Косвенные налоги в РФ

Роль косвенных налогов

косвенный налог ценообразование бюджет

Сложившиеся налоговые системы свидетельствуют, что косвенные налоги играют значительную роль в формировании доходов государства и налоговом регулировании. Исторически основным видом непрямых налогов был акциз, развитие косвенного налогообложения привело к появлению налога с оборота (своеобразного универсального акциза), который в ряде стран трансформировался в налог с продаж, либо налог на добавленную стоимость. Последний широко применяется в Западной Европе, где формирует более половины поступлений в бюджет от косвенных налогов. Важнейшим видом косвенного налога в России также является налог на добавленную стоимость.

Косвенные налоги являются одной из причин роста цен на потребительские товары, и уплачиваются потребителями косвенно в виде более высокой платы за товары т.е. отличительный признак косвенных налогов — это завуалированная от истинных плательщиков (конечных потребителей) форма извлечения части их доходов.

При взимании непрямых налогов возникают правоотношения, в которых принимают участие три субъекта: субъект налога, носитель налога и налоговый орган.

Субъект налога — это производитель или продавец товара, который согласно закону выступает в качестве юридического плательщика налога, т.е. вносит в бюджет сумму налога от реализованного товара или оказанных услуг. Его можно квалифицировать как сборщика налогов.

Носитель налога — это физическое или юридическое лицо, конечный потребитель товара, в цене которого содержится косвенный налог. Покупая товары, потребитель фактически становится плательщиком налога. Таким образом, налог перекладывается на носителя налога.

Перекладывание налогов — это следствие введения косвенного налогообложения, включения налогов в цены реализуемых товаров (услуг), в следствие чего тяжесть налога несут не субъекты налога, а потребители товаров.

Формально косвенные налоги взимаются по пропорциональным ставкам (тарифам). Каждый фактический налогоплательщик уплачивает при покупке товара одинаковую сумму налога, независимо от полученного дохода. Но по своей сущности косвенные налоги регрессивны, так как чем выше доход, тем меньше удельный вес этих налогов в доходе потребителя и, наоборот, чем ниже доход, тем больше удельный вес этих налогов. Исходя из этого, косвенные налоги являются самыми социально несправедливыми.

Косвенные налоги, также как и прямые налоги, имеют свои преимущества и недостатки.

Одно из важнейших преимуществ косвенных налогов — их фискальная продуктивность, во многом объясняемая быстрым ростом потребления: при росте благосостояния, увеличении численности населения можно обеспечить постоянный рост доходов без изменения ставок налога. Косвенные налоги позволяют также регулировать потребление: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления (например, в отношении спиртных напитков). Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Недостатки косвенных налогов — их неравномерность и обременительность для малоимущих классов. Тяжесть косвенных налогов обратно пропорциональна размеру дохода: чем меньше доход, тем большую часть его они отбирают. Она увеличивается с возрастанием числа членов семьи, в которой плательщиком за иждивенцев оказывается работник. В структуре налогов в экономически развитых странах ярко выражена тенденция к повышению доли косвенных налогов, прежде всего, за счет введения НДС и повышения его ставок.

С 1992 г в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость, он занимает важнейшее место и роль в налоговой системе РФ. НДС установлен 21-й главой Налогового кодекса. Обложение налогом на добавленную стоимость охватывает товарооборот внутреннего рынка страны и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций. Налогом облагается не вся стоимость товара, а лишь ее часть — добавленная стоимость.

НДС является косвенным многоступенчатым налогом. Основная функция налога — фискальная. Вся сумма поступлений НДС с2001 г. зачисляется в федеральный бюджет РФ.

Налогоплательщиками НДС признаются:

  • — организации;
  • — индивидуальные предприниматели;
  • — лица, признаваемые налогоплательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в РФ.

НДС представляет собой косвенный налог, взимаемых на всех стадиях воспроизводственного процесса: производственный цикл, посреднические операции, розничная торговля. Любая операция по производству и продаже товаров, услуг, работ облагается этим налогом.

Добавленная стоимость включает в себя следующие экономические элементы:

  • 1. оплату труда, т.е. весь фонд заработной платы с отчислениями на социальные нужды (ВСВФ);
  • 2. прибыль организации.

Определить величину добавленной стоимости в любой организации можно с использованием следующей формулы:

ДС = ВР — МЗ (4)

где ДС — величина добавленной стоимости организации,

ВР — выручка от реализации продукции,

МЗ — стоимость материальных ресурсов, используемых в организации.

Следует отметить, что добавленная стоимость может быть определена только по организации в целом. Она не может быть рассчитана на единицу конкретного вида продукции (работ, услуг).

Объектом налогообложения признаются в России следующие операции: Налоговый кодекс РФ. Официальный текст. — М.: Издательство «Омега-Л», 2007. — С. 142.

  • 1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
  • 2. передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
  • 3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • 4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Налоговым кодексом РФ определены также операции, которые не признаются объектом налогообложения. Для организаций, осуществляющих государственные закупки, к большому перечню операций, не облагаемых НДС, можно отнести следующие: Налоговый кодекс РФ. Официальный текст. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. С. 31, 143.

  • 1. передачу основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой организации;
  • 2. передачу основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
  • 3. передачу жилых помещений физическим лицам в домах государственного и муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
  • 4. передачу имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • 5. выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • 6. передачу на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Налоговая база для исчисления НДС при реализации товаров (услуг, работ) определяется исходя из отпускных цен за минусом НДС. По подакцизным товарам налоговая база определяется исходя из отпускных цен за минусом НДС, но с учетом акциза.

В Российской Федерации используется следующая система адвалорных (в процентах) налоговых ставок для взимания НДС:

  • 1) налоговая ставка 0%. Эта ставка применяется для ограниченного числа операций. Налоговый кодекс РФ. Официальный текст. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. С. 174—175. Для организаций, осуществляющих государственные закупки, налоговая ставка 0% может распространяться на реализацию припасов, вывезенных с территории Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов, а также на реализацию построенных судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов;
  • 2) налоговая ставка 10%. По этой ставке взимается НДС при реализации ряда продовольственных товаров, отдельных товаров для детей, определенных печатных изданий, лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В состав государственных закупок входят большинство товаров, относящихся к данной группе ставок налогообложения. Поэтому для органов, осуществляющих государственные закупки, является актуальным изучение порядка включения в состав цены НДС по ставке 10%;
  • 3) налоговая ставка 18%. По указанной ставке НДС включается в состав цены (тарифа) основной массы товаров (работ, услуг).

Как уже отмечалось, величина добавленной стоимости не может быть рассчитана на единицу конкретного вида продукции. Соответственно, и налог на добавленную стоимость нельзя прямо и непосредственно рассчитать на единицу продукции. В то же время цена устанавливается на единицу продукции. А НДС является элементом цены единицы продукции. Поэтому в состав цены НДС включается по специально разработанной методике.

Другой косвенный налог — акциз. Акцизы установлены 22-й главой второй части Налогового кодекса РФ. Экономический смысл акциза — это налог на потребление. Акциз взимается с товаров и услуг в виде части цены или тарифа. Формальными плательщиками (сборщиками) этого налога выступают юридические лица производящие подакцизную продукцию или оказывающие облагаемые услуги, в то время как действительным их носителем становится потребитель. Отсюда вытекает, что акцизы представляют собой ценообразующие факторы. Акцизы устанавливаются на товары массового спроса. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукции.

Акцизы выполняют двоякую роль; во-первых, они — один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это — средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Акцизы препятствуют образованию сверх высоких прибылей, поэтому ими облагаются компании, добывающие минеральное сырье и производящие спирт.

Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных товаров обычно включают предметы роскоши (меха, ювелирные изделия и т. п.). Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных товаров (спиртные и табачные изделия). В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует система льгот.

Налогоплательщиками акциза признаются:

  • 1) организации;
  • 2) индивидуальные предприниматели;
  • 3) лица, признаваемые налогоплательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

По Налоговому кодексу (ст.181) к числу подакцизных товаров относятся:

  • 1. этиловый спирт из всех видов сырья. Не облагается акцизами коньячный спирт;
  • 2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др. жидкости) крепостью более 9%, кроме:
    • — зарегистрированных в Минздраве лекарственных средств, разлитых в емкости не более 100 мл;
    • — лекарственных средств, изготавливаемых аптеками по индивидуальным рецептам и требованиям и разлитых в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств;
    • — зарегистрированных в Минсельхозе ветеринарных препаратов, разлитых в емкости не более 100 мл;
  • 3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная пищевая продукция с крепостью более 1,5%, за исключением виноматериалов);
  • 4. пиво;
  • 5. табачная продукция;
  • 6. ювелирные изделия;
  • 7. легковые автомобили, а также мотоциклы мощностью более 112,5 КВт (150 л.с.);
  • 8. автомобильный бензин и дизельное топливо
  • 9. природный газ.

Виды косвенных налогов

Непрямое налогообложение включает следующие виды налогов:

  • Налог на добавленную стоимость (НДС). Это сумма, которая добавляется к стоимости продукции или услуг, реализуемых предприятием. Чаще всего применяется 18%-ставка налога, на ряд детских и продовольственных товаров устанавливается ставка 10%, экспорт облагается налогом по нулевой ставке. Существуют виды деятельности, освобожденных от уплаты НДС.
  • Акцизы. Сбор, который применяется в производстве товаров (алкоголя, табачной продукции, топлива, автомобилей) и включается в стоимость реализации. Размер акцизов может достигать 30-50% от стоимости. Различают акцизы универсальные (на весь оборот) и индивидуальные (на конкретный товар или группу товаров).
  • Таможенные сборы и пошлины (экспортные, импортные, на транзит). Обязательные платежи, взимаемые за товары, пересекающие границу. Размер и перечень платежей определяется таможенным кодексом ТС, зависит от назначения и классификации товара, стоимости задекларированной партии.
  • Государственные пошлины. Фиксированные суммы, которые должны платить физические лица или фирмы за оказание услуг государственными органами (регистрация ИП или юридического лица, нотариальные услуги, сборы при обращении в суд, регистрация автомобилей, регистрация в ЗАГСе и пр.).

Косвенные налоги (Т. Ботанова, начальник отдела косвенных налогов Налогового комитета по Ауэзовскому району)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Косвенные налоги

В настоящее время в действующем Кодексе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) отсутствуют понятия и определения терминов «прямые и косвенные налоги», однако и в теории налогообложения, и в налоговой терминологии эти понятия применяются.

В действовавшем до 1 января 2002 года Законе Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее — Закон о налогах) все налоги делились на прямые и косвенные.

Согласно подпункту 32 статьи 5 Закона о налогах прямые налоги — это налоги, уплачиваемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Важнейшими преимуществами данных налогов являются следующие:

1. Прямые налоги дают государству верный и определенный по величине налог. Действительно, если в стране экономическая стабильность, отсутствуют промышленные кризисы и нет войны, то доходы населения в таком обществе увеличиваются, а значит, размеры налогов в абсолютном отношении возрастают. В равномерно развивающемся обществе прямые налоги являются твердым и постоянным источником доходов.

2. Прямые налоги могут точнее учитывать реальную платежеспособность налогоплательщика, чем все другие. Так, в подоходном налоге устанавливается шкала прогрессивности от необлагаемого минимума до максимальной ставки, тем самым существует возможность реализации принципа социальной справедливости.

При платеже прямых налогов государство непосредственно вступает в контакт с носителями налога и точно может определить его обязанности как гражданина. Носитель налога ощущает, какая доля дохода изымается государством, и может контролировать это изъятие. Он сам заинтересован в правильном ведении своих финансовых дел. Косвенные же налоги зачастую могут оставаться неизвестными большинству плательщиков, уплата их производится незаметно.

3. Прямые налоги в основном взимаются с личного дохода, при этом они не могут повлиять на экономику в целом. Косвенные налоги же взимаются повсеместно, перекладываются, и в силу этого опасны непредсказуемостью своего влияния на различные сферы экономики.

Однако прямые налоги не всегда могут отразить динамику и специфику некоторых экономических явлений. В силу этого использование косвенных налогов также обеспечивает ряд определенных выгод. Каково же содержание косвенных налогов?

Согласно подпункту 18 статьи 5 Закона о налогах косвенные налоги это налоги (налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы) на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, непосредственно не связанные с доходами или имуществом налогоплательщика. В теоретическом плане помимо НДС и акцизов к косвенным налогам относятся также и таможенные пошлины. При покупке подакцизного импортного товара, например, пачки сигарет зарубежного производства, продавец вкладывает в цену товара уплаченные на таможне НДС, акциз и таможенные пошлины. Покупатель, приобретая этот товар, тем самым оплачивает все косвенные налоги, которые в государственный бюджет попадают через продавца.

Какие же преимущества косвенных налогов перед прямыми обусловливают их широкое применение? К ним можно отнести следующие:

1. Косвенные налоги, если рационально и эффективно их применять, могут приносить очень большие финансовые поступления государству. Показательный пример — налог на добавленную стоимость, который в настоящее время стал одним из основных источников бюджетных поступлений.

2. Косвенные налоги взимаются малыми, незначительными долями, а потому менее чувствительны для плательщиков, чем прямые, которые сразу требуют уплаты более или менее значительной суммы.

3. Уплата косвенных налогов, если только они падают не на предметы первой необходимости, производится лишь в те моменты, когда у плательщика есть деньги, так как на этот факт указывает приобретение предмета второстепенной важности, с которым и соединяется взимание налога. При прямых же налогах могут потребовать уплаты именно в тот момент, когда плательщик нахо-дится в затруднительном положении, отчего возникает соблазн уклониться от налога.

Косвенные налоги предпочтительнее для государства тем, что налогоплательщик практически не может от них уклониться.

Прямые, как бы тщательно они не были продуманы, всегда создают возможность для уклонения от их уплаты. Косвенные налоги собираются гораздо легче, чем прямые, ведь носителями налога является большое количество людей, а выплачивает его, как правило, производитель или покупатель, число которых значительно меньше.

Такие преимущества косвенных налогов зачастую приводят к их очень широкому, можно сказать, повсеместному использованию, а это может привести к ряду негативных последствий. Поэтому важно найти рациональное соотношение между прямыми и косвенными налогами.

В частности, косвенному обложению должны подлежать главным образом предметы второстепенной необходимости. Как уже отмечалось, косвенные налоги приводят к увеличению цены, а государство во избежание обнищания населения, голода, увеличения заболеваемости населения из-за хронического недополучения необходимых продуктов питания должно поддерживать достаточно низкие цены на товары первой необходимости. Поэтому эти товары не должны облагаться налогами, иначе начнет стремительно падать уровень жизни, особенно малоимущих, что в конечном счете приведет к социальному взрыву.

Не следует злоупотреблять распространением косвенных налогов, а также их величиной, так как повсеместное их применение и увеличение приводит к удорожанию товаров, тем самым сокращая рост доходов населения, а значит, снижая и доходы от уплаты налогов. Налоги не должны переходить той границы, за которой из-за чрезмерного уменьшения потребления доход от обложения начинает падать.

Необходимо дифференцировать косвенные налоги в зависимости от качественных характеристик и ценовых параметров. Здесь целесообразно вводить прогрессивное косвенное налогообложение, которое способствовало бы удовлетворению той или иной потребности независимо от платежеспособного спроса. В то же время качественный уровень удовлетворения потребности в данном товаре зависит от платежеспособного уровня — чем он выше, тем более качественный товар может приобрести потребитель, естественно, по более высокой цене.

В силу вышеперечисленных преимуществ именно косвенные налоги выступают одним из эффективных методов государственного регулирования.

Влияние налогов на экономику рыночного типа изучается сравнительно недавно и до сих пор представляет собой сложную задачу для экономистов. Общепризнанным на сегодняшний день является то, что налоги выступают активным инструментом государственного регулирования экономики. Возрастание роли государственного регулирования в целом и посредством налогов в частности обусловлено тем, что уже во второй половине XX века была установлена объективная необходимость сочетания саморегулирующихся механизмов экономики с регулирующими функциями государства. Как показал опыт функционирования саморегулирующейся экономики, она не в состоянии решить ряд проблем, в частности, предотвратить тяжелейшие кризисы, отбрасывающие экономику назад и приносящие с собой колоссальные потери всех видов ресурсов; обеспечить осуществление социальной политики и т.п. В силу этого государство берет на себя регулирующие функции на макроуровне в области экономики, социальной сферы и политики. Прогресс всех развитых стран в значительной мере объясняется рациональным сочетанием саморегулирующихся механизмов и государственного регулирования в экономике. Воздействуя на экономику посредством налогов, государство в первую очередь способствует сбалансированности экономики, решению социальных проблем.

В частности, политика налогообложения изменяет поведение производителей и потребителей в том или ином направлении.

Нередко на рынке возникают ситуации, отрицательно влияющие на всех членов общества или сам рынок, который оказывается не в состоянии выделить необходимые ресурсы на выпуск товаров и услуг, экономически и социально оправданных для общества. И тогда, естественно, необходимо вмешательство государства. Такая ситуация в экономической литературе получила название внешних эффектов. Само понятие «внешний эффект» отражает такое экономическое явление (как отрицательного, так и положительного характера), которое возникает при невозможности оказать какое-либо воздействие на процесс через рынок, его саморегулирующиеся механизмы.

Рассмотрев общие принципы применения и воздействия на экономику косвенных налогов, перейдем к конкретному рассмотрению каждого из них.

1. Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добавленную стоимость — это налог, который взимается со стоимости, добавленной предприятиями в ходе своей деятельности к стоимости товаров и услуг, приобретенных им у других предприятий.

Налог на добавленную стоимость возник сравнительно недавно. Французский экономист М. Лоре в 1954 г. предложил ввести совершенно новый вид налога — НДС — в качестве альтернативы налогу с оборота. НДС быстро перешел из теории в практику, и уже в 1967 г. была разработана специальная директива Европейского экономического сообщества (ЕЭС) по поэтапному введению НДС странами — членами ЕЭС. Более того, за счет отчислений от поступлений НДС предполагалось финансировать общий бюджет ЕЭС. Вскоре наличие в налоговой системе страны НДС стало одним из обязательных условий членства в ЕЭС. К примеру, присоединение к Европейскому союзу Финляндии потребовало введения Финляндией с июля 1994 г. НДС, хотя ранее НДС в этой стране отсутствовал, его роль выполнял налог с производителей в обрабатывающей промышленности.

Основными задачами гармонизации косвенных налогов в ЕС стали: устранение фискальных границ внутри сообщества и сближение ставок НДС. До 1997 г. предполагалась отмена НДС при экспорте-импорте внутри ЕС. Для преодоления заинтересованности стран ЕС в поступлениях от НДС в свой национальный бюджет основной акцент должен быть сделан на ликвидации диспропорций в налоговых ставках и введении клиринга по НДС.

Чтобы сблизить ставки НДС, с января 1993 г. в ЕС была введена минимальная стандартная ставка налога в 15%. Кроме того, в ряде стран применяются для определенных продуктов пониженная и повышенная ставки. Экспорт из ЕС в третьи страны и экспорт из одной страны — члена ЕС в другую свободен от обложения НДС. Реальную картину состояния гармонизации ставок НДС в странах ЕС видно из таблицы — средняя стандартная ставка налога, составляя 19,3%, в принципе, соответствует изначальным установкам (14-20%).

Для дальнейшего развития интеграционных процессов внутри ЕС, специализации каждой страны в какой-либо конкретной отрасли экономики, предполагается ввести систему клиринга по НДС внутри сообщества. Клиринг должен возместить избыток доходов от НДС стран-импортеров перед странами-экспортерами, которые при экспортно-импортных операциях несут определенные бюджетные потери (экспорт освобождается от обложения НДС). Каждая страна должна вести сбор информации об уплате НДС по всем своим экспортно-импортным операциям, а избыток поступлений от НДС согласно системе клиринговых расчетов подлежит перераспределению между странами членами сообщества, получившими отрицательные сальдо НДС по внешнеэкономическим операциям. Компенсации должны проводиться ежемесячно через центральный счет ЕС по НДС.

Этот налог очень быстро получил свое широкое распространение и является важной составной частью налогово-бюджетных систем стран, принявших НДС. В 1977 году ЕЭС приняло специальную директиву об унификации правовых норм, регулирующих взимание НДС в странах — членах сообщества (шестая директива), в которой НДС утверждался в качестве основного вида косвенного налога и устанавливалось его обязательное введение для всех стран — членов ЕЭС. В 80-е годы НДС начинают включать в свои налоговые системы государства Азии, Америки и Африки.

В начале 90-х годов НДС начал применяться в восточноевропейских странах, включая государства СНГ.

У нас в Казахстане НДС заменил ранее применявшиеся налог с оборота и налог с продаж. Закон Республики Казахстан «О налоге на добавленную стоимость» № 1041-XII был принят 24 декабря 1991 года и в виде общегосударственного налога был включен в налоговую систему Республики Казахстан Законом Республики Казахстан от 25 декабря 1991 года № 1072-XII «О налоговой системе в Республике Казахстан». Ставка НДС, установленная этим законом, была довольно высокой — в статье 6 закона первоначально было записано, что уплата налога на добавленную стоимость производится по единой ставке, действующей на территории государств — членов Содружества Независимых Государств, в размере 28 процентов.

Первоначально Закон «О налоге на добавленную стоимость» состоял всего лишь из 12 статей и представлял собой документ объемом в 6 страниц. Также относительно небольшой была и инструкция по его применению. По мере накопления опыта независимого самостоятельного существования все законодательство Республики Казахстан совершенствовалось, в какой-то мере усложнялось, соответственно, увеличиваясь в размерах. Эта тенденция не обошла стороной и Закон «О налоге на добавленную стоимость», который со всеми дополнениями и изменениями, внесенными в него, был включен в виде раздела III «Налог на добавленную стоимость» в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235 (далее — Указ о налогах), введенный в действие с 1 июля 1995 года. В первоначальной редакции Указа о налогах (статья 66) ставка налога была установлена в размере 20 процентов, затем с 1 июля 2001 г. была установлена в размере 16 процентов.

Раздел по НДС, как и весь Указ о налогах, подвергался различным изменениям и дополнениям, и в виде раздела 8 «Налог на добавленную стоимость» включен в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), принятый 12 июня 2001 года и вступивший в действие с 1 января 2002 года. В Налоговом кодексе ставка НДС сохранена в размере 16 процентов. Раздел по НДС в Налоговом кодексе существенным образом как по объему, так и по содержанию отличается как от Закона «О налоге на добавленную стоимость» 1991 года, так и от соответствующего раздела Указа о налогах. Это связано как с изменениями и дополнениями, внесенными в него за прошедшие 10 лет, а также с включением в Налоговый кодекс ряда положений, существовавших ранее в инструкциях по применению НДС (N№ 37 и 117).

Республики бывшего Советского Союза и стран Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в различное время ввели у себя налог на добавленную стоимость.

Грузия ввела НДС в 1993 г., заменив им налог с оборота и налог с продаж. Базовая ставка НДС составляет 20% и применяется ко всем предприятиям с годовым оборотом не менее 20000 лари. На муку и хлебобулочные изделия НДС установлен в размере 10%. Товары, произведенные за пределами СНГ и предназначенные для реэкспорта, облагаются по нулевой ставке. Для импортируемых товаров ставка НДС составляет 20%, однако детское питание и оборудование для компаний, выпускающих товары на экспорт, освобождены от обложения НДС. Товары, импортируемые из стран СНГ, за исключением бензина, также освобождены от обложения НДС.

В течение 1996-1997 гг. большинство освобождений от обложения НДС было ликвидировано, и в настоящее время они распространяются лишь на ограниченное число товаров и услуг. Вместе с тем система сбора налогов в Грузии весьма несовершенна, а нарушения налогового законодательства широко распространены.

В Кыргызстане ставка НДС составляет 20 процентов и применяется ко всем юридическим лицам с годовым оборотом, превышающим уровень, устанавливаемый правительством. Некоторые виды деятельности освобождены от обложения НДС. К таким видам деятельности, например, относятся: сдача в аренду земельных участков (за исключением участков, предназначенных под автомобильные стоянки), сдача в аренду недвижимости (за исключением случаев его использования под гостиницы, мотели или автостоянки), производство сельскохозяйственной продукции, оказание финансовых услуг (управление инвестиционными фондами, операции с иностранной валютой, операции с облигациями и ценными бумагами, операции, связанные с переводом денежных средств, страхование жизни и пенсионное страхование), транспортные услуги (за исключением такси), услуги, предоставляемые почтовыми учреждениями и коммунальные услуги (энерго-, водоснабжение и т.п.) Помимо того, от обложения НДС освобождаются услуги, предоставляемые некоммерческими организациями, и услуги, предоставляемые таким организациям.

Существует также несколько изъятий от обложения НДС, связанных с импортом товаров. Это относится к гуманитарной помощи, импорту товаров, подлежащих реэкспорту в течение 12 месяцев, транзитным товарам, товарам, которые были ранее экспортированы и теперь импортируются той же компанией, к импорту учебных пособий, детского питания, медикаментов.

Экспортируемые товары облагаются по нулевой ставке за исключением товаров, экспортируемых в страны — члены СНГ.

В России Закон о налоге на добавленную стоимость был принят в декабре 1991 г. Плательщиками НДС первоначально являлись все юридические лица и предприниматели, если их выручка от реализации товаров (услуг) превышала установленный предел. Стандартная ставка НДС составляла 28%, а пониженная — 15%. Финансовые, образовательные и религиозные услуги были освобождены от обложения НДС. Помимо того, от обложения НДС освобождались экспорт товаров и услуг, городской транспорт, квартирная плата, услуги в области НИОКР, предоставляемые по государственному заказу, производство некоторых видов продовольствия, а также производство товаров на предприятиях, где свыше 50 процентов занятых составляют инвалиды.

В конце 1992 г. были приняты новые законы. С 1 января 1993 г. ставки обложения НДС были снижены: до 10% — на товары для детей и продовольствие и до 20% — на все остальные товары. Начиная с февраля 1993 г. обложению НДС подлежали также импортируемые товары (за исключением продовольствия, медицинского и научного оборудования); при этом НДС рассчитывался на основе таможенной стоимости товара, увеличенной на размер таможенной пошлины и акцизного сбора. Был составлен новый перечень товаров и услуг, освобождаемых от обложения НДС (этот перечень сохранялся в неизменном виде до начала 1995 г.) В него включались: экспортируемые товары и услуги, стоимость имущества государственных предприятий, которое было приобретено в ходе приватизации, стоимость квартир и домов, принадлежащих населению, операции с иностранной валютой и денежными средствами (за исключением брокерских и посреднических услуг), услуги в области жилищного строительства, образования и в научно-исследовательской сфере, спортивные, театральные и развлекательные мероприятия, оборот казино и игровых автоматов, стоимость культурно- и социально-значимого имущества, медицина и медицинские услуги, а также товары и услуги, производимые на предприятиях, где свыше 50 процентов занятых составляют инвалиды.

В 1994 г. произошли два важных изменения. Во-первых, в налоговую базу НДС были включены все финансовые средства, получаемые от других предприятий (за исключением взносов в уставной капитал и в фонды совместной деятельности). Во-вторых, от уплаты НДС были освобождены физические лица, зарегистрированные как предприниматели. Кроме того, с 1 января 1994 г. был введен специальный налог для финансирования различных отраслей экономики. Доходы от поступлений данного налога использовались в соответствии с решениями правительства. Ставка этого налога составляла 3%.

В начале 1995 г. ставка этого налога была сокращена с 3% до 1,5%, а с 1996 г. данный налог был отменен. Некоторые изменения произошли и в перечне изъятий из налогообложения. От обложения НДС более не освобождались услуги в области жилищного строительства.

В соответствии с новым указом президента Российской Федерации (май 1997 г.), от обложения НДС освобождаются следующие товары и услуги: товары, импортируемые в Россию в качестве взноса в уставной капитал компаний с участием иностранного капитала; техническое оборудование, импортированное для целей медицинского производства; товары, поступающие в порядке технической помощи; экспортируемые товары; услуги по транспортировке иностранных товаров через территорию России.

На Украине НДС был введен довольно рано, в 1992 г., но его введение не сопровождалось соответствующей административной подготовкой. НДС заменил налог с оборота и налог с продаж. Первоначально ставка НДС составляла 28%, а число изъятий было весьма невелико. Однако постепенно число освобождений от уплаты НДС возрастало. Импортируемые товары подлежали обложению НДС лишь в случае их продажи. В 1994 г. ставка НДС была снижена до 20%, однако существенные налоговые льготы были предоставлены угольной промышленности, топливно-энергетическому сектору, операциям с ценными бумагами, сделкам с иностранной валютой, услугам по страхованию и другим видам услуг.

Венгрия ввела НДС еще раньше -в январе 1988 г. Первоначально применялись три различные ставки НДС: стандартная ставка в 25% и две пониженные ставки (15% и нулевая). Впоследствии пониженная ставка была уменьшена до 12%. Плательщиками НДС являются предприятия с годовым оборотом, превышающим 2 млн форинтов (около 9 тыс. долл. США). Как и в других странах, в Венгрии существуют определенные изъятия из обложения НДС: не облагаются сельскохозяйственное производство, образование, почтовые услуги, теле- и радиовещание, сфера культуры.

Нулевая ставка НДС применяется к вывозимым товарам, медикаментам и продуктам диетического питания. Пониженная ставка применяется в отношении электро-, газо- и водоснабжения, медицинских инструментов, книг, газет, молочных продуктов, мяса, растительного масла и гостиничных услуг. Реализация остальных товаров и услуг облагается НДС по стандартной ставке в 25%.

В Польше новый закон о НДС и акцизных сборах был принят в июле 1993 г. Он заменил собой старые законодательные акты от 1972 г. (закон о налоге с оборота) и от 1982 г. (закон о налогообложении государственных предприятий). Налоговая база НДС определяется на основе стоимости товаров и услуг, реализованных на территории Польши. Предприятия и физические лица — индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты НДС, если их годовой оборот не превышает 80 тыс. новых злотых (примерно 23 тыс. долларов США). Ставки налога составляют 22%, 7% и 0%. Пониженная ставка (7 процентов) применяется к следующим товарам и услугам: оборудование для инвалидов, медицинское оборудование, товары для детей, большинство продовольственных товаров, товары, связанные с охраной здоровья, издание книг и газет, строительство, телекоммуникации, транспортные услуги (за исключением городского общественного транспорта и такси). Нулевая ставка применяется к товарам сельскохозяйственного назначения и к экспортируемым товарам. Исключение составляют сельскохозяйственные продукты, не подвергавшиеся переработке, изделия ремесленного производства, банковские, страховые и почтовые услуги, теле- и радиовещание, городской общественный транспорт, такси, образование, здравоохранение и социальное обеспечение, водоснабжение, услуги в сфере НИОКР, а также услуги, связанные с культурой, спортом и рекреацией.

К числу товаров, облагаемых акцизным сбором, в частности, относятся: сырая нефть и бензин, оружие, автомобили, алкогольные напитки, пиво, вино, соль, ювелирные изделия, яхты, жевательная резинка, табак и табачные изделия, шубы, электронное оборудование и видеокамеры. Ставки акцизов могут варьироваться от 25% до 95% для производителей и от 40% до 1900% — для импортеров.

НДС был введен в Чехии в январе 1993 г. Первоначально применялись три налоговых ставки: 23%, 5% и 0%. Стандартная ставка была впоследствии снижена до 22%, и в настоящее время действуют три ставки: стандартная ставка в 22% и две пониженные ставки (5% и нулевая). В Чехии также действует ряд изъятий из обложения НДС. Плательщиками НДС являются фирмы с годовым оборотом, превышающим 750 000 крон (несколько более 22 000 долл. США). Ниже приведены ставки НДС, применяемые к различным видам товаров и услуг.

Следующие товары и услуги облагаются по стандартной ставке (22%):

все товары за немногими исключениями;

услуги в области оптовой и розничной торговли, гостиничного сервиса, общественного питания, автомобильного грузового транспорта и коммерческие услуги.

Пониженная (5%) ставка НДС применяется: к живому скоту, мясу, рыбе, молоку и молочным продуктам, растительному маслу, сахару, книгам, медикаментам, газетам, медицинским инструментам, оборудованию для инвалидов и к видам услуг, не перечисленным выше.

Нулевая ставка применяется к вывозимым товарам.

Следующие виды услуг не подлежат обложению НДС: банковские, страховые и почтовые услуги, теле- и радиовещание, продажа и аренда зданий (за исключением вновь построенных), услуги в сфере образования, здравоохранения и социального обеспечения.

Тотынур БОТАНОВА

Начальник отдела косвенных налогов

Налогового комитета по Ауэзовскому району

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *