Необлагаемый налогом минимум

Необлагаемый минимум — 2019, 2018 и ранее

(Необлагаемый налогом минимум доходов граждан в 2019 году в Украине)

Дополнительно: этой теме посвящены подборки разъяснений
Об ответственности бухгалтера >>> и
Налоговая проверка >>>.

Согласно пункта 5 Раздела XX Переходных полoжeний Налогового кодекса Украины:

«5. Если нормы других законов сoдержат ссылку нa необлагаемый минимум доходов граждан, тo для целей иx применения используется суммa в размере 17 гривень, крoме норм административного и уголовного зaконодательства в чаcти квалификации преступлений или правонарушeний, для которых суммa необлагаемого минимума устанавливается на урoвне налоговой социальной льготы, определенной пoдпунктом 169.1.1 пунктa 169.1 статьи 169 рaздела IV настоящего Кодекса для сoответствующего года.»

Размер необлагаемого минимума за предыдущие годы .

Налоговая социальная льгота — 2019 составляет 960,50 грн. (смотрите тaкже: Часто задаваемые вопросы о социальной льготе >>>).

То есть уголовная ответственность в 2019 году по статьям 212 и 364 Уголовного кодекса (которые применяются чаще всего против бухгалтеров или директоров предприятий) квалифицируется так:

212 статья. Уклонение от уплаты налогов

в значительных размерах — 960,50 * 1000 = 960500 гривен;

в крупных размерах — 960,50 * 3000 = 2881500 гривен;

в особо крупных размерах — 960,50 * 5000 = 4802500 гривен.

364 статья. Злоупотребление влаcтью или служебным положением

существенный вред — 960,50 * 100 = 96050 гривен;

тяжелые последствия — 960,50 * 250 = 240125 гривен.

Читайте также Уголовная ответственность бухгалтера и Штрафы за нарушeние трудового законодательства.

Дополнительно: Таблица: на что влияют минимальная зарплата и пpожиточный минимум?

Налоговая социальная льгота в 2018 году составляла 881грн.

То есть уголовная ответственность в 2018 году по статьям 212 и 364 Уголовного кодекса (которые применяются чаще всего против бухгалтеров или директоров предприятий) квалифицируется так:

212 статья. Уклонение от уплаты налогов

в значительных размерах — 881,00 * 1000 = 881000 гривен;

в крупных размерах — 881,00 * 3000 = 2643000 гривен;

в особо крупных размерах — 881,00 * 5000 = 4405000 гривен.

364 статья. Злоупотребление влаcтью или служебным положением

существенный вред — 100 * 881,00 = 88100 гривен;

тяжелые последствия — 250 * 881,00 = 220250 гривен.

Еще страницы по теме Необлагаемый минимум — 2019:

  • 01 — Минимальная зарплата — 2019,
  • 02 — Прожиточный минимум — 2019.
  • < Неоподатковуваний мінімум — 2019
  • Отчет о налоговых льготах >

Необлагаемый минимум в системе налогообложения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Необлагаемый минимум в системе налогообложения

■о я

ч

а m Я

В экономических исследованиях и законодательных инициативах очень часто рассматриваются льготы и преференции, к числу которых в отечественных и зарубежных публикациях обычно относится и необлагаемый минимум . Поэтому крайне важно правильно определять это понятие в теории и обоснованно использовать на практике.

В публикациях по экономической тематике при определении понятия «необлагаемый минимум» достаточно часто пишут, что это минимальный доход, не облагаемый налогом . Такое представление о необлагаемом минимуме недостаточно точно отражает его содержание. Необлагаемый минимум может возникать применительно не только к доходу, но и к другим объектам налогообложения и налоговым базам по таким налогам, как транспортный, земельный и др. По мнению автора, минимум необлагаемый — законодательно устанавливаемая величина объекта или базы налогообложения, с которой налог не взимается или применяется нулевая ставка.

В Древнем мире нельзя найти примеры, однозначно свидетельствующие о наличии в системе налогообложения необлагаемого минимума. Косвенно таковым можно считать ситуацию, когда в Древнем Риме в отдельные годы (в 509— 508 гг. до н. э.) трибут уплачивали только патриции, а плебс от данного налога освобождался. Следует указать на парадоксальность с точки зрения сегодняшней нашей ментальности того факта, что исходя из сакрального характера налоговой системы Древнего мира эта ситуация плебеями не воспринималась как благо. Плебеи настаивали на том, чтобы иметь обязанность по уплате трибута, чтобы на этой основе требовать признания их гражданского равноправия с патрициями .

В Византии в эпоху расцвета налогообложение землевладения считалось видом деятельности, приносящим доход от имущества с осуществлением ряда расходов. В различных податных уставах

X—XI веков содержится понятие «стандартное» крестьянское хозяйство («стась»), которое согласно мнению современных ученых имело достаточный размер посевной площади (48—50 мо-диев) и соответственно при фискальной стоимости 1 модия 1 номисма минимальную цену 48—50 номисм. Категория налогоплательщиков, которые имели доход с хозяйства ниже указанного минимума, называлась апорами (обычно это были семьи вдов и т.п. немощных домохозяев). Данную сумму можно с достаточной долей уверенности считать первым дошедшим до нас свидетельством установления размера необлагаемого минимума. Кроме того, следует отметить, что в средневековой Византии в крестьянском хозяйстве основным тягловым скотом были волы (лошадь была редкостью). Обычно на одного трудоспособного члена семьи приходилась упряжка из двух волов, что называлось «зевгарат» или «монозевга-рат». Если в хозяйстве не было тяглового скота, оно характеризовалось понятием «актимон» и признавалось неспособным платить поземельный налог в полном объеме, переводилось на особое положение — в разряд «капникариев», т.е. лиц, которые уплачивают только налог с жилища с очагом — «капникон» .

Свидетельством наличия необлагаемого минимума во внешней системе исламского налогообложения в Средние века возможно считать тот факт, что от подушной подати освобождались нищие, больные и калеки , а также мусульмане, не обладающие достаточным уровнем благосостояния. Таковой считалась ситуация, если в доме было менее 20 динаров наличными или если в хозяйстве был небольшой сад, 39 овец и коз, 4 верблюда. С названного необлагаемого минимума не платился даже единственный сбор с мусульман — закят .

Согласно концепции идеального ранне-исламского государства-общины, живущего за счет средств, полученных от войн и завоевательных походов, а также налогов с иноверцев, торговцы согласно практике Пророка должны быть ос-

^ ВЫЛКОВА Елена Сергеевна

Доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов

Санкт-Петербургский государственный экономический университет 191023, РФ, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 Тел.: (812) 310-96-71 E-mail: vylkovaelena@mail.ru

Ключевые слова

НАЛОГ

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ ОБЪЕКТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВАЯ БАЗА

Аннотация

Изложены исторические аспекты применения понятия «необлагаемый минимум» в Древнем Риме, Византии и раннеисламском государстве. Раскрыты теоретические подходы к интерпретации необлагаемого минимума классиками политической экономии и современными исследователями. Дано авторское определение необлагаемого минимума. Определено значение необлагаемого минимума в экономическом развитии государства. Предметно освещены вопросы использования при налогообложении доходов физических лиц в зарубежных странах налогового минимума, ориентированного прежде всего на показатель прожиточного минимума. Рассмотрена практика установления необлагаемого минимума в СССР и современной России. Раскрыта специфика применения необлагаемого минимума при налогообложении доходов или прибыли корпоративных структур; имущества, в том числе имущества, переходящего в порядке наследования или дарения; транспорта; земли. Внесены предложения по совершенствованию использования в России необлагаемого минимума при налогообложении доходов и имущества физических лиц.

JEL classification

Предпринимательство • Право • Налоги

Non-Taxable Minimum Income in the System of Taxation

(0 ii z u

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Ul <

1 Yelena S. VYLKOVA

Dr. Sc. (Econ.), Professor of State and Municipal Finance Dept.

Saint-Petersburg State University of Economics

191023, RF, Saint-Petersburg, Sadovaya St., 21 Phone: (812) 310-96-71 E-mail: vylkovaelena@mail.ru

TAX BENEFIT

NON-TAXABLE MINIMUM INCOME OBJECT OF TAXATION TAX BASE

вобождены от любых налогов и сборов. Вводимые властями торговые сборы и пошлины в современных исследованиях называются «‘ушу’р» или «ушр», т.е. «за-кят с земельной собственности».

Размер торгового сбора с иноверцев (харбийцев) был установлен в размере 10% стоимости товара и драгоценностей; с иудеев и христиан («зиммийев») взималось в два раза меньше — 5%. Для мусульман сбор приравнивался к ставке закята с этого вида имущества и составлял 2,5%. Кроме этого для мусульман было установлено, что если стоимость предназначенного для торговли имущества, которое предъявлено для регистрации сборщику, достигает 200 дирхамов, то торговый сбор не взимается. Такую установку можно интерпретировать как «необлагаемый максимум». Интересен тот факт, что в современной России также установлен своеобразный необлагаемый максимум при осуществлении взносов во внебюджетные фонды. Так, размер предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, уплачиваемых в ФСС РФ в 2016 г., установлен равным 718 000 р., определяемым нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений, которые превышают указанную сумму, страховые взносы не взимаются. Размер предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, установлен для физического лица равным 796 000 р. Свыше этой суммы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяется ставка 10%.

Необлагаемый минимум по торговому сбору для мусульман устанавливался для товаров, стоимость которых ниже 20 мискалов, и с них не взимался ‘ушр. Было предусмотрено, что с предъявляемого сборщику ‘ушра имущества, не предназначенного для торговли, ничего не взимается. Более того, если торго-

вец-мусульманин клятвенно заявлял, что с товара или имущества уже уплачен закят, то такое заверение от него принималось и он освобождался от сбора. Еще раз подчеркнем, что подобные льготы не предоставлялись и заявления не принимались ни от зиммийа, ни от хар-бийя, так как они не облагались закятом, об уплате которого могли бы заявить .

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Если на практике необлагаемый минимум использовался еще в Средние века, то в научных кругах идея необлагаемого минимума утвердилась только в XIX веке. Дополняя разработанные А. Смитом принципы налогообложения, А. Вагнер объединил их в следующие группы: финансовые, народнохозяйственные (экономические), этические и методические (технические). В рамках этических принципов традиционно называют принцип всеобщности обложения, осуждающий всякого рода налоговые преференции. В соответствии с этим принципом необлагаемый минимум для отдельных налогов интерпретируется как исправление непропорциональности обложения (например, налогами па потребление). Кроме того, необлагаемый минимум частично обусловлен принципом продуктивности налога.

Подходы к определению величины необлагаемого минимума по тому или иному налогу различаются по странам в зависимости от исторической стадии или этапа их развития и приоритетности решаемых в этот период социально-экономических задач.

Использование той или иной страной необлагаемого минимума применительно к конкретному налогу призвано нивелировать социальное неравенство различных слоев налогоплательщиков, прежде всего различных социально-демографических групп физических лиц, мелкого бизнеса, в соответствии с принципом справедливости, реализуя конституционный принцип равенства и способствуя более полной реализации социальной роли налогов. Необлагаемый минимум как поддерживающий инстру-

JEL classification

мент налоговой политики ориентирован на то, что не должен облагаться налогом такой размер объекта налогообложения или налоговой базы, который минимально необходим для жизнедеятельности физических лиц и мелких бизнес-структур. В случае сочетания в национальном законодательстве по соответствующему налогу необлагаемого минимума и пропорциональной ставки можно говорить о наличии слабой прогрессии. Введение необлагаемого минимума нацелено также на изменение экономического поведения налогоплательщиков в направлении снижения налогового оппортунизма. Государство различными косвенными методами, в том числе устанавливая необлагаемый минимум по тому или иному налогу, с одной стороны, воздействует на финансовые возможности производителей товаров, работ и услуг, а с другой стороны, регулирует объем потребительского спроса. Изменение необлагаемого минимума наряду с корректировками налоговых ставок и трансформацией различных льгот и преференций позволяет стране добиваться увеличения устойчивости темпов экономического роста и избегать очень резких взлетов и падений в сфере производства и потребления.

Сфера применения необлагаемого минимума не ограничивается только рамками налогообложения доходов, в частности доходов физических лиц, как это считает большинство современных исследователей и как говорится во многих словарях и справочниках. Необлагаемый минимум объекта налогообложения или налоговой базы может устанавливаться практически по всем налогам. Чаще всего он применяется при налогообложении доходов физических лиц, доходов корпораций, налогообложении имущества и транспорта.

Применительно к налогообложению доходов физических лиц содержание необлагаемого минимума базируется на том, что доход, минимально необходимый для поддержания жизнедеятельности индивида, не должен облагаться налогом.

Во времена А. Смита данный подход получил первоначальное теоретическое обоснование в рамках провозглашения принципа обложения чистого дохода налогоплательщика. Согласно этой концепции доход, который остается после удовлетворения первоочередных потребностей (свободный доход), определяет фактическую платежеспособность индивида. При этом разделение дохода

на «необходимую» и «свободную» части происходит по следующим главным критериям: доля в составе расходов семьи расходов на питание (чем данная доля выше, тем беднее семья); соотношение дохода физического лица и среднедушевого дохода в целом в государстве (чем это соотношение выше, тем большая сумма свободного дохода имеется у налогоплательщика).

Сегодня во многих зарубежных странах используется практика обложения налогами чистого дохода налогоплательщика, т.е. дохода, уменьшенного на сумму законодательно разрешенных вычетов, к которым относятся семейные скидки, взносы в различные страховые фонды, определенные профессиональные расходы, скидки на детей и иждивенцев и т.п. Одной из наиболее распространенных форм вычетов является необлагаемый минимум .

Размер законодательно установленного необлагаемого минимума, как правило, может быть дифференцирован как по возрастным, так и по социальным группам, а также учитывать семейное положение плательщика. Необлагаемый минимум может предоставляться в двух формах: 1) вычета из подлежащего обложению дохода определенной твердой суммы (Аргентина, Испания, Финляндия, Франция); 2) обложения налогом доходов плательщика начиная с определенной суммы (по доходам ниже этой суммы (необлагаемому минимуму) применяется нулевая ставка) (Германия).

В развитых странах минимальная необлагаемая сумма налога чаще всего рассчитывается на основе минимального прожиточного минимума . В Великобритании подоходным налогом не облагается сумма равная 9 000 ф. ст. в год. Во Франции от обложения подоходным налогом освобождены доходы физического лица в размере 5 875 евро в год (у супружеской пары в сумме 11 750 евро). У граждан Финляндии не подлежат налогообложению доходы в пределах 10 000 евро, в Испании — 22 000 евро. В Аргентине не облагается сумма равная 10 000 песо (1 250 дол.) . В США для одиноких налогоплательщиков до 65 лет необлагаемый минимум равен 5 500 дол. в год; для супругов, совместно заполняющих декларацию — 10 000 дол.; для главы семьи, не имеющего супруга, но воспитывающего детей или содержащего родителей, -7 150 дол. Размер необлагаемого минимума в различных штатах США может варьироваться.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В Германии к доходам, не достигаю- р щим суммы необлагаемого минимума § (для одинокого гражданина в пределах N 8 000 евро в год, а для семейной пары 3 — 16 000 евро в год), применяется ну- ^ левая ставка (они исключаются из на- ^ логообложения), а при ее превышении | происходит налогообложение по про- £ грессивным ставкам . Необла- г гаемый подоходным налогом минимум 6 постоянно корректируется в связи с ро- 22 стом цен и инфляционными процессами 1 в экономике.

В зависимости от уровня экономического развития каждой конкретной юрисдикции, инфляции, уровня цен и других факторов освобожденные от налогообложения суммы могут варьироваться, но чаще всего применяется общий принцип, согласно которому не должны облагаться налогом доходы, не превышающие прожиточный минимум. Для расчета величины прожиточного минимума применяется понятие «бюджеты минимального прожиточного минимума» (БМПМ), при исчислении которых учитывается большое количество жизненно важных и социально значимых расходов: на питание, образование, содержание семьи и детей, отдых и т.п. Уровень необлагаемых доходов считается суммарно для семьи, прежде всего для семьи, имеющей детей, исходя из величины, которая позволяет обеспечивать минимально достойный уровень жизни для каждого члена семьи. Прожиточный минимум является комплексным социальным стандартом. Необлагаемый минимум может быть «привязан» либо к нему, либо к какому-либо иному социальному стандарту (например, к минимальной зарплате или минимальным расходам на оплату труда).

В СССР необлагаемый минимум сначала применялся согласно «Положению о государственном подоходно-поимущественном налоге». В 1922 г. он был установлен в размере 100 000 р., который пересматривался раз в полугодие. С 1943 по 1987 г. подоходное налогообложение населения осуществлялось в СССР в соответствии с Указом Президиума ВС СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения», в последней редакции которого предусматривалось освобождение от уплаты подоходного налога «рабочих, служащих и приравненных к ним по налогообложению граждан, получающих заработную плату, другие виды денежного вознаграждения и стипендию, не превышающие 70 р. в месяц» .

В современной российской истории первоначально подоходное налогообложение осуществлялось в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. № 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», который утратил силу с 1 января 2001 г. Необлагаемый минимум в данном законе не устанавливался. Размер доходов, не подлежащих налогообложению, исчислялся на основе того, что по ряду позиций не облагался установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда (3-кратный, 5-кратный, 12-кратный и т.д.). Такой порядок можно расценивать как своеобразный необлагаемый минимум.

В Налоговом кодексе РФ понятие «необлагаемый минимум» отсутствует. В экономической литературе высказываются мнения, что таковым можно считать стандартные налоговые вычеты. Такая позиция является дискуссионной. Стандартные вычеты по НДФЛ в современной России не соответствуют экономической и социальной ситуации в стране, опыту развитых стран по ориентации при исчислении необлагаемого минимума на минимум прожиточный. Отметим также, что с 1 января 2012 г. отменен стандартный налоговый вычет в размере 400 р., который предоставлялся основной массе налогоплательщиков.

В отдельных публикациях содержится утверждение, что все доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ, следует трактовать как необлагаемый минимум. Такой подход следует признать излишне широким и не в полной мере соответствующим содержанию анализируемого понятия.

В Казахстане при определении налогооблагаемого дохода работника за каждый месяц в течение налогового года вычету в числе прочих сумм подлежит сумма необлагаемого минимума в размере минимальной заработной платы, установленной законом Республики Казахстан на соответствующий месяц (на 2015 г. размер минимальной заработной платы установлен 21 364 тенге (около 65 дол.). Для отдельных категорий физических лиц названная сумма может быть увеличена.

Стандартные налоговые вычеты по подоходному налогу с физических лиц в Республике Беларусь установлены в твердых суммах, которые ежегодно изменяются с учетом инфляции. В 2015 г. в случае получения налогооблагаемого дохода меньше 4 420 000 белорусских рублей в месяц, сумма налогового вычета составит 730 000 р.

В Украине вместо необлагаемого минимума применяется понятие «налоговая социальная льгота», по своему содержанию близкое к необлагаемому минимуму. Она применяется к доходу, который начислен в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца (заработная плата, приравненные к ней выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на коэффициент равный 1,4.

Изучение зарубежного опыта по налогообложению доходов физических лиц однозначно свидетельствует, что в РФ по НДФЛ давно назрела настоятельная необходимость наряду с осуществлением других реформаций по данному налогу установить необлагаемый минимум в размере прожиточного минимума для всех налогоплательщиков. Для того чтобы не слишком возросли расходы на налоговое администрирование налога, следует ориентироваться на показатель прожиточного минимума по стране, а не по регионам и устанавливать его на год без ежемесячного или ежеквартального пересчета.

Необлагаемый минимум объекта или базы налогообложения может устанавливаться по различным налогам.

Прежде всего, необлагаемый минимум может устанавливаться применительно к налогообложению доходов или прибыли корпоративных структур. Такой порядок может применяться, во-первых, по отношению к любым бизнес-структурам, во-вторых, для отдельных категорий налогоплательщиков. Например, в Макао (район Китая) для всех юридических лиц установлен необлагаемый минимум эквивалентный 0,76 млн р. Отдельными категориями плательщиков могут быть прежде всего предприятия малого бизнеса, а также нерезиденты или категории плательщиков, признаваемые приоритетными для соответствующей юрисдикции. Еще одним примером применения необлагаемого минимума является ситуация, когда в Аргентине согласно Закону «О минимально предполагаемой прибыли» налог взимается со стоимости активов, превышающей 200 000 песо (25 000 дол.) .

Согласно действовавшему в России с 1992 по 2005 г. Закону РСФСР «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» был установлен необлагаемый минимум

в размере соответственно 850-кратного и 80-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда применительно к общей стоимости переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства или удостоверения договора дарения.

В настоящее время в России Налоговым кодексом при исчислении транспортного налога предусмотрено, что не являются объектом налогообложения 5 лошадиных сил мощности двигателя применительно к весельным лодкам, а также моторным лодкам; 100 лошадиных сил мощности двигателя применительно к автомобилям легковым, полученным (приобретенным) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке, что по своему содержанию является необлагаемым минимумом. В Казахстане и Белоруссии также установлен минимальный предел объема двигателя, который не облагается соответствующим налогом.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Необлагаемый минимум применяется сегодня в Российской Федерации при исчислении налога на имущество физических лиц. Налоговым кодексом он установлен в размере соответственно 10 м2 площади комнаты; 20 м2 общей площади квартиры и 50 м2 общей площади жилого дома, кадастровая стоимость которых исключается из налоговой базы соответствующего объекта. Практики использования перечисленных исключений из налоговой базы пока что нет. Но уже сейчас можно говорить о целесообразности дифференцированного подхода к их установлению для отдельных категорий налогоплательщиков: социально незащищенных и малоимущих слоев населения, с одной стороны, и состоятельных граждан — с другой.

Необлагаемый минимум, являющийся по своему содержанию льготой (преференцией) для физических и юридических лиц с низким доходом и небольшим размером имущества, представляет собой инструмент налоговой политики в форме государственной поддержки слабо защищенных слоев населения и мелких собственников, помогая им достойно существовать и создавая основы для их развития и активного вовлечения в общественное воспроизводство.

Источники

1. Абу Йусуф (Йа’куб б. Ибрахим ал-Куфи). Китаб ал-Харадж. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001.

2. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М. Налоговые системы зарубежных стран: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

3. Большаков О.Г. История Халифата: в 4 т. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2000. Т. 2. Эпоха великих завоеваний (633-656).

4. Быков С.С. Классификация налоговых льгот как условие и этап оценки их эффективности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2013. № 5. С. 20-26.

5. Вылкова Е.С. Налогообложение в Аргентине. СПб.: Изд-во «КультИнформПресс», 2015.

6. Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Концептуальные основы реформирования налога на доходы физических лиц в России. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.

7. Джебко В.И. К вопросу об установлении необлагаемого минимума в РФ // Молодежь и наука: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. С. 126-129.

8. Дьяченко В.П. История финансов СССР (1917-1950 гг.). М.: Наука, 1978.

9. Налоговые льготы. Теория и практика применения / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

10. Панов Е.Г. История налогов: Древний мир. М.: ЛЕНАНД, 2015.

11. Панов Е.Г. История налогов: Средние века. М.: ЛЕНАНД, 2015.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Vylkova Ye.S. Nalogooblozhenie vArgentine . St. Petersburg, Kul’tInformPress Publ., 2015.

8. D’yachenko V.P. Istoriya finansovSSSR (1917-1950 gg.) . Moscow, Nauka Publ., 1978.

10. Panov Ye.G. Istoriya nalogov: Drevniy mir . Moscow, LENAND Publ., 2015.

11. Panov Ye.G. Istoriya nalogov: Srednie veka . Moscow, LENAND Publ., 2015.

Не облагаемый налогом минимум по налогу на доходы физических лиц: миф или реальность? *

<*> Solov’yova N.A. Non-taxable minimum with regard to personal income tax — myth or reality?

Соловьева Наталья Александровна, к.ю.н., преподаватель кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.

Проблемы установления не облагаемого налогом минимума, а также анализ стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц как разновидности не облагаемого налогом минимума с точки зрения его соответствия принципам налогообложения и современной социально-экономической ситуации в Российской Федерации является актуальным предметом исследования. В статье проанализирована практика установления не облагаемого налогом минимума в зарубежных странах, определены направления совершенствования регулирования стандартного налогового вычета.

Ключевые слова: необлагаемый налогом минимум, стандартный налоговый вычет, налогоплательщик, налоговые льготы.

Key words: non-taxable minimum, standard tax deduction, tax-payer, tax exemptions.

Понятие свободного от обложения минимума возникло одновременно с самим подоходным налогом. Впервые установленный в 1798 г. в Англии подоходный налог взимался только с тех доходов, которые превышали 60 фунтов стерлингов. С распространением подоходного налогообложения право на существование минимума, свободного от обложения, и способы его определения являлись предметом дискуссий.

Противники установления свободного от обложения минимума ссылались на нарушение им принципа всеобщности обложения, обосновывая свою позицию как теорией обмена услуг — раз пользуются услугами государства все, то и платить налоги должны тоже все, так и морально-этическими соображениями об обязанности каждого платить налоги, являющейся другой стороной политических прав <1>.

<1> Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2008. С. 138 — 139.

Однако, несмотря на многочисленную критику, при введении подоходного налога в Европе, США и России определенная часть дохода, идущая на удовлетворение насущных потребностей, освобождалась от обложения. Так, в царской России подоходный налог был введен в 1916 г. и распространялся только на тех граждан, чей доход превышал 850 руб. в год. Подоходный налог с населения, существовавший в СССР, устанавливал необлагаемый минимум в размере 70 руб. в месяц для рабочих, служащих и приравненных к ним лиц.

В настоящее время в государствах Европы, США и подавляющем большинстве стран мира установлен не облагаемый налогом минимум. Анализ европейского законодательства и законодательства США показывает, что размер не облагаемого налогом минимума определяется либо с учетом прожиточного минимума, либо с учетом минимального размера оплаты труда. При этом, как правило, либо не облагаемый налогом минимум уменьшает сумму налога, подлежащую уплате, либо доход облагается при достижении им определенного в законодательстве размера <2>. В ряде стран размер не облагаемого налогом минимума изменяется в зависимости от величины дохода налогоплательщика или от его принадлежности к определенным социальным группам.

<2> European Tax Handbook. Amsterdam, 2008. P. 75, 225, 247 — 251, 276 — 278, 379 — 380, 513, 584, 734, 783; Taxation of workers in Europe / Edited by Moessner J.M. Cambridge, 2008. P. 34 — 36, 95 — 227.

Государства постсоветского пространства в различных формах, но все же восприняли практику установления не облагаемого налогом минимума в подоходном налогообложении физических лиц. Так, в Республике Казахстан плательщики индивидуального подоходного налога при определении дохода имеют право на ежемесячный налоговый вычет в сумме минимального размера заработной платы <3>. Подоходный налог с физических лиц в Республике Беларусь содержит аналогичные российскому законодательству налоговые вычеты, однако стандартный налоговый вычет в разы выше и право на его получение ограничено не размером дохода, исчисленного нарастающим итогом, а размером ежемесячного дохода.

<3> О налогах и других обязательных платежах в бюджет: Налоговый кодекс. Алматы, 2009. С. 109.

Обратимся к постсоветскому налоговому законодательству. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» <4> закреплял необлагаемый минимум объекта налога в перечне налоговых льгот. Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» <5>, устанавливая прогрессивное налогообложение, закреплял возможность ежемесячного уменьшения совокупного дохода, полученного в налогооблагаемом периоде, на суммы, кратные установленному законом минимальному размеру оплаты труда. При этом кратность зависела от размера дохода, а также был установлен предельный размер дохода, дающий право на вышеописанное уменьшение.

<4> Российская газета. 1992. N 56.
<5> Российская газета. 1992. N 59.

Действующий Налоговый кодекс РФ понятия не облагаемого налогом минимума не содержит вообще. В литературе неоднократно высказывалось мнение о том, что стандартные налоговые вычеты представляют собой «вычеты в форме необлагаемого минимума, который предусмотрен в зависимости от категории налогоплательщиков за каждый месяц налогового периода» <6>, что им «практически придается смысл необлагаемого минимума доходов» <7>.

<6> Коновалова Т.Е., Кузьмина Н.А. Местный бюджет и налоговые льготы // Финансы и кредит. 2005. N 27. С. 45.
<7> Коровкин В.В. Основы теории налогообложения. М.: Экономистъ, 2006. С. 332.

Основной массе населения предоставляется стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп. 3 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ и составляющий 400 руб. Налогоплательщик вправе применять указанный вычет при исчислении налоговой базы каждый месяц налогового периода до месяца, в котором его доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 40 000 руб. Таким образом, ежемесячный стандартный налоговый вычет в денежном выражении составляет 52 руб. (400 руб. x 13%). Соответственно, в течение года налогоплательщик в денежном выражении может получить от 52 до 364 руб. максимум.

С 1 июня 2011 г. минимальный размер оплаты труда установлен в размере 4611 руб. На момент введения в действие части второй Налогового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда составлял 200 руб. в месяц. Таким образом, минимальный размер оплаты труда к настоящему моменту возрос в 23 раза, в то время как размер стандартного налогового вычета не индексировался ни разу с момента его установления.

Величина прожиточного минимума, т.е. стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы <8>, в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г. на душу населения составила 6473 руб. <9> Потребительская корзина, в свою очередь, представляет собой минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности <10> — как раз тот самый минимум, который освобождали и освобождают от обложения в большинстве стран мира.

<8> О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 43, ст. 4904.
<9> Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2011 г.: Постановление Правительства РФ от 14.06.2011 N 465 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 25, ст. 3601.
<10> О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 43, ст. 4904.

Не рассматривая вопрос о том, что минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации ниже прожиточного минимума, констатируем, что стандартный налоговый вычет в настоящий момент составляет 0,8% прожиточного минимума и 1,13% минимального размера оплаты труда.

Необходимо отметить, что в различных субъектах РФ величина прожиточного минимума неодинакова. И если, например, в Центральном и Южном федеральных округах (за исключением Московской, Рязанской, Смоленской и Волгоградской областей) прожиточный минимум чуть ниже или приблизительно равен установленным Правительством РФ 6473 руб., в Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах величина прожиточного минимума гораздо выше и достигает 9000 — 10 000 тыс. руб. Нет необходимости говорить о том, что стандартный налоговый вычет в настоящее время подобную разницу не учитывает.

Еще в начале прошлого века профессор И.Х. Озеров, рассматривая Existenzminimum — доход в определенном размере, освобожденный от обложения в целях обеспечения удовлетворения насущных потребностей плательщика, полагал сомнительным установление Existenzminimum’а в едином размере для всей страны. И.Х. Озеров указывал, что при установлении Existenzminimum’а необходимо учитывать особенности местности, семейный статус и некоторые жизненные условия (например, болезнь) <11>.

<11> Озеров И.Х. Основы финансовой науки. Учение об обыкновенных доходах. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1908. Вып. 1. С. 240 — 242.

Ограничение на применение стандартного налогового вычета суммой в 40 000 руб. представляется необоснованным даже исходя из величины минимального размера оплаты труда — в год работающий налогоплательщик должен получить не менее 55 322 руб.

Ясно, что ни величина минимального размера оплаты труда, ни прожиточный минимум не являлись экономическим критерием установления размера стандартного налогового вычета. Очевидно, не стоит говорить и о том, что подобные мизерные суммы бесконечно далеки от экономических реалий, а значит, стандартный налоговый вычет не выполняет ни компенсационной функции, присущей налоговым льготам, ни свойственную ему социальную роль.

Таким образом, можно утверждать, что, даже будучи установленным законодательно, не облагаемый налогом минимум в силу своего ничтожного размера фактически отсутствует.

Еще со времен Адама Смита экономисты и финансисты ратуют за обложение чистого дохода налогоплательщика, то есть дохода, свободного от расходов на поддержание минимального жизненного уровня.

Известный российский правовед-финансист А.А. Исаев указывал, что государство должно прежде всего обеспечить каждому условия для поддержания жизни, при этом первое и основное из этих условий — свобода от налога для тех доходов, уменьшение которых ставит налогоплательщика в необходимость крайне скудно удовлетворять даже первоначальные потребности и делает само существование его затруднительным <12>.

<12> Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2004. С. 56.

Представляется, что ситуация, сложившаяся в отношении стандартных налоговых вычетов, противоречит как принципу обложения чистого дохода налогоплательщика, так и приведенной выше точке зрения Андрея Алексеевича Исаева, с которой не согласиться сложно. К тому же анализ размера, порядка и условий применения стандартного налогового вычета показывает, что установленная Законом РФ «О подоходном налоге с физических лиц» система ежемесячных уменьшений совокупного дохода была более выгодной для налогоплательщиков и в гораздо большей степени выполняла компенсационную функцию.

В Послании к Федеральному Собранию РФ в ноябре 2010 г. Президент РФ указал на необходимость увеличения налоговых вычетов для всех семей с детьми и отмены при этом стандартных налоговых вычетов, т.к. для абсолютного большинства граждан они приобрели символический характер <13>. Основные направления налоговой политики на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. предусматривают полную отмену стандартного налогового вычета в размере 400 руб. и увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей в размере 3000 руб. на каждого третьего и последующего ребенка <14>.

<13> Российская газета. 2010. N 271.
<14> URL: http://www1.minfin.ru/ru/tax_relations/policy.

Интересно, что Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года <15> предусматривает повышение ориентации налоговой системы на проблемы выравнивания уровня доходов путем расширения использования налоговых вычетов как инструмента социальной политики. Обнаруживаются противоречия между разработанной Министерством экономического развития РФ Концепцией и разработанными Министерством финансов РФ Основными направлениями налоговой политики, хотя и тот, и другой документ утверждался Правительством РФ.

<15> Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 47, ст. 5489.

Итак, вместо приведения размера стандартных налоговых вычетов в соответствие с экономической и социальной ситуацией в государстве предлагается упразднение стандартных налоговых вычетов вообще. Конечно, от подобной инициативы выиграют семьи с тремя и более детьми (на 390 руб. в месяц на каждого ребенка!), но большинство налогоплательщиков неизбежно пострадают. Причем среди них окажутся и семьи с двумя детьми или одним ребенком, одинокие, в т.ч. родители, вдовы и прочие наименее защищенные слои населения. То есть государство готово отнять даже те крохи, которые предоставило. Вряд ли подобная мера может быть понята и принята обществом.

Бесспорно, объем предоставляемых государством налогоплательщикам налоговых льгот, в т.ч. и величина не облагаемого налогом минимума, зависит от уровня экономического развития государства. В то же время экономический рост, пусть и незначительный, но, тем не менее, декларируемый лидерами государства, должен вести к улучшению ситуации в сфере обеспечения интересов налогоплательщиков, в особенности наименее защищенных слоев населения. К сожалению, исходя из вышеприведенных планируемых изменений, можно констатировать ухудшение положения налогоплательщиков, идущее вразрез как с мировой практикой налогообложения доходов физических лиц, так и с принципами справедливости, равенства налогообложения, экономической обоснованности налогов, необходимости учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога.

Упразднение, впрочем, как и дальнейшее игнорирование незначительного размера, не облагаемого налогом минимума при пропорциональном налоге на доходы физических лиц позволит сделать вывод о сознательном понижении роли социальной функции этого налога, состоящей в перераспределении национального дохода между различными категориями граждан для поддержания социального баланса в обществе. Среди прочего, это будет способствовать дальнейшему расслоению населения по уровню доходов. По данным Федеральной службы государственной статистики, в первом полугодии 2011 г. децильный коэффициент составил 14,8% <16> (отношение средних доходов: 10% наиболее высоких и средних доходов к 10% доходов наименее обеспеченных граждан). При этом критическим для поддержания социальной стабильности является восьмикратное расслоение доходов населения <17>.

<16> URL: http:// www.gks.ru/ free_doc/ new_site/ population/ urov/ urov_32kv.htm.
<17> Налоговая политика. Теория и практика: Учебник для магистрантов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» / Под ред. И.А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. С. 161.

Таким образом, представляется, что отмена стандартного налогового вычета, предоставляемого всем налогоплательщикам до достижения установленного в Налоговом кодексе РФ предельного дохода, не обоснованна. Напротив, в качестве рекомендаций следует обратить внимание на необходимость увеличения размера стандартного налогового вычета и его доведения хотя бы до величины минимального размера оплаты труда, а также повышения предельного размера дохода, дающего право на использование такого вычета.

При этом следует иметь в виду, что применение стандартного налогового вычета уменьшает налоговую базу, поэтому установление стандартного налогового вычета в сумме, равной минимальному размеру оплаты труда, в денежном выражении принесет налогоплательщику только 13% минимального размера оплаты труда.

Следовательно, для обеспечения эквивалентности стандартного налогового вычета минимальному размеру оплаты труда наиболее приемлемым с точки зрения применения и администрирования будет ежемесячное освобождение от обложения доходов, не превышающих минимальный размер оплаты труда. В этом случае целесообразно сохранение предельного размера дохода, дающего право на подобное освобождение, который может быть установлен как относительно ежемесячных доходов налогоплательщика, так и относительно его дохода, исчисленного нарастающим итогом.

Что такое МРОТ?

Согласно положениям действующего законодательства, МРОТ – это минимально возможный размер зарплаты сотрудников, который может установить работодатель. Величина определяется на федеральном уровне ежегодно.

Каким будет МРОТ на следующий период, зависит от таких макроэкономических факторов:

  • уровня цен в стране;
  • уровня безработицы;
  • темпа инфляции;
  • производственных показателей;
  • потребностей рабочих из России и иностранных государств.

В с 01.01.2019 года минимальный размер оплаты труда в России составил 11 280 рублей.

МРОТ выполняет следующие функции:

  • Используется для регулирования доходов трудящихся.
  • Служит базой для определения размера пособий по больничным листам, беременности и родам.
  • Используется для исчисления страховых взносов.

Важно! Трудовое законодательство не допускает использование МРОТ в прочих целях, помимо перечисленных.

Ст. 133 ТК РФ гласит, что «минималка» не может устанавливаться ниже прожиточного минимума, также определяемого ежегодно на законодательном уровне. На практике это положение не выполняется: в 2019 году разброс между показателями составляет более 10 000 рублей. Однако ожидается, что в перспективе величины сравняются благодаря усилиям экономической политики государства.

Из чего складывается МРОТ?

Ст. 129 ТК РФ гласит, что в минимальный размер оплаты труда включаются следующие перечисления работнику:

  • оклад, определенный исходя из квалификации специалиста, сложности и характеристик труда;
  • компенсационные выплаты (например, положенные за вредные или опасные условия работы);
  • выплаты стимулирующего характера (годовые, квартальные, месячные премии и т.д.);
  • иные доплаты, получаемые от фирмы-нанимателя.

Если работник трудится внутренним совместителем, т.е. помимо основных обязанностей выполняет дополнительные, последние оплачиваются отдельно. Доход внешнего совместителя зависит от достигнутых договоренностей между ним и компанией.

Если человек трудился на 1,5 ставки вместо одной, он не может получить зарплату в размере одной «минималки». Его доход будет исчислен пропорционально переработанному времени.

Трудовое законодательство запрещает включать в расчет МРОТ оплату за работу сверхурочно, в выходные и праздничные дни. За это положены отдельные перечисления, которые определяются по полуторной ставке в первые два часа и по двойной – в последующее время. По договоренности со специалистом денежная компенсация может быть заменена на дополнительные дни отдыха.

Если заработная плата сотрудника меньше «минималки», фирма-работодатель обязана сделать доплату. Например, если за специалистом закреплен оклад в 5 000, а компенсационные и стимулирующие выплаты отсутствуют, компания-наниматель обязана перечислить ему дополнительно (9 489 – 5 500) = 3 989 рублей. Если она этого не сделает, контролирующие органы применят штрафные санкции против организации.

Может ли зарплата быть ниже МРОТ?

Статьей 133 ТК РФ предписано, что доход сотрудника, получаемый от работодателя, не может быть ниже, чем минимальный порог, если соблюдаются два условия:

  • человек отработал полный месяц;
  • исполнил подразумеваемые должностью обязанности.

В понятие дохода включается оклад, премии, компенсации и иные выплаты, получаемые от компании—нанимателя. Если сумма перечислений составляет больше МРОТ, нарушения нормативных актов отсутствуют.

Важно Предприятие выполняет функции налогового агента, т.е. удерживает НДФЛ 13% из доходов, получаемых сотрудниками. Сумма, получившаяся после бюджетных перечислений, может оказаться меньше «минималки»: это не противоречит российскому праву.

Возможны случаи, когда на законных основаниях работник организации будет получать доход меньше МРОТ. Например, если человек трудится на условиях неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, этот факт прописан в контракте или допсоглашении к нему, нарушений законодательства нет. Это же правило относится к внешнему совместительству, когда специалист уделяет выполнению служебных обязанностей 2-3 часа в день, а остальное время проводит по основному месту трудоустройства.

Что такое региональный МРОТ?

Согласно положениям ст. 133 ТК РФ, власти субъекта федерации по согласованию с профсоюзами и организациями вправе вводить на его территории собственный МРОТ. Он обязательно должен превышать федеральное значение. В 2019 году такой возможностью пользуются 32 региона страны. К их числу относится Московская, Брянская, Курская области, республики Татарстан, Хакассия, Бурятия, Забайкальский край и другие.

Компании, расположенные на территории субъекта, где повышена «минималка», считаются по молчанию присоединившимися к соглашению, даже если не принимали участия в его обсуждении. Информация о принятом решении публикуется на официальном сайте исполнительной власти для всеобщего ознакомления.

Если организация не хочет присоединяться к инициативе, у нее есть 30 дней с момента публикации решения на то, чтобы направить в органы власти письменный отказ с обоснованием причин. «Молчание» обязывает коммерческую структуру подчиниться нововведению и поднять заработные платы работникам до уровня регионального МРОТ. Несоблюдение этого правила влечет те же санкции, что игнорирование федеральной «минималки».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *