Защита прав индивидуального предпринимателя

Содержание

Защита прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Действия контролирующих органов не всегда являются правомерными. Поэтому предпринимателям следует знать положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . В соответствии со статьей 13 Срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако, если Ваша деятельность ведется в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере плановые проверки могут проводиться 2 и более раз в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе :

  • · проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции Ростехнадзора;
  • · осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • · требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • · требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  • · распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • · превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.
  • · Согласно статьи 21 Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
    • 1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
    • 2) получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;
    • 3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;
    • 4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Для защиты своей позиции предприниматель может оспорить акт государственного органа, осуществляющего контроль, в судебном порядке, а в случаях, прямо предусмотренных законом — в административном порядке, но решение, принятое по жалобе предпринимателя в административном порядке, может быть оспорено предпринимателем в судебном порядке.

2.2 Защита прав индивидуального предпринимателя

Анализ судебной практики показал значительное количество случаев нарушения требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

В условиях развития сферы государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности актуальными являются вопросы защиты прав хозяйствующих субъектов при осуществлении государственного контроля. Такие положения содержатся в названном Законе.

Из статьи 1 Закона следует, что он подлежит применению при наличии хотя бы одного из следующих трех обстоятельств: 1) необходимости взаимодействия органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями; 2) возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по предоставлению информации органам государственного контроля (надзора); 3) возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по исполнению требований органов государственного контроля (надзора).

Из сферы применения Закона исключены мероприятия, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также мероприятия, проводимые органами государственного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по инициативе самих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, действие Закона не распространяется на проведение камеральных проверок государственных органов (т.е. проверок без выезда на предприятие).

Более того, из сферы применения Закона исключены отношения, связанные с проведением некоторых видов государственного контроля (надзора). Причиной такого изъятия являются существенные отличия в их целях, предметах и используемых методах контроля.

Так, в пункте 3 ст. 1 Закона перечислено 16 видов государственного контроля (надзора), в отношении которых Закон не подлежит применению: налоговый, валютный, транспортный, лицензионный, бюджетный контроль, а также контроль безопасности при использовании атомной энергии и др.

Проведение указанных видов контроля регулируется специальным законодательством, которое также содержит нормы, направленные на ограничение вмешательства соответствующих контрольных органов в деятельность хозяйствующих субъектов. Например, при осуществлении налогового контроля важное значение имеют положения статьи 89 НК РФ. Так, выездная налоговая проверка может проводиться только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев.

Несмотря на то, что Законом предусмотрен ряд гарантий для предпринимателей при проведении государственного контроля, на практике все же допускаются значительные нарушения прав хозяйствующих субъектов.

Большая часть таких нарушений связана с несоблюдением порядка проведения государственного контроля и сроков его проведения.

В связи с вышеизложенным представляется необходимым расширить сферу действия рассматриваемого Закона, и на законодательном уровне предусмотреть возможность его применения в отношении всех проверок, носящих административно-правовой характер, проводимых в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц государственными органами.

На эффективность применения Закона влияют и трудности в доказывании нарушений прав предпринимателей незаконными действиями (бездействиями) государственных органов. С учетом данного обстоятельства предприниматели чаще всего обжалуют итоговые акты проверки – постановления административных органов.

Следует отметить, что в связи с неоднократными жалобами предпринимателей на неэффективность Закона, в частности на то, что в нем не регламентированы основания для проведения проверок сотрудниками органов внутренних дел, и он имеет ограниченную сферу применения, принято Постановление Законодательного Собрания Ростовской области от 7 октября 2004 г. №582 «О внесении в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», в котором предложено расширить сферу применения данного Закона.

В этом Постановлении также предложено с целью более эффективной защиты прав предпринимателей дополнить Закон №134-ФЗ положением о признании недействительными результатов проверок, проведенных с нарушением требований федерального закона.

Думается, что с появлением возможности признания недействительными проверок сократится количество постановлений, вынесенных на основании незаконных актов проверки, что будет способствовать защите прав предпринимателей при проведении государственного контроля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В настоящее время осуществление предпринимательской деятельности гражданами без образования юридического лица является наиболее популярным. Это связано со многими преимуществами индивидуального предпринимательства по сравнению с иными формами экономической активности.

Следует отметить прежде всего такое качество частнопредпринимательской деятельности, как ее гибкость и мобильность. Индивидуальные предприниматели, как правило, действуют в узких сегментах рынка, что позволяет им оперативно реагировать на изменение спроса и быстро адаптироваться к новым реалиям. Необходимое условие эффективной экономической деятельности – способность выявить потребность и удовлетворить ее – присуще в большей степени именно деятельности граждан без образования юридического лица.

Таким образом предпринимательской признается систематическая деятельность с целью извлечения прибыли, на свой страх и риск, т.е. под собственную имущественную ответственность лицом зарегистрированным в качестве предпринимателя.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем по российскому праву является зарегистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредствен от своего имени, без образования для этой цели юридического лица и своим самостоятельным трудом), которое в этих целях действует самостоятельно, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона.

1. Явочный порядок регистрации значительно снижает вмешательство государства в упомянутую процедуру, однако не лишен недостатков ст. 22.1 ч. 1 п.Ж Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требует от индивидуального предпринимателя подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе), ст. 8 ч. 3 этого закона предусматривает регистрацию по месту жительства предпринимателя.

По нашему мнению следует отказаться от регистрации индивидуального предпринимателя по месту жительства и связать регистрацию с местом преимущественного осуществления предпринимательской деятельности. п.Ж ч. 1 ст. 22.1 следует исключить. Ст. 8 ч. 3 изложить в следующей редакции: Государственная регистрация предпринимателя осуществляется по месту преимущественного осуществления предпринимательской деятельности.

2. Целесообразно включить в ст. 20 ГК РФ специальное правило, устанавливающую особенности определения места жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Связав место регистрации с регионом в котором он будет осуществлять предпринимательскую деятельность либо преимущественного проживания гражданина. Дополнив ГК РФ ст. 20 ч. 2 следующего содержания: «Для индивидуальных предпринимателей в целях государственной регистрации местом жительства является место осуществления предпринимательской деятельности», ч. 2 ст. 20 ГК РФ считать ч. 3.

3.Индивидуальный предприниматель физическое лицо со свойственными ему проблемами. Вполне возможно он может временно приостановить свою предпринимательскую деятельность, например в следствии болезни, осуждения за общеуголовное преступление к лишению свобода и т.д.

В ныне действующих законодательных актах, определяющих порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, не установлен порядок временного прекращения действия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае временной приостановки осуществления им предпринимательской деятельности, поскольку в результате государственной регистрации физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя, что и подтверждается выдачей соответствующего свидетельства. Следовательно, временная утрата физическим лицом полученного статуса без аннулирования его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя неправомерна.

Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей следует дополнить ст. 22.4 «Приостановление деятельности индивидуального предпринимателя» предусмотрев в ней порядок и случаю приостановления деятельности индивидуального предпринимателя.

4. То обстоятельство, что гражданин-предприниматель несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, не устраивает многих желающих заняться бизнесом. Следует уточнить законодательство определив, что индивидуальный предприниматель несет ответственность по обязательствам только имуществом которое используется им для получения прибыли в предпринимательской деятельности, либо имуществом индивидуального частного предприятия, которое прямо связано с получением прибыли. Ст. 25 ГК РФ следует дополнить ч. 6 следующего содержания: «Требования кредиторов индивидуального предпринимателя в случае признания его банкротом удовлетворяются за счет принадлежащего ему имущества используемого для получения прибыли, либо имуществом индивидуального частного предприятия, которое прямо связано с получением прибыли».

5. В Законе о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не определено, каким образом органы государственного контроля, в случае нанесения предпринимателю внеплановыми проверками убытков, будут их возмещать. Сама норма построена таким образом, что данные действия будут всегда расцениваться как законные и обоснованные, и, соответственно, к ним неприменимы положения ст. 14 Закона о праве юридического лица и индивидуального предпринимателя на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля. Предъявить иск о возмещении убытков к «источнику», распространившему информацию, на основании которой проведены внеплановые мероприятия, не представляется возможным. Это связано отчасти с тем, что Закон не возлагает и не может возложить никакой ответственности на источник информации, который не является компетентным лицом, уполномоченным определить, соблюдены ли предпринимателем установленные требования к товарам (работам, услугам). Ст. 14 ч. 1 закона следует изложить в следующей редакции: «Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению из средств соответствующего бюджета».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

1. Нормативно-правовые акты.

1)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6‑ФКЗ, от 30.12.2008 №7‑ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.2009, №4, ст. 44

2) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 (ред. от 30.04.2010) // Российская газета», №137, 27.07.200

3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства российской Федерации, 05.12.1994, №32, ст. 330

4) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 (ред. от 17.07.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.1996, №5, ст. 410

5 ) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 (ред. от 30.06.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации, 03.12.2001, №49, ст. 4552.

6) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 (ред. от 24.02.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации, 25.12.2006, №52 (1 ч.), ст. 5496

Иные источники.

1)Казакова В.Н. Регистрация юридических лиц: время жить по-новому // Консультант. – 2002. – №18. – С. 11.

2)Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Пекоторые административные барьеры в сфере осуществления предпринимательской деятельности: анализ судебной арбитражной практики и пути преодоления административных барьеров // Арбитражный и гражданский процесс. – 2007. – №11. – 2008.-С. 12.

3)Казаченко Г.Б., Самойленко Е.В. Проблемы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля (надзора) // Законодательство и экономика. – 2007. – №7. – С. 11.

4) Калмыкова А.В. Основные черты государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования // Журнал российского права. – 2007. – №5. – С. 51.

5)Козлова Н.В. Организационные формы предпринимательства: достоинства и недостатки // Законодательство. – 2008. – №2. – С. 18.

6)Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / Под общ. ред. проф. Ренова Э.Н.М.: НОРМА, 2002. – 678 с.

7)Коноплев С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству //

8)Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) /Под ред. Садикова О.Н.издание третье, исправленное, дополненное и переработанное. М., ИНФРА‑М, 2005. – 567 с.

9)Коровинских С. Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство // Российская юстиция. – 2000. – №4. – С. 42.

10)Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. – 2006. – №5. – С. 55.

11) Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: понятие и конститутивные признаки // Хозяйство и право. -2008. – №3. – С. 78–79.

12) Пятков Д.В. Коммерческие организации: проблемы приобретения дееспособности // Российский юридический журнал. – 2008. – №1. – С. 84 – 89

13)Пятков Д.В. Формирование правосубъектности предпринимателя // Журнал российского права. – 2008. – №1. – С. 27.

14)Руднев А. Предпринимательская деятельность гражданина // Бизнес-адвокат. – 2000. – №13. – С. 37.

15)Ручкина Г.Ф. предпринимательство сквозь призму веков // Предпринимательское право. – 2006. – №3. – С. 11.

16)Сарбаш С. Комментарий основных положений Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» // Хозяйство и право. – 2002. – №1. – С. 21.

17)Сафарова Е.Ю. Когда предприниматель – иностранец: инструкция по регистрации // Современный предприниматель.- 2008. – №6. – С. 13.

18)Сюбарева И.Ф. Традиции предпринимательства в истории России // Предпринимательское право. – 2007. – №3. – С. 22.

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения.

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это:

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Законное урегулирование проверок

В соответствии с Законом, одной из основных форм осуществления контроля над предпринимательской деятельностью является проведение проверок. Проверка может быть документарной – проверяется необходимая документация, которую организация или ИП предоставляет в контролирующий орган по запросу, и выездная – осуществляется по месту нахождения предпринимателя.
Кроме того, проверки подразделяются на:

  • Плановые (статья 9 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся 1 раз в 3 года, при этом план проверки размещается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с которым вправе ознакомиться любой владелец бизнеса и провести ряд подготовительных мероприятий по устранению существующих нарушений при необходимости. Из реестра проверок предприниматель может узнать, какой орган нанесет ему визит с проверкой, когда это произойдет и какие вопросы будут интересовать ревизора.

Важно! Если контролирующий орган проводит проверку, которая не внесена в реестр, она считается незаконной (исключение внеплановые проверки).

  • Внеплановые (статья 10 Закона о защите прав предпринимателей) – проводятся в чрезвычайных случаях при наличии оснований, перечисленных в п. 2 статьи. Это:
  1. поступление заявлений об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, нанесение ущерба памятникам культуры или угрозе безопасности страны;
  2. поступление в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования);
  3. уже нанесения вреда перечисленным выше объектам;
  4. невыполнение предписания об устранении ранее выявленного нарушения;
  5. нарушение прав потребителей;
  6. нарушение требований к маркировке товаров;
  7. истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  8. приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Данный вид проверок направлен на устранение и пресечение грубых нарушений со стороны предпринимателей. Внеплановая проверка проводится только тогда, когда решение о ней будет завизировано. Предприниматель должен быть проинформирован об основаниях проверки. Кроме того, ревизоры не могут исследовать аспекты деятельности предприятия, которые не относятся к предмету контрольного мероприятия.
В согласовании проведения внеплановой проверки может быть отказано, если есть следующие основания:

  • отсутствуют документы, которые прилагаются к заявлению о согласовании проведения проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • отсутствие оснований для проведения проверки;
  • не соблюдены требования к оформлению решения органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки;
  • осуществление проверки противоречит нормам федеральных законов, правовых актов Президента или Правительства РФ;
  • предмет внеплановой проверки противоречит полномочиям государственного или муниципального контроля;
  • проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований в отношении одного предпринимателя несколькими органами государственного или муниципального контроля.

По итогам проведения проверки контролирующими органами обязательно составляется акт, куда предприниматель вправе внести свои возражения. Также, документ с возражениями можно направить в контролирующей орган в течении 90 дней.
Проведение проверок предусматривает соблюдение определенных принципов, которые включают:

  • обязанность для предпринимателя о сообщении в компетентные органы информации об открытии нового бизнеса;
  • презумпцию добросовестности:
  • возможность для предпринимателя знакомиться со всеми документами, получать информацию о планах проверки, знать права и обязанности контролирующих органов;
  • возможность для контролирующих органов проводить проверку только в рамках своей компетенции;
  • запрет на осуществление проверки одного предпринимателя по одному вопросу разными органами;
  • возможность не предоставления разрешительных документов на работу компетентными контролирующими органами, куда предприниматель предоставил информацию об открытии нового бизнеса другой проверяющей службе;
  • возможность привлечения к ответственности контролирующей службы, действующей с нарушением закона;
  • финансирование контрольных мероприятий за свет средств соответствующего бюджета;
  • запрет на взимание денежных средств на проведение проверки с проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны:

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя.

Стоит также отметить, что контролирующие органы, в лице должностных лиц, при совершении противоправных действий или бездействий при проведении проверки несут ответственность в соответствии со статьей 19.6.1 Кодекса об Административных правонарушениях РФ. В рамках данной статьи, при отдельных нарушениях должностному лицу может быть вынесено предупреждение либо наложен административный штраф в размере от 3 000 до 10 000 рублей либо наложена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 1 года.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право:

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ.

Помимо общих прав, статья 22 Закона предусматривает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на возмещение вреда, причиненного при осуществлении государственного или муниципального контроля – причиненный вред подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (статья 16 Гражданского кодекса РФ).
Важно! При определении размера вреда, учитываются расходы предпринимателя, относимые на себестоимость продукции/работ/услуг или на финансовые результаты их деятельности, а также затраты, которые предприниматель осуществлял или должен был осуществить для получения юридической или иной профессиональной помощи.

Ответственность организаций и индивидуальных предпринимателей за нарушение

Закона о защите прав предпринимателей регламентирует статья 25 Закона, она устанавливает:

  • Во-первых, юридические лица и индивидуальные предприниматели, при проведении проверки обязаны присутствовать лично или предоставить уполномоченного представителя, ответственного за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований Закона.
  • Во-вторых, предприниматели, допустившие нарушение рассматриваемого Закона, необоснованно препятствующие проведению проверки либо уклоняющиеся от ее проведения, не исполняющие предписания контролирующих органов в установленный срок, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля осуществляется в административном и/или судебном порядке. Заявление об обжаловании действий/бездействия должностных лиц контролирующего органа подлежит рассмотрению в порядке, установленном действующим российским законодательством. Нормативные правовые акты контролирующего органа, нарушающие права и законные интересы предпринимателей и не соответствующие законам РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично.

От кого предпринимателю нужна защита?

Защита прав индивидуального предпринимателя может восприниматься на разных уровнях понимания, начиная от базовой потребности в физической безопасности до конфликтов с налоговыми органами. С какими проблемами индивидуальный предприниматель может столкнуться? Во-первых, это имущественное право, во-вторых, различные неимущественные права, к которым относится авторское право и интеллектуальная собственность. При открытии или закрытии ИП бывают конфликты с фондами, налоговой службой и т.д. С юридической точки зрения защита индивидуального предпринимателя тесно связана с правами человека как физического лица, в сложных конфликтах требуется вмешательство опытного юриста.

Юридическая защита индивидуальных предпринимателей имеет особенности, так как конкретных законодательных актов по регулированию прав ИП еще не издано, и приходится пользоваться теми законами, которые есть. Позитивным моментом является тот факт, что предприниматели активно лоббируют создание единого законодательного акта по защите их прав. Есть вероятность, что в скором времени такие законы появятся. Но пока нужно знать и уметь использовать то, что есть.

С какой стороны чаще всего исходит опасность? Если говорить о самом очевидном, это угроза со стороны недоброжелателей, преступных группировок, злоумышленников.

Нередко успешному бизнесу предпринимателя начинают угрожать агрессивные конкуренты, которые теряют деньги. Они не гнушаются разбоем или оказанием давления. Ущерб для бизнеса в случае поджога или кражи ощутим.

Бизнесмены стараются устанавливать сигнализацию, нанимать частную охрану. В разбирательствах помогает видеосъемка, поэтому на склад с ценным товаром имеет смысл поставить круглосуточно работающую камеру.

Некоторые предприниматели прибегают к хитрости, наклеивая на двери офисов и складов наклейки с инициалами крупной охранной компании, даже эти услуги им не оказываются. Это защищает от мелких хулиганов.

Реалии современного мира диктуют необходимость защищать информацию, ведь подчас она стоит дороже, чем весь товар. Базы данных клиентов, поставщиков, договоры, сканы в электронном виде, бухгалтерия — все это при попадании в нечестные руки может доставить много неприятностей.

Кроме того, никто не застрахован от технических проблем с компьютером, поэтому нужно регулярно делать резервные копии и устанавливать легальные антивирусные программы.

Индивидуальный предприниматель и органы власти

Защита индивидуального предпринимателя требуется, когда муниципальная власть или государственные органы вступают в конфликт, нарушая его права. Чтобы защитить себя и свой бизнес, нужно хорошо знать и разбираться в законах, относящихся к деятельности предприятия. Кроме того, нужно своевременно подавать документы, сведения, регулярно уплачивать налоги.

Например, недобросовестные сотрудники могут требовать с предпринимателя взятки или просить оплатить услуги, которые должны предоставляться бесплатно. Ситуации бывают разные. Иногда бизнесмену кажется, что проще заплатить и продолжать вести дело. Но это прямое поощрение коррупции, которое незаконно. Узнавайте самостоятельно о сроках, регламентах, требованиях в тех органах, с которыми вам приходится сталкиваться, тогда никто не может воспользоваться неграмотностью.

Индивидуальному предпринимателю часто угрожают при проведении проверок. Чтобы избежать правонарушений со стороны органов контроля и надзора, вы должны знать, что о проверке они обязаны уведомлять заранее. Для новых ИП запрещены проверки раньше чем через 3 года с момента регистрации.

Предпринимателю приходится быть внимательным к своим сотрудникам, так как с их стороны могут последовать противозаконные действия. Работник может вредить бизнесу, передавать конфиденциальные данные или быть попросту недобросовестным. Изучите Трудовой кодекс, регулирующий взаимоотношения с работниками. Несмотря на то что права наемного работника тщательно охраняются, у нанимателя тоже есть достаточно рычагов, чтобы обезопасить себя или наказать виновного. В договорах на трудоустройство желательно прописывать материальную ответственность сотрудника, если ему придется работать с финансами, документами или сырьем.

Защита от недобросовестных сотрудников и партнеров

Нарушение прав индивидуального предпринимателя может произойти от недобросовестных партнеров, поставщиков, контрагентов. На каждую услугу стоит заключать договор, нельзя договариваться о чем-то, надеясь на порядочность человека. Нарушения по контрактам и договорам дают повод обратиться в суд, согласно Гражданскому кодексу РФ. Для своей защиты следует правильно составлять документы, прописывая ответственность сторон отдельным пунктом.

Чем более подробным будет контракт, тем меньше желания возникнет его нарушить.

Чтобы защитить свой бизнес от непорядочных конкурентов, следует изучить Закон «О защите конкуренции». В случае неправомерных действий с их стороны вы сможете обратиться в суд. Среди персонала желательно ввести режим коммерческой тайны для всех сотрудников.

Индивидуальным предпринимателям приходится защищать свои права и от клиентов. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, следует внимательно ознакомиться с Законом «О защите прав потребителей». Помните, что клиент всегда прав, но только когда это действительно так.

Многие покупатели пытаются угрожать предпринимателю обращением в Роспотребнадзор, например. Вы должны четко понимать, что закон позволяет защищать интересы как покупателя, так и продавца. Если вы оказываете услуги, являетесь поставщиком, подкрепляйте все документально, прописывайте как можно больше деталей.

Советы по защите прав индивидуального предпринимателя

Чтобы защитить себя и свой бизнес от вышеописанных ситуаций, вы можете воспользоваться правом досудебной защиты, это предупредительная мера. В очевидных ситуациях обращайтесь смело в суд, предварительно проконсультировавшись с юристом о порядке обращения и законодательных актах, которые будут применены к вашей ситуации.

Составляйте договоры правильно, прописывайте риски и материальную ответственность даже с собственными сотрудниками.

Создайте режим коммерческой тайны, позаботьтесь об информационной безопасности, наймите охрану и установите сигнализацию с видеокамерами для предотвращения спорных ситуаций. Документы обязательно нужно заверять у нотариуса, не игнорируйте этот шаг.

В конфликтных ситуациях старайтесь урегулировать проблему в досудебном порядке, с соблюдением всех норм. При необходимости возможно привлечение третьей стороны в качестве медиатора. Это помогает снизить градус напряженности и выработать подходящее для двух сторон решение. Не экономьте на охране, качественный персонал поможет избежать множества неприятных ситуаций.

Защищать свои права индивидуальный предприниматель может в суде. Порядок обращения и список необходимых документов можно найти на сайте того суда, в который вы обращаетесь, либо можно воспользоваться услугами юриста, который подготовит все необходимое.

В силу специфики предпринимательской деятельности желательно все-таки работать с профессионалом, чтобы быстро и успешно пройти судебные процессы, не затрачивая на это свое время и силы.

Защита прав индивидуального предпринимателя

Источники угрозы и способы предупреждения опасности Каждый индивидуальный предприниматель в ходе своей деятельности вступает в множество различных правовых отношений – будь то отношения с работниками, арендаторами, поставщиками или партнерами по бизнесу. Поэтому знать и уметь применять информацию по защите прав индивидуальных предпринимателей – одна из наиважнейших задач для каждого начинающего бизнесмена.

Права индивидуального предпринимателя – это многосоставное понятие, которое не ограничивается только защитой имущественных прав, но включает в себя также и неимущественные права (например, авторское право) и организационные права (например, право на регистрацию ИП, право на получение выписки из ЕГРИП и так далее). Сложность правовых взаимоотношений ИП заключается еще и в том, что права гражданина как ИП иногда достаточно сложно отделить от его прав как физического лица, поэтому каждая спорная ситуация по защите прав предпринимателя должна рассматриваться с учетом этой особенности.

К сожалению, единого законодательного акта, регулирующего защиту прав индивидуальных предпринимателей не существует, хотя сами предприниматели уже неоднократно обращались с инициативой по созданию Закона о защите прав предпринимателей, который объединил бы в себе все действующие нормы, касающиеся деятельности ИП.

Потенциальные угрозы для прав ИП

Угрозу для прав ИП могут представлять достаточно невинные, на первый взгляд, ситуации, поэтому давайте определимся — откуда такие угрозы могут исходить:

  • самую серьезную защиту индивидуальный предприниматель должен применить для противодействия преступным намерениям потенциальных злоумышленников — именно они могут нанести самый серьезный ущерб бизнесу. Чтобы защититься от них ИП руководствуются законодательными актами и самостоятельно применяют дополнительные меры защиты – устанавливают сигнализации, заключают договора с охранными фирмами и так далее.

    В связи с активным применением компьютерной техники во всех сферах жизни, в том числе и в коммерческой сфере, особое внимание нужно уделить компьютерной безопасности. Для этого нужно использовать сертифицированное программное обеспечение, устанавливать и должным образом настраивать антивирусные программы, производит регулярное резервное копирование важных данных.

  • нарушить права предпринимателя могут органы муниципальной или государственной власти, контролирующие и регистрирующие организации. К сожалению, иногда те, кто должен нас защищать и помогать нам, используют свое положение в своих интересах или халатно относятся к исполнению своих обязанностей. Поэтому всем предпринимателям необходимо иметь четкое представление об основах законодательства, регламентирующего взаимодействие таких органов и ИП, сроках и порядке подачи документов и осуществления регистрационных и контролирующих действий.

    Для того, чтобы предотвратить возможные правонарушения со стороны контролирующих и надзорных организаций, действующим законодательством предусмотрено обязательное уведомление ИП о предстоящей проверке, а также запрет на проведение таких проверок в течение 3 лет с даты регистрации ИП.

  • защищать права индивидуально предпринимателя необходимо и от нанимаемых им работников – ведь всегда есть риск стать жертвой недобросовестного отношения к труду или нарушения трудовой дисциплины. Трудовые взаимоотношения регламентируются трудовым кодексом РФ, а в качестве дополнительных мер защиты ИП может самостоятельно проводить тщательный отбор кандидатов, осуществлять проверку предоставленных документов об образовании и полученной квалификации. Дополнительной мерой защиты прав ИП может стать включение пункта о материальной ответственности работника в трудовой договор с ним.
  • от недобросовестных контрагентов ИП, которые могут нарушать договорные обязательства. Подобные взаимоотношения регламентируются гражданским кодексом. В качестве предупредительных мер защиты от таких контрагентов, предприниматель при составлении договора с ними может подробно перечислить все варианты ответственности сторон при нарушении договорных обязательств, а также перед подписанием договора с новым контрагентом проверить достоверность его регистрации и наличие положительной характеристики от других партнеров.
  • конкуренты также могут представлять потенциальную угрозу для бизнеса. Чтобы защититься от возможных нарушений с их стороны, ИП обязательно должен владеть основами действующего антимонопольного законодательства, закона о защите конкуренции. Дополнительной мерой защиты от потенциальной угрозы со стороны недобросовестных конкурентов может стать внедрение режима коммерческой тайны для всех работников предпринимателя.
  • потенциальную угрозу могут представлять и клиенты. Чтобы такой угрозы избежать ИП должен знать и соблюдать закон о защите прав потребителей, а в дополнение к этому можно использовать, например, обязательное документирование всех взаимных обязательств с клиентами и даже установку системы видеонаблюдения для разрешения спорных ситуаций.

Способы защиты прав индивидуального предпринимателя

С целью защиты прав индивидуальных предпринимателей могут применяться как меры предупредительного характера (досудебная защита), так и обращение за защитой в судебные инстанции.

Предупредительные (досудебные) меры защиты

  • грамотное составление договоров с ИП, в том числе с использованием условий по материальной ответственности сотрудников ;
  • регламентирование внутренней деятельности в бизнесе ИП – составление внутренних положений по обеспечению безопасности, соблюдению коммерческой тайны;
  • обязательное нотариальное свидетельствование документов;
  • осуществление переговоров между конфликтующими сторонами;
  • составление протоколов разногласий;
  • привлечение надзорных органов путем составления и подачи жалоб на неправомерные действия в отношении ИП;
  • процедура медиации или привлечение третьей, независимой, стороны для совместной выработки способов разрешения конфликта;
  • найм охранников и использование услуг охранных фирм;

Судебная защита

Для защиты своих прав индивидуальный предприниматель может обратиться с иском в суд, в том числе и в арбитражный суд или созданные при объединении предпринимателей третейский суд. Кроме того, вне зависимости от того, в каком качестве ИП участвует в судебном процессе (ответчика или истца), он может защищать свои права не только самостоятельно, но и с привлечением адвоката.

Памятка по защите прав индивидуального предпринимателя

Итак, чтобы построить эффективную защиту своих прав, индивидуальный предприниматель должен:

  1. Ознакомиться со всеми действующими законодательными нормами, регламентирующими его деятельность. В первую очередь – это трудовой кодекс, налоговый кодекс, гражданский кодекс.
  2. Соблюдать действующее законодательство.
  3. Надлежащим образом составлять договоры с работниками и партнерами по бизнесу и контрагентами. Тщательно прорабатывать разделы об ответственности за нарушение требований договора.
  4. Не пренебрегать предупредительными мерами по защите своих прав – организовать компьютерную безопасность, использовать охранную сигнализацию и услуги охранных фирм, вести видеозапись, поддерживать в порядке текущую документацию. При нарушении прав не затягивать с составлением жалоб в надзорные органы, привлекать независимых посредников для разрешения конфликта.
  5. Если предупредительные меры не помогли – обращаться в суд и отстаивать свои права!

Таким образом, защита прав индивидуальных предпринимателей – это достаточно сложная область регулирования их взаимоотношений на всех этапах ведения бизнеса. Интересы по защите таких прав лежат исключительно на самом ИП, который хотя и опирается на действующие законы, должен соответствующим образом сам подготовиться к защите своих прав, изучить законодательную базу и предпринять все возможные предупредительные меры по исключению ситуаций их нарушения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *