Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование в России

В России с 2012 года действует новое законодательство по трансфертному ценообразованию. Оно регулируется Разделом V.1. Налогового кодекса РФ. Новым разделом законодательства вводятся нормы, схожие с руководством ОЭСР по трансфертному ценообразованию (OECD Transfer Pricing guidelines 2010). Следует отметить, что Россия не является членом ОЭСР, но при этом находится в наблюдательном совете, соответственно нормы ОЭСР не распространяются на российскую практику, а применяются исключительно в тех моментах, где нет российского регулирования. До 2012 года регулирование производилось статьёй 40 Налогового кодекса РФ («Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения») и статьей 20 Налогового кодекса РФ . Все сделки между взаимозависимыми лицами являются контролируемыми на предмет регулирования трансфертных цен. В этих случаях российские налоговые органы имеют право сравнивать применённые налогоплательщиками цены с рыночными и доначислять налоги, в случае выявления отклонений от рыночных цен.

Российские правила трансфертного ценообразования применяются к сделкам между взаимозависимыми лицами.

При этом контролируемыми признаются следующие сделки:

— любые внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами с оборотом более 1 млрд рублей в год (3 и 2 млрд рублей — в отношении 2012 и 2013 года соответственно);

— любые сделки с иностранными взаимозависимыми лицами (вне зависимости от оборота по таким сделкам);

— сделки с оборотом более 60 млн рублей в год, одной из сторон в которых является плательщик НДПИ/резидент особой экономической зоны/ налогоплательщик, освобожденный от уплаты налога на прибыль;

— сделки с оборотом более 100 млн рублей в год, одной из сторон которых является налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим (УСН, ЕНВД и др.).

В отношении контролируемых сделок необходима подготовка отчётности по трансфертному ценообразованию, а также подача уведомлений в налоговые органы.

Законодательство предусматривает сложный механизм подтверждения налогоплательщиком рыночного характера ценообразования в контролируемых сделках. В частности, предлагается иерархия из 5 методов трансфертного ценообразования и

Примечания

Целью трансфертного ценообразования является  
Трансфертные цены — это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия, фирмы, а также разных фирм, но входящих в одну ассоциацию. Трансфертные цены являются разновидностью оптовой цены. Цель трансфертного ценообразования — влиять на показатели работы каждого подразделения, занятого изготовлением продукции, способствовать увеличению прибыли подразделений фирмы, что должно в целом вести к увеличению прибыли фирмы.  

Цели трансфертного ценообразования  
Одной из самых важных целей трансфертного ценообразования является максимальное снижение налогов. Если удается установить трансфертные цены таким образом, чтобы получать доходы в странах не с высоким налогом на прибыль, а с низким, экономические преимущества очевидны и ощущаются немедленно. Допустим, продукция производится в стране с благоприятным налоговым законодательством. Следовательно, высокая трансфертная цена приведет к возрастанию прибыли от продаж, поскольку продукция облагается налогом по выгодной ставке.  
В целом введение единого налога на добычу полезных ископаемых является положительным фактором в связи с простотой его исчисления, уменьшения возможности трансфертного ценообразования.  
Интересно, что некоторые западные фирмы Б целях стимулирования деятельности своих подразделений создают искусственные центры прибыли — сегменты, которые продают большую часть своих товаров и услуг другим структурным подразделениям внутри компании. Цена, по которой центры рассчитываются между собой, называется трансфертной иеной. В этом случае трансфертные цены выполняют внутри компании функции рыночных цен. Плата за услуги между центрами ответственности взимается в соответствии с заранее определенным механизмом. Так, существуют примеры зарубежных компаний, финансовые отделы которых взимают плату за ведение учета дебиторской задолженности центров прибыли на основе суммы обработанных счетов и количества учтенных дебиторов. В рассмотренном примере трансфертные цены не могут изменить доход компании, они являются лишь инструментами управленческого контроля. Подробнее о трансфертном ценообразовании речь пойдет в разделе V.  
При определении доходов сегмента учитываются его активы и обязательства, расходы и поступления, непосредственно относимые на сегмент, а также те статьи, которые могут быть обоснованно отнесены на него. В этой связи МСФО № 14 вводится понятие учетная политика сегмента — учетная политика, утвержденная для целей составления сегментарной отчетности и включающая в себя такие вопросы, как определение сегментов, применяемые методы ценообразования межсегментных передач (трансфертного ценообразования), определение баз для распределения доходов и расходов на сегменты и т.д.  
Существует и третий недостаток этого метода. Известно, что система трансфертного ценообразования эффективна лишь в том случае, когда цели менеджеров различных уровней совпадают с задачами фирмы в целом. Однако с позиций организации приобретение изделия подразделением внутри предприятия по трансфертной цене, рассчитанной на основе полной себестоимости, выгоднее, чем по рыночной цене. С точки зрения получающего центра ответственности использование рыночной цены в качестве трансфертной дает большую прибыль, чем цены, определенной на базе полных затрат.  

Задача администрации ЗАО Родник состоит в том, чтобы выбрать оптимальный вариант трансфертного ценообразования, выгодный всем структурным подразделениям. Затем, введя гибкую систему начисления заработной платы, при которой менеджеры как головного предприятия, так и филиалов будут получать надбавку (установленную в процентах к размеру заработанной их структурными подразделениями прибыли), администрации удастся сопрячь интересы каждого конкретного менеджера с интересами фирмы в целом. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого метода установления ТЦ.  
Методы трансфертного ценообразования. Существуют три основных метода определения внутренних цен (а) на рыночной основе, (б) на базе затрат, (в) договорные. В идеале трансфертная цена должна позволять менеджеру подразделения принять решение, оптимальное для организации в целом. Два специфичных критерия позволяют остановиться на правильном выборе метода обеспечение соответствия целей и удовлетворение при ее достижении.  
Система трансфертного ценообразования должна быть оценена по степени удовлетворения (а) соответствия целей, (б) автономии подразделений. Приближение внутренней цены к рыночной стимулирует менеджеров к принятию более оптимальных решений более того, оценка исполнения соответствует концепции децентрализации. Однако там, где существует взаимозависимость между подразделениями, где рынок полуфабрикатов недостаточно конкурентен, использование рыночной цены в качестве трансфертной не всегда оправдано. В этом случае некоторая централизация контроля желательна для предотвращения дисфункциональных решений. Кроме того, при выборе схемы трансфертного ценообразования должны быть тщательно обсуждены преимущества и недостатки различных вариантов, связанных с углублением децентрализации.  
Состав затрат и доля прибыли в трансфертной цене могут быть определены высшим руководством в целях снижения вероятных разногласий. Из-за потенциальных возможностей разногласий в рыночном и затратном трансфертном ценообразовании цены устанавливаются скорее путем переговоров между покупателем и продавцом, чем ссылкой на внешние цены, или применением формулы себестоимости. Более того, временами продавец пытается отойти от обычной политики своего предприятия по отношению к Трансфертному ценообразованию. Например, продающий центр отцветет-  
В России существовало несколько оффшорных зон, в которых на законных основаниях действовала пониженная ставка налога на прибыль (6-7,5 %, т. е. федеральная часть ставки налога на прибыль). ВИНК использовали эти внутрироссийских оффшорные зоны (Калмыкия, Бурятия и т. п.), применяя трансфертное ценообразование, с целью снижения платежей по налогу на прибыль. С1 января 2004 года такие оффшорные зоны перестали действовать.  
Во втором разделе наибольший интерес представляет последняя глава, поскольку с проблемой трансфертного ценообразования в ближайшие годы столкнутся многие наши фирмы и предприятия. В разделе имеются и другие интересные материалы, несущие элемент новизны для нашего читателя, однако в силу ряда обстоятельств не рассматриваемые в развернутом виде. В частности, это относится к такому важному понятию как конгруэнтность целей (см. гл. 8), позволяющему обеспечить согласованность экономической политики самостоятельных подразделений компании. Не имея возможности подробно изложить теоретические аспекты этого вопроса, отметим только, что конгруэнтность целей достигается не административными, а прежде всего экономическими.методами. Поясним это.  
По сравнению с корпорацией, ведущей операции только на внутреннем рынке, МНК в своей деятельности приходится сталкиваться с рядом дополнительных трудностей. В этой главе мы рассмотрим две из них трансфертное ценообразование на международной арене и международные аспекты налоговой политики. Эти стороны деятельности МНК взаимосвязаны. Мы покажем в дальнейшем, какие цели ставит перед собой корпорация, разрабатывая систему трансфертных цен, какое влияние оказывают эти цены на обязательства и расходы по налогообложению.  
Общеизвестно, что система трансфертного ценообразования предназначена для выполнения ряда функций. Наиболее общий характер из них имеют а) обмен информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений по повышению прибыльности самостоятельных структурных подразделений корпорации б) формирование сведений, с помощью которых можно оценивать доходы каждой структурной единицы, целесообразность и эффективность ее работы в) повышение конгруэнтности стратегических и локальных корпоративных целей и задач.  
Дилемма о размере внутрифирменных цен существует всегда. Специалисты по трансфертному ценообразованию пытаются создавать такие системы, которые бы не поощряли принятие локальными руководителями подобных необоснованных решений. Идеальным является вариант, когда все управляющие действуют не с позиции своих структурных подразделений, а исходя из стратегических задач корпорации в целом. Именно такой подход в управлении находит отражение и стимулируется в системах оценки эффективности работы управленческого персонала.  
Минимизация общей величины налогов на прибыль. Система трансфертного ценообразования может эффективно использоваться для перераспределения части доходов, подлежащих налогообложению, между дочерними компаниями, функционирующими в странах с разными уровнями налоговых ставок. Целью этого является минимизация общей суммы налогов, уплачиваемых корпорацией в целом. Однако если есть определенная несогласованность  
Проведенные исследования выявили значительное влияние национальных традиций на выбор системы трансфертного ценообразования. МНК, штаб-квартиры которых размещены в Канаде, Италии, Скандинавских странах, предпочитают ориентацию на рыночные цены, в то время как американские, британские, французские и японские корпорации ориентируются на себестоимость продукции. В целом неамериканским фирмам присуща меньшая сложность системы трансфертного ценообразования и большая их ориентация на рыночные отношения.  
Мы рассмотрели лишь некоторые аспекты трансфертного ценообразования и налогообложения в МНК- Цели, которые ставятся в процессе разработки внутрифирменных цен, могут быть осознаны лишь при условии их увязки с соответствующими законами по налогообложению. Понимание этих целей имеет определяющее значение для разработки соответствующих систем управленческого контроля, оценки и анализа финансово-хозяйственной деятельности корпорации. Комплексность и взаимоувязка в решении рассмотренных вопросов необходимы для оптимизации процесса достижения стратегических целей МНК.  

Искажение финансовых результатов происходит из-за неполного их декларирования, а также в результате использования многочисленных схем, цель которых переместить прибыль организации в взаимозависимые организации. Для перемещения прибыли используется механизм трансфертного ценообразования (целенаправленное завышение или занижение цен между взаимозависимыми организациями), с помощью которого прибыли (или убытки) организации оказываются в организациях, непосредственно не участвующих в их формировании и зачастую имеющие льготный режим налогообложения. Необходимо отметить, что для российских организаций, бухгалтерская отчетность которых предназначена в основном для налоговых органов, характерно занижение прибыли и активов, в то время как в отчетности западных компаний, предназначенной в основном для инвесторов, наоборот, иногда завышаются прибыль и активы. В обоих случаях используются аналогичные схемы перемещения прибылей (убытков), эти схемы можно классифицировать по видам организаций, в которых концентрируются прибыли (убытки) организации.  
Третья проблема относится к трактовке трансфертного ценообразования. Конечный продукт одного сегмента может выступать сырьем для другого, и если передача осуществляется по ценам, превышающим себестоимость, то прибыль появляется уже в момент передачи, т.е. раньше, чем конечный продукт будет продан покупателю за пределами фирмы. Профессор Давид Соломон предложил элиминировать затраты, возникающие между сегментами . С позиций целей прогнозирования такое решение представляется наилучшим, поскольку прогноз поступления денежных средств от покупателей более важен для инвесторов, чем сумма продукции, переданная от одного сегмента другому. Однако при этом не достигается сопоставимость отчетных данных, потому что в одних случаях полуфабрикат может выступать конечной продукцией фирмы, тогда как в других — выпуск полуфабриката не будет отражаться до продажи конечной продукции, частью которой является.  
Стратегический анализ может преследовать различные цели. Из всего их разнообразия рассмотрим две — оценку эффективности будущих инвестиций и эффективности проведения реорганизации предприятия, сопровождающейся введением трансфертного ценообразования.  
Начало истории трансфертного ценообразования связано с 50-60-ми годами прошлого столетия, когда в промышленности в связи с процессами концентрации производства стали формироваться крупные монопольные транснациональные корпорации. Концентрация производства сопровождалась развитием его специализации, предполагавшей передачу продукции, изготовленной на одном предприятии корпорации, другому пред приятию той же корпорации. Встал вопрос о методах оценки этой, продукции и о принципах формирования цены передачи, названной впоследствии трансфертной ценой (ТЦ). С учетом указанных обстоятельств трансфертные цены определяют иногда как цены, …применяемые корпорациями в сделках между их подразделениями, филиалами или подконтрольными фирмами. Возникли как счетные единицы для измерения потоков товаров, услуг, технологии, финансов в целях учета и оценки деятельности подразделений корпорации. Используются в настоящее время как на территории одной страны, так и нескольких 1.  
Третья группа проблем связана с инфорсментом как налогового законодательства, так и законодательства в целом. Несовершенство системы принуждения к исполнению законов порождает масштабное уклонение от уплаты налогов. При необходимости обеспечить определенный уровень доходов это может приводить при разработке налоговых законов не только к акценту на такие налоги, при уплате которых уклонение затруднено, но и к установлению некоторых ограничений в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, причем эти ограничения могут влиять на ал-локационную эффективность налогового законодательства. Например, опасение уклонений посредством завышения расходов или сокрытия части доходов в России вызвало такую меру, как ограничения принятия к вычету убытков прошлых лет долей прибыли текущего периода (50 % в совокупности с льготами до реформы налогообложения прибыли и 30 % с 2002 г.). До реформы налогообложения прибыли организаций (до 2002 г.) серьезно ограничивались также и вычет некоторых расходов и суммирование прибылей и убытков от разных видов деятельности. В России в 1990-е гг. заметную роль играли также налоги, базой которых служила выручка от реализации. При налогообложении физических лиц вычеты из базы налогообложения также серьезно ограничены в сравнении с практикой развитых стран. Практическая невозможность корректного налогообложения при использовании предприятиями трансфертного ценообразования привела к применявшемуся до реформы 2001 г. фактическому запрету на реализацию  
Существует риск формального применения правил трансфертного ценообразования для целей налогообложения  
Налогообложение зачастую усугубляет проблему трансфертных цев Одна из выгод принадлежности К корпорации (а значит, и наличия корпо ративного центра) заключается в возможности наладить систему трансфертного ценообразования таким образом, чтобы прибыль удерживалась за подразделениями, подпадающими под юрисдикцию территорий с облегченным налоговым бременем. В результате может сложиться ситуация когда wm набор трансфертных цен (искусственных) используется для целей налогообложения, а другой набор цен (диктуемых рынком) — для определения денежных потоков бизнес-единиц (хотя налоговые органы могут запретить подобную практику). Эта тема обстоятельно разбирается в главе 17, посвященной стоимостной оценке зарубежных подразделений,  
Непроцентная налоговая защита (возникающая благодаря системе трансфертных цен или тому факту, что убытки одного подразделения могут служить прикрытием для прибылей другого), зависит от возможностей ее реализации. Стало быть, эту часть денежного потока следует определять как оэя даемыи денежный поток непроцентной налоговой защиты. Подходящая ставка дисконтирования для налоговой за щиты, обусловленной трансфертным ценообразованием, диктуется деловым риском компании. Финансовый рычаг не имеет к этому отношения, так как система трансфертных цен затрагивает расходы до вычета процентов. По этой причине ожидаемую налоговую защиту, создаваемую трансфертным ценообразованием, еле дует дисконтировать по свободным от долговой нагрузки затратам на собственный капитал компании в целом. Налоговая защита, связанная с возможностью покрывать прибыли одного подразделения убытками другого, относится только к прибыли после вычета процентов, поэтому ее следует дисконтировать по затратам на собственный капитал с долговой нагрузкой,  

Налогообложение усложняет проблему трансфертных цен. Одна из выгод принадлежности к корпорации (наличие головного офиса) заключается в возможности так наладить трансфертное ценообразование, чтобы прибыль удерживалась за теми подразделениями, которые позволяют облегчить налоговое бремя. Иногда один набор трансфертных цен используют для целей налогообложения, другой — для определения денежных потоков деловых единиц.  
Для центров доходов наиболее эффективными оказываются трансфертные цены, формируемые на базе рыночных. Главный довод в пользу рыночных цен заключается в том, что они позволяют максимально достоверно оценить эффективность работы подразделений и не искажают влияния внешнеэкономических тенденций. Рыночная цена для целей внутрикорпоративного ценообразования представляет собой разность между внешней рыночной ценой и внутренней экономией по затратам за счет использования внутрифирменных каналов, в том числе по затратам на рекламу, комиссионным, расходам по доставке, затратам на внутрифирменный кредит и др. При поставках внутри компании также должны применяться скидки (надбавки) с учетом размеров поставки, сроков и способов платежа.  
Например, что касается оценки затрат, себестоимости и, соответственно, результатов, то, по мнению г-жи Николаевой, это центральное звено управленческого учета и актуальнейшая проблема для российских предприятий Нужно калькулировать себестоимость по видам деятельности, по видам продукции, по рынкам сбыта, по регионам, по покупателям. Для западного управленческого учета характерен такой принцип разная себестоимость для разных целей. А у нас- одна себестоимость на все случаи жизни . Вопрос трансфертного ценообразования должна решать любая дивизиональная структура (подробно эти сюжеты будут рассмотрены в следующей главе).  
Система внутрифирменного управления и экономический механизм этой системы используют механизм внутрифирменного ценообразования и конкретной политики установления трансфертных цен с целью формирования расчетной прибыли отделений, являющейся активным показателем эффективности внутрифирменных отношений в процессе управления, а также эффективности работы отделений и предприятия в целом.  
Проблемы оценки, контроля и распределения косвенных расходов между отдельными заказами, видами продукции, процессами связаны как с проблемами трансфертного (внутрифирменного) ценообразования, так и с установлением цены заказа в целом.  
Сегодня стала актуальной задача восстановления системы планирования, но не на старой базе техпромфинплана (хотя ряд предприятий пошел по этому пути, не имея ничего взамен), а на новой основе бизнес-планирования. Системы в рамках управленческого учета, т.е. поставки необходимой информации для менеджеров, предусматривают разработку прогнозов производства на базе данных маркетинга, разработку ежеквартальных бюджетов — планов (как в разрезе подразделений, так и в целом по фирме), управление и мониторинг производственных издержек и нормативов потребления, формирование широкой базы данных ценообразования с оценкой различных коэффициентов, учитывающих цену взаимозачетов, различных предметов бартера, векселей и других суррогатов, расчеты трансфертных цен для подразделений (договорных, рыночных и нормативных затратных), разработку портфеля инвестиционных проектов, бизнес-планов и т.д.  
ТРАНСФЕРТНАЯ ЦЕНА (англ. Transfer Pri e) — термин налогового законодательства ряда государств и международного налогового планирования, означающий цену, используемую в сделках между взаимозависимыми лицами или при поставках товаров, услуг или интеллектуальной собственности между подразделениями (филиалами) какой-либо компании (предприятия, организации). Применение трансфертных цен в целях минимизации налоговых обязательств получило название трансфертного ценообразования. Налоговые власти вправе производить перерасчет сумм налогов или применять условные методы исчисления налога при установлении факта существенного отклонения таких цен от уровня рыночных цен в соответствии с установленными в законодательстве мерами против избежания налогов и при соблюдении соответствующих процедур.  
Инвестиционным анализом, содержание и методика проведения которого были изложены в подглаве 4.1 работы, стратегический анализ не ограничивается. Его прерогативой может стать оценка экономических последствий проведения реструктуризации бизнеса. Речь идет о формировании такой организационной структуры предприятия, которая позволит гармонизировать финансовые интересы всех сегментов бизнеса и, в конечном итоге, повысить эффективность предпринимательской деятельности в целом. Эти мероприятия могут сопровождаться введением трансфертного ценообразования — внутренних расчетных цен между сегментами одной организации.  
Налоговый кодекс РФ уполномочивает налоговые органы контролировать практику ценообразования взаимозависимыми лицами в целях обложения налогом на прибыль. Если налоговыми органами установлено, что цена сделки отклоняется более чем на 20% от рыночной цены , соответственно корректируются суммы налогов и начисляются пени, подлежащие уплате сторонами этой сделки. Это правило может отразиться на сделках между Покупателем и Оригинатором, которые могут признаваться взаимозависимыми лицами в соответствии с налоговым законодательством РФ более того, можно предположить, что передача активов Покупателю/Эмитенту в размере большем, чем объем привлекаемых средств под такие активы (для повышения качества обеспечения в структурах секъюритизации), однозначно будет приводить к применению правил трансфертного ценообразования.  
Метод определения трансфертных цен на основе управляемых (переменных) затрат обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с методом полных затрат, поскольку прежде всего способствует лучшему распределению ресурсов в краткосрочном плане и позволяет определить нижнюю границу цены. Подобная методика соответствует методике нормативных цен в случае полной загрузки производственных мощностей подразделения поставщика. Постоянные издержки при этом могут переноситься единым блоком на потребителя продукции, что позволяет избежать проблемы пересчетов. Применение переменных издержек также способствует оптимизации производственной программы для компании в целом. Однако при действующей системе налогообложения трансфертные цены не могут быть ниже себестоимости и выше рыночной цены продукции, что во многом ограничивает возможности использования метбди-ки трансфертного ценообразования на базе регулируемых (переменных) издержек.  

В настоящее время в зарубежных странах разработаны достаточно эффективные методы регулирования процессов внутрифирменного ценообразования для предотвращения возможных потерь бюджета. В ряде западных стран в антитрестовском (Япония, ФРГ, Великобритания, Канада и др.) или налоговом (США) законодательстве содержатся положения, запрещающие использование ТНК трансфертных цен в целях перемещения доходов во внутрифирменных расчетах и предоставляющие налоговым органам право корректировать размер налогообла-  

Трансфертное ценообразование — это установление трансфертных цен, которые отличаются от рыночных цен, для сделок между взаимозависимыми лицами, как правило, входящими в один холдинг (группу компаний).

Таким образом, под трансфертной ценой принято понимать цену, устанавливаемую в хозяйственных операциях между различными участниками единой группы компаний.

Установление цен между такими компаниями называется трансфертным ценообразованием.

Налоговый контроль

Центральный аппарат ФНС России, а именно Управление трансфертного ценообразования, осуществляет налоговый контроль следующих трех групп сделок:

1) сделок между взаимозависимыми лицами, сумма по которым превышает установленный размер:

а) любых сделок в совокупности, превышающих 1 млрд руб. в год;

б) одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

в) одна сторона сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), другая сторона — лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы, если сумма сделок превышает 100 млн руб.;

г) одна из сторон сделки либо освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль, либо является участником проекта «Сколково» и применяет налоговую ставку 0%, другая сторона не освобождена от этих обязанностей и не применяет налоговую ставку 0%, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

д) одна сторона сделки является резидентом (участником) особой (свободной) экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте РФ), другая сторона не является резидентом таких зон, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

е) одна сторона сделки осуществляет деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, и исчисляет налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ, другая сторона не применяет положения ст. 275.2 НК РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.;

ж) одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим ставку по налогу на прибыль в федеральный бюджет 0% и (или) пониженную ставку в бюджет субъекта РФ, если сумма сделок превышает 60 млн руб.

2) сделок, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами:

а) сделок между взаимозависимыми лицами, проводимых с участием независимых лиц в качестве промежуточного звена;

б) сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (нефтью, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями), если сумма сделок с одним лицом превышает 60 млн руб.;

в) офшорных сделок.

3) сделок, признанных судом контролируемыми.

2. Признание сделок контролируемыми (помимо формального попадания сделки в вышеназванный перечень) осуществляется при выполнении положения п. 11 ст. 105.14 НК РФ, согласно которому «признание сделок контролируемыми производится с учетом положений пункта 13 статьи 105.3 настоящего Кодекса».

В соответствии с п. 13 ст. 105.3 НК РФ правила, предусмотренные настоящим разделом, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по следующим налогам:

1) по налогу на прибыль организаций;

2) по НДФЛ, уплачиваемому предпринимателями, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися частной практикой, — по суммам доходов, полученных от такой деятельности;

3) по НДПИ (в случае, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком указанного налога и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для налогоплательщика объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах);

4) по НДС (в случае, если одной из сторон сделки является организация (индивидуальный предприниматель), не являющаяся (не являющийся) налогоплательщиком налога на добавленную стоимость или освобожденная (освобожденный) от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС).

Если в результате трансфертного ценообразования окажутся заниженными НДС, налогна прибыль, НДПИ или НДФЛ, то налоговый орган доначислит налоги с пенями и штрафами.

Методы, регулирующие процесс трансфертного ценообразования

В гл. 14.3 НК РФ рассмотрены общие положения, касающиеся методов определения рыночных цен, порядок расчета интервала рентабельности, описаны способы и условия применения всех методов.

В частности, НК РФ установлены методы ТЦО в целях налогообложения, которые должны быть использованы ФНС России и ее территориальными органами при налоговом контроле в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами:

1) метод сопоставимых рыночных цен;

2) метод цены последующей реализации;

3) затратный метод;

4) метод сопоставимой рентабельности;

5) метод распределения прибыли;

6) метода цены независимой оценки.

Данный перечень является исчерпывающим, однако приоритет отдан методу сопоставимых рыночных цен.

Применение данного метода обязательно: для определения соответствия цены, примененной в контролируемой сделке, если на соответствующем рынке существует хотя бы одна сопоставимая сделка, предметом которой являются идентичные либо однородные товары (работы, услуги); при наличии достаточной информации о контролируемой сделке.

Однако допускается, что, если применение метода сопоставимых рыночных цен невозможно либо оно не позволяет обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цен, примененных в сделках, рыночным ценам, для целей налогообложения применяются другие методы, например те, которые с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки дают возможность наиболее обоснованно судить о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночной цене.

Причем допустимо использование комбинации двух и более методов.

При этом в отношении остальных методов будет действовать принцип выбора «лучшего метода», т.е. такого, который с учетом фактических обстоятельств и условий сделки позволит сделать наиболее обоснованный вывод о соответствии примененной цены рыночной цене.

При выборе метода должны учитываться полнота и достоверность исходных данных, а также обоснованность корректировок, осуществляемых в целях обеспечения сопоставимости сделок с анализируемой сделкой.

Очередность применения методов определения цен

1) Приоритетные методы применяются в первую очередь вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа:

— метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным во всех случаях, за исключением сделок по покупке товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

— метод цены последующей реализации является приоритетным по сделкам покупки товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;

2) Если нельзя применить приоритетный метод, то применяется метод цены последующей продажи или затратный метод в зависимости от того, какой из этих методов с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам;

3) Если нельзя применить метод цены последующей продажи или затратный метод, то используется метод сопоставимой рентабельности;

4) Если нельзя применить метод цены последующей продажи, затратный метод или метод сопоставимой рентабельности, то используется метод распределения прибыли;

5) Если по разовой сделке нельзя применить вышеназванные методы, то используется метод цены независимой оценки.

Особенности подачи отчетности по трансфертному ценообразованию за 2017 год

Налогоплательщики, осуществлявшие в отчетном году контролируемые операции, в соответствии с п.п. 39.4.2 НКУ обязаны ежегодно представлять в ГФС Отчет о контролируемых операциях.

Подпунктом 39.4.1 этого пункта определено, что для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год.

С 01.01.2017 г. согласно изменениям, внесенным Законом Украины от 21.12.2016 г. № 1797 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине», срок представления Отчета о контролируемых операциях определен до 1 октября года, следующего за отчетным.

В соответствии с п. 3 раздела 1 Порядка составления Отчета о контролируемых операциях, утвержденного приказом Минфина от 18.01.2016 г. № 8 «Об утверждении формы и Порядка составления Отчета о контролируемых операциях» (далее — Порядок № 8), если последний день срока представления Отчета о контролируемых операциях приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается операционный (банковский) день, следующий за выходным или праздничным днем.

Учитывая, что последний день представления Отчета о контролируемых операциях за 2017 отчетный год (30.09.2018 г.) приходится на выходной день (воскресенье), налогоплательщики должны представить такой отчет не позднее 01.10.2018 г.

В Отчете о контролируемых операциях указывается информация о всех контролируемых операциях, осуществленных налогоплательщиком в отчетном периоде.

Отчет о контролируемых операциях в отличие от налоговой декларации представляется исключительно в электронной форме с помощью средств электронной связи с соблюдением закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи (п.п. 39.4.2 НКУ).

Порядок обмена электронными документами с контролирующими органами утвержден приказом Минфина от 06.06.2017 г. № 557 «Об утверждении Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами», согласно которому датой и временем принятия (регистрации) электронного документа контролирующим органом считаются дата и время, зафиксированные в первой квитанции.

Обращаем внимание, что с учетом особенностей электронного документооборота налогоплательщикам следует заранее позаботиться о своевременном представлении Отчета о контролируемых операциях с целью возможности в случае его непринятия по каким-либо техническим или форс-мажорным обстоятельствам принять меры для решения этого вопроса до завершения предельного срока представления Отчета о контролируемых операциях.

Форма Отчета о контролируемых операциях и порядок его составления остались неизменными, как и во время представления отчетности трансфертного ценообразования за 2016 г. (утверждена также приказом Минфина от 18.01.2016 г. № 8 «Об утверждении формы и Порядка составления Отчета о контролируемых операциях»).

Отчет состоит из заглавной, основной частей, приложения и информации к приложениям, которые являются его неотъемлемой частью и содержат информацию о лицах, являющихся сторонами контролируемых операций, и детализированные сведения о контролируемых операциях и заполняется отдельно по каждому лицу, принимающему участие в контролируемых операциях. Количество приложений к отчету должно соответствовать количеству контрагентов — сторон контролируемых операций, указанных в основной части отчета.

Для обеспечения эффективности обработки большого объема информации, которая может содержаться в приложении к отчету, в случае если количество строк в приложении превышает 20 тыс. записей, он разбивается на порции (в одной порции не более 20 тыс. записей). В служебном поле «номер порции» указывается номер порции приложения (от 01 до 99).

Информация о связанности заполняется по установленной форме, в которой обязательно указывается номер приложения, к которому она предоставляется, и дублируются данные о налогоплательщике и его контрагенте.

Следует отметить, что в случае опосредствованного владения корпоративными правами должна раскрываться вся цепочка лиц (с указанием их названия, страны регистрации и кода лица), через которых осуществляется такое опосредствованное владение.

С целью упрощения для плательщиков процедуры заполнения отчета Порядком № 8 предусмотрена возможность в случае использования плательщиком налогов для установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки» методов цены перепродажи, «расходы плюс», чистой прибыли, распределения прибыли, наведения в Отчете о контролируемых операциях обобщенной информации о совокупности таких контролируемых операций (п. 6 раздела І Порядка № 8). Как отмечается в разделе V этого Порядка, группирование контролируемых операций в их совокупность для отражения обобщенной информации в приложении разрешается относительно контролируемых операций, имеющих одинаковые условия поставок и другие показатели этих контролируемых операций, которые отражаются в графах 2 — 6, 9 11, 21, 22 раздела «Сведения о контролируемых операциях» приложения.

Вместе с тем в случае если особенности отдельных видов экономической деятельности допускают наличие договоров, предусматривающих периодические операции в течение отчетного года, то при неизменности условий поставок и других показателей, которые отражаются в графах 2 — 13, 16, 18, 19, 21, 23 раздела «Сведения о контролируемых операциях» приложения, данные о таких операциях указываются в одной строке суммарно (п. 19 раздела IV Порядка № 8).

Следовательно, суммарное отражение нескольких контролируемых операций в одной строке приложения (п. 19 раздела IV Порядка № 8) возможно при применении любого метода ТЦ, но только относительно контролируемых операций в пределах одного контракта с идентичными товарами, поставляемыми по неизменной цене.

Вместе с тем группирование контролируемых операций (п. 6 раздела І и раздела V Порядка № 8) предоставляет более широкие возможности относительно обобщения различных товаров (на уровне товарной позиции УКТ ВЭД), которые поставляются по разной цене и разным контрактам и при условии использования методов цены перепродажи, «расходы плюс», чистой прибыли.

Документация по трансфертному ценообразованию

Напоминаем, что всем компаниям, чьи сделки попадают под категорию контролируемых, необходимо до 20 мая 2019 года подать в налоговую инспекцию уведомления. Одновременно с этим уже начиная с 1 июня 2019, налоговые органы вправе затребовать у компаний документацию, подтверждающую уровень трансфертных цен, примененных ею в контролируемых сделках в 2018 году.

Требования к налогоплательщикам в области трансфертного ценообразования из года в год становятся все строже. Так, начиная с 2014 года все трансграничные сделки между взаимозависимыми лицами вне зависимости от их размера подпадают под правила трансфертного ценообразования. Это означает, что сейчас указанные правила затрагивают все международные компании, совершающие сделки со своими российскими дочерними предприятиями и прочими зависимыми компаниями в России. В частности, действие указанных правил распространяется на все сделки, связанные с предоставлением финансирования и кредитные договоры (за небольшими изъятиями), роялти и лицензионные договоры, договоры поставки и договоры оказания услуг между российскими компаниями и их иностранными взаимозависимыми лицами даже в том случае, если цена сделки равна нулю.

Относится ли ваша организация к международной группе компаний?

С 2018 года российские организации, которые входят в международные группы компаний, должны ежегодно предоставлять в налоговые органы дополнительную документацию — так называемую «трёхуровневую отчётность» по трансфертному ценообразованию.

Правила трансфертного ценообразования увеличили административную нагрузку на российские компании, осуществляющие сделки со своими иностранными взаимозависимыми компаниями. Так, согласно этим правилам, при совершении налогоплательщиками трансграничных сделок с взаимозависимыми лицами они обязаны вести так называемую документацию по трансфертному ценообразованию и предоставлять в налоговые органы отчётность в отношении указанных сделок (уведомление о контролируемой сделке). Детальный анализ контролируемых сделок и подготовка документации по трансфертному ценообразованию являются необходимыми условиями эффективной подготовки и сдачи уведомлений о контролируемых сделках в налоговые органы.

Учитывая установленные сроки сдачи уведомлений о контролируемых сделках, наши юристы рекомендуют уже сейчас приступать к их подготовке, а также проработать план разработки (если документация ранее не подготавливалась) или обновления документации по трансфертному ценообразованию по сделкам, совершённым в 2018 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *