Ст 119 НК РФ

Содержание

Статья 119 Налогового кодекса РФ — Непредставление налоговой декларации
(расчета финансового результата инвестиционного товарищества)

(по состоянию на 01 марта 2018 года)

  1. Непредставление установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

    влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

  2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок
    влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Статья 1191. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Статья 1192. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

  1. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере сорока тысяч рублей.

  2. Те же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере восьмидесяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 119 Налогового кодекса РФ

Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации. При этом ответственность за направление декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы названной нормой не предусмотрена.

Следовательно, привлечение налогоплательщика к ответственности за представление налоговой декларации неустановленной (устаревшей, утратившей силу) формы неправомерно.

За непредставление (несвоевременное представление) налогового расчета ответственность, предусмотренная статьей 119 НК РФ, не применяется. Ответственность за несвоевременное представление указанного расчета установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Физические лица, получившие доход, должны сдать до 30 апреля следующего года налоговую декларацию (3-НДФЛ), т.е. «сдать» сами себя.

Организации, в зависимости от выбранной системы налогообложения, сдают декарации в разные сроки. Информацию о сроках отчетности можно узнать в налоговом календаре для бухгалтера.

Налоговую декларацию можно предоставить в налоговую инспекцию:

  • лично;

  • через представителя;

  • по почте;

  • по электронным каналам связи (если это прямо предусмотрено нормативными актами).

Статья 119 НК РФ не предусматривает ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации. Как разъяснено в письме Управления МНС России по г. Москве от 12.10.2004 N 11-15/65542, порядок представления налоговой декларации по почте, установленный статьей 80 НК РФ, считается нарушенным, если отсутствует опись вложения, и это может повлечь за собой наступление налоговой ответственности по статье 119 НК РФ.

Датой представления налоговой декларации, отправленной по почте, является дата, указанная в штампе «Почта России». При этом дата, указанная на календарном штемпеле оператора почтовой связи, подтверждает только дату приема декларации с описью вложения от налогоплательщика и в целях применения статьи 80 НК РФ не признается датой представления налоговой декларации.

Декларация, поданная не в полном объеме, не содержит все сведения, необходимые для осуществления налогового контроля над налогоплательщиком, не позволяет проверить правильность исчисления и уплаты налога. Следовательно, такой документ не отвечает установленным пунктом 1 статьи 80 НК РФ требованиям к такому документу, как декларация, и не может считаться представленным в пределах установленного срока. Этот вывод подтверждает и судебная практика (см. например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.02.2006 N А19-22309/05-5-Ф02-321/06-С1).

С изменением статьи 119 Налогового кодекса РФ появилась неясность в определении размера штрафа, когда налог уплачен в установленный срок, но налоговая декларация не предоставлена, либо несвоевременно подана нулевая декларация:
из буквального толкования статьи 119 следует, что штраф за несвоевременное представление декларации должен составлять 0 рублей так как неуплаченная сумма (т.е. налоговая база для уплаты штрафа) равна 0 рублей;
1 000 рублей, т.к. такой минимальный штраф установлен указанной нормой.
Письмом Минфина от 21.10.10 № 03-02-07/1479 разъяснено, что представление налогоплательщиком налоговой декларации после 2 сентября 2010 года с нарушением срока влечет взыскание штрафа, установленного статьей 119 НК РФ Минимальный штраф подлежит взысканию в соответствии со статьей 119 Кодекса за указанное налоговое правонарушение также и в случае, когда сумма налога, указанная в налоговой декларации, представленной в налоговый орган с нарушением срока, уплачена налогоплательщиком своевременно и полностью.
Ничего другого от Минфина ожидать не приходится, ведь не надо забывать, что основная функция этого государственного органа – наполнение государственного бюджета. Поэтому предлагаю дождаться судебной практики на этот счет.

С 1 января 2014 года из пункта 1 исключено указание на субъекта правонарушения — налогоплательщика. Таким образом, с 1 января 2014 года по ст. 119 НК РФ могут быть оштрафованы, например, налоговые агенты по НДС.

Кроме того, с 1 января 2014 года оштрафовать по ст. 119 НК РФ можно и лиц, не являющихся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога. До этой даты вопрос о привлечении их к ответственности также являлся спорным. Причем Президиум ВАС РФ принял сторону организаций и предпринимателей. Он указал, что неплательщики НДС не могут быть привлечены к ответственности за непредставление деклараций по данному налогу (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 4544/07).

Разъяснения Минфина по применению статьи 119 НК

Письмом Минфина России от 07.10.2011 № 03-02-08/108 разъяснены вопросы ответственности за непредставление налоговой декларации в установленный срок.

Налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган в установленный законом срок налоговую декларацию, в том числе и при отсутствии налога к уплате (информационное письмо Президиума ВАС России от 17.03.03 № 71).

За невыполнение данного требования предусмотрена налоговая ответственность (ст. 119 НК РФ), минимальный штраф составляет 1000 руб.

Разъяснения ФНС РФ по применению статьи 119 НК
Письмо
от 18 декабря 2012 г. № АС-4-2/21574

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами территориальных налоговых органов по вопросу разъяснения порядка привлечения к ответственности организаций, которые не предоставляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, сообщает следующее.

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119 и 129.4 Налогового кодекса, влечет в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ.

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со статьей 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15.6 КоАП РФ, влечет согласно статьи 15.6 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

При этом следует учитывать положение пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса, из которого следует, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.06.2011 по делу N А27-13715/2010 (Определением ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-11154/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов.

Статья написана и размещена в 2010 году. Дополнена — 04.10.2014, 14.11.2014, 02.03.2018

Полезные ссылки по теме: «Ответственность за непредставление (несдачу) налоговой декларации и другой отчетности»

  1. НДФЛ с наследства

  2. Налоговая ответственность за непредставление документов

  3. Ошибки при заполнении налоговой декларации 3-НДФЛ

  4. Подтверждение статуса налогового резидента РФ

  5. Что такое налоговое правонарушение, порядок привлечения, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность

  6. Как получить отсрочку (рассрочку) по уплтае налогов

  7. Узнать адрес вашей налоговой инспекции:

  • в Санкт-Петербурге (адреса, телефоны, интернет сайты, режим работы районных ФНС);

  • в Москве (адреса, телефоны, интернет сайты, режим работы районных ФНС);

  • другие города России

  • Налоговая ответственность за не уплаченные налоги

  • Налоговая ответственность за неявку по вызову в налоговиков

  • Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

  • Как платить налоги и сдавать отчетность?

  • Tags: ответственность, за непредставление, налоговой, декларации, отчетности, штраф за непредставление налоговой декларации, непредставление, налоговая декларация, несдача, штраф за несдачу налоговой декларации

    >
    Ст. 119 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы

    Кто может быть наказан по п. 1 ст. 119 НК РФ?

    П. 1 ст. 119 НК РФ предусматривает наступление ответственности за несдачу налоговой декларации (расчета по налогам или взносам) для следующих категорий лиц:

    • плательщиков налогов, сборов и страховых взносов (ИП, юр- и физлиц);
    • налоговых агентов;
    • лиц, не платящих НДС, но выписывающих счета-фактуры.

    Сдавать декларацию (расчет по налогам или взносам) нужно обязательно, если это предписано для определенного налога НК РФ (п. 1 ст. 80 НК РФ). Причем с 2015 года в качестве несданных расцениваются декларации по НДС, отправленные в ФНС на бумаге (п. 5 ст. 174 НК РФ).

    Однако ряд исключений для сдачи налоговикам бумажной декларации по НДС все же существует. Читайте об этом в материале «Узнайте, можно ли вам отчитаться по НДС на бумаге».

    Размер штрафа по п. 1 ст. 119 составит 5% от суммы налога, начисленного в не отправленном вовремя отчете, за каждый целый или неполный месяц со дня, определяемого как срок его сдачи, но не более 30% от суммы налога и не менее 1 000 руб.

    С 2017 года этот штраф имеет непосредственное отношение и к расчету по страховым взносам. Подробнее об этом — в статье «За несдачу нового расчета по взносам будут штрафовать по ст. 119 НК РФ».

    См. также статью «Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую».

    Комментарий к статье 119 НК РФ

    Комментируемая статья устанавливает ответственность за непредставление налоговой декларации.

    Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 01.01.2014, сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

    При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

    Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в Письмах Минфина России от 21.10.2010 N 03-02-07/1479, от 29.04.2011 N 03-02-08/48.

    Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в Письме ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно Письму ФНС России от 30.09.2014 N СА-4-7/19945).

    Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2011 N 09АП-29306/2011-АК).

    Вместе с тем по вопросу применения пункта 1 статьи 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

    Как указано в Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в пункте 18 вышеуказанного Постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

    Неоднозначность толкования нормы устранена с 01.01.2014 посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ, которым в пункте 1 статьи 119 НК РФ словосочетание «неуплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

    На устранение неоднозначности толкования пункта 1 статьи 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления Письма от 30.09.2014 N СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 N ШС-37-7/16376@».

    В Письме Минфина России от 14.08.2015 N 03-02-08/47033 отмечено, что статьей 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

    В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 рублей.

    Минимальный размер штрафа, предусмотренный статьей 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 рублей Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

    В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что пункт 1 статьи 119 НК РФ не содержит противоречий, в том числе относительно установленных размеров штрафов.

    В пункте 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 разъяснено, что из положений пункта 3 статьи 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, то есть предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

    Соответственно, из взаимосвязанного толкования указанной нормы и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

    В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй Кодекса.

    В Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692 отмечено, что поскольку из взаимосвязанного толкования пункта 3 статьи 58 НК РФ и пункта 1 статьи 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной статьей 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.

    Консультации и комментарии юристов по ст 119 НК РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 119 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

    1. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета

    влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

    2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок

    влечет взыскание штрафа в размере 1 000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

    Комментарий к Ст. 119 НК РФ

    Обязанность представления налоговой декларации установлена ст. 80 НК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается отчетность как физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.

    Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации. Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.

    Статья 119 НК РФ состоит из двух пунктов.

    В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

    Сроки для представления налоговых деклараций установлены следующими положениями части второй НК РФ:

    а) п. 5 ст. 174 НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики по НДС (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в п. 5 ст. 173 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ.

    Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками или являющиеся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

    б) абз. 2 п. 4 ст. 174.1 НК РФ. Согласно положениям данного пункта участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, в срок, предусмотренный п. 5 ст. 174 НК РФ, представляет в налоговый орган по месту своего учета отдельную налоговую декларацию по НДС по каждому договору инвестиционного товарищества;

    в) п. 5 ст. 204 НК РФ. В соответствии с п. 5 ст. 204 НК РФ налогоплательщики акцизов обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, в которых они состоят на учете, налоговую декларацию за налоговый период в части осуществляемых ими операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 22 «Акцизы» НК РФ, в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, — не позднее 25-го числа 3-го месяца, следующего за отчетным;

    г) абз. 2 п. 1 ст. 229 НК РФ, в соответствии с которым налоговая декларация по НДФЛ представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено ст. 227.1 НК РФ;

    д) п. 3 ст. 289 НК РФ. Согласно его положениям налогоплательщики (налоговые агенты) по налогу на прибыль представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей;

    е) п. 1 ст. 333.15, п. 2 ст. 333.14 НК РФ. В соответствии с ними налоговая декларация по водному налогу представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога, т.е. не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

    ж) п. 2 ст. 345 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 345 НК РФ налоговая декларация по НДПИ представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

    з) п. 2 ст. 346.10 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 346.10 НК РФ налогоплательщики ЕСХН представляют налоговую декларацию:

    1) по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, за исключением случая, предусмотренного ниже;

    2) не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с п. 9 ст. 346.3 НК РФ, им прекращена предпринимательская деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, признаваемого таковым в соответствии с гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ;

    и) п. 1 ст. 346.23 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики в связи с применением УСН представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в следующие сроки:

    1) организации — не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ);

    2) индивидуальные предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ);

    к) п. 3 ст. 346.32 НК РФ. Исходя из положений п. 3 ст. 346.32 НК РФ налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода;

    л) п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Согласно п. 3 ст. 363.1 НК РФ налоговые декларации по транспортному налогу представляются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;

    м) п. 2 ст. 370 НК РФ. В данном случае предусмотрено, что налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;

    н) п. 3 ст. 386 НК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 386 НК РФ налоговые декларации по налогу на имущество организаций по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

    о) п. 3 ст. 398 НК РФ. Налоговые декларации по земельному налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Положения п. 1 ст. 119 НК РФ имеют ряд особенностей:

    1) к ответственности согласно положениям п. 1 ст. 119 НК более не может быть привлечен только налогоплательщик, имеющий самостоятельный налоговый статус. Исходя из изменений, внесенных Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям», с 1 января 2015 г. к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ могут быть привлечены не только налогоплательщики, но и другие лица, например налоговые агенты;

    2) если декларация представлена с нарушением срока, но налог уплачен до подачи налоговой декларации и до вынесения инспекцией решения о привлечении к ответственности, у налогового органа отсутствуют основания для взыскания с налогоплательщика штрафа (Определение ВАС РФ от 18 августа 2011 г. N ВАС-10766/11 по делу N А40-86405/10-142-458);

    3) вне зависимости от того, что суммы налога за налоговые периоды равны нулю, привлечение к ответственности за представление деклараций с нарушением установленных законом сроков применяется в размере низшего предела санкции, установленной п. 1 ст. 119 НК РФ (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»);

    4) сумма штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ рассчитывается исходя из не уплаченной в установленный срок суммы налога. Из указанной формулировки теперь следует, что неуплаченную сумму налога при расчете штрафа нужно определять на дату истечения срока перечисления налога. До 2014 г. в п. 1 ст. 119 НК РФ предусматривался штраф исходя из неуплаченной суммы налога, в связи с чем возникали вопросы о том, на какую дату ее следовало определять. При этом судьи ВАС РФ разъясняли, что размер неуплаченной суммы определяется на момент истечения срока уплаты налога (абз. 2 п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»);

    5) штраф по ст. 119 НК РФ может быть применен только после представления налогоплательщиком налоговой декларации, но не расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ (Письмо ФНС России от 22 августа 2014 г. N СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК Российской Федерации»).

    Пунктом 2 ст. 119 НК РФ установлена ответственность за непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок и определен штраф в размере 1 тыс. руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

    При определении порядка, правил и сроков представления деклараций, расчета финансового результата в налоговый орган необходимо руководствоваться положениями ст. ст. 23, 24.1, 80, 81 НК РФ и соответствующими статьями части второй НК РФ, определяющими срок представления декларации, применительно к каждому налогу.

    Размеры налоговых санкций, предусмотренных ст. 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами ст. ст. 112, 114 НК РФ.

    Комментарий к Статье 119 НК РФ

    Обязанность представления налоговой декларации установлена ст. 80 НК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу. Причем под налоговой декларацией как видом налоговой отчетности понимается как отчетность физических, так и юридических лиц. Налоговая декларация должна быть подана в установленный срок.

    Налоговый кодекс не указывает конкретных сроков подачи налоговой декларации, а содержит лишь отсылочную норму, гласящую, что налоговая декларация представляется в установленные законом сроки (п. 6 ст. 80). Если налоговая декларация направляется по почте, то она считается представленной в момент отправки заказного письма с описью вложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).

    Объектом налогового правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, а также других документов. При этом нарушаются требования: ст. ст. 80, 81 НК РФ (посвященные налоговым декларациям, порядку ее представления и изменения), ст. ст. 88, 93 НК РФ, ряда других норм (о представлении документов по требованию налогового органа). Непосредственный объект анализируемого налогового правонарушения — нарушение установленных сроков представления налоговых деклараций.

    В чем заключается опасность данного деяния? Опасность данного налогового правонарушения состоит в том, что оно посягает на установленный порядок взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками (их законными представителями), подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений (чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения и т.д.).

    Объективную сторону налогового правонарушения, предусмотренную п. п. 1, 2 комментируемой статьи, отражают следующие моменты:

    а) ст. 119 НК РФ предусмотрена ответственность за два самостоятельных налоговых правонарушения:

    — нарушение установленного срока представления налоговой декларации;

    — непредставление налоговой декларации в сроки, упомянутые в п. 2 комментируемой статьи.

    Именно объективной стороной упомянутые выше налоговые правонарушения отличаются друг от друга;

    б) налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной сумме налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате им, на бланке установленной формы (лично или посредством почтового отправления) (п. п. 1 — 3 ст. 80 НК РФ);

    в) срок представления налоговой декларации по каждому виду налога устанавливается тем или иным актом законодательства о налогах (например, налоговая декларация по подоходному налогу с физического лица должна быть представлена не позднее 30 апреля года, следующего за годом, в течение которого физическое лицо получило подлежащий декларированию совокупный доход и т.д.);

    г) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета. При этом следует иметь в виду, что:

    — организации подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту своего нахождения, а если в нее входят филиалы и иные обособленные подразделения на территории РФ или в ее собственности находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество (включая транспортные средства), — по месту нахождения каждого подразделения (недвижимого имущества);

    — индивидуальные предприниматели и приравненные к ним (для целей налогообложения) лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту их жительства;

    — другие физические лица ставятся на учет по месту их жительства самими налоговыми органами в соответствии с правилами ст. 83 НК РФ;

    — любые физические лица, имеющие подлежащие налогообложению объекты недвижимости и транспортные средства, подлежат также налоговому учету по месту нахождения упомянутого объекта (ст. ст. 83 — 85 НК РФ);

    д) упомянутый в п. 2 комментируемой статьи срок (180 дней) исчисляется в календарных днях. Отсчет этого срока начинается со следующего (после установленного законодательством о налогах дня представления налоговой декларации потому или иному налогу) дня. Порядок представления налоговой декларации в последний день определяется правилами ст. 6.1 НК РФ;

    е) налоговое правонарушение, указанное в комментируемой статье, в основном совершается в форме бездействия: виновный или не исполняет свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации, или пропускает срок, указанный в п. 2 комментируемой статьи.

    Данное налоговое правонарушение нужно отличать от нарушения правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ).

    Правильному применению комментируемой статьи будет способствовать учет позиций Конституционного Суда (по вопросу о соответствии ст. 119 НК РФ Конституции РФ), изложенной в Определениях N 291-О и N 316-О.

    Субъектами налоговых правонарушений, указанных в п. п. 1, 2 комментируемой статьи, являются налогоплательщики — организации и физические лица:

    а) ни налоговые агенты, ни иные лица не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного п. п. 1, 2 ст. 119 НК РФ;

    б) ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если оно не содержит признаков состава преступления, предусмотренного в УК РФ;

    в) привлечение организации к ответственности по ст. 119 НК РФ не освобождает ее руководителя (иных лиц, осуществляющих в ней управленческие функции) от административной, уголовной, иной ответственности, предусмотренной законами РФ. Так, в соответствии со ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на руководителей организаций в размере от 3 до 5 МРОТ;

    г) привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ не освобождает от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

    Анализируя субъективную сторону деяний, которым посвящена комментируемая статья, следует учесть, что она может выражаться как умышленно, так и по неосторожности.

    Перечислим санкции за деяния, предусмотренные в комментируемой статье:

    а) налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов от суммы налога (а не от суммы полученного дохода), подлежащей уплате (доплате) на основе налоговой декларации. При этом штраф взыскивается:

    — за каждый полный месяц, прошедший со дня, когда налогоплательщик должен был представить налоговую декларацию (отсчет начинается со дня, следующего за указанным днем);

    — за каждый неполный месяц (если отсчет начинается не с начала месяца);

    — в размере, не превышающем 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе налоговой декларации, срок представления которой нарушен (но не менее 100 руб.);

    б) деяние, предусмотренное п. 2 ст. 116 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере:

    30% суммы налога, подлежащей уплате на основе не представленной в течение 180 дней налоговой декларации;

    10% суммы налога, подлежащей уплате на основе упомянутой декларации (начиная с 181-го дня непредставления).

    При этом уплата штрафов осуществляется за каждый полный, каждый неполный месяц;

    в) штрафы, предусмотренные комментируемой статьей, не поглощают друг друга.

    Размеры налоговых санкций, предусмотренных ст. 119 НК РФ, подлежат уменьшению или увеличению в соответствии с правилами ст. ст. 112, 114 НК РФ.

    Другой комментарий к Ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации

    1. Статья 119 Кодекса устанавливает налоговую ответственность налогоплательщиков за неисполнение или ненадлежащее исполнение закрепленной подп. 4 п. 1 ст. 23 Кодекса обязанности представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (см. комментарий к ст. 23 Кодекса).

    Налоговая декларация, как определено в п. 1 ст. 80 Кодекса, представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Порядок представления налоговой декларации в налоговый орган установлен ст. 80 Кодекса (см. комментарий к ст. 80 Кодекса).

    На конкретном примере в п. 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (ст. 80 Кодекса) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Как указано в примере, ответчик, являясь плательщиком определенных видов налогов, обязан был представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.

    МНС России в письме от 22 января 2002 г. N СА-6-04/60 «О представлении налоговой декларации индивидуальными предпринимателями» <*> разъяснило, что в ст. 227, 229 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса, а также в подп. 4 п. 1 ст. 23 Кодекса установлена обязанность индивидуальных предпринимателей представлять в налоговый орган по месту своего учета (месту жительства) декларацию по налогу на доходы физических лиц независимо от наличия у них объекта налогообложения. Непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок, по мнению МНС России, является основанием для привлечения к налоговой ответственности в соответствии со ст. 119 Кодекса.

    ———————————
    <*> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2002. N 3.

    Президиум ВАС России в п. 13 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, на конкретном примере указал, что уплата суммы исчисленного налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок сама по себе не освобождает налогоплательщика от ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации, предусмотренной ст. 119 Кодекса.

    По мнению МНС РФ, выраженному в письме от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/1201@ «О привлечении к налоговой ответственности налогоплательщиков единого социального налога» <*>, за непредставление в соответствии с п. 3 ст. 243 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Кодекса расчета авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщика-работодателя налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 119 Кодекса. На случай формирования противоположной судебной практики МНС России считает, что такие налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса.

    ———————————
    <*> Экономика и жизнь. 2002. N 34.

    Однако в п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, на конкретном примере разъяснено, что предусмотренный ст. 119 Кодекса штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу.

    С учетом приведенного разъяснения, данного в п. 15 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, МНС России в письме от 8 декабря 2003 г. N 14-3-04/3243-4-ау387 «О применении ответственности, предусмотренной ст. 119 НК» <*> выразило мнение о том, что налоговый орган вправе привлечь налогоплательщика к ответственности, установленной ст. 119 Кодекса, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода.

    ———————————
    <*> Налогообложение. 2004. N 1.

    В качестве обоснования МНС России привело следующее:

    статьи 287 — 289 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» части второй Кодекса содержат положения, устанавливающие обязанность налогоплательщиков и сроки представления в налоговые органы налоговых деклараций за соответствующий отчетный период;

    пунктом 1 ст. 289 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном указанной статьей Кодекса.

    Административная ответственность руководителей и других работников организаций, являющихся налогоплательщиками, за нарушение сроков представления налоговой декларации предусмотрена ст. 15.5 КоАП: наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.

    Уголовная ответственность граждан-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, установлена в ст. 198 УК, уголовная ответственность руководителей, главных бухгалтеров и иных работников организаций-налогоплательщиков за уклонение от уплаты налога или сбора, совершенное путем непредставления налоговой декларации, — в ст. 199 УК.

    В пункте 37 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 разъяснено, что поскольку Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 Кодекса срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (см. комментарий к ст. 115 Кодекса). С учетом данного разъяснения МНС России в письме от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 «Об ответственности за нарушения налогового законодательства» <*> указало, что моментом обнаружения правонарушения в виде непредставления налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной ст. 119 Кодекса, следует считать день фактической подачи в налоговый орган налоговой декларации и регистрации в налоговом органе представленного с просрочкой документа.

    ———————————
    <*> Нормативные акты для бухгалтера. 2001. N 18.

    2. В пункте 2 ст. 119 Кодекса предусмотрен квалифицированный состав налогового правонарушения, связанного с непредставлением налоговой декларации.

    Квалифицирующим признаком является непредставление налоговой декларации в течение более 180 дней по истечении установленного срока.

    МНС России в указанном выше письме от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 обращало внимание налоговых органов на то, что одновременное привлечение налогоплательщика к ответственности на основании п. 1 и 2 ст. 119 Кодекса является неправомерным.

    Следует отметить, что санкция п. 2 ст. 119 Кодекса не предусматривает в отличие от п. 1 комментируемой статьи нижний предел штрафа. Соответственно, при представлении в налоговый орган налоговой декларации, по которой налог, не причитающийся к уплате, равен нулю, налоговая санкция, предусмотренная п. 2 комментируемой статьи, не применяется. Такая позиция выражена, в частности, в письме МНС России от 4 июля 2001 г. N 14-3-04/1279-Т890 <*>.

    ———————————
    <*> Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 12.

    3. Пункт 3 ст. 119 Кодекса в первоначальной ред. устанавливал налоговую ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу и за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ п. 3 из комментируемой статьи исключен, а налоговая ответственность за указанные нарушения установлена ст. 129.1 и 126 Кодекса соответственно.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *