Нормы труда и отдыха водителей

Содержание

Нормативная база

Главные документы, которые регулируют работу сотрудников-водителей, — это Трудовой кодекс РФ и Положение «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, (далее — Положение). Последние изменения в Положение внес Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, который вступил в силу 5 июня 2018 года. Об этих изменениях тоже обязательно расскажем ниже.

Документы касаются не только предприятий, специализирующихся на перевозках грузов и/или пассажиров. Они также определяют права и обязанности любых водителей, которые работают по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих организациям, вне зависимости от формы собственности, включая индивидуальных предпринимателей (п. 2 Положения). Исключение составляют водители на международных рейсах и водители-вахтовики.

Методы учета рабочего времени

В зависимости от специфики работы водителей предприятие может использовать один из двух методов учета рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени водителей — если рабочая смена не превышает приведенной в ТК РФ нормы — 40 часов в неделю, то есть при пятидневке это восемь часов, при шестидневке — семь часов.
  2. Суммированный учет рабочего времени водителей — если есть производственная необходимость продлить рабочую смену. При этом суммарно отработанное время не должно превышать норму за месяц. Продление смены свыше установленной ТК РФ нормы работодатель должен согласовать с профсоюзом или другим выборным органом.

Специфика труда предполагает, что в рабочий день водителя включается не только время непосредственного управления автомобилем, но сопутствующие периоды:

  • специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем;
  • время на подготовительные и заключительные работы перед выездом и после возвращения в организацию, при междугородних перевозках — время, отведенное на необходимые работы в пункте оборота;
  • время на медицинский пред- и послерейсовый осмотр водителя;
  • стоянка в пунктах погрузки/разгрузки грузов, посадки/высадки пассажиров;
  • простои, которые случились не по вине водителя;
  • время, необходимое для устранения обнаруженных на маршруте поломок и неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • для дальних маршрутов, когда в рейс отправляются два водителя, — время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда тот непосредственно не управляет автомобилем.

То есть если у водителя установлен семичасовой рабочий день, то в него входят и медосмотры до и после выезда в рейс, и промежуточные перерывы для отдыха, и время для погрузки/разгрузки.

Важно! Некоторые периоды могут засчитываться не полностью:

  • время охраны груза — не менее 30 %;
  • время второго водителя, когда он не управляет ТС, — не менее 50 %.

Пример. Водитель получает задание забрать со склада строительные материалы, доставить их в обособленное подразделение в другом городе и вернуться в гараж.

Период

Фактическое время

Рабочее время

Предрейсовый осмотр

15 минут

15 минут

Управление ТС

30 минут

30 минут

Погрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Охрана груза

2 часа

40 минут (30 %)

Разгрузка

30 минут

30 минут

Управление ТС

3 часа

3 часа

Послерейсовый осмотр

15 минут

15 минут

ИТОГО

10 часов

8 часов 40 минут

Периоды труда и отдыха

Законодательство позволяет увеличивать трудовую смену водителей до 10 часов в день. В исключительных случаях водитель может работать и до 12 часов подряд, при этом общее время пребывания за рулем не должно превышать девять часов.

Приказ Минтранса России от 03.05.2018 № 170, о котором мы говорили в начале статьи, отредактировал перечень таких ситуаций. С 5 июня 2018 года до 12 часов могут работать водители:

— на регулярных городских и пригородных маршрутах (п. 11 Положения);

— на междугородних перевозках, когда водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха (п. 10 Положения);

  • на перевозках для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, на технологических перевозках без выхода на автомобильные дороги общего пользования (п. 12 Положения);
  • на перевозках для органов государственной власти и местного самоуправления на служебных автомобилях (п. 12 Положения);
  • на перевозках в специальных инкассаторских машинах (п. 12 Положения).

Обратите внимание: из п. 12 Положения убраны поездки на пожарных и аварийно-спасательных автомобилях.

Если есть необходимость продлить выезд больше чем на 12 часов, в рейс должны быть отправлены два водителя. Им устанавливается сменный график труда.

При необходимости и с учетом производственной специфики работодатель может разбить рабочий день на части. Например, такая разбивка дня на две части может быть введена для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородних автобусных маршрутах (п. 13 Положения). При этом суммарно рабочее время не должно превышать установленную продолжительность дневной смены.

Приказ № 170 ввел еще одно немаловажное ограничение — общее количество часов, проведенных за управлением ТС, не должно превышать 56 часов в неделю. Ранее действовало только одно условие — не более 90 часов за две недели подряд. Введено и понятие «неделя» — это период с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья (п. 17 Положения). Изменения уже вступили в силу.

Законодательство не только регулирует время труда, но и гарантирует водителям обязательные периоды отдыха:

  1. Перерыв на прием пищи. Выделяется в течение рабочего дня и может длиться от 30 минут до двух часов. Если общая продолжительность смены более восьми часов, таких перерывов может быть и два — главное, чтобы их общая длительность была не более двух часов.
  2. Отдых между сменами. Его продолжительность зависит от длины рабочего дня. Междусменный отдых не должен быть меньше, чем рабочая смена в двойном размере. При этом, напоминаем, рабочая смена включает в себя не только время в пути, но и подготовительные работы, погрузку/разгрузку и пр. Например, при длительности смены в семь часов междусменный отдых должен быть не менее 14 часов.
  3. Выходные дни. Они не могут быть меньше 42 часов и должны быть предоставлены перед междусменным отдыхом или после него. При суммированном учете рабочего времени число выходных дней в текущем месяце не может быть меньше количества полных недель этого месяца.

Пример. При стандартной пятидневной рабочей неделе и продолжительности смены в восемь часов время отдыха в выходной не может быть меньше, чем 42 + 16 = 58 часов.

Кроме того, для водителей междугородних рейсов после первых четырех часов непрерывного управления ТС предусмотрен специальный перерыв для отдыха не менее 15 минут. И далее аналогичные перерывы должны повторяться не реже чем каждые два часа. Если раньше обязанность предоставлять кратковременные периоды отдыха ложилась на работодателей, то в последнем Приказе № 170 законотворцы изменили формулировку. Согласно новой редакции п. 19 Положения, выполнять требования о специальных периодах отдыха должны сами водители.

График работы водителей и другие документы

Все тонкости режима труда и отдыха водителей работодатель в обязательном порядке должен зафиксировать в документах. Основной из них — это Правила внутреннего трудового распорядка организации. С учетом правил с каждым принятым на работу водителем составляется трудовой договор, где прописывается режим работы, возможность ненормированного рабочего дня и условия оплаты и пр.

Кроме того, работодатель ежемесячно составляет график работы водителей, где указывает рабочие дни сотрудников, время начала и окончания смен, время перерывов для отдыха и питания для каждой смены и дни еженедельного отдыха.

Ведите график рабочего времени водителей в Контур.Персонале

Узнать больше

Все документы должны соответствовать нормам Приказа Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, который утвердил Положение, и Трудового кодекса РФ.

Тахографы

Обязанность контролировать соблюдение режима труда и отдыха водителей возложена на работодателей (п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Среди прочих положений документа стоит выделить требования:

— соблюдать установленный российским законодательством режим труда и отдыха водителей;

— оснащать транспортные средства техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы).

Законодательно требование оборудовать транспортные средства тахографами действует уже несколько лет. Согласно Приказу Минтранса РФ от 21.08.2013 № 273 процесс оснащения происходил поэтапно в зависимости от категории транспорта и должен был завершиться к 1 января 2018 года. За отсутствие контролирующего оборудования с 1 апреля 2014 года применяются штрафные санкции (ст. 11.23 КоАП):

Вид правонарушения

Размер штрафа

1.Управление транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров без тахографа, если такое требование предусмотрено законодательством.

2. Езда с неработающим или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случаев поломки оборудования после начала рейса.

3. Нарушение правил использования тахографа

От 1 000 до 3 000 рублей — для граждан,

от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха

От 1 000 до 3 000 рублей

Составление рабочего графика

График работы составляется на месяц и включает рабочие дни с учётом начала и завершения смены, время на перерыв для обеда и отдыха, выходные дни и специальные перерывы для определённых категорий водителей. Учёт рабочего времени может быть ежедневным или суммированным.

Ежедневный учёт

Пределы, которыми определяется длительность рабочего дня, регулирует приказ Минтранса 15. Ежедневный учёт предполагает работу водителя согласно традиционной 40-часовой неделе. При 5 рабочих днях длительность смены не должна превышать 8 часов. При 6 рабочих днях, длительность смены не должна превышать 7 часов. Эти 7 часов включают не только конкретно время пребывания за рулём, но также время, которое водитель тратит на выполнение других рабочих обязанностей. Подробнее данные нюансы будут рассмотрены в разделе «Рабочее время водителя».

Суммированный учёт

При суммированном учёте допускаются расхождения в длительности рабочего дня. Смены могут быть длинными и не соответствовать нормативам, но если посчитать количество рабочих часов за месяц, они должны укладываться в нормы. Схема подсчёта в данном случае более сложная, и учитывать рабочие часы можно как за месяц, так и за сезон в определённых случаях. Речь идёт о ситуациях, когда установленную еженедельную или ежедневную норму выполнить не удаётся.

Сезонная продолжительность учётного периода до 6 месяцев допускается, если составляется режим труда и отдыха водителей автобуса, если они перевозят пассажиров и работают в курортной местности. Также это водители, деятельность которых связана с сезонными работами.

При введении работодателем суммированного учёта, мнение представительного органа сотрудников обязательно должно учитываться, а продолжительность рабочего времени за весь период также должна соответствовать норме по количеству рабочих часов. Ограничения в данном случае всё равно есть. Это максимальная длительность рабочего дня, не превышающая 10 часов и определённые исключения, когда рабочий день может достигать 12 часов.

К исключениям относятся следующие виды занятости:

  • перевозки на аварийно-спасательных, пожарных и инкассаторских транспортных средствах;
  • перевозки на легковых служебных авто при обслуживании руководителей, органов местного самоуправления и государственной власти;
  • внутрикарьерные, внутризаводские и внутриобъектные технологические перевозки, при которых транспортное средство не выходит на дороги общего пользования и улицы города;
  • перевозки при работе с аварийными службами и коммунальными службами, учреждениями здравоохранения, службами почтовой, телефонной и телеграфной связи;
  • водители пригородных и городских маршрутных автобусов;
  • междугородные перевозки.

Поскольку и суммированный, и ежедневный учёт должны включать рабочее время водителя и его время на отдых (все виды перерывов), следует более детально ознакомиться и с этими составляющими.

Рабочее время водителя

Общий объём рабочего времени состоит не только из периода, когда водитель находится за рулём ТС, но также из следующих временных периодов.

  1. Управление машиной.
  2. Подготовительные работы перед началом смены и перед её завершением, особенно, если составляется режим труда и отдыха водителя международника.
  3. Перерывы на отдых, специально установленные работодателем в конечном пункте и в процессе передвижения.
  4. Простой, причина которого не заключается в вине водителя.
  5. Вынужденный простой во время разгрузки или погрузки товаров.
  6. Вынужденный простой на участках со специализированными автомобилями.
  7. Период прохождения медосмотра перед выходом на смену или перед выездом на рейс, а также после завершения смены. Дорога туда и обратно обязательно учитывается, если до места прохождения медосмотра необходимо добираться.
  8. Период управления ТС во время дальнего рейса, когда водителя сменяет напарник.
  9. Время, которое водитель затрачивает на организацию охраны ТС и перевозимого груза на промежуточных станциях или стоянках. Речь идёт о междугородних перевозках.
  10. Время, которое водитель тратит на устранение поломок обслуживаемого транспортного средства в период рабочей смены.

Более подробную информацию о том, как происходит предрейсовый осмотр водителей, вы сможете узнать из статьи нашего специалиста.

Дополнительно рекомендуем прочитать очень полезную и информативную статью нашего специалиста о том, как не уснуть за рулем.

Также советуем прочитать статью нашего эксперта, в которой подробно описываются правила перевозки грузов автомобильным транспортом.

Помните, что намерение работодателя заставить сотрудника делать перерыв за счёт времени на обед, не является законным. Также стоит обратить внимание на время, которое уходит на охрану перевозимого груза. Засчитывается это время не в полной мере, но 30% должно засчитываться обязательно.

Также засчитывается и время пребывания водителя на рабочем месте, во время которого он не управляет машиной. Такие часы засчитываются минимум в количестве 50%.

Время управления авто

Ранее уже упоминался тот факт, что положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей регулирует любые периоды, связанные с рабочими обязанностями сотрудника. Отдельно стоит поговорить о времени, которое водитель тратит конкретно на управление автомобилем. В течение смены этот период не должен превышать 9 часов.

Если речь идёт о перевозке пассажиров по горной местности в габаритном транспорте длиной, превышающей 9,5 метра, максимальный период управление ТС сокращается до 8 часов. Данное правило также учитывается, когда составляется режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей, транспортирующих крупногабаритные, длинномерные или тяжеловесные грузы.

Увеличение времени управления транспортным средством допускается в следующих случаях.

  1. Суммированный учёт времени допускается при управлении пригородными или городскими автобусами.
  2. Увеличение смены до 10 часов допускается не чаще двух раз в неделю при использовании суммированного учёта рабочего времени. За 2 недели длительность управления автомобилем не должна превышать 90 часов.

Можно сделать вывод о том, что водители пригородных, городских и грузовых транспортных средств отличаются самыми загруженными рабочими днями. При этом верхний предел в плане времени управления ТС устанавливается не всегда. Длительность управления автобусом может достигать 11 часов при смене длительностью в 12 часов.

Режим отдыха

Законный отдых, в свою очередь, представлен такими составляющими, как обеденный перерыв, перерыв на питание, еженедельные выходные и специальные перерывы для водителей междугородников. Индивидуальные нормативы действуют относительно каждого из перечисленных видов перерывов.

Отдых и принятие пищи

Длительность полноценного приёма пищи, в зависимости от длительности смены, колеблется в пределах 30 — 120 минут. Если рабочий день превышает 8 часов, обеденный перерыв может составлять 2 часа.

Перерыв между сменами

Если учёт времени происходит по стандартной схеме, длительность отдыха между сменами может быть в два раза больше, чем длительность смены. Время на обед также входит во время, отведённое на ежедневный отдых. Например, при длительности рабочей смены с 8 до 17 и часе обеденного перерыва, между сменами водитель должен отдыхать 15 часов минимум. При семи часовом рабочем дне длительность отдыха может сократиться до 13 часов. Исключения в данном случае также имеются:

  1. Если речь идёт о пригородных или городских перевозках, время на отдых между сменами сокращается до 9 часов. При этом отдых в 2 суток положен водителю после окончания второй смены.
  2. При междугородних перевозках время на отдых между сменами составляет до 11 часов, при этом сокращать время на отдых до 9 часов допустимо только три раза в неделю. Если такое происходит, в конце рабочей недели предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Длительность такого отдыха должна приравниваться к количеству потерянных часов в течение рабочей недели.
  3. Разбитый отдых между сменами допускается в отдельных случаях. Деление происходит так, чтобы одна часть приравнивалась 8 часам, а общее время не было менее 12 часов.

Непрерывный еженедельный отдых

Данный вид отдыха представлен еженедельными выходными, длительность которых должна составлять минимум 42 часа. В отдых между сменами выходные при расчёте не включаются. Если речь идёт о стандартной рабочей неделе, общее количество часов на непрерывный отдых должно составлять 57 часов. При суммированном графике работы допускается назначение выходных в разные дни.

Специальные перерывы

Специальные перерывы предназначены водителям междугородникам, и их длительность составляет 15 минут. Через 4 часа после непрерывного управления транспортным средством должен быть первый такой перерыв, а каждые последующие 2 часа назначаются следующие перерывы длительностью в 15 минут. Специальный перерыв не предоставляется, если его время совпадает с перерывом на обед.

Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 20 августа 2004 года N 15

Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

(с изменениями на 3 мая 2018 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484 (Российская газета, N 138, 24.06.2014);
приказом Минтранса России от 13 октября 2015 года N 299 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.10.2015, N 0001201510210021);
приказом Минтранса России от 5 июня 2017 года N 212 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.06.2017, N 0001201706200015);
приказом Минтранса России от 3 мая 2018 года N 170 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.05.2018, 0001201805250026).
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3)
приказываю:
Утвердить Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей согласно приложению.

Министр
И.Левитин

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 ноября 2004 года,
регистрационный N 6094

Приложение. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей

Приложение
к приказу Минтранса России
от 20 августа 2004 года N 15

(с изменениями на 3 мая 2018 года)

I. Общие положения

1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее — Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»* (далее — Трудовой кодекс Российской Федерации).
_______________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3.

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июня 2018 года приказом Минтранса России от 3 мая 2018 года N 170.
Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, — по согласованию с представительным органом работников.

3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

4. Графики работы (сменности) при выполнении регулярных перевозок в городском и пригородном сообщении составляются работодателем для всех водителей на каждый календарный месяц с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени. Графиками работы (сменности) устанавливаются рабочие дни с указанием времени начала и окончания ежедневной работы (смены), времени перерывов для отдыха и питания в каждую смену, а также дни еженедельного отдыха. Графики работы (сменности) утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников и доводятся до сведения водителей.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484.

5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.

II. Рабочее время

6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).

7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность учётного периода может быть увеличена до трёх месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при её отсутствии — с иным представительным органом работников.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2017 года приказом Минтранса России от 5 июня 2017 года N 212.

На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное пунктами 16 и 17 настоящего Положения.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июня 2018 года приказом Минтранса России от 3 мая 2018 года N 170.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484.

11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, а также перевозки на инкассаторских автомобилях, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июня 2018 года приказом Минтранса России от 3 мая 2018 года N 170.

13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через пять часов после начала работы.
В случае установления перерыва между двумя частями рабочего дня позже четырех часов после начала рабочего дня водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, предоставляются специальные перерывы для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут в период до предоставления перерыва между двумя частями рабочего дня.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.
Время перерыва между двумя частями рабочего дня водителей, работающих на регулярных городских, пригородных автобусных маршрутах, может быть увеличено до трех часов на основании отраслевого соглашения, заключенного на региональном уровне социального партнерства, локальным нормативным актом работодателя и с согласия водителя.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в местах, предусмотренных расписанием движения и обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 ноября 2015 года приказом Минтранса России от 13 октября 2015 года N 299.

14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

15. Рабочее время водителя состоит из следующих периодов:

а) время управления автомобилем;

б) время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

в) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

г) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию (предрейсового) и после возвращения с линии (послерейсового), а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484.

д) время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

е) время простоев не по вине водителя;

ж) время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

з) время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

и) время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484.

к) время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16. Время управления автомобилем (подпункт «а» пункта 15 Положения) в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 17, 18 Положения), а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

17. При суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за неделю не может превышать 56 часов и за две недели подряд — 90 часов (неделей считается период времени с 00 часов 00 минут 00 секунд понедельника до 24 часов 00 минут 00 секунд воскресенья).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июня 2018 года приказом Минтранса России от 3 мая 2018 года N 170.

18. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, осуществляющих перевозки в городском и пригородном сообщении, допускается введение суммированного учета времени управления автомобилем.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484.

19. &nbspНе позже, чем через четыре часа управления автомобилем водитель обязан сделать специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути (подпункт «б» пункта 15 Положения) продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. В том случае, когда время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания (пункт 25 Положения), специальный перерыв не предоставляется.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484; в редакции, введенной в действие с 5 июня 2018 года приказом Минтранса России от 3 мая 2018 года N 170.

Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля (пункт 5 Положения).

20. Состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых в подготовительно-заключительное время (подпункт «в» пункта 15 Положения), и продолжительность времени проведения медицинского осмотра водителя (подпункт «г» пункта 15 Положения) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.

21. Время охраны груза и автомобиля (подпункт «з» пункта 15 Положения) засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30 процентов. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя и более водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484.

22. Время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугородную перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей (подпункт «и» пункта 15 Положения) засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484.

23. Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 часов, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1, 3 части второй статьи 99 Трудового кодекса Российской Федерации.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

III. Время отдыха

24. Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, как правило, в середине рабочей смены.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484.
При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.
Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Абзац исключен с 5 июля 2014 года — приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484..
При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — иным представительным органом работников.
(Абзац дополнительно включен с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484)
На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.
(Абзац дополнительно включен с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484)

На междугородных перевозках при наступлении ежедневного (междусменного) отдыха водителя на участке дороги, где отсутствуют места стоянки, оборудованные дорожными знаками 5.29, 6.4, 7.9, 7.11 согласно приложению N 1 к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, водитель вправе, с учетом предельных значений нормативов по времени работы и времени ежедневного (междусменного) отдыха, установленных настоящим Положением, следовать до ближайшего места стоянки, обозначенного вышеуказанными дорожными знаками.
(Абзац дополнительно включен с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484)
_______________
Собрание законодательства Российской Федерации, 1993, N 47, ст.4531; 1996, N 3, ст.184; 1998, N 45, ст.5521; 2000, N 18, ст.1985; 2001, N 11, ст.1029; 2002, N 9, ст.931; N 27, ст.2693; 2003, N 20, ст.1899; N 40, ст.3891; 2005, N 52 (ч.III), ст.5733; 2006, N 11, ст.1179; 2008, N 8, ст.741; N 17, ст.1882; 2009, N 2, ст.233; N 5, ст.610; 2010, N 9, ст.976; N 20, ст.2471; 2011, N 42, ст.5922; 2012, N 1, ст.154; N 15, ст.1780; N 30, ст.4289; N 47, ст.6505; 2013, N 5, ст.371, ст.404; N 24, ст.2999; N 29, ст.3966; N 31, ст.4218; N 4, ст.5194; N 52 (ч.II), ст.7173.
(Сноска дополнительно включена с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484)

26. Еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 часов.

27. При суммированном учете рабочего времени выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.

28. Пункт исключен с 5 июля 2014 года — приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484..
____________________________________________________________________
Пункты 29 и 30 предыдущей редакции с 5 июля 2014 года считаются соответственно пунктами 28 и 29 настоящей редакции — приказ Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484.
____________________________________________________________________

28. Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях — с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников.

29. Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года приказом Минтранса России от 24 декабря 2013 года N 484.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Дополнительный отпуск водителей

На работах с особо вредными условиями предоставляют бесплатно лечебно-профилактическое питание.

хотя автобусы уже старые и новые никто не закупал Прав ли работодатель? Так же предоставляются дополнительные отпуска и лицам, имеющим право на удлиненные отпуска от 24 до 48 рабочих дней .Водителям автобусов, работающим на предприятиях, дополнительный отпуск на 12 рабочих дней предоставляется в том случае, когда они заняты. Нормы молока утверждены в приложении 1 к приказу Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н, нормы профилактического питания – в приложении 2 к приказу Просьба к гостям-новичкам, пожалуйста, ПОЛЬЗУЙТЕСЬ ПОИСКОМ НА ФОРУМЕ! На большинство вопросов ответы уже даны. Пожалуйста, будьте взаимовежливы. Наш с Вами форум — для приятного профессионального общения, сотрудничества и взаимопомощи. И, пожалуйста, не оставляйте в форуме активных ссылок на другие ресурсы — это понижает рейтинг нашего сайта в поисковых системах яндекс и др.

Также для Вас чат кадровиков Отписаться от сообщений с форума Мнение администрации форума может не совпадать с мнением участников форума. Хотите уйти в отпуск раньше? Это возможно либо авансом, либо пропорционально времени, которое вы отработали. ТК РФ об особенностях труда работников транспорта и порядке предоставления дополнительных отпусков;

  • занятые трудом с тяжелыми, вредными, опасными условиями;
  • переведенные на ненормированный рабочий день;
  • трудящиеся в условиях, признанных особыми, то есть оказывающими влияние на психоэмоциональное состояние;
  • чье место работы находится на Крайнем Севере и районах с приравненными условиями.

Это обязательные требования законов, но у работодателей есть еще и возможности увеличить свободные от работы дни еще и по иным причинам:

  • за солидный стаж работы водителем (на усмотрение руководства, но должен составлять не менее полугода);
  • работодательской инициативой (просто по желанию нанимателя).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Работодатель вправе установить своим водителям дополнительный отпуск просто по своей воле и финансовым возможностям, если это входит в противоречия с требованиями ТК РФ, отразив это в локальных нормативных актах.

Какова продолжительность отпуска водителя школьного автобуса?

Положен ли ему дополнительный отпуск?

Если да, то на каком основании?

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска водителя автобуса не может быть менее 28 дней. Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется по результатам специальной оценки условий труда. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 28 дней ( ст. 115 ТК РФ). Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т.

п. «…Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в ч.

1 ст. 117 ТК РФ, составляет 7 календарных дней…» Организация может оценить вредность и опасность условий труда своих сотрудников по результатам: Также, дополнительные оплачиваемые отпуска могут устанавливаться самостоятельно образовательной организацией и в коллективных договорах ( ч. 2 ст. 116 ТК РФ). Статьи содержат актуальные комментарии и советы экспертов. Скачать книгу «Управление образовательной организацией» в формате pdf >>>

Вопрос: Обязан ли я, как директор школы, предоставлять дополнительный отпуск 12 дней водителю школьного автобуса по перевозке детей из других сельских населенных пунктов?- Таким образом, водитель школьного автобуса имеет право на дополнительный отпуск.

Для взыскания убытков в виде разницы между установленной в договоре стоимостью и ценой по совершенной взамен сделке в соответствии с п.

1 ст. 524 ГК РФ не нужно доказывать, что сделка, заключенная взамен неисполненной, была направлена на покрытие убытков Для взыскания убытков в размере разницы между ценой по договору поставки и стоимостью по совершенной взамен сделке необходимо исполнить такую сделку Зачем водителю дополнительный отпуск Все не так, здесь надо про автобус подробнее � Как заключить с вами договор на представление интересов в Советском районном суде? большое спасибо за ответ .горный алтай.

спасибо, очень интересная заметка. Вы должны авторизоваться чтобы опубликовать комментарий.

Особенности предоставления дополнительного отпуска водителям

Транспорт по умолчанию считается источником повышенного риска, поэтому режим занятости и отдыха для профессии водитель особенно важен.

Необходимо тщательно контролировать соответствие рабочего времени шоферов нормам, предусмотренным ТК РФ.

Могут ли они претендовать на дополнительные дни отпуска впридачу к ежегодному обычному? На каких условиях допотпуск предоставляется работодателем? Как оформляется эта процедура?

Рассмотрим подробнее. Особенности режима занятости и свободного времени водителей регламентируются в следующей государственной документации и внутренних актах организаций: Это обязательные требования законов, но у работодателей есть еще и возможности увеличить свободные от работы дни еще и по иным причинам:

  • за солидный стаж работы водителем (на усмотрение руководства, но должен составлять не менее полугода);
  • работодательской инициативой (просто по желанию нанимателя).

Рассмотрим особенности дополнительного оплачиваемого времени для отдыха водителей по различным основаниям. Работа водителя, к сожалению, предусматривает много факторов отрицательного воздействия на здоровье труженика:

  • физические нагрузки (на мышцы и органы восприятия);
  • эмоциональные стрессы;
  • дыхание загазованным воздухом;
  • вибрация;
  • тяжелый микроклимат на рабочем месте ­– за рулем и др.

Условие о данном виде добавочных отпускных дней должно быть внесено в трудовой договор водителя при трудоустройстве, а также отмечено в коллективном договоре, отраслевом соглашении.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ! Так как должность водителя подпадает сразу под несколько оснований, то для определения отпуска выбирается одно, по которому положено наибольшее количество дней.

Данный режим может быть в ряде случаев установлен:

  • водителям легковых авто (кроме таксистов);
  • водителям экспедиций в полевых условиях.

Установлен ряд профессий «с особенными условиями труда», к ним относится и водительская.

Этой категории выделят еще 3 дополнительных дня «от щедрот» государства, если перед этим в данной отрасли отработано непрерывно 3 и более года. Эта категория тружеников также имеет право на дни отдыха в плюс к основному отпуску. Закон добавляет 24 рабочих дня для водителей Крайнего Севера и 16 дней – для шоферов, работающих в приравненных к нему районах. «Медицинские» водители имеют особый статус как входящие в Список профессий с вредными условиями труда. В разделе «Здравоохранение» этого списка указаны минимальные продолжительности отпусков для разных категорий водителей:

  • скорой помощи – 6 дней;
  • если водитель одновременно является и санитаром, то 12 дней;
  • если это работа на психиатрической «Скорой помощи» – дополнительных 30 дней;
  • непрерывный трехлетний стаж в данной отрасли – 3 дня.

Особенности учета оплаты дополнительных отпусков Поскольку данные дни отдыха относятся к оплачиваемым, расходы на их оплату закономерно уменьшат базу налога на прибыль.

Дополнительный отпуск водителям

Признаю ошибку Но все-таки отраслевые списки существуют гна основании п.2.

И еще см. ниже Решение Верховного Суда РФ от 11 марта 2004 г.

№ ГКПИ04-34 По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка.

Номер вышеупомянутого Федерального закона следует читать «№ 208-ФЗ» ВОТ ТОЛЬКО ОЧЕНЬ МАЛО РАБОТНИКОВ ДОГАДАЛИСЬ ОБРАТИТЬСЯ В СУД, А СКОРО ЭТО СТАНЕТ НЕАКТУАЛЬНЫМ (если ПРавительство все-таки примет проект Постановления О ЛЬГОТАХ И КОМПЕНСАЦИЯХ за работу во вредных условиях. _________________Давайте Правила форума соблюдать и при этом жить дружно!

ВОТ ЕСТЬ ТАКАЯ ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ ( актуальна на 27 мая 2019 г.) КАК ПОСЧИТАТЬ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТПУСКА «ЗА ВРЕДНОСТЬ»? Округлите полученный результат до целых месяцев: значение менее 0,5 отбрасывается, а 0,5 и более округляется до целого месяца. Пример.

Допотпуск за ненормированность рабочего дня Данный режим может быть в ряде случаев установлен:

  • водителям легковых авто (кроме таксистов);
  • водителям экспедиций в полевых условиях.

Добавочные дни могут быть присоединены к любой части основного отпуска или быть взяты отдельно.

  • Гуляем по частям? Можно дробить дополнительные отпуска, так же как и основные.

Дополнительные дни «за вредность» Работа водителя, к сожалению, предусматривает много факторов отрицательного воздействия на здоровье труженика:

  • физические нагрузки (на мышцы и органы восприятия);
  • эмоциональные стрессы;
  • дыхание загазованным воздухом;
  • вибрация;
  • тяжелый микроклимат на рабочем месте ­– за рулем и др.

Все это позволяет отнести эту профессию к вредным, тяжелым и опасным видам занятости, она входит в упоминающийся выше Список. А таким категориям работников гарантируется дополнительный отпуск. Закон устанавливает его минимальную длительность в 7 рабочих дней, но работодатель может по своему усмотрению увеличить этот срок.

Условие о данном виде добавочных отпускных дней должно быть внесено в трудовой договор водителя при трудоустройстве, а также отмечено в коллективном договоре, отраслевом соглашении. Трудовым кодексом не регламентируется ни его продолжительность, ни порядок предоставления. Обычно они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности и зависят от продолжительности рабочего времени.

Первая часть должна закончиться не позже чем через 4 ч после начала работы. Будьте вежливы и благоразумны – Ваш собеседник может просто отказаться отвечать на Ваш вопрос. Время отдыха водителей регламентируется ТК РФ и разд.

III Положения, в соответствии с которыми еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 ч.

Продолжительность отпуска у водителей автобуса

— наличия у него документа о прохождении в установленные сроки медицинского освидетельствования; — соответствия его квалификации, опыта работы и иных профессиональных характеристик требованиям, установленным для конкретного вида перевозок.

Водитель автомобиля при работе на машинах, смонтированных на шасси автомобилей грузоподъемностью до 3-х тонн имеет право на дополнительный отпуск 7 календарных дней. 1. По разделу XXXIII «Транспорт.

Е. Автомобильный транспорт и шоссейные дороги»: — водителю автомобиля, работающему на автобусе регулярных линий, в том числе заказных, — 12 рабочих дней; — водителю автобуса, работающему на маршрутных такси, — 12 рабочих дней; Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Заказ консультации юриста Тематики юриста: Екатерина (Заказать консультацию) Таким образом, если по результатам аттестации у водителей не установлены вредные (неблагоприятные) условия труда, работодатель ИМЕЕТ ПРАВО предоставлять допотпуск в количестве 3 дней, в противном случае — не менее 7. Да такой закон есть, и он называется Трудовой кодекс РФ. В нем, в статье 115 говорится, что: — Отпуск не может быть меньше 28 дней; — Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 28 дней ( ст. 115 ТК РФ). Вредными условиями труда являются производственные факторы, которые могут вызвать у сотрудника различные виды заболеваний. К таким условиям, в частности, относятся излучение, шум, вибрация и т.

п. «…Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в ч. Возможно — ли предоставление водителю школьного автобуса дополнительного оплачиваемого отпуска, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте водителя установлены допустимые условия труда (класс — 2)?

и (или) опасными условиями труда (статья 117 ТК РФ); — имеющим особый характер работы (статья 118 ТК РФ); — с ненормированным рабочим днем (статья 119 ТК РФ) и в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами. Таким образом, по каждому из оснований, указанному в статье 116 Трудового кодекса РФ, коллективным договором организации могут Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительный отпуск водителям (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Основные принципы

15 приказ Минтранса о режиме труда и отдыхе водителей подразумевает соблюдение основных принципов Положения:

  1. При составлении графика должны быть учтены все факторы, включая время на:
    • управление ТС;
    • отдых;
    • подготовку перед отправлением;
    • прохождение медосмотра;
    • простой по вынужденным причинам;
    • ремонт ТС;
    • охрану грузов и т.д.
  2. Длительность рабочего дня не должна превышать лимит в 9-10 часов, при возможных переработках максимум 2 раза в неделю.
  3. При непрерывном движении каждые 4 часа водитель должен делать 15-минутный перерыв.
  4. Пятидневная неделя не должна превышать 40 часов, шестидневная – 42 часов.
  5. При осуществлении перевозки грузов на дальние расстояния, в т.ч. за рубеж, допустим 12-часовой график работы.
  6. Отдых в обеденный перерыв должен длиться от 30 минут до 2 часов.
  7. Перерыв между сменами при обычном графике должен быть не менее 16 часов, при суммированном графике – 12 часов. При рейсах на дальние расстояния межсменный перерыв может быть разбит на 2 раза.

График с соблюдением изложенных принципов должен постоянно находится перед глазами водителя. Обычно он составляется 1 раз в месяц. Обязательное условие при составлении режима дня сотрудников – точное ограничение во времени, включая часы на обед, переезд, остановки и т.д.

В связи с изменениями в 2019 году используется две системы учета рабочего дня автомобилистов:

  1. Ежедневный (учет на 1 день) при еженедельной выработке не более 40 часов.
  2. Суммарный (учет общего времени работы) без ограничения еженедельный часов и с расчетом времени труда на месяц или сезон. Система чаще используется для водителей, совершающих международные грузовые рейсы, а также государственные заказы.

Если ТС управляют два человека

Многие предприятия, перевозящие грузы на значительные расстояния, посылают в рейсы двух или даже трех водителей. Благодаря этому транспорт может двигаться практически непрерывно.

При таких перевозках также важно соблюдение некоторых принципов:

  • у водителя должно быть спальное место на период отдыха;
  • максимальный рабочий день обоих (или более) водителей должен составлять не больше 21 часа в сутки, при этом время непосредственного управления авто не должно превышать 18 часов;
  • максимальное время непрерывного движения ТС – 4,5 часа. Даже если второй водитель находится не за рулем, то по факту он может быть на смене. А значит, пересменка невозможна, и перерыв от движения все же потребуется;
  • при передаче смены водители обязаны менять карты тахографа. Движение по одной карте может считаться нарушением графика труда и отдыха.

Как пользоваться тахографом

Расчет времени трудовой деятельности и отдыха обязательно согласуется с Трудовым кодексом и другими нормативными актами. Для контроля режима используются тахографы, которые устанавливаются на грузовым авто.

Чтобы воспользоваться прибором каждый водитель должен получить личную карту с чипом, с указанием на ней данных о водителе. Стандартная карта действует не более 3 лет, после чего подлежит обязательной замене.

Чтобы воспользоваться тахографом, нужно:

  1. Вставить личную карту в прибор непосредственно перед началом смены. В обычных устройствах карта вставляется электронным чипом вверх.
  2. Ввести пин-код, заданный при активации ключа-карты. Важно быть максимально точным и внимательным. При ошибке ввода карта блокируется, а повторное действие невозможно.
  3. После ввода пин-кода на экран выводится ФИО водителя, который должен выбрать режим работы или отдыха. Если данные не отобразились, то карта вставлена не верно или прибор был поврежден.
  4. При начале движения тахограф автоматически определяет состояние как режим труда и начинает отсчитывать время до отдыха. При каждой заглушке мотора устройство переходит в режим отдыха. Если остановка вынужденная и считается рабочей, то изменить режим можно самостоятельно на цифровом экране. Однако в таком случае ТС должно быть неподвижно.
  5. По окончанию трудовой смены нужно вынуть кату из прибора. Снова воспользоваться картой можно только после истечения межсменного отдыха.

Данные о режиме труда водителей хранятся на тахографе в течение 28 дней, затем информация автоматически удаляется. Для извлечения данных с устройств работодатели используют функцию печати. В стандартных устройствах он находится во главе меню.

Данные могут быть распечатаны как с показаний ТС, так и на конкретного водителя, пользующегося индивидуальной картой.

В первом случае будет предоставлен полный цикл движения ТС, во втором – режим труда и отдыха конкретного сотрудника. Часто работодатели сохраняют обе распечатки для проведения контроля сотрудников.

По стандартам кроме плановых и внеплановых проверок ГИБДД предприятие проводит самостоятельный контроль соблюдения РТО. Подобные мероприятие проводятся раз в 1-2 месяца. Данные, полученные с тахографа, хранятся в архивах в течение года, после чего могут быть уничтожены.

Ответственность за нарушение норм

За нарушение норм Приказа №15 Минтруда и Положения предусмотрены следующие санкции:

  1. За управление грузовым автомобилем в коммерческих целях предусмотрены одновременные штрафы в размере:
    • от 1 до 3 тыс. рублей для водителя;
    • от 5 до 10 тыс. рублей для ИП или должностного лица, допустившего инцидент;
    • 15-30 тыс. рублей для юридического лица (кроме ИП).
  1. За несоблюдение норм и стандартов эксплуатации тахографа или игнорирование режима труда и отдыха на физическое лицо (водитель) будет наложен штраф в размере от 1 до 3 тыс. рублей. Предусмотрены следующие возможные нарушения:
    • истек срок действия индивидуальной карты водителя;
    • карта не была вставлена в слот во время движения;
    • использовалась карта другого водителя;
    • РТО не был соблюден.
  1. За несоблюдение норм и стандартов эксплуатации тахографа, а также за нарушение РТО подчиненных, должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тыс. рублей в следующих случаях:
    • отсутствие тахографа или использование несертифицированного прибора;
    • использование неисправного или неоткалиброванного устройства;
    • просроченная проверка РТО по тахографу.

Любой из указанных штрафов за отсутствие тахографа или несоблюдение РТО может быть выписан сотрудниками ГИБДД, Роспортребнадзора или Роструда.

Таким образом, трудовой режим и время на отдых водителей коммерческого грузового транспорта должно быть согласовано с трудовым законодательством РФ. Использование тахографов в данном случае обязательно для учета фактического времени РТО.

При любом нарушении закона штраф будет наложен как на организацию, так и на ее руководителя и водителя. Несмотря на это, закон не запрещает перевозку частных грузов личным транспортом без соблюдения упомянутых норм.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *