Налогообложение коммерческих банков

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Протасова Д.С. 1 1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС) В данной статье ведется изучение вопросов об уплате налогов банками, отношений банков с налоговыми инстанциями, а также, механизма урегулирования работы банков. На сегодняшний день в экономике рыночной направленности, банковская система – это самый главный элемент сформированной структуры отношений экономического характера. Без банков, которые являются неотъемлемой составной частью экономики, ее просто не будет существовать. В налоговой системе РФ, коммерческие банки – это одни из наиболее крупных инвесторов в финансовый сектор экономики. В условиях нынешнего экономического кризиса, наблюдается снижение финансовой стабильности и доходности банков, что говорит о необходимости мониторинга экономических отношений, связанных с стабильностью не только коммерческого банка, но и самого государства. По этой причине, сегодня очень актуален вопрос о том, насколько важно и нужно провести оптимизацию уплаты налогов коммерческими банками. 1450 KB коммерческие банки механизм регулирования работы коммерческих банков экономика налоговая система 1. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9-16. 2. Киктенко А.Н., Ворожбит О.Ю. Интернет-банки в России: проблемы и перспективы // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2012. – № 1. – С. 127-133. 3. Корень А.В. Приоритетные направления развития механизма налогообложения электронной предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы современной науки. – 2009. – № 8. – С. 127-135. 4. Корень А.В. Электронное мытарство. Совершенствование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции // Российское предпринимательство. – 2007. – № 9-1. – С. 94-99. 5. Копылова Г.А., Конвисарова Е.В. Анализ услуг Сбербанка России по депозитным вкладам физических лиц // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2015. – № 2 (29). – С. 22-30. 6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. От 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» / – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/popular/nalog2/ 7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» От 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 05.04.2016) // Справочно-правовая система «Консультант плюс» / Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://www.consultant.ru/popular/bank/ 8. Banking Corporation Tax (BCT) – Электронные текстовые данные – Режим доступа. – URL:http://www.nyc.gov/html/dof/html/business/banking.shtml

В мире на сегодняшний день множество налоговых систем. Главная задача этой статьи – разобраться в особенностях системы уплаты налогов коммерческими банками в России и сопоставить её с системой налогообложения в других странах.

Теоретической и методологической базой данного исследования являются нормативные и законодательные акты, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации, статьи в экономических и финансовых изданиях России, электронные ресурсы с материалом по данной теме, учебные пособия, материалы и обязательно результаты проведенных исследований. Все это позволит увидеть самую обширную картину того, насколько эффективна система налогообложения коммерческих банков в России.

Рынок банковских услуг сегодня один из ключевых, в специализацию которого входят банки. Банк – это организация, осуществляющая кредитную деятельность, которая имеет аккредитацию на выполнение банковских операций: размещение денежных средств от собственного имени и за свой счет при условии возврата, срочности, платности, ведение и открытие банковских счетов физических и юридических лиц, привлечение валютных средств во вклады юридических и физических лиц .

Главное условие, которое необходимо выполнить, чтобы создать рыночное хозяйство – наладить функционирование банковской системы. На банки возложена весьма серьезная роль, при помощи них государство реализует стратегические и тактические цели инвестиционной, инновационной политики, проблемы регулирования доходов населения и внешнеэкономической деятельности.

Самое главное для исправной работы банковской системы – это развитие системы уплаты налогов организаций, которые занимаются кредитными операциями. Прочие организации, занимающиеся кредитными операциями в РФ и банки, сталкиваются с трудностями при налогообложении, во многом имеющие дело с неразрешенностью и противоречивостью некоторых аспектов закона о налогах.

Как правило, банк может выступать в 3 позициях, а именно:

– В качестве самостоятельного налогоплательщика;

– В качестве налогового агента;

– В качестве посредника между государством и налогоплательщиками.

Банк обязуется оплачивать несколько типов налогов местного, регионального и федерального масштаба. Все налоги, уплачиваемые коммерческими банками, указаны в ст. 19, 20, 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1. С вступлением в силу с 05.05.2016 г. изменений во II часть Налогового Кодекса, банки уплачивают налоги и сборы, предусмотренные ст. 13, 14, 15 части I Налогового Кодекса РФ.

Налоги федерального масштаба: НДС, НДФЛ и др., регионального масштаба: имущественный налог, транспортный налог и прочие, местные налоги: земельный налог. Рассмотрим коротко некоторые примеры налогов .

1. Налог на прибыль организации. Согласно налоговому законодательству РФ, этот тип налогообложения представляет собой реальную прибыль, которая остается в распоряжении банка после вычета текущих расходов.

2. Налог на добавленную стоимость. Стоит отметить, что по большей части банковские услуги не облагаются налогом по причине того, что отчасти банковские тарифы не базируются на себестоимости, зато на них прямым образом сказывается уровень рисков и конкуренции.

3. Налог на имущество организаций. Такая система налогообложения применима к банковскому имуществу, как движимому, так и недвижимому, находящемуся в собственности.

4. Земельный налог. Оплата данного налога имеет место быть только тогда, когда здание, в котором располагается офис банка, находится в личной собственности банка.

Банк, являясь плательщиком налогов, в обязательном порядке ведет налоговый учет доходов и расходов, путем занесения перечня сделок и операций в журнал аналитического учета, в строгом соответствии с правилами. Такой вид учета отражает каждую сделку, которую заключил или совершил банк. Сюда относятся: покупка и продажа драгоценных камней и металлов, долговые обещания, операции хозяйственного характера, и прочие банковские операции. В аналитическом учете отражается дата совершения операции, стоимость, количество, качество или же иные показатели, необходимые для данного учета .

Отличным примером, для проведения сравнительного анализа банков коммерческой деятельности РФ, служат банки США. Налоговая система Америки разительно отличается от налоговой системы, применяемой в России. К примеру, ставка для банка и для корпораций одинакова. В первую очередь учитывается не добавленная стоимость, не потребительские и даже не производственные налоги, а доход. Рассмотрим схему налогов, которыми облагаются корпорации и на основе полученной информации выявим особенности, которые присущи налоговой системе национального и коммерческого банка.

Система уплаты налогов корпорациями:

1. Определить уровень доходов;

2. От суммы общего дохода отнять доход, который не подлежит налогообложению;

3. Провести налоговые вычеты с целью определения налога на чистый доход по ставке налога.

Наиболее наглядно и четко видно систему налогообложения коммерческих банков на примере уплаты налогов банком ПАО «Росбанк». Росбанк является частью группы Societe Generale – лидирующего универсального европейского банка с более чем 150-летней историей, который на протяжении всего периода своей деятельности демонстрирует способность к росту, противостоянию внешним вызовам и успешной адаптации к изменениям. До недавнего времени, Росбанк являлся открытым акционерным обществом, с принятием нового закона об обществах, произошло переименование в публичное акционерное общество (ПАО).

Данный банк является одним из основных операторов рынка валют в Дальневосточном регионе. Банком производятся валютные операции на внутреннем и мировом валютном рынке. Общая сумма операций конверсии за 2015 год превышает отметку в 2050 миллионов долларов США, сюда же относятся операции по приобретению и реализации валют по клиентским заявкам на общую сумму в 2348 миллионов долларов США, стоит отметить, что данный показатель почти в 3 раза выше, чем в 2013 году .

Стоит подчеркнуть, что основные налоги, которые уплачивает банк это:

Налог на прибыль организации;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на имущество организации;

Прочие виды налогов.

Стоит отметить, что банк может уйти от обязанности по ведению раздельного учета НДС, уплаченного поставщикам, при приобретении товаров (работ, услуг), применяя п. 5 ст. 170 НК РФ. В таком случае банк включает в затраты, при исчислении налога на прибыль организаций принимаемые к вычету суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам). При этом, полученная ими по операциям вся сумма НДС, подлежащим налогообложению, подлежит уплате в бюджет.

Сроки уплаты налога и порядок исчисления:

– Квартал – налоговый период;

– Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого квартала.

– Рассчитывается как общая сумма налога, уменьшенная на сумму налоговых вычетов;

Налогообложение банков производится по налоговой ставке 18 %.

Налогообложение производится по расчетной ставке 18/118 в случаях, если коммерческий банк выступает в качестве налогового агента, при удержании налога.

Коммерческий банк, приобретая на территории Российской Федерации товары (услуги, работы) у иностранных партнеров, не состоящих в качестве налогоплательщиков на учете в налоговых органах, является налоговым агентом, который обязан исчислить, удержать у иностранной организации и перечислить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом, налоговую базу по НДС определяет банк, как сумму дохода зарубежной организации от реализации данных продуктов (услуг, работ).

Также, банк считается налоговым агентом, арендуя у органов гос. власти и управления и органов районного самоуправления федеральные активы, актив субъектов РФ и городской актив. При этом, налоговая основа по НДС ориентируется банком, как сумма арендной платы с учетом налога. Банк должен исчислить, вычесть из прибыли, уплачиваемой арендодателю, и перечислить в бюджет необходимую сумму НДС;

– при реализации имущества, подлежащего учету по цене с учетом уплаченного НДС;

– при получении банком валютных средств в виде авансовых платежей, в счет грядущего предложения, передачи имущественных прав.

База, как налогов, так и сборов рассчитывается как сумма выплат и прочих вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц. Текущее налогообложение исследуемого банка рассчитывается на основе сумм, ожидаемых возмещений из бюджета или к уплате в бюджет, в отношении налогооблагаемых убытков или прибыли, в предшествующие и текущие периоды.

Российская налоговая система далека от совершенства в собственной законодательной базе. «Пробелами» в Налоговом кодексе злоупотребляет основная масса хозяйствующих субъектов государства. Важна кропотливая проработка всех нормативно-правовых актов и законов, касающихся налогообложения, тем более в сфере кредитных организаций, т.к. здоровая банковская среда – задаток финансового благополучия любой страны.

Для достижения данной цели необходимо принять срочные меры. В передовых российских критериях целенаправленно было бы установить дифференцированный расклад к налогообложению коммерческих банков. В частности, целенаправленно использовать меньшую ставку налога на выгоду, в случае если банк постоянно ориентирует прибыль не на выплату дивидендов, а на наращивание денежных средств банка, кредитование реального раздела экономики, становление работы за рубежом.

При оптимизации налогообложения коммерческих банков нужно не только инициировать их на финансирование компаний реального раздела экономики, но и ограничивать их в способностях по уклонению от уплаты налогов. Из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что роль налоговой регулировки растет в связи с тем, что нужно проводить меры по налоговому стимулированию и сделать конкретные банковские операции неэффективными или же труднореализуемыми .

Большая собираемость налогов нуждается в серьёзных преобразованиях в налоговом законодательстве. Улучшение налогообложения коммерческих банков посодействует увеличению налоговой прибыли страны. А это в первую очередь, ускорит процесс становления страны и совершенствования экономики.

Подводя итог, можно сделать вывод об особенной роли банков как субъектов налогообложения, специфике как налогов, которые они должны платить, так и их посреднической роли, регламентированной законодательством. Следует заметить, что тема настоящего исследования очень актуальна, особенно в силу меняющегося законодательства в области налогообложения, и требует внимательного и последовательного дальнейшего изучения.

Библиографическая ссылка

Протасова Д.С. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 6-4. – С. 757-760;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9692 (дата обращения: 23.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.829 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.252 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.641 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.741 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.731 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.460 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 «Международный студенческий научный вестник» ИФ РИНЦ = 0.336 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Особенности расчета налоговой базы по налогу на прибыль в коммерческих банках Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

УДК 336.226.12

особенности расчета налоговой базы по налогу на прибыль в коммерческих банках

Барская П. В.,

студентка, Финансовый университет, Москва, Россия

barskaya_polina@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрено налогообложение коммерческих банков. Особое внимание уделено налогу на прибыль и снижению налоговой базы путем формирования резервов на возможные потери. Проанализированы данные о динамике налоговой базы и расходов коммерческих банков. Рассмотрены частные случаи снижения налога на прибыль через расходы на оплату труда в целях налогообложения. В заключение сделаны выводы о важности совершенствования контроля над целесообразностью и эффективностью деятельности коммерческих банков и взаимодействия ФНС и Банка России по данному вопросу.

Ключевые слова: налогообложение; налог на прибыль; государственный бюджет; Центральный банк; банковский сектор

features of calculation tax base for income tax in commercial banks

Barskaya P. V.,

student, Financial University, Moscow, Russia

barskaya_polina@mail.ru

Keywords: taxation; profit tax; state budget; Central Bank; banking sphere

Одним из важнейших элементов макроэкономической системы государства является коммерческий банк как инструмент перераспределения денежных средств в экономике между отраслями и территориями. Согласно Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитные организации являются юридическими лицами, созданными на основе любой формы собственности как хозяйственные общества, основная цель деятельности

которых — получение прибыли. Таким образом, они подлежат налогообложению как и любое другое предприятие. Уплачиваемые ими налоги и сборы перечислены в ст. 19, 20 и 21 Федерального закона от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также в ст. 13, 14 и 15 части I Налогового кодекса Российской Федерации. Также некоторые эксперты считают, что коммерческие банки выступают в роли субъекта налогового контроля, однако методологически это

Научный руководитель: Зверева Т.В., доктор социологических наук, профессор Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Рис. 1. Финансовые показатели ПАО «Сбербанк Россия» за период 2011-2015 гг., млрд руб.

неправомерно. Тем не менее подключение банков к обеспечению налогового контроля, по мнению ряда ученых, в частности профессора Л. И. Гонча-ренко, является целесообразной мерой повышения экономии в налоговой системе. «Особая роль банков в экономике (обеспечение непрерывности движения денежных средств, сосредоточение информации о финансово-хозяйственной деятельности клиентов), а также в бюджетной системе (проведение расчетов по налоговым платежам) обуславливает возможность и эффективность их подключения к обеспечению налогового контроля» .

Благодаря большим финансовым потокам, проходящим через коммерческие банки, банковский сектор является важнейшим налогоплательщиком. На рис. 1 представлены данные о прибыли крупнейшего системообразующего банка ПАО «Сбербанк Россия» и объеме уплаченных налогов за период с 2011 по 2015 г. согласно его годовым отчетам.

В связи с экономическим кризисом в России в 2012 г. и последующей неблагоприятной экономической конъюнктурой после падения цен на нефтегазовые ресурсы, введения иностранных санкций и других факторов прибыль коммерческих банков значительно снизилась. Это было вызвано тем, что доверие населения и предприятий к банковской системе тесно связано с макроэкономической стабильностью и подвержено влиянию информационных и политических шоков. Закономерным последствием стало снижение объема налогов, уплачиваемых данным налогоплательщиком. Однако столь резкое уменьшение размеров показателя прибыли до налогообложения не могло быть связано лишь

с экономической конъюнктурой, особенно для такого крупного и устойчивого банка как ПАО «Сбербанк».

Одной из причин снижения данного показателя является деятельность Банка России по совершенствованию системы комплексной и полной оценки рисков обесценения активов коммерческих банков согласно их экономической целесообразности. В табл. 1 представлена динамика изменения доли резервов, создаваемых банками на случай возможных потерь по ссудам. Формирование резервов имеет для коммерческих банков как положительные, так и негативные последствия. С одной стороны, в условиях нестабильной экономики степень невозврата кредитов или их просрочки всегда достаточна высока, а с другой — изымая денежные средства из оборота, банк лишается свободных средств для вложений, а также, уменьшая показатели прибыли, делает свою финансовую отчетность менее привлекательной для вкладчиков и акционеров.

На основании данных, представленных в табл. 1, можно сделать вывод о том, что после посткризисного 2013 г., когда банки были вынуждены использовать все доступные денежные средства для поддержания своей стабильности, доля резервов на возможные потери по ссудам по отношению к активам банковского сектора неуклонно растет, что говорит о политике предоставления свободы коммерческим банкам Банком России по вопросу экономической целесообразности формирования резервов.

Последствием подобной самостоятельности коммерческих банков при формировании резервов может стать как общее недополучение средств

Таблица 1

Показатели деятельности банковского сектора российской Федерации

Активы банковского сектора, трлн руб. резервы на возможные потери, трлн руб. доля резервов на возможные потери по отношению к активам, %

01.01.2011 г. 33,8 2,2 6,48

01.01.2012 г. 41,6 2,3 5,57

01.01.2013 г. 49,5 2,4 4,93

01.01.2014 г. 57,4 2,9 4,97

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

01.01.2015 г. 77,7 4,1 5,22

01.01.2016 г. 83,0 5,4 6,51

Таблица 2

динамика фактически сформированных рвпс

Категория качества ссуд Удельный вес фактически сформированных РВПС, % Фактически сформированные РВПС, в % от ссудной задолженности соответствующей категории

01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017 01.01.2015 01.01.2016 01.01.2017

Стандартные 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Нестандартные 10,5 7,9 7,3 1,7 1,6 1,6

Сомнительные 15,3 17,9 16,1 14,7 17,1 16,0

Проблемные 13,7 12,7 14,8 41,3 40,9 42,2

Безнадежные 60,5 61,5 61,6 86,0 81,3 80,5

Всего 100,0 100,0 100,0 6,5 7,8 8,5

в государственный бюджет, так и вынужденное возмещение коммерческим банкам переплаченного налога на прибыль из региональных бюджетов. В 2015 г. Волго-Вятское подразделение ПАО «Сбербанк» потребовало вернуть уплаченный в областной бюджет налог на прибыль за 2014 г. в размере около 2 млрд руб., что могло привести к невыполнению социальных обязательств в регионе. В результате переговоров ПАО «Сбербанк» и нескольких территориальных субъектов государственный банк предложил альтернативу в виде зачета будущих налоговых выплат за счет переплаченной за прошлый год суммы . Тем не менее этот подход способен лишь отложить решение проблемы во времени, а не искоренить саму ее суть.

Анализ создания резервов на возможные потери коммерческими банками и их размеров требует учитывать законодательную сторону вопроса, рассмо-

тренную в главе 25 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, согласно ст. 266 части II налогоплательщик имеет право на создание резерва по сомнительным долгам и в случае, если созданный резерв меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, разница включается в состав внереализационных расходов. Для исчисления резерва по сомнительным долгам рассматриваются задолженности со сроком возникновения свыше 45 дней, которые затем могут быть использованы лишь на покрытие убытков от безнадежных, т.е. невозможных к взысканию долгов. Помимо этого, согласно ст. 292 Налогового кодекса кредитные организации вправе создавать резерв на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности (далее — РВПС). Суммы отчислений в такие резервы также признаются расходом и могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Согласно положению Банка России № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» величина расчетного резерва по ссудам зависит от категорий качества. Предусмотрены следующие размеры резервов: по нестандартным ссудам — резерв в размере от 1 до 20%, сомнительным — от 21 до 50%, проблемным — от 51 до 100%, безнадежным — 100%. Таким образом, отнесение банком ссуды к той или иной категории качества на основе профессионального суждения и методики, зафиксированной в его внутренних документах, может в значительной степени повлиять на определение налогооблагаемой прибыли.

При обращении к официальной статистике Банка России можно увидеть существенное ежегодное увеличение фактически сформированных РВПС -с 6,5% от общего объема ссудной задолженности в 2015 г. до 8,5% в 2017 г.

Со стороны налоговых органов возникает мнение о завышении размера резервов и экономической необоснованности отнесения части этих расходов к внереализационным, так как, по их мнению, налогоплательщик может преследовать цель получения налоговой выгоды, поскольку согласно ст. 315 части II Налогового кодекса Российской Федерации порядок составления расчета налоговой базы учитывает сумму данных расходов.

На основании данных, публикуемых Федеральной налоговой службой в «Отчете о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций», на рис. 2 рассчитан прирост налоговой базы, а также внереализационных расходов, позволяющих снизить размер доходов при исчислении налоговой базы. Как видно из рис. 2, налоговая база, за исключением кризисного 2014 г., обладала тенденцией к росту, однако прирост внереализационных расходов увеличивается в значительно больших объемах (прирост внереализационных расходов прибыльных организаций за 2015 г. составил 153,0%, в абсолютном выражении внереализационные расходы выросли на 51 трлн руб.; аналогичные показатели за 2016 г. составили 90,8% и 76,5 трлн руб. соответственно).

В условиях столь колоссального роста фактора, позволяющего снизить размер налоговых отчислений, внимание налоговых органов к случаям отнесения коммерческими банками больших сумм денежных средств на счета резервов по возможным

потерям совершенно объяснимо. При этом согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 04.06.2007 № 320-о-П налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности, в связи с чем обоснованность расходов, уменьшающих налогооблагаемые доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата, а налогоплательщик самостоятельно осуществляет оценку данной обоснованности, ее эффективности и целесообразности.

Однако, учитывая специфику деятельности банковского сектора, коммерческий банк не во всех случаях единолично рассчитывает размеры данных резервов. На основании ст. 72 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» «в целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации и банковской группы Банк России проводит оценку их активов и пассивов, в том числе достаточности резервов, создаваемых под риски», после чего банк отражает в своей отчетности показатели, определенные Центральным банком.

Помимо экономической проблемы, связанной с созданием банками достаточных и обоснованных РВПС, Федеральная налоговая служба в своей деятельности при проведении проверок в коммерческих банках сталкивается с неправомерным отнесением к расходам в целях налогообложения и других затрат. Например, к расходам на оплату труда банки пытаются отнести выплаты, производимые при увольнении работников. При этом из содержания соглашений о расторжении трудовых договоров, представляемых банками при проведении выездных налоговых проверок, никакие дополнительные трудовые обязанности и вознаграждения за их исполнение не предусматриваются, в связи с чем такие выплаты не могут быть отнесены к вышеупомянутой категории расходов в целях расчета налога на прибыль. Подобные дела неоднократно рассматривались в Арбитражном суде, в том числе с передачей для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Таким образом, основными способами воздействия на отнесение тех или иных расходов к внереализационным являются распоряжения Банка России, в связи с чем Федеральной налоговой службе следует переориентировать усилия по регулированию

180 160 140 120 100 80 60 40 20

К

0 -20 -40 1 . — — 1 ж ^—♦ 1 1 1

■ я

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

01.01.2012 01.01.2013 01.01.2014 01.01.2015 01.01.2016

♦ Прирост налоговой базы Я Прирост внереализационных расходов

Рис. 2. Динамика прироста налоговой базы и внереализационных расходов прибыльных организаций в целом по России, %

данного вопроса с решения единичных случаев в рамках судебных процессов на расширение существующего взаимодействия с Центральным банком. Совместные разработки по созданию и внедрению новых нормативов для резервов по возможным потерям будут полезны как для налоговой службы, так и для мегарегулятора.

Во-первых, это позволит выявить резервы роста налоговых платежей для государственного бюджета, что особенно важно в условиях снижения уровня неналоговых доходов из-за изменения цены на нефтегазовые ресурсы.

Во-вторых, данная практика будет полезна и для санации банковского сектора — кредитные организации будут вынуждены тщательнее подходить к оценке кредитоспособности своих заемщиков, разработке эффективной кредитной политики и развитии методов работы с клиентами, что позволит повысить эффективность работы всей отрасли в целом. Крах двух крупных участников банковского сектора летом 2017 г., а именно банка ПАО «Югра» и финансовой группы «Открытие «, стали доказательством тому, что система контроля за деятельностью кредитных организаций нуждается в серьезной дора-

ботке, из-за чего в настоящее время Банк России с большей лояльностью рассмотрит предложения о расширении сотрудничества в данной сфере со стороны Федеральной налоговой службы.

В-третьих, введение новых процедур нормирования резервов и более тщательный надзор со стороны мегарегулятора позволят выявить случаи расхождения данных отчетности банка по сравнению с контрагентами, подконтрольности заемщиков руководителям банка и другие прецеденты, указывающие на незаконную деятельность коммерческого банка. «В свою очередь, государство ответственно за ведение соответствующей политики налогообложения и рациональное использование налоговых поступлений; таким образом, противодействие легализации доходов может рассматриваться, как направление развития корпоративной социальной ответственности» . Данные меры нормирования могут в дальнейшем быть доработаны и использованы в качестве инструмента противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, поскольку эта проблема является одной из наиболее актуальных целей текущей деятельности Банка России.

Список источников

1. Гончарова Л.И. Методология налогообложения и налогового администрирования коммерческих банков России: автореф. дисс. … д-ра экон. наук: 08.00.10. М., 2009. 43 с.

2. Папченкова М. Банки заберут у регионов налоги // Ведомости. 2015. № 3817.

3. Зверева Т.В. Корпоративная социальная ответственность — эффективный фактор взаимодействия в налоговой сфере российского общества // Сборник научных статей: в 3-х частях / науч. ред. И. Ю. Беляева. М., 2015. С. 72-78.

Налог на прибыль коммерческих банков

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 5

1.1.Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения 5

1.2. Понятие прибыли и особенности налогообложения доходов коммерческих банков 9

1.3.Налоговая база и налоговый учет доходов и расходов банка 15

ГЛАВА 2. РАСЧЕТ И АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ НА ПРИМЕРЕ ООО КБ «КАЛУГА» 20

2.1. Организационно – экономическая характеристика ООО КБ «Калуга» 20

2.2. Расчет налога на прибыль, на примере ООО КБ «Калуга» 21

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность вопроса налогообложения прибыли банков не вызывает сомнения. Эта тема логично вписывается в общероссийскую дискуссию о проблемах совершенствования налоговой политики в России, разработки и принятия Налогового кодекса и, наконец, формирования национальной налоговой системы как таковой. Не случайно в специальной литературе последних лет прослеживается четкая идея: налоговая реформа в России без опоры на банки не возможна, как и интеграция страны в мировое хозяйство.

Налог на прибыль относится к группе прямых и пропорциональных налогов. Он является федеральным налогом. Налог на прибыль занимает среди доходных источников бюджетов второе место после косвенных налогов. Основное функциональное предназначение этого налога — обеспечить эффективность инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.

Успешное развитие и эффективность банков в условиях рыночной экономики во многом зависит от постановки в банках налоговой работы, позволяющей правильно отражать достигнутые результаты деятельности банков для целей налогообложения, правильно рассчитывать налоговую базу и перечислять в бюджет то оптимальное количество налоговых платежей, чтобы оставшуюся в распоряжении банков прибыль направлять на развитие банковского бизнеса, построение надежной банковской системы.

На сегодняшний день, в литературе уделяется довольно незначительное место налогообложению кредитных организаций, которое главным образом направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем, и нахождения путей выхода из них.

Практически полностью отсутствует информация, о доли налоговых платежей собранных с коммерческих банков в общей сумме доходов Государственного бюджета, что довольно-таки затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время находится на стадии подъема, и занимает существенную область в экономики нашей страны.

Целью написания курсовой работы является теоретическое исследование особенностей налогообложения коммерческих банков в РФ.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть основные характеристики и значение налога на прибыль коммерческих банков в современной экономике.
  2. Произвести анализ расчета налога на прибыль, взимаемых с коммерческих банков на примере ООО КБ «Калуга».
  3. Проанализировать основные проблемы налогообложения прибыли коммерческих банков

При написании работы были использованы рассчетно-аналитический и статистический методы.

Объектом исследования в курсовой работе является комплексная система налога на прибыль в коммерческом банке. Субъект исследования — ООО КБ «Калуга».

При написании работы были использованы труды таких авторов как: Аронов А.В., Кашин В.А., Гончаренко Л.И. и других, а также законодательная нормативная база по налогу на прибыль предприятий, раскрывающие механизмы и закономерности функционирования системы налогообложения банковской прибыли.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Изложено на тридцати одном листе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

    1. Коммерческие банки как участники налоговых отношений и особенности их налогообложения

Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом, областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов;

Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли;

Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики;

Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции;

Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения;

Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России;

Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах:

— непосредственно как самостоятельные налогоплательщики;

— как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации. Граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;

— как налоговые агенты (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет).

Отметим, что принятый Налоговый Кодекс РФ называет в качестве субъектов налоговых отношений лишь шесть субъектов: налогоплательщиков (плательщики сборов), налоговых агентов, налоговые органы (министерство по налогам и сборам РФ), сборщиков налогов, Государственный таможенный Комитет и органы государственных внебюджетных фондов. Таким образом, в качестве специфических самостоятельных участников налоговых отношений, банки и кредитные учреждения прямо не выделены. Однако Налоговый Кодекс в отдельных статьях устанавливает статус, права и обязанности коммерческих банков, что фактически определяет их важнейшую роль в отечественной налоговой системе.

Тема взаимоотношений банков и налоговых органов всегда актуальна и затрагивает интересы не только банков, но и их клиентов-налогоплательщиков. Поддержание баланса между мерами по соблюдению банковской тайны и контролем государства за банковскими операциями налогоплательщиков зависит от выполнения требований действующего законодательства в установленном порядке. Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.), Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 2.12.1990 (в ред. Федеральных законов), Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России) № 86-ФЗ от 10.07.2002 принят ГД РФ 27.06.02г., другими федеральными законами и нормативными актами.

Фактически банки играют роль кровеносных сосудов в пополнении доходной части бюджета, то есть от своевременности и полноты объема исполнения платежных поручений по налоговым платежам зависит полнота бюджета. На банки возлагаются дополнительные функции по осуществлению валютного и налогового контроля, кроме того банки обязаны соблюдать установленный порядок открытия счетов, представлять информацию от открытых счетах и финансово-хозяйственных операциях своих клиентов, своевременно исполнять поручения по перечислению налогов и сборов, о приостановлении операций по счету клиента. Говоря о роли коммерческих банков, нельзя не упомянуть тот факт, что коммерческие банки являются одними из наиболее крупных инвесторов в реальный сектор экономики страны, что подразумевает пополнение доходной части бюджета России за счет увеличения числа налогоплательщиков и создания дополнительных материальных благ.

Налогообложение в свою очередь оказывает существенное влияние, как на функционирование банковской системы, так и на экономику страны в целом. Налоги в силу их экономической сущности не могут носить адресный характер как инструменты, применяемые Банком России. Тем не менее, недооценивать их влияние на функционирование банковской системы страны нельзя. Налоги влияют на ликвидность кредитных организаций, с их помощью можно регулировать рентабельность операций банков (делая их невыгодными для банков, например, через обложение НДС, как это происходит с рынком драгоценных металлов, или, наоборот, повышая их привлекательность), они оказывают воздействие на размер собственных средств банка, определяют их стабильность и устойчивость.

Сильнее всего сказываются на деятельности банков налог на прибыль и единый социальный налог, имеющие с точки зрения налогового регулирования банковской деятельности особое значение.

Банки являются плательщиками следующих налогов:

— налога на добавленную стоимость (НДС) — наиболее важным моментом при определении налогооблагаемой базы по данному налогу для банков является то, что обложению налогом не подлежат банковские операции (за исключением инкассации), на проведение которых требуется банковская лицензия;

— налога на прибыль банков — банки так же, как и другие организации, применяют общие принципы признания доходов и расходов, но только в отношении специфики банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам). Главой 25 НК РФ ст.290 ст. 291 установлены особенности формирования доходов и расходов, учитываемых при формировании налогооблагаемой базы;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *