредителем не позднее декабря текущего года. Также не позднее декабря текущего года между учредителем и учреждением должно быть подписано Соглашение о финансовом обеспечении выполнения задания в очередном году.

Объем финансового обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг, как правило, рассчитывается учредителем с учетом количественных показателей, установленных государственным (муниципальным) заданием, и соответствующих нормативных затрат.

Определение объема субсидии на содержание имущества производится с учетом плановых показателей (исходных данных), представленных учредителю подведомственными бюджетными и автономными учреждениями. В свою очередь, для представления этих сведений соответствующему учреждению необходимо определить налоговую базу по налогу на имущество, предполагаемое поступление и выбытие объектов нефинансовых активов, сумму тарифов на коммунальные услуги и т.п. При расчете суммы субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания в части содержания имущества рекомендуется провести следующие мероприятия.

Составить перечень имущества, закрепленного за учреждением и приобретенного за счет средств учредителя. Целью формирования такого перечня является определение остаточной стоимости имущества, являющегося налоговой базой по налогу на имущество, уплата которого осуществляется за счет средств субсидий. Перечень составляется по состоянию на 1 сентября или 1 октября текущего года в зависимости от срока представления данных учредителю.

Определить ожидаемую налоговую базу по налогу на имущество и землю на очередной финансовый год. С помощью ответственных должностных лиц учреждения составляется план поступления и выбытия объектов имущества по состоянию на 1 января и 31 декабря очередного финансового года. При составлении такого плана рекомендуется использовать график (прогноз) закупок товаров, который формируется специалистами, ответственными в учреждении за размещение заказов. На основе полученной информации об ожидаемом в очередном финансовом году объеме поступлений и выбытий объектов нефинансовых активов, а также данных перечня указанного выше имущества рассчитывается прогнозируемая сумма налога на имущество организаций. Кроме того, при необходимости производится расчет земельного налога и других расходов, связанных с содержанием имущества.

Рассчитать затраты на коммунальные услуги в планируемом периоде. На данном этапе бухгалтеру необходимо сделать прогноз расходов на коммунальные услуги в очередном финансовом году посредством запроса у специалистов по тепловой энергии и электроэнергии сведений об изменении тарифов и расчета на основании данных сведений исходя из фактически потребленных объемов тепловой энергии и электроэнергии в прошлом году. В случае изменения потребления тепловой энергии и электроэнергии (например, планируется ввод в эксплуатацию нового здания) или изменения характеристик имеющихся систем (в натуральных показателях) при получении таких сведений о тарифах производится расчет прогнозируемых коммунальных расходов с учетом увеличения/уменьшения потребления в натуральных показателях.

Обратите внимание! Расчет субсидии на содержание имущества в части коммунальных услуг на планируемый период производится исходя из 10% затрат на электроэнергию и 50% затрат на тепловую энергию от общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей (Приказ Минфина России N 137н, Минэкономразвития России N 527 от 29.10.2010 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений»).

Рассчитать «потери» в случае сдачи имущества в аренду. Согласно п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением, а также приобретенного за счет средств, выделенных ему учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется. Поэтому при планировании и расчете размера субсидии на финансовое обеспечение содержания имущества финансовым службам бюджетных и автономных учреждений необходимо четко знать сумму «потерь» в случае сдачи имущества в аренду.

Составить пояснительную записку для учредителя. Это завершающий этап расчета суммы субсидии на содержание имущества на очередной финансовый год. Все сведения, полученные в результате вышеуказанных мероприятий, а именно прогноз суммы налога на имущество организаций, суммы расходов на коммунальные расходы, других затрат с учетом «потерь» в сумме поступления в виде арендных платежей представляются учредителю в качестве исходных данных для определения объема субсидии на содержание имущества учреждения в очередном финансовом году.

Субсидия и учетная политика

Особенности отражения в бухгалтерском учете операций с субсидиями должны быть раскрыты в учетной политике учреждения.

Поскольку субсидия является одним из видов целевых средств, выделяемых учреждениям на определенный срок для достижения установленных целей, достижение соответствующих целей является одним из факторов, регламентирующих порядок отражения субсидий в бухгалтерском учете.

В учетной политике учреждения в целях бухгалтерского учета должно отражаться следующее:

  • момент начисления субсидий в качестве доходов;
  • перечень документов, служащих основанием для отражения операций с субсидиями.

Основанием для отражения субсидии в составе доходов для целей бухгалтерского учета рекомендуется считать отчет о целевом использовании средств, утвержденный учредителем.

Очевидно, что день утверждения такого отчета в данном случае будет считаться датой признания средств субсидий в доходах учреждения.

При этом в целях бухгалтерского учета возможны несколько вариантов отражения таких операций.

1. Начисление субсидии по факту достижения цели. Такой вариант начисления доходов позволяет учредителю не просто контролировать перечисление денежных средств учреждению, а отслеживать ситуацию с достижением целей, на которые дается субсидия. Другими словами, при использовании этого варианта начисление доходов осуществляется при подтверждении учредителем их целевого использования.

Пример 1. По Соглашению, заключенному между учредителем и образовательным бюджетным учреждением, размер субсидии на выполнение государственного задания на 2012 г. составляет 8 000 000 руб. Перечисление денежных средств согласно календарному плану в 2012 г. производится учредителем ежеквартально в размере 2 000 000 руб. не позднее 12-го числа первого месяца квартала на лицевой счет учреждения, открытый в ОФК.

Кроме того, в соответствии с условиями Соглашения учреждение не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет учредителю отчет о выполнении задания за истекший квартал.

В бухгалтерском учете учреждения за I квартал 2012 г. операции по начислению доходов в виде субсидии отражаются следующим образом.

Поступили денежные средства на лицевой счет учреждения согласно выписке за 12 января — 2 000 000 руб.:

Дебет счета 4 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета 4 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

В этом случае полученная учреждением субсидия на I квартал по состоянию на 1 апреля в доходах не отражается, поскольку на отчетную дату учредителем не подтверждено целевое использование данных средств.

Во II квартале (10 апреля) на основании утвержденного учредителем отчета об использовании субсидий делаются записи по начислению дохода на сумму 2 000 000 руб.:

Дебет счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы».

2. Начисление доходов по факту поступления субсидии. В учетной политике учреждения можно предусмотреть начисление доходов в виде субсидий в момент поступления их на лицевой (расчетный) счет учреждения. В этом случае учреждение одновременно делает бухгалтерские записи по поступлению денежных средств и по начислению доходов.

Пример 2. Рассмотрим порядок отражения операций по начислению доходов в момент поступления средств на лицевой счет учреждения, воспользовавшись условиями примера 1.

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны такие записи:

  • поступили денежные средства на лицевой счет учреждения согласно выписке за 12 января — 2 000 000 руб.:

Дебет счета 4 201 11 510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»

Кредит счета 4 205 81 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам».

Одновременно поступившую сумму следует отразить на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

  • начислен доход (12 января) — 2 000 000 руб.:

Дебет счета 4 205 81 560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»

Кредит счета 4 401 10 180 «Прочие доходы».

Такой способ с точки зрения совершения учетных операций наиболее простой. Однако он не позволяет учредителю контролировать ни ход выполнения задания, ни целевое использование средств.

Н.Курочкина

Эксперт журнала

«Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Совершенствование механизмов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания

В продолжение тематики предыдущей статьи рассмотрим способы учета изменения объема государственного (муниципального) задания по независящим от государственных (муниципальных) учреждений причинам.
На практике возможны несколько вариантов использования процентов выбытия:

  • единый процент выбытия (отсева) для всех учреждений, реализующих одну и ту же услугу,
  • индивидуальный процент выбытия, не превышающий оптимальный процент.
  • В случае использования единого процента выбытия, необходимо учитывать следующие особенности:

    1. анализ данных в динамике может выявить то, что в рамках одного учреждения из года в год число выбывших в процентном соотношении от списочной численности потребителей услуг сильно меняется.
    2. Например, по образовательным организациям СПО в «Учреждении 1» в 2016 годы процент отсева был почти в 2 раза выше по сравнению с 2017 годом (5,04% и 2,44% соответственно) (рисунок 1). Аналогичная ситуация с разрывом значений в 2 раза и выше наблюдается по 15 учреждениям СПО из 49-ти проанализированных. Таким образом, для установления единого процента выбытия в нормативных правовых документах того или иного уровня власти должен быть предусмотрен коридор возможных отклонений значений показателей объема, в рамках которого государственное (муниципальное) задание считается выполненным. Если такой коридор не установлен, то более точным при планировании среднегодового контингента будет подход использования индивидуального процента выбытия.

      Рисунок 1. Пример анализа выбывших в процентном соотношении от списочной численности учащихся по государственным образовательным организациям СПО

    3. выявленный высокий разброс значений процента отсева потребителей услуг в рамках одного государственного (муниципального) учреждения в динамике (в случае большого числа учреждений с высоким разбросом из общей анализируемой выборки) косвенно и по факту также будет означать, что применение нескольких значений процента выбытия для установленных групп учреждений (единый процент выбытия в рамках соответствующей группы) также нецелесообразно.
    4. Данный тезис может быть проиллюстрирован в рассматриваемом примере по результатам анализа процента выбытия учащихся по не зависящим от образовательных организаций СПО причинам: проанализированные образовательные организации не сохраняют из года в год свое место в той или иной группе учреждений. Например, при формировании трех групп учреждений (I группа: до 5% отсева, II группа: от 5% до 10% отсева, III группа: от 10% до 15% отсева) менялся их состав за анализируемый период из года в год: в 2016 году в I группу входило 25 из анализируемых учреждений СПО, в 2017 году в I группу входило уже 29 учреждений, в 2018 (по состоянию за 9 отчетных месяцев) – 31. С остальными группами – аналогичная ситуация как по составу, так и по числу учреждений.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в условиях высокого разброса значений показателей процента выбытия (отсева) как между учреждениями, так и по одному учреждению в динамике, целесообразно использовать вариант ежегодного расчета индивидуальных процентов выбытия, но не выше оптимального уровня, определенного методом ретроспективного анализа как можно за более длительный период.
    В случае, когда разброс значений показателей процента выбытия (отсева) низкий, целесообразно применять единый процент выбытия (отсева) для всех учреждений (или для групп учреждений), реализующих одну и ту же услугу.
    Определение показателей объема государственных (муниципальных) услуг напрямую влияет на величину субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, с одной стороны, и косвенно на размер базовых нормативов, с другой стороны. Причина влияния значений показателей объема на размер базовых нормативов в том, что в расчете нормативов учитывается такой параметр, как количество потребителей, получающих ту или иную государственную (муниципальную) услугу совместно. Например, наполняемость классов, групп в образовании, вместимость зрительных залов, численность экскурсионных групп в культуре и т.п.
    Так, прозрачная методология определения показателей объема государственных (муниципальных) услуг является одним из важных элементов планирования финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.
    Вторым равнозначным элементом является механизм нормативного финансирования, особенности совершенствования которого будут рассмотрены в следующей статье.
    Продолжение следует.

    Финансовое обеспечение выполнения государственного задания

    Бюджетирование, ориентированное на результат нацелено на установление прямой зависимости между затратами на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и результатами их предоставления. Такую зависимость устанавливает расчетно-нормативный подход к финансовому обеспечению выполнения государственного задания.

    Финансовое обеспечение государственного задания осуществляется для казенных учреждений — в рамках сметы, для бюджетных и автономных учреждений — в виде субсидии. Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания».

    Порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным государственным (муниципальным) услугам (работам) устанавливается в соответствии с № 671 федеральными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных учреждений по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.

    Расчет нормативных затрат осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 29.10.2010 №527/137н «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений» (далее — Приказ № 527/137н). Данными методическими рекомендациями, утверждены три метода для расчет нормативных затрат: структурный, нормативный, экспертный.

    Нормативный

    Предполагает определение структуры затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги (выполнение работы) и отдельный расчет каждой составляющей нормативных затрат исходя из требований к качеству и условиям оказания государственной (муниципальной) услуги (выполнения работы) (например, расчет заработной платы преподавателя на одного студента (ученика) исходя из требований к учебному плану, количеству преподавателей, количеству студентов (учеников) и ставки оплаты труда, принятой в учреждении). В случае, если существуют утвержденные нормативы, выраженные в натуральных показателях, в том числе нормативы питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, нормы потребления расходных материалов, нормативы затрат рабочего времени, нормативы снижения объемов потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иные натуральные показатели, необходимые для оказания государственной услуги должного качества, указанные нормативы используются при определении нормативных затрат.

    В случае отсутствия утвержденных нормативов (натуральных показателей) и/или соответствующих стандартов оказания государственной (муниципальной) услуги (выполнения работы) учредитель в целях определения нормативных затрат может самостоятельно установить нормативы, выраженные в натуральных показателях.

    Таким образом, нормативный метод чаще всего применяется в части затрат, имеющих прямое отношение к оказанию конкретной государственной (муниципальной) услуги (выполнению работы) (заработная плата специалистов, оказывающих услугу, используемые при оказании данной услуги материалы и иные прямые затраты).

    Структурный

    Предполагает определение отдельных статей расходов пропорционально выбранному основанию, например, пропорционально:

    • · затратам на оплату труда с начислениями персоналу, участвующему в оказании услуги;
    • · площади помещения, используемого для оказания услуги;
    • · объему оказываемых услуг в случае, если они имеют одинаковую единицу измерения объема (чел., тыс. чел., посещений и т. д.).

    Например, расходы на общехозяйственные нужды, затраты, связанные с использованием имущества и т. п., распределяются между государственными (муниципальными) услугами (работами) пропорционально (в том числе с применением поправочных коэффициентов для разных типов затрат) затратам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда основного персонала.

    Экспертный

    Данный метод рекомендуется использовать, если невозможно определить долю одной или нескольких статей расходов в общей сумме расходов на оказание государственной (муниципальной) услуги (выполнение работы). При применении экспертного метода нормативные затраты в отношении соответствующих затрат (расходов) определяются на основании экспертной оценки, например:

    • · оценка доли затрат (в частности, трудозатрат, расходных материалов, коммунальных платежей) в общем объеме затрат, необходимых для оказания государственной (муниципальной) услуги (выполнения работы), и др.;
    • · количество обращений потребителей государственной (муниципальной) услуги (работы);
    • · оценка условного объема площадей, необходимых для оказания государственной (муниципальной) услуги (работы).

    Нужно отметить, что учредитель вправе выбирать наиболее приемлемый метод(или их комбинацию) для расчета затрат с учетом специфики учреждения и особенностей предоставляемых им государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).

    Однако у каждого метода существуют свои достоинства и недостатки.

    К примеру, нормативный метод может быть не всегда целесообразен, т.к. данный метод подразумевает то, что организация утвердила нормы для каждого показателя своих затрат, но не все затраты государственного (муниципального) учреждения можно нормировать. Но с другой стороны, подобные жесткие нормы могут являться своеобразным мерилом качества предоставляемых услуг, позволяя установить взаимосвязь между затратами и результатом.

    Экспертный метод является некомпетентным в тех случаях, когда установлены четкие нормы, однако, в случаях, когда затраты невозможно пронормировать, он незаменим.

    Преимущество структурного метода заключается в том, что он позволяет определить нормативы затрат даже в тех случаях, когда они не утверждены учредителем.

    Таким образом, возникает ситуация, когда необходимо прибегать к смешанному методу расчета затрат с учетом отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственной (муниципальной) услуги.

    Помимо этого, согласно разделу III Методических рекомендаций, утвержденных совместным Приказом № 527/137н, при расчете нормативных затрат для определения объема субсидии на выполнение государственного задания учитываются:

    • · Нормативные затраты, напрямую связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги (выполнением работы), включающие в себя:
      • — нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной (муниципальной) услуги (выполнении работы). Определяются исходя из потребности в количестве персонала по категориям с учетом норм труда, принимающего непосредственное участие в оказании государственной (муниципальной) услуги (выполнении работы), в соответствии с действующей системой оплаты труда.
      • — Нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги (выполнения работы), которые определяются, исходя из нормативных объемов потребления материальных запасов или фактических объемов потребления материальных запасов за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении и включат в себя затраты на приобретение материальных запасов, непосредственно используемых для оказания государственной (муниципальной)услуги (выполнения работы);
      • — иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги (выполнением работы);
    • · Нормативные затраты на общехозяйственные нужды (косвенные затраты), включающие в себя:
    • — нормативные затраты на коммунальные услуги, которые определяются обособленно по видам энергетических ресурсов, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с учетом требований обеспечения энергоэффективности и энергосбережения или исходя из фактических объемов потребления коммунальных услуг за прошлые годы с учетом изменений в составе используемого при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) особо ценного движимого и недвижимого имущества;
    • — нормативные затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленных за государственным (муниципальным) учреждением на праве оперативного управления или приобретенных им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, и недвижимого имущества, находящегося у учреждения на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), которые могут быть детализированы следующим образом:
      • а) на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;
      • б) на аренду недвижимого имущества;
      • в) на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;
      • г) иные затраты на содержание недвижимого имущества;
    • — нормативные затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества, закрепленных или приобретенных учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества;
    • — нормативные затраты на приобретение услуг связи и транспортных услуг, которые определяются исходя из нормативов или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном и стоимостном выражении;
    • — прочие нормативные затраты;
    • · Нормативы на содержание имущества, которые рассчитываются с учетом следующих затрат:
    • — на потребление электрической энергии в размере 10% общего объема затрат на указанный вид коммунальных платежей;
    • — на потребление тепловой энергии в размере 50% общего объема затрат на указанный вид коммунальных платежей;
    • — на уплату налогов, в качестве объекта обложения которыми признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закреплено за учреждением или приобретенное за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки.

    Таким образом, расчет нормативных затрат является важнейшей частью процесса формирования выполнения государственного задания: при отсутствии четких обоснований расчета нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), формирования задания является чисто формальным инструментом, который не представляет собой никакой практической ценности в повышении эффективности бюджетных расходов и качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ).

    Кроме того, необходимо отметить, что порядок и условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение государственного задания определяется соответствующим соглашением, примерная форма которого утверждена совместным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. № 528/138н «Об утверждении примерной формы соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания».

    Предметом подобного Соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

    Оно также включает в себя права, обязанности и ответственность сторон, срок действия соглашения, а также графики перечисления денежных средств.

    Подобные графики составляются исходя из:

    • · Положений закона ( решения) о бюджете
    • · Положений правовых актов, определяющих меры по реализации бюджета.

    Так в 2013 году, исходя из положений пункта 13 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 года № 1272 » О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» субсидия подлежит перечислению федеральным бюджетным и автономным учреждениям (за исключением учреждений, оказание услуг ( выполнение работ) которых зависит от сезонных условий, если органов, осуществляющим функции и полномочия учредителя, не установлено иное) не реже 1 раза в квартал в сумме не превышающей:

    • · 25 процентов годового размера субсидии в течение первого квартала;
    • · 50 процентов ( для образовательных бюджетных и автономных учреждений — 65 процентов) годового размера субсидии в течение первого полугодия;
    • · 75 процентов годового размера субсидии в течение 9 месяцев.

    Такой порядок позволяет повысить эффективность учреждений, создавая стимулы для сокращения внутренних издержек и экономии средств, полученных из бюджета.

    Отражение операций ГРБС у подведомственного учреждения по предоставлении субсидии

    Бухучет субсидий на госзадание

    Как бюджетному и автономному учреждению учитывать субсидии на выполнение госзадания

    В бухучете субсидии на госзадание учитывайте на счете 205.00 «Расчеты по доходам» по КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» (п. 21, 197 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). Не забудьте отразить субсидию и на счетах санкционирования. Как это сделать, см. Как отразить в бухучете плановые назначения, утвержденные планом ФХД.

    В доходах субсидию отразите по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг» ( раздел V указаний, утв. приказом Минфина от 01.07.2013 № 65н). В зависимости от даты соглашения о субсидии учтите ее либо в текущих, либо в будущих доходах.

    Счет 205.00 корреспондирует со счетом 4.401.10.130 «Доходы от оказания платных услуг», если учредитель подписывает соглашение и перечисляет субсидию в одном и том же году. Проводки делайте на дату предоставления субсидии по условиям соглашения и графика.

    Если учредитель заключает соглашение в одном году, а субсидию перечисляет в следующем, счет 205.00 отразите с кредитом счета 4.401.40.130 «Доходы будущих периодов». В доходы текущего года переносите субсидию постепенно – на дату перечисления по графику.

    Такие разъяснения даны в письме Минфина от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

    Учет на счете 205.00 ведите в журнале операций расчетов с дебиторами по доходам ( ф. 0504071). Аналитику раскрывайте в этом журнале или в карточке учета средств и расчетов ( ф. 0504051). Об этом – в пунктах 200–201 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

    В учете бюджетных учреждений:

    Субсидию на госзадание отражайте проводками:

    Дебет счета Кредит счета
    Соглашение подписано до года, в котором учредитель перечислит субсидию
    1. Начислен доход будущих периодов на дату заключения соглашения о субсидии 4.205.31.560 4.401.40.130
    2. Переведена субсидия из доходов будущих периодов в текущие доходы – в сумме и на дату поступления субсидии по графику 4.401.40.130 4.401.10.130
    Соглашение подписано в том же году, в котором учредитель перечислит субсидию
    3.

    Начислен доход от субсидии на госзадание.

    Проводку сделайте в сумме и на дату поступления субсидии по графику. Например, за I квартал начислите 25 процентов суммы

    4.205.31.560 4.401.10.130
    Субсидия поступила на лицевой счет(независимо от даты соглашения)
    4. Поступила субсидия на лицевой счет
    (основание – выписка со счета)
    4.201.11.510 4.205.31.660
    Увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 130, КОСГУ 130)
    В текущем году субсидию на госзадание увеличили
    5. Начислен доход на сумму увеличения субсидии 4.205.31.560 4.401.10.130

    Такой порядок следует из пунктов 72, 93, 150, 158 Инструкции № 174н, письма Минфина от 01.04.2016 № 02-06-07/19436.

    Если учредитель до конца года перечислил субсидию не в полном объеме, то на счете 4.205.31.000 будет дебиторская задолженность ( письмо Минфина от 28.04.2015 № 02-05-10/24457).

    Если в текущем году объем задания сократили и субсидию уменьшили – о чем подписали допсоглашение, доход сторнируйте. А если к этому времени учредитель перечислил субсидию полностью – верните сокращенную часть в бюджет.

    Субсидии на госзадание

    Субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение работ доводите бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с госзаданием (ч. 2, 4 ст. 4 Закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, п. 3, 6 ст. 9.2 Закона от 12.11.1996 № 7-ФЗ). Дополнительно подпишите с учреждением соглашение о субсидии. Подробнее.

    КВР и КОСГУ

    На какой вид расходов и код КОСГУ учредителю отнести предоставление подведомственным учреждениям субсидий на госзадание

    Перечень и правила применения видов расходов едины для всех бюджетов. Поэтому независимо от уровня бюджета при предоставлении субсидий на госзадание применяйте следующие коды:

    • 611 «Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)»;
    • 621 «Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)».

    В бухучете и отчетности расходы на предоставление субсидий на госзадание подведомственным бюджетным и автономным учреждениям отражайте по статье КОСГУ 241 «Безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям». То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 401.20.241, 302.41.

    Как в учете учредителя отразить предоставление субсидий на госзадание подведомственным учреждениям

    В бюджетном учете операции по предоставлению подведомственным учреждениям субсидий на выполнение госзадания отразите так.

    Операции по санкционированию отразите проводками:

    Дебет КРБ.1.501.02.241 Кредит КРБ.1.501.03.241
    – доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на выполнение госзадания до главного распорядителя бюджетных средств как получателя бюджетных средств;

    Дебет КРБ.1.501.03.241 Кредит КРБ.1.502.01.241
    – приняты бюджетные обязательства по предоставлению подведомственным учреждениям субсидии на выполнение госзадания в сумме заключенных соглашений (в пределах доведенных на соответствующий период лимитов бюджетных обязательств);

    Дебет КРБ.1.502.01.241 Кредит КРБ.1.502.02.241
    – приняты денежные обязательства по предоставлению подведомственным учреждениям субсидии на выполнение госзадания – на дату предоставления субсидии по условиям соглашения.

    При этом в 22 разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года.

    Если в бюджетной смете расходы детализированы по КОСГУ, то и счета санкционирования (500.00) детализируйте.

    Учет принятых бюджетных и денежных обязательств ведите на основании документов, подтверждающих их принятие. Таким документом является соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии. Принятие бюджетных обязательств по предоставлению субсидий отразите в сумме заключенного соглашения на дату предоставления субсидии (по условиям соглашения) вне зависимости от факта ее перечисления. А принятие денежных обязательств – на дату перечисления субсидии в соответствии с графиком, указанным в соглашении (в сумме перечислений).

    Такой порядок следует из пунктов 134, 140, 141 Инструкции № 162н, Инструкции к Единому плану счетов № 157н (п. 309, 318, счета 501.00, 502.00) и разъяснен в письме Минфина от 05.04.2013 № 02-06-07/11164, подпункте «и» пункта 1 письма Минфина от 21.01.2013 № 02-06-07/155.

    Расходы по предоставлению субсидий в учете отразите проводками:

    Дебет КРБ.1.401.20.241 Кредит КРБ.1.302.41.730
    – начислены субсидии на выполнение госзадания на основании соглашения и графика перечисления субсидий (другого документа, заключенного между учредителем и учреждением);

    Дебет КРБ.1.302.41.830 Кредит КРБ.1.304.05.241
    – перечислены субсидии на выполнение госзадания подведомственному учреждению (на основании выписки с лицевого счета).

    Такой порядок установлен пунктами 102, 111 Инструкции № 162н, Инструкцией к Единому плану счетов № 157н (счета 302.00, 304.05, 401.20).

    На конец года учреждение госзадание выполнило, а вы перечислили субсидию не в полном объеме? Тогда на счете 1.302.41.000 возникнет кредиторская задолженность ( письмо Минфина от 28.04.2015 № 02-05-10/24457). Эту кредиторку не сторнируйте, ведь если объем госзадания и соглашение не менялись, субсидию выделять в меньшем объеме нельзя.

    Пример, как отразить в учете учредителя операции по предоставлению подведомственному федеральному учреждению субсидии на выполнение госзадания

    Федеральное агентство по атомной энергии (учредитель) заключило с подведомственным учреждением «Альфа» соглашение о предоставлении субсидии на госзадание 30 декабря 2017 года. Общая сумма субсидии – 10 000 000 руб.

    Частью соглашения является график предоставления субсидии учреждению. В соответствии с графиком субсидия перечисляется «Альфе» в равных долях (25%):

    за I квартал – до 14 января;
    за II квартал – до 10 апреля;
    за III квартал – до 8 июля;
    за IV квартал – до 7 октября.
    Учредителю лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии подведомственным учреждениям были доведены 12 января 2018 года. В соответствии с графиком субсидия на I квартал перечислена учреждению 13 января 2018 года в размере 2 500 000 руб. (10 000 000 руб. × 25%).

    В учете бухгалтер агентства сделал следующие проводки.

    12 января:

    Дебет КРБ.1.501.12.241 Кредит КРБ.1.501.13.241
    – 10 000 000 руб. – доведены ЛБО на предоставление субсидии на выполнение госзадания подведомственным учреждениям (учредителю как получателю бюджетных средств);

    Дебет КРБ.1.501.13.241 Кредит КРБ.1.502.11.241
    – 10 000 000 руб. – приняты бюджетные обязательства по предоставлению подведомственным учреждениям субсидии на выполнение госзадания в сумме заключенного соглашения.

    13 января:

    Дебет КРБ.1.502.11.241 Кредит КРБ.1.502.12.241
    – 2 500 000 руб. – приняты денежные обязательства по предоставлению субсидии на выполнение госзадания (по условиям соглашения);

    Дебет КРБ.1.302.41.830 Кредит КРБ.1.304.05.241
    – 2 500 000 (10 000 000 руб. × 25%) – перечислены субсидии на выполнение госзадания подведомственному учреждению (на основании выписки с лицевого счета).

    14 января (дата предоставления субсидии в соответствии с условиями соглашения):

    Дебет КРБ.1.401.20.241 Кредит КРБ.1.302.41.730
    – 2 500 000 руб. (10 000 000 руб. × 25%) – начислены субсидии на выполнение госзадания на основании соглашения и графика перечисления субсидий.

    В учете учреждения в декабре 2017 года(на дату подписания соглашения) отразите в учете начисления дохода будущих периодов:

    Дебет 4.205.31.560 Кредит 4.401.40.130 – Начислен доход будущих периодов на дату заключения соглашения о субсидии

    В учете учредителя в декабре 2017 года(на дату доведения ЛБО)

    Дебет КРБ.1.501.22.241 Кредит КРБ.1.501.23.241– доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на выполнение госзадания до главного распорядителя бюджетных средств как получателя бюджетных средств на очередной финансовый год;

    Дебет КРБ.1.501.23.241 Кредит КРБ.1.502.21.241– приняты бюджетные обязательства по предоставлению подведомственным учреждениям субсидии на выполнение госзадания в сумме заключенных соглашений (в пределах доведенных на очередной финансовый год лимитов бюджетных обязательств).

    В 2018 году отразите перенос показателей ЛБО, которые довели ГРБС к распределению, подробнее в рекомендации

    >Субсидия на выполнение госзадания

    Государство не только распределяет финансы, но и предоставляет гражданам различные услуги. Они закрепляются в государственных заданиях (далее — ГЗ или госзадание) бюджетных, автономных организаций. Однако, как и любой товар, подобные услуги тоже имеют стоимость. Субсидия на выполнение государственного задания — это средства, которые государство выделяет на исполнение госуслуг. Они могут как полностью покрывать затраты, так и частично. Порядок финансирования осуществляется через денежное обеспечение государственного задания (ст. ст. 69.2, ст. 78.1 БК РФ) и устанавливается учредителем. Алгоритм действий можно представить так:

    • исполнительная ветвь власти в лице каждого субъекта, министерства и ведомства, устанавливает перечень услуг, которые будут предоставляться, на основании общероссийского вбазового (отраслевого) перечня;
    • определяет нормативную стоимость каждой госуслуги;
    • утверждает, как учредитель ГЗ, виды и стоимость услуг;
    • закрепляет наименование и код субсидии на выполнение государственного задания по каждой услуге;
    • утверждает (согласовывает) план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), в котором определяет порядок финансового обеспечения ГЗ и в целом организации;
    • разрабатывает форму соглашения о порядке предоставления финансирования, где определяет график перечисления субсидии на выполнение государственного задания и т.д.

    Наиболее широкое распространение субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания получили в бюджетных и автономных учреждениях.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *