Освобождение от налога на прибыль

Содержание

>Налог на прибыль организаций в 2019 году

Что это такое

Налог на прибыль является одним из обязательных налогов ОСНО для юридических лиц (в том числе иностранных). ИП, в свою очередь, платят налог на доходы физических лиц (более подробно ). Налог на прибыль является федеральным налогом, величина которого напрямую зависит от финансовой деятельности организации (ее прибыли).

Кто освобожден от уплаты налога на прибыль

От уплаты налога на прибыль освобождены:

  • Организации, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН), а также уплачивающие налог на игорный бизнес.
  • Участники проекта «Инновационный центр «Сколково».
  • Ряд иностранных и международных организаций (перечисленных в п.4 ст. 246 НК РФ).
  • Организации, отвечающие определенным условиям, при соблюдении которых полученный доход облагается нулевой ставкой, например, ведение образовательной или медицинской деятельности (перечень доходов, по которым возможно применение ставки 0%, установлен ст.284, 284.1, 284.3 НК РФ).

Объект налога на прибыль организаций

Объектом налогообложения является прибыль организации, полученная по итогам отчетного (налогового) периода.

Примечание: прибыль – это разница между полученными доходами и произведенными расходами.

Доходы для целей налогообложения прибыли

  • Доходы от реализации (выручка от реализации товаров, работ и услуг, имущественных прав).
  • Внереализационные доходы (иные поступления, не относящие к доходам от реализации). Полный перечень внереализационных доходов приведен в ст. 249 НК РФ.

Примечание: перечень доходов, не учитываемых при расчете налога, приведен в ст. 251 НК РФ. Данный список является закрытым и, в случае, если какие-то доходы не указаны в нем, их нужно учесть при расчете налога.

Расходы для целей налогообложения прибыли

  • Расходы от реализации.
  • Внереализационные расходы.

Расходы от реализации, в свою очередь, делятся на прямые и косвенные.

Прямые расходы учитываются по мере реализации товаров, в стоимости которых они учтены (амортизационные расходы, оплата труда сотрудникам, участвующим в производстве товаров, работ и услуг, материальные расходы).

Косвенные расходы учитываются в том периоде в котором были произведены. К ним относятся все иные расходы, кроме прямых и внереализационных.

Примечание: перечень расходов, не учитываемых при расчете налога, приведен в ст. 270 НК РФ. Указанный список является закрытым, перечисленные в нем расходы ни при каких обстоятельствах не могут уменьшать доходы организации.

Обратите внимание, для того, чтобы принять расходы в уменьшение налога на прибыль они должны быть документально подтверждены, обоснованы и направлены на получение дохода. Если хотя бы одно из условий не соблюдено в признании расходов организации будет отказано.

Примечание: очень часто налоговые органы ставят под сомнение обоснованность заявленных расходов из-за недобросовестных контрагентов. Подробно о проверке контрагентов вы можете прочитать .

Методы учета доходов и расходов

Порядок учета доходов и расходов в том или ином периоде определяется двумя методами:

  1. Метод начисления. Доходы и расходы признаются в том периоде, в котором они были произведены, вне зависимости от даты оплаты и поступления средств.
  2. Кассовый метод. Доходы и расходы признаются в том периоде, в котором прошла оплата расходов или были получены средства (имущество, имущественные права). Организации могут применять этот метод при условии, что за четыре предыдущих квартала выручка не превышала миллиона за каждый квартал (в сумме 4 млн. руб. за 4 квартала).

Примечание: организация может применять только один из указанных методов, комбинирование (например, для доходов один метод, а для расходов другой) не допускается.

Более подробно о методах ведения учета доходов и расходов по налогу на прибыль можно узнать из ст. 271-273 НК РФ.

Расчет налога на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций рассчитывается по следующей форме:

Налог к уплате в бюджет = Налоговая база х Ставка налога – Авансовые платежи – Торговый сбор

Налоговая база

База налога на прибыль определяется как разница между доходами и расходами (прибыль). В случае если расходы превышают доходы, база признается равной нулю. И налог в бюджет не уплачивается.

Обратите внимание, прибыль определяется нарастающим итогом с начала года.

Примечание: если прибыль облагается разными ставками, то налоговая база рассчитывается отдельно по каждой ставке.

В случае если у организации имеется убыток, подлежащий переносу, он также уменьшает базу по налогу.

Налоговая ставка

Основная ставка – 20%. Налог, уплаченный по данной ставке, распределяется в бюджеты в следующих пропорциях:

  • 3% – в федеральный бюджет.
  • 17% – в бюджет субъекта РФ.

Специальные налоговые ставки

Налоговая ставка Вид дохода
30% Доходы от оборота ценных бумаг (кроме доходов по дивидендам), учитываемых на счетах депо, при нарушении процедуры представления информации налоговому агенту
20% Доходы иностранных организаций не относящиеся к деятельности через постоянное представительство (кроме доходов, поименованных в п.2,3,4 ст.284 НК РФ)
Доходы от деятельности по добыче углеводородного сырья в отношении организаций, отвечающих требованиям п.1 ст. 275.2 НК РФ
15% Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам
Доходы иностранных организаций, полученные в виде дивидендов от российских компаний
13% Доходы российских организаций в виде дивидендов от российских и иностранных компаний
Доходы от дивидендов, полученных по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками
10% Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок
9% Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также иные доходы, указанные в пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ
0% Перечень организаций, имеющих право применять нулевую ставку поименован в ст. 284 НК РФ.

Авансовые платежи

Авансовые платежи уплачиваются одним из трех способов:

  • Каждый квартал с уплатой ежемесячных платежей.
  • Каждый квартал без уплаты ежемесячных платежей.
  • Ежемесячно по фактической прибыли.

Более подробно о порядке расчета, сроках и способах уплаты авансовых платежей.

Пример расчета налога на прибыль по итогам года

Налогооблагаемый доход ООО «Ромашка» за 2018 год составил 35 млн. руб.

Расходы, принимаемые в уменьшение доходов, составили 15 млн. руб.

База по налогу составит 20 млн. руб. (35 млн. руб. – 15 млн. руб.)

Ставка – 20 %.

Налог, рассчитанный по итогам 2018 года, будет равен 4 млн. руб. (20 млн. руб. х 20%).

Уплаченные за год авансовые платежи составили 3 млн. руб.

Налог к уплате в бюджет составит 1 млн. руб. (4млн. руб. – 3 млн. руб.), из них:

  • 30 000 руб. в федеральный бюджет.
  • 170 000 руб. в бюджет субъекта РФ.

Налог на прибыль к уплате

Отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал, полугодие и 9 месяцев.

Примечание: для организаций, выбравших способ уплаты авансов по фактической прибыли (ежемесячно), отчетным периодом является месяц, два месяца и так до окончания года.

Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год.

Организации в течение года должны уплачивать авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода (в зависимости от способа уплаты авансов).

Более подробно о порядке расчета, сроках и способах уплаты авансовых платежей.

Налог на прибыль подлежит уплате в срок до 28 марта следующего года.

Отчетность по налогу на прибыль организаций

По итогам каждого отчетного и налогового периода организациям необходимо сдавать налоговую декларацию.

Обратите внимание, что с 2017 года применяется новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль.

Если организация уплачивает ежеквартальные авансы декларации она сдает 4 раза (по итогам каждого квартала за год). При уплате авансов по фактической прибыли декларацию нужно сдавать 12 раз в год (с января по ноябрь и за год).

Декларации по итогам отчетного периода сдается в ИФНС не позднее 28 дней с окончания отчетного периода. Декларация по итогам года не позднее 28 марта следующего года.

Примечание: декларация сдается по месту учета организации и ее обособленных подразделений. Крупнейшие налогоплательщики отчитываются по месту учета.

Плательщики налога на прибыль обязаны вести регистры налогового и аналитического учета.

Если в налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали операции по налогу на прибыль и не было движения денежных средств по расчетным счетам и кассе он может подать единую упрощенную декларацию.

Какие льготы по налогу на прибыль организаций установлены на 2017-2018?

Льготы по налогу на прибыль могут предоставляться как возможностью применения ставки 0%, так и в других формах: например выведения из-под налога объекта налогообложения, применения сниженных ставок, налоговых каникул. Льготы в виде нулевой ставки установлены для ряда предприятий, занятых, преимущественно, в социально-обслуживающей сфере. В ст. 284–284.6 НК РФ содержится исчерпывающий перечень лиц, которые могут претендовать на получение подобной льготы.

Льготы для образовательных и медицинских учреждений

Льготы для сельхозпредприятий

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Льготы для участников особых зон

Другие льготы

Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2017–2018

Ответственность за нарушение норм

Итоги

Льготы для образовательных и медицинских учреждений

Для организаций, занятых в сфере образования и/или медицины, предусмотрена возможность воспользоваться льготой по налогу на прибыль путем применения нулевой ставки к налоговой базе при исчислении налога (п. 1.1 ст. 284 НК РФ). Для этого необходимо соблюсти ряд условий (ст. 284.1 НК РФ):

  1. Организация должна заниматься деятельностью, включенной в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 917. При этом деятельность, связанная с предоставлением услуг санаторно-курортного лечения, не входит в «льготный» список – на это обращено внимание налогоплательщиков в письме Минфина от 18.05.2012 № 03-03-06/1/252.
  2. Указанная деятельность должна осуществляться на основании лицензии.
  3. Деятельность, попадающая под льготы, должна обеспечивать не менее 90% от всех поступающих доходов.
  4. В течение года штат предприятия не должен сокращаться ниже 15 сотрудников. Кроме того, для медучреждений важно придерживаться нормы, чтобы у 50% штатных работников были оформлены действующие сертификаты специалистов.
  5. Предприятие не может совершать сделки при помощи векселей либо пользоваться фининструментами срочных сделок.

Льготами могут воспользоваться предприятия образования (медицины) вне зависимости от формы собственности (государственные или частные). Льгота применяется ко всей налоговой базе налогоплательщика. Срок действия льготы – налоговый период (календарный год). Право использовать в отношении налога на прибыль организаций льготы сохраняется до конца 2019 года (п. 6 ст. 5 закона «О внесении изменений…» от 28.12.2010 № 395-ФЗ).

См. также статью «Условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль при получении дивидендов».

Льготы для сельхозпредприятий

Предприятия, работающие в сельскохозяйственной отрасли и соответствующие критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ (в части обеспечения не менее 70% дохода от операций по выращиванию, переработке и продаже сельхозпродукции в общем объеме выручки от реализации), имеют право воспользоваться льготой в виде ставки 0% по уплате налога на прибыль (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).

Является важным, чтобы такой сельхозтоваропроизводитель находился на общей системе налогообложения. Выбрав упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого сельхозналога, налогоплательщик теряет право на льготы по налогу на прибыль, поскольку на упрощенной системе этот налог не платится.

Льготы по налогу на прибыль для организаций сферы социального обслуживания

Организации, оказывающие социальное услуги населению, имеют право на льготы по налогу на прибыль в виде ставки 0% при соблюдении ряда условий (п. 1.9 ст. 284 НК РФ). Перечень услуг, в отношении которых применима льгота, утвержден постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 638.

Обязательные требования для претендентов на получение льготы по налогу на прибыль (ст. 284.5 НК РФ):

  1. Компания должна быть зарегистрирована в реестре поставщиков соцуслуг субъекта Федерации.
  2. В штате должно непрерывно работать на протяжении налогового периода не менее 15 сотрудников.
  3. Оборот от оказания социальных услуг должен составлять по итогам года не менее 90% от всех доходов компании.
  4. В деятельности не должны использоваться векселя и фининструменты срочных сделок.

Срок действия этих льгот установлен до начала 2020 года (п. 2 ст. 2 закона «О внесении изменения…» от 29.12.2014 № 464-ФЗ). Повторное применение такой льготы не допускается (п. 9 ст. 284.5 НК РФ).

Льготы для участников особых зон

Резиденты особых экономических зон

Компании, работающие в особых – технико-внедренческой и туристско-рекреационной – экономических зонах, которые решением Правительства РФ объединены в кластер, могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль. Речь идет о применении ставки 0% к налоговой базе при расчете той части налога, которая подлежит уплате в федеральный бюджет (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Важным условием для получения налоговых преференций является ведение раздельного учета доходов (расходов) от непосредственно подпадающей подо льготы деятельности, т. е. осуществляемой на территории особой экономической зоны. Утрата статуса резидента технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоны означает потерю права на использование налоговой преференции (п. 1.2 ст. 284 НК РФ).

Для технико-внедренческой деятельности возможность применения такой льготы завершается с окончанием 2017 года, а в части туристско-рекреационной деятельности она будет действовать до 2023 года (п. 5 ст. 10 закона «О внесении изменений…» от 30.11.2011 № 365-ФЗ).

В 2017 году появилась (п. 1 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 18.07.2017 № 168-ФЗ) льгота в виде ставки 0% по налогу (п. 1.11 ст. 284 НК РФ) для юрлиц, работающих в туристско-рекреационной сфере на территории Дальневосточного округа. Ее применение ограничено периодами 2018-2022 годов и требует выполнения организацией ряда условий (ст. 284.6 НК РФ). Возникновение несоответствия этим условиям потребует восстановления суммы неуплаченного налога и оплаты пеней (п. 5 ст. 284.6 НК РФ).

Для применения с начала 2017 года введена (п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 348-ФЗ) также льгота для юрлиц, работающих в особых зонах, но в сферах, отличающихся от указанных в п. 1.2 ст. 284 НК РФ. Заключается она в том, что ставка по налогу, предназначенному для федерального бюджета, составляет 2% (п. 1.2-1 ст. 284 НК РФ), а не 3%, по которой большинством компаний должен платиться налог в этот бюджет в 2017-2020 годах.

Участники свободной экономической зоны

Льготной ставкой (0%) при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет пользуются компании, осуществляющие деятельность в СЭЗ (свободной экономической зоне). Льгота предоставляется на протяжении 10 налоговых периодов с момента получения дохода от продажи товаров по договору о деятельности в СЭЗ (п. 1.7 ст. 284 НК РФ).

Кроме того, субъектами Федерации может устанавливаться пониженная ставка для таких предприятий по уплате налога в местный бюджет (не ниже 13,5%). Для 2017 года это значение снижено до величины 12,5% (законы «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ (подп. «б» п. 26 ст. 2) и от 27.11.2017 № 348-ФЗ (п. 3 ст. 1)).

Обязательным является ведение раздельного учета доходов (расходов) по видам деятельности, которые осуществляются в СЭЗ и за ее пределами. Причем налогообложение других видов деятельности осуществляется в общем порядке (письмо Минфина от 20.03.2015 № 03-03-10/15503).

О требованиях к регистрам, в которых организуется налоговый учет, читайте в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».

Участники ТОСЭР

Для компаний – резидентов ТОСЭР (территорий с опережающим социально-экономическим развитием) также предусмотрены преференции – это налог на прибыль (льгота 2014 года) по ставке 0% при уплате налога на прибыль в федеральный бюджет (п. 1.8 ст. 284 НК РФ).

Обязательными условиями для применения льгот являются (ст. 284.4 НК РФ):

  1. Госрегистрация юрлица на ТОСЭР.
  2. Отсутствие обособленных подразделений за пределами зоны ТОСЭР.
  3. Неиспользование налогоплательщиком специальных налоговых режимов.
  4. Невхождение резидента ТОСЭР в состав консолидированных групп налогоплательщиков.
  5. Отсутствие деятельности в качестве страховщика, банка, НКО, клиринговой компании, негосударственного пенсионного фонда или участника-профессионала на рынке ценных бумаг.
  6. Отсутствие статуса участника СЭЗ и/или региональных инвестпроектов.
  7. Обеспечение не менее 90% своих доходов за счет деятельности, осуществляемой в рамках соглашения о работе в ТОСЭР.
  8. Обеспечение раздельного учета доходов по видам деятельности при исполнении соглашения о работе в ТОСЭР и по другим.

Льготы по уплате налога в федеральный бюджет (ставка 0%) сохраняются на протяжении 5 лет с момента получения первой прибыли по соглашению о работе в ТОСЭР. Имеется также льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации: на протяжении первых 5 лет – максимум 5%, и на протяжении следующих 5 лет – минимум 10%. Причем право на применение льготы не исчезает в случае отсутствия прибыли в течение 3 следующих подряд налоговых периодов (с 2018 года их число при определенных условиях может достигать 9, ст. 1 закона «О внесении изменения…» от 27.11.2017 № 339-ФЗ) и будет использовано по истечении этих периодов (п. 5 ст. 284.4 НК РФ).

Другие льготы

Участникам региональных инвестпроектов

В соответствии с п. 1.5 ст. 284 НК РФ компании, участвующие в инвестпроектах регионов, могут применять льготу по начислению налога на прибыль в федеральный бюджет в виде нулевой ставки в течение 10 лет, начиная с года получения первого дохода по проекту. Льгота будет действовать до 2029 года вне зависимости от даты включения участника инвестпроекта в реестр таких участников (п. 2 ст. 3 закона «О внесении изменений…» от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

Также имеется льгота по уплате налога в бюджет субъекта федерации в виде ставки не более 10% на протяжении первых 5 лет, и минимум 10% – в последующую пятилетку (п. 3 ст. 284.3 НК РФ).

Для получения права на использование такой льготы необходимо обеспечить соблюдение следующих условий:

  1. Включение в реестр участников региональных инвестпроектов.
  2. Обеспечение дохода в размере не менее 90% от реализации товаров в рамках выполнения регионального инвестпроекта.

С начала 2027 года участники, вложившие в проект средства в сумме не меньше 50 млн руб. на срок до 3 лет (абз. 2 подп. 4 п. 1 ст. 25.8 НК РФ), утрачивают права на налоговые льготы (п. 6 ст. 284.3 НК РФ).

С 2017 года право на применение аналогичной льготы (но с учетом своих особенностей) получили и участники инвестпроектов, не требующих включения в реестр таких участников (подп. «в» п. 1 ст. 2 закона РФ «О внесении изменений…» от 23.05.2016 № 144-ФЗ). Одновременно в НК РФ введена ст. 284.3-1, посвященная особенностям применения этой льготы. Срок ее действия также установлен до начала 2029 года, а в некоторых случаях – до начала 2031 года (пп. 4, 5 ст. 284.3-1 НК РФ).

Участникам проекта «Сколково»

После того как участник проекта «Сколково» утрачивает право на освобождение его от обязанностей налогоплательщика по условиям, указанным в абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ, он имеет право воспользоваться налоговой льготой в виде нулевой ставки по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).

О еще 1 способе снижения налога на прибыль, доступном с 2018 года, читайте в материале «Инвестиционный налоговый вычет — новая возможность оптимизации налога на прибыль».

Условия для получения льготы по налогу на прибыль 2017–2018

В общих случаях для того, чтобы воспользоваться налоговыми льготами, необходимо подать заявление не позже чем за месяц до начала нового налогового периода в местную ИФНС. К заявлению необходимо приложить подтверждающую документацию (в заверенных копиях) о том, что у заявителя есть право на применение налоговых преференций.

Вместе с налоговой декларацией, которая подается по окончании налогового периода, налогоплательщик должен подать документы, которые подтверждают выполнение им условий, дающих право на льготы. В частности, требуется предоставить отчет с расчетом доли доходов, полученных от деятельности, на которую распространяется льгота.

Ответственность за нарушение норм

В случае если в течение налогового периода возникают обстоятельства, которые ведут к утере применения права на льготу, налогоплательщик должен самостоятельно рассчитать причитающийся налог и пени и уплатить их перед подачей уточненной декларации. Причем ставка налога за весь отчетный период будет равна 20%.

О правилах подачи уточненок см. статью «Уточненная декларация: что нужно знать бухгалтеру?».

После перехода на общую ставку налога на прибыль (20%) образовательные и медицинские учреждения не смогут воспользоваться льготой в виде нулевой ставки по налогу на протяжении последующих 5 лет (п. 8 ст. 284.1 НК РФ).

Итоги

Предприятия, занятые в социально-значимых (оказание образовательных, социальных и медицинских услуг) и сельскохозяйственной отраслях, имеют право воспользоваться налоговыми льготами. В частности, им предоставляется возможность перейти на нулевую ставку по уплате налога на прибыль, подав заявление перед началом налогового периода.

Для того чтобы воспользоваться правом на получение налоговых преференций, а также и в дальнейшем его сохранить, таким организациям необходимо позаботиться о выполнении ряда условий (по числу персонала, получению лицензий/сертификатов, обеспечению достаточного оборота от льготируемой деятельности).

Также НК РФ предусмотрены преференции для участников особых, свободных, прочих экономических зон и региональных инвестпроектов. Им предоставляется льгота в виде ставки 0% по уплате налога в федеральный бюджет. Кроме того, для ряда резидентов могут быть предоставлены льготы по уплате налога в бюджет субъектов Федерации.

НК РФ Глава 25. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) (введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ)

  • Статья 246. Налогоплательщики
  • Статья 246.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 246.2. Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации
  • Статья 247. Объект налогообложения
  • Статья 248. Порядок определения доходов. Классификация доходов
  • Статья 249. Доходы от реализации
  • Статья 250. Внереализационные доходы
  • Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы
  • Статья 252. Расходы. Группировка расходов
  • Статья 253. Расходы, связанные с производством и реализацией
  • Статья 254. Материальные расходы
  • Статья 255. Расходы на оплату труда
  • Статья 256. Амортизируемое имущество
  • Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества
  • Статья 258. Амортизационные группы (подгруппы). Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп)
  • Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации
  • Статья 259.1. Порядок расчета сумм амортизации при применении линейного метода начисления амортизации
  • Статья 259.2. Порядок расчета сумм амортизации при применении нелинейного метода начисления амортизации
  • Статья 259.3. Применение повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации
  • Статья 260. Расходы на ремонт основных средств
  • Статья 261. Расходы на освоение природных ресурсов
  • Статья 262. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 263. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование
  • Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией
  • Статья 264.1. Расходы на приобретение права на земельные участки
  • Статья 265. Внереализационные расходы
  • Статья 266. Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам
  • Статья 267. Расходы на формирование резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию
  • Статья 267.1. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
  • Статья 267.2. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 267.3. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов некоммерческих организаций
  • Статья 267.4. Расходы на формирование резерва предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 268. Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав
  • Статья 268.1. Особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса
  • Статья 269. Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения
  • Статья 270. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения
  • Статья 271. Порядок признания доходов при методе начисления
  • Статья 272. Порядок признания расходов при методе начисления
  • Статья 273. Порядок определения доходов и расходов при кассовом методе
  • Статья 274. Налоговая база
  • Статья 275. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
  • Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
  • Статья 275.2. Особенности определения налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 275.3. Особенности формирования стоимости имущества (имущественных прав) международными компаниями и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами Российской Федерации
  • Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
  • Статья 277. Особенности признания доходов и расходов при передаче имущества (имущественных прав) в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда), в качестве имущественного взноса Российской Федерации в государственные корпорации, при реорганизации и ликвидации организации
  • Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
  • Статья 278.1. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 278.2. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора инвестиционного товарищества
  • Статья 279. Особенности определения налоговой базы при уступке (переуступке) права требования
  • Статья 280. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами
  • Статья 281. Особенности определения налоговой базы по операциям с государственными и муниципальными ценными бумагами
  • Статья 282. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами
  • Статья 282.1. Особенности налогообложения при осуществлении операций займа ценными бумагами
  • Статья 283. Перенос убытков на будущее
  • Статья 284. Налоговые ставки
  • Статья 284.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность
  • Статья 284.2. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями (долями участия в уставном капитале) российских организаций
  • Статья 284.2.1. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов к налоговой базе, определяемой по операциям с акциями, облигациями российских организаций, инвестиционными паями, являющимися ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики
  • Статья 284.3. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов, включенными в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 284.3-1. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками — участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 284.4. Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» либо статус резидента свободного порта Владивосток в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток»
  • Статья 284.5. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан
  • Статья 284.6. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа
  • Статья 284.7. Особенности применения налоговой ставки 0 процентов международными холдинговыми компаниями
  • Статья 285. Налоговый период. Отчетный период
  • Статья 286. Порядок исчисления налога и авансовых платежей
  • Статья 286.1. Инвестиционный налоговый вычет
  • Статья 287. Сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей
  • Статья 288. Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения
  • Статья 288.1. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области
  • Статья 288.2. Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов, включенными в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 288.3. Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов, для которых не требуется включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов
  • Статья 289. Налоговая декларация
  • Статья 290. Особенности определения доходов банков
  • Статья 291. Особенности определения расходов банков
  • Статья 292. Расходы на формирование резервов банков
  • Статья 293. Особенности определения доходов страховых организаций (страховщиков)
  • Статья 294. Особенности определения расходов страховых организаций (страховщиков)
  • Статья 294.1. Особенности определения доходов и расходов страховых медицинских организаций — участников обязательного медицинского страхования
  • Статья 295. Особенности определения доходов негосударственных пенсионных фондов
  • Статья 296. Особенности определения расходов негосударственных пенсионных фондов
  • Статья 297. Утратила силу
  • Статья 297.1. Особенности определения доходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 297.2. Особенности определения расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 297.3. Расходы на формирование резервов на возможные потери по займам кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций
  • Статья 298. Особенности определения доходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Статья 299. Особенности определения расходов профессиональных участников рынка ценных бумаг
  • Статья 299.1. Особенности определения доходов клиринговых организаций
  • Статья 299.2. Особенности определения расходов клиринговых организаций
  • Статья 299.3. Особенности определения доходов от осуществления деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 299.4. Особенности определения расходов, связанных с осуществлением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья
  • Статья 299.5. Особенности определения доходов и расходов эмитентов российских депозитарных расписок
  • Статья 300. Расходы на формирование резервов под обесценение ценных бумаг у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность
  • Статья 301. Срочные сделки. Особенности налогообложения
  • Статья 302. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке
  • Статья 303. Особенности формирования доходов и расходов налогоплательщика по операциям с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке
  • Статья 304. Особенности определения налоговой базы по операциям с производными финансовыми инструментами
  • Статья 305. Особенности оценки для целей налогообложения операций с производными финансовыми инструментами
  • Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации
  • Статья 307. Особенности налогообложения иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации
  • Статья 308. Особенности налогообложения иностранных организаций при осуществлении деятельности на строительной площадке
  • Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации
  • Статья 309.1. Особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
  • Статья 310. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом
  • Статья 310.1. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
  • Статья 310.2. Истребование документов, связанных с исчислением и уплатой налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц
  • Статья 311. Устранение двойного налогообложения
  • Статья 312. Специальные положения
  • Статья 313. Налоговый учет. Общие положения
  • Статья 314. Аналитические регистры налогового учета
  • Статья 315. Порядок составления расчета налоговой базы
  • Статья 316. Порядок налогового учета доходов от реализации
  • Статья 317. Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов
  • Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
  • Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
  • Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям
  • Статья 321. Особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций
  • Статья 321.1. Утратила силу
  • Статья 321.2. Особенности ведения налогового учета участниками консолидированной группы налогоплательщиков
  • Статья 322. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества
  • Статья 323. Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом
  • Статья 324. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
  • Статья 324.1. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет
  • Статья 325. Порядок ведения налогового учета расходов на освоение природных ресурсов
  • Статья 325.1. Порядок налогового учета расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда при добыче угля
  • Статья 326. Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления
  • Статья 327. Порядок организации налогового учета по срочным сделкам при применении кассового метода
  • Статья 328. Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам
  • Статья 329. Порядок ведения налогового учета при реализации ценных бумаг
  • Статья 330. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций
  • Статья 331. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков
  • Статья 331.1. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями
  • Статья 332. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов при исполнении договора доверительного управления имуществом
  • Статья 332.1. Особенности ведения налогового учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки
  • Статья 333. Особенности ведения налогового учета доходов (расходов) по операциям РЕПО

Открыть полный текст документа>Величина налога на прибыль. Освобождение от налога на прибыль.

Что такое налог на прибыль

Замечание 1

Налог на прибыль – это прямой налог, который взимается с прибыли организации, предприятия, компании, банка, страховой компании и так далее.

Не облагаются налогом на прибыль:

  • Учреждения, которые рассчитывают налог по форме ЕНВД.
  • Учреждения, которые уплачивают налог на игорный бизнес.
  • Учреждения, которые работают по упрощенной системе обложения налогом.
  • Плательщики ЕСН.

Налог перечисляется ежемесячно, не позднее 28 числа каждого месяца.

Ставки налога на прибыль

Ставка налога на прибыль составляет 20 %. Из нее в Федеральный бюджет перечисляется – 3 %, в местный бюджет субъектов – 17 %. Регионы имеют право снижать процентную ставку по налогу на прибыль. Но она не должна быть ниже – 13,5 %. В налоговую инспекцию все компании, учреждения, организации предоставляют налоговую декларацию по налогу на прибыль. Налоговая декларация предоставляется каждый квартал.

  • За 1 квартал – не позднее 28 апреля.
  • За первое полугодие – не позднее 28 июля.
  • За 9 месяцев – не позднее 28 октября.
  • За год – не позднее 28 марта следующего года.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Если налоговая декларация представлена не в срок, компанию ожидают штрафные санкции. Налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет компании. Предусмотрено штрафование должностных лиц в размере 300 до 500 рублей. Предусмотрен штраф в размере от 5 – 30 % от суммы налога, если отсутствует прибыль до 1 000 рублей. Если организация часто предоставляет налоговую декларацию по налогу на прибыль не в срок, налоговая инспекция может провести выездную проверку. Если налоговая декларация представлена с ошибками, нужно предоставить в налоговую инспекцию уточненный вариант налоговой декларации по налогу на прибыль.

Пример расчета налога на прибыль

Пример 1

Компания оформила кредит в банке на сумму 1 655 555 руб. Предоплата составила 375 222 руб. Выручка от продажи в первом квартале составила 1 222 555 руб., в том числе НДС – 220 060 руб. Было использовано сырье на сумму 255 112 руб. Материалы на сумму 265 418 руб. Заработная плата рабочим составила 322 111 руб. Страховые взносы в ПФР (22 %), ФСС (2,9 % и 0,2 %) и ФОМС (5,1 %) составили 9 663 руб. Проценты по выданному другой компании кредиту составили 48 115 руб. Амортизация основных средств и нематериальных активов составила 68 445 руб. Налоговый убыток равен 28 446 руб.

Расходы за первый квартал составят: (255 112 руб. + 265 418 руб. + 322 111 руб. + 9 663 руб. + 48 115 руб. + 68 445 руб.) = 968 864 руб. Налогооблагаемая прибыль составит: (1 222 555 руб.- 220 060 руб.) – 968 864 руб. – 28 446 руб. = 5 185 руб.

Сумма налога на прибыль составит: 5 185 руб. $\cdot$ 20 % = 1 037 руб. Из них: В федеральный бюджет 2 %. В местный бюджет 18 % .

Пример 2

Компания имеет доход за отчетный период в размере 555 444 руб. Расход компании составил 212 222 руб. Компания уплачивает налог на прибыль в размере 20 %. Определим величину налоговой базы: 555 444 руб. – 212 222 руб. = 343 222 руб. Налог на прибыль составит: 343 222 руб. $\cdot$ 20 % = 68 644 руб.

Освобождение от налога на прибыль

Освобождены от уплаты налога на прибыль: Индивидуальные предприниматели (ИП). Компании, которые занимаются научно – исследовательской деятельностью и инновационными разработками. Учреждения, которые находятся на особом режиме.

Образовательные и медицинские учреждения, социальные учреждения также освобождены от уплаты налога на прибыль. Ставка налога на прибыль равна 0 %.

Хотя такие учреждения и освобождены от налога на прибыль налоговую декларацию (нулевую) должны предоставлять в налоговую инспекцию в назначенный срок.

«Кредитуемся» за счет налога на прибыль

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 25 октября 2013 г.

Содержание журнала № 21 за 2013 г.А.И. Дыбов, эксперт по налогообложению

Как законно и просто отсрочить уплату налога на прибыль

По словам Бенджамина Франклина, неизбежны только смерть и налоги. И если первое никак не отсрочить, то со вторым возможны варианты. Заплатить завтра обычно лучше, чем заплатить сегодня. И налог на прибыль самый удобный для этого. Отсрочить его уплату можно двумя путями: пройти процедуру, установленную частью первой НК (впрочем, это и для других налогов подходит), либо воспользоваться скрытыми и законными возможностями, которые дает гл. 25 Налогового кодекса.

Отсрочка по части первой НК РФ: хлопот много — смысла мало

Когда читаешь нормы НК и сопутствующих документов об отсрочке уплаты налогов или предоставлении налогового кредита, то кажется, что все сделано для того, чтобы этим никто не воспользовался.

Так, налоговую рассрочку можно получить в том случае, когда, например, компании не хватает денег на всю сумму налога или фирме после его уплаты грозит банкротство. Сулит НК рассрочку и организациям с сезонным циклом работы. Если, конечно, заинтересованные соберут и подадут в ИФНС все документы (не менее восьми позиций) и приготовятся ждать до 30 рабочих дней, пока инспекция будет принимать решениеподп. 3—5 п. 2, пп. 5, 5.1, 6 ст. 64 НК РФ.

При положительном ответе уплату налога под 1/2 ставки рефинансирования от его суммы вам отсрочат не более чем на год и только в части, не превышающей величину чистых активов компаниипп. 2.1, 4 ст. 64 НК РФ. Обычно они равны итогу III раздела баланса. Для фирм, работающих на грани рентабельности, это означает, что запускать процедуру бессмысленно: чистые активы у них мизерные.

Есть еще инвестиционный налоговый кредит на срок от года до 5 лет, но он — удел избранных. На кредит могут рассчитывать, в частности, организации, надумавшие обновить производственные фонды либо занимающиеся НИОКР. Сумма кредита будет равна стоимости оборудования, приобретаемого под эти нужды. Процент — не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования. При условии что компания докажет документально (среди бумаг обязательно должен быть бизнес-план) свое право на кредитп. 1 ст. 66, подп. 1 п. 1, подп. 1 п. 2, п. 6 ст. 67 НК РФ; п. 5 Порядка, утв. Приказом ФНС от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@.

Но пожалуй, самое неприятное — это то, что на весь период отсрочки или кредита к фирме будет приковано самое пристальное внимание проверяющих. «Налоговый» проступок, который в обычных обстоятельствах, может, и не заметили бы, сразу станет источником проблем.

В итоге ни отсрочки, ни налоговые кредиты спросом у организаций не пользуются.

Заплатил аванс с умом — отложил уплату налога

Всем известно, что в течение года налог на прибыль уплачивается авансами. Классический способ уплаты — ежемесячными платежами в течение квартала. Основой для их расчета является налог на прибыль предыдущего отчетного периода либо налог по итогам 9 месяцев, если речь идет о платежах IV квартала одного года и I квартала следующегоп. 2 ст. 286, п. 1 ст. 287 НК РФ.

Не платить ежемесячные авансовые платежи в течение квартала, исчисляя лишь авансы с квартальной прибыли, могут:

  • вновь созданные организации до истечения полного квартала с даты их госрегистрации и далее, если их выручка не превышает 1 млн руб. в месяц или 3 млн руб. в кварталп. 6 ст. 286, п. 5 ст. 287 НК РФ;
  • организации, чья средняя выручка за предыдущие четыре квартала не превышала 10 млн руб.п. 3 ст. 286 НК РФ

Нередко классический способ выбирают лишь потому, что заполнять и представлять декларации по налогу на прибыль приходится всего лишь три раза «внутри» года и один раз по его итогамст. 285, п. 2 ст. 286, п. 1 ст. 287, пп. 3, 4 ст. 289 НК РФ. Но «сезонным» и другим организациям, получающим доходы неравномерно, такое удобство может обойтись слишком дорого. В «тощих» кварталах им придется платить авансы, исчисленные от результатов кварталов «тучных».

Потом, конечно, расчеты нарастающим итогом и зачет ранее исчисленных авансовых платежей все выправят, справедливость восторжествует. Но сначала придется наскрести деньги на уплату непомерных авансов.

Если же бухгалтер, все посчитав, увидит, что платежи выгоднее исчислять исходя из фактической прибыли, то вперед, к руководителю, — убеждать его в этом. Вряд ли директор останется равнодушным и не поощрит инициативу бухгалтера. Правда, есть одно важное условие: сменить способ уплаты авансовых платежей вы можете только со следующего года, сообщив об этом в произвольной форме в ИФНС не позднее 31.12.2013.

Пример. Сравнение выгодности способов уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль

/ условие / Фирма, торгующая фейерверками, в течение полугодия показала следующие финансовые результаты.

Период Прибыль, руб.
Январь 500 000
Февраль 350 000
Март 200 000
I квартал 1 050 000
Апрель 150 000
Май 150 000
Июнь 150 000
Полугодие 1 500 000

Для упрощения предположим, что в течение I квартала авансовые платежи по законным причинам не перечислялись.

/ решение / Определим суммы авансовых платежей по налогу на прибыль, которые должна перечислить компания, при двух вариантах исчисления авансов.

ВАРИАНТ 1. Отчетные периоды: I квартал, полугодие, 9 месяцев.

Авансовый платеж по итогам I квартала равен 210 000 руб. (1 050 000 руб. х 20%), уменьшить эту сумму не на что, так как в течение квартала ежемесячные платежи не вносились, и ее придется уплатить полностью.

В апреле, мае и июне компания должна перечислять по 70 000 руб. — треть от авансового платежа за I квартал (210 000 руб. / 3). И это при минимальной прибыли в этих месяцах. Таким образом, к концу полугодия фирма заплатит в бюджет 420 000 руб. (210 000 руб. + 210 000 руб.).

Авансовый платеж, исчисленный от прибыли полугодия, — 300 000 руб. (1 500 000 руб. х 20%). Однако организация уже заплатила 420 000 руб., то есть бюджет задолжал ей 120 000 руб. (420 000 руб. – 300 000 руб.) Эти деньги можно зачесть в счет уплаты ежемесячных авансовых платежей в июле — сентябре, равных 30 000 руб. в месяц ((1 500 000 руб. – 1 050 000 руб.) х 20% / 3), то есть в течение III квартала ничего платить в бюджет не придется и к 9 месяцам задолженность бюджета снизится до 30 000 руб. (120 000 руб. – 30 000 руб. х 3 мес.) Получается, что компания кредитует государство.

ВАРИАНТ 2. Отчетные периоды: январь, январь — февраль, январь — март и далее до конца года.

Авансовый платеж по итогам:

  • января — 100 000 руб. (500 000 руб. х 20%);
  • января — февраля — 70 000 руб. ((500 000 руб. + 350 000 руб.) х 20% – 100 000 руб.);
  • января — марта — 40 000 руб. ((500 000 руб. + 350 000 руб. + 200 000 руб.) х 20% – 100 000 руб. – 70 000 руб.).

Общая сумма платежей по итогам I квартала — 210 000 руб. (100 000 руб. + 70 000 руб. + 40 000 руб.).

По итогам января — апреля, января — мая и января — июня компания будет уплачивать по 30 000 руб., в то время как в варианте 1 — 70 000 руб. Таким образом, вариант 2 больше отвечает реальной прибыли организации и не допускает расходования «живых» денег на уплату авансов.

Если доходы организация получает более или менее ровно, то классический способ уплаты ежемесячных авансов в течение квартала самый удобный. Но и здесь есть возможность не платить вперед лишнего.

Как вы знаете, базой для расчета ежемесячных авансов на IV квартал текущего года и I квартал года следующего служит разница между налогом, исчисленным за 9 месяцев текущего года, и налогом, исчисленным за полугодиеп. 2 ст. 286 НК РФ. Выходит, чем меньше прибыли организация получит в III квартале текущего года, тем меньше авансов ей придется платить ближайшие 6 месяцев. Чтобы законно минимизировать суммы платежей, можно запланировать именно на III квартал побольше расходов и поменьше доходов.

Например, если вы собирались провести дорогостоящий ремонт, период с июля по сентябрь — лучшее время для этого при условии, что вы примете результаты работ до IV квартала. Была задумка поощрить работников значительными премиями? Отлично, начислите их в III квартале. На этот же период есть смысл назначить покупку дорогостоящего оборудования, и тогда прибыль сильно «просядет», благодаря амортизационной премии по нему.

С доходами наоборот. Скажем, недвижимость с высокой ценой лучше продать не в сентябре, а в октябре, и тогда выручка не повлияет на прибыль III квартала, а вместе с ней и на сумму ежемесячных платежей. Сдвинув дату поставки крупной партии товаров, допустим, с 25 сентября на 1 октября, вы также уменьшите свои авансы на полгода вперед.

Пример. Перенос момента признания доходов и расходов для уменьшения авансовых платежей в IV квартале текущего года и I квартале следующего года

/ условие / По итогам I квартала 2013 г. прибыль организации составила 3 000 000 руб., по итогам полугодия (нарастающим итогом) — 5 300 000 руб. На второе полугодие запланирован ремонт офиса сметной стоимостью 450 000 руб. 20 сентября компания собиралась продать полностью самортизированное здание склада за 2 200 000 руб. Другие доходы за период июль — сентябрь составили 3 800 000 руб., а расходы — 2 400 000 руб.

/ решение / 1. Квартальный авансовый платеж по налогу на прибыль за I квартал 2013 г. равен 600 000 руб. (3 000 000 руб. х 20%), за полугодие — 460 000 руб. ((5 300 000 руб. х 20%) – 600 000 руб.).

2. Если организация проведет ремонт в IV квартале 2013 г. и передаст здание по акту покупателю, как и планировала, 20 сентября, то прибыль 9 месяцев 2013 г., рассчитанная нарастающим итогом, составит 8 900 000 руб. (5 300 000 руб. + (3 800 000 руб. + 2 200 000 руб. – 2 400 000 руб.)), а авансовый платеж по итогам периода будет равен 720 000 руб. ((8 900 000 руб. х 20%) – 600 000 руб. – 460 000 руб.). Ежемесячно в течение октября — декабря 2013 г. и января — марта 2014 г. организации придется платить по 240 000 руб. (720 000 руб. / 3 мес.).

3. Если ремонт будет завершен в июле — сентябре и подписание акта передачи здания организация сдвинет на первые числа октября, прибыль за 9 месяцев 2013 г. снизится до 6 250 000 руб. (5 300 000 руб. + (3 800 000 руб. – 2 400 000 руб. – 450 000 руб.)), а авансовый платеж — до 190 000 руб. ((6 250 000 руб. х 20%) – 600 000 руб. – 460 000 руб.). Это дает всего 63 333 руб. (190 000 руб. / 3) ежемесячных авансов против 240 000 руб. при первом варианте.

Итак, порядок уплаты авансовых платежей позволяет совершенно законно не кредитовать государство переплатами налога на прибыль. Но это не единственный способ.

Амортизационная премия: 30% здесь и сейчас!

Напомним, что амортизационной премией называют часть первоначальной стоимости ОС или затрат на его модернизацию (реконструкцию), которую можно включить в расходы сразу, вместе с первой суммой амортизационных отчислений. Для ОС 3—7-й амортизационных групп размер премии может составлять не более 30%, для остальных — не более 10%п. 9 ст. 258 НК РФ.

Казалось бы, отличная норма, по сути, она означает, что организация после крупных трат за счет премии откладывает на потом уплату суммы налога на прибыль, приходящуюся на премию.

Например, куплен легковой автомобиль (3-я амортизационная группа) за 2 000 000 руб. Если бы премию применить нельзя было, в месяце, следующем за месяцем ввода машины в эксплуатацию, вы включили бы в расходы только сумму амортизации. А так вам разрешают единовременно учесть еще и 600 000 руб. (2 000 000 руб. х 30%), что равно 120 000 руб. (600 000 руб. х 20%) отсроченного налога на прибыльп. 3 ст. 272 НК РФ. Неплохо!

Удивительно, но, по словам И.Р. Сухарева, специалиста Минфина, российские компании, по крайней мере сразу после появления премии в НК, не очень-то ею пользовались по довольно странной причине. Им не хотелось, чтобы суммы бухгалтерской и налоговой амортизации различались. Только вдумайтесь! Организация, купившая автомобиль (из нашего примера), добровольно отказывается от 120 000 руб. налоговой отсрочки. И для чего? Только лишь для того, чтобы данные двух видов учета совпадали. Не высока ли плата?

Одним словом, пользоваться премией, конечно же, нужно и ради нее вполне можно потерпеть неудобства с разными суммами амортизации.

Как пользоваться? Если бездумно брать максимальный процент, это может привести к налоговым убыткам, а следом и к вызову на ковер комиссии ИФНС. Разумнее установить в учетной политике, что премия применяется выборочноПисьмо Минфина от 17.11.2006 № 03-03-04/1/779, ее процент в каждом конкретном случае определяет главбух, а руководитель фиксирует этот выбор своим приказом.

Кстати, с 2013 г. пользоваться амортизационной премией стало проще: отменена норма, по которой расходы надо было восстановить, если организация продала ОС до истечения 5 лет со дня включения премии в затраты. Точнее, эта обязанность сохранилась только для случая, когда в сделке купли-продажи участвуют взаимозависимые компаниип. 9 ст. 258 НК РФ. Ранее это тоже останавливало многие фирмы, которые не были уверены, что до истечения 5 лет с даты начала амортизации им не придется продавать ОС.

Форма оплаты ОС, к которому вы планируете применить премию, значения не имеет. Например, не является препятствием то, что имущество досталось вам по договору меныПисьмо Минфина от 30.03.2010 № 03-03-06/2/61. Принципиально одно: вы должны понести реальные затраты на приобретение ОС. На премию можно не рассчитывать, в частности, если имущество вы получили безвозмездно или в качестве вклада в уставный капиталп. 9 ст. 258 НК РФ; Письмо Минфина от 08.06.2012 № 03-03-06/1/295; Постановление ФАС МО от 10.07.2013 № А40-122386/12-140-768.

Резервы: виртуальные расходы с реальной налоговой отсрочкой

Заслышав о налоговых резервах, многие бухгалтеры тяжко вздыхают, думая: «И так работы выше крыши, а тут еще резервами занимайся. Раз это дело добровольное, то и делать ничего не стану». И это очередной случай, когда надо выбирать, что выгоднее: большие трудозатраты или большая налоговая нагрузка.

Фокус в том, что резервы позволяют уже сейчас включать в расходы суммы, реально потратить которые, возможно, придется очень нескоро. К тому же для этого не понадобится сторонняя первичка и за ошибки контрагентов в ее оформлении расплачиваться доначислениями не придется. Уникальная возможность, которая в гл. 25 НК, пожалуй, нигде, кроме как в статьях о резервах, не встречается.

Большинству компаний доступны три резерва: резерв по сомнительным долгам, на ремонт основных средств и на оплату отпусков. Поскольку активная отпускная пора уже завершилась, а о резерве по сомнительным долгам мы подробно рассказываем в статье «Сомневаетесь в должниках? Создавайте резерв!» этого номера , сосредоточимся на резерве на ремонт ОС.

Как создать и использовать налоговый резерв на дорогостоящий ремонт ОС

В гл. 25 НК резерв с таким названием вы не найдете, там говорится лишь о резерве предстоящих расходов на ремонт любых ОС. Однако стоит вчитаться в текст ст. 324 Кодекса и станет ясно: все-таки подразумеваются два отдельных резерва.

Первый — по расходам на ремонт, запланированный на текущий год. Он не очень интересен, поскольку в его основе, помимо прочего, величина затрат на подобный ремонт за предшествующие 3 года. Если ремонт в этом периоде не проводился либо фирма создана недавно, резерв недоступенПисьмо Минфина от 17.01.2007 № 03-03-06/1/9. Кроме того, у него нет переходящего остатка. Если на 31 декабря в резерве на текущий ремонт что-то числится, эту сумму придется включить во внереализационные доходып. 2 ст. 324 НК РФ.

Второй вид резерва — это как раз резерв на дорогостоящий ремонт ОС с переходящим остатком. Он доступен организациям, не ремонтировавшим капитально свои ОС в течение 3 лет, предшествующих году, в котором фирма решила создать резервПисьмо Минфина от 29.11.2005 № 03-03-04/1/386. Как его сформировать и использовать?

ШАГ 1. Составьте график проведения ремонта и его сметупп. 1, 2 ст. 324 НК РФ. Конечно, это не забота бухгалтера, составлением должен заниматься сотрудник, ответственный за эксплуатацию ремонтируемых ОС.

ШАГ 2. Разделите запланированную по смете стоимость ремонта на количество месяцев, предшествующих месяцу его начала. Это и будет сумма ежемесячных отчислений в резерв, включаемая во внереализационные расходып. 2 ст. 324 НК РФ.

ШАГ 3. Когда ремонт начнется, списывайте затраты на него за счет резерва. Накопленной суммы не хватило? Не беда, остальные расходы вы будете учитывать в периоде их возникновения как обычные «ремонтные» траты. Если же, напротив, после окончания ремонта в резерве что-то останется, эту сумму нужно будет включить во внереализационные доходып. 7 ст. 250, п. 2 ст. 324 НК РФ.

***

Увлекаясь различными схемами оптимизации налога на прибыль, компании часто упускают из виду совершенно законные рычаги регулирования налоговой нагрузки, обрекая себя на споры с ИФНС при ближайшей проверке.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Налог на прибыль»:

Как меняются правила предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов в 2020 году

Когда финансовое положения не позволяет заплатить налог единовременно и в срок, при можно рассчитывать на то, что ИФНС даст отсрочку или рассрочку по уплате налога. Важно знать, что в 2020 году в механизме предоставления отсрочки и рассрочки по уплате налогов произойдут некоторые изменения.

Рассрочка подорожала

С 1 апреля 2020 года законодатели вдвое повысили проценты за отсрочку и рассрочку по налоговым платежам.

Так, проценты за рассрочку платежей налоговики с 01.04.2020 начисляют по полной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период рассрочки, вместо 1/2 этой ставки, если организация не может в срок заплатить доначисления по итогам проверки.

В подп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ речь идёт о невозможности единовременной уплаты налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов по результатам налоговой проверки до истечения срока исполнения направленного требования.

Отметим, что по-прежнему осталась беспроцентной отсрочка и рассрочка перед бюджетом, предоставленная по причине стихийных бедствий и из-за непоступивших бюджетных ассигнований. А при угрозе банкротства и сезонной деятельности проценты, как и прежде, начисляют по 1/2 ставки рефинансирования.

Новую редакцию ст. 64 НК РФ ввёл подп. «б» п. 16 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Больше оснований для получения рассрочки

С 1 апреля 2020 года в силу новой редакции п. 5.1 ст. 64 НК РФ ИФНС получила право чаще предоставлять рассрочку по налоговым долгам.

Так, рассрочку дадут:

  • на 1 год – если налоговые долги перед бюджетом по итогам проверки меньше 30% прошлогодней выручки от реализации;
  • на 3 года – если больше 30% (ограничение в 70% и более с 01.04.2020 в НК РФ отсутствует).

Речь идёт о выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения ИФНС по результатам такой проверки.

Отметим, что до апреля 2020 года рассрочка не положена, если задолженность меньше 30% от прошлогодней выручки.

Эти изменения в НК РФ ввёл подп. «в» п. 16 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *