Внутренний контроль в бюджетных учреждениях

Особенности организации внутреннего финансового контроля в государственных учреждениях

В статье рассмотрены особенности организации внутреннего финансового контроля в государственных учреждениях, его виды и содержание.

В современных условиях разработка и внедрение процессно-ориентированного внутреннего финансового контроля для учреждений с учетом специфики их деятельности, оценки идентифицированных рисков и иных факторов является чрезвычайно актуальным вопросом, влияющим на устойчивое развитие учреждений. В этой связи важное значение имеет разработка инструментария осуществления внутреннего финансового контроля как отдельных бизнес-процессов, так и деятельности учреждения в целом.

Любые бизнес-процессы сопряжены с различными рисками, поэтому подходы к построению системы внутреннего финансового контроля необходимо осуществлять в соответствии со стратегией развития учреждений и их управленческой системой.

Обязанность экономических субъектов организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни закреплена Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете» и Приказом Минфина от 25.03.2011 № 33н . То есть, исходя из определения факта хозяйственной жизни, внутренний контроль должен охватывать те сделки, события и операции, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение, финансовый результат или движение денежных средств учреждения.

Инструкцией по применению Единого плана счетов предусмотрено, что порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля должен быть утвержден локальным актом, содержание которого учреждение должно определить самостоятельно.

Внутренний финансовый контроль направлен на:

  • создание системы соблюдения законодательства в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, локальных нормативных актов;
  • повышение качества ведения бухгалтерского учета, составления достоверной бухгалтерской отчетности;
  • подготовку и организацию мер повышения эффективности и результативности использования субсидий и средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Внутренний финансовый контроль — процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает:

а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) отчетности;

в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Целями внутреннего финансового контроля являются:

  • предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности, а также внутренних нормативных актов учреждения, и сведение рисков до приемлемого уровня;
  • обеспечение достижения показателей деятельности учреждения, установленных учредителем;
  • предотвращение утраты контроля над активами учреждения и возникновения убытков. Обеспечение сохранности и эффективности использования имущества;
  • обеспечение достоверности информации (отчетности о выполнении государственного задания и целевых программ; бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетности), представляемой учреждением в адрес учредителя, государственных органов и иных заинтересованных пользователей;
  • подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования денежных средств и имущества учреждения.

Как правило, по времени осуществления выделяют три вида внутреннего финансового контроля: предварительный, текущий и последующий .

Четкую границу между предварительным и текущим контролем установить сложно, да и нет необходимости, учитывая тенденцию к объединению в законодательстве предварительного и текущего контроля, которая прослеживается в отдельных документах: например, в действующей редакции Бюджетного Кодекса РФ осталось только две формы контроля: предварительный и последующий. Однако на уровне отдельной организации выделение текущего (оперативного) контроля актуально, особенно в части контроля правильности отражения операций в бухгалтерском учете.

Поскольку одной из основных целей финансового контроля является предупреждение нарушений, основные мероприятия должны проводиться в рамках предварительного и текущего контроля.

Содержание и мероприятия при осуществлении разных видов внутреннего контроля представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Виды внутреннего финансового контроля и их содержание

№ п/п

Вид внутреннего

контроля

Мероприятия

Субъекты

Предварительный контроль

Комплекс процедур и мероприятий, направленных на предупреждение и пресечение ошибок, нецелесообразных и (или) незаконных действий должностных лиц учреждения на этапе планирования деятельности до начала совершения факта хозяйственной жизни, осуществляемый до начала совершения хозяйственной

операции и позволяющий определить целесообразность и правомерность конкретной операции.

Проверка законности и экономической целесообразности проектов заключаемых контрактов (договоров);

Предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием денежных и материальных средств;

Проверка планово-финансовых документов (расчетов потребности в денежных средствах, заявок, включаемых в план закупок, смет доходов и расходов и др.) должностными лицами учреждения, главным бухгалтером, бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;

Проверка обоснованности совершаемых операций, правильности расчетов плановых показателей;

Проверка и визирование проектов договоров специалистами, юридическим управлением, главным бухгалтером, бухгалтером.

Наиболее распространенным методом предварительного контроля является санкционирование (разрешение) операций.

Должностные лица учреждения в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

Основные функции при осуществлении предварительного контроля осуществляются планово-финансовым отделом, отделом бухгалтерского учета и юридическим управлением.

Текущий (оперативный) контроль

Мероприятия, направленные на обеспечение соответствия совершаемых фактов хозяйственной деятельности нормативно-правовым актам и условиям договоров, их корректное отражение. Повседневный анализ соблюдения процедур исполнения ПФХД, бюджета, осуществление мониторинга эффективности и целевой направленности расходования средств, оценка эффективности и результативности их расходования. Текущий контроль осуществляется в процессе совершения фактов хозяйственной жизни, на этапе принятия решения по использованию активов, принятия и исполнения обязательств и отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в учете и отчетности в целях своевременного выявления нарушений законодательства и нерационального расходования средств.

Проверка оформления документов на соответствие требованиям законодательства, нормативным актам учреждения и условиям заключенных договоров;

Проверка соблюдения графика документооборота;

Проверка совершаемых хозяйственных операций утвержденным плановым назначениям;

Авторизация операций, подтверждающая правомочность их совершения (в том числе наличие и соблюдение нормативных актов учреждения по разграничению полномочий; наличие доверенностей на осуществление операций и т.д.);

Проверка корректности отражения фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности;

Арифметическая проверка расчетных и нормируемых показателей;

Проверка наличия, состояния имущества учреждения, эффективности его использования;

Проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т.п.), фактом контроля является разрешение документов к оплате;

Проверка соблюдения кассовой дисциплины;

Контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;

Сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость).

Основные методы текущего контроля — это обследование, то есть анализ и оценка операций и их отражения в учете; контроль руководителей за работой подчиненных; повседневный мониторинг расходования средств и выполнения внутренних стандартов.

Все работники учреждения в процессе осуществления хозяйственных операций. Основные функции осуществляются структурными подразделениями финансово-экономического блока учреждения.

Работники бухгалтерии принимают к бухгалтерскому учету первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Последующий контроль

Мероприятия, направленные на установление законности действий должностных лиц учреждения после совершения факта хозяйственной жизни, предусматривающие всесторонний анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки с целью выявления фактов положительной практики, нарушений, недостатков, рисков и разработки предложений по повышению эффективности деятельности объекта контроля. Последующий контроль осуществляется по итогам совершения хозяйственных операций и отражения их в учете. Основная задача предварительного контроля — выявить нарушение, если оно было допущено, или подтвердить достоверность учета и отчетности.

Проверка бухгалтерской, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности учреждения;

Сверка данных, т.е. сравнение данных из разных источников информации;

Анализ исполнения плановых документов;

Проверка наличия, состояния и эффективности использования имущества учреждения (денежных средств, материальных ценностей), в том числе осмотр, замеры, экспертизы, инвентаризации, пересчет;

Сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних регламентов и процедур;

Контроль за выполнением рекомендаций по результатам предшествующих контрольных мероприятий;

Комплексные документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности и т.д. Методами последующего контроля являются ревизия и проверка.

Последующий контроль по уровню подчиненности осуществляется руководителями подразделений учреждения на систематической основе.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности подразделений на основе функциональной независимости осуществляется службой внутреннего аудита.

Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок, то есть контрольных действий или исследований состояния дел на определенном участке деятельности. Проверки в зависимости от объема контрольного мероприятия могут быть комплексными, выборочными и тематическими, то есть целевыми (табл. 2).

Таблица 2

Виды проверок

Вид проверки

Комплексная проверка

Проверка всей финансово-хозяйственной деятельности учреждения за определенный период.

Выборочная проверка

Проверка отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка.

Тематическая (целевая) проверка

Проверка в отношении конкретного направления или вида финансово-хозяйственных операций. Осуществляется по определенному кругу вопросов или по одной теме (вопросу).

Последующий контроль по уровню подчиненности должен осуществляться руководителями подразделений учреждений на систематической основе с формированием ежеквартального отчета о контрольных мероприятиях, содержащего результаты осуществленных контрольных процедур. Данные отчеты передаются службе внутреннего аудита для обобщения выявленных проблем и выработки рекомендации по предотвращению нарушений. Образец формы отчета руководителя структурного подразделения о проведении контрольных мероприятий по проверке операций с нефинансовыми активами представлен в Приложении № 1.

Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Система внутреннего финансового контроля должна быть направлена на обеспечение разумной уверенности в достижении целей учреждения, при этом допускается наличие определенных ограничений из-за влияния следующих факторов:

  • субъективность суждений, сформированных в результате:
  • неверного выбора средств контроля и мероприятий, направленных на управление рисками;
  • неверного истолкования требований законодательства и/или локальных нормативных документов;
  • отсутствие достаточных статистических данных для осуществления оценки финансовых рисков с требуемой для учреждения степенью точности;
  • сговор двух и более лиц, предполагающий преднамеренные действия работников учреждения по нарушению средств контроля;
  • ошибки работников по причине небрежности и/или недостаточного уровня компетенции.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности подразделений на основе функциональной независимости должна осуществляться службой внутреннего аудита.

Служба внутреннего аудита проводит проверки финансово-хозяйственной деятельности подразделений в соответствии с утвержденным руководителем учреждения планом контрольных мероприятий на соответствующий год, а также внеплановые проверки по отдельным поручениям руководителя учреждения. Примерный план контрольных мероприятий оформляется в виде отдельного документа, который в дальнейшем может уточняться и доводиться до сведения руководителей всех структурных подразделений.

Внеплановые проверки осуществляются в случае необходимости проконтролировать вопросы, в отношении которых в какой-то момент появляется информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях (судебные иски, привлечение к административной, налоговой и другой ответственности; утрата и/или порча имущества, нарушения, выявленные в ходе плановых проверок).

По результатам проверок подразделений, проводимых службой внутреннего аудитора, составляется акт проверки, который должен содержать следующие сведения:

  • тема и объекты проверки;
  • срок проведения проверки;
  • характеристика и состояние объектов проверки;
  • описание выявленных нарушений и злоупотреблений, а также причины их возникновения;
  • выводы о состоянии текущего контроля в проверяемом подразделении;
  • предложения по устранению выявленных нарушений, недостатков с указанием сроков и ответственных лиц.

При составлении акта должны обеспечиваться объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность изложения текста.

После утверждения руководителем учреждения акта проверки должно быть проведено совещание о подведении итогов проверки подразделений.

По окончании отчетного периода (квартала, года) служба внутреннего аудита представляет руководителю учреждения сводный письменный доклад, в котором должны быть отражены:

  • сведения о выполнении плановых и внеплановых контрольных мероприятий учреждения;
  • результаты контрольных мероприятий за отчетный период;
  • анализ выявленных нарушений (недостатков) по сравнению с предыдущим периодом;
  • сведения о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков;
  • оценка рисков;
  • вывод о состоянии финансово-хозяйственной деятельности учреждения за отчетный период;
  • рекомендации по совершенствованию системы внутреннего финансового контроля.

Пример: закупка оборудования.

Мероприятия предварительного контроля:

Планирование (сбор заявок и обоснование закупок; составление смет, ПФХД, плана закупок и т.д.).

Организацию конкретной закупки (соответствие плановым документам; выбор способа закупки; формирование технического задания, проекта договора; обоснование цены; проверку поставщиков и т.д.)

Заканчивается проведением закупки и подписанием договора.

Мероприятия текущего контроля:

Действия по исполнению договора, в том числе непосредственно поставка и оплата (соблюдение сроков, качества, комплектности и т.д.).

Действия по отражению в учете (своевременность, полнота, корректность в проводках, корректность в оценке и т.д.).

Документооборот (соответствие первичных документов правилам бухгалтерского учета, своевременность поступления документов, их движение по подразделениям, хранение документов).

Заканчивается принятием к учету актива и завершением расчетов по договору.

Мероприятия последующего контроля:

Последующий контроль в большей степени ориентирован на проверку разного вида отчетности. В рамках комплексной проверки конкретный факт хозяйственной деятельности может попасть в выборку, соответственно будут проверяться фактическое наличие, состояние, использование; первичные документы по поступлению, движению, выбытию; корректность отражения в учете (по счетам, по кодам финансового обеспечения и т.д.), корректность первоначальной и последующей оценки и т.д.

Наличие эффективной системы внутреннего финансового контроля — необходимый фактор для принятия рациональных управленческих решений, результатом которого является своевременная идентификация, оценка и минимизация рисков, устранение дублирования функций, повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности, снижение вероятности наложения санкций и предписаний надзорными и контрольными органами.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — С. 3823.

2. О бухгалтерском учете: ФЗ от 06 декабря 2011 № 402-ФЗ (в ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ. — 2011. — № 50. — С. 7344.

3. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: Приказ Минфина России от 25 марта 2011 № 33н (в ред. от 17.12.2015) // Российская газета. — 2011. — № 94.

4. Захарьин В. Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении / В.Р. Захарьин, Т.И. Фисенко. — Электронный адрес: http://www.budgetnik.ru/art/2707-vnutrenniy-finansovyy-kontrol-v-byudjetnom-uchrejdenii. — Дата обращения: 31.05.2016.

5. Финансовое право. Учебник под ред. M.M. Рассолова / М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2001 год. — С. 444.

Приложение № 1

Отчет о проведении контрольных мероприятий по проверке операций

с нефинансовыми активами

за __-й квартал 20___ года.

период проверки

Операции по движению материально-производственных

запасов

Предмет проверки

Вопросы проверки

Наличие замеча-ний

Отметка об исправлении

1

Проверка соответствия отражения операций с материальными запасами положениям учетной политики.

да

исправлено

неправильно сформирована стоимость

2

Проверка наличия прав на материальные запасы, числящиеся в учете (права на вновь созданные объекты; права, вытекающие из договора; права, возникшие по иным основаниям).

да

исправлено

на баланс оприходованы товары, не принадлежащие учреждению, а полученные по договорам комиссии

3

Проверка соблюдения документооборота по операциям с материальными запасами и своевременности отражения движения активов в учете.

нет

4

Проверка содержания первичных документов на соответствие законодательству РФ и заключенным договорам (предмет договора, сроки и иные условия поставки).

нет

5

Проверка полноты и правильности оформления первичных документов по движению материальных запасов.

да

исправлено

на отдельных документах отсутствуют реквизиты подписи лица, составившего и подписавшего документ

6

Проверка правильности ведения аналитического учета, в том числе:
— корректное применение счетов и субсчетов;
— корректное указание источников финансового обеспечения;
— корректное применение КОСГУ;
— полнота и правильность заполнения иных аналитических признаков (единицы измерения, МОЛ, места хранения и другие).

да

исправлено

по номенклатурной позиции «клей ПВА» неправильно указаны единицы измерения: в бухгалтерскую базу внесены «кг», а в первичных документах «литр»

7

Проверка правильности классификации материальных запасов при принятии их к учету.

нет

8

Проверка правильности и полноты формирования стоимости, приобретаемых материальных запасов при принятии к учету.

нет

9

Проверка правильности и полноты формирования стоимости материальных запасов, изготавливаемых учреждением.

нет

10

Проверка правильности и полноты формирования стоимости материальных запасов, полученных при списании/ликвидации объектов основных средств.

нет

11

Проверка обоснованности списания материальных запасов, включая соблюдение установленных учреждением норм расхода материалов.

нет

12

Проверка учета материалов, имеющих срок полезного использования.

нет

13

Проверка выбытия материальных запасов.

нет

14

Проверка отражения в учете результатов инвентаризации материальных запасов.

нет

14

Проверка правильности и полноты формирования информации для предоставления учредителю об особо ценном имуществе.

нет

15

Проверка отражения в учете результатов инвентаризации объектов основных средств.

нет

16

Проверка правильности и своевременности отражения изменения кадастровой стоимости земельных участков.

нет

17

Проверка эффективности использования основных средств.

да

не исправлено

Дорогостоящее лабораторное оборудование работает 1 час в неделю

Рекомендации по устранению выявленных нарушений: ________

Ответственное лицо

/ /

__.__.20__

>ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В УЧРЕЖДЕНИИ

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В УЧРЕЖДЕНИИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

Обязанность осуществлять внутренний контроль установлена целым рядом нормативных актов. Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
Порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля устанавливается учреждениями в рамках формирования учетной политики (п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее – Инструкция № 157н). При этом для его осуществления и (или) в целях упорядочения обработки данных о фактах хозяйственной жизни, принимаемых к отражению на счетах бухгалтерского учета, учреждение вправе на основе первичных учетных документов, составленных в подтверждение указанных операций, составлять также сводные учетные документы (п. 7 Инструкции № 157н).
Таким образом, учреждение обязано утвердить порядок осуществления финансового контроля, который может быть предварительным и последующим. Проверять можно не только первичные учетные, но и сводные документы, составленные на их основе.
Порядок осуществления внутреннего контроля должен включать в себя:

цели его осуществления (например, повышение качества бухгалтерского учета, минимизация количества ошибок);
ответственные за его организацию лица (например, заместитель руководителя учреждения или главный бухгалтер);
виды внутреннего контроля (например, предварительный, текущий, последующий контроль, самоконтроль и контроль по подчиненности);
описание методики внутреннего контроля;
оформление результатов внутреннего контроля (акты, журнал и т.д.);
мероприятия по результатам его проведения (дисциплинарные взыскания и поощрения и т.д.).

Кроме порядка осуществления внутреннего контроля в соответствующем разделе учетной политики (или положении о внутреннем контроле как приложении к учетной политике) необходимо установить, кто его осуществляет. Указать можно должность, отдел или комиссию. Конкретный состав комиссии может быть установлен отдельным приказом руководителя учреждения.

Обязанность ГРБС

Согласно статье 160.2-1 Бюджетного кодекса РФ ГРБС обязан осуществлять внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, включая расходы на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим ГРБС и подведомственными ему распорядителями и получателями бюджетных средств.
Правила осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (далее – Правила № 193).

Журнал для бюджетников и коммерсантов одинаковый?

Для отражения итогов ВФК в коммерческих структурах может использоваться не только журнал, но и иной регистр. Вид его определяется внутренним локальным актом. Например, положением о внутреннем контроле в ООО или ПАО может утверждаться форма журнала внутреннего финансового контроля или форма другого документа (реестра, регистра, свода), составляемого по итогам контрольных мероприятий. Состав информации и структуру такого документа (регистра) разрабатывает сама компания исходя из своих внутрифирменных задач и потребностей.

В отдельных случаях форма, вид и порядок заполнения подобного регистра закреплены законодательно. К примеру, для бюджетных структур форма журнала, правила его составления и ведения приведены в приложении № 4 к приказу Минфина РФ от 07.09.2016 № 356, разработанному в целях исполнения ст. 162.2-1 Бюджетного кодекса.

Скачайте бланк журнала учета результатов внутреннего финансового контроля на нашем сайте.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Как заполнить журнал (на примере казенного учреждения)

В процессе ВФК проверяются конкретные процедуры: порядок ведения бухгалтерского учета, составление и представление отчетности, исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности.

Оформлению журнала в бюджетном учреждении предшествуют такие мероприятия, как оценка бюджетного риска и оформление специальных карт, которые заполняются по процедурам с высоким и средним уровнем риска.

Ниже приведен образец записей в журнале внутреннего финансового контроля на примере казенного учреждения:

По результатам ВФК, отраженным в журнале и иных завершающих контроль документах, принимаются соответствующие решения, направленные на недопущение в будущем выявленных нарушений, повышение исполнительской дисциплины и т. д.

***

Журнал финансового контроля предназначен для обобщения информации по результатам контрольных процедур в рамках финансового контроля. В нем отражаются вид проверяемой учетной операции, выявленные нарушения, причины их возникновения, ответственные исполнители и т. д. Состав и структуру этого регистра коммерческие предприятия определяют сами, а для бюджетных организаций они предусмотрены в отдельном приказе.

***

Еще больше материалов по теме в рубрике «Аудит».

Специфика карты внутреннего финансового контроля

Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах. Минфин РФ в п. 16 разд.1 Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля, утв. приказом Минфина от 07.09.2016 №356 устанавливает, что данный документ является подготовительным относительно реализации мероприятий внутреннего финансового контроля в организациях, являющихся главными распорядителями бюджетных средств. В подобной карте Минфин рекомендует подробно раскрывать данные о должностных лицах, участвующих в финансовом контроле, в корреляции с каждой операцией, проводимой в рамках контрольных мероприятий.

Сформированная Минфином форма карты внутреннего финансового контроля, рассчитанная на использование распорядителями бюджетных средств, утверждена в приложении № 3 к Методическим рекомендациям по осуществлению внутреннего финансового контроля.

Скачать форму карты внутреннего финансового контроля

Есть в законодательстве РФ и другая интерпретация сущности карты внутреннего финансового контроля. Так, если исходить из логики п. 12 Правил осуществления главными распорядителями бюджетных средств внутреннего контроля, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193, данная карта — главный источник, в соответствии с которым должен осуществляться внутренний финансовый контроль.

Можно отметить, что структура карты внутреннего финансового контроля, утвержденная Правительством РФ, в целом схожа с той, что предложена Минфином. В соответствии с п. 10 Правил, введенных постановлением № 193, в данной карте указываются сведения о должностных лицах, ответственных за контрольные действия в корреляции с конкретным предметом внутреннего контроля.

В свою очередь Правительство РФ рекомендует задействовать формы карт внутреннего финансового контроля, утверждаемые ведомствами самостоятельно (п. 15 постановления № 193). Например, Минфин определяет собственные правила составления соответствующих документов в приказе от 06.03.2017 № 29н и утверждает форму карты внутреннего контроля в приложении № 1 данного НПА.

Скачать форму карты внутреннего контроля

Таким образом, карта внутреннего финансового контроля в госструктурах — в зависимости от конкретной интерпретации ее специфики — может дополнять план контроля либо заменять его. Может быть задействована как форма, рекомендованная Минфином, так и та, что утверждена ведомством самостоятельно.

Каковы особенности плана внутреннего финансового контроля в государственной организации?

Главная особенность планов внутреннего контроля в государственных организациях состоит в том, что структура соответствующих документов определяется на уровне нормативно-правовых актов, а также ведомственных распоряжений. То есть конкретный орган власти или учреждение, в отличие от частной фирмы, как правило, не наделены полномочиями по корректировке структуры плана.

В каких НПА из числа действующих приведены формы планов внутреннего контроля для государственных предприятий?

Если рассматривать нормы, зафиксированные в приказе Минфина РФ от 07.09.2016 №356, то можно обратить внимание на положения п. 23 данного НПА. В соответствии с ним в планах ведомственного финансового контроля должны быть указаны:

  • темы контрольных мероприятий;
  • объекты контрольных мероприятий;
  • виды проверок;
  • проверяемые периоды;
  • сроки проведения контрольных мероприятий.

Законодательством РФ также предусмотрено использование планов внутреннего контроля, утвержденных конкретными ведомствами. Так, в соответствии с пп. 3 и 4 Правил осуществления финансового контроля Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, план мероприятий по контролю Росфиннадзора утверждается:

  • на уровне центрального аппарата — руководителем по согласованию с Минфином;
  • на уровне региональных подразделений — руководителями соответствующих органов по согласованию с руководителем Росфиннадзора или его заместителем.

Можно отметить, что указанные нормы постановления № 1092 также распространяются и на формирование планов Росфиннадзора, относящихся к тем направлениям деятельности ведомства, которые связаны с проверкой других госструктур и частных организаций.

Положение о внутреннем контроле в учреждении

В бюджетном учреждении должно быть разработано Положение о внутреннем контроле. Это один из определяющих документов по контролю деятельности организации.

Унифицированной формы Положения нет, учреждение разрабатывает его самостоятельно. Наша задача — помочь грамотно составить этот важный документ.

Положение о внутреннем контроле в учреждении должно содержать следующие разделы:

1. Общие положения:

  • цели и задачи внутреннего контроля;
  • принципы внутреннего контроля.

2. Организация системы внутреннего контроля.

3. Субъекты внутреннего контроля.

4. Функции и права службы внутреннего контроля.

5. Ответственность субъектов внутреннего контроля.

6. Оценка эффективности системы внутреннего контроля.

7. Заключительные положения.

Фрагмент Положения о внутреннем контроле

1. Общие положения

1.1. Положение о внутреннем контроле (далее — Положение) разработано в соответствии с законодательством РФ и уставом учреждения.

1.2. Настоящее Положение устанавливает единые цели, задачи и принципы проведения внутреннего контроля.

1.3. Внутренний контроль направлен на:

  • соблюдение требований законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета, внутренних процедур составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами (нормативами);
  • соблюдение финансовой дисциплины;
  • повышение качества ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности;
  • повышение результативности использования субсидий и средств, полученных от приносящей доход деятельности.

1.4. Основные цели внутреннего контроля:

  • подтверждение достоверности бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности учреждения;
  • соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

1.5. Основные задачи внутреннего контроля:

  • установление соответствия совершаемых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия проводимых операций регламентам и полномочиям сотрудников;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.6. Принципы внутреннего контроля учреждения:

  • принцип законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип объективности — внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип независимости — субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей не зависят от объектов внутреннего контроля;
  • принцип системности — периодичная проверка всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;
  • принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих контрольных функций;
  • принцип профессиональной компетентности и добросовестности — проверяющий должен владеть необходимым объемом знаний и навыками для проведения проверки.

1.7. Внутренний контроль осуществляют:

  • сотрудники учреждения в соответствии с их полномочиями и функциями;
  • служба внутреннего контроля, созданная приказом руководителя учреждения.

2. Организация системы внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • соблюдение требований законодательства;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

2.2. Система внутреннего контроля дает возможность оценить эффективность работы структурных подразделений и отделов учреждения.

2.3. В учреждении используется три типа контрольных мероприятий: предварительный, текущий и последующий контроль.

2.3.1. Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. Он позволяет определить ее целесообразность и правомерность.

Цель предварительного контроля — предупредить нарушения на стадии планирования расходов и заключения договоров.

Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер, специалисты юридической службы и службы внутреннего контроля.

Основные методы предварительного контроля:

  • проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) руководителем, главным бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая заместителем руководителя по административно-хозяйственной части, главным бухгалтером, руководителями подразделений, специалистами службы внутреннего контроля.

2.3.2. Текущий контроль производится путем повседневного анализа исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета, мониторинга расходования денежных средств по назначению.

Методы текущего внутреннего контроля:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. д.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка у подотчетных лиц наличных денежных средств, полученных под отчет, и оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим счетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами службы внутреннего контроля и бухгалтерии.

2.3.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения ревизий и иных необходимых процедур.

Цель последующего внутреннего контроля — обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств, вскрытие причин нарушений.

Методы последующего внутреннего контроля:

  • внезапная проверка кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Для последующего контроля используются плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты плановой проверки:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

Проведение последующего контроля осуществляется специалистами службы по внутреннему контролю.

Проверка оформляется приказом (распоряжением) руководителя учреждения, в котором указывают:

  • тему проверки;
  • вид и форму проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии по проведению внутреннего контроля.

2.4. Лица, ответственные за проведение проверки, анализируют выявленные нарушения, определяют причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

2.5. Результаты предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним может прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.6. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать следующие сведения:

  • характер и состояние систем бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
  • методы и приемы, применяемые при проведении контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.7. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, связанным с результатами проведения контроля.

2.8. По результатам проведения проверки специалистами службы внутреннего контроля разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока уполномоченный специалист службы внутреннего контроля незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • служба внутреннего контроля;
  • руководители подразделений, отделов и работники учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

О создании комиссии по внутреннему муниципальному финансовому контролю

МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

ГРАЖДАНКА

Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е

31.08.2015 № __ 136-р____

Санкт-Петербург

О создании комиссии по внутреннему

муниципальному финансовому контролю

В соответствии с частью 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 99 Федерального закона -ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка, утвержденным постановлением Местной администрации Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка -п «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка»:

1. Утвердить Положение о комиссии по внутреннему муниципальному финансовому контролю согласно приложению 1.

2. Создать комиссию по внутреннему муниципальному финансовому контролю согласно приложению 2.

3. Утвердить План контрольных мероприятий согласно приложению 3.

4. Контроль над исполнением распоряжения оставляю за собой.

Глава Местной администрации

Приложение 1

к распоряжению Местной администрации

Муниципального образования Муниципальный округ Гражданка

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИССИИ ПО ВНУТРЕННЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ

ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ

1. Общие положения

1.1. Комиссия по внутреннему муниципальному финансовому контролю (далее — комиссия) создана и действует в соответствии с Порядком осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка (далее – Муниципальное образование), утвержденным постановлением Местной администрации Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка -п «Об утверждении Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в Муниципальном образовании Муниципальный округ Гражданка».

1.2. Комиссия осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета Муниципального образования, муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений учредителями которых является Муниципальное образование, в соответствии с основными задачами и функциями комиссии.

1.3. Комиссия руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, распорядительными документами Правительства Российской Федерации, Санкт-Петербурга, правовыми актами Местной администрации Муниципального образования (далее – Местная администрация) и настоящим Положением.

2. Основные задачи и функции комиссии

2.1. Основными задачами комиссии являются:

осуществление контроля над эффективностью и целевым использованием муниципального имущества;

рассмотрение отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, оценка итогов финансовой деятельности, подготовка рекомендаций руководству по устранению выявленных недостатков и нарушений и осуществление контроля над их выполнением;

контроль полноты и своевременности денежных поступлений, фактическое расходование получателями бюджетных средств бюджетных ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями бюджета, выявление отклонений и нарушений, их анализ, подготовка рекомендаций по их устранению;

осуществление контроля получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата, предоставления отчетности, выполнения заданий по предоставлению муниципальных услуг;

контроль в сфере осуществления закупок для муниципальных нужд.

2.2. Комиссия для решения стоящих перед ней задач:

проверяет финансово-экономическую и хозяйственную деятельность, производит их оценку и вырабатывает предложения по совершенствованию управления хозяйственно-экономическими процессами;

выносит рекомендации руководству по устранению нарушений и осуществляет контроль за их выполнением;

готовит для утверждения в установленном порядке предложения о целесообразности дальнейшей деятельности предприятий и учреждений или об их реорганизации или ликвидации.

3. Права комиссии

Комиссия имеет право:

запрашивать и получать у структурных подразделений и должностных лиц Местной администрации, предприятий и учреждений учредительные документы, данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности, аудиторских проверок и другую информацию;

получать информацию по результатам проверки, отчеты ответственных должностных лиц об устранении выявленных нарушений и по реализации принятых комиссией решений;

производить оценку результатов деятельности за отчетный период, указывать на допущенные нарушения финансово-хозяйственной деятельности, давать рекомендации по устранению выявленных нарушений и контролировать ход реализации выполненных рекомендаций комиссии;

привлекать на договорной основе к работе комиссии экспертов, аудиторов и специалистов иных специализированных органов.

4. Организация работы комиссии

4.1. Состав комиссии и последующие изменения в ее составе утверждаются правовым актом Местной администрации.

4.2. Председатель комиссии руководит деятельностью комиссии и организует ее работу. План работы комиссии утверждается главой Местной администрации.

4.3. В состав комиссии входят должностные лица Местной администрации и, при необходимости, привлеченные на договорной или иной основе эксперты.

4.4. К работе комиссии могут быть привлечены по согласованию представители налоговых, финансовых и правоохранительных органов при рассмотрении вопросов, относящихся к сфере их компетенции.

4.5. Помимо плановых, комиссия может проводить внеплановые проверки по мере необходимости, в соответствии с правовым актом Местной администрации.

5. Документальное оформление проведенной проверки

Результаты проведенной проверки комиссия оформляет актом по форме согласно приложению, который составляется в двух экземплярах и подписывается комиссией, руководителем и главным бухгалтером проверяемого субъекта.

6. Контроль над деятельностью комиссии

Контроль над деятельностью комиссии осуществляет глава Местной администрации.

Приложение

к Положению о комиссии по внутреннему муниципальному

финансовому контролю

УТВЕРЖДАЮ

Глава Местной администрации

Муниципального образования

Муниципальный округ Гражданка

/Ф. И.О./

«_____» ________________ 20___г

Акт проверки

1. Объект проверки___________________________

2. Сроки проведения проверки_________________

3. Состав комиссии __________________________

4. Проверяемый период __________________________

5. Характеристика и состояние предмета проверки_________________________

6. Перечень контрольных процедур и мероприятий (формы, виды, методы внутреннего финансового контроля), которые были применены при проведении проверки_______________________________________________________

7. Описание выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений), причины их возникновения__________________________________________________

8. Перечень требований по устранению выявленных нарушений (ошибок, недостатков, искажений) с указанием сроков, ответственных лиц и ожидаемых результатов этих мероприятий____________________________________________

9. Рекомендации по недопущению в дальнейшем вероятных нарушений (ошибок, недостатков, искажений)__________________________________________________

10. Меры, примененные к нарушителям___________________________________

Председатель комиссии

(Руководитель подразделения)

Приложение 2

к распоряжению Местной администрации

Муниципального образования Муниципальный округ Гражданка

СОСТАВ КОМИССИИ ПО ВНУТРЕННЕМУ МУНИЦИПАЛЬНОМУ ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМУ МЕСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Председатель комиссии:

Заместитель главы Местной администрации

Члены комиссии:

главный бухгалтер Местной администрации

заместитель главного бухгалтера Местной администрации

начальник отдела благоустройства Местной администрации

Независимые эксперты (по согласованию)

Приложение 3

к распоряжению Местной администрации

Муниципального образования Муниципальный округ Гражданка

План контрольных мероприятий

по финансово-хозяйственной деятельности ОМСУ МО Гражданка

на 2015 год

№ п/п

Объект проверки

Планируемые процедуры и мероприятия

Дата

Соблюдение Учетной политики

полнота и правильность отражения в приказе элементов учетной политики;

практическое применение приказа об учетной политике;

проверка соблюдения графика документооборота.

Постановка и организация бухгалтерского и бюджетного учета

оценка численности и уровня образования учетных работников;

оценка степени компьютеризации учета;

наличие должностных инструкций с разделением обязанностей;

оценка состояния постановки и организации бухгалтерского и бюджетного учета;

наличие положений об оплате труда, подотчетных лицах, командировках и т. д.;

наличие штатного расписания, приказов руководителя по личному составу и другие документы, являющиеся основанием для оплаты труда

Ведение бухгалтерского и бюджетного учета

проверка правильности оформления документов;

проверка правильного и своевременного отражения операций в бухгалтерском учете;

проверка применения плана счетов, утвержденного Приказом по учетной политике;

контроль соответствия ведения учета инструкции по бюджетному учету;

проверка правильности расстановки кодов ОКОФ;

проверка материалов инвентаризаций и ревизий и отражение результатов в бухгалтерском учете;

проверка обоснованности расходов с точки зрения Налогового кодекса Российской Федерации;

проверка соответствия записей по счетам аналитического учета с записями в Главной книге и в формах журнала, бухгалтерских отчетах.

Целевое использование средств

проверка применения КОСГУ и целевого использования средств;

анализ сметы доходов и расходов в разрезе предметных статей;

выполнение плана по бюджету (лимитов бюджетных обязательств);

выполнение задания на оказание муниципальных услуг;

соблюдение принципов ведомственного управления;

соблюдение законодательства при ведении финансово-хозяйственной деятельности;

соблюдения процедуры размещения заказов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд, а также исполнение участниками-победителями договорных условий.

законность использования средств;

целесообразность заключенных муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, предусматривающих расходование средств;

проверка наличия и исполнения целевых программ

Налоги и сборы

проверка расчетов по налогам и сборам согласно перечню уплачиваемых налогов;

проверка правильности определения налоговой базы;

проверка правильности определения налоговых ставок;

проверка правильности применения налоговых вычетов;

проверка правильности применения льгот;

проверка правильности начисления, перечисления налоговых платежей;

проверка правильности составления налоговой отчетности

Состояние активов и обязательств

наличие, законность использования и состояние нефинансовых активов, финансовых активов, дебиторской и кредиторской задолженности;

проведение и результаты инвентаризаций;

проверка своевременности претензий вследствие нарушения договорных обязательств, за пропажу, порчу, недопоставку материальных ценностей и т. д.;

проверка обоснованности списания претензионных сумм на финансовый результат;

проверка расчетов по недостачам, хищениям, соблюдения сроков и порядка рассмотрения случаев недостач, потерь;

проверка полноты и правильности оформления материалов о претензиях по недостачам, потерям и хищениям;

проверка правильности и обоснованности числящихся в бухгалтерском учете сумм задолженности по недостачам и хищениям.

Финансовый результат

проверка правильности, полноты определения и отражения в учете доходов по основной и приносящей доход деятельности в разрезе предметных статей сметы доходов и расходов;

проверка правильности определения расчета чистой прибыли

Бухгалтерская и статистическая отчетность

проверка состава, содержания форм бухгалтерской отчетности данным, содержащимся в регистрах бухгалтерского учета;

проверка правильности оценки статей отчетности;

проверка на согласованность показателей форм отчетности;

выражение мнения о достоверности показателей отчетности во всех существенных отношениях;

проверка статистической отчетности.

Положение о внутреннем финансовом контроле

А. Гусев

Журнал «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение» № 1/2017

Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

  • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
  • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
  • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

Вид контроля

Описание

Предварительный контроль

Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

Текущий контроль

Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

Последующий контроль

Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

  • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
  • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
  • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.

Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

  • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
  • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.

Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

К сведению

Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

Далее приведем пример положения о внутреннем контроле в учреждении, в котором отсутствует отдел внутреннего контроля.

Утверждаю

Руководитель учреждения

________________ / И. И. Иванов /

«31» декабря 2016 года

Положение о внутреннем финансовом контроле

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

  • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
  • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

  • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
  • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
  • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

  • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
  • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
  • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

  • комиссия по внутреннему контролю;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

2. Организация внутреннего финансового контроля

2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

  • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
  • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

Методами последующего контроля являются:

  • инвентаризация;
  • внезапная ревизия кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

  • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
  • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
  • исполнения приказов и распоряжений руководства;
  • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.

2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

Основными объектами плановой проверки являются:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

  • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
  • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
  • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • комиссия по внутреннему контролю;
  • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
  • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

4. Права и обязанности субъектов контроля

4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

  • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
  • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
  • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
  • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
  • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

4.2. Субъекты контроля обязаны:

  • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
  • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
  • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
  • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
  • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
  • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

5. Ответственность

5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

6. Оценка состояния системы финансового контроля

6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

7. Заключительные положения

7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

Приложение 1

к Положению о внутреннем финансовом контроле

Комиссия по внутреннему контролю

Председатель комиссии:

Руководитель отдела бухгалтерского учета – главный бухгалтер

Е. В. Семенова

Члены комиссии:

Заместитель главного бухгалтера

Л. Ю. Сидорова

Ведущий бухгалтер

Н. А. Фролова

Юрист

Т. В. Попова

Приложение 2

к Положению о внутреннем финансовом контроле

План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

№ п/п

Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки)

Проверяемый период

Срок проведения

Ответственное лицо

Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

Месяц

Ежемесячно в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

Квартал

Ежеквартально в последний рабочий день месяца

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

Полугодие

Раз в полугодие по состоянию на 1 января и 1 июля

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инвентаризация активов

Год

Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

Председатель комиссии по внутреннему контролю

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *