Налоговая учетная политика

Для чего нужна налоговая учетная политика

Для расчета своих налоговых обязательств налогоплательщику, как правило, недостаточно данных бухгалтерского учета. Для правильного определения налоговой базы и суммы налога к уплате ведется налоговый учет. При этом мы отмечали в отдельном материале, что налоговый учет не ограничивается одним лишь налогом на прибыль. Учетная политика, содержащая правила ведения налогового учета, необходима всегда, когда действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность тех или иных методов учета или отдельные вопросы вообще не урегулированы. Поэтому при составлении Учетной политики для налогового учета наряду с налогом на прибыль, речь может идти об НДС, налоге на имущество и т.д.

На практике учетная политика для целей налогообложения формируется обычно именно плательщиками налогов в рамках ОСНО, поскольку для них бухгалтерский и налоговый учет характеризуется наибольшим количеством различий, а сам налоговый учет, к примеру, прибыли и НДС, – множественностью подходов.

Как оформить учетную политику для целей налогообложения

Налоговая учетная политика оформляется либо как отдельный документ, либо как приложение к бухгалтерской учетной политике и утверждается руководителем организации.

Учитывая, что ведение учета без использования специализированных бухгалтерских программ в настоящее время редкость, особенности налоговой учетной политике должны быть указаны и в применяемой бухгалтерской программе (к примеру, 1С). Ведь если не указаны параметры учетной политики налогового учета (о чем на экране компьютера может появляться соответствующее предупреждение), рассчитать в автоматическом режиме свои налоговые обязательства и в целом вести верно налоговый учет в программе не получится.

Так, при формировании учетной политики организации в целях расчета налога на прибыль надо, в частности, предусмотреть:

  • метод определения доходов и расходов (начисления или кассовый);
  • метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) и факт применения амортизационной премии;
  • методы списания материалов и товаров, а также порядок определения покупной стоимости товаров;
  • метод оценки НЗП;
  • факт создания налоговых резервов.

В части, НДС, например, в учетной политике могут быть предусмотрены вопросы ведения учета при наличии облагаемых и необлагаемых НДС операций, нумерации счетов-фактур при наличии обособленных подразделений и т.д.

Для учетной политики для целей налогового учета образец можно найти на нашем сайте, где, воспользовавшись Конструктором учетной политики, можно сформировать и распечатать Учетную политику с учетом особенностей деятельности.

Источник: Журнал «Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение»

Документ, аналогичный бухгалтерской учетной политике, но применяемый в целях налогообложения, сложнее составить из-за того, что каких-либо указаний и рекомендаций по его составлению нет. Поэтому бухгалтерам только и остается, что разрабатывать налоговую политику приблизительно так же, как и бухгалтерскую, но руководствуясь нормами налогового законодательства. В данной статье мы предлагаем выделить основное, что следует указать в этом немаловажном документе в части тех налогов, плательщиком которых признается спортивное учреждение.

Что такое налоговая политика?

Учетная политика для целей налогообложения – это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ). Этот термин упоминается во многих статьях, в которых рассматриваются те или иные вопросы налогообложения, налогового учета, подлежащие, в свою очередь, отражению в учетной политике для целей налогообложения. Кроме того, целесообразно утвердить в данной учетной политике решения отдельных вопросов, которые не были раскрыты при регламентации расчетов с бюджетом по тому или иному налогу либо не имеют однозначного толкования.

Налоговая политика, как и бухгалтерская, утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения (организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом налоговая политика, принятая вновь созданным юридическим лицом, утверждается не позднее окончания первого налогового периода, а применяется со дня со­здания организации или учреждения. Учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений юридического лица (п. 12 ст. 167 НК РФ). Если учреждение физической культуры и спорта начало заниматься новыми видами деятельности, то оно должно в своей налоговой политике определить принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности (абз. 7 ст. 313 НК РФ), что можно сделать в течение налогового периода.

Бухгалтеру нет необходимости каждый год утверждать учетную политику для целей налогообложения заново, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций или объектов налогообложения производится при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в налоговую политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений (ст. 313 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 27.06.2014 № ГД-4-3/12247).

Налог на прибыль

В правилах исчисления данного налога, описанных в гл. 25 НК РФ, термин «учетная политика для целей налогообложения» встречается наиболее часто. Начнем с того, что в названном документе следует определить порядок признания доходов (п. 3 ст. 248 НК РФ): по методу начисления (ст. 271 НК РФ) или по кассовому методу (ст. 273 НК РФ). То же самое нужно сделать по учитываемым налоговым расходам (п. 5 ст. 252 НК РФ). Кассовый метод описан в ст. 273 НК РФ, метод признания по начислению – в ст. 272. У обычных налогоплательщиков – коммерческих организаций данный вопрос является базовым. У коллег – некоммерческих организаций ключевой проблемой, которую следует решить в налоговой политике, является раздельный учет облагаемых и необлагаемых доходов и расходов по видам осуществляемой деятельности.

Раздельный учет. Требование о ведении названного учета для налогоплательщиков, получающих средства целевого финансирования, установлено пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего эти средства, они рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. Как именно вести раздельный учет доходов и произведенных за их счет расходов, в гл. 25 НК РФ не сказано, поэтому данный неурегулированный момент бухгалтер должен прояснить в налоговой политике.

Например, если в бухгалтерском учете учреждения доходы и расходы разделяются между уставной (целевой необлагаемой) и прибыльной (облагаемой) деятельностью, то регистры бухгалтерского учета могут быть использованы и как налоговые регистры, в которых ведется требуемый гл. 25 НК РФ раздельный учет. Если же в регистрах бухучета недостаточно информации, то налогоплательщик вправе сам дополнить их необходимыми реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные налоговые регистры (абз. 3 ст. 313 НК РФ).

Важно разграничить расходы на управление учреждением и другие затраты, относящиеся ко всем видам деятельности (так называемые косвенные). Изначально последние должны финансироваться за счет необлагаемых целевых поступлений, поскольку связаны с уставной деятельностью учреждений физической культуры и спорта. Но часть таких затрат может финансироваться еще и за счет приносящей доходы деятельности. Разделение косвенных расходов производится исходя из фактических объемов их финансирования.

Амортизируемое имущество. Правила определения такого имущества прописаны в ст. 256 НК РФ и их дополнять не нужно. Другое дело, что в налоговой политике следует выбрать метод начисления амортизации (п. 1 ст. 259 НК РФ) – линейный или нелинейный. Практика показывает, что выбор чаще делается в пользу более простого, хотя для снижения налоговой нагрузки лучше предпочесть сложный метод начисления амортизации.

Выбранный метод применяется ко всем основным средствам вне зависимости от даты их приобретения. Также вне зависимости от установленного в учетной политике для целей налогообложения метода линейный метод применяется в отношении зданий, сооружений, передаточных устройств, нематериальных активов, входящих в 8-ю – 10-ю амортизационные группы, независимо от срока их ввода в эксплуатацию (п. 3 ст. 259 НК РФ).

Допускается по решению руководителя, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, начисление амортизации по нормам ниже установленных гл. 25 НК РФ. Такое решение о фактическом применении понижающего коэффициента закрепляется вместе с выбором метода начисления амортизации. При реализации амортизируемого имущества налогоплательщиками, использующими пониженные нормы амортизации, остаточная стоимость таких объектов определяется исходя из фактически применяемой нормы амортизации (п. 4 ст. 259.3 НК РФ).

Амортизационная премия. Напомним, под такой премией подразумеваются капитальные расходы, которые можно учесть единовременно в размере не более 10% (30% – в отношении ОС 3-й – 7-й амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (исключение – полученные безвозмездно основные средства); расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ).

В частности, названная премия предусмотрена для амортизируемого имущества. Между тем не подлежит амортизации имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ). Поэтому лишь в части «предпринимательских» объектов ОС спортивного учреждения может применяться амортизационная премия.

Применение амортизационной премии является правом, а не обязанностью налогоплательщика. А значит, использование этого права должно быть закреплено в учетной политике учреждения для целей налогообложения, в которой нужно прописать размер данной премии и перечень объектов, к которым она применяется.

Материальные расходы. При определении размера данных затрат при списании сырья и материалов, используемых для оказания услуг, в налоговой политике устанавливается один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов (п. 8 ст. 254 НК РФ): по стоимости единицы запасов, по средней стоимости, по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО). В аналогичном порядке бухгалтер учреждения может оценить покупные товары, приобретенные для перепродажи, что также надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

Прямые и косвенные расходы. Если налогоплательщик определяет доходы и расходы по методу начисления, то расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные (п. 1 ст. 318 НК РФ). В названной статье дан перечень рекомендованных затрат, которые могут считаться прямыми, все остальные – это косвенные. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (абз. 8 п. 1 ст. 318).

Заметим, из приведенных норм следует, что деление расходов на прямые и косвенные обязательно для всех налогоплательщиков, как производящих продукцию, продающих товары, так и выполняющих работы и оказывающих услуги. Другой вопрос, что налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации, как и в случае с косвенными. Но в декларации по налогу на прибыль данные виды затрат все же показываются отдельно.

Резервирование расходов. Плательщики налога на прибыль – некоммерческие организации вправе создавать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Государственное (муниципальное) учреждение самостоятельно принимает решение о создании резерва предстоящих расходов и определяет в налоговой политике виды расходов, в отношении которых создается резерв (п. 1 ст. 267.3 НК РФ). Из наиболее часто встречающихся можно выделить расходы на ремонт (дорогостоящий) объектов ОС, а также на оплату отпусков персонала, пик которых приходится на лето.

Отдельно в учетной политике для целей налогообложения нужно сказать о резерве по сомнительным долгам. Он создается не столько в целях равномерного списания затрат, сколько для заблаговременного списания части задолженности, которая впоследствии из разряда сомнительной перейдет в разряд безнадежной. Поэтому в налоговой политике при формировании данного резерва целесообразно дать ссылку не на общую для некоммерческих организаций ст. 267.3 НК РФ, а на специальную ст. 266.

Как показывает практика, для резервирования расходов целесообразно предусмотреть отдельный налоговый регистр, в котором и отражать резервы по разным видам предстоящих расходов. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов налогоплательщик разрабатывает самостоятельно и устанавливает приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения (абз. 7 ст. 314 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

В расчетах с бюджетом по данному налогу «поле для маневра» у налогоплательщика невелико: в гл. 21 НК РФ все нюансы исчисления налога прописаны достаточно четко и ясно. Тем не менее есть вопрос, отданный на откуп налогоплательщику. Как, возможно, догадался читатель, речь идет о раздельном учете по облагаемым и не облагаемым НДС операциям. У учреждений физкультуры и спорта к последним относятся:

  • услуги по присмотру и уходу за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки (пп. 14 п. 2 ст. 149);
  • услуги населению по организации и проведению физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий (абз. 6пп. 4 п. 2 ст. 149);
  • реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия (пп. 13 п. 3 ст. 149);
  • предоставление в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий (пп. 13 п. 2 ст. 149).

Перечисленные операции относятся к необлагаемым (освобожденным от налогообложения). Все остальные операции, например реализация спортивных товаров и атрибутики, оказание консультационных и рекламных услуг спонсорам, не относящихся к образовательным, и другие не поименованные в ст. 149 НК РФ операции – облагаемые.

Нет необходимости перечислять в учетной политике спортивного учреждения облагаемые и необлагаемые операции, это можно сделать в отдельном приложении. В самой же политике важно описать порядок ведения раздельного учета. Фактически его базовые правила описаны в гл. 21 НК РФ и их не нужно дублировать в налоговой политике. В ней необходимо указать способ разделения НДС, предъявленного поставщиками по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Способ на самом деле простой: пропорция разделения «входного» НДС по косвенным расходам определяется исходя из доли стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) за налоговый период. Данная доля как раз и определяет ту часть НДС, которая включается в стоимость товаров (работ, услуг) и не предъявляется к вычету. Вся остальная часть «входного» НДС ставится к вычету в уменьшение налога, начисленного с облагаемых операций. Все это позаимствовано из п. 4 и 4.1 ст. 170 НК РФ. Зачем же это прописывать в налоговой политике?

Дело в том, что в учетной политике, вернее, в приложениях к ней, конкретизируются операции, не подлежащие и подлежащие обложению. Кроме этого, в ней легче описать налоговые правила, например, о том, что по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, бухгалтер вправе определять пропорцию, исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Проще говоря, пропорция определяется ежемесячно и лишь в последнем месяце – в целом за квартал.

Помимо этого, конкретизируя в учетной политике раздельный учет, бухгалтер получает дополнительный аргумент для правомерного применения освобождения от НДС, прописанного в ст. 149 НК РФ. Ведь именно в данной статье установлено требование о ведении раздельного учета при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций.

Неурегулированным вопросом ведения раздельного учета по НДС является начисление налога с получаемых налогоплательщиками так называемых обезличенных предоплат (под осуществление облагаемых и необлагаемых операций). Чаще всего данные авансы получают продавцы товаров, с реализации которых НДС начисляется по разным налоговым ставкам. Целевое финансирование и поступления от приносящей доходы деятельности не могут быть объединены или обезличены. При оказании услуг, как правило, указывается наименование конкретной услуги, под которую перечисляются деньги, поэтому бухгалтер может определить налоговую природу аванса (облагаемый или необлагаемый). Следовательно, весь его раздельный учет заключается в том, чтобы оформлять документы (договоры, счета на предоплату и т. д.) правильно, не допуская неопределенности в квалификации «авансовой» операции для целей налогообложения.

Куда нужно представлять налоговую политику?

Действующее законодательство не содержит требования о представлении налоговой политики как декларации в налоговые органы. При этом камеральная проверка отчетности проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). Вместе с тем проверяющие не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено законодательством (п. 7 ст. 88). Как видим, ни в той, ни в другой норме об учетной политике для целей налогообложения не сказано, а в числе документов, представляемых в налоговый орган, она прямо не поименована. Значит, делать это не обязательно, но можно пойти навстречу инспекторам при возникновении у них вопросов, так как в противном случае они затребуют налоговую политику в ходе выездной проверки, а налогоплательщик должен будет ее представить как документ, предусмотренный НК РФ. Неисполнение этого требования может быть квалифицировано как непредоставление налоговому органу сведений для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ).

* * *

Подведем итог. Нет необходимости переписывать в налоговой политике учреждения физической культуры и спорта нормативные акты. Нужно указать только те моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, а также описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. В статье мы выделили наиболее распространенные вопросы, включаемые в налоговую политику таких учреждений. Рассмотрены два налога – НДС и налог на прибыль, так как именно в части их учета есть варианты и налогоплательщику нужно принять решение самостоятельно. Что касается иных налогов, например налога на имущество и транспортного, при их исчислении на федеральном уровне все четко и предельно ясно установлено, налогоплательщику не из чего выбирать, разве что региональные власти иногда предоставляют возможность определиться с тем или иным нюансом налогообложения. Но такое встречается редко, поскольку любая неопределенность может обернуться налоговыми спорами. А при их разрешении грамотно написанная налоговая политика – это достаточно весомый аргумент в пользу налогоплательщика, который ревизорам сложно оспорить, в том числе в суде.

Приложение 2 к листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утв. Приказом ФНС РФ от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@.

Организационные аспекты налоговой учетной политики

Организация ведет налоговый учет в соответствии с требованиями, установленными НК РФ. Ответственность за организацию налогового учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации или лицо, на которое возложено исполнение функций и полномочий единоличного исполнительного органа.

Учетный процесс организации по налоговому учету основывается на принципах непрерывности, организационной и функциональной централизации.

АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ! С ROSCO БЫСТРО И ЛЕГКО!

Ведение налогового учета и составление налоговой отчетности осуществляется бухгалтерской службой организации.

Важно!

Главный бухгалтер организации подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение налогового учета, своевременное формирование и сдачу налоговой отчетности.

Для подтверждения данных налогового учета применяются:

  • первичные учетные документы (включая бухгалтерские справки), оформленные в соответствии с законодательством РФ. Первичные учетные документы бухгалтерского учета являются одновременно первичными учетными документами для целей налогового учета;
  • регистры налогового учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправления, с указанием даты и обоснования внесенного исправления.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА: РАЗДЕЛЬНЫЙ УЧЕТ НДС

Регистры налогового учета, бухгалтерские и иные справки подписываются лицами, в обязанности которых входит их составление, а также руководителями или заместителями руководителей, начальниками соответствующих структурных подразделений.


Формирование регистров налогового учета производится посредством процедур переноса соответствующих хозяйственных операций, отраженных на счетах бухгалтерского учета, в регистры налогового учета и их дальнейшей корректировки в ходе расчета налоговой базы.

Налоговый учет для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль ведется на бумажных носителях и в электронном виде с использованием автоматизированных средств – «1С. Бухгалтерия».

НЕОБХОДИМО ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ? ОБРАЩАЙТЕСЬ В ROSCO!

Особенности учетной политики

В налоговой учетной политике организации прописываются те способы учета, в отношении которых выполняется любое из условий:

  • законодательством предусмотрено несколько способов учета (например, несколько способов начисления амортизации), из которых организация может выбрать для себя наиболее подходящий;
  • способ учета законодательством не установлен (методика раздельного учета НДС при ведении облагаемой и не облагаемой этим налогом деятельности).


Приведем примерный перечень разделов, который подлежит раскрытию в налоговой учетной политике.

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

1.1. Налоговая база

Особенности ведения журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур (в части посреднической деятельности), книг продаж и книг покупок при расчетах по НДС

Реализация товаров (работ, услуг), имущественных прав, освобожденных от налогообложения и облагаемых по различным налоговым ставкам.
1.4. Особенности включения сумм НДС в состав налоговых вычетов, а также в стоимость товарно-материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов, восстановления налога
1.4.1. По суммам НДС, предъявленным поставщиками и подрядчиками при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (уплаченным при ввозе товаров на территорию РФ)
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА УСН «ДОХОДЫ МИНУС РАСХОДЫ»
1.4.2. По суммам НДС, предъявленным поставщиками и подрядчиками при приобретении основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов, а также реконструкции и модернизации основных средств (за исключением работ по капитальному строительству).
1.4.3. Особенности включения сумм НДС в стоимость товарно-материальных ценностей, основных средств и нематериальных активов. Восстановление налога.
2. Налог на прибыль
2.1. Организация налогового учета
2.2. Порядок признания доходов и расходов
2.3. Раздельный учет доходов и расходов
2.4. Доходы от реализации
2.5. Расходы, связанные с производством и реализацией
2.6. Порядок оценки незавершенного производства
2.7. Материальные расходы

2.8. Методы оценки сырья и материалов при списании их в производство
2.9. Оценка покупных товаров
2.10. Расходы на оплату труда
2.11. Состав и оценка амортизируемого имущества.
2.12. Метод и порядок начисления амортизации
2.13. Расходы на формирование резервов в целях исчисления налога на прибыль
2.14. Момент признания отдельных видов внереализационных доходов и расходов
2.15. Резерв по сомнительным долгам
2.16. Особенности признания расходов по процентам, начисленным по долговым обязательствам
2.17. Курсовые разницы
2.18. Деятельность обслуживающих производств и хозяйств
2.19. Налогообложение операций по передаче имущества в аренду (субаренду)
2.20. Методика расчета налога на прибыль по операциям с ценными бумагами
2.21. Перенос убытков на будущее
2.22. Исполнение обязанностей налогового агента

3. Налог на имущество
3.1. Объект налогообложения
3.2. Определение налоговой базы
3.3. Применение налоговых льгот
3.4. Расчет налога на имущество
4. Особенности исчисления и уплаты других налогов и сборов
4.1. Водный налог
4.2. Земельный налог
4.3. Транспортный налог
5. Приложения
5.1. Приложение 1. Особенности присвоения порядковых номеров счетам-фактурам и требования к заполнению отдельных показателей счетов-фактур в целях налогообложения по НДС
5.2. Приложение 2. Методика раздельного учета НДС по видам деятельности, облагаемым НДС в общем порядке, не облагаемым НДС, облагаемым НДС по ставке 0 процентов, и по операциям, не признаваемым объектом налогообложения, а также по операциям по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признается территория РФ
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Учетная политика для целей налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения может приниматься как вместе с учетной политикой для бухгалтерского учета, так и отдельным документом. Целесообразнее принять ее отдельным приказом — в таком случае будет проще вносить корректировки в случае их необходимости.

Понятие «учетная политика для целей налогообложения» дано в п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), согласно которому это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Таким образом, основная задача, которую надо решить организации при составлении учетной политики для целей налогообложения, — это выбор способов и методов учета доходов и расходов, применительно к которым законодательством предложена вариативность или по которым отсутствуют законодательные нормы.

Основными разделами положения об учетной политике для целей налогообложения являются:

общие и организационно-технические вопросы;

методологические аспекты. К общим и организационно-техническим вопросам организации налогового учета относятся:

распределение функциональных обязанностей работников бухгалтерии, назначение лиц, ответственных за ведение налогового учета;

применение аналитических регистров налогового учета;

технология обработки учетной информации.

Учетная политика формируется главным бухгалтером организации (фирмой, осуществляющей бухгалтерский учет на предприятии) на основе нормативных актов по бухгалтерскому учету и утверждается руководителем организации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» N 129-ФЗ утверждаются:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;


– формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

– методы оценки активов и обязательств;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Процесс формирования учетной политики организации включает:

– определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;

– выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

– выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;

– идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;

– отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;

– оформление избранной учетной политики.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. Поэтому, если она не меняется, каждый год снова принимать ее не надо. Налоговая учетная политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. При необходимости в принятую учетную политику можно вносить поправки, оформленные отдельным приказом. Впрочем, если изменений много, целесообразнее принять новую учетную политику.

Изменения в учетную политику можно вносить в двух случаях:

если организация решила изменить применяемые методы учета;

если внесены изменения в законодательство о налогах и сборах.

Разработка учетной политики начинается с тщательного изучения нормативных документов, которыми для целей налогового учета является Налоговый кодекс РФ, включающий в себя две основные главы: гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» и гл. 25 «Налог на прибыль организаций».

Учетная политика для целей налогового учета должна формироваться исходя из требования НК РФ, в соответствии с которым данные налогового учета должны отражать: порядок формирования суммы доходов и расходов; порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом периоде; сумму остатка расходов (убытка), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах; порядок формирования сумм создаваемых резервов; сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

В учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены: порядок и схема определения доли расходов (распределение прямых расходов между готовой продукцией и объектами незавершенного производства), а также состав и порядок формирования сумм отдельных резервов.

При формировании суммы доходов и расходов следует иметь в виду, что по целому ряду позиций требования налогового законодательства отличаются от положений по бухгалтерскому учету. Эти различия должны быть выделены особо, и при разработке форм первичных документов налогового учета целесообразно предусмотреть дополнительные графы или строки для наглядного представления этих расхождений.

В часть учетной политики, которая регулирует организацию налогового учета, следует включить пункты, определяющие: ответственного за организацию налогового учета; ответственного за ведение налогового учета; формы первичных документов и регистров налогового учета; график документооборота или сроки и состав документов, предоставляемых лицу, ведущему налоговый учет.

В части учетной политики для целей налогообложения, раскрывающей методологические аспекты, должны быть отражены следующие вопросы:

1. Дата признания отдельных видов доходов исходя из требований ст. 271 НК РФ, который определяет дату получения дохода для внереализационных доходов.

2. Условия, на которых заключены действующие кредитные договора, а также порядок распределения доходов или определения доли дохода, приходящийся на каждый отчетный период. Датой получения дохода является последний день отчетного периода — по доходам: в виде сумм восстановленных резервов; в виде распределенного в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе дохода; по доходам от доверительного управления имуществом; по иным аналогичным доходам.

3. Следует указать, в каких периодах предполагается получение дохода и, следовательно, отражение в налоговом учете. Например, восстановленные резервы должны быть отражены в составе доходов в четвертом квартале отчетного года, а суммы по договору простого товарищества и договору доверительного управления имуществом в первом или втором квартале.

4. Если организация получает доходы от сдачи имущества в аренду, в учетной политике целесообразно отразить основные условия арендных договоров, а также сроки и размеры предполагаемых поступлений.

5. Если предполагается разработка или демонтаж объектов основных средств и, следовательно, получение дохода в виде стоимости полученных материалов или иного имущества, в учетной политике целесообразно определить состав комиссии по ликвидации основных средств, а также принципы и схему определения стоимости активов, полученных от разработки.

6. Организация может также получать доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанных в связи с истечением срока исковой давности. Если на момент формирования учетной политики существует кредиторская задолженность, по которой имеется вероятность списания, в учетной политике целесообразно указать состав такой задолженности, сумму, а также наиболее вероятные сроки ее списания.

7. В учетной политике необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные, а также следует отразить конкретный порядок распределения сумм таких расходов. Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. Материальные расходы учитываются так же, как и для целей финансового учета. Учет расходов на оплату труда, принимаемых для целей налогообложения, ограничена требованиями законодательства. В то же время руководство организации может принять решение о выплате отдельных сумм, которые относят к расходам по оплате труда, в размерах, превышающих установленные законодательно. В этом случае в учетной политике следует отразить все те виды расходов, по которым выплаты производятся в повышенном размере.

8. В учетной политике для целей налогообложения должен быть указан выбранный способ начисления амортизации по каждой группе объектов основных средств. Кроме того целесообразно указать критерии отнесения объектов основных средств к амортизационным группам.

9. Особенности учета прочих расходов заключается в том, что каждый из видов прочих расходов имеет свои особенности учета, большая часть которых подлежит раскрытию в учетной политике для целей налогового учета. Если между схемами бухгалтерского и налогового учета имеется различие, этот факт необходимо отразить в учетной политике с указанием вида расходов, а также схем учета и оценки возможных расходов.

10. Организациям, осуществляющим операции, связанные с арендой объектов основных средств, в учетной политике целесообразно отразить условия арендных договоров, а также схему распределения расходов между различными объектами и видами деятельности организации.

11. Если в очередном налоговом периоде предполагается выпуск ценных бумаг, целесообразно отразить размер вероятной эмиссии, ссылку на решение общего собрания общества об эмиссии ценных бумаг, а также оценить расходы, связанные с эмиссией.

12. Убытки по состоянию на дату формирования учетной политики могут быть оценены и должны быть отражены в учетной политике, при этом целесообразно указать следующие данные: дата и причина образования убытка; размер убытка; порядок и сроки списания.

13. Когда предполагается создать резерв сомнительных долгов в учетной политике следует отразить следующие данные: состав сомнительных долгов — по суммам, должникам и срокам возникновения; размер создаваемого резерва; сумма резерва, подлежащая списанию в каждом отчетном периоде.

14. При создании резерва на гарантийное обслуживание и гарантийный ремонт в учетной политике целесообразно указать: состав создаваемых резервов по видам реализуемых товаров; схему расчета резерва; порядок и сроки уточнения резерва.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Комментарий к Ст. 313 НК РФ

Статья 313 НК РФ посвящена налоговому учету.

Согласно ч. 2 ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

На основе данных налогового учета налогоплательщики налога на прибыль исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода.

Главная задача налогового учета — сформировать полную и достоверную информацию о том, как учтена для целей налогообложения каждая хозяйственная операция.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); 2) аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

— как определяются доходы и расходы предприятия;

— как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в отчетном периоде;

— какова сумма остатка расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих отчетных периодах;

— как формируется сумма резервов;

— каков размер задолженности перед бюджетом по налогу на прибыль.

Все эти данные должны быть отражены в регистрах налогового учета.

Согласно ч. 3 ст. 313 НК РФ в случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе:

а) самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными

реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета;

б) либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Обратите внимание, что вести самостоятельные регистры налогового учета — это право бухгалтера, а не обязанность.

Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

В соответствии со ст. 9 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Первичный учетный документ может быть составлен как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *