Содержание
- Нормативное регулирование выплат пенсии
- Виды пенсий, назначаемые в РФ
- Условия назначения страховой пенсии
- Расчет страховой пенсии по старости
- Пример расчета пенсии по старости
- Порядок расчета трудового стажа
- Выплата пенсии работающим пенсионерам
- Индексация пенсии после увольнения
- Пример индексации пенсии по увольнении
- Ошибка при получении серой зарплаты
- Ошибка при назначении социальной пенсии
- Что такое государственная пенсия и кто ее получает
- Что такое государственная пенсия
- Основные виды
- Кому назначается государственная пенсия
- Правила оформления
- Расчет размера выплат
- Что написано в законе?
- Как получить госпенсию – алгоритм действий
- Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — что это и кому полагается
- Что такое пенсия по государственному пенсионному обеспечению
- Виды пенсий
- Категории лиц, имеющих право на выплаты
- Обстоятельства, при которых физическое лицо вправе претендовать на государственное пенсионное обеспечение
- Социальное положение российских пенсионеров в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
В настоящее время происходят кардинальные изменения в области пенсионного законодательства. Существует 2 вида пенсий (страховая и трудовая), одна из которых может быть назначена, предоставляемых гражданам РФ. При этом размер пенсии не может полностью обеспечить человека, поэтому многие граждане, получающие пенсию, вынуждены работать. Поэтому работающим пенсионерам не осуществляются выплаты, предусмотренные для неработающих.
В качестве основных принципов развития пенсионной системы положены тр. Первый — пенсионное обеспечение должно быть на социально-приемлемом уровне и только повышаться. Второй — страховая нагрузка на работодателей должна быть оптимальной. Третий принцип — обеспечение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы.
Заместитель министра труда и социальной защиты РФ А. Пудов
Рассмотрим, как начисляется пенсия лицам, которые продолжают работать.
Нормативное регулирование выплат пенсии
Даже при том, что проводится кардинальная реформа пенсии, существуют акты, на основании которых производится начисление пенсий:
Нормативный акт | Сфера регулирования |
ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ | получение пенсии |
ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ | начисление страховой пенсии |
ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ | начисление трудовой пенсии |
Постановление от 02.10.2014 N 1015 | подсчет пенсии |
ФЗ от 07.05.1998 N 75-ФЗ | деятельность НПФ |
Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 | занятость населения |
ФЗ от 28.12.2013 N 424-ФЗ | накопительную пенсию |
Виды пенсий, назначаемые в РФ
Пенсия не всегда может быть начислена по старости, имеются другие виды соц. поддержки.
Виды пенсии | Разновидности |
Страховая | старости |
инвалидности | |
потере кормильца | |
По государственному обеспечению | выслугу лет |
старости | |
потере кормильца | |
инвалидности | |
социальная | |
Накопительная | формируемая из взносов и дохода, в зависимости от возраста и желания, учитываемая на отдельном счете |
Условия назначения страховой пенсии
Согласно системе ОПС у работающих лиц учитываются страховые пенсии и пенсионные накопления за счет отчислений работодателя в пенсионных баллах.
Условиями формирования права на пенсию работников являются:
- возраст 65 и 60 лет (за исключением отдельных категорий – досрочно)
- лица, замещающие гос. должности РФ возраста с 2017 г. до 65 лет (мужчины) и до 63 лет (женщины)
- страховой стаж не менее 42 и 37 лет (мужчины и женщины), пенсия может назначаться до 24 месяцев наступления названного возраста, но не ранее 60 и 55 лет (мужчины и женщины).
- страховой стаж не менее 15 лет
- минимальная сумма баллов – не менее 30
Количество баллов зависит от страховых взносов в систему ОПС и продолжительности стажа.
Произвести расчет баллов (ИПК) можно с помощью калькулятора, размещенного на сайте ПФР: http://www.pfrf.ru
Расчет страховой пенсии по старости
Пенсия должна быть рассчитана по такой формуле:
Размер пенсии = сумма сформированных пенсионных баллов * размер стоимости балла на день обращения за пенсией + фиксированная выплата
Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ установлена такая стоимость 1 балла и фиксированной выплаты:
Дата | Стоимость балла, руб. | Фиксированная выплата, руб. |
01.01.2019 | 87,24 | 5334,19 |
01.01.2020 | 93,00 | 5686,25 |
01.01.2021 | 98,86 | 6044,48 |
01.01.2022 | 104,69 | 6401,10 |
01.01.2023 | 110,55 | 6759,56 |
01.01.2024 | 116,63 | 7131,34 |
Фиксированная сумма увеличивается на региональный коэффициент и ежегодно индексируется.
Так, страховая пенсия в 2019 г. будет рассчитана:
Размер пенсии = сумма сформированы пенсионных баллов * 87,24 + 5334,19
При этом в случае отсрочки выхода на пенсию за каждый год увеличивается коэффициент повышения пенсионного коэффициента
Пример расчета пенсии по старости
Николаева Н.Р. наработала стаж 30 лет. Сумма наколенных баллов в 2019 г. на день заявления о назначении пенсии по старости – 100 баллов. Если обратится за назначением при возникновении права на нее – в 56 лет, то пенсия составит:
100 * 87,24 + 5334,19 = 14058,19 руб. в месяц.
Если Николаева Н.Р. это произойдет через 5 лет – в 61 лет, то премиальные коэффициенты за более позднее обращение за пенсией для страховой пенсии – 1,45, для фиксированной выплаты к пенсии – 1,36. Размер пенсии составит:
100 * 1,45 * 87,24 + 5334,19 * 1,36 = 19904,30 руб. в месяц и это 5846,11 руб. (41,59%) больше, чем при обращении в 56 лет.
Если Николаева Н.Р. это произойдет через 10 лет после возникновения права – в 66 лет, то коэффициенты составят: 2,32 и 2,11 (соответственно). Размер пенсии составит:
100 * 2,32 * 87,24 + 5334,19 * 2,11 = 31494,82 руб. в месяц и это 17436,63 руб. (124,03%) больше, чем при обращении в 56 лет.
С одной стороны с отсрочкой за обращением пенсии отражается номинальная выгода, но если учесть то, что у пенсионера зарплата не высокая, то выгоднее оформить пенсию с момента получения на это права.
Порядок расчета трудового стажа
Расчет стажа работы регулируется законодательством, разработаны правила расчета всех видов стажа. Стаж рассчитывают из полного года (12 месяцев) и месяцев — каждые 30 дней пересчитываются в месяцы.
Стаж является основанием для возникновения права работника на получение пособия по временной нетрудоспособности, отпуска, пенсионного обеспечения, а также надбавок к зарплате.
к. и. н., профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия В. Андреева
Различают такие разновидности стажа:
Стаж | Особенности |
общий | общая продолжительность трудовой и другой общественной деятельности сотрудника независимо от перерывов |
непрерывный | продолжительность последней деятельности в организации и время его предыдущей работы или иной деятельности, сохраняемый при смене места, если перерыв в работе не более 1 месяца |
специальный | суммарная продолжительность деятельности, в общем стаже по содержанию или по условиям труда (например стаж на Крайнем Севере, работа с вредными и опасными условиями труда) и важен для назначения за выслугу лет |
по специальности | продолжительность деятельности по диплому, свидетельству и т.д. и дает возможность претендовать на определенные должности в отдельных видах деятельности. |
страховой для расчета пособия по больничному | представляет суммарную продолжительность времени выплат страховых взносов с заработка |
страховой для назначения пенсии | представляет общую длительность: периодов работы и деятельности, в которые были начислены и уплачены взносы в ПФР и других периодов, засчитываемых в страховой стаж по статье 12 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. |
Расчет стажа на страховую пенсию осуществляется в календарном порядке. При совпадении по времени нескольких периодов учитывается только 1 по выбору обратившегося за назначением пенсии.
Документы, подтверждающие стаж:
- трудовые книжки
- трудовые договоры
- справки от работодателя
- выписки из приказов
- лицевые счета и ведомости по выплате зарплаты
- справки из архива
- показания свидетелей (2 и более), если документы восстановить невозможно
В стаж при назначении пенсии также включаются периоды, когда человек не работал, но осуществлял определенную деятельность:
- военная служба
- временная нетрудоспособность
- уход за ребенком до 1,5 лет (но не более 6 лет
- получение пособия по безработице
- общественные работы
- отбывание наказания, необоснованно привлеченных к ответственности по УК
- уход за инвалидом или лицом старше 80 лет
- супругам военнослужащих при не возможности трудоустройства (не более 5 лет)
Выплата пенсии работающим пенсионерам
С 2016 г. пенсионеры, которые продолжают работать, вправе заявить право на страховую пенсию и фиксированную выплату, но без индексаций. Но на получателей социальных пенсий и по гос. обеспечению это не распространяется.
При увольнении пенсия будет выплачиваться с начислением плановых индексаций, которые производились в период трудовой деятельности. Но пенсионер снова может найти работу и при этом размер пенсии не должен быть уменьшен.
Важно! ПФР должен произвести расчет автоматически с учетом отчетности работодателя, где отражается факт увольнения пенсионера, но пенсионер вправе самостоятельно обратиться с заявлением о прекращении деятельности, но учитывается по факту сдачи отчетности работодателем.
Работодатели сдают отчетность по истечении месяца в течение 15 дней. ПФР обрабатывает результаты в срок 1 месяц и индексация будет осуществлена только на следующий месяц, поэтому индексация может задерживаться на срок 2 месяца.
Заявление пенсионера может быть предоставлено непосредственно в ПФР, через МФЦ, Госуслуги или личный кабинет на сайте ПФР.
Индексация пенсии после увольнения
С начала 2016 г. работающим пенсионерам индексации выплат не производится, они получают ту сумму, которая была назначена или выплачивалась до 2016 г. Но при увольнении производится перерасчет пенсии, ее индексация. Перерасчет производится не сразу, при выплате будет учтено наличие права на индексацию с момента увольнения посредством выплаты разницы за те месяцы, которые с момента увольнения недополучил пенсионер. С 01.01.2019 г. индексация пенсий составит 7,05%, что по подсчетам в среднем пенсия увеличится на 1000 руб.
Пример индексации пенсии по увольнении
Ивановой И.И. в 2018 г. была назначена пенсия в размере 15000 руб. При дальнейшей работе с января 2019 г. размер пенсии не будет увеличен, но при увольнении пенсия будет увеличена на:
15000 руб. * 107,05% = 16057,50 руб.
При увольнении ее пенсия будет индексирована, но реальную доплату получит Иванова И.И. получит через 3 месяца, но за эти 3 месяца будет выплачена разница:
(16057,50 – 15000) * 3 мес. = 3172,50 руб.
Иванова И.И. после увольнения имеет право снова трудоустроится, даже к тому же работодателю и разница индексации с нее не будет снята и штрафов наложено также не будет. На сегодняшний день в законодательстве нет таких условий, но в условиях пенсионной реформы могут быть осуществлены и определенные изменения.
Ошибка при получении серой зарплаты
Серой зарплатой называют часть выплат работнику, с которой работодатель не осуществляет страховые взносы и НДФЛ. ПФР не может суммы серой зарплаты при расчете пенсии. А если с работником не заключен трудовой договор, то еще и не будет зачтено стажа (равносильно тому, что не работал). Назначается социальная пенсия.
Сумма взносов, выплачиваемая работодателем влияет на число пенсионных баллов. Чем больше зарплата, тем больше взносов выплачивается. Так, неофициальная часть зарплаты пенсию не увеличит и при наличии большого стажа пенсия не будет достойного размера. Сумму взносов работодателя и число баллов за весь период работы, можно, заказав выписку по лицевому счету через Госуслуги бесплатно.
Ошибка при назначении социальной пенсии
Инвалидам социальная пенсия должна быть назначена с момента установления инвалидности МСЭ. Требований страховому стажу и пенсионным баллам для инвалида нет. Социальная пенсия относится к пенсии по гос. обеспечению и финансируется из бюджетных средств.
Что такое государственная пенсия и кто ее получает
С понятием «государственная пенсия» могут столкнуться разнообразные категории граждан, подходящие под определенные условия для получения денежной выплате. При этом сумма выплаты зависит от конкретного случая и регламентируется ФЗ-166. Вопрос актуален и достаточно сложен для самостоятельного изучения.
В данном материале мы рассмотрим:
- подробное описание пенсии по государственному обеспечению;
- ситуации, в которых можно рассчитывать на такой вид компенсации;
- правила оформления, произведение расчета и итоговая сумма материальной компенсации;
- куда обратиться, способы подачи и получение одобрения по заявке.
Что такое государственная пенсия
Государственная пенсия представляет собой регулярную выплату определенным гражданам за счет федерального бюджета и направлена на компенсацию:
- утерянного заработка;
- вреда здоровью;
- по старости (зависит от категории граждан);
- инвалидности;
- потери кормильца, или невозможности трудоустройства из-за необходимости ухода за инвалидом;
- ряда других ситуаций, требующих дополнительного рассмотрения.
Понятие госпенсии возникло в 2001 году в результате вступления в силу ФЗ-166, который и на сегодняшний день используется для регулирования категорий граждан, сроков сокращения пенсионного возраста и итоговых сумм для платежей.
Основные виды
Актуальные на 2019 год виды государственных пенсий получили деление на некоторые группы категорий, что позволяет объединить пункты федерального закона для упрощения дальнейшего рассмотрения.
Пенсии по старости
Подав заявление по данному пункту, вы можете претендовать на сокращение пенсионного возраста. Здесь также все зависит от конкретной ситуации и требует соответствия условиям.
- ликвидаторы аварии (период 1986-87 годов), эвакуированные граждане и инвалиды из-за последствий ЧАЭС, могут претендовать на снижение пенсионного возраста на 10 лет. Для этого обязательно: возраста 50 лет для мужчин и 45 для женщин, индивидуальный пенсионный коэффициент не ниже 13,8 и страховой стаж более 9 лет. Данные требования актуальны и для нижеуказанных пунктов;
- ликвидаторы аварии (период 1987-90 годов), перенесшие лучевую болезнь или другое заболевание, связанное с радиоактивным воздействием, а также работники на территории зоны отчуждения могут претендовать на снижения пенсионного возраста на 5 лет;
- работники зон отселения, или проживающие в этих зонах до момента переселения претендуют на снижение пенсионного возраста на 3 года + по 6 мес. за каждый прожитый год в данной зоне. Общий срок не может превысить 7 лет.
Пенсии по инвалидности
Данный тип госпенсии присваивается по нетрудоспособности по возрасту или по инвалидности. Здесь деление следующее:
- военнослужащие. Самая большая категория. Выдается в случае, если травма, послужившая присвоению группы инвалидности, была приобретена во время службы или диагностирована не позже 3 месяцев после официального увольнения;
- космонавты, летчики испытатели, получившие травму во время процесса подготовки или в период официального полета;
- инвалидность, полученная в результате техногенных катастроф (авария на ЧАЭС);
- участники ВОВ. Требуется предоставить заверенный документ МСЭ, где будет подтверждена причастность инвалидности.
Пенсии по потере кормильца
Госпенсия в связи со смертью кормильца присваивается:
- лицам, не достигшим 18-ти летнего возраста. Средства могут выплачивать родным и приемным детям. Совместное проживание при этом не имеет значения;
- супругу или супруге, который получил справу о нетрудоспособности. При вступлении в повторный брак данное право аннулируется;
- категории граждан, которые имеют трудоспособный статус, но не могут приступить к деятельности из-за ухода за ребенком младше 14 лет;
- родителям, бабушке или дедушки погибшего, которые признаны нетрудоспособными, также выплачивается государственная пенсия по потере кормильца.
Социальные пенсии
В ФЗ-166 фигурируют следующие категории граждан, которые могут получать социальные выплаты:
- дети до 18 лет, а также студенты очного отделения (до 23 лет), которые остались без родителя/родителей;
- помощь при инвалидности отдельно устанавливается для всех групп, а также детям-инвалидам;
- люди, достигшие пенсионного возраста, которые не имеют оснований для страховых выплат (страховая пенсия).
Кому назначается государственная пенсия
Рассмотрев вышеуказанную информацию, можно прийти к выводам, что государственная пенсия по старости назначается:
- гражданам РФ разных возрастов, пострадавших в результате техногенных катастроф, радиационного излучения, а также другого физического и морального ущерба;
- при потере кормильца или возникновении необходимости ухода за инвалидом одной из категорий;
- при получении травм во время профессиональной деятельности (военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели, участники ликвидации последствий трагедии на ЧАЭС).
Самостоятельное рассмотрение вышеуказанных ситуаций требует предварительной теоретической подготовки и может ввести в заблуждение. Рекомендуется предварительно узнать подробнее о наших экспертах, которые проведут квалифицированную консультацию и ответят на возникшие вопросы.
Правила оформления
Любой желающий может обратиться в ближайший орган Пенсионного фонда по месту жительства, либо пребывания. Данные запросы также обрабатываются в МФЦ. Предварительно необходимо ознакомиться с условиями и собрать определенный список документации:
Если у Вас остались вопросы или есть жалобы — сообщите нам
- удостоверение личности (паспорт, либо вид на жительство);
- трудовая книга, документы о «страховых» и «нестраховых» периодах деятельности;
- свидетельства о присвоении и подтверждении категории инвалидности;
- справки, подтверждающие потерю кормильца или нетрудоспособность;
- другие бумаги по индивидуальному требованию.
Далее потребуется составить заявления. Сделать это можно как в письменном виде, так и при помощи функционального личного кабинета ПФ России.
Расчет размера выплат
Размер государственной пенсии регулируется ФЗ-166 и его правками. Итоговая сумма ежемесячной компенсации будет обозначена при подаче заявления и может изменяться в соответствии с действующим законодательством. Квалифицированные юристы могут вам дать точный прогноз суммы отчислений, основываясь на аналогичные случаи.
Что написано в законе?
Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации получил последние изменения в 2019 году. Общее положение закона следующее:
- пенсия по гос. обеспечению полностью контролируется в соответствии с ФЗ (назначение, выплата);
- компенсации установленным категориям граждан могут производиться в соответствии с другими ФЗ, используя средства федерального бюджета;
- при возникновении конфликта между условиями междугородного договора и действующим ФЗ, приоритет отдается первому варианту;
- в закон могут вноситься правки, которые ежегодно рассматриваются и одобряются в Госдуме.
Как получить госпенсию – алгоритм действий
Чтобы получить госпенсию, соблюдайте следующий алгоритм:
- Изучите последние редакции законодательства, удостоверившись, что ваш случай подходит для получения финансирования за федеральный счет;
- Ознакомьтесь и приступите к сбору списка документации. Предварительно рекомендуется связаться с представителями ПФ, которые дополнительно проконсультируют по данному вопросу;
- Заполните письменное или электронное заявление;
- Отправьте заявку и ожидайте получения официального ответа, здесь же вы будете оповещены о дальнейших действиях.
Чтобы самостоятельно не разбираться с вышеуказанными вопросами, вы всегда можете обратиться к нашим квалифицированным экспертам.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению — что это и кому полагается
Регулярная финансовая помощь физическим лицам, выплачиваемая при определённых обстоятельствах, перечень которых регламентируется законодательными нормами, относится к категории пенсионного обеспечения, предоставляемого государством в определенные сроки. Некоторые категории граждан могут претендовать на увеличение финансовой поддержки или на преждевременное ее получение, в виду личного вклада в деятельность, обусловленную выполнением важных государственных заданий.
Какие виды пенсий предусматриваются законодательством в рамках государственного пенсионного обеспечения? Какие субъекты имеют право на получение государственной пенсии? Какие условия должны быть соблюдены для ее назначения? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Что такое пенсия по государственному пенсионному обеспечению
Пенсия, выплачиваемая по схеме государственного обеспечения, представлена в виде ежемесячной денежной выплаты физическому лицу, имеющему на нее право в соответствии с положениями нормативно-правовых актов. Рассчитывать на выплату могут граждане, достигшие соответствующего возраста или стажа при выполнении трудовых обязанностей в должности регламентируемый временной период. Государственное обеспечение может быть компенсацией нанесенного вреда в результате техногенных катастроф и военных действий, а также при потере кормильца или полной потери трудоспособности.
Компенсационная материальная поддержка рассчитывается и выплачивается с первого числа месяца, в котором претендент на пенсию обратился с заявлением о ее назначении. Величина государственной пенсионной выплаты определяется индивидуально для каждого физического лица, поскольку учитывает различные факторы, зависящие от его принадлежности к определенной категории граждан. Если гражданин принадлежит к нескольким регламентируемым категориям, то он вправе воспользоваться правом на те выплаты, которые для него выгоднее.
Законодательное регулирование
Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ регламентированы категории граждан, которые могут рассчитывать на финансовую поддержку, осуществляемую из средств федерального бюджета. В законодательном документе также отображены порядок, нюансы оформления и выплаты пенсии.
Виды пенсий
Вышеуказанный Федеральный закон определяет несколько видов пенсионных выплат по государственному пенсионному обеспечению:
- по старости;
- по случаю потери кормильца;
- по инвалидности;
- за выслугу лет;
- социальные.
Государственное пенсионное обеспечение финансируется из федерального бюджета и компенсирует гражданам доход, который был ими утрачен вследствие получения нетрудоспособности, достижения пенсионного возраста и по другим причинам.
Категории лиц, имеющих право на выплаты
На пенсионное обеспечение за выслугу лет могут рассчитывать физические лица, осуществляющие деятельность в государственных структурах, относящиеся к категории:
- федеральных служащих;
- военнослужащих;
- космонавтов;
- работников летно-испытательного состава.
Финансовая поддержка при достижении определенного возраста полагается гражданам, участвовавшим в ликвидации техногенных катастроф, а также некоторым категориям лиц, которые перенесли заболевания или получили инвалидность вследствие воздействия катастрофы или устранения ее последствий.
В случае смерти физического лица, являющегося военнослужащим, космонавтом или ликвидатором техногенных и радиационных аварий, члены его семьи могут оформить пенсию по потере кормильца. Если гражданин получил инвалидность, выполняя трудовые обязанности космонавта, военнослужащего срочной службы или по причине негативного воздействия факторов техногенной или радиационной катастрофы на организм, он может оформить пенсию по инвалидности.
Социальная пенсия полагается нетрудоспособным лицам, которые являются инвалидами, в том числе детьми, гражданами пенсионного возраста, у которых отсутствует право на назначение страховой пенсии.
Привилегиями, связанными с финансовой поддержкой, выплачиваемой из бюджета, могут пользоваться граждане, которые внесли определенный вклад в обеспечение функционирования отдельных отраслей государства, в защиту его от неблагоприятных факторов, вызванных техногенными катастрофами и военными действиями, а также в ликвидацию их последствий. Помимо уже упомянутых граждан, финансовая компенсация полагается лицам, которые являются:
- жителями Ленинграда в период его блокады, о чем свидетельствует соответствующий статус;
- участниками ВОВ;
- жертвами катастроф техногенного характера и их ликвидаторами.
Согласно п.3, ст.3 вышеуказанного закона некоторые категории граждан имеют право на назначение сразу двух видов пенсий. К ним относятся:
- лица, получившие инвалидность из-за военной травмы (могут получать государственные выплаты по инвалидности и страховые выплаты по старости);
- лица, участвовавшие в Великой Отечественной войне (могут получать государственные выплаты по инвалидности, регламентированные ст.16 Федерального закона № 166-ФЗ и страховые выплаты по старости);
- лица, являющиеся родителями военнослужащих, погибших во время военных действий или их последствий (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и страховые выплаты по старости (инвалидности), или государственные выплаты по случаю потери кормильца и социальную пенсию (по старости, инвалидности) или пенсию за выслугу лет);
- вдовы, потерявшие супруга во время боевых действий, но только до вступления в новый брак (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и страховые выплаты по старости (инвалидности), или государственные выплаты по случаю потери кормильца и социальную пенсию (по старости, инвалидности) или пенсию за выслугу лет);
- нетрудоспособные лица, члены семей граждан, участвовавших в ликвидации Чернобыльской аварии (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и страховые выплаты по старости (инвалидности) или социальную пенсию по тем же параметрам);
- лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда» (могут получать государственные выплаты по инвалидности и страховые выплаты по старости);
- лица, являющиеся членами семей погибших космонавтов (могут получать государственные выплаты по случаю потери кормильца и любой другой вид выплат, кроме аналогичных страховых и социальных);
- лица, являющиеся федеральными государственными служащими (могут получать пенсию за выслугу лет и долю страховых выплат по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях»);
- военнослужащие, кроме проходивших службу по призыву матросов, сержантов, старшин (могут получать государственные выплаты по инвалидности или за выслугу лет и страховые выплаты по старости);
- космонавты (могут получать государственные выплаты по инвалидности или за выслугу лет и страховые выплаты по старости);
- работники летно-испытательного состава (могут получать пенсию за выслугу лет и долю страховых выплат по старости).
Обстоятельства, при которых физическое лицо вправе претендовать на государственное пенсионное обеспечение
Права на данную форму пенсионного обеспечения закреплены в статье 3 Федерального закона № 166-ФЗ, согласно которой правом получения государственного пенсионного обеспечения могут воспользоваться:
- граждане РФ;
- граждане иностранных государств или апатриды, проживающие в РФ.
Данное право обуславливают следующие обстоятельства:
- Гражданин длительный период времени осуществлял деятельность по реализации государственных функций (военных, правоохранительных, муниципальных, гражданских).
- Гражданин длительный период времени работал в значимых для развития государства отраслях (научно-технологической, экономической и других).
- Гражданин не получил право на назначение страховой пенсии при наступлении страхового случая (приобретения инвалидности, потере кормильца, наступления старости).
- Гражданин имел особые заслуги заслуги перед государством, в том числе участвовал в Великой Отечественной войне.
- Гражданин утратил трудоспособность (временно или бессрочно) в результате радиационной или техногенной катастрофы.
Величина пенсионного обеспечения, выплачиваемого из бюджета государства, значительно превышает размер стандартной страховой пенсии. Это связано с тем, что финансовая государственная поддержка предназначена для компенсации материальных потерь, выраженных возможным потенциальным доходом физического лица, которое он не получил ввиду сложившихся обстоятельств. Базовой величиной в расчетах принимается страховая пенсия, которая в зависимости от категории претендента увеличивается в определенном процентном соотношении.
Государственное пенсионное обеспечение включает в себя несколько видов пенсий, которые назначаются отдельным категориям граждан в зависимости от норм и условий, установленных соответствующим Федеральным законом. Такие выплаты осуществляются как компенсация утраченного дохода в связи с прекращением военной, правоохранительной, федеральной государственной службы, в связи с причинением вреда здоровью и по другим причинам.
Советуем почитать: Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан 0/5 (0 голосов)
Более 20% в общей численности пенсионеров — это работающие пенсионеры, но раньше их было еще больше. Численность работающих пенсионеров резко сократилась после отмены индексации их пенсий: в 2016 году работали 15,3 млн пенсионеров, в 2017 году — уже 9,9 млн, а в 2018-м — 9,6 млн. В рамках пенсионной реформы не предусмотрено возвращение индексации пенсий работающим пенсионерам.
Пенсии в России выплачиваются не только по линии «гражданского» Пенсионного фонда, но и от военных, силовых и правоохранительных структур. Исходя из данных Росстата, число людей, получающих пенсии от Минобороны, МВД, ФСБ, ФСИН, Генпрокуратуры и Следственного комитета, плюс судьи в отставке на 1 января 2018 года составило 2,57 млн. Правительство пока не предлагает изменить пенсионный возраст для военных и силовиков, но, по словам первого вице-премьера Антона Силуанова, власти обсуждают изменение стажа для их выхода на пенсию.
Самые пожилые регионы
Лидерами по доле пенсионеров в общем населении являются Республика Карелия (38%), Архангельская область (36,8%) и Тульская область (36,2%). В этих регионах растет доля пожилых граждан из-за низкой рождаемости и оттока молодежи, сказал РБК ведущий научный сотрудник Института демографии ВШЭ Никита Мкртчян. «Например, Тульская область находится близко к Москве, молодежь уезжает, а рождаемость низкая, соответственно, пенсионеров становится больше», — говорит он.
Самые «молодые» регионы расположены на Северном Кавказе: в Дагестане доля пенсионеров — 21,2%, в Ингушетии — 21,7%, в Кабардино-Балкарии — 22,9%. В Дагестане еще держится высокая по российским меркам рождаемость, и структура населения из-за этого молодая, отметил Мкртчян. А Москва оказалась среди регионов с низкой долей пенсионеров, потому как притягивает молодежь из других регионов. «В Москве низкая доля пенсионеров из-за миграции — московские вузы впитывают огромное количество молодежи со всей страны, большинство стараются остаться в городе и работать, и население из-за этого молодеет», — объясняет эксперт.
Где живут самые бедные пенсионеры
Соотношение размера пенсии и прожиточного минимума пенсионера (ПМП) говорит прежде всего о том, насколько в регионах хватает базовой пенсии, чтобы пенсионеры могли минимально обеспечивать себя необходимыми товарами и услугами. Так, в Кабардино-Балкарии средняя пенсия ненамного превышает ПМП (соотношение составляет 117,5%), в Ненецком автономном округе — 121,4%, в Москве — 124,2%. Также среди регионов, где живут наиболее бедные пенсионеры, Рязанская и Еврейская автономная области.
На показатель влияют два фактора — размер средней зарплаты в регионе и уровень ПМП, утверждает заведующая лабораторией исследований рынков труда и пенсионных систем РАНХиГС Елена Гришина. «Если прожиточный минимум пенсионера сам по себе высокий, то пенсии не будут сильно его превышать», — отметила она. Так, в Москве ПМП за первый квартал 2018 года составил 11 157 руб., а в Ненецком округе — 16 756 руб. Кроме того, если в регионе низкие зарплаты, то и размер пенсии будет небольшим, добавляет Гришина. Средняя зарплата в Кабардино-Балкарии в 2017 году составила 22,8 тыс. руб., в Рязанской области — 28,8 тыс. руб., то есть гораздо меньше, чем в среднем по стране (39,1 тыс. руб. в 2017 году).
В Тюменской области пенсионеры в среднем живут на два прожиточных минимума, что выводит регион в лидеры (202,7%), далее следуют Белгородская область (186,7%) и Татарстан (183,1%). В этих регионах достаточно высокий уровень зарплат относительно прожиточного минимума, говорит Гришина. Средняя зарплата в Тюменской области в прошлом году была 63,8 тыс. руб. (ПМП за второй, наиболее показательный, квартал 2017 года — 8533 руб.), в Белгородской области — 29 тыс. руб. (6954 руб.), в Республике Татарстан — 32,3 тыс. руб. (7029 руб.).
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы 2012 года обещала в будущем обеспечить пенсионеров средними трудовыми пенсиями по старости на уровне не менее 250–300% ПМП, но в нынешних условиях эта цель недостижима, признало правительство, обосновывая необходимость повышения пенсионного возраста.
Зарплаты отрываются от пенсий
Один из мотивов для повышения пенсионного возраста — сокращение разрыва между размерами пенсий и зарплат в стране за счет того, что будущие пенсионеры проработают дольше и отдадут больше денег со своих зарплат в общий котел солидарной пенсионной системы, правительство рассчитывает опережающими темпами индексировать пенсии нынешним пожилым.
На 1 января 2018 года средний размер пенсии в стране составлял 34% от средней зарплаты за 2017 год (в западных странах этот показатель выше). Дифференциация российских регионов по этому показателю внушительная: от 20% для Москвы до 54% для Ивановской области.
В столице средняя зарплата в 2017 году была одной из самых высоких в стране — 73,8 тыс. руб., а средняя пенсия лишь немногим выше, чем в целом по стране (14,4 тыс.). Однако в Москве пенсионеры со стажем проживания более десяти лет получают ежемесячную надбавку, фактически доводящую их минимально гарантированную пенсию до величины городского социального стандарта — 17,5 тыс. руб. в 2018 году.
Где дольше живут на пенсии
Сегодня ожидаемая продолжительность жизни мужчин, которые дожили до текущего пенсионного возраста (60 лет), составляет в целом по России чуть более 16 лет, женщин, доживших до пенсионного возраста (55 лет) — почти 26 лет. Эти показатели «не являются барьерами на пути повышения пенсионного возраста», считают эксперты Высшей школы экономики (*.pdf).
Однако в региональном разрезе показатели ожидаемой продолжительности предстоящей жизни на пенсии сильно разнятся. В Еврейской автономной области мужчинам, достигшим текущего пенсионного возраста, предстоит прожить только 12,8 года, женщинам — 23,3 года. А в Ингушетии с ее долгожителями показатели составляют более 23 лет для мужчин и почти 31 год для женщин.
Получается, что Еврейская автономная область — один из самых неблагополучных регионов с точки зрения размера пенсий и продолжительности жизни пенсионеров. Курирующий Дальний Восток (к нему относится Еврейская автономная область) вице-премьер Юрий Трутнев в прошлом месяце заявил, что в вопросе повышения пенсионного возраста нужно учитывать специфику Дальнего Востока, связанную с тем, что «продолжительность жизни там немного другая».
Можно ли учесть региональные различия?
Учесть региональную специфику правительству будет сложно или вовсе невозможно, считает директор НИФИ Минфина Владимир Назаров. «Там, где действительно условия жизни существенно отличаются в силу климатических факторов, региональная дифференциация и так существует», — напомнил он: например, работники Крайнего Севера имеют право на досрочный выход на пенсию. Льготные условия для них относительно остальных работников сохранятся и при повышении пенсионного возраста, хотя он все равно вырастет одинаково — на пять и восемь лет для мужчин и женщин соответственно.
«Выплата пенсий — это федеральный мандат, поэтому региональную специфику надо учитывать скорее только в отношении рынка труда. Надо смотреть на регионы, что у них происходит с рынками труда, возникнут ли локально проблемы с трудоустройством пожилых», — говорит Назаров. Что касается региональных показателей продолжительности жизни на пенсии, то их учет при определении новых пенсионных границ не требуется — это привело бы к тому, что в каждом регионе был бы установлен свой пенсионный возраст. «Даже технически это будет трудно реализовать, потому что граждане переезжают из региона в регион. Что делать, если человек родился в Еврейской АО, потом поехал учиться в Москву, потом уехал работать в Новосибирск, по какому региону он должен будет выходить на пенсию?» — рассуждает Назаров.
Социальное положение российских пенсионеров в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
ART 194036 DOI 10.24411/2304-120X-2019-14036 УДК 330.564
Садыков Рамиль Мидхатович,
кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Инсти тута социально-экономических исследований — обособленного струк турного подразделения ФГБНУ «Уфимский федеральный исследова тельский центр Российской академии наук», г. Уфа Sadikovrm@mail.ru
Социальное положение российских пенсионеров в современных условиях*
Аннотация. Рассматривается проблема низкого уровня жизни и благосостояния пенсионеров в России. В современной России в последние годы наблюдается тенденция старения населения, увеличения ожидаемой продолжительности жизни, доли пенсионеров в общей численности населения, снижения уровня жизни и материальной обеспеченности пенсионеров. Многие из них говорят об ухудшении своего материального положения за последние годы. При этом не менее плачевными видятся им их дальнейшие перспективы. Это связано с рядом обстоятельств: с выходом на пенсию резко падают доходы, растет стоимость коммунальных, медицинских услуг и лекарств, являющихся для пенсионеров жизненно необходимыми. Материальное положение — проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания и коммунальных услуг. В современных социально-экономических условиях актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения размера пенсий, их своевременной индексации и увеличения их профессионального долголетия. Ключевые слова: пенсионеры, уровень жизни пенсионеров, пенсионное обеспечение, неустойчивое материальное положение, социальная защита пенсионеров, профессиональное долголетие. Раздел: (04) экономика.
Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни отдельных категорий населения и поддержка деятельности общественных организаций. К числу приоритетных направлений социальной политики относятся: социальная поддержка и социальное обслуживание пожилых и инвалидов, ветеранов, семей, имеющих детей, малоимущих граждан, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и др. Социальная поддержка и обслуживание населения — основа благополучия отдельных категорий населения, инструмент выравнивания уровня жизни различных демографических и социальных групп. В России особую актуальность приобретает социальное положение наименее обеспеченного населения, живущего за чертой бедности. Среди малообеспеченных слоев населения наибольшую долю составляют пенсионеры .
Основным показателем, характеризующим уровень жизни пенсионеров, является размер пенсий, обеспечиваемый пенсионной системой. Динамика среднего размера пенсий приведена на рис. 1.
В рассматриваемом периоде с 2006 по 2016 г. средний размер пенсий увеличивался незначительными темпами. Средний размер пенсий в Российской Федерации в 2015 г. составил 12 081 руб., 2016 г. — 12 426 руб., по Республике Башкортостан в
* Исследование выполнено в рамках государственного задания ИСЭИ УФИЦ РАН по теме «Социализация экономической системы, формирующая новые траектории социального развития» на 2019 г.
научно-методический электронный журнал
2015 г. — 11 420 руб., 2016 г. — 11 806 руб. Динамика изменений среднего размера назначенных пенсий показывает относительное замедление роста пенсий в России и подтверждает низкий уровень жизни российских пенсионеров (табл. 1).
Рис. 1. Средний размер назначенных пенсий в Российской Федерации и Республике Башкортостан
за период 2006-2016 гг. (руб.)
Таблица 1
Рейтинг субъектов Российской Федерации с наименьшим и наибольшим размером назначенных пенсий в 2016 г.
Субъекты Российской Федерации с наименьшим размером назначенных пенсий (11 000 руб. и меньше) Субъекты Российской Федерации с наибольшим размером назначенных пенсий (16 000 руб. и больше)
Республика Северная Осетия Республика Коми
Тамбовская область Сахалинская область
Республика Марий Эл Республика Саха (Якутия)
Республика Адыгея Мурманская область
Чеченская Республика Ханты-Мансийский автономный округ
Карачаево-Черкесская Республика Ямало-Ненецкий автономный округ
Республика Калмыкия Камчатский край
Республика Ингушетия Ненецкий автономный округ
Кабардино-Балкарская Республика Магаданская область
Республика Дагестан Чукотский автономный округ
В целом по Российской Федерации средний размер пенсий с 2006 по 2013 г. рос быстрее, чем размер прожиточного минимума. В 2006 г. в целом по стране отношение среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму составляло 0,8 раза, в 2013 г. — 1,4 раза. К 2013 г. средний размер пенсий относительно прожиточного минимума вырос почти в два раза по сравнению с 2006 г. Данная ситуация говорит о росте денежных доходов пенсионеров относительно роста размера прожиточного минимума .
Начиная с 2014 г. наблюдается отставание среднего размера назначенных пенсий по отношению к уровню прожиточного минимума. В 2014-2015 гг. отношение среднего размера назначенных пенсий к уровню прожиточного минимума составило 1,3 раза. Эта тенденция продолжалась и в 2016 г. в связи с заморозкой очередной индексации пенсий и составила 1,2 раза .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В Республике Башкортостан наблюдается общероссийская тенденция повышения отношения среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму. За
научно-методический электронный журнал
период 2006-2013 гг. данное отношение увеличилось с 0,8 раза до 1,5 раза. Начиная с 2014 г. наблюдается отставание среднего размера назначенных пенсий по отношению к уровню прожиточного минимума. В 2014-2015 гг. отношение среднего размера назначенных пенсий к уровню прожиточного минимума составило 1,4 раза, 2016 г. -1,3 раза (рис. 2, табл. 2).
Рис. 2. Отношение среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму в Российской Федерации и Республике Башкортостан за период 2006-2016 гг. (разы)
Пенсионное обеспечение в Республике Башкортостан
Таблица 2
Наименование показателя Годы
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Численность пенсионеров, тыс. чел. 1073,0 1089,2 1107,2 1122,1 1147,6 1164,4 1176,1
Доля пенсионеров, % 21,6 21,6 21,8 22,2 22,2 22,8 23,4
Средний размер назначенных пенсий, руб. 7761,4 8611,1 9437,8 10266,2 11419,7 11806,2 12409,3
Настораживающей тенденцией по-прежнему остается увеличение пенсионной нагрузки. Численность пенсионеров на 1000 чел. населения за последнее десятилетие постепенно растет, в 2015 г. она составляла 291,6 чел., 2016 г. — 294,1. Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера, начиная 2007 г. также постепенно снижается. В 2014 г. этот показатель составил 1,64 чел.; 2015 г. — 1,71; 2016 г. -1,68. С 2015 г. приводятся уточненные данные в соответствии с актуализированной методикой расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда (рис. 3).
1,9
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 годы □ Российская Федерация 0 Республика Башкортостан
Рис. 3. Численность занятых в экономике, приходящаяся на одного пенсионера, в Российской Федерации и Республике Башкортостан за период 2006-2016 гг. (чел.)
ниегп
issn 2304-120X Садыков Р. М. Социальное положение российских пенсионеров в современных условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2019. — № 6 (июнь). — 0,3 п. л. — URL: http://e-koncept.ru/2019/194036.htm.
научно-методический электронный журнал
Количество пенсионеров и их доля в структуре населения непрерывно растут. Процесс демографического старения будет усиливаться и в дальнейшем. Если в 2018 г. доля населения старше пенсионного возраста составляла 25,5%, то к середине 2030-х гг. она достигнет 30,0% при тех же пенсионных возрастах. Повышение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин позволит выправить демографический баланс в стране. Пенсионная реформа подразумевает постепенное повышение границ пенсионного возраста по полгода начиная с 2019 г. и до 2034 г. Основная цель повышения пенсионного возраста состоит в поддержании численности плательщиков пенсионных взносов и получателей пенсий на приемлемом уровне, что позволит повышать пенсии значительно выше инфляции. Благодаря этому появится возможность ежегодно поддерживать уровень пенсий относительно заработных плат. Повышение пенсионного возраста задумано ради повышения пенсий и уменьшения количества бедных в стране, а также позволит заместить выбывшие трудовые ресурсы. На одну тысячу рублей в год подразумевается индексация страховой части пенсии, что обеспечит прирост пенсий уже в 2019 г. В дальнейшем рост страховой части пенсии может быть выше и ожидается на уровне, близком к росту заработной платы .
Во всех странах основанием для повышения пенсионного возраста является увеличение продолжительности жизни и уменьшение соотношения численности работающих и пенсионеров (табл. 3).
Таблица 3
Пенсионный возраст в странах мира, лет
Страны Мужчины Женщины
Германия 67 67
Великобритания 67 67
Франция 67 67
США 67 67
Италия 66,5 66,5
Япония 65 65
Китай 60 55
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Россия 60 55
К ключевым мировым тенденциям в сфере демографического развития можно отнести следующие:
— старение населения. С 2007 по 2015 г. население старше 60 лет увеличилось во Франции, в Германии, Великобритании, США, Японии, Индонезии и т. д.;
— увеличение ожидаемой продолжительности жизни. С 2000 по 2016 г. средняя продолжительность жизни в мире выросла на пять лет, с 66 до 71 года. По данным Росстата за 2017 г., самая высокая в мире ожидаемая продолжительность жизни в Японии (80,5 года для мужчин, 86,8 года для женщин). В странах Европы лидерами по данному показателю являются: Швеция (80,2 года для мужчин, 83,8 года для женщин), Франция (78,7 года для мужчин, 85,4 года для женщин), Великобритания (79,2 года для мужчин, 82,9 года для женщин).
Среди российских и республиканских тенденций демографического развития можно выделить:
— рост численности населения. В Российской Федерации численность населения увеличилась с 141,9 млн чел. в 2008 г. до 146,7 млн чел. в 2017 г. Среднегодовые темпы роста ниже мировых (1,0). В Республике Башкортостан за аналогичный период численность населения увеличилась с 4057 до 4071 тыс. чел., однако в последние
научно-методический электронный журнал
годы фиксируется убыль населения (среднегодовые темпы убыли с 2011-2017 гг. составили 0,99);
— старение населения, приводящее к увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население. В Российской Федерации доля населения старше трудоспособного возраста с 2008 по 2017 г. увеличилась с 21,2 до 25,0%, в Республике Башкортостан — с 19,3 до 23,4%. Старение населения подтверждается также увеличением среднего возраста в Российской Федерации — с 37,3 до 38,6 года. В результате активизации процессов старения увеличивается демографическая нагрузка на трудоспособное население, о чем свидетельствует коэффициент демографической нагрузки, который увеличился с 2008 по 2017 г. в Российской Федерации с 590 до 764, в Республике Башкортостан — с 589 до 773;
— увеличение ожидаемой продолжительности жизни. В Российской Федерации с 2008 по 2017 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении выросла с 67,88 до 71,87 лет, в Республике Башкортостан — с 68 до 71 года (табл. 4).
Таблица 4
Ожидаемая продолжительность жизни
Территория Годы
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Республика Башкортостан 68,00 69,01 68,89 69,04 69,32 69,63 69,76 70,08 71,00
За 2008-2016 гг. в Российской Федерации численность умерших в трудоспособном возрасте сократилась на 28,2% (с 610 580 чел. в 2008 г. до 438 524 чел. в 2016 г.). Структура смертности по видам причин за рассматриваемый период существенно не изменилась. Основными причинами смертности трудоспособного населения в 2016 г. явились: болезни системы кровообращения (156,7 чел. умерших на 100 000 лиц трудоспособного возраста), внешние причины (137,1 чел. умерших на 100 000 лиц трудоспособного возраста). В 2016 г. количество умерших в трудоспособном возрасте в Республике Башкортостан составило 13 730 чел., что меньше, чем в 2008 г., на 19,0%.
Основными мерами социальной поддержки и повышения уровня жизни современных российских пенсионеров являются: повышение эффективности функционирования пенсионной системы и увеличение среднего размера пенсий населению; своевременная индексация пенсий в зависимости от инфляции по стране; стимулирование занятости активной части пенсионеров.
Ссылки на источники
1. Социальная устойчивость региона: диагностика и проблемы развития. — Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН. -2017. — 188 с.
2. Ключевые аспекты социального развития региона в условиях экономической нестабильности / Р. М. Садыков, Ю. В. Мигунова, А. В. Гаврикова, Д. Ф. Ишмуратова // Региональная экономика: теория и практика. — 2017. — Т. 15. — № 10. — С. 1906-1919.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели 2017. Статистический сборник / Росстат. -М., 2017. — 1402 с.
4. Козырева П. М., Смирнов А. И. Российские пенсионеры в условиях кризиса // Социологические исследования. — 2017. — № 1. — С. 64-73.
5. Садыков Р. М. Угрозы ухудшения уровня жизни пенсионеров в условиях социально-экономического кризиса // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 275-278.
6. Галиева Г. М., Аслаева С. Ш., Гатауллин Р. Ф. Доходы и бедность населения в регионе: подходы к оценке // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 11-1. — С. 853-856.
научно-методический электронный журнал
7. Садыков Р. М. Проблемы бедности и благосостояние населения в условиях нестабильности социально-экономических систем // Региональная экономика: теория и практика. — 2017. — № 7. -С.1299-1310.
Ramil Sadykov,
The social status of Russian pensioners in modern conditions
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
1. (2017). Social’naya ustojchivost’regiona: diagnostika iproblemy razvitiya, ISEI UNC RAN, Ufa, 188 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»
Поступила в редакцию Received 06.03.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 08.04.19
Принята к публикации Accepted for publication 08.04.19 Опубликована Published 30.06.19