Тенденцию в части базельского регулирования

Пресс-служба

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Пресс-служба

107016, Москва, ул. Неглинная, 12
www.cbr.ru

Информация

О сроках внедрения Базеля III

Базельский комитет по банковскому надзору (далее — БКБН) 7 декабря 2017 года опубликовал на сайте БКБН в сети Интернет документы, посвященные завершению работы над посткризисными реформами, входящими в пакет стандартов Базеля III («Basel III: Finalising post-crisis reforms»).

Базель III является ключевым элементом политики БКБН после мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. и направлен на повышение устойчивости банковских систем в странах «Группы 20». В этой связи Банк России продолжает разработку и внедрение в российское банковское регулирование нормативных актов, основанных на стандартах БКБН, в том числе входящих в Базель III.

В рамках завершения разработки стандартов Базеля III БКБН принял следующие решения в отношении отдельных его элементов:

— завершение пересмотра стандартизированных подходов к оценке кредитного и операционного рисков в целях повышения их чувствительности к риску, а также сопоставимости нормативов достаточности капитала различных банков;

— ограничение использования подходов к оценке рисков на основе внутренних моделей в целях достаточности капитала, в том числе сокращение перечня подходов, которые могут применяться для расчета кредитного риска по отдельным классам активов (в отношении кредитных требований к корпоративным заемщикам, а также к финансовым организациям исключается возможность использования «продвинутого» подхода на основе внутренних рейтингов (далее — ПВР), в отношении долей участия в капитале полностью исключается возможность использования ПВР);

— введение постоянно действующего «порога» на отношение рассчитанной с использованием продвинутых подходов к оценке риска совокупной величины активов, взвешенных по риску, к аналогичному показателю, рассчитанному с использованием стандартизированных подходов (output floor);

— совершенствование действующих подходов к расчету показателя финансового рычага, в том числе введение надбавки (буфера) к нормативу финансового рычага в отношении глобально системно значимых банков.

Итоговый набор регуляторных требований к банкам, включающий в себя все изменения Базеля III, а также пересмотренные подходы к оценке рыночного риска, внедрение которых изначально планировалось на 2019 г., планируется к вступлению в силу с 2022 года. Банк России планирует внедрить соответствующие изменения в банковское регулирование Российской Федерации, в том числе в части регулирования рыночного риска, в сроки, предусмотренные БКБН.

В отношении порога на отношение рассчитанного с использованием ПВР размера активов, взвешенных по риску, к аналогичному показателю, рассчитанному с использованием стандартизированных подходов, БКБН опубликовал план-график поэтапного увеличения фактического значения порога до уровня минимально допустимого числового значения в размере 72,5% начиная с 1 января 2027 года.

Полный текст материалов БКБН на английском языке доступен в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Банка международных расчетов по ссылке: www.bis.org/bcbs/publ/d424.htm.

Сакович М. И. РАЗВИТИЕ СТАНДАРТОВ БАНКОВСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: «БАЗЕЛЬ III», ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Санкт-Петербург

Кризисные явления в мировой банковской системе четко обозначили проблему эффективного регулирования финансово-кредитной сферы с целью минимизации рисков. В настоящее время к основным документам, регламентирующим банковский риск-менеджмент, можно отнести международные стандарты «International Convergence of Capital Measurement and Capital Standards» («Basel II» или «Базель II»). Центральные банки многих стран применяют нормы, предложенные этими стандартами для регулирования сектора коммерческих банков.

Стандарты банковской деятельности, разработанные Банком международных расчетов (Bank for International Settlements), известные как «Базельские соглашения», в своем развитии представляют ряд документов: «Базель I», «Базель II», «Базель 2,5», «Базель III». На сегодняшний день актуальным вопросом финансово-кредитного регулирования является применение новых правил «Базель III».

Структура стандартов «Базель III» содержит две основные части. Первая описывает требования к структуре капитала во взаимосвязи с рисками («Basel III: A global regulatory framework for more resilient banks and banking systems»), вторая часть посвящена контролю риска ликвидности банков («Basel III: International framework for liquidity risk measurement, standards and monitoring»). Также «Базель III» обращается к мировым системно важным финансовым институтам (systematically important financial institutions – SIFIs).

Новый документ дополняет уже действующий стандарт «Базель II». Базельские соглашения носят рекомендательный характер и применяются Центральными банками отдельных государств путем разработки и внедрения соответствующих законодательных и нормативных актов. Особенностью применения Базельских стандартов в России является неполное применение положений второго Базельского соглашения на текущий момент. Это означает, что завершение внедрения «Базель II» и применение стандартов «Базель III» будет происходить фактически одновременно. Завершение внедрения стандартов «Базель III» планируется в 2019 году.

Основные направления предложений «Базель III» состоят в следующем: ужесточаются требования к капиталу банков и вводятся в обращение два новых стандарта ликвидности – краткосрочной (LCR) и долгосрочной (NSFR), предлагается применения показателя «леверидж».

Стандарты Базель III вносят изменения в требуемую структуру капитала банков. Величина базового капитала 1-го уровня (Common Equity Tier 1) должна быть не менее 4,5%, корневой капитал 1-го уровня (Tier 1) – не менее 6% и общий капитал (Total Capital) — сумма Tier 1 и Tier 2 – не менее 8% от активов, взвешенных по риску, в течение всего времени. Также новым соглашением предусматривается буфер консервации капитала (Conservation Buffer), который должен быть не менее 2,5% от активов, взвешенных по риску в течение всего времени. Общее количество требуемого капитала остается на прежнем уровне – 8%, меняется его структура. Очевидно, что существенно возрастает роль корневого капитала 1-ого уровня при снижении доли капитала 2-ого уровня.

В целях гарантии того, что банк поддерживает соответствующий уровень высококачественных ликвидных активов, которые могут быть преобразованы в наличные денежные средства, чтобы соответствовать потребностям ликвидности в течение периода времени 30 календарных дней при стресс-сценарии используется так называемый коэффициент покрытия краткосрочной ликвидности (Liquidity Coverage Ratio — LCR).

Коэффициент чистого стабильного фондирования, финансирования (Net Stable Funding Ratio — NSFR), который используется для гарантии того, что долгосрочные активы покрывают, по крайней мере, минимальное количество стабильных пассивов в течение одного года.

Для соответствия показателям ликвидности банковскому сектору следует наращивать высоко ликвидные активы, как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной.

Коэффициент левериджа – еще один показатель устойчивости банка в стрессовых ситуациях. Коэффициент левириджа рассчитывается как отношение капитала 1-ого уровня к активам, подверженным риску. Базельским комитетом предлагается провести тестирование данного коэффициента с 1 января 2013 по 1 января 2017 года с целью отслеживания показателя и внесения возможных корректировок.

В марте 2011 Банк России опубликовал официальное сообщение, где говорится о необходимости реализации положений Базель III в России. В документе говорится, что Российская Федерация как участник «Группы 20» и Комитета должна обеспечить своевременную и надлежащую реализацию в российском банковском секторе новых международных регулятивных требований. В этой связи Банк России информирует о том, что положения Базеля III предполагается реализовать в отношении российского банковского сектора в соответствии с указанными выше сроками поэтапного внедрения. Соответствующие положения предусмотрены проектом Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года, подготовленным Правительством Российской Федерации и Банком России .

В Стратегии перечислены основные направления, по которым будет проводиться работа по обеспечению реализации одобренных международным сообществом предложений Совета по финансовой стабильности и Базельского комитета по банковскому надзору:

· повышение требований к качеству и достаточности капитала;

· повышение требований к уровню ликвидности;

· развитие подходов по выявлению и оценке системных рисков, анализу системной устойчивости банковского сектора, использованию полученной информации в целях индивидуального и консолидированного банковского надзора и банковского регулирования, включая макропруденциальный и контрциклический аспекты;

· развитие стандартов отчетности;

· реформирование системы выплат и вознаграждений;

· трансграничные аспекты финансового оздоровления и банкротства системно значимых кредитных организаций.

Таблица 1. Этапы применения положений Базель II и Базель III в Российской Федерации

Положение

Плановый период

Базель II

внедрение 2-го компонента Базеля II

Не ранее 2014 г.

Внедрение подхода, основанного на внутренних рейтингах

После 2015 г.

Базель III

поэтапное введение требований к достаточности базового капитала и основного капитала

2013-2015 гг.

поэтапное введение требования к формированию буфера консервации

2016-2018 гг.

показатель «леверидж» — период мониторинга

2011-2012 гг.

Сопоставление показателя «леверидж» и его компонентов с требованиями к капиталу, рассчитанными с учетом уровня рисков

2013-2017 гг.

Раскрытие информации о значении «левериджа» и его компонентах

с 1 января 2015 г.

Введение показателя «леверидж» в качестве обязательного

с 1 января 2018 г.

период наблюдения за уровнем показателя краткосрочной ликвидности

2011 — 2014 годы

Введение показателя краткосрочной ликвидности в качестве обязательного

с 1 января 2015 г.

период наблюдения за уровнем показателя чистого стабильного фондирования

2012 — 2017 годы

Введение показателя чистого стабильного фондирования в качестве обязательного

с 1 января 2018 г.

Полное действие стандарта Базель III

с 1 января 2019 г.

Также в документе отмечено, что «реализация указанных направлений будет осуществляться с учетом специфики российской экономики и особенностей банковского сектора.

Предполагается, что новые регулятивные стандарты Базель III в полной мере будут действовать в Российской Федерации с 1 января 2019 г. Предусматриваются этапы внедрения, которые подлежат согласованию на международном уровне (Таблица 1).

Проведенный анализ некоторых российских банков на предмет соответствия новым требованиям Базельского комитета продемонстрировал, что российские баки хорошо готовы к выполнению требований по долгосрочной ликвидности, некоторые из банков не полностью соответствуют требованиям в отношении будущей структуры капитала и самым сложным моментом для банков является достижение нормативного показателя по краткосрочной ликвидности.

Во-первых, очевидно, что российским банкам необходимы изменения в структуре баланса, чтобы выполнить требования по краткосрочной ликвидности и структуре капитала. Во-вторых, сектор коммерческих банков нуждается в разработке мер по достижению банками установленных показателей, а также в организации и проведении мероприятий по снижению стоимости применяемого регулирования и снижению возникающих рисков. Несмотря на определенные сложности, с которыми столкнутся российские банки, интеграция в мировую финансовую систему является необходимым условием развития экономики.

Цель применения стандартов Базель III в России заключается в приведении банковского регулирования и надзора Российской Федерации в соответствие с международными стандартами в этой области. Помимо усиления устойчивости банков к стрессовым ситуациям, это позволит российским банкам увеличить их кредитные рейтинги и быть полноправными участниками международных финансовых отношений. Развитие банковского сектора России является залогом успешного проведения инвестиционных и торговых операций на международном уровне.

1. Заявление Правительства РФ N 1472п-П13, Банка России N 01-001/1280 от 05.04.2011 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года»,

5. Сакович М.И. Управление активами и пассивами как фактор снижения стоимости внешнего регулирования деятельности коммерческих банков. Финансы и кредит: научно-практический и теоретический журнал. № 39, 2012.

Финансовые аспекты деятельности МИП, созданных на базе бюджетных учебных заведений Информация о производных финансовых инструментах в корпоративной отчетности


Cборник научных статей
«Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы»,
СПб.: Институт бизнеса и права, 2012.
Для цитирования:
Россия в ВТО: проблемы, задачи, перспективы. Сборник научных статей, вып. 13/ Под общей редакцией проф. В.В. Тумалева. – СПб.: НОУ ВПО «Институт бизнеса и права», 2012.- 364 с. ISBN 978-5-89751-065-8. Номера страниц статей указаны в содержании.

23. Базель-1 и Базель-2: отличительные особенности

Базельский Комитет по банковскому надзору был основан в 1974 году при Банке международных расчетов. В него входят Центральные Банки крупнейших государств. Комитет разрабатывает рекомендации и стандарты Банковского надзора, применяемые органами банковского регулирования и надзора разных стран. Начиная с 1975 года Комитет выпустил значительное количество рекомендаций в отношении нормативов банковской деятельности.

Первое Базельское соглашение (Базель I). Разработка в 1988 году Базельским Комитетом по банковскому надзору первого Соглашения по достаточности капитала (Базель I) стала реакцией со стороны банковского сообщества и надзорных органов на случаи крупных потерь и банкротств банков, хеджевых фондов и институциональных инвесторов, наблюдавшиеся в 70-80-е годы.

Согласно Базелю I капитал банка для регулятивных целей должен быть подразделен на две категории – капитал первого и второго уровня. Уровень 1 — это акционерный капитал и объявленные резервы; уровень 2 — это дополнительный капитал, или капитал второго уровня, к которому относят капитал низкого качества, скрытые резервы, доступные для банка в соответствии с законодательством страны и т. д. Капитал второго уровня в совокупности не должен превышать сумму капитала первого уровня.

Основной целью Базель I является ограничение кредитных рисков (потерь от дефолта заемщиков и др.) путем разработки ряда принципов надзора. Основным является определение достаточности капитала:

Определение размера кредитного риска достигается умножением (взвешиванием) величины актива на рисковые веса, или весовые коэффициенты риска. Для этого активы по степени риска делятся на четыре группы, для которых приняты следующие значения весовых коэффициентов: 0, 20, 50 и 100. Чем выше риск, тем больше вес.

Однако банковские кризисы 90-х гг. показали, что Соглашение по достаточности капитала нуждается в дальнейшей доработке, уточнениях и совершенствовании.

Недостатки: учитывается только кредитный риск, остальные не определяются. Используется упрощенная система расчёта кредитного риска. Базель I определял требования к капиталу формально, без учета реальной (экономической) потребности в нем банков.

Базель II (принят 26 июня 2004 года). Базель II состоит из трех основных компонент: минимальные требования к структуре капитала, надзорный процесс, рыночная дисциплина.

Первая компонента — минимальные требования к структуре капитала. Базель II сохраняет требования к достаточности капитала на уровне 8%. При этом вместе с кредитным риском (который теперь можно рассчитывать по 3 вариантам) учитываются рыночный и операционный риски:

Согласно новым требованиям к банковскому капиталу весовые коэффициенты риска распределяются не по видам активов, а по группам заемщиков. Для распределения коэффициентов по группам применяют рейтинги, разрабатываемые ведущими рейтинговыми агентствами.

Вторая компонента — надзорный процесс. Рассматриваются основные принципы надзорного процесса, управления рисками, а также прозрачности отчетности перед органами банковского надзора в применении к банковским рискам. Третья компонента — рыночная дисциплина. Дополняет минимальные требования к достаточности капитала и надзорный процесс. Рыночная дисциплина стимулируется путем установления ряда нормативов информационной открытости банков, стандартов их связей с надзорными органами и внешним миром.

Базель III(принят в декабре 2010 года как реакция на глобальный финансовый кризис 2008г.), нормативы которого планируется ввести с 2013 по 2018 года. Основные изменения Базель III, по сравнению с Базель II, включены в расчет капитала банков, в пруденциальные требования к капиталу и к ликвидности.

Базельские соглашения: общая логика, влияние на управление рисками

Библиографическое описание:

Марченко А. В., Дадыко С. И. Базельские соглашения: общая логика, влияние на управление рисками // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 12-14. — URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/174/10380/ (дата обращения: 23.04.2019).



Базельский комитет по банковскому надзору был создан в 1974 г. при Банке международных расчетов для регулирования банковской практики и надзора, разработки мер по предотвращению возникновения повышенных рисков и кризисов в банковских системах. Комитет представляет собой объединение представителей центральных банков и органов финансового регулирования стран участниц Базельских соглашений. Комитет собирается четыре раза в год для обсуждения вопросов регулирования и выработки стандартов банковской деятельности. Постоянно действующий секретариат Базельского комитета при Банке международных расчетов располагается в Базеле.

Все центральные банки и регуляторы стран, присоединившихся к соглашению, обязаны применять требования Базельского комитета в рамках регулирования и надзора в своих национальных банковских системах. В настоящее время в Комитет входят представители центральных банков и органов финансового регулирования Аргентины, Австралии. Бельгии, Бразилии, Великобритании, Германии, Гонконга, Индии, Индонезии, Испании, Италии, Канады, Китая, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, России, Саудовской Аравии, Сингапура, США, Турции, Франции, Швейцарии, Швеции, ЮАР, Южной Кореи и Японии, Европейская служба банковского надзора, Европейский центральный Банк, Европейская комиссия, институт финансовой стабильности и международный валютный фонд принимают участие в работе на правах наблюдателя. Почему же это необходимо?

Основной целью коммерческой организации является извлечение прибыли. При этом для расширения коммерческой деятельности организации, как правило.

Используют финансовый рычаг, т. е. привлекают заемные средства. Оборотной стороной прибыли является риск. Поэтому в тех сферах, где существует управление рисками, имеет место естественное противопоставление риск-менеджмента и бизнеса. Возникает оно ввиду различия интересов: для бизнеса основной целью является рост рентабельности и объемов, для риск-менеджмента — контроль уровня риска, ограничение операций, связанных с высокой вероятностью негативных последствий, в особенности в долгосрочной перспективе.

В банковской системе этот конфликт прослеживается не только внутри банков, но и на уровне взаимодействия банков с надзорными органами. Акционеры и менеджеры банков заинтересованы в минимальной капитализации банков и наращивании отдачи на каждый вложенный рубль путем расширения объемов бизнеса (активов) с использованием заемных средств. Надзорные органы заинтересованы в минимизации уровня банкротств банков, защите интересов вкладчиков, обеспечении общей надежности финансовой системы. Капитал банка (средства акционеров) рассматривается регуляторами как своеобразная подушка для абсорбирования убытков.

Даже самые крупные финансовые компании могут пострадать из-за плохого риск- менеджмента Эго наглядно показал глобальный финансовый кризис 2007–2008 гг. Многие крупные финансовые организации либо прекратили свое существование, либо потребовали существенной поддержки с использованием государственных средств, либо были де-факто национализированы. Для Lehman Brothers и Bear Stearns отношение капитала к активам на момент наступления кризиса составляло соответственно 1:31 и 1:35 — то есть активы Lehman Brothers в 31 раз превышали его собственные средства, а активы Bear Stearns превышали его собственные средства в 35 раз. Таким образом, стремление к прибыли оказалось сильнее доводов риск-менеджмента, что закончилось весьма плачевно не только для указанных организаций, но и для глобальной финансовой системы.

Базельские соглашения разрабатывались в ответ на системные кризисы в банковском секторе. В качестве реакции на кризисные события появились документы «Базель I». «Базель II» и «Базель III».

В зависимости от специфики кризисов в каждый период удостаивалась внимания функция управления теми видами рисков, которые послужили его причиной. Так, в «Базель I» и «Базель II» был сделан акцент на управлении кредитным риском, а в «Базель III» большее внимание было уделено рыночному риску и риску ликвидности. В целом можно сделать вывод, что выход регулирующих документов носит скорее запаздывающий, нежели превентивный характер.

Дискуссия вокруг понятия достаточности капитала ведется не одно десятилетие. Чтобы ее раскрыть, следует вспомнить об упомянутом выше конфликте интересов бизнеса и риск-менеджмента (и регуляторов). Бизнес стремится повысить прибыль через более рискованные операции при минимальных требованиях к резервам на возможные потери и капиталу, функция управления рисками и банковского надзора не одобряет подобных легковесных со стратегической точки зрения намерений. Чтобы не допустить новых кризисов, надзорные органы стремятся повысить капитализацию банков, банковское сообщество сопротивляется.

Однако многие исследования показали, что устойчивость финансовой организации зависит не только от соотношения размеров ее собственного капитала и активов, но и от качества управления. Поэтому в этих исследований сделан вывод, что для обеспечения устойчивости не достаточно просто применять некоторую выверенную технику расчета достаточности капитала и сопутствующих показателей, поскольку финансовая устойчивость — это не просто формула, а целый комплекс процессов корпоративного управления, ИТ-систем, применяемых процедур и моделей. Поэтому от организаций с более высоким уровнем корпоративного управления и более глубоким проникновением риск-менеджмента в бизнес-процессы можно требовать меньшей капитализации на покрытие рисков бизнеса, т. е. они могут получать осязаемые выгоды с точки зрения регулирования.

Сама по себе достаточность капитала, которая определяется как отношение собственного капитала к активам с учетом присущего им риска (коэффициент Кука) , отражает интегральную оценку надежности банка, степень его подверженности рискам. В этой постановке вопроса капитал трактуется как буфер против убытков — величина капитала характеризует возможности банка принимать тот или иной объем рисков.

Базельские соглашения, таким образом, базируются на интегральной оценке надежности банка, оценке достаточности его капитала на покрытие потерь.

Базельские соглашения — это документы Базельского комитета по банковскому надзору при Банке международных расчетов, содержащие методологические рекомендации по определению достаточности капитала и риск-менеджменту в банковской сфере. В документе «Базель II» была систематизирована трехкомпонентная модель регулирования. Три выделенных компонента преследуют цель обеспечить достаточность капитала банков для покрытия всех принимаемых ими рисков.

Компоненты Базельских соглашений:

  1. Минимальные требования к капиталу. Первый компонент модели определяет минимальные требования к капиталу, охватывая изначально кредитный, рыночный («Базель I») и операционный риски («Базель II»). В «Базель III» появляются показатели, регулирующие риск утраты ликвидности.

Подходы к рыночному и кредитному рискам претерпевают существенное развитие от «Базель I» к «Базель III». Если в «Базель I» речь идет о простых, универсальных риск-коэффициентах для расчета риск-взвешенных активов, то в «Базель II» вводится несколько вариантов расчета риск-взвешенных активов и регламентируется построение внутренних рейтинговых моделей оценки рисков. Развивается подход не только к кредитному, но и к рыночному риску. В «Базель II» он начинается с внедрения первых моделей оценки рыночного риска, но наиболее продвинутых форм достигает в «Базель III».

Итак, первый компонент устанавливает единые для всех банков требования к расчету достаточности капитала по трем видам рисков, а также целый набор принципов и стандартов построения внутрибанковских процессов управления и моделей количественной оценки рисков.

  1. Надзорный процесс. Этот компонент появился в «Базель II». Он определяет понятие экономического капитала (т. е. величины требований к капиталу, рассчитанных самим банком с учетом специфики его рисков), а также внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК). Предполагается, что никто не знает реальной картины рисков банка лучше, чем сам банк. В этом смысле минимальные требования к капиталу (компонент 1) несовершенны, они не могут учесть всего многообразия операций и видов рисков, присущих разным кредитным организациям. Поэтому банк составляет собственную оценку достаточности капитала исходя из присущих только ему рисков.

Помимо этого, вводится процедура стресс-тестирования которую банк может принять, исходя из имеющихся у него источников капитала, требований к капиталу, потенциальных стрессов, и отразить в своей долгосрочной стратегии развития и бизнес-плане на краткосрочную перспективу.

Внутренние оценки достаточности капитала в соответствии с компонентом 2 могут быть использованы органом банковского надзора. Обычно регулятор в рамках инспекционных проверок оценивает степень зрелости кредитной организации, качество ее риск-процедур, внутренних процедур оценки достаточности капитала, уровень организации корпоративного управления, роль наблюдательного совета, подразделений риск-менеджмента и внутреннего аудита, качество различных систем полномочий и лимитов и т. д.

В зависимости от зафиксированной картины регулятор может наложить дополнительные требования к капитализации банка для защиты от рисков, которые по той или иной причине не учитываются техникой расчета достаточности капитала по компоненту 1. Например, регулятор может сделать вывод, что банк владеет большим объемом недвижимости и. соответственно, подвержен существенному риску потерь из-за возможного изменения ее стоимости. Данный риск, как мы знаем, не учитывается в компоненте 1. Однако ввиду значимости этого риска регулятор может для его покрытия увеличить требования к достаточности капитала банка. Далее, если регулятор видит, что банк начал оценивать риск потерь из-за изменения стоимости недвижимости с помощью внутренних моделей и эти модели надежны, требования к капиталу могут быть снижены. Таким образом, компонент 2 позволяет банку и регулятору в полной мере учесть специфику деятельности и присущие ей риски.

  1. Рыночная дисциплина. Компонент 3 «Рыночная дисциплина» описывает требования к раскрытию банками информации об управлении рисками: какие показатели должны демонстрироваться рынку (инвесторам, кредиторам, рейтинговым агентствам и т. п.), о каких внутренних процедурах рынку следует рассказать. Фактически, как только банк принимает «Базель II» («Базель 2.5», «Базель III») и получает право на использование внутренних моделей для расчета достаточности капитала, к нему начинают предъявляться дополнительные требования в части раскрытия информации. Необходимо отметить, что данные, раскрываемые банками по компоненту 3. должны соответствовать данным, раскрываемым в отчетности по международным стандартам (МСФО).

Подводя итог, отметим, что Базельские соглашения требуют от банков обеспечить достаточность капитала в двух измерениях: компонент 1 — во внешнем (регулятивном) измерении, компонент 2 — во внутреннем (экономическом).

Литература:

  1. «Базель 3 в России: первые итоги». On-line конференция от 28.03.2014. www.bankir.ru/iconf/34#ixzz32L7PME90
  2. Wang X. and L. Wang, 2007. Study on Black — Scholes stock option pricing model based on dynamic investment strategy. International Journal of Innovative Computing, Information and Control, 3(6B): 1755–1780.
  3. Еремина Н, 20.09.2013. «Базель-3» как «санитар леса» // http://www.gazeta.ru/business/2013/09/20/5661653.shtml
  4. Hung W.-M. and J.-H. Lin, 2012. Option-based modeling of technology choices and bank performance. ICIC Express Letters, Part B: Applications, 6(8): 2019–2024.
  5. Центральный банк Российской Федерации www.cbr.ru.
  6. Finmarket. www.finmarket.ru.
  7. International Finance Corporation. www.ifc.org.
  8. Международный валютный фонд. http://www.imf.org/external/russian/.

Основные термины (генерируются автоматически): Базель, III, банк, риск, компонент, достаточность капитала, банковский надзор, Базельский комитет, требование, корпоративное управление.

Органы управления

Базельский комитет по банковскому надзору собирается четыре раза в год. Постоянно действующий секретариат при Банке международных расчётов располагается в Базеле.

Председатели комитета:

  • 1991—1993 — Джеральд Карриган (E. Gerald Corrigan), бывший президент Федерального резервного банка Нью-Йорка, управляющий директор Goldman Sachs;
  • 1993—1997 — Томмазо Падоа-Скьоппа (Tommaso Padoa-Schioppa), министр экономики и финансов Италии, бывший вице-президент Банка Италии, член управляющего совета ЕЦБ;
  • 1997—1999 — Роджер Коул (Roger Cole), председатель совета управляющих Федеральной резервной системы США;
  • 1999—2003 — Уильям Макдоноу (William J. McDonough), президент Федерального резервного банка Нью-Йорка, член Федерального комитета по операциям на открытом рынке ФРС США (FOMC), руководитель комитета по надзору за аудитом публичных компаний при Комиссии по ценным бумагам и биржам США;
  • 2003—2006 — Хайме Каруана (Jaime Caruana), руководитель Банка Испании;
  • 2006—2011 — Наут Веллинк (Nout Wellink), президент Нидерландского банка и член управляющего совета Европейского центрального банка (ЕЦБ);
  • С 2011 года — Стефан Ингвес (Stefan Ingves), президент Банка Швеции.

Под эгидой Базельского комитета по банковскому надзору созданы и действуют группа надзорных органов международных финансовых центров и региональная группа по банковскому надзору государств Закавказья, Центральной Азии и Российской Федерации.

Деятельность

Основными задачами комитета являются внедрение единых стандартов в сфере банковского регулирования, в связи с чем организация разрабатывает директивы и рекомендации для органов регулирования государств-членов. Эти рекомендации не являются обязательными к выполнению, однако, в большинстве случаев находят своё отражение в национальных законодательствах государств-членов. Разработка директив и рекомендаций осуществляется в сотрудничестве с банками и органами регулирования всего мира и поэтому они используются не только в государствах-участниках, так например, работы по внедрению рекомендаций «Базель II» ведутся более чем в 100 странах. В Европейском союзе рекомендации комитета также используются для взаимной интеграции государств-членов союза.

Комитет отчитывается перед президентами центральных банков и руководителями ведомств по контролю за банковской деятельностью десяти крупнейших промышленно развитых стран и активно сотрудничает со странами, не являющимися его членами.

Основными документами Базельского комитета считаются:

  • «Основные принципы эффективного надзора» (1997 год, пересмотрены в 2006 году);
  • Базель-I (1988), согласно которому капитал банка для регулятивных целей должен быть подразделен на две категории — капитал первого и второго уровня, а все активы банка для регулятивных целей разделяются на 5 групп в зависимости от степени риска.
  • Базель II (принят 26 июня 2004 года) — трёхкомпонентный стандарт, вводящий минимальные требования к капиталу (на основе Базель I), процедуры надзора и рыночную дисциплину;
  • Базель III (принят в декабре 2010 года) — нормативы, усиливающие требования к капиталу и вводящие нормативы требований к ликвидности.

Ссылки

  • Официальный сайт Базельского комитета (англ.)
  • Что такое Базель и как он влияет на жизнь банков?

Банк международных расчётов

Банк международных расчётов (БМР) (англ. Bank for International Settlements (BIS)) — международная финансовая организация, в функции которой входит содействие сотрудничеству между центральными банками и облегчение международных финансовых расчётов; кроме того, это центр экономических и денежно-кредитных исследований.

Центральные банки ведущих торговых государств являются его учредителями, каждый назначает своего представителя в совет директоров; правление собирается не реже десяти раз в год. Штаб-квартира БМР расположена в Базеле.

Целью банка является:

содействие развитию сотрудничества между центральными банками, создание новых возможностей для международных финансовых операций и деятельность в качестве доверенного лица или агента при проведении международных платежных операций, переданных ему на основании договоров со сторонами-участниками.

Часть функции БМР в значительной степени взял на себя Международный валютный фонд. Сегодня основой его деятельности остаётся кооперация среди центральных банков. Кроме того, БМР оказывает широкий спектр финансовых услуг центральным банкам стран-членов (предоставляет кредиты, принимает депозиты, выступает в качестве посредника или гаранта).

При Банке международных расчётов в 1974 г. был создан Базельский Комитет по банковскому надзору, который разрабатывает директивы и рекомендации, направленные на совершенствование банковского регулирования и ведёт работу по унификации требований к финансовому регулированию в разных странах. Также под эгидой БМР действуют Комиссия по платежным системам, Комитет по глобальной финансовой стабильности, Группа по борьбе с подделкой денежных знаков и ряд других структур.

Комплаенс

Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — исполнять) — буквально означает (см. Оксфордском словаре английского языка ) действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение (англ. compliance is an action in accordance with a request or command, obedience). «Комплаенс» представляет собой соответствие каким-либо внутренним или внешним требованиям или нормам.

Под соответствием подразумевается часть системы управления/контроля в организации, связанная с рисками несоответствия, несоблюдения требований законодательства, нормативных документов, правил и стандартов надзорных органов, отраслевых ассоциаций и саморегулируемых организаций, кодексов поведения и т.д. Такие риски несоответствия в конечном итоге могут проявляться в форме применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, финансовых или репутационных потерь как результат несоответствия законам, общепринятым правилам и стандартам.

Соответствие законам, правилам и стандартам в сфере комплаенса обычно касается таких вопросов, как соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке, управление конфликтами интересов, справедливое отношение к клиентам и обеспечение добросовестного подхода при консультировании клиентов. К сфере комплаенса относятся также специфические области, такие как: противодействие легализации доходов, полученных

преступным путём, и финансированию терроризма; разработка документов и процедур, обеспечивающих соответствие деятельности компании действующему законодательству; защита информационных потоков, противодействие мошенничеству и коррупции, установление этических норм поведения сотрудников и т.д..

В настоящее время соответствие стандартам («комплаенс») является направлением профессиональной деятельности, привнесённым в российские организации крупными западными компаниями. Направление существует преимущественно в финансово-банковской сфере, хотя не ограничивается ими. Подразделения, реализующие функцию проверки на соответствие, как правило, носят название «Комплаенс» или «Комплаенс-контроль». В 2014 году Банк России принял изменения в Положение 242-П, в соответствии с которыми во всех банках вводится служба внутреннего контроля, которая по существу выполняет функции комплаенс-контроля (управления комплаенс-рисками или в терминологии 242-П — регуляторными рисками).

Комплаенс-контроль

Понятие комплаенс-риска применительно к банковской сфере в российском законодательстве определено в Положении Банка России 242-П. Под комплаенс-риском понимается риск возникновения у кредитной организации убытков из-за несоблюдения законодательства Российской Федерации, внутренних документов кредитной организации, стандартов саморегулируемых организаций (если такие стандарты или правила являются обязательными для кредитной организации), а также в результате применения санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов. Данный риск также назван регуляторным риском.

В соответствии с данным Положением в кредитных организациях вводится служба внутреннего контроля, выполняющая следующие функции (по существу функции комплаенс-контроля):

выявление регуляторного риска

учёт событий регуляторного риска, количественная оценка вероятности возникновения и возможных последствий регуляторного риска

мониторинг регуляторного риска, включая анализ новых банковских продуктов и методов их реализации на предмет регуляторного риска

координация и участие в разработке мер по снижению уровня регуляторного риска, разработка и доведение до органов управления и руководителей структурных подразделений рекомендаций по управлению регуляторным риском

мониторинг эффективности управления регуляторным риском

участие в разработке внутренних документов по управлению регуляторным риском

выявление конфликта интересов в деятельности организации и её служащих

анализ показателей динамики жалоб (обращений, заявлений) клиентов и анализ соблюдения кредитной организацией прав клиентов

анализ экономической целесообразности аутсорсинга услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих осуществление кредитной организацией банковских операций

участие в разработке внутренних документов, направленных на противодействие коммерческому подкупу и коррупции

участие в разработке внутренних документов и организации мероприятий, направленных на соблюдение правил корпоративного поведения, норм профессиональной этики

участие в рамках своей компетенции во взаимодействии кредитной организации с надзорными органами, саморегулируемыми организациями, ассоциациями и участниками финансовых рынков

иные функции, связанные с регуляторным риском, предусмотренные внутренними документами организации.Принципы комплаенс-контроля

Базельский комитет по банковскому надзору в апреле 2005 года издал документ «Комплаенс и кокомплаенс-функция в банках». Содержание документа на русском языке отражено в письме Банка России от 2.11.2007 №173-Т.

В данном документе Базельский комитет определил принципы комплаенса в банках:

1 Ответственность совета директоров за общий контроль в управлении комплаенс-рисками. Совет директоров должен утвердить политику банка по комплаенсу, документ, на основании которого создаётся постоянная и эффективная комплаенс-функция, и не реже одного раза в год оценивать эффективность управления в данной сфере.

2, 3, 4 Ответственность исполнительных органов за эффективное управление комплаенс-риском, в том числе принятие и доведение до служащих банка политики по комплаенсу, обеспечение её соблюдения и отчётность перед советом директоров по управлению комплаенс-риском, создание постоянной и эффективной комплаенс-функции как части реализации политики банка по комплаенсу.

5 Независимость комплаенс-функции, подразумевающая наличие официального статуса в организации; наличие руководителя комплаенса с общей ответственностью за координацию управления комплаенс-риском; исключение возможности конфликта интересов персонала между их обязанностями по управлению комплаенс-рисками и иными возложенными на них обязанностями; наличие необходимого доступа к информации для исполнения персоналом своих обязанностей. Статус руководителя комплаенса должен быть достаточно высоким, он должен быть либо членом исполнительных органов или подчинятся единоличному исполнительному органу или члену правления, не связанному с управлением бизнес-подразделениями.

6 Наличие ресурсов для эффективного исполнения обязанностей в сфере комплаенса.

7 Обязанности комплаенс-функции заключаются в содействии исполнительным органам в эффективном управлении комплаенс-рисками.

Консультации (исполнительных органов о законах, правилах и стандартах и информирование о последних изменениях в этой сфере);

Инструктаж и обучение (содействие в обучении персонала по вопросам комплаенса);

Выявление, оценка и анализ комплаенс-риска (в упреждающем порядке выявление, документирование и анализ комплаенс-рисков, включая разработку новых продуктов и бизнес-процедур, новых видов отношений);

Контроль, проверка, отчетность (руководитель регулярно должен отчитываться перед исполнительными органами);

Установленные законом обязанности и взаимодействие;

Комплаенс-программа.8 Взаимодействие с внутренним аудитом. Предмет и масштаб деятельности комплаенс-функции должны регулярно проверяться службой внутреннего аудита. Комплаенс-функция и служба внутреннего аудита должны быть независимы друг от друга, чтобы гарантировать независимость проверки деятельности комплаенс-функции.

9 Международные вопросы.

10 Аутсорсинг. Аутсорсинг отдельных задач комплаенс-функции допустим, но они должны быть под соответствующим контролем со стороны руководителя комплаенс-функции. Управление комплаенс-рисками должно считаться одним из основных направлений управления рисками в организации.

Международная финансовая организация

Международная финансовая организация — организация, создаваемая на основе межгосударственных (международных) соглашений в сфере международных финансов. Участниками соглашений могут выступать государства и негосударственные институты.

Международная экономическая организация

Международная экономическая организация — организация, созданная на основе международных соглашений, с целью унификации, регулирования, выработки совместных решений в сфере международных экономических отношений .

Международные экономические организации в зависимости от направлений делятся на универсальные и специализированные.

Операционный риск

Операционный риск (англ. Operational risk) — риск, связанный с выполнением компанией бизнес-функций, включая риски мошенничества и внешних событий. Чаще всего принимается определение, данное в Базель II:

Операционный риск — риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. Это определение включает юридический риск, но исключает стратегический и репутационный риски.

Более развёрнуто определение операционного риска дано Центральным банком РФ: операционный риск — это риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий.

Определение, данное Национальным Банком Республики Беларусь: операционный риск — риск возникновения у банка потерь (убытков) и (или) дополнительных затрат в результате несоответствия установленных банком порядков и процедур совершения банковских операций и других сделок законодательству или их нарушения сотрудниками банка, некомпетентности или ошибок сотрудников банка, несоответствия или отказа используемых банком систем, в том числе информационных, а также в результате действия внешних факторов.

Операционный риск присущ всем банковским продуктам, направлениям деятельности, процессам и системам, и эффективное управление операционным риском всегда является одним из основных элементов системы управления рисками банка. В мировой банковской практике управление операционными рисками является ключевой и первостепенной задачей. Операционный риск проникает во все аспекты возможных рисков — он взаимосвязан со всеми другими типами риска, такими как рыночный, кредитный риск, а также риск ликвидности, усложняя их. В отсутствие операционных провалов все другие типы риска значительно менее важны.

Падоа-Скьоппа, Томмазо

Томмазо Падоа-Скьоппа (итал. Tommaso Padoa-Schioppa; 23 июля 1940, Беллуно, Италия — 18 декабря 2010, Рим, Италия) — итальянский банкир и государственный деятель, министр экономики и финансов Италии (2006—2008).

Совет по финансовой стабильности

Совет по финансовой стабильности (англ. Financial Stability Board) — международная организация, созданная странами Большой индустриальной двадцатки на Лондонском саммите в апреле 2009 года.

Создан на базе Форума финансовой стабильности, существовавшего с 1999 года.

Основной целью организации является выявление слабых мест в области мировой финансовой стабильности, разработка и применение регулирующей и надзорной политики в этой сфере.

В частности, одним из направлений деятельности FSB стало составление и регулярное обновление списков системообразующих банков и страховых компаний, к которым предъявляются повышенные требования по устойчивости и надёжности, а также применяются усиленные меры надзора за их деятельностью,.

Фонд МСФО

Фонд Международных стандартов финансовой отчетности (Фонд МСФО) (англ. International Financial Reporting Standards Foundation (IFRS Foundation)) — некоммерческая организация, образованная в 2001 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *