Инвентаризация капитальных вложений

В целях обеспечения исполнения подпункта «ж)» пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 18.08.2015 № Пр-1659, Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство направляют Методические рекомендации по проведению главными распорядителями средств федерального бюджета инвентаризации объектов незавершенного строительства, вложений в объекты недвижимого имущества, и по представлению информации о результатах указанной инвентаризации, с указанием детальных сведений по каждому объекту строительства (вложений) (далее — Методические рекомендации).

Информация об инвентаризации объектов незавершенного строительства, а также капитальных вложений в объекты недвижимого имущества и о результатах указанной инвентаризации, с указанием детальных сведений по каждому объекту вложения (далее — Информация) подлежит представлению в Федеральное казначейство по форме, предусмотренной Методическими рекомендациями, одновременно с годовой бюджетной отчетностью за 2015 год.

Представление Информации осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета средствами ППО СУФД в установленном порядке в сроки, установленные для представления в Федеральное казначейство бюджетной отчетности.

Приложение: на 11 л. в 1 экз.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
A.M. Лавров
Руководитель
Федерального казначейства
Р.Е. Артюхин

Приложение № 1
к письму Минфина России
и Федерального казначейства
от 22 декабря 2015 г.
№№ 02-06-07/75364, 07-04-05/02-874

1. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях определения общих требований к составу и порядку направления главными распорядителями средств федерального бюджета, подведомственными им получателями бюджетных средств, федеральными бюджетными и автономными учреждениями (далее — учреждения), а также федеральными государственными унитарными предприятиями, осуществляющими на основании соглашений полномочия государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица федерального органа государственной власти (государственного органа) при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты федеральной собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства федеральной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (далее — организации, осуществляющие бюджетные инвестиции), информации о состоянии объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в недвижимое имущество Российской Федерации, сформированной по результатам анализа, проведенного в ходе их инвентаризации (далее — Инвентаризация), а также общих требований к порядку проведения указанной Инвентаризации.

В целях обеспечения качественного и достоверного анализа информации о состоянии объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность федеральными бюджетными и автономными учреждениями, получателями бюджетных средств, в том числе главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета как получателями бюджетных средств, бюджетными, автономными учреждениями, а также организациями, осуществляющими переданные полномочия по реализации бюджетных инвестиций (далее — балансодержатели капитальных вложений), проводится инвентаризация объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в объекты капитального строительства федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность (далее — вложения в государственное недвижимое имущество).

Указанная инвентаризация осуществляется балансодержателем капитальных вложений в порядке, установленном им в рамках формирования своей учетной политики с учетом положений приказа Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (в части норм действующего законодательства), применения первичных учетных документов, утвержденных приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 52н), а также положений настоящих Методических рекомендаций.

Инвентаризационную комиссию, созданную балансодержателем капитальных вложений для проведения инвентаризации вложений в государственное недвижимое имущество, следует создавать из технических специалистов, лиц, ответственных за организацию и ведение строительства, а также лиц, обладающих специальными знаниями в области строительства.

В случае отсутствия у балансодержателя капитальных вложений работников, обладающих специальными знаниями, для участия в работе инвентаризационной комиссии по решению председателя комиссии могут приглашаться эксперты. Эксперты включаются в состав комиссии на добровольной основе.

Если договором, заключенным между балансодержателем капитальных вложений, в котором создана инвентаризационная комиссия, и экспертом, участвующим в работе комиссии, предусмотрена возмездность оказания услуг эксперта, оплата его труда осуществляется:

а) федеральным органом государственной власти (федеральным государственным органом), его территориальным органом, органом управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, его территориальным органом, федеральным казенным учреждением — в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке на обеспечение выполнения их функций;

б) федеральным бюджетным учреждением, федеральным автономным учреждением — за счет собственных средств, либо в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за счет средств, предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий;

в) иными балансодержателями капитальных вложений — за счет собственных средств.

Экспертом не может быть лицо балансодержателя капитальных вложений, на которое возложены обязанности связанные непосредственно с ведением строительства, или лицо организации, которая выполняет функции Исполнителя по договору строительства, иному договору, в рамках которого осуществлялись соответствующие вложения в государственное недвижимое имущество.

В функции бухгалтера при проведении Инвентаризации в соответствии с приказом Министерства труда Российской Федерации от 22.12.2014 № 1061н «Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» входит обеспечение данными для проведения инвентаризации активов и обязательств экономического субъекта, а также сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей.

Таким образом, включение работников бухгалтерии в состав инвентаризационной комиссии не требуется.

До начала инвентаризации рекомендуется проверить:

а) наличие и состояние регистров аналитического учета по каждому вложению в объект государственного недвижимого имущества;

б) наличие документов, являющийся основанием выделения средств федерального бюджета, и (или) документ — основание для начала реализации инвестиционных проектов (строительства);

в) наличие паспорта инвестиционного проекта, результатов инженерных изысканий, проектной документации, в том числе проектно-сметной документации, наличие положительного заключения экспертизы проектной документации, в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

При инвентаризации капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование (рабочее наименование), назначение, основные технические показатели, подтверждающие объем выполненных работ.

Кроме того, при инвентаризации вложений в объекты государственного недвижимого имущества (зданий, сооружений и другой недвижимости) комиссия проверяет наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов.

При выявлении объектов, по которым отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, — объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (подвалов, полуподвалов и т.д.), год начала строительства и др.; по линейным объектам — протяженность, глубину и ширину; по мостам — местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам — тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия, ширину полотна и т.п.

Если комиссией установлено, что завершенные капитальные вложения в объекты государственного недвижимого имущества (работы капитального характера по надстройке этажей, пристройки новых помещений и др.) не отражены в бухгалтерском учете (в том числе у балансодержателя соответствующего объекта имущества), комиссия определяет сумму увеличения или снижения балансовой стоимости объекта и отражает в описи данные о произведенных изменениях.

На объекты государственного недвижимого имущества, по которым строительство было приостановлено (без консервации объектов), разрушенные и не подлежащие восстановлению объекты, инвентаризационная комиссия составляет отдельную опись с указанием причин, приведших указанные объекты к непригодности.

При сопоставлении фактически произведенных капительных вложений с данными бухгалтерского учета по объему произведенных капитальных вложений путем документальной проверки инвентаризационной комиссии следует также проанализировать характер произведенных капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества по следующим критериям:

а) год начала осуществления вложений;

б) планируемый год окончания строительства/реконструкции;

в) сметная стоимость строительства на дату начала строительства, согласно проектно-сметной документации;

г) сметная стоимость строительства на начало отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;

д) сметная стоимость строительства на конец отчетного, согласно проектно-сметной документации;

е) объем средств, выделенных на строительство/ реконструкцию объекта из федерального бюджета, а также условия софинансирования указанных вложений за счет собственных средств (других источников финансового обеспечения).

Результаты проведенной инвентаризации оформляются Инвентаризационной описью (сличительной ведомостью) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087), и Актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее — Акт (ф. 0504835).

К Акту (ф. 0504835), составленному по результатам проведенной инвентаризации, помимо Ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092), сформированной при выявлении расхождений, инвентаризационной комиссией учреждения составляются и прилагаются «Сведения об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества» (далее — Сведения), содержащие информацию о состоянии объектов незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества по форме согласно Приложению № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Указанная информация подлежит раскрытию главным распорядителем средств федерального бюджета (далее — ГРБС) в составе раздела 4 «Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности» сводной Пояснительной записки (ф. 0503160) (далее — Раздел 4 Пояснительной записки) дополнительно к информации, раскрываемой в Сведениях о движении нефинансовых активов (ф. 0503168). Указанная сводная информация о результатах инвентаризации капитальных вложений в объекты государственного недвижимого имущества формируется ГРБС на основании представленной ему в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности подведомственными балансодержатели капитальных вложений информации.

В Разделе 4 Пояснительной записки также приводится анализ состояния объектов государственного недвижимого имущества, иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, в части результатов инвентаризации состояния объектов государственного недвижимого имущества, не нашедшая отражения в указанных Сведениях.

При этом представление информации по объектам, относящейся к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется ГРБС в установленном порядке.

2. Порядок заполнения Сведений об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества

Показатели Сведений формируются главным распорядителем средств федерального бюджета по результатам проведенной подведомственными получателями средств федерального бюджета, бюджетными и автономными учреждениями инвентаризации объектов незавершенного строительства, капитальных вложений в недвижимое имущество учреждения, на основании данных бухгалтерского (бюджетного) и аналитического учета, а также бухгалтерской (бюджетной) и аналитической отчетности подведомственных балансодержателей капитальных вложений в следующем порядке:

Показатель строки 060 Сведений формируется путем суммирования показателей строк 010, 020, 030, 040, 050.

В графах Сведений указываются:

в графе 1 — наименование, месторасположение (полный адрес) объекта капитального строительства, указанные в документе-основании для выделения средств федерального бюджета (начала строительства);

в графе 2 — код строки;

в графе 3 — код объекта в федеральной адресной инвестиционной программе (ФАИП), присвоенный Министерством экономического развития Российской Федерации;

в графе 4 — документ, являющийся основанием выделения средств федерального бюджета, и (или) документ — основание для начала строительства (Указ Президента Российской Федерации, постановление или распоряжение Правительства Российской Федерации, приказ руководителя федерального органа исполнительной власти и т.п.);

в графе 5 — информация о состоянии объекта:

1 — строительство (приобретение) ведется;

2 — объект законсервирован;

3 — строительство объекта приостановлено (без консервации);

4 — строительство объекта не начиналось;

5 — объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы направлены на государственную регистрацию права;

6 — объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы не направлены на государственную регистрацию;

7 — раскрывается информация об ином состоянии объекта;

в графах 6, 7 указывается информация о причинах приостановления (прекращения) строительства:

1 — строительство/реконструкция объекта приостановлена по решению Правительства Российской Федерации (или уполномоченным федеральным органом власти);

2 — приостановлено финансовое обеспечение;

3 — низкий уровень подготовки и реализации проектных решений;

4 — отсутствие оформленных в установленном порядке прав собственности, в том числе на земельные участки;

5 — раскрываются сведения о неудовлетворительной работе подрядных организаций (нарушение сроков исполнения и иных условий контрактов, несвоевременность представления документов на оплату по выполненным работам и т.п.);

6 — отсутствие претендентов — подрядчиков (исполнителей, поставщиков) для реализации проекта в результате конкурсных процедур на право заключить государственный контракт (договор) на выполнение строительных, проектных и изыскательных и других работ, услуг;

7 — увеличение сроков процедур размещения заказов, заключения государственных контрактов и соглашений с субъектами Российской Федерации;

8 — раскрывается информация об иных причинах;

в графе 8 — год начала осуществления вложений;

в графе 9 — планируемый год окончания строительства/реконструкции;

в графе 10 — сметная стоимость строительства на дату начала строительства, согласно проектно-сметной документации;

в графе 11 — сметная стоимость строительства на начало отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;

в графе 12 — сметная стоимость строительства на конец отчетного периода, согласно проектно-сметной документации;

показатель графы 13 формируется путем суммирования показателей граф 14, 15, 16;

в графе 14 — сумма средств, выделенная на строительство/реконструкцию объекта из федерального бюджета;

в графе 15 — сумма средств, выделенная на строительство/реконструкцию объекта из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;

в графе 16 — сумма планируемых к привлечению средств на строительство/реконструкцию объекта;

показатель графы 17 формируется путем суммирования показателей граф 18, 19, 20;

в графе 18 — сумма средств, предоставленная на строительство/реконструкцию объекта из федерального бюджета;

в графе 19 — сумма средств, предоставленная на строительство/реконструкцию объекта из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;

в графе 20 — сумма привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта;

показатель графы 21 формируется путем суммирования показателей граф 22, 23, 24;

в графе 22 — сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных из федерального бюджета на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;

в графе 23 — сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;

в графе 24 — сумма кассовых расходов на начало отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта с момента начала строительства/реконструкции;

показатель графы 25 формируется путем суммирования показателей граф 26, 27, 28;

в графе 26 — стоимость работ, выполненных за счет средств федерального бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;

в графе 27 — стоимость работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;

в графе 28 — стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на начало отчетного периода;

показатель графы 29 формируется путем суммирования показателей граф 30, 31, 32;

в графе 30 — сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных из федерального бюджета на строительство/реконструкцию;

в графе 31 — сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных из бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета на строительство/реконструкцию объекта;

в графе 32 — сумма кассовых расходов на конец отчетного периода, осуществленных за счет привлеченных средств на строительство/реконструкцию объекта;

показатель графы 33 формируется путем суммирования показателей граф 34, 35, 36;

в графе 34 — стоимость работ, выполненных за счет средств федерального бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода;

в графе 35 — стоимость работ, выполненных за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода;

в графе 36 — стоимость работ, выполненных за счет привлеченных средств и принятых к учету по счету бухгалтерского (бюджетного) учета 1 106 11 000 «Вложения в основные средства-недвижимое имущество учреждения» по объекту строительства/реконструкции на конец отчетного периода.

* Обращаем внимание, что в соответствии с Приказом № 52н, в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, Методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект учета вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты (данные).

Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по представлению ГРБС информацию
о состоянии объектов незавершенного строительства
от 22 декабря 2015 г.
№№ 02-06-07/75364, 07-04-05/02-874

Сведения
об объектах незавершенного строительства, вложениях в объекты недвижимого имущества
Коды
на 1 ____________________ 20 ___ г. Форма по ОКУД 0503190
Дата
Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств (учредитель) по ОКПО
Получатель бюджетных средств (учреждение) Глава по БК
Наименование бюджета (публично — правового образования) по ОКТМО
Периодичность: годовая по ОКЕИ
Единица измерения: руб 383
Наименование показателя Код строки Код объекта ФАИП Документ-основание для выделения средств федерального бюджета (начала строительства) Статус объекта Причины приостановления (прекращения) строительства Сроки реализации инвестиционного проекта Сметная стоимость строительства, руб Финансовое обеспечение капитальных вложений в соответствии с паспортом инвестиционного проекта (титульным списком строительства), руб Получено средств на финансовое обеспечение капитальных вложений , руб
код причины пояснения год начала осуществления вложений планируемый год окончания строительства /реконструкции на дату начала строительства на начало отчетного периода на конец отчетного периода (отчетную дату) всего в том числе: всего в том числе:
из федерального бюджета из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов привлеченные средства (собственные доходы) из федерального бюджета из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов привлеченные средства (собственные доходы)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1. Вложения в объекты незавершенного строительства, включенные в ФАИП 010 х х х х х х х
в том числе по объектам:
2. Вложения в объекты незавершенного строительства, не включенные в ФАИП 020 х х х х х х х
в том числе по объектам:
х
3. Объекты законченного строительства, введенные в эксплуатацию, не прошедшие государственную регистрацию 030 х х х х х х х
в том числе по объектам:
4. Капитальные вложения, произведенные в объекты, строительство которых не начиналось 040 х х х х х х х
из них:
4.1. Расходы на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию 041 х х х х х х х
в том числе по объектам:
4.2. Прочие расходы, предшествующие началу строительства, отнесенные на счет 010611000 042 х х х х х х х
в том числе по объектам:
5. Капитальные вложения, произведенные при приобретении объектов незавершенного строительства 050 х х х х х х х
из них:
5.1. включенных в ФАИП 051 х х х х х х х
в том числе по объектам:
5.2. не включенных в ФАИП 052 х х х х х х х
в том числе по объектам:
Итого 060 х х х х х х х

* ФАИП — Федеральная адресная инвестиционная программа.

** Кодовые обозначения, применяемые для графы 5: 1 — строительство (приобретение) ведется, 2 — объект законсервирован, 3 — строительство объекта приостановлено (без консервации), 4 — строительство объекта не начиналось, 5 — объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы направлены на государственную регистрацию права, 6 — объект введен в эксплуатацию (приобретен), документы не направлены на государственную регистрацию, 7 — иной статус (пояснения)

*** Кодовые обозначения, применяемые для графы 6: 1 — приостановлено по решению Правительства Российской Федерации (или уполномоченным федеральным органом власти), 2 — приостановлено финансовое обеспечение, 3 — низкий уровень подготовки и реализации проектных решений, 4 — отсутствие оформленных прав собственности, в том числе на земельные участки, 5 — неудовлетворительная работа подрядных организаций, 6 — отсутствие претендентов — подрядчиков (исполнителей, поставщиков) для реализации проекта в результате конкурсных процедур на право заключить государственный контракт (договор) на выполнение строительных, проектных и изыскательных и других работ, услуг, 7 — увеличение сроков процедур размещения заказов, заключения государственных контрактов и соглашений с субъектами Российской Федерации, 8 — прочее (пояснения приводятся в графе 7).

0503190 с. 2
Наименование показателя Код строки Расходы на реализацию инвестиционного проекта (строительство), руб
на начало отчетного периода на конец отчетного периода
кассовые фактические (счет 010611000) кассовые фактические (счет 010611000)
всего в том числе: всего в том числе: всего в том числе: всего в том числе:
из федерального бюджета из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов привлеченные средства (собственные доходы) из федерального бюджета из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов привлеченные средства (собственные доходы) из федерального бюджета из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов привлеченные средства (собственные доходы) из федерального бюджета из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов привлеченные средства (собственные доходы)
1 2 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36
1. Вложения в объекты незавершенного строительства, включенные в ФАИП 010
в том числе по объектам:
2. Вложения в объекты незавершенного строительства, не включенные в ФАИП 020
в том числе по объектам:
3. Объекты законченного строительства, введенные в эксплуатацию, не прошедшие государственную регистрацию 030
в том числе по объектам:
4. Капитальные вложения, произведенные по объектам, строительство которых не начиналось 040
из них:
4.1. Расходы на проектно-изыскательские работы и проектно-сметную документацию 041
в том числе по объектам:
4.2. Прочие расходы, предшествующие началу строительства, отнесенные на счет 010611000 042
в том числе по объектам:
5. Капитальные вложения, произведенные при приобретении объектов незавершенного строительства 050
из них:
5.1. включенных в ФАИП 051
в том числе по объектам:
5.2. не включенных в ФАИП 052
в том числе по объектам:
Итого 060

Руководитель Ответственный исполнитель за реализацию инвестиционного проекта
(подпись) (расшифровка подписи) (подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер
(подпись) (расшифровка подписи)
«___» _____________________ 20 ___ г.

Любое российское предприятие обязано периодически инвентаризировать собственные активы и обязательства. Эта обязанность предписана законом № 402-ФЗ «О бухучете» и распространяется на все компании независимо от их организации. Проверка должна охватывать все объекты имущества, в том числе и незавершенное производство. Узнаем об особенностях инвентаризации незаконченного строительства.

Инвентаризация незавершенного строительства: нормативная платформа

Регулируют проведение инвентаризации Методические указания, утвержденные Минфина РФ 13.06.1995 № 49. Периодичность проведения инвентаризации НЗП руководитель компании устанавливает сам, опираясь на возникшую необходимость, например, из-за реорганизации фирмы, нештатных или аварийных событий, передачи ценностей другому ответственному лицу или исходя из других оснований, перечисленных в Указаниях.

Инициируется проверка изданием соответствующего распоряжения, где указываются:

  • объект;
  • сроки проведения инвентаризации и представления ее результатов;
  • комиссия с перечислением должностей и ФИО, участвующих в инвентаризации.

Проводится инвентаризация незавершенного строительства в порядке, установленном указанной выше методикой № 49 в одноименном разделе (пункты 3.32 – 3.35).

По итогам проверки составляют акт инвентаризации незавершенного производства. Бланк специальной формы нормативно не утвержден. Обычно предприятиями используются унифицированные формы ИНВ. Компаниям дано право формировать собственные документы для фиксации результатов проведенных инвентаризаций с условием содержания в них всех необходимых реквизитов, установленных законом № 402-ФЗ.

Инвентаризация объектов незавершенного строительства: особенности проведения

Поскольку незавершенное строительство, как правило, весьма сложный и состоящий из множества элементов организм, ревизировать его достаточно сложно. В строительных фирмах одновременно возводится не один объект, и на практике инвентаризационные описи заводят по каждому объекту.

Начинают всегда с подготовки: в инвентаризационных описях по объекту указывают объем выполненных работ (опираясь на документально подтвержденные факты), причем в отдельности по каждому виду, конструктивным элементам, установленному оборудованию и т.п. На этом этапе обязательно выясняют:

– имеется ли переданное на объект, но не смонтированное оборудование (его учитывают также отдельной строкой и сверяют с отпуском с основного склада), незадействованные в процессе полуфабрикаты (их предварительно сдают на склад);

– наличие законсервированных или прекращенных к возведению объектов и узлов, причины и обоснование этой ситуации;

Отдельно учитывают уже возведенные объекты, но по каким-либо причинам не введенные в эксплуатацию, либо те, на которые ввод оформлен частично, что бывает при сдаче комплексов. Наличие подобных объектов должно быть рационально объяснено, т. е. указаны причины затягивания при оформлении документации.

При установлении прекращенного строительства, остановки проектно-изыскательских работ по еще не начавшемуся возведению, также составляются отдельные описи, где приводятся сведения об объеме и стоимости выполненных работ, причинах их прекращения. Основой для занесения всех сведений на этапе подготовки к фактической проверке объектов являются бухгалтерские документы, техническая документация, рабочие проекты, сметы, акты выполненных работ и справки об их стоимости.

Утвержденная инвентаризационная комиссия определяет и документально обосновывает сумму, которая должна быть отражена в стоимости каждого незаконченного объекта.

Следующим этапом инвентаризации незавершенного строительства становится сверка фактических объемов с определенными по документам. Понятно, что сверить фактический расход материалов на возводимый объект – процесс трудоемкий и требующий опыта расчетов потребности МЦ на выработанный объем, поэтому в составе комиссии наряду с работниками финансовой сферы должны присутствовать квалифицированные инженеры-строители. При выявлении объектов, по которым в регистрах бухучета указаны некорректные сведения, комиссия вносит в опись исправления, технически обосновывая их.

Инвентаризация капитальных вложений

Особенность инвентаризации данного вида имущества связана с тем, что на счете 08 «Капитальные вложения» учитывают затраты на создание (приобретение) разнородных объектов бухгалтерского учета – основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг. Поэтому инвентаризацию такого имущества нужно проводить по направлениям:

• строительство объектов основных средств;

• приобретение объектов основных средств;

• приобретение нематериальных активов;

• приобретение ценных бумаг.

Чтобы получить достоверные данные, необходимо провести как натуральную проверку возводимых объектов, так и документальную проверку затрат на строительство.

В акте отражается наличие каждого строящегося объекта и фактически выполненный объем строительно‑монтажных работ, который, как правило, определяется с использованием контрольного обмера. Результат контрольного обмера сопоставляют с данными проектно‑сметной документации, справок о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС‑3), а также общего журнала учета работ (ф. № КС‑6), который ведет производитель строительных работ.

В качестве первичного документа для оформления результатов инвентаризации незавершенного строительства может быть использован акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств (ф. № ИНВ‑10) с незначительными текстовыми изменениями.

Инвентаризация вложений в отдельные объекты основных средств сопряжена как с проверкой их наличия и состояния, так и с определением степени готовности к эксплуатации. Если объект фактически принят в эксплуатацию, но продолжает числиться на субсчете 08‑4 «Приобретение объектов основных средств», у организации, с одной стороны, возникает неучтенный объект обложения налогом на имущество с момента реального ввода его в эксплуатацию, с другой – занижается себестоимость из‑за отсутствия амортизационных отчислений по данному объекту.

В то же время, поскольку единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, который может представлять собой обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, возможно наличие в составе капитальных вложений объектов, способных к самостоятельному выполнению определенных функций, но предназначенных для включения в создаваемый комплекс. Потенциальная готовность к эксплуатации таких объектов не является причиной для их зачисления в состав основных средств.

При выявлении объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, комиссия должна вносить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

Указанные выше особенности должны быть отражены в акте инвентаризации капитальных вложений в приобретение отдельных объектов основных средств (табл. 8).

Таблица 8.Рабочая таблица к акту инвентаризации капитальных вложений в приобретение отдельных объектов основных средств

Наличие у организации остатка по субсчету 08‑5 «Приобретение нематериальных активов» обычно связано с неоконченным процессом оформления имущественных прав на конкретный объект в соответствии с требованиями действующего законодательства. Например, организация разработала (самостоятельно или с привлечением исполнителя) товарный знак. Затраты на его разработку учитывают на субсчете 08‑5 до получении свидетельства о регистрации товарного знака в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. Причина невозможности отразить фактические затраты на приобретение объектов нематериальных активов непосредственно на счете 04 «Нематериальные активы» должна быть указана в акте инвентаризации (табл. 9).

Таблица 9.Рабочая таблица к акту инвентаризации капитальных вложений в приобретение нематериальных активов

При инвентаризации затрат на приобретение ценных бумаг нужно убедиться в правильности и полноте их формирования, выявить расхождения между данными бухгалтерского учета и документами, подтверждающими эти затраты. Расхождения возможны как из‑за несовпадения стоимостных оценок (количественных данных) по операциям с ценными бумагами, так и ошибочного отнесения затрат на другие объекты. Для оформления результатов инвентаризации этих затрат нецелесообразно использовать форму акта, применяемую при инвентаризации финансовых вложений, дополнив ее сведениями о продавцах ценных бумаг и реквизитами соответствующих договоров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *