Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности

4.1 Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности

Инвестиционная деятельность в экономике любого государства является неотъемлемой ее частью и необходимым условием успешного функционирования хозяйственной деятельности государства в целом. В связи с этим следует говорить о необходимых мерах правительства любого государства, принимаемых для стимулирования инвестиционной деятельности как внутриэкономической среде самого государства, так и для привлечения иностранных инвестиций. Одной из наиболее актуальных в настоящее время мер по стимулированию инвестиционной деятельности является налоговое стимулирование.

Система налогообложения является одним из важнейших факторов, влияющих на решение об инвестировании, особенно если речь идет об иностранных инвестициях. В целом на принятие решений об инвестировании оказывают влияние как налоговые, так и неналоговые факторы, при помощи которых осуществляется сравнение потенциальной прибыли от инвестиций и риска . К налоговым факторам, влияющим на инвестиционную деятельность можно отнести: — уровень налога; — гласность налоговой системы; — ставка налога; — база налогообложения; — таможенные пошлины; — налоговые соглашения. К издержкам налоговых стимулов инвестиционных стимулов относятся: — издержки, связанные с отказом от прибыли; — сложность системы налогообложения; — налоги на фонд заработной платы и рабочую силу; — прямое налоговое стимулирование инвестиций. В целом можно отметить, что основными инструментами налогового стимулирования инвестиционной деятельности самих предприятий являются инвестиционный налоговый кредит, инвестиционная налоговая льгота и инвестиционная налоговая премия.

4.2 Налоговое стимулирование инновационной деятельности

Эффективность налогового стимулирования и поддержки инноваций объясняется следующим образом: для осуществления инновационной деятельности предприятиям необходимы свободные финансовые ресурсы, которые могут быть высвобождены в случае снижения уровня налоговой нагрузки.

Таким образом, налоговые льготы предоставляются предприятиям для того, чтобы побудить их к увеличению расходов на научноисследовательские и опытно конструкторские работы, являющиеся основным показателем инновационной активности. Государством могут быть установлены льготы для различных организаций, осуществляющих новаторскую деятельность. Так, например, льготы могут быть установлены для организаций, осуществляющих инновационную деятельность совместно с научно-исследовательскими и образовательными организациями или в сотрудничестве с государственными учреждениями, а также на проведение исследований в наиболее перспективных с точки зрения государства областях науки.

Определен ряд ключевых направлений по налоговому стимулированию инноваций. Одним из важных направлений является поддержка компаний, в которых интеллектуальный труд является основным, с помощью снижения налоговой нагрузки с фонда оплаты труда.

Предполагается, что для некоторых организаций до 2020 г. общая ставка страховых взносов составит 14%.

Также планируется создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности. При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций необходимо учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации .

В частности для инновационного проекта «Сколково» предусматриваются льготы по выплате обязательных страховых взносов, которые должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14%, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог — по ставке 0%. Что касается налога на добавленную стоимость, то освобождение от его уплаты должно осуществляться по выбору налогоплательщика .

Инновационным предприятиям будет предоставлена возможность начисления ускоренной амортизации вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных налоговых кредитов .

Принятый Государственной Думой 14 января 2011 г. законопроект, направленный на формирование благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности, предлагает освободить от налога на прибыль и подоходного налога доходы от продажи ценных бумаг, обращающихся на рынке в секторах инновационных отраслей экономики. Льготы будут действовать при условии, что на дату продажи или иного выбытия, в том числе погашения таких ценных бумаг они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 пяти лет. Налоговые льготы направлены на стимулирование долгосрочного венчурного финансирования и повышение привлекательности частных инвестиций в развитие инновационной деятельности .

Среди других мер финансовой поддержки налоговые льготы могут выступать одним из наиболее эффективных способов финансового стимулирования инновационного развития. Это объясняется тем, что организации будут получать налоговые льготы только при условии соответствия определенным требованиям политики государства в области инноваций, в то время, как другие способы поддержки предприятий инновационной направленности (например, субсидии и дотации), предоставляемые организациям до выполнения поставленных задач, являются лишь предоплатой при неизвестных результатах новаторской деятельности. К тому же оптимизированная политика в сфере налогообложения не будет требовать дополнительных затрат на сам процесс выделения бюджетных средств и осуществление последующей проверки их целевого использования.

Заключение

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. С помощью сбора налогов государство осуществляет решение основных возложенных на него функций и задач, которые условно можно свести к регулирующей, фискальной и социальной (распределительной) функциям.

Что касается режимов налогообложения, то они достаточно разнообразны, и у каждого режима есть свои преимущества и недостатки. На сегодняшний день в Российской Федерации существуют общий и специальные режимы налогообложения.

Общий режим налогообложения могут применять все организации и индивидуальные предприниматели. При применении общего режима налогообложения исчисляются и уплачиваются основные налоги: НДС, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций (кроме индивидуальных предпринимателей), НДФЛ.

В свою очередь, упрощенная система налогообложения может применяться только теми организациями, численность которых не превышает ста человек, стоимость основных фондов не превышает ста миллионов рублей, а доходы в текущем году не превысили 60 млн. руб.

Рациональный выбор режима налогообложения позволит сделать правильный шаг на пути к успеху и процветанию, поэтому определиться с выбором поможет расчет общей налоговой нагрузки.

Список использованных источников

  1. Бабешко Л.О. Математическое моделирование финансовой деятельности: учебное пособие/ Л.О. Бабешко. –М.:КНОРУС, 2009.-224с.

  2. Деньги, кредит, банки: уч./ под.Ред.О.И.Лаврушин. -8е изд., перераб. И доп. – М.:КНОРУС, 2009. -560с.

  3. Касьянова Г.Ю., Пархачева М.А. Все о налоге с продаж.— М.: Издатель-ско-консульт. компания «Статус-Кво 97», 2014.—480 с.

  4. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики – Аудитор – № 9, 1998 – С.3-7

  5. Медведев А.Н. Налог на прибыль: арбитражная практика.— М.: ИНФРА-М, 2013—64 с.

  6. Налоговая система России: Прил. 1 к журн. «Консультант».—М.:Между-нар. центр финансово-экон. развития, 2010.—240 с.

  7. Налоговый кодекс. Правовая информационная система «Гарант»

  8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2010. – 457с.

  9. Федеральный Закон от 29 декабря 1998 года № 192-ФЗ «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики»

  10. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: «Проспект», 2013. – 496с.

  11. Финансы: Учебник для ВУЗов. Под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Изд. «Перспектива»; Изд. «Юрайт», 2010. – 520с.

  12. Финансы. Учебное пособие/Под ред. Проф. А.М. Ковалевой.- 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 384с.

  13. Черник Д.Г., Починок А.Н., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учебн. пособие.— М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011.— 422 с.

  14. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012. –429с

  15. Официальный сайт Министерства финансов РФ: http://www.minfin.ru/ru/

  16. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ: http://www.nalog.ru/

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности: возможности совершенствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 336.22

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

TAX STIMULATION OF INVESTMENT ACTIVITY: POSSIBILITIES OF IMPROVEMENT

Алексей Александрович КАЛАШНИКОВ,

соискатель кафедры корпоративных финансов

и банковской деятельности, Волгоградский государственный университет, генеральный директор ОАО «Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей» E-mail: kalashnikov1313@yandex.ru

В условиях модернизации экономики стимулирование инвестиций посредством налоговых инструментов (налоговые льготы и преференции) является актуальным. В статье рассмотрены основные налоговые инструменты стимулирования инвестиционной деятельности, дана их характеристика, рассмотрены возможности применения и совершенствования.

Ключевые слова: инвестиции, налогообложение, налоговое стимулирование, налоговые ставки, налоговые льготы, налоговый инвестиционный кредит.

В настоящее время, несмотря на неустойчивость приоритетов государства в развитии сфер экономики, финансово-экономический базис остается неизменным и состоит в необходимости изъятия части дохода, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона.

Налоговое стимулирование является неотъемлемым элементом экономической политики государства.

В начале XX в. наиболее четкое определение роли налогов в системе мер государственного воздействия на функционирование национального рынка предложил итальянский экономист Фран-ческо Нитти: «Имеются неделимые общественные услуги, как, например, внутреннее спокойствие и

AlekseiA. KALASHNIKOV,

Keywords: investments, investment activity, taxation, tax incentives, tax rates, tax privileges, tax investment credit.

внешняя безопасность, правосудие, общественная гигиена, охрана территории. Так как в этом случае неприемлемы пошлины, т. е. вознаграждение за специальные делимые услуги, то необходимо, чтобы общие расходы покрывались налогами». Он также ввел понятие коллективных потребностией, платой за удовлетворение которых являются налоги: «Налог есть та часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей» .

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Согласно ст. 8 Налогового кодекса РФ «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео7>ЪЯ -и чеМКЮехА

средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». А в ст. 17 говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементы налогообложения бывают: обязательные, факультативные, вспомогательные. В случае неустановления хотя бы одного обязательного элемента налог не может считаться установленным, следовательно, у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате такого налога в соответствии со ст. 23, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно установленные налоги . Элементы налога представлены на рисунке.

Каждый налог характеризуется своей совокупностью факультативных элементов, которые дополняют обязательные элементы, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков. Вспомогательные элементы налога не являются обязательными или факультативными при установлении налога, но в той или иной форме применяются при разработке конструкции налога и, что самое главное, используются при установлении налогового обязательства налогоплательщика.

Налоговые льготы в налоговой системе Российской Федерации не являются обязательным элементом налога. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налога или сбора либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для

ется посредством функций налогообложения (фискальной, распределительной, контрольной, регулирующей).

В последние годы совершенствование налоговой системы является основой государственной политики. Однако доминирующей функцией остается фискальная функция налогообложения, направленная на изъятие посредством налогов части доходов организаций и граждан в пользу государственного бюджета для создания материальной основы реализации государством своих функциональных обязанностей.

Не менее важной является регулирующая функция налога. С помощью различных ставок налогов, условий расчета и уплаты государство может влиять на конечную доходность и привлекательность той или иной сферы деятельности для хозяйствующих субъектов. Налоговые льготы могут повысить норму рентабельности, иные показатели эффективности по проектам, которые без таких льгот компании рассматривали как не целесообразные к осуществлению (например, по соотношению риск/доходность).

Через механизм налоговых льгот государство может устранять так называемые провалы рынка, когда коммерческая эффективность проектов недостаточна для их реализации субъектами экономики, а социальная или общественная эффективность, напротив, требует внедрения.

Роль инвестиционной активности в реальном секторе экономики способствует повышению производственного потенциала страны. Это возможно посредством льготного налогообложения инвестиционной деятельности, стимулирующей приток инвестиций, формируя и увеличивая при этом налоговые поступления доходной базы бюджета.

Однако применение льгот часто способствует уклонению от налогообложения, поэтому, для того

отсрочки или рассрочки платежа.

Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Реализация практического назначения

налогов осуществля-

Элементы налога

чтобы ограничить возможности уклонения, в законодательстве предусматриваются ограничения, связанные с их применением. Ограничения, как правило, различным образом воздействуют на налогообложение доходов от инвестиций в разных отраслях, разные активы, при разных источниках финансирования, для предприятий в различных ситуациях. Это приводит к дополнительным искажениям, когда одним создаются преимущества за счет других, причем нет никакой гарантии, что преференции получат именно социально значимые инвестиции.

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности зачастую используют в странах с развитой экономикой. Существуют страны, которые активизировали свое развитие в инновационном направлении посредством создания условий и мер льготного налогообложения.

Налоговые ставки являются одним из важных инструментов воздействия на инвестиционную активность хозяйствующего субъекта. Так, рост ставок налогов приводит к сокращению применения капиталоемких производственных процессов, что способствует замедлению темпа технического роста производства. Снижение налоговой ставки у участников инвестиционного процесса приводит к росту капитальных вложений и увеличению объемов производства, становясь дополнительным стимулом развития инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Поскольку, по теории Лаффера, снижение налоговой ставки активизирует предпринимательство, следовательно, ведет к росту базы налогообложения и общего объема налоговых поступлений в бюджет, вопрос о необходимости снижения ставки налога на прибыль предприятий в настоящее время широко обсуждается в экономической литературе.

Вместе с тем нет никакой гарантии, что финансовые ресурсы, дополнительно высвободившиеся вследствие снижения налоговой нагрузки, будут направлены субъектами хозяйствования именно на развитие и модернизацию производства, обновление технологий и научные исследования. Как показывает мировой опыт, в подобных случаях налогоплательщики на цели экономического развития расходуют не более трети таких ресурсов . При этом уменьшение ставки налога на прибыль на 10 % обеспечивает рост инвестиций всего на 1-2 % в год.

Наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и

направления инвестиционной деятельности имеет уровень налога на прибыль. В мировой практике предоставление льгот или снижение ставки налога на прибыль является традиционным инструментом регулирования налоговой нагрузки.

В налоговом регулировании инвестиционных процессов особое значение имеет установление оптимальной ставки налога на прибыль. Налоговая ставка в зависимости от ее вида (равного, прогрессивного или регрессивного) позволяет осуществлять дифференцированный подход к субъектам хозяйствования, поддерживать отдельные отрасли, предприятия, виды деятельности. Однако стимулирующее воздействие ставки эффективно лишь в динамике, поэтому для продления стимулирующего влияния на экономику снижение налоговой ставки по налогу на прибыль следовало бы проводить постепенно.

Зарубежный опыт показывает, что именно процесс поэтапного снижения ставки налога на прибыль оказывает стимулирующее воздействие на инвестиционные процессы, а стабилизация ставки на одном (даже низком) уровне уменьшает этот эффект.

Снижение ставки налога на прибыль на фоне роста бюджетного дефицита и инфляции негативно сказывается на инвестиционной активности хозяйствующих субъектов. Чтобы добиться положительного эффекта от снижения налоговой нагрузки на прибыль хозяйствующего субъекта, по расчетам отечественных специалистов, необходимо более чем в два раза повысить рентабельность большинства отраслей промышленности, что в условиях кризиса пока что нереально .

Кроме того, в условиях коррупции, несовершенства институтов уровень налоговых ставок является не самым важным фактором, влияющим на принятие решений налогоплательщика о вложении финансовых ресурсов. Поэтому маловероятно, чтобы незначительное снижение могло иметь существенное значение для повышения инвестиционной активности.

Опыт развитых налоговых систем европейских государств свидетельствует о том, что важным и все более распространенным инструментом регулирования налоговой нагрузки становятся налоговые льготы по инвестиционной и инновационной деятельности.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Как показывает зарубежный опыт, налоговые льготы по налогу на прибыль являются важнейшим

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

налоговым рычагом и дают возможность уменьшить ставку корпоративного налога в отдельных случаях более чем на 20 % . При этом в отличие от стимулирования путем снижения ставок предоставление целевых налоговых льгот гарантирует государству практически стопроцентное использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на те цели, которые оно преследует .

В мировой практике государственного регулирования налоговой нагрузки в целях активизации инвестиций и развития приоритетных видов экономической деятельности широко используются система льготного налогообложения прибыли по схеме ускоренной амортизации, освобождение части прибыли в форме налогового кредита для обеспечения мероприятий по инновационному развитию, уменьшение налогообложения прибыли на сумму погашения убытков прошлых лет, налоговые кредиты на капитальные вложения, на НИОКР.

В зарубежных странах активно используется ускоренная амортизация (максимальная норма отчислений составляет двукратный размер по сравнению с обычной), данная льгота нацелена на стимулирование роста инвестиций и внедрение новой техники. Основные виды льгот представлены в таблице.

Ценность ускоренной амортизации для хозяйствующих субъектов состоит в снижении налогооблагаемой прибыли и сокращении процесса возврата ранее авансированного капитала для замены старого

Льготы по налогу на прибыль, используемые в странах — членах Европейского союза

Инвести- Инвести-

Страна Ускоренная ционная ционный

амортизация налоговая скидка налоговый кредит

Австрия + — —

Бельгия + + —

Великобри- + + —

тания

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Греция + — —

Дания + + —

Италия + + —

Испания + + +

Люксембург + — +

Нидерланды + + —

Германия + — —

Франция + — +

Швеция + — —

оборудования новым. При этом используются разные нормы ускоренной амортизации — от 10 до 50 %. Однако самые распространенные ставки составляют в среднем 15-18 % .

Механизм влияния ускоренной амортизации на снижение налоговой нагрузки состоит в том, что повышение норм и сокращение (в сравнении с обычным порядком) периода амортизации позволяет плательщикам увеличивать в каждом налоговом периоде использование таких основных фондов начисленной суммы амортизации, что уменьшает объект налогообложения. При этом, уменьшая налогооблагаемый доход на сумму амортизации, государство может оказывать стимулирующее воздействие на инвестиционную деятельность предприятий.

Следующим распространенным видом налоговых льгот, которые применяются в целях повышения инвестиционной активности в зарубежных странах является инвестиционная налоговая скидка, обеспечивающая снижение налоговой нагрузки на предприятия путем исключения из налогооблагаемой базы определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога.

Право на получение инвестиционной налоговой скидки во многих странах закреплено законодательно и наступает автоматически после ввода новой техники в эксплуатацию. Принципиальным моментом является установление периода, в течение которого сохраняется право на скидку, когда сумма, которая подлежит вычету из налогооблагаемой прибыли в соответствующем налоговом периоде, меньше размера такой прибыли. Наиболее либеральным в этом плате является законодательство Бельгии, где этот период не ограничен .

Инвестиционный налоговый кредит также является видом налоговой льготы, который применяется в инвестиционной политике многих стран и предполагает государственную поддержку инициативы предприятий в осуществлении определенных видов инвестиционной деятельности и последующее реинвестирование освобожденных от налогообложения денежных средств в производство (расширение производства). Понятие налогового инвестиционного кредита закреплено в ст. 66 и 67 Налогового кодекса РФ .

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

С помощью инвестиционного налогового кредита можно уменьшить налоговую нагрузку за счет снижения налоговых обязательств по налогу на

прибыль. Получая такой кредит, плательщик имеет возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои текущие платежи по налогу на прибыль с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит представляется по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет, если организация проводит НИОКР; создает новые виды сырья или материалов и т. д. Эта льгота играет важную роль в развитии инвестиционной деятельности, но ее дальнейшее применение сдерживается высоким банковским процентом за предоставление кредита.

Рассмотрим последствия ее применения.- Прежде всего можно выделить несколько различных положений, при которых будут различными последствия льготы.

Только в том случае, когда желаемые инвестиции предприятия за вычетом начисленной амортизации не превышают половины налоговой прибыли вместе с прочими льготами, льгота применяется в максимальном объеме, и инвестиции осуществляются на уровне, который был бы в отсутствие налогообложения. Однако ситуация меняется, если разность инвестиций и начисленной амортизации больше половины налоговой прибыли. В этом случае применение льготы эквивалентно применению налога с половинной ставкой. Это тоже увеличивает посленалоговую доходность инвестиций, но для таких предприятий снижение ставки дает тот же эффект. Если рассматривается проект, до принятия которого инвестиции за вычетом амортизации составляют половину прибыли, а после принятия больше половины, тогда налоги в результате принятия проекта резко возрастают, поскольку на этот добавочный проект льгота не распространяется. Если этот проект все же будет принят, это означает, что тот же объем инвестиций был бы осуществлен и в отсутствие льготы. То есть льгота в этом случае применяется не к предельным, а к допредельным (и только к ним) инвестициям, т. е. потери бюджета возникают без какого-либо стимулирующего эффекта. Если амортизация за период превышает половину прибыли, льготу применить вообще нельзя. Дополнительные проблемы возникают, если предприятие в текущем периоде убыточно или было убыточно в прошлом и имеет непогашенный убыток. Но в некоторых отраслях временное снижение

прибыли или получение убытка вполне возможно даже при эффективном управлении предприятием просто в силу специфики деятельности. В этих случаях инвестиции сопряжены с дополнительными издержками в сравнении с теми, кто может применить льготу, и особенно в сравнении с теми, кто применяет ее в максимальном объеме. Льготу нельзя применить при финансировании из заемных средств.

На применимость инвестиционного налогового кредита, а значит, и на чистую приведенную стоимость будущего потока доходов от проекта, влияют не только ожидаемые будущие доходы, цена активов и норма дисконтирования, но и результаты прошлой деятельности и прошлой конъюнктуры.

Неблагоприятный результат возможен в результате ошибки в планировании, но даже в этом случае наказывать, снижая будущую отдачу от инвестиций, нет никаких причин. Вторые уже выиграли в полученных доходах. Но наказываются и те, кто не совершал ошибок, просто для них неблагоприятным образом сложились обстоятельства. Кроме того, в относительно худшее положение при таких условиях применения льготы попадают те, чьи предприятия нуждаются в масштабных преобразованиях, обновлении технологии и значительных связанных с этим закупках современного дорогостоящего оборудования.

Применить льготу в полном объеме могут также крупные предприятия, имеющие в каждом периоде большой объем прибыли. Если для осуществления деятельности требуются значительные по объему инвестиции дискретного характера (возможно, раз в несколько лет), то даже при высокой их доходности половины текущей прибыли за вычетом амортизации может быть недостаточно. В случае, когда абсолютное значение текущей прибыли велико, спланировать инвестиции так, чтобы использовать льготу, проще.

Важно отметить, что организации, применяющие льготу в максимальном объеме, осуществляют чистые инвестиции (инвестиции за вычетом амортизации) в объеме, меньшем, чем половина прибыли. Высока вероятность, что это крупные высокодоходные предприятия, возможно, обладающие рыночной властью. При этом остаток средств мог быть либо распределен в виде дивидендов, либо использован на приобретение других производств. Дивиденды в свою очередь используются либо на потребление, либо на приобретение иных активов в других отрас-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

лях или странах. Здесь важно то, что если средства тратятся на потребление, то перераспределительный трансферт осуществляется в пользу тех, у кого потребление возросло в наибольшей степени, а это вряд ли может быть целью стимулирования. Если же средства расходуются на приобретение активов в других отраслях, то это приводит к концентрации богатства в руках узкого круга лиц, что в конечном счете может иметь неблагоприятные социальные последствия.

В силу названных причин у ряда налогоплательщиков данная льгота хоть и не увеличивает абсолютных налоговых обязательств, а в ряде случаев даже и снижает, тем не менее вызывает увеличение относительных налоговых обязательств в сравнении с налоговыми обязательствами тех лиц, чьи желаемые чистые инвестиции не превышали половины прибыли. Это может приводить даже к уменьшению инвестиций в такие дискриминируемые виды деятельности или на таких предприятиях. Суммарные инвестиции при этом также могут быть ниже в сравнении с ситуацией, которая могла бы возникнуть, если бы инвестиционный налоговый кредит не применялся.

Таким образом, не совсем корректно говорить о том, что применение инвестиционного налогового кредита стимулирует именно те инвестиции, которые могли бы диверсифицировать экономику, способствовать повышению ее конкурентности и стабильному экономическому росту.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Предполагается, что если требуются налоговые меры, стимулирующие инвестиции и рост, то лучшим решением будет устранение ограничения на перенос убытков на будущее, упрощение порядка начисления амортизации, переход к годовому отчетному периоду и упрощение в этом случае учета за счет устранения необходимости корректировать налоговую базу на суммы отчислений в некоторые резервы. К положительному эффекту для инвестиций может привести устранение некоторых налоговых лазеек. Так, уклонение от налогов часто сопряжено с трансфертом иму-

щества в пользу одних собственников и в ущерб другим. И, если в результате таких трансфертов возникает экономия на налогах, это может играть дополнительную стимулирующую роль. Устранение налоговых лазеек может привести не только к увеличению доходов бюджета и нейтральности налогообложения, но и к сокращению описанной практики, что способствовало бы снижению рисков для инвесторов. Борьба с трансфертным ценообразованием, например, могла бы обеспечить инвесторов дополнительной информацией об осуществлении такой практики. Есть также и прямые льготы некоторым формам трансфертов. Рассмотрим право безналоговой передачи имущества между предприятиями, одно из которых владеет более чем 50 % акций другого. Если у предприятия, передающего имущество, есть еще акционеры, то им причиняется ущерб. В этом случае готовность приобретать акции предприятий в качестве долгосрочного вложения денег снижается, значит, снижается и доступность средств для финансирования инвестиций.

Инвестиционный налоговый кредит в том виде, в котором он существует, нуждается в пересмотре. Другие же формы налогового стимулирования можно рассматривать только после устранения помех инвестициям как налогового, так и неналогового характера. Но при этом следует помнить, что льготы могут не привести к желаемому эффекту, а отменить однажды введенные льготы чрезвычайно трудно по политическим соображениям.

Применение налоговых льгот позволит государству решить проблему перелива капитала и неравномерного распределения налоговой нагрузки по видам деятельности, поддержать предприятия приоритетных отраслей и провести структурную перестройку экономики.

Использование инвестиционного налогового кредита как основной формы предоставления льгот по налогу на прибыль поможет снизить налоговую нагрузку предприятий и активизировать инвестиционные процессы.

Список литературы 1. Актуальные проблемы налоговой политики в условиях модернизации экономики. Опыт Украины и Белоруссии: монография / под ред. проф. С. В. Онышко. Ирпень: Национальный университет ГНС Украины, 2007.

2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2006).

3. Налогообложение: теории, проблемы, решения / под ред. В. П. Вишневского. Донецк: ДонНТУ, ИЭП НАН Украины, 2006.

4. Никитин А., Никитин С. Налог на прибыль: опыт развитых стран // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 2.

5. Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1904.

List of references

2. Tax code of the Russian Federation (part second): The Federal law of 05.08.2000 no. 117-FZ (edition of 03.06.2006).

4. Nikitin A., Nikitin S. Profit tax: experience of the developed countries , Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia — World economy and international relations. 1998, no. 2.

6. Panskov V. G. On tax policy , Nalogovaia politika i praktika — Tax policy and practice, 2008, no. 6.

Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра «Налоги и налогообложение»

РЕФЕРАТ

на тему:

«Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности»

Введение

налоговый льгота стимулирование инвестиционный

Актуальность данной темы заключается в том, что на этом этапе развития финансовых отношений инвестиции играют ключевую роль, так как являются одним из важнейших факторов экономического роста.

Государство использует различные инструменты для поддержания инвестиционной деятельности, которые носят прямой и косвенный характер. Механизм косвенного стимулирования представляет собой воздействие с помощью финансово-экономических инструментов, особе местно среди которых, занимает налоговая политика.

Сегодня задачей налоговой политики России является формирование стимулов для перехода экономики с сырьевого на инвестиционно-инновационный пусть развития.

Цель данной работы — определить наиболее эффективные инструменты налогового стимулирования инвестиционной деятельности в России.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть зарубежный опыт использования льгот инновационного характера

исследовать применение налоговых льгот в российский практике

выделить основные направления совершенствования налоговых льгот и преференций

Виды налоговых льгот и их роль в поддержке инвестиционной деятельности

В рыночной экономике инвестиции являются одним из важнейших факторов экономического роста. Они способствуют своевременному обновлению основных фондов, увеличению масштабов деятельности предприятия, оптимизации себестоимости производимой продукции и повышению ее качества. Рассматривая роль инвестиций в масштабах страны, немаловажным является и тот факт, что инвестиции приводят к положительным структурным сдвигам в экономике, появлению новых предприятий, и, как следствие, созданию рабочих мест, увеличению занятости, производства различных товаров и услуг, ускорению темпов экономического роста.

На данный момент стало очевидно, что цены на мировом рынке нефти больше никогда не будут столь высокими, и едва ли будут больше 100 руб за баррель. В этих условиях становиться понятным, что Россия теперь не сможет обеспечить экономический рост только за счет нефтегазовой отрасли, сейчас возросла необходимость развития собственного производства, расширения и реализации уже накопленного научного потенциала.

Сегодня в России существуют множество экономических проблем по формированию перспективных направлений инвестиций, стимулированию инновационной деятельности, которые снижают инвестиционную привлекательность, неблагоприятно влияет на инвестиционный климат.

На начало 2014 года степень износа основных фондов составляла 48,2%, а по машинам и оборудованию превысила 53%. Такие показатели можно объяснить прежде всего низкой активностью предприятий в инвестиционной деятельности. В 2013 г инвестиции в основной капитал предприятий по всем отраслям экономики составили всего 8,4 трлн руб. Из этих средств 57% были вложены в здания, 35% — в машины и оборудование, что свидетельствует о преимущественной доле вложений в пассивную часть основных фондов. Более того почти 43% вложений приходилось на предприятия добывающей промышленности, что еще раз показывает ориентированность экономики России на данный сектор.

Сегодня осложняет ситуацию и ухудшение экономических и политических отношений между Российской Федерацией и странами Европы и Америки, в результате чего можно наблюдать сокращение иностранных инвестиций в российскую экономику: по данным Банка России во втором полугодии 2014 из-за санкций, валютного кризиса и падения цен на нефть они вообще оказались отрицательными.

Среди методов, которые используют страны, лидирующие в области инвестиционной деятельности, нельзя выделить один универсальный. Во всех случаях достижению высоких инвестиционных показателей способствовал целый комплекс мероприятий, сформировавший благоприятный инвестиционный климат.

В рамках налогового стимулирования инвестиционной деятельности выделяют следующий ряд инструментов: пониженная налоговая ставка, налоговое изъятие, инвестиционный налоговый кредит, специальный налоговый режим, налоговые каникулы, налоговые вычеты.

Пониженная налоговая ставка — уменьшение стандартной налоговой ставки (вплоть до 0%). Также может предоставляться либо всем налогоплательщикам, либо отдельной их категории в отношении всех объектов либо отдельных элементов.

Однако необходимо отметить, что пониженная ставка для всех налогоплательщиков не всегда является экономически эффектной мерой, в частности, не для всех фаз экономического цикла. Так в условиях кризиса, отсутствия прибыли низкая налоговая ставка, как правило, не мотивирует организации к осуществлению инвестиций. Кроме того, снижение налоговой ставки для всех налогоплательщиков «не стимулирует межотраслевого и межрегионального перелива капитала, не обеспечивая тем самым структурной перестройки капитала». Мельникова Н. П., Пинская М. Р. Возможности налоговой политики государства по стимулированию инновационного развития экономики // Финансы и кредит, № 43, 2010. С. 50

Налоговые каникулы — законодательно установленный срок, в течение которого определенная категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога. Они чаще всего ориентированы на высокотехнологичные отрасли либо на определенную территорию (особые экономические зоны).

Данная льготы весьма популярная за рубежом. Например, Израиль освобождает от уплаты налогов на 7 лет, а для участников особых экономических зон — 10 лет.

Следующий инструмент налоговой политики, активно применяющийся в развитых странах — инвестиционный налоговый кредит. В России условия выдачи кредита определены в 66 — 69 статьях Налогового кодекса РФ: решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается в течение 30 дней со дня получения заявления от налогоплательщика; кроме того, установлен льготный размер процентов: они не могут быть менее 1/2 и более 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако, несмотря на такие привлекательные условия, данный инструмент налоговой политики практически не используется.

Причины специалисты видят в установленных условиях его предоставления. Главное препятствие — это пятилетний срок, за который, по статистике, невозможно окупить капитальные затраты, направленные на техническое перевооружение.

Специальный налоговый режим — особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в целях создания благоприятных экономических условий для определенной категории налогоплательщиков.

Для стимулирования капитальных вложений выделяют два вида налоговых вычетов: повышенная норма вычетов из налогооблагаемой базы и ускоренная амортизация.

Повышенная норма вычетов может быть установлена в отношении определенного рода произведенных расходов. В зависимости от ее величины в расходы может быть отнесена сумма, превышающая размер первоначальных вложений (например, в 1,5-2 раза).

Ускоренная амортизация предоставляет право списывать на расходы в более короткие сроки стоимость капиталовложений, чем те, что установлены нормативами. Этот инструмент очень распространен в международной практике.

Его использование позволяет государству наращивать инвестиции в наиболее прогрессивных отраслях производства, ускорять развитие экономики, увеличивать объем налоговых доходов и покрывать налоговые расходы от сокращения поступлений по налогу на прибыль. В результате применения ускоренной амортизации в развитых странах амортизационные отчисления стали основным финансовым источником инвестиций в основные фонды, одним из важнейших факторов роста и модернизации экономики. Это подтверждает структура источников финансирования инвестиций в основной капитал: доля амортизации в разных странах составляет около 70%, а заемные средства и собственная прибыль предприятия — 30%.

В России ускоренная амортизация также применяется, но, по словам специалистов, неэффективно. Рассматривая структуру источников финансирования инвестиций в основные фонды, прослеживается тенденция, что в среднем на амортизационные отчисления приходиться всего около 22%, на собственную прибыль — 19%, а на заемные средства — 59%.

Неэффективность использования данного инструмента налоговой политики связана, по-мнению экономистов, с отсутствием конкретных целей предоставления налоговых льгот, четких критериев их применения, и, безусловно, действенного контроля за целевым расходованием средств начисленной амортизации. Так, из общей суммы амортизационных отчислений, начисленных в 2013 году, 4 трлн рублей большая часть была инвестирована не в основной капитал, а в финансовые вложения — приобретение ценных бумаг, вклады в уставные капиталы других организаций, предоставление займов.

Анализ практики стимулирования инвестиционной деятельности на примере Орловской области

Орловская область находится в Центральном федеральном округе. В 2013 году ВРП этой области составил 164 526 млн руб, ВРП на душу населения 212 867 рублей, численность населения 772 903 человек. Экономика региона имеет индустриально-аграрный характер: доля промышленности составляет 30% ВРП, сельского хозяйства — 13%.

Орловская область сегодня проводит активную инвестиционную политику. Основными инструментами налоговой политики являются специальный налоговый режим, возможность установления которого предусмотрена Законом Орловской области от 06.10.2009 № 969-ОЗ (ред. от 05.09.2012) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области», и налоговые льготы, регулирующиеся Законом Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций» и Законом Орловской области от 08.11.2010 № 1130-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области».

В первом определены основные налоговые элементы налогов, по которым предоставляются налоговые льготы:

ставка 0% по налогу на имущество организации предусмотрена инвесторам по отношению к имуществу, созданного и приобретенного в результате реализации инвестиционного проекта, за исключением переданного в аренду, лизинг. Кроме того, срок предоставления льготы также зависит от осуществленного объема инвестиций в период первых трех лет исполнения проекта. Максимальный срок — 3 года, предоставляется инвесторам, вложившим от 2 млрд рублей;

ставка 1,1% по налогу на имущество определена для организаций, занимающихся производством строительной керамики, основной фармацевтической продукции и селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в рамках осуществления инвестиционного проекта. Более того, важным условием также является обязанность реинвестирования высбодившихся денежных средств вследствие использования льготы в развитие производственной базы.

Законом Орловской области от 08.11.2010 № 1130-ОЗ установлены льготы для инвесторов в отношении налога на прибыль организации. Согласно статье 284 Налогового Кодекса процентная ставка этого налога — 20%, из которых 2% подлежат зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации, а 18% — в бюджет Орловской области. Однако Законом Орловской области № 1130-ОЗ устанавливается, что ставка может быть понижена в зависимости от объема инвестиций, осуществленных в течение первых трех лет реализации инвестиционного проекта. Так, при инвестировании от 0,1 до 0,5 млрд руб включительно предусмотрено понижение процентной ставки в части зачисления в бюджет Орловской области на 1,5% п.п., от 0,5 до 2 млрд руб — 3 п.п., свыше 2 млрд руб — 4,5 п.п.

Таким образом, ставка в части, подлежащей зачислению в бюджет Орловской области, максимально может быть понижена до 13,5%. Совокупная налоговая ставка налога на прибыль организации, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области, находится в пределах от 15,5% до 20%.

Итак, с 2004 года Орловская область проводит с помощью инструментов налогового стимулирование инвестиционной деятельности. Анализируя динамику изменения объема налоговых льгот, предоставленных инвесторам в Орловской области в течение 2012-2014 гг См. Приложение 1, можно заметить, что объем предоставляемых налоговых льгот увеличился почти в 2 раза. При этом хоть объем льгот возрос, как и по налогу на имущество, так и по налогу на прибыль организации, все же доля первых преимущественна — около 92%.

Предоставление налоговых льгот по инвестиционной деятельности преследует цели улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а затем, в конечном итоге, и улучшение социально-экономических показателей развития Орловской области.

Оценка эффективности предоставления и использования налоговых льгот осуществляется на основании Закона Орловской области от 30.06.2009 № 923-ОЗ «Об оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, устанавливаемых отдельным категориям налогоплательщиков», а также принятого Порядка ежегодной оценки бюджетной, социальной и экономической эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот Утвержден постановлением правительства Орловской области от 30.06.2009 № 70 (ред. от 19.09.2012)..

Кроме этого, в Орловской области ежегодно проводятся заседания эксперной комиссии по оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, в т.ч. инвестиционного характера, в целях:

минимизации налоговых расходов бюджета;

достижением и поддержанием уровня стабильной производственной, финансово-экономической деятельности организаций;

проведения социальной политики, в том числе в сфере занятости населения.

Анализируя результативность предоставления льгот в Орловской области См. Приложение 2 с 2012 по 2014 гг., можно заметить увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет области почти на 38%, среднегодовой численности работающих на предприятиях — на 27%, объем отгрузки — на 29%.

В 2014 году наблюдается резкое снижение объема инвестиций в основной капитал — около 43%, что, возможно вызвано, появлением некоторых экономических проблем в стране, в связи с ухудшением внешнеполитических отношений. Однако, несмотря на это, тенденция к увеличению таких показателей, как численность занятых на предприятиях, поступлений в консолидированный бюджет и объема отгрузки сохранилась.

На заседаниях экспертной комиссии по оценке бюджетной, социальной и экономической эффективности налоговых льгот, установленных в 2012-2014 гг., был сделан вывод о достаточном уровне эффективности льгот инвестиционного характера.

Рассмотрим оценку эффективности налоговых льгот, предоставленных в 2013г. организациям, осуществляющие производство строительной керамики; осуществляющие производство фармацевтической продукции; осуществляющие селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней. В соответствие с Законом Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ (ред. от 29.11.2013) ставка по налогу на имущество в этих организаций равна 1,1%.

Кроме того, одна организация, относящаяся к первому виду, инвестировала более 1,6 млрд руб., поэтому получило право на снижение ставки по налогу на прибыль, которая теперь составила 15%.

В соответствие с данными Департамента экономики Орловской области, в 2013 году были следующие результаты оценки эффективности налоговых льгот. См. Приложение 3

Анализ этих данный показывает, что значение трех коэффициентов эффективности: бюджетной, социальной и экономической — больше 1, следовательно налоговые льготы, предоставляемые организациям, осуществляющие производство строительной керамики, эффективны.

Налоговые льготы в отношении двух других видов, если смотреть в целом, — эффективны, так как значения двух из трех коэффициентов больше 1. Однако коэффициент бюджетной эффективности однозначно мал, особенно у организаций, занимающихся производством основной фармацевтической продукции.

Таким образом, увидев результаты стимулирования инвестиционной деятельности, можно констатировать, что Орловская область сегодня имеет развитую систему налоговых льгот и оценки эффективности применения различных налоговых инструментов, стимулирующих инвестиционную деятельность.

Рассматривая налоговую политику как инструмент повышающих инвестиционную активность в масштабах всей страны, можно заметь, что сегодня каждый субъект, использующий налоговое политику для поощрения инвестиций, сталкивается со многими проблемами, которые в большинстве своем являются весьма схожими по характеру.

Во-первых, это отсутствие единой для всех регионов методики оценки эффективности налоговых льгот, разработанной на федеральном уровне. На это уже прямо было указано в аналитическом материале о результатах проверки эффективности принимаемых мер, связанных с обеспечением сбалансированности региональных бюджетов при исполнении указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения»; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки; Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

В такой ситуации субъекты РФ вынуждены осуществлять оценку эффективности налоговых льгот на основе собственных методик. Хотя они сильно отличаются в разных регионах, база у них одна — оценка эффективности с зависимости от таких параметров как бюджетная, экономическая и социальная эффективности.

Другой проблемой, с которой сталкиваются практически все субъекты Российской Федерации при оценке эффективности, является нехватка достоверной информации о суммах предоставленных льгот по региональным и местным налогам в разрезе конкретных налогоплательщиков. В следствие отсутствия единого подходы регионы по-разному подходят к решению этой проблемы. Например, в Орловской области эту информацию получают непосредственно от предприятий.

Усугубляет сегодняшнее положение прослеживающая на протяжении нескольких лет тенденция к увеличению количества дефицитных региональных бюджетов и уменьшению размеров бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Кроме того, в условиях экономических трудностей особенно остро встает проблема о повышении эффективности управления государственными финансами на региональном уровне, и особое внимание специалисты уделяют предоставлению налоговых льгот, в том числе на осуществление инвестиционной деятельности, поэтому сейчас многие субъекты Российской Федерации пересматривают условия предоставления и методику оценивания эффективности налоговых льгот.

Направления формирования благоприятного налогового климата для инвестиционной деятельности

Рассмотрев основные проблемы использования инструментов налоговой политики в области стимулирования инвестиционной деятельности как в целом, в масштабах страны, так и на региональном уровне, на примере Орловской области, можно выделить основные направления совершенствования для создания благоприятного инвестиционного климата.

Во-первых, необходимо, опираясь на опыт инвестиционно-инновационно развитых зарубежных стран, усовершенствовать применение отдельных налоговых инструментов.

Данные мероприятия должны включать, например, повышение привлекательности использования инвестиционного кредита, изменив основные условия его предоставления: увеличить срок; оптимизировать структуру налогов, ведь сегодняшний перечень включает те, которые занимают незначительную долю в налоговой базе инвестора.

Во-вторых, для совершенствования применения ускоренной амортизации в России установить зависимость между степенью износа основных фондов и долей прибыли, отчисляющейся на амортизацию. Например, обязать предприятие при достижении уровня износа 70% применять 100% норму амортизации. Пансков Г. В. О некоторых неотложных мерах налогового стимулирования инвестиционной активности в российской экономике // Белорусский экономический журнал, №4, 2013. С. 66

В-третьих, для применения пониженных налоговых ставок, а также ускоренной амортизации целесообразно было бы установить обязательное целевое использование начисленных сумм амортизационных отчислений и обеспечить контролем со стороны государства. Последнее может быть осуществлено путем ведения соответствующего налогового учета, применения санкций за нарушение этой нормы.

Кроме того, касаемо предоставления налоговых льгот целесообразно разработать и законодательно закрепить на федеральном уровне общую методику оценки эффективности их применения. Безусловно, каждый регион имеет свои географические, социальные и, конечно же, экономические особенности, но общие базовые положения должны лежать в основе методик каждого субъекта Российской Федерации.

Интересно заметить, что эти попытки уже предпринимались. Так, Правительство РФ 12 декабря 2011 г. поручило Минэкономразвития России совместно с Минфином России разработать методику оценки эффективности налоговых льгот, которая должна была учитывать покрытие налоговых расходов бюджетов. Хотя она и была разработана, в настоящее время этот проект остается не реализованным, так как, до сих пор не прошла процедуру согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами. Однако необходимо заметить, что зарубежная практика большинства развитых стран подтверждает, что работа по сокращению и унификации налоговых расходов — весьма длительный и сложный процесс. Пансков В. Г. О некоторых вопросах эффективности налоговых льгот в российской налоговой системе // Инновационное развитие экономики, № 16, 2013. С. 39

Заключение

Таким образом, в рамках данной работы был исследован механизм их воздействия на инновационное развитие на основе российского и зарубежного опыта.

Основными выявленными проблемами оказались: недоработки в применении на практике отдельных налоговых инструментов; отсутствие единой методологической базы для оценки эффективности предоставления налоговых льгот. Кроме того, сегодняшнее положение еще больше усугубляется текущими экономическими проблемами, вызванными ухудшением внешнеполитических и внешнеэкономических отношений.

В качестве основных направлений совершенствования налогового стимулирования инвестиционной деятельности выделяют: совершенствование законодательной базы, изменение условий предоставления определенных налоговых льгот, установление целевого характера предоставления льгот, совершенствование системы администрирования предоставления налоговых преференций и сбора налогов, и, конечно же, утверждение единой методологии оценки эффективности использования налоговых льгот.

Резюмируя сказанное, хочется добавить, что в условиях сегодняшних внешнеэкономических вызовов создать благоприятный инвестиционный климат возможно лишь благодаря решительным и своевременным действиям в области налоговой политики.

Список литературы

Налоговый кодекс Российской Федерации

Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник./Под ред. Гончаренко Л.И. — М.: ЮРАЙТ М, 2014

Закон Орловской области от 06.10.2009 № 969-ОЗ (ред. от 05.09.2012) «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Орловской области»

Закон Орловской области от 25.11.2003 № 364-ОЗ (ред. от 29.11.2013) «О налоге на имущество организаций»

Закон Орловской области от 08.11.2010 № 1130-ОЗ «О понижении налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, для организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Орловской области»

Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник./Под ред. Гончаренко Л.И. — М.: ЮРАЙТ М, 2014

Мельникова Н. П., Пинская М. Р. Возможности налоговой политики государства по стимулированию инновационного развития экономики // Финансы и кредит, № 43, 2010. С. 48-52

Пансков В. Г. Налоговые льготы и преференции: проблемы и пути решения // Налоги и финансовое право. № 3, 2012

Пансков Г. В. О некоторых неотложных мерах налогового стимулирования инвестиционной активности в российской экономике // Белорусский экономический журнал, №4, 2013. С. 61-72

Пансков Г. В. Стимулирование модернизации российской экономики посредством налоговых механизмов // Экономика. Налоги. Право., №1, 2013г. С. 64-71

Пансков В. Г. О некоторых вопросах эффективности налоговых льгот в российской налоговой системе // Инновационное развитие экономики, № 16, 2013. С. 38-42

Приложение 1

Таблица 1 Динамика изменения объема налоговых льгот, предоставленных инвесторам в Орловской области в течение 2012-2014 гг.

Вид налоговых льгот

Всего налоговых льгот, предоставленных инвесторам, млн руб

71,4

76,2

104,9

в том числе

Налоговые льготы, предоставленные по налогу на имущество организации

68,9

68,5

96,3

Налоговые льготы, предоставленные по налогу на прибыль организации

2,5

7,7

8,6

Приложение 2

Таблица 2 Динамика изменения показателей, характеризующих некоторые результаты деятельности получателей налоговых льгот в Орловской области

Показатель

Объем инвестиций в основной капитал, осуществленных предприятиями — получателями налоговых льгот, млн руб

3 355,0

3 091,0

1 774,0

Общая сумма налоговых платежей в консолидированный бюджет области, поступивших от предприятий — получателей налоговых льгот, млн руб.

367,0

431,0

507,0

Среднегодовая численность работающих на предприятиях -получателях налоговых льгот, чел.

2 436

2 763

3 101

Объем отгрузки, осуществленной предприятиями — получателями налоговых льгот, млн руб.

10 365,0

11 136,0

13 304,0

Приложение 3

Результаты оценки эффективности налоговых льгот в 2012-2013 гг.

Организации, осуществляющие производство строительной керамики

Показатель

Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн руб

208,0

257,0

Льгота по налогу на имущество, млн руб.

39,1

41,5

Льгота по налогу на прибыль, млн руб.

1,7

2,5

Среднегодовая численность работающих, чел

1 590

Объем отгрузки, млн руб

6 796,7

7 453,6

Бюджетная эффективность

1,19

Социальная эффективность

1,63

Экономическая эффективность

1,36

Организации, осуществляющие производство основной фармацевтической продукции

Показатель

Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн руб

19,1

19,8

Льгота по налогу на имущество, млн руб.

13,5

13,4

Среднегодовая численность работающих, чел

Объем отгрузки, млн руб

476,0

452,0

Бюджетная эффективность

0,05

Социальная эффективность

Экономическая эффективность

1,63

Организации, осуществляющие селекционно-гибридную работу по разведению племенных свиней в ходе реализации инвестиционного проекта

Показатель

Общая сумма налоговых платежей в областной бюджет области, млн руб

43,2

48,7

Льгота по налогу на имущество, млн руб.

16,6

14,9

Среднегодовая численность работающих, чел

Объем отгрузки, млн руб

2 480,0

2 514,0

Бюджетная эффективность

0,37

Социальная эффективность

1,06

Экономическая эффективность

1,14

Размещено на Allbest.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *