Режим работы водителя грузового автомобиля

Рабочее время сотрудника

Общий объем рабочего времени водителя грузового транспорта составляется из следующих важных временных периодов:

  • время управления автомобилем;
  • часы специально установленных перерывов на отдых от управления грузовым авто, как во процессе передвижения, так и в конечном пункте;
  • подготовительное и заключительное время, отведенное на выполнение работ перед выездом на маршрут и после возвращения с него в компанию. Если водитель осуществляет междугородние перевозки, исчисляется время выполнения работы в самом пункте оборота или в процессе передвижения перед началом или перед окончанием рабочей смены;
  • время, которое уходит на прохождение медицинского осмотра каждого водителя перед выездом на рейс или перед выходом на смену. Также сюда можно отнести время прохождения осмотра после возвращения со смены. Если для проведения осмотра требуется тратить время на путь, оно обязательно будет учтено, дорога туда и обратно;
  • время вынужденного простоя в пунктах погрузки или разгрузки продукции, а также на участках использования специализированных авто;
  • время простоя, возникшего не по вине водителя;
  • часы, потраченные на устранение в процессе рабочей смены разных эксплуатационных неисправностей у обслуживаемого авто. Это время принимается во внимание в том случае, если не требуется разборка механизма, при выполнении простых регулировочных работ в обычных полевых условиях, если рядом нет специальной технической помощи;
  • время, потраченное на организацию охраны груза и самого авто в период стоянки, а также на конечных и промежуточных станциях. Это правило распространяется на водителей, совершающих грузовые междугородние перевозки;
  • время водителя, не связанное с управлением автомобилем при выполнении дальних рейсов с задействованием сменщика;
  • другие случаи, предусмотренные законом России.

Представленные вниманию пункты являются свидетельством того, что водитель во время рабочей смены не может быть занят одним только вождением.

Если у водителя грузового авто стандартный 8-часовой рабочий день, в данные 8 часов входят все предрейсовые, послерейсовые врачебные осмотры, время на обед и отдых и так далее.

Если некоторые компании, принимающие на работу водителей диктуют правило делать перерыв за счет времени, выделенного на обед, это незаконно.

Особого внимания заслуживает время, потраченное на охрану перевозимого груза. В рабочее время оно может быть засчитано не полностью, но не менее 30%.

Если водитель находится на рабочем месте, но не управляет автомобилем, часы также могут быть засчитаны не полностью, но не менее 50%.

Подобные важные нюансы нужно обязательно принимать во внимание, чтобы избежать начисления штрафа.

Самое главное заранее позаботиться о том, чтобы все особые и сомнительные вопросы и моменты были внесены в режим труда и отдыха водителя международника и обычного городского грузового транспорта.

Варианты учета рабочего времени

Изначально нужно отметить, что для всех водителей грузовых авто должны быть составлены грамотно продуманные графики работы.

Это специальные схемы по часам работы, которые составляются руководителями компании и доводятся до сведения каждого водителя.

В подобных графиках, которые составляются на месяц, обязательно должны быть отражены все рабочие дни и строго с указанием начала и окончания рабочего дня или смены.

Обозначается время перерыва на обед или иной вид принятия пищи, а также дни законного еженедельного отдыха.

Для водителей грузовых автомобилей, работающих в современных компаниях, существует два типа и категории рабочего времени:

  1. Ежедневный учет рабочего времени, то есть длительного рабочего дня, которая находится в установленных законом пределах.
  2. Суммарный учет общего рабочего времени. Речь идет о длительности рабочих дней, которая может отличаться несколько отличаться. Установленные более длинные дни, которые по некоторым причинам не укладываются в принятые нормы, а также общее количество часов рабочего времени, должны находиться строго в пределах нормы.

Каждый из перечисленных видов и категорий распределения рабочего времени стоит рассмотреть более подробно. Это поможет понять особенности разработки режиме отдыха и трудового времени в зависимости от многочисленных сопутствующих факторов.

Ежедневный учет

Ежедневный учет времени работы водителя отличается простой.

В среднем сотрудник обязан работать по обычной 40-часовой неделе.

Если в компании принят 5-дневный режим, длительность одного дня не должна быть более 8 часов, если рабочая неделя состоит из 6 дней, каждый рабочий день длится не больше 7 часов.

Как уже отмечалось выше, во внимание принимается не только время управления авто, но большое количество иных моментов.

Суммированный учет

Суммированный учет времени работы – это более сложная схема. При такой схеме рассчитывается рабочее время сотрудника не на протяжении одного рабочего дня, на всего месяца или даже сезона.

Время отчета может быть увеличено в том случае, если по какой-то причине не может быть соблюдена установленная трудовым законодательство еженедельная и ежедневная продолжительного общего рабочего времени.

Именно в этом случае применяется особый суммированный учет рабочего времени со средней продолжительностью периода в один месяц.

Суммированная форма учета общего рабочего времени может быть введена работодателем с учетом мнения всех представительских органов сотрудников.

Здесь предусмотрены свои особенности, при которых длительность рабочего дня может достигать 10 или 12 часов. Это касается междугородних грузовых перевозок для предоставления возможности водителям отдыхать в рейсе.

Кроме того, правила применяются к водителям, которые осуществляют грузовые перевозки к учреждениям разных городских служб, здравоохранения, к объектам почтовой и телефонной связи.

Время управления автомобилем

Как уже упоминалось немного выше, рабочее время водителя, который занимается грузовыми перевозками, относится не только к управлению авто. На это уходит только определенная часть дня.

Подобное распределение может быть разным, но не должно превышать 9 часов. Если перевозки осуществляются в сложной горной местности или на габаритном транспорте, максимальное время управления не может превышать 8 часов.

Положение об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей предусматривает две ситуации, при которых общее время управления увеличивается:

  1. До 10 часов при особенном суммарном учете рабочего времени. Данное увеличение допустимо не более 2 раз в неделю. Кроме того, руководитель компании обязан проследить за тем, чтобы у водителя не накапливалось более 90 часов рабочего времени за неделю.
  2. В процессе вождения грузовых авто по городским и пригородным маршрутам допустим суммированный учет времени вождения.

На основании этого у водителей грузовых авто на неделе могут возникать самые загруженные рабочие дни. При осуществлении несложных работ, верхнее время может быть не установлено, то есть при общем времени рабочего дня, на управление авто может уходить до 11 часов.

Режим отдыха водителей

Если говорить о законном отдыхе водителей во время рабочего дня, то он может состоять из таких составных частей, как:

  1. Перерыв на питание и обеденный отдых.
  2. Междусменный или ежедневный отдых.
  3. Непрерывный еженедельный выходной.

Для каждого вида отдыха могут быть установлены свои индивидуальные нормативы. Каждый из них стоит изучить более подробно.

Перерыв на отдых и принятие пищи

Время перерыва для полноценного отдыха и для принятия пищи может колебаться от 30 минут до 2 часов. Здесь все зависит от длительности рабочего времени.

При рабочем дне более 8 часов, водителю грузового авто могут предоставить 2 часа на обеденный перерыв.

Междусменный перерыв

В процесс стандартного учета времени продолжительного ежедневного отдыха может быть в два раза больше общей длительности рабочей смены. Стоит отметить, что время каждодневного отдыха включает также и время, отведенное на обед.

Например, если в обычный рабочий день водитель работает с 8 до 17 часов и имеет час обеденного перерыва, перерыв между сменами должен быть не менее 15 часов. Если в компании установлен 7-часовой режим дня, следующая смена может начаться примерно на 2 часа раньше.

При суммированном учете, продолжительность междусменного отдыха не должна быть менее 12 часов. Трудовым законодательством предусмотрены некоторые исключения, за счет которых может быть уменьшено общее время междусменного отдыха.

Вот некоторые из них:

  1. До 9 часов при работе на городских или пригородных грузовых перевозках. После окончания второй смены сотруднику должно быть предоставлено отдых между сменами в 48 часов.
  2. До 11 часов при осуществлении междугородних перевозок. Примерно три раза в неделю данное время допустимо уменьшать до 9 часов. В этом случае водителю предоставляется дополнительный отдых до конца следующей недели. Его длительность должна быть равна потерянному количеству часов.

В некоторых ситуациях на международных перевозках может быть предусмотрен разбитый отдых между сменами.

Его можно разделить части. При этом одна составляет не менее 8 часов, а общее время должно составлять 12 часов.

Непрерывный еженедельный отдых

Данная форма отдыха должна продолжаться 42 часа, не меньше. Подобный вид отдыха не может быть включен в отдельно рассчитываемый междусменный отдых.

При обычной 5-дневной неделе, общая продолжительного выходного должна быть не менее 57 часов – 42+15.

Если график работы является суммированным, выходные могут быть назначены в самые разные дни. Довольно часто принимаются во внимание физиолого гигиенические основы.

Все представленные вниманию расчеты труда и отдыха для водителей грузового транспорта устанавливаются на основании трудового законодательства. Чтобы отслеживать соблюдение подобных условий требуется использовать специальные устройства – тахографы.

За нарушение рабочего режима в России предусмотрен административный штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя. Его размер в среднем составляет 1000—3000 рублей.

Подобными тахографами в обязательном порядке должны быть оснащены грузовые транспортные средства, которые принадлежат индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, тем, кто занимается перевозками.

Принятое законодательство по распределению труда не применяется к собственникам личных авто, которые занимаются грузоперевозками в частном порядке.

Несмотря на то, что штрафы за переработку в данном случае не предусмотрены, отдыхать необходимо. Излишняя усталость может привести к возникновению опасных ситуаций на дороге.

Постановление Мин труда РФ от 25.06.1999 г № 16.

Для водителе, работающих шесть дней в неделю, продолжительность ежедневной работы не должна превышать 7 часов, а накануне выходных дне – 6 часов. При работе в ночное время (с 22 до 6 часов) продолжительность рабочего времени сокращается на один час. При суммированном учете рабочего времени продолжительность смены не может быть больше 10 часов, а с разрешения Министерства и по согласованию с отраслевым профсоюзным органом – более 12 часов.

При выполнение междугородних перевозок, когда пребывание водителя в автомобиле предусматривает более 12 часов, в кабине должно быть спальное место, и в рейс направляются два водителя



При междугородних перевозках после трех часов непрерывного вождения должен быть предусмотрен отдых на 10 минут, а в дальнейшем через каждые два часа. Продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день. Различают два вида ежегодных отпусков – основной и дополнительный. Дополнительный отпуск предоставляется в связи с особенностью деятельностью или в порядке поощрения за длительную работу на одном предприятии. Установлено право на дополнительный отпуск:

— 12 рабочих дней – водителям автобусов регулярных линий, маршрутных такси, грузовых автомобилей грузоподъемностью 3 тоны и более;

— 6 рабочих дней – водителям автомобиле медицинской службы, грузовых автомобилей грузоподъемностью 1,5 и 3 тонны.

Кроме перечисленных водителе на дополнительный отпуск имеют право работники следующих должностей автопредприятий:

— 6 рабочих дней – вальцовщик резиновых смесей при ремонте покрышек, вулканизаторщик на горячих вулканизирующих прессах, заправщик ГСМ, кладовщик ГСМ, мойщик, занятый на мойке автомобильных деталях и узлах.

— 12 рабочих дней – паяльщик и лудильщик горячим способом, занятый на пайке свинцом;

— 6 рабочих дней – слесарь по ремонту автомобилей и подсобный рабочий, постоянно работающие в ночных сменах на ремонте и осмотре автомобиле и автобусов, слесарь по ремонту автомобилей, работающих на газовом топливе, слесарь, занятый ремонтом бензоколонок на открытом воздухе;

— 12 рабочих дней – слесарь по ремонту колонок в помещении.

«Отдел кадров», 2009, N 3

Особенности труда и отдыха водителей автомобилей

Практически каждая организация использует в своей деятельности автомобили. Водители на транспортных средствах перевозят людей и грузы. Поскольку любой автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, руководству организации очень важно соблюдать режимы труда и отдыха водителей. Особенности регулирования труда работников транспорта установлены ст. ст. 69, 213, гл. 51 ТК РФ. В статье рассмотрим подробнее: установлены ли ограничения по времени управления автомобилем, сколько времени водитель должен отдыхать, могут ли водители работать по совместительству и некоторые другие вопросы.

Прием на работу

Прием на работу водителей регулируется ст. 328 ТК РФ, которая обязывает пройти профессиональный отбор, подготовку и предварительный медицинский осмотр (обследование) в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта и здравоохранения.

Кроме Трудового кодекса нормы об особенностях приема водителей можно найти в других нормативных актах:

— в ст. ст. 23 и 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

— в ст. 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1.

В соответствии со ст. 65 ТК РФ при трудоустройстве водитель кроме документов, установленных данной статьей, обязан предъявить водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории, которое подтверждает его профессиональную подготовку.

Внимание! В водительских удостоверениях предусмотрены пять категорий транспортных средств: A — мотоциклы, B — легковые автомобили до 3,5 т, число сидячих мест в которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, C — грузовые автомобили более 3,5 т (за исключением автобусов), D — автобусы, имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест, E — составы транспортных средств.

Иногда требуется водитель с определенной квалификацией или опытом работы, например для пассажирских перевозок. Для их подтверждения можно обратиться к записям в трудовой книжке, справкам с предыдущих мест работы, заверенным копиям приказов или трудовых договоров (контрактов). Кроме того, стаж управления автомобилем подтверждается тем же самым водительским удостоверением.

Если работник отказывается пройти предварительный медосмотр или предоставить документы, подтверждающие его профессионализм, можете смело отказывать в приеме — в таком случае ваш отказ будет обоснованным (ст. 64 ТК РФ).

О медицинских осмотрах

Кроме удостоверения работодатель обязан потребовать медицинскую справку о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением автомобильным транспортом.

Более того, в процессе трудовой деятельности водители обязаны проходить периодические медицинские осмотры. Порядок и периодичность проведения таких осмотров регламентируются Приказами Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» и Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».

Предрейсовый медицинский осмотр проводится с целью выявления лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем с позиции как обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат. При этом медицинское учреждение должно иметь лицензию. При допуске к рейсу на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр», дата и подпись медицинского работника, проводившего осмотр <1>.

<1> Более подробно читайте в статье «О медосмотрах водителей» в N 1 журнала «Отдел кадров» за 2009 г.

Поскольку автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, работники, его эксплуатирующие, должны проходить обязательное психиатрическое обследование раз в пять лет в силу ст. 213 ТК РФ. Данной статьей также установлено, что работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, проходят за счет работодателя обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

Работодатели должны не только организовать обязательные медицинские осмотры водителей, но и проводить с участием медицинских работников мероприятия по совершенствованию у водителей навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

Внимание! При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель обязан не допускать его к выполнению трудовых обязанностей и отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ).

Заключаем трудовой договор

После того как все необходимые документы собраны и изучены работником кадровой службы, заключается трудовой договор. Помимо условий, предусмотренных ст. 57 ТК РФ, подлежащих включению в трудовой договор, необходимо учесть некоторые особенности.

Чаще всего сложности возникают с определением места работы, поскольку работа водителей в основном имеет подвижной или разъездной характер. В таких случаях рекомендуем указывать местонахождение конкретных объектов, на которых будет трудиться работник, а при подвижной работе — обслуживаемую им территорию. Следующий возникающий вопрос: нужно ли указывать в трудовом договоре наименование и марку автомобиля? Отвечаем. Указывать конкретную марку автомобиля можно в том случае, если данный водитель будет работать только на конкретном автомобиле и не предполагается его перемещение на другой автомобиль. Если вероятность замены автомобиля существует, лучше не конкретизировать марку автомобиля, иначе придется заключать дополнительное соглашение к трудовому договору об использовании другого транспортного средства.

Рабочее время шофера

Режим труда и отдыха работников транспортных организаций должен соответствовать нормам трудового законодательства. Минтранс в Приказе от 20.08.2004 N 15 <2> утвердил Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей. Данное Положение распространяется на всех водителей, кроме водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.

<2> Приказ Минтранса России от 20.08.2004 N 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».

В соответствии с п. 6 Положения под рабочим временем водителя следует понимать время, в течение которого водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности). Пункт 15 Положения включает в рабочее время и иные периоды:

— перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

— выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

— проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

— стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

— простоев не по вине водителя;

— проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ;

— охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, в случае если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

— присутствия в автомобиле, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 ч в неделю. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 ч. При перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов смена не может превышать 8 ч.

В тех случаях, когда нормальная еженедельная или ежедневная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена, водителям должен устанавливаться суммированный учет рабочего времени (ст. 104 ТК РФ) с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) можно увеличить до 10 ч, но не более двух раз в неделю, при этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 ч (п. 17 Положения).

Внимание! Работодатель имеет право увеличить продолжительность ежедневной работы до 12 ч водителям, работающим на регулярных городских и пригородных маршрутах, в соответствии с п. 11 Положения.

В силу п. 3 Положения данные особенности необходимо учитывать при составлении графиков работы (сменности) водителей, которые утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Такие графики должны составляться для всех водителей на каждый день (смену) и доводиться до их сведения не позднее чем за месяц до введения в действие. В графике необходимо отразить время:

— начала и окончания смены, а также ее продолжительность;

— перерывов для отдыха и питания;

— ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Сверхурочные работы у водителей допустимы, но с учетом положений ст. 99 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику не должна превышать 12 ч, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1, 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ, а именно:

— при необходимости выполнить или закончить начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена или закончена в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

— для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Могут ли водители работать по совместительству? Статья 329 ТК РФ говорит, что работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Перечень таких работ, профессий, должностей утвержден Правительством РФ в Постановлении N 16 <3>.

<3> Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 «Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств».

Некоторым водителям работодатель может установить ненормированный рабочий день. Сделать это он может только с учетом мнения выборного представительного органа работников организации. Согласно п. 14 Положения такой режим работы можно установить:

— водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси);

— водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.

Поскольку работодатель обязан обеспечить здоровые и безопасные условия труда и правильно организовать труд работников, необходимо соблюдать положения вышеуказанных нормативных актов, а также не забывать про Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте <4>, которые распространяются не только на водителей автомобилей, но и на работников автотранспортных организаций, цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (СТО, шиномонтажи, гаражи, стоянки), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.

<4> Утверждены Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 N 28.

Время отдыха водителя

Время отдыха водителей регламентируется нормами ТК РФ и разд. III Положения. Еженедельный непрерывный отдых должен составлять не менее 42 ч. Время перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность устанавливаются с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем в трудовом договоре.

В соответствии со ст. 111 ТК РФ всем работникам предоставляются выходные дни. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляется два выходных дня в неделю (оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд), при шестидневной — один. Но в транспортных компаниях, в которых установлен суммированный учет рабочего времени для водителей, допускается устанавливать выходные дни в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), причем число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения). Можно привлечь водителя к работе и в его выходной день, но только с учетом положений ст. 113 ТК РФ. Для этого нужно издать приказ или распоряжение и получить письменное согласие водителя.

Внимание! В соответствии с п. 28 Положения работодатель на междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени может сократить продолжительность еженедельного отдыха, но не менее чем до 29 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч.

Работа водителей в нерабочие праздничные дни допускается в случаях, предусмотренных ст. 112 ТК РФ. При суммированном учете рабочего времени работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, включается в норму рабочего времени учетного периода.

Внимание! Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) в силу п. 25 Положения.

Разъясним. Ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала в следующий день (смену). Трудовым кодексом не регламентируется ни его продолжительность, ни порядок предоставления. Обычно они определяются правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности и зависят от продолжительности рабочего времени. То есть при восьмичасовом рабочем дне ежедневный отдых должен быть не менее 15 ч (8 ч x 2 — 1 ч (обед)).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 ч независимо от перерыва на отдых и питание.

Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв устанавливается не позже чем через 4 ч после начала работы и предоставляется в месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Продолжительность такого перерыва должна быть не более 2 ч без учета времени для отдыха и питания. Об этом говорится в п. 13 Положения.

Про ежегодные оплачиваемые отпуска забывать также не стоит. Поскольку в Положении о них ничего не упоминается, следует руководствоваться нормами ст. 115 ТК РФ и предоставлять 28 календарных дней. В соответствии со ст. 116 ТК РФ работники транспортных организаций имеют право и на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также за особый характер работы. Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. В соответствии с этим списком отпуск предоставляется в рабочих днях, а вот сокращенная продолжительность рабочего времени не установлена.

Наименование профессий и должностей

Количество дней
дополнительного
отпуска (в рабочих
днях)

Водитель автомобиля, работающий на автобусе
регулярных линий, в том числе заказных

Водитель автобуса, работающий на маршрутных такси

Водитель автомобиля, в том числе и специального
(кроме пожарного), грузоподъемностью:
а) от 1,5 до 3 т
б) от 3 т и выше

6
12

Водитель легкого автомобиля-такси при работе в
городах республиканского, краевого, областного
подчинения и на междугородных трассах

Вулканизаторщик, постоянно работающий на горячих
вулканизационных прессах (аппаратах) на ремонте
автошин, автокамер и резиновых изделий

Кондуктор автобуса

Водитель автомобиля, занятый перегоном
автомобилей, слесарь по ремонту автомобилей и
рабочие других профессий — все постоянно
работающие в ночных сменах на техническом
обслуживании, ремонте и осмотре автотранспортных
средств

Слесарь по ремонту автомобилей, занятый в
автохозяйствах ремонтом двигателей автомобилей,
работающих:
а) на газе
б) на этилированном бензине

6
12

По условиям аттестации рабочих мест работодатель может самостоятельно установить дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда на конкретных рабочих местах будут признаны опасными, вредными или особыми. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» установлено, что такой отпуск не может быть менее семи календарных дней.

Средства индивидуальной защиты

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работники автомобильного транспорта имеют право получить спецодежду, обувь и иные СИЗ. Для работников организаций транспорта типовые нормы выдачи средств защиты приведены в Приложении 8 к Постановлению Минтруда России N 63 <5>. Согласно данному Постановлению средствами защиты должны обеспечиваться:

— водитель автомобиля;

— диспетчер автомобильного транспорта;

— дорожный рабочий или мастер;

— кондуктор автобуса;

— оператор заправочных станций и др.

<5> Постановление Минтруда России от 16.12.1997 N 63 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».

Порядок выдачи средств защиты, а также правила их пользования и хранения определены Постановлением Минтруда России N 51 <6>.

<6> Постановление Минтруда России от 18.12.1998 N 51 «Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

Особенности оплаты труда водителей

Рабочее время водителей оплачивается с учетом всех установленных трудовым законодательством надбавок и доплат — оплата сверхурочной и ночной работы, а также работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Обратите внимание, что Постановлением Правительства РФ от 27.07.2008 N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время. Коллективным или трудовым договором может быть предусмотрена выплата иных надбавок, например за подвижной и разъездной характер работы или интенсивность труда. При составлении локальных нормативных актах об оплате водителей пассажирского транспорта необходимо учитывать положения Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 — 2010 годы, зарегистрированного 25.03.2008 N 96/08-10 (Письмо Роструда от 25.03.2008 N 1558-ТЗ).

В.П.Ющин

Эксперт журнала

«Отдел кадров»

Подписано в печать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *