Гибкий бюджет

Гибкий бюджет

  • Использование гибких бюджетов для анализа отклонений и контроля затрат

    О чем пойдет речь • Как обеспечить контроль исполнения бюджетов? • Какие принципы лежат в основе построения гибких бюджетов? • Как провести факторный анализ отклонений? Как обеспечить контроль исполнения бюджетов? Рассмотренные в предыдущем параграфе методы построения бюджетов позволяют планировать…
    (Антикризисное управление, механизмы государства, технологии бизнеса)

  • Какие принципы лежат в основе построения гибких бюджетов?

    В западной практике для дальнейшего анализа обычно используют так называемые гибкие бюджеты, которые позволяют глубже выявить причины невыполнения планов, оценить резервы. Суть гибкого бюджета заключается в расчете затрат на основе нормативов для любого объема продаж. Он позволяет определить,…
    (Антикризисное управление, механизмы государства, технологии бизнеса)

  • Анализ гибких бюджетов

    Анализ выполнения бюджета может проводиться как по традиционным направлениям – статьи и элементы затрат, продукты, подразделения, центры ответственности, так и по нетрадиционным – операции, бизнес-процессы, клиенты. Для проведения анализа выполнения бюджетов широко используется механизм гибких бюджетов….
    (Управленческий учет)

  • Жесткие и гибкие бюджеты

    Бюджет — это план достижения желаемых результатов за определенный ограниченный период. Если разработчик бюджетов рассматривает единственный вариант развития рыночной ситуации в качестве достоверного, то получается документ с определенными объемами реализации и производства продукции, потребления ресурсов…
    (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ)

  • Гибкие бюджеты как инструмент контроля

    Гибкие бюджеты (определение см. в параграфе 10.5.2) могут служить отличным инструментом финансового контроля во всех организациях. Практика показывает, что фактические показатели крайне редко совпадают с бюджетными. Однако простое сопоставление переменных1 бюджетных и фактических затрат некорректно,…
    (УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ)

  • Жесткий и гибкий бюджеты.

    Бюджет как инструмент управления играет существенную роль не только на этапе планирования, но и в дальнейшем, в фазе анализа деятельности компании. В связи с этим необходимо различать жесткие (статичные) и гибкие бюджеты. Жесткий (статичный) бюджет — бюджет, построенный на основе определенного…
    (КОНТРОЛЛИНГ)

  • Государственная социальная помощь за счет средств бюджетов субъектов РФ

    (Гл. 3 Закона о социальной помощи). Получателями государственной социальной помощи могут быть (ст. 7): малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Законом о социальной помощи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже…
    (Правовое обеспечение социальной работы)

  • Система внутрифирменных бюджетов

    Бюджетирование по структурам и видам бизнеса предполагает обоснование технологии разработки внутрифирменных бюджетов. Бюджет предприятия — это плановый документ, в котором определяются источники и направления использования средств по статьям, принятым в целом по предприятию в соответствии с учетной политикой…
    (Планирование на предприятии)

  • Порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет

    При совершении облагаемых НДС операций налогоплательщики обязаны исчислить сумму налога (п. 1 ст. 166 НК РФ). Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет схематично показан на рис. 1.2. Рис. 1.2. Схема расчета суммы НДС, подлежащей ушате в бюджет Также расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет,…
    (Налогообложение коммерческой деятельности)

Практика применения факторного анализа финансовых форм:

Выше описан пример на основе «Бюджета Доходов и Расходов» (БДР). Полагаем, что вы без проблем настроите аналогичные решения для «Бюджета Движения Денежных Средств» (БДДС), так как в самой форме отчёта ДДС входящие (со знаком «плюс») и исходящие («отрицательные») потоки по основной, инвестиционной и финансовой деятельности чётко разделены по отдельным статьям. В «Балансе» тоже всё достаточно очевидно:

  • Цифры в основные статьи «Активов» включаете в форму факторного анализа со знаком «плюс».
  • Если вы начисляете «контр-активы» (например, «резерв под потери дебиторской задолженности») — их значения включаете в отчёт со знаком «минус».
  • Значения «Накопленной амортизации» под разные виды «Долгосрочных активов» (по сути — тоже «контр-актив») включаете в отчёт со знаком «минус».
  • Все статьи в разделе «Обязательства» включаете в отчёт со знаком «минус».
  • Значения в разделе «Капитал» могут быть как положительными («накопленная, нераспределённая прибыль» или «вклады собственников»), так и отрицательными (например, «результат обесценения активов» или «убытки»).

На практике указанные алгоритмы применяются не только для сравнения «факта» с «планом», но и для:

  • факторного анализа отклонения фактических показателей текущего периода от факта сопоставимого прошлого периода
  • анализа факторов, за счёт которых план на новый период будет отличаться от факта предыдущего сопоставимого периода.
  • и т.п. (в любых сочетаниях)

При построении моделей многомерного факторного анализа бизнес-показателей в среде PlanDesigner вы можете использовать функции «дрилл-дауна» («сверления»), чтобы детализировать дальше любую из статей верхнего уровня до отдельных составляющих (факторов). Например, разложить изменение (отклонение) «выручки» на факторы «за счёт цены» и «за счёт количества». Или разложить отклонение «расходов на персонал» на составляющие «за счёт числа сотрудников» и «за счёт изменения окладов и премий». Познакомьтесь с другими вариантами «многомерного факторного анализа» показателей бизнеса.

Смотрите в этой пошаговой инструкции — как за пару минут настроить «многомерный факторный анализ БДР» в среде PlanDesigner.

Анализ бюджета включает в себя три этапа:

Предварительный этап. Анализ проводится на этапе формирования бюджета с целью обоснования данных.

Текущий (промежуточный) этап. Анализ проводится на этапе исполнения бюджета. Свод превентивных мер для выявления необоснованных расходов и отклонений. Принятие решений о необходимости осуществления корректировки бюджета или ужесточения контроля за исполнением бюджета.

Заключительный этап. Анализ отклонений и причин их возникновения проводится по итогам периода. Разработка мероприятий по минимизации влияния негативных факторов и закреплению положительных в будущем. Формирование выводов и рекомендаций на следующий планируемый период

Рисунок 1. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

Анализ отклонений, направленный на выработку управленческих решений и тактик, предполагает детальный анализ, отражающий определение степени влияния различных факторов на результативные показатели. Методика проведения факторного анализа заключается в следующем:

  • Определяется общее отклонение итогового показателя от запланированного;
  • Формируется прямая зависимость между факторами и итоговым показателем;
  • Моделируется взаимосвязь между факторами и итоговыми показателями;
  • Факторы ранжируются по степени влияния;
  • Производится анализ и оценка роли каждого из них на изменение итогового показателя.
  • Формулируются выводы и рекомендации относительно управленческих решений, направленных на исполнение или корректировку бюджета.

Анализ отклонений на всех этапах должен учитывать, как текущие, так и стратегические планы компании. План факт анализ исполнения бюджета доходов и расходов может производиться к примеру, как в целом по компании, так и по отдельным структурным подразделениям, регионам, проектам.

Рисунок 2. Анализ отклонений на примере программного продукта «WA: Финансист».

План-фактный анализ бюджета на примере системы WA: Финансист позволяет провести оценку отклонений в абсолютном и относительном выражении путем сопоставления запланированных в бюджетах показателей с фактическими результатами в любых аналитических разрезах.

Таким образом, анализ бюджета помогает выявить проблемы, подчеркивает имеющиеся возможности, способствует принятию решений и координации деятельности между подразделениями компании.

42.Фиксированные и гибкие бюджеты. Формула составления гибкого бюджета.

Различают такие понятия, как фиксированный и гибкий бюджет. Бюджет, который должен оставаться без изменения, независимо от объема выпуска и другого достигнутого уровня деятельности называется фиксированным бюджетом.

Фиксированный бюджет подходит для тех предприятий, уровень производства которых предсказуем и достаточно стабилен. Фиксированный бюджет прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменении уровня деятельности. Тем не менее, даже при составлении такого бюджета, должна быть возможность, при необходимости, внести хотя бы незначительные корректировки. Гибкий бюджет иногда называется переменным, разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут в него внесены при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровни доходов и расходов. Затраты постоянного характера в гибком бюджете не изменяются. В случае гибкого бюджета, характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактического достигнутого уровня деятельности. В целях контроля затрат эта модель позволяет провести разумное сравнение между заложенными в бюджет нормами и фактическими затратами, относящимися к одному и тому же виду деятельности. Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности соответствующего центра ответственности. В зависимости от объема деятельности переменные и смешанные затраты меняются, а постоянные остаются неизменными. Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и прирост смешанных затрат на единицу прироста объема продукции. Эта ставка есть норма, умноженная на цену. Постоянные затраты выделяются отдельно. С помощью формулы, связывающей затраты и объем производства, можно разрабатывать сметы и планы для различных уровней деловой активности. Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых затрат, а также для центров выручки, так как он показывает каким образом руководитель, меняя объем выпуска и реализации, может воздействовать на затраты или выручку. По принципу гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основные материалы, сдельную зарплату и др. Фиксированный бюджет не меняется в зависимости от изменения уровня деловой активности, поэтому его используют для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимосвязь «вход -выход» носит не столь явный характер. Фиксированные бюджеты используют прежде всего для центров частично регулируемых затрат, а так же для других видов центров ответственности. Примером фиксированных бюджетов может служить план затрат на НИОКР, на рекламу и др. Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности, можно представить в следующем виде: Зпер х Опрод + Зпост, где: Зпер — переменные затраты на единицу продукции; Опрод — объем продаж; Зпост — бюджетные постоянные затраты.

3.Статические и гибкие бюджеты.

По завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статический (фиксированный) бюджет — бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности предприятия, т.е. в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. В основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами. Статический бюджет не предоставляет возможность детального анализа деятельности предприятия. В этих целях используется гибкий бюджет.

Гибкий (переменный) бюджет — бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

С помощью гибкого бюджета четко обозначается связь между статичным бюджетом и фактическими результатами. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком они рассчитываются

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

В свою очередь, постоянные затраты не зависят от объемом производства и реализации, и их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

Формула гибкого

бюджета

= Переменные затраты на единицу Х количество произведенных единиц + бюджетные постоянные затраты

Формула гибкого бюджета — это уравнение, которое корректно определяет общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности. Используя эту формулу можно получить бюджет для любого уровня выпуска.

Муравьев Степан (экономист-консультант компании ICF)

Источник:Журнал Финансовый директор

Одной из наиболее значительных функций эффективно реализуемой системы бюджетирования на предприятии является прежде всего функция анализа отклонений фактических показателей от плановых, в процессе которого выявляются величины отклонений и причины их возникновения. Выявленные отклонения между бюджетными показателями и фактическими служат в первую очередь базой для оценки деятельности каждого центра ответственности по итогам бюджетного периода и принятия регулирующих решений.

Поскольку бюджетные данные включают затраты, рассчитанные для прогнозируемого объема реализации, а фактически произведенные затраты относятся к фактическому объему, то их сравнение некорректно. Было бы неразумно критиковать управляющего центром ответственности за то, что у него фактические затраты превысили плановые, если такие затраты явились результатом превышения фактического показателя объема деятельности над заложенным в бюджете. И наоборот, если уровень деятельности ниже, то ожидается и сокращение переменной части затрат. Особенно актуально это для промышленных предприятий, большая часть затрат которых является именно переменными (условно-переменными).

Для корректного сравнения плановые и фактические показатели должны относиться к одному объему реализации, поэтому, прежде чем принимать решения о распределении ответственности между выделенными центрами ответственности за отклонения, следует скорректировать бюджетные данные, пересчитав их для фактического объема реализации (выручки от реализации).

Этой цели служит так называемый гибкий бюджет, который обеспечивает возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.

Другими словами, гибкий бюджет обеспечивает заинтересованных лиц прогнозными данными, скорректированными на изменения в уровне выпуска. Проигрывая и анализируя различные варианты, можно выбрать оптимальный объем продаж или производства.

Основой для гибкого бюджета является основной бюджет предприятия (бюджет доходов и расходов), который является статичным бюджетом. Гибкое бюджетирование делает различие между постоянными и переменными затратами, позволяя тем самым пересчитывать ожидаемые переменные (условно-переменные) затраты в соответствии с фактическим уровнем выручки. Статичный бюджет не предполагает такой корректировки.

Общую формулу гибкого бюджета, определяющую общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности, можно представить в следующем виде:

Зпер х Опрод + Зпост,

где:

Зпер — переменные затраты на единицу продукции;
Опрод — объем продаж;
Зпост — бюджетные постоянные затраты.

Переменными затратами предприятия являются затраты, сумма которых находится в линейной зависимости от размера выручки в пределах диапазона возможных значений. Постоянными затратами являются затраты, которые не зависят от объема выручки в пределах диапазона возможных значений. Ответственные службы предприятия определяют какие из затрат относятся к постоянным или переменным. В российском бухгалтерском учете нет подобной классификации затрат. Поэтому имеет смысл воспользоваться для начала делением затрат на прямые и косвенные, поскольку прямые затраты в абсолютном большинстве случаев являются по своей сути переменными, а косвенные — постоянными.

Величина статьи переменных затрат в гибком бюджете вычисляется как:

СТгб = СТсб + Кзв х (ВРф — ВРп),

где:

СТгб — величина статьи переменных затрат в гибком бюджете;
СТсб — величина статьи переменных затрат в статичном бюджете;
Кзв — коэффициент зависимости затрат от выручки;
ВРф — фактический объем выручки;
ВРп — плановый объем выручки.

Коэффициент зависимости затрат от выручки может определяться методом статистического анализа (практически это самый простой метод), за основу которого целесообразно принять метод наименьших квадратов. Расчет Кзв осуществляется по следующей формуле:

где

n — количество месяцев, за которые рассматриваются статистические данные. Целесообразнее, когда их количество превышает 6;
ВР — величина выручки за рассматриваемые периоды;
ЗТ — величина рассчитываемых переменных затрат за рассматриваемые периоды.

Такова общая методика составления гибкого бюджета, используемая на ряде предприятий.

Следующий этап — анализ отклонений между статьями статичного и гибкого бюджетов. Если фактическая величина переменных затрат по статье отклонилась от статичного бюджета, но не превышает планового показателя по гибкому бюджету, данное отклонение можно считать нормальным. Превышение затрат от плановых показателей по гибкому бюджету на заранее определенную сумму (по статье затрат либо по ЦФО в целом) рассматривается детально с целью определения факторов возникновения данного отклонения. Вообще, благоприятным считается отклонение, оказывающее положительное воздействие на операционную прибыль, то есть увеличивающее ее, и наоборот.

Стоит отметить, что инструмент гибкого бюджетирования целесообразно применять также и в рамках вариационного анализа, до окончательного утверждения бюджета.

В заключение составим последовательность действий процесса формирования гибкого бюджета:

  1. Формирование статичного бюджета (бюджета доходов и расходов предприятия).
  2. Определение формата гибкого бюджета, включающего статичный бюджет.
  3. Распределение и утверждение затрат предприятия на постоянные и переменные.
  4. Расчет коэффициента зависимости статей переменных затрат от выручки.
  5. Заполнение гибкого бюджета и анализ отклонений.

Статические и гибкие бюджеты

Поиск Лекций

По завершении планового периода необходимо составить отчет о деятельности предприятия, в котором будут сравниваться прогнозируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие (переменные).

Статический (фиксированный) бюджет — бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности предприятия, т.е. в статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя только из одного уровня продаж и производства. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты предприятия прогнозируются в составных частях генерального бюджета, исходя из определенного запланированного уровня реализации.

При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым. В основе нулевого уровня анализа лежит сравнение статического бюджета с фактическими результатами. Статический бюджет не предоставляет возможность детального анализа деятельности предприятия.

Главный бюджет, включающий все периодические бюджеты (год, квартал, месяц) обычно разрабатывается для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня выпуска. Для выполнения задач контроля, прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует привести к сопоставимому виду, т.е. скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Этим целям служит гибкий бюджет (переменный), который обеспечивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне релевантности (допустимых пределов уровней деятельности). Гибкий бюджет четко обозначает связь между статичным бюджетом и фактическими результатами.

Гибкий (переменный) бюджет — бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат.

Таким образом, гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

С помощью гибкого бюджета четко обозначается связь между статичным бюджетом и фактическими результатами. В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком они рассчитываются

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

В свою очередь, постоянные затраты не зависят от объемом производства и реализации, и их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов.

Для составления гибкого бюджета используют формулу гибкого бюджета:

Гибкий бюджет = (ЗПЕР.ЕД. хК) + ЗПОСТ. бюджет,

где ЗПЕР.ЕД. — переменные затраты на единицу продукции;

ЗПЕР. = ЗПЕР. по видам затрат / объем производства по вариантам, где ЗПЕР. — совокупные переменные затраты по элементам затрат;

К — количество произведенных единиц продукции;

ЗПОСТ. бюджет — постоянные бюджетные затраты.

Формула гибкого бюджета — это уравнение, которое корректно определяет общие бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности. Используя эту формулу можно получить бюджет для любого уровня выпуска. Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе — оценить фактические результаты.

Составление отчета о выполнении бюджета, скорректированного на фактический выпуск, состоит в следующем. Исходный статичный бюджет и фактические данные без корректировки на фактический выпуск представлены в табл.13. По данному отчету фактические затраты превысили плановые на 14 300 д. е. или 7,2%. Превышение по затратам значительно. Однако фактический выпуск — 19 100 шт. был больше, чем запланированный — 17 500 шт.

Таблица 13— Отчет о выполнении бюджета за год, д.е.

Статьи затрат По плану: бюджетный выпуск 17500 шт. Фактически: объем производства 19100 шт. Отклонения
Основные материалы, д. е.
Прямые трудозатраты, д. е.
Переменные ОПР, д. е.
Постоянные ОПР, д. е.
Итого

Данные отчета (табл. 13) не являются показательными для оценки выполнения бюджета затрат. В табл. 14 представлен дополнительно расчет ставок переменных затрат по элементам затрат.

Таблица 14 — Подготовка гибкого (переменного) бюджета, д.е.

Статьи затрат Уровень производства, шт. Переменные затраты на единицу
Основные материалы 2,4
Прямые трудозатраты 3,9
Переменные ОПР 2,3
Итого переменных затрат 8,6
Постоянные ОПР
Всего

Бюджетные затраты, скорректированные на фактический выпуск, представлены в табл. 15.

Таблица 15 — Отчет о выполнении бюджета за год, д.е.

Статьи затрат (переменные на единицу) Бюджет в расчете на 19100 шт. Фактические затраты на 19100 шт. Отклонения
Основные материалы (2,4 д. е.) (160)
Переменные трудозатраты (3,9 д. е.) (510)
Переменные ОПР (2,3 д. е.) (170)
Постоянные ОПР
Итого (540)

Новый отчет показывает, что фактические затраты превысили бюджетные в течение года на 540 д. е., т.е. менее чем на 0,3%. По данным гибкого бюджета видно, что фактическое исполнение бюджета практически соответствует контрольным показателям. Гибкий бюджет позволяет более точно измерить и проанализировать выполнение плана.

Рекомендуемые страницы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *