Изменения в учетную политику вносятся

Кто должен формировать учетную политику?

В силу п. 6 Инструкции № 157н принятая автономным учреждением учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя государственного (муниципального) учреждения. При этом действующие нормативные акты не дают ответа на вопрос, кто из специалистов организации должен разрабатывать учетную политику. Между тем, как следует из п. 5 проекта федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», учетная политика должна формироваться главным бухгалтером учреждения или иным физическим (юридическим) лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Напомним, что именно главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. В свою очередь, утверждение учетной политики является обязанностью руководителя учреждения.

В случае передачи обязанностей по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения в централизованную бухгалтерию орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе определить применяемую учетную политику.

Как внести изменения в учетную политику?

Отметим, что данная процедура строго регламентирована. Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Таким образом, учетная политика в целях ведения бухгалтерского учета формируется один раз – при создании учреждения. Однако Закон о бухгалтерском учете допускает ее изменение при возникновении указанных в п. 6 ст. 8 данного закона обстоятельств:

  1. изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  2. разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  3. существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

В первую очередь необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, регламентирующем бухгалтерский учет. Так, Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ № 209н) были внесены существенные корректировки в организацию бухгалтерского учета и в порядок отражения отдельных хозяйственно-финансовых операций, которые подлежат применению при формировании бухгалтерской отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений, которые применяются с 2017 года. Изучив имеющиеся разделы учетной политики, главный бухгалтер выявляет, какой информации не хватает и какая требует замены.

Существенным изменением условий деятельности экономического субъекта может быть его реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Напомним, что она осуществляется по решению учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). Поэтому обоснованным решением будет внесение изменений в учетную политику при реорганизации учреждения.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.

Какие изменения необходимо внести в учетную политику?

Во-первых, Приказом № 209н вводятся новые счета в План счетов:

– 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»;

– 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».

Данные изменения влекут за собой внесение поправок в раздел учетной политики, касающийся рабочего плана счетов автономного учреждения.

Во-вторых, поскольку вводятся новые счета, соответственно, добавляется порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в автономном учреждении.

Дебет Кредит
Дополнение корреспонденции счетов по НДС
Выделена сумма НДС по перечисленному авансу 0 210 13 000 0 210 12 000
Принят к вычету НДС, предъявленный поставщиком в сумме, выделенной при перечислении поставщику аванса в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг) 0 303 04 000 0 210 13 000
Дополнение корреспонденции счетов по выпадающим доходам
Начислена неустойка, предъявленная в адрес контрагента, согласно условиям государственного контракта 0 209 40 000 0 401 10 140
Отражены выпадающие доходы в виде списания суммы неустойки согласно Приказу Минфина РФ от 12.04.2016 № 44н 0 401 10 174 0 209 40 000

Кроме корреспонденции по новым счетам, Минфин вводит корреспонденцию по другим операциям, которых ранее Инструкция № 183н не содержала. Поэтому стоит обратить внимание на порядок отражения следующих операций:

  1. расчеты по субсидиям, полученным в рамках госзадания;
  2. расчеты по субсидиям, полученным на иные цели;
  3. расчеты по компенсации расходов учреждения;
  4. изменение кадастровой стоимости земельных участков;
  5. отнесение фактической себестоимости оказанных платных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года.

Далее необходимо обратить внимание на корректировку следующих разделов учетной политики:

1. Порядок отражения в учете событий после отчетной даты. Минфин Приказом № 209н внес в Инструкцию № 157н уточнение следующего характера: если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрываются в пояснительной записке при подаче отчетности.

При этом согласно п. 6 Инструкции № 157н субъект учета (государственное (муниципальное) учреждение) в учетной политике раскрывает порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. В силу изменений, внесенных в п. 20 Инструкции № 157н, с 2016 года проведение инвентаризации обязательно:

  • при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей;
  • в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приема-пе-редачи дел);
  • при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.

Добавим, что аналогичные нормы в настоящее время содержатся в Приказе Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Если учетная политика АУ уже содержала данные положения, то корректировку следует произвести только в отношении нормативного акта (указать на основании п. 20 Инструкции № 157н).

3. Первичные документы. Порядок формирования первичного учетного документа изложен в п. 9 Инструкции № 157н. Согласно новым положениям, если ведение бухгалтерского учета осуществляется централизованной бухгалтерией в соответствии с заключенным договором, правила документооборота, технология обработки учетной информации устанавливаются в порядке, предусмотренном договором.

В каких случаях можно дополнить учетную политику?

Отметим, что ответ на этот вопрос не содержится ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в Инструкции № 157н. Однако упоминание о том, что не является изменением учетной политики, в настоящее время есть в п. 10 ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н. Приведем данное определение в качестве справочного материала, поскольку государственные (муниципальные) учреждения в своей деятельности не применяют ПБУ. Итак, согласно указаниям Минфина, представленным в названном документе, не считается изменением учетной политики утверждение способа учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличаются по существу от фактов, имевших место ранее, или впервые возникли в деятельности организации. Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности автономного учреждения появляется что‑то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т. п.), для чего правила учета в ней не установлены.

Например, в марте 2017 года в стоматологической поликлинике планируется открыть аптечный пункт по реализации лекарственных препаратов и медицинских изделий. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров, предназначенных для продажи (по покупным или продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и др.). Дополнение в данном случае можно внести с того момента, когда учреждение начало заниматься розничной торговлей. Искажения в бухгалтерском учете в таком случае не произойдет, поскольку ранее эти операции не имели места в деятельности учреждения.

Какие положения учетной политики можно подкорректировать?

В данном разделе статьи мы рассмотрим отдельные рекомендации Минфина, которые он давал в течение 2016 года и на которые главному бухгалтеру следует обратить внимание, а в случае необходимости внести в учетную политику организации.

Способ заполнения табеля учета рабочего времени. Формы первичных учетных документов, обязательные для применения организациями государственного сектора, в том числе казенными учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В приложении 5 к данному приказу определены способы заполнения табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421):

  • при регистрации случаев отклонения от нормального использования рабочего времени;
  • при отражении фактических затрат рабочего времени.

Как отмечает Минфин в Письме от 02.06.2016 № 02‑06‑10/32007, при заполнении табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421) допускается фиксировать только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени (выходные и праздничные дни, очередные, дополнительные отпуска и т. п.). При этом в графах 20 и 37 формы 0504421 предусмотрено отражение информации в разрезе только явок или только неявок с закреплением соответствующего выбора способа отражения информации в учетной политике учреждения.

Метод списания материальных запасов. Пунктом 108 Инструкции № 157н определено, что выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости. Как отметили специалисты финансового ведомства в Письме от 25.03.2016 № 02‑07‑10/17036, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания) различных методов списания (по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции № 157н. В силу этого указание данных положений в учетной политике является уместным и обоснованным.

Расчеты с подотчетными лицами обычно прописываются в отдельном разделе учетной политики. Кроме того, Минфин рекомендует разработать положение, касающееся направления работников в командировки и регламентирующее порядок расчетов по командировочным расходам. Дело в том, что в последнее время расчеты с подотчетными лицами осуществляются посредством банковских карт. В целях минимизации наличного денежного обращения, а также исходя из нецелесообразности выдачи карт организации каждому сотруднику, направляемому в командировку, Минфин считает возможным перечисление средств, выданных в рамках зарплатных проектов, на банковские счета физических лиц – сотрудников учреждений (см. Письмо от 31.03.2016 № 02‑03‑09/18115). При этом финансовое ведомство отмечает, что в соответствии со ст. 8 Закона о бухгалтерском учете в локальном нормативном акте, определяющем учетную политику учреждения, следует преду­смотреть положения о порядке расчетов с подотчетными лицами.

Расчеты по грантам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127‑ФЗ гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, преду­смотренных грантодателями.

Если в соответствии с договорами о выделении грантов грантополучателями являются учреждения, то средства грантов, полученные автономными учреждениями, необходимо учитывать по коду вида финансового обеспечения 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). Данные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 22.12.2016 № 02‑07‑10/77351.

В случаях если на основании договоров о выделении грантов, заключаемых РФФИ с грантополучателями – физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.

При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета (см. Письмо Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856).

Маркировка мягкого инвентаря. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения. При выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с отражением года и месяца выдачи их со склада.

Как отмечается в Письме Минфина РФ от 27.07.2016 № 02‑07‑10/43970, в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ разработать и утвердить в своих структурных подразделениях правила учета мягкого инвентаря, включая правила осуществления маркировки. Например, форму маркировочного штампа, условное кодирование подразделения, в которое выдается мягкий инвентарь.

Процедура проведения инвентаризации. В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в определенном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства РФ. При установлении порядка инвентаризации в учетной политике необходимо руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. По мнению Минфина, проведение инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества не препятствует достижению установленных в Методических указаниях целей инвентаризации.

Кроме того, соблюдаются условия проведения инвентаризации имущества по его местонахождению (п. 1.3 Методических указаний) с возможностью визуального осмотра объекта всеми членами комиссии, предусмотренного п. 2.3 Методических указаний.

Таким образом, по мнению финансового ведомства, предлагаемая процедура инвентаризации с видеофиксацией в режиме реального времени не противоречит положениям Методических указаний и может быть установлена в учетной политике субъекта учета (см. Письмо Минфина РФ от 23.12.2016 № 02‑07‑10/77499).

Резерв на оплату отпусков. Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н организации государственного сектора отражают информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения. Так, предстоящая оплата отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (работника) автономного учреждения, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики (см. письма Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑07‑05/38558, от 20.06.2016 № 02‑07‑10/36122).

* * *

В завершение статьи еще раз отметим, что учетная политика – это документ, отражающий особенности функционирования конкретного учреждения. Законодательство допускает изменение учетной политики строго в установленных случаях:

  • при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете;
  • при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной этого изменения.

В конце 2016 года учреждению следовало издать приказ о внесении поправок в учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и перечислить в нем только те моменты, которые будут изменены либо дополнены.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов на основании утвержденного графика документооборота для отражения в бухгалтерском учете.

Оформление

Как уже отмечалось, учетная политика применяется последовательно из года в год, поэтому каждый год утверждать ее заново не требуется. В нее лишь вносят поправки в связи с изменениями тех норм законодательства, которые предполагают выбор одного из нескольких возможных учетных решений, а также при пересмотре отдельных ранее принятых решений.

Если же организация утвердит документ с наименованием «Учетная политика на 2015 год», то в дальнейшем даже при отсутствии изменений она будет вынуждена его ежегодно переутверждать или пролонгировать. А это лишняя работа.

Изменение учетной политики утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя компании (п. 11 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н, п. 12 ст. 167, ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Какой датой должен быть издан такой приказ?

На этот счет для бухгалтерского раздела учетной политики специальных предписаний не имеется.

Зато в целях налогообложения прибыли статья 313 Налогового кодекса РФ устанавливает: решение о внесении изменений в учетную политику принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства. Из пункта 12 статьи 167 Налогового кодекса РФ следует, что положения учетной политики, определяющие порядок исчисления НДС, надлежит утвердить до наступления нового года.

Избыточные элементы

При составлении учетной политики (или внесении в нее изменений) учтите: не всякое действие необходимо строго регламентировать. Иногда это может затруднить дальнейшую работу. Например, Минфин России в письме от 2 октября 2013 г. № 03-07-09/40889 дает такое разъяснение. Поскольку порядок подтверждения даты получения счетов-фактур Налоговым кодексом РФ не установлен, его нужно самостоятельно определить в учетной политике. Между тем следовать этому предписанию вовсе не обязательно. Если специальный порядок в учетной политике не зафиксирован, то бухгалтер вправе применять любые доказательства даты получения. В частности, не запрещена доставка счета-фактуры курьером. А необоснованно ограничивающий элемент в учетной политике лучше не прописывать.

Кстати, напоминаем, что с 1 января 2015 года журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур необходимо вести только в отношении определенных операций (в основном носящих посреднический характер).

Застройщиков от обязанности ведения журнала с нового года не освободили (п. 3.1 ст. 169Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 238-ФЗ). Зато подрядчикам строительства журналы больше не понадобятся.

Вывод: учетную политику целесообразно «почистить», исключив лишнюю или устаревшую информацию.

Но может и, наоборот, возникнуть необходимость внесения в нее дополнений (например, в случае введения нового направления деятельности). (Об оформлении дополнений рассказано в статье «Внесение дополнений в учетную политику», опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 11, 2011).

Упрощенный порядок ведения бухучета

Проверьте, вправе ли организация в 2015 году применять упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета. Компании, которые могут на это рассчитывать, перечислены в пункте 4 статьи 6 закона № 402-ФЗ. Среди них – субъекты малого предпринимательства. Обратите внимание: их статус изменяется только в случае, если значения соответствующих количественных критериев выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих друг за другом (п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ). Значит, придется проконтролировать показатели выручки и численности за 2013 и 2014 годы.

Между тем ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» (утверждено приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н) могут не применять лишь такие субъекты малого предпринимательства, которые не являются эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Как видим, подзаконный акт сужает круг субъектов, которым закон предоставил право на льготу. Правомерно ли такое ограничение?

Да, правомерно. Дело в том, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливают федеральные стандарты, а до их принятия – ПБУ (подп. 10 п. 3 ст. 21, п. 1 ст. 30 закона № 402-ФЗ).

Что поправить в бухгалтерском разделе

На протяжении 2014 года в нормативном регулировании бухучета изменений не было. Поэтому в бухгалтерский раздел учетной политики на 2015 год вносятся лишь такие новые способы, разработанные самостоятельно либо выбранные из допустимых, применение которых приводит к повышению качества информации об объектах учета (подп. 2 п. 6 ст. 8 закона № 402-ФЗ).

В условиях ухудшения экономической ситуации целесообразно предусмотреть формирование резервного фонда. Правда, это решение, согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, определяется не учетной политикой, а уставом компании. Бухгалтер может лишь внести и обосновать предложение о внесении в устав соответствующего изменения.

Наконец, регламентировать все нюансы работы бухгалтера невозможно. Поэтому учетную политику рекомендуем дополнить фразой: «Профессиональные суждения о фактах хозяйственной деятельности оформляются справкой бухгалтера с развернутым их обоснованием». Это потребуется, в частности, для оценки размера оценочного обязательства у подрядчика по гарантийному ремонту на объектах строительства (пример 3 приложения 2 к ПБУ 8/2010, утвержденному приказом Минфина России от 13 декабря 2010 г. № 167н).

Кстати, при изменении форм «первички» вносить изменение в учетную политику необязательно. Если первичный документ подписал (утвердил) руководитель, то тем самым он подтвердил и применяемую форму. Правда, лишь на конкретную операцию, в ней задокументированную.

Новации по налогу на прибыль

В налоговом учете следует учесть два нововведения, позволяющие сблизить налоговый учет с бухгалтерским.

Прежде всего налогоплательщики получили возможность списывать на расходы стоимость инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты постепенно – на протяжении более одного отчетного периода (подп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. № 81ФЗ). Речь о предметах, стоимостью менее 40 тыс. руб. Эта норма повысит текущие платежи в бюджет по налогу на прибыль.

И второе. С 1 января 2015 года при списании сырья, материалов и товаров не подлежит применению метод оценки по стоимости последних по времени приобретения – ЛИФО (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса РФ в ред. Федерального закона от 20 апреля 2014 г. № 81-ФЗ). В бухгалтерском учете такой метод давно уже не применяется. (Подробнее об этом рассказано в статье «Метод ЛИФО отменен. Последствия», опубликованной в журнале «Учет в строительстве» № 1, 2008).

В условиях быстрого подорожания материалов он позволял строительным компаниям принимать материальные расходы в повышенном размере (до 1 января 2008 года). Теперь (с 1 января 2015 года) такой возможности у организации не будет и в налоговом учете.

Вносим дополнения и изменения в учетную политику

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухгалтерском учете), который внес новые правила в организацию бухгалтерского отчета. В статье автор обращает внимание на отдельные положения данного документа в части составления учетной политики учреждения в целях бухгалтерского учета и приводит ответ на вопрос, следует ли вносить изменения и дополнения в указанный внутренний документ в части ведения бухгалтерского учета.

Учетная политика является главным распорядительным документом бухгалтерской службы любого государственного (муниципального) учреждения.

Статья 8 Закона о бухгалтерском учете раскрывает основные требования, предъявляемые к учетной политике. В силу п. 2 данной статьи учетную политику формирует субъект бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Автономные учреждения формируют свою учетную политику, руководствуясь Инструкциями N N 157н <1> и 183н <2>.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Согласно п. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Таким образом, учетная политика в целях бухгалтерского учета формируется один раз — при создании организации.

Какова структура учетной политики?

Структура учетной политики государственного (муниципального) учреждения раскрыта в п. 6 Инструкции N 157н. В соответствии с нормами данного пункта внутренними актами субъекта учета (в данном случае — автономного учреждения), устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
  • методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
  • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены унифицированные формы. При этом они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н;
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
  • иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Если структура учетной политики регулируется на законодательном уровне, то вопрос о форме данного документа каждая организация решает самостоятельно. Учетная политика может быть отдельным документом, утвержденным руководителем автономного учреждения, а рабочий план счетов, формы первичных документов, порядок инвентаризации будут приложениями к нему. Возможен и другой вариант — издание приказа, утверждающего все вышеперечисленные документы, тексты которых приведены в приложениях к этому приказу. В данном вопросе учреждению предоставлена полная свобода. Главное, чтобы все решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, были разработаны и утверждены надлежащим образом.

В каких случаях вносятся дополнения и изменения?

Законом о бухгалтерском учете регламентированы только случаи внесения изменений в учетную политику организации. В соответствии с п. 6 ст. 8 данного Закона учреждение может внести изменение только в строго определенных случаях:

  • изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Что касается внесения дополнений, рекомендаций по этому вопросу не содержится ни в Законе о бухгалтерском учете, ни в Инструкции N 157н. Однако упоминание о том, что не является изменением учетной политики, содержится в п. 10 ПБУ 1/2008, утвержденном Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Приведем данное определение в качестве справочного материала, поскольку государственные (муниципальные) учреждения в своей деятельности не применяют ПБУ. Итак, согласно указаниям Минфина, отраженным в данном документе, не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или впервые возникших в деятельности организации.

Иными словами, дополнения в учетную политику вносятся в том случае, если в деятельности автономного учреждения появляется что-то новое (новый вид деятельности, новый вид активов, новые операции и т.п.), для чего в учетной политике правила учета не установлены.

Например, автономное учреждение по физической культуре и спорту (дворец спорта) с февраля 2013 г. открывает ларек по розничной торговле сопутствующими товарами. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами ведения учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров (по покупным или по продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и др.). Дополнение в данном случае можно внести с того момента, когда учреждение начало заниматься розничной торговлей. Искажение в бухгалтерском учете в данном случае не произойдет, поскольку ранее данные операции не имели места в деятельности учреждения.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет. Более того, следует обратить внимание на фразу, изложенную в п. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете: «…изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения». На рассмотренном выше примере мы выяснили, что осуществление нового вида деятельности является тем самым случаем «иного изменения», которые Закон предусматривает вносить не с начала отчетного финансового года.

Дополнением к учетной политике может являться приложение корреспонденции счетов по уже осуществляемому виду деятельности либо подробное описание какой-либо ситуации, часто встречающейся на практике.

Например, в деятельности любого учреждения бывают ситуации, когда работодатель не производит выдачу денежных средств под отчет, а сотрудник в силу производственной необходимости оплачивает расходы учреждения из своих личных денежных средств. Инструкция N 157н не предусматривает отражения данных операций на счете 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами».

Согласно ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику возмещаются расходы, связанные с его использованием. Таким образом, в случае когда сотрудник учреждения с ведома или согласия работодателя использовал свои личные денежные средства на оплату различных расходов учреждения (например, оплатил услуги связи при отправке корреспонденции, использовал мобильный телефон и др.), при этом не получив предварительно на указанные расходы денег под отчет, работодатель производит возмещение осуществленных сотрудником расходов.

По Инструкции N 157н для целей отражения принятых обязательств перед работником учреждения может применяться как счет 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам», так и счет 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами».

Поскольку в соответствии с п. 6 Инструкции N 157н учреждение формирует учетную политику исходя из специфики своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, оно вправе самостоятельно определить счет, на котором будут отражаться обязательства учреждения перед сотрудником в случае возмещения произведенных им расходов без предварительного получения денежных средств под отчет.

Как отмечено в Письме Минфина России от 30.09.2011 N 02-06-05/4406, отражение на соответствующем счете аналитического учета счета 302 00 «Расчеты по принятым обязательствам» обязательств учреждения перед своими сотрудниками в рассматриваемом случае не является нарушением порядка ведения бухгалтерского учета.

Вместе с тем финансовое ведомство обращает ваше внимание на то, что согласно Инструкции N 157н сумма превышения принятых к учету расходов подотчетного лица над ранее выданным авансом (сумма утвержденного перерасхода) отражается на соответствующих счетах счета 208 00 «Расчеты с подотчетными лицами» и признается принятым перед подотчетным лицом денежным обязательством.

Таким образом, поскольку финансовая операция, связанная с деятельностью учреждения по возмещению расходов, понесенных сотрудником, встречается часто, автономное учреждение вправе дополнить учетную политику положениями, раскрывающими порядок возмещения указанных расходов.

Далее предлагаем более подробно рассмотреть случаи внесения изменений в учетную политику автономного учреждения.

Перечень изменений, подлежащих внесению

Изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Отметим, что та скорость и настойчивость, с которой финансовое ведомство пытается усовершенствовать порядок ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, выводит указанное основание в разряд наиболее часто применяемых. Вспомним, что за последние 10 лет государственные (муниципальные) учреждения осуществляли учет по Инструкциям N N 70н <3>, 25н <4>, 148н <5> и, наконец, 157н. По данной причине приходилось вносить изменения в существующие учетные политики организаций.

<3> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.
<4> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
<5> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

В продолжение данной темы хотим отметить: Минфином в очередной раз подготовлен проект приказа о внесении изменений в Инструкцию N 183н. Так, в частности, финансовое ведомство корректирует отражение финансово-хозяйственных операций, связанных с получением имущества от учредителя, отражаемых в учете с использованием счета 210 06 «Расчеты с учредителем». Ранее финансовое ведомство, понимая, что прописанные нормы относительно использования данного счета — недоработка Инструкции N 183н, выпустило Письмо от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, в котором привело корреспонденцию по отражению операций по счету 0 210 06. Те поправки, которые изложены в проекте приказа и вышеприведенном Письме, идентичны, поэтому мы не будем рассматривать их более подробно. Только отметим, что соответствующие изменения следует внести в учетную политику автономного учреждения после вступления приказа в законную силу.

Далее отметим, что наряду с изменением порядка ведения бухгалтерского учета на практике встречаются случаи изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, которые распространяются на все организации, в том числе на автономные учреждения. Одним из таких изменений является обязанность осуществления с 01.01.2013 внутреннего контроля всеми без исключения организациями (ст. 19 Закона о бухгалтерском учете). Для выполнения указанных требований всем государственным (муниципальным) учреждениям необходимо разработать положение о порядке осуществления такого контроля и дополнить существующую учетную политику.

Для справки. Внутренний контроль — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю отделов (структурных подразделений) и различных направлений деятельности учреждения в рамках помощи органам управления организации.

Отметим, что в настоящее время указание на осуществление внутреннего контроля в учреждении содержится:

  • в п. 6 Инструкции N 157н, на основании которого одним из элементов учетной политики учреждения является порядок организации контроля за хозяйственными операциями (порядок организации и обеспечения субъектом учета внутреннего финансового контроля);
  • в п. 56 Инструкции N 33н <6>, согласно которому бюджетные и автономные учреждения при формировании пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности заполняют таблицу 5 Сведений о результатах мероприятий внутреннего контроля. В данной таблице отражается информация о результатах проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю за соблюдением требований законодательства, финансовой дисциплины и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности.

<6> Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

В Положение о внутреннем контроле следует внести следующие основные разделы:

  • порядок контроля отдельных операций;
  • обязанности исполнителей;
  • обязанности контролеров;
  • обработка и контроль документов;
  • отчетность по контролю;
  • рассмотрение жалоб и предложений.

В каждом из перечисленных разделов следует выделить подразделы, в которых будет осуществлен переход от общих норм к особенностям контроля отдельных операций с учетом видов деятельности.

Разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приведет к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета. Изменения в учетную политику по данному виду основании вносятся в случае отмены ранее использовавшегося метода ведения бухгалтерского учета и перехода на другой. К таким относятся, в частности, следующие методы:

Метод ведения
бухгалтерского
учета
Регламентации Инструкции N 157н
Метод оценки
материальных
запасов при их
списании
В соответствии с п. 108 Инструкции N 157н выбытие
(отпуск) материальных запасов может производиться
по фактической стоимости каждой единицы либо средней
фактической стоимости. Выбранный способ закрепляется
в учетной политике. Причем он может быть различным
для разных групп (видов) материальных запасов. Также
для отдельных видов материальных запасов, используемых
учреждением в особом порядке (драгоценных металлов,
драгоценных камней и т.п.), или запасов, которые
не могут обычным образом заменять друг друга, может
быть установлен способ оценки «по фактической
стоимости каждой единицы запасов» (п. 109
Инструкции N 157н). Вид данных материальных запасов
также необходимо указать в учетной политике
Метод определения
фактической
стоимости
материальных
запасов,
приобретенных
в рамках
централизованного
снабжения
Учреждение, осуществляющее централизованные закупки
материальных запасов и (или) торговую
(производственную) деятельность, может не включать
в фактическую стоимость приобретаемых материальных
запасов затраты, произведенные по их заготовке и
доставке до центральных (производственных) складов
(баз) и (или) грузополучателей (включая страхование
доставки), а относить их сразу на финансовый
результат. Один из методов указывается в учетной
политике
Метод оценки
бланков строгой
отчетности
Бланки строгой отчетности, находящиеся на хранении и
выдаваемые в рамках хозяйственной деятельности
учреждения, учитываются на забалансовом счете 03
в разрезе ответственных за их хранение (выдачу) лиц и
мест хранения. В рамках формирования учетной политики
учреждение выбирает один из следующих методов оценки
бланков строгой отчетности (п. 337 Инструкции N 157н):
один бланк — один рубль, а в случаях, установленных
учреждением в рамках формирования учетной политики, —
по стоимости приобретения бланков
Метод оценки
основных средств
стоимостью до
3000 руб.
(включительно)
в эксплуатации
В соответствии с п. 373 Инструкции N 157н находящиеся
в эксплуатации объекты основных средств стоимостью
до 3000 руб. включительно (кроме объектов
библиотечного фонда и недвижимого имущества) числятся
на забалансовом счете 21 в условной оценке: один
объект — один рубль, а в случае утверждения
учреждением в рамках формирования учетной политики
иного порядка — по балансовой стоимости введенного
в эксплуатацию объекта
Метод
калькулирования
единицы продукции
В соответствии с п. 134 Инструкции N 157н расходы
на выпуск готовой продукции (работ, услуг) делятся
на прямые и накладные. При изготовлении одного
(единственного) вида готовой продукции, работ, услуг
все расходы, напрямую связанные с производством
готовой продукции, выполнением работ, оказанием услуг,
являются прямыми затратами, непосредственно
относящимися на себестоимость изготовления единицы
готовой продукции, выполнения работы, оказания услуги.
Накладные расходы распределяются одним из способов:
пропорционально прямым затратам по оплате труда,
материальным затратам, иным прямым затратам, объему
выручки от реализации продукции (работ, услуг), иному
показателю, характеризующему результаты деятельности
учреждения.
Учет затрат по экономическим элементам и статьям
калькуляции (в зависимости от отраслевых особенностей)
учреждение организует по способу включения
в себестоимость (прямые и накладные), по связи
с технико-экономическими факторами (условно-постоянные
и условно-переменные (накладные) с целью нормирования,
лимитирования и т.д.). Способ калькулирования
себестоимости единицы продукции (объема работы,
услуги) и базы распределения накладных расходов между
объектами калькулирования выбирается учреждением
самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
Также в учетной политике может быть предусмотрено, что
общехозяйственные расходы учреждения, произведенные
за отчетный период (месяц), распределяются
на себестоимость реализованной готовой продукции,
работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов —
на увеличение расходов текущего финансового года
(п. 135 Инструкции N 157н)
Метод учета
товаров,
предназначенных
для продажи
Согласно п. 125 Инструкции N 157н товары,
приобретенные учреждением для продажи, принимаются
к учету по их фактической стоимости. Учреждения,
осуществляющие розничную торговлю, вправе учитывать
товары, переданные в реализацию, по их розничной цене
с обособленным учетом торговой надбавки (торговой
скидки), на что следует указать в учетной политике.
В случае необходимости учреждение может изменить ранее
использовавшийся способ
Метод учета
доходов
(расходов)
будущих периодов
В соответствии с указаниями п. п. 301, 302 Инструкции
N 157н в рамках формирования учетной политики
учреждение вправе устанавливать дополнительные
требования к аналитическому учету доходов (расходов)
будущих периодов, в том числе с учетом отраслевых
особенностей деятельности учреждения, а также
требований налогового законодательства РФ о раздельном
учете доходов (расходов) учреждения

Существенное изменение условий деятельности экономического субъекта. Существенное изменение условий деятельности автономного учреждения может быть связано, в частности, с реорганизацией, изменением видов деятельности (например, когда учреждение начинает оказывать какой-либо новый вид государственных (муниципальных) услуг). Напомним, что реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). Изменение типа учреждения не является его реорганизацией.

Подводя итог всему сказанному, отметим следующее: если учетная политика полностью устраивает ваше учреждение и администрация организации в 2013 г. собирается ее применять без каких-либо изменений, достаточно в декабре 2012 г. издать приказ руководителя о том, что в следующем финансовом году при ведении бухгалтерского учета следует руководствоваться учетной политикой 2012 г.

Если же есть необходимость внести в учетную политику какие-то изменения, тогда в конце 2012 издается приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета и в нем перечисляются только те моменты, которые будут изменены.

В заключение заметим, что учетная политика государственного (муниципального) учреждения является результатом огромной и кропотливой работы. Приведенные выше рекомендации будут хорошим подспорьем главным бухгалтерам при пересмотре собственной учетной политики для целей организации бухгалтерского учета.

М.Зарипова

Эксперт журнала

«Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *