Система налогового учета

Ведение налогового учета

Мы отмечали, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ.

При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом – Учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Налоговый учет доходов и расходов на примере предприятия

Особенность ведения налогового учета в ломбардах связана с признанием доходов, полученных в виде процентов по кредитам.

Сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дату признания доходов (расходов), определяемую в соответствии со ст. 271-273 НК РФ.

Проценты по договорам кредита, займа и иным аналогичным договорам, иным долговым обязательствам учитываются на дату признания дохода (расхода). Проценты, полученные (подлежащие получению) налогоплательщиком за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов (расходов), подлежащих включению в налоговую базу.

Ломбард, являясь налогоплательщиком, чья сумма выручки не превышает в среднем за 3 месяца, 1000 тысячи рублей в месяц, использует кассовый метод определения суммы дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора.

В аналитическом учете на основании справок ответственного лица, ведущего учет доходов (расходов) по долговым обязательствам, налогоплательщик отражает в составе доходов (расходов) сумму процентов, на дату, фактически поступившую в кассу предприятия.

При досрочном погашении долгового обязательства проценты определяются исходя из предусмотренной условиями договора процентной ставки с учетом ст. 269 НК РФ и фактического времени пользования заемными средствами.

Порядок признания доходов (расходов) в виде процентов по долговым обязательствам любого вида применяется и организациями, для которых операции с такими долговыми обязательствами признаются операциями реализации в соответствии с уставной деятельностью.

Таким образом, в соответствии с указанным порядком ведения налогового учета доходов в виде процентов, за предоставление в пользование денежных средств, учитываются в составе доходов на дату их фактического поступления.

Ломбарды формируют Регистр учета доходов от реализации для обобщения информации о получении доходов отчетного (налогового) периода и выявляют доходы, которые используются при заполнении декларации по налогу на прибыль. Записи в регистрах производятся по всем фактам признания доходов в целях налогообложения нарастающим итогом с начала отчетного периода до отчетной даты.

Рассмотрим операции по выдаче кредита в бухгалтерском и налоговом учете на примерах. Например, 12 января 2013 года под залог золотого изделия ломбард выдал гражданину кредит в размере 24 тыс. рублей на один месяц. За пользование кредитом клиент должен выплатить ломбарду вознаграждение в размере 12% от полученной суммы (данный вид вознаграждения представляет собой не что иное, как проценты за пользование кредитом).

12 февраля 2013 года изделие было выкуплено.

Сумма, оставшаяся после реализации предмета залога и погашения требований ломбарда до момента возврата залогодателю, является кредиторской задолженностью ломбарда. Она должна быть возвращена залогодателю, но если по какой-то причине не была ему возвращена, то ломбард по истечении срока исковой давности на основании пункта 8 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 года №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″ вправе учесть эту задолженность в составе своих прочих доходов. Общий срок исковой давности согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) составляет три года.

На основании ст. 358 ГК РФ после реализации заложенного имущества на публичных торгах требования ломбарда к залогодателю погашаются, даже если вырученная при этом сумма недостаточна для их полного удовлетворения.

Отсюда следует, что с момента реализации предмета залога долг ломбарду считается погашенным.

Полученный при этом убыток не может быть признан для целей налогообложения, поскольку согласно п. 49 ст. 270 и ст. 252 НК РФ не является расходом, произведенным для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В бухгалтерском учете ломбарда сделаны следующие записи.

Рисунок 1:

Рисунок 2. — Регистр учета доходов от реализации:

На основании данных бухгалтерского учета мы сформировали Регистр учета доходов от реализации ломбарда для целей налогового учета (представлен выше).

В соответствии с НК РФ ломбарды не вправе применять упрощенную систему налогообложения (подп. 7 п. 3 ст. 346. 12 НК РФ).

На их услуги в отличие от иных бытовых услуг населению, включенных в:

  • — общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН);
  • — не распространяется система ЕНВД (ст. 346. 12 НК РФ).

Из сути правоотношений по реализации предмета залога, ломбард, реализуя:

  • — предмет залога;
  • — имущество залогодателя.

А следовательно, дохода (или прибыли) непосредственно от реализации вышеуказанного имущества ломбард (в собственное пользование) не получает.

Поэтому реализация невостребованных залогов не является для ломбарда предпринимательской деятельностью.

Система ЕНВД применяется для определенных видов предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 346. 26 НК РФ), а значит, не применима при реализации невостребованных залогов.

Иначе дела обстоят в отношении реализации имущества, обращенного в собственность ломбарда.

С момента такого обращения вещь теряет статус невостребованного имущества и становится собственностью ломбарда и в случае продажи облагается в общеустановленном порядке (в соответствующих случаях в рамках системы ЕНВД).

В соответствии с письмом Минфина России от 21 марта 2006 года №03-11-04/3/142 реализация ломбардом невостребованного имущества граждан не может рассматриваться как реализация им товаров (работ, услуг), а в случае реализации предмета залога, перешедшего в собственность ломбарда, ЕНВД применяться может.

> Организация налогового учета на предприятии

При подготовке данного раздела, информацию рекомендуется сгруппировать по следующим направлениям:

Знакомство с профессиональной деятельностью специалиста по налогообложению

Квалификационная характеристика современного российского специалиста по налогообложению

Налогообложение и налоги — это неотъемлемое звено в экономических отношениях в обществе. Налоги — основная статья доходной части бюджета и один из инструментов регулирования в государстве социальных и экономических отношений.

Трудно представить современно специалиста по налогообложению без знания им налогового законодательства и налогового производства.

Каждый специалист по налогам и налогообложению должен знать все нормативные и законодательные правовые акты в области налогов, налогообложения, приказы, распоряжения, постановления, руководящие методические и нормативные материалы касающихся вопросов организации налогового учета и составления налоговой отчетности, структуру самого предприятия, перспективы и стратегию его развития, основы законодательства о труде.

Специалист по налогообложению и налогам — это современный специалист в налоговой области, который может выполнять важнейшие функции налогового администрирования на предприятии, обеспечить его налоговую безопасность, снизить уровень налоговых платежей и предотвратить наступлением для предприятия ответственности за неуплату налогов.

На стадии подготовки специалистов данной области высокое внимание уделяется подготовке с юридической стороны, подготовке умению более глубокого изучения процедуры налогообложения на фирме, сокращение налогообложения, менеджмента, аудита, финансов, экономики, бухгалтерского учета, маркетинга и статистики. Это специалисты, знания которых развиты в различных областях экономики, что делает их более ценными кадрами.

Основными направлениями деятельности специалиста по налогообложению на предприятии являются:

Взаимодействие предприятия с налоговыми органами

Ревизия и контроль бюджетных поступлений (если таковые имеются)

Обеспечение безопасности предприятия и недопущения применения к нему налоговых санкций

Своевременность уплаты налоговых платежей в бюджет

Оптимизация налоговых платежей

Учетная политика организации в целях налогообложения

В настоящее время учетная политика, основной документ, регулирующий отношения между государством и налогоплательщиком в целях налогообложения.

Основным документом, в котором закреплен порядок формирования учетной политики предприятия является Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98. Требования к политике в целях налогообложения отражены в статье 313 Налогового Кодекса РФ. Согласно этой статье, налоговый учет и порядок его ведения в рамках учетной политики характеризуется следующим:

Это обобщенная в систему информация для расчета налоговой базы на основе первичных документов

Это учет для целей формирования достоверной и полной информации о порядке учета в целях налогообложения и обеспечения информацией внешних и внутренних пользователей финансовой отчетности

Учетная политика для целей налогообложения — это комплекс способов ведения налогового учета и расчета налогов и сборов, выбранные предприятием. Это означает, что предприятие может выбрать один из представленных способов налогового учета, что допускается актами законодательного уровня; выбранный способ в последствии устанавливается на все предприятии и на всех его структурных подразделениях в независимости от их фактического местоположения (включая филиалы, представительства и т.п.); принятый способ устанавливается на длительный срок (как минимум год с 1 января по 31 декабря). В течение заданного периода учетная политика изменяться не может, а исключением случаев, предусмотренных законодательно.

Учетная политика в целях налогообложения согласовывается с главным бухгалтером и руководителем, и именно они несут ответственность за своевременность и достоверность уплаты налогов в бюджет.

В ст. 167 Налогового Кодекса РФ отражено, что принятая учетная политика вступает в силу с 1 января года, который следует за годом принятия учетной политики и носит обязательный характер.

В учетную политику в целях налогообложения могут вноситься изменения, но только лишь в следующих, предусмотренных законом случаях:

При изменении законодательства РФ в области налогов и налогового учета (учетная политика изменяется в обязательном порядке)

Изменение условий работы организации (учетная политика изменяется в добровольном порядке)

Принятие предприятием иных способов ведения налогового учета (учетная политика изменяется в добровольном порядке)

Все изменения отражаются в распорядительно — организационном документе организации.

При разработке учетной политики для целей налогообложения учитываются и трудности при ведении налогового учета, зависящие от ряда характеристик (организация аналитического и синтетического учета, квалификация и штат сотрудников фирмы, организационно-правовая форма предприятия).

При разработке учетной политики необходимо достижение двух целей:

Закрепление в учтенной политики непротиворечивых законодательству элементов, которые должны соответствовать специфике деятельности предприятия

Установление оптимальной системы учета налогов и налогообложения.

Положения в учетной политике предприятия, которые могут оказывать существенное влияние на налогообложение:

Элементы УП

Допустимые варианты (по законодательству)

Выбор оптимального варианта

Выручка

По оплате

По отгрузке

При втором методе предприятие получает базу для налогообложения и обязательства по оплате налогов до получения реальных денег.

Исходя из этого, наиболее предпочтителен вариант с выручкой по оплате.

Износ основных средств и порядок его исчисления

Ускоренная амортизация

Постатейный способ начисления

Начисление по методу ускоренной амортизации приведет к уменьшению базы для налогообложения, а начисленная амортизация сократит остаточную стоимость основных средств, которые участвуют в процессе расчета налога на имущество.

Оценка задолженности перед кредиторами и обязательства по заемным средствам

Оценка с учетом процентов к уплате

Оценка без учета процентов к уплате

Наиболее предпочтителен вариант по оценке без учета процентов к уплате

Регистры налогового учета

Основными регистрами, применяемыми на предприятии являются следующие, рекомендуемые ФНС России, для учета хозяйственных операций:

Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов

Регистр учета расходов на оплату труда

Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций

Регистр учета расхода денежных средств

Регистр учета поступлений денежных средств

Регистр учета операций выбытия имущества (услуг)

Регистр учета операций приобретения имущества (услуг)

Регистр информации об объекте основных средств

Регистр информации об объекте нематериальных активов

Регистр учета расходов будущих периодов

Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности

Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

Регистр учета расчетов с бюджетом.

Регистр движения резерва по сомнительным долгам

Регистр учета расчетов по штрафным санкциям

Регистр-расчет «Формирование стоимости объекта учета»

Регистр-расчет «Учет амортизации нематериальных активов»

Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату

Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде

Регистр учета прочих расходов текущего периода

Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества

Регистр-расчет учета транспортных расходов

Регистр учета доходов текущего периода

Регистр-расчет «Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств

— Вид деятельности предприятий (организаций) как фактор, определяющий специфику ведения бухгалтерского и налогового учета

Агентства недвижимости, в независимости от масштаба их деятельности, требуют особого ведения бухгалтерского учета. При помощи которых можно добиться высокого результата по итогам отчетного периода деятельности.

В каждой сфере деятельности предприятий существуют свои особенности, их так же много и в специфике деятельности агентства недвижимости, будь то продажа или покупка недвижимости как нежилого, так и жилого типа.

Основными статьями затрат в рассматриваемой компании являются: аренда помещения (если нет собственного помещения), оплата труда работникам агентства, затраты на рекламу объектов предлагаемой недвижимости.

Выручка агентства является непостоянной величиной и зависит от ряда факторов, например от конъюнктуры рынка, от сезона, что особенно важно учитывать при ведении бухгалтерского учета.

Часто, для того чтобы минимизировать угрозу рисков или проблем, агентствам приходится обращаться за помощью к сторонним бухгалтерам (независимым специалистам). Подобное обращение носит названия аутсорсинга и имеет огромный спрос на рынке.

Рынок недвижимости, это своеобразный механизм, который позволяет обеспечить взаимодействие между физическими и юридическими лицами с основной целью — обмена прав на объект недвижимого имущества, либо иные активы.

В каждом случае, когда речь идет о денежных средствах, заходит речь и об актуальности услуг бухгалтера, но исключительно профессионала своего дела, чтобы по возможности избежать негативных последствий.

Бухгалтер, который предлагает свои услуги риелторской компании должен свободно разбираться в особенностях современного развивающегося рынка услуг агентств недвижимости как отечественного, так и зарубежного.

— Квалификационная характеристика современного российского бухгалтера

Профессиональная деятельность бухгалтера направлена на осуществление обслуживания всех хозяйственных процессов на предприятии, на их корректное функционирование в любой и форм собственности.

Современный специалист в области бухгалтерского учета должен на основе своих профессиональных знаний обеспечивать анализ и формирование информации для внешних и внутренних пользователей об обязательствах организации, активах, расходах, капитале, движении денежных средств и, конечно, о финансовом результате деятельности организации, которая может выражаться в форме прибыли или убытка от основной деятельности, а так же предлагать меры для улучшения потенциала компании, рациональном использовании ресурсов, а так же защите экономических интересов организации.

Объектами профессиональной деятельности служат:

Активы (внеоборотные и оборотные)

Капитал

Обязательства предприятия (перед кредиторами, перед государственными внебюджетными фондами и бюджетами разных уровней)

Расходы и доходы организации

Финансовый результат от основной деятельности, от инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта

Основными видами профессиональной деятельности современного бухгалтера являются:

Аналитическая и учетная

Ревизионная и контрольная

Консалтинговая

Аудиторская

Управленческая и организационная

Методическая и нормативная

Современные специалисты бухгалтерского дела являются специалистами и в таких смежных с бухгалтерским учетом областях, как:

Финансовая

Кредитная

Управленческая

Хозяйственная

Экспертно-консультационная

Налогообложение

Оценка собственности

Внешнеэкономическая деятельность

Правовая деятельность. В свою очередь главный бухгалтер занимается организацией и постановкой бухгалтерского учета на предприятии.

Главный бухгалтер занимается формированием учетной политики предприятия, в соответствии с законодательством РФ и исходя из структуры фирмы и условий хозяйствования, принадлежности к конкретной отрасли и размеров, которая позволяет получать информацию своевременно, и использовать её в целях оценки, контроля, анализа финансового состояния организации, а так же фактических результатов её деятельности.

Главный бухгалтер организует работу по утверждению и подготовке плана счетов, который содержит в себе аналитические и синтетические счета, первичные документы и их формы, обеспечивает порядок проведения инвентаризации, организует систему внутреннего контроля за правильностью составления финансовой и бухгалтерской отчетности на предприятии.

Права, обязанности и ответственность бухгалтера, как представителя налогоплательщика

Опираясь на 27 статью налогового кодекса законные представители налогоплательщика — это конкретные лица, которые уполномочены представлять интересы организации на основе её учредительных документов и закона.

На предприятии такими представителями являются главный бухгалтер и руководитель.

Основываясь на статью налогового кодекса, выделим основные обязанности законных представителей налогоплательщика:

Ведение учета расходов и доходов предприятия, а так же объектов налогообложения.

Предоставление в налоговый орган налоговые декларации в установленном порядке по налогам, принятым к обязательной уплате

Устранять выявленные нарушения и не препятствовать законной деятельности налоговых инспекторов во время исполнения ими своих служебных обязанностей.

Обеспечивать сохранность документов и данных бухгалтерского учета в течении нескольких лет, для исчисления налогов и подтверждения полученных организацией доходов у уплаченных налогов.

Выполнять иные обязанности, которые предусмотрены действующим налоговым законодательством

Документы учета

Главной основой организации бухгалтерского учета на предприятии служат нормативные и законодательные акты, исполнять которые обязаны все физические и юридические лица, которые зарегистрировались в качестве предпринимателей.

Основными документами бухгалтерского учета на рассматриваемом предприятии (ООО «Лагуна») являются следующие:

Положения по бухгалтерскому учету

Номер положения

Положение по бухгалтерскому учету

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

ПБУ 1/2008

Учетная политика организации

ПБУ 2/2008

Учет договоров строительного подряда

ПБУ 3/2006

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

ПБУ 4/99

Бухгалтерская отчетность организации

ПБУ 5/01

Учет материально-производственных запасов

ПБУ 6/01

Учет основных средств

ПБУ 7/98

События после отчетной даты

ПБУ 8/2010

Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы

ПБУ 9/99

Доходы организации

ПБУ 10/99

Расходы организации

ПБУ 11/2008

Информация о связанных сторонах

ПБУ 12/2010

Информация по сегментам

ПБУ 13/2000

Учет государственной помощи

ПБУ 14/2007

Учет нематериальных активов

ПБУ 15/2008

Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ 16/02

Информация по прекращаемой деятельности

ПБУ 17/02

Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

ПБУ 18/02

Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

ПБУ 19/02

Учет финансовых вложений

ПБУ 20/03

Информация об участии в совместной деятельности

ПБУ 21/2008

Изменения оценочных значений

ПБУ 22/2010

Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности

ПБУ 23/2011

Отчет о движении денежных средств

Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций

План счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению

План счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению

План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций

Основные методические указания и рекомендации

Методические указания (рекомендации)

Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию

Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств

Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций

Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства

Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом

— Правовой статус бухгалтерской службы. Положение о бухгалтерии.

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, функционирующие на территории РФ обязаны вести бухгалтерский финансовый учет.

Ответственность за организацию бухгалтерского дела в организациях несет руководитель.

Правовой статус бухгалтерии в организации регулируется нормативными актами по бухгалтерскому учету, законодательством. В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут:

учреждать структурное подразделение бухгалтерской службы, во главе с главным бухгалтером;

вводить должность бухгалтера в штат;

передавать ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии на договорных началах;

лично вести бухгалтерский учет.

Отнесение вопроса о форме организации и ведения бухгалтерского учета к компетенции руководителя означает, что учредители, акционеры или другие участники соответствующего юридического лица, а также собственники имущества не вправе своими решениями непосредственно определять форму организации учетной работы.

В соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» структурное подразделение бухгалтерской службы может:

формировать полную и достоверную информацию о имущественном положении и деятельности организации, которая необходима внутренним пользователям отчетности — руководителям, учредителям, и внешним — кредиторам, инвесторам;

обеспечивать информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ;

предотвращать отрицательные результаты хозяйственной деятельности предприятия и выявлять внутрихозяйственные резервы обеспечивающие её финансовую устойчивость.

Положение о бухгалтерии отражено в Приложении 4.

— Профессиональная этика бухгалтера

Специалисты на предприятии, занимающиеся бухгалтерским, управленческим, финансовым учетом обязаны придерживаться стандартов профессиональной этики, которые касаются объективности, честности, конфиденциальности, компетенции лиц, работающих в этой области.

Рассмотрим каждый из представленных принципов и характеристики, к ним относящиеся:

Компетенция

Формирование полных и четко оформленных заключений и рекомендаций после проведенного анализа

Выполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с действующими законами, правилами и стандартами

Достижение необходимого уровня профессиональной компетенции при помощи постоянного повышения профессиональной квалификации

Конфиденциальность

Обязанность не раскрывать и не передавать конфиденциальную информацию, которая получена специалистом во время работы, исключая случаи предусмотренные законодательством

Обязанность информирования подчиненных о конфиденциальности информации, которая получена ими в процессе выполнения своей работы

Честность

сообщение и передача как благоприятной, так и неблагоприятной информацию, и оценки и мнения профессионалов

воздержание от осуществления вида деятельности, который может нанести ущерб в рамках профессиональной этики

избегание конфликтов интересов

Объективность

раскрытие всей соответствующей информации, необходимой для более полного понимания пользователем представленных отчетов и рекомендаций

формирование и передача достоверной и объективной информации

  • — Моделирование хозяйственных ситуаций
  • — Правовое и нормативное обеспечение хозяйственных ситуаций

Ответы на вопросы к экзамену / 24. Содержание и организация налогового учета на предприятии

24. Содержание и организация налогового учета на предприятии.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет (cт 313 НК) — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные

регистры налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Налог на прибыль

Налог на прибыль рассчитывается на основании данных налогового учета. Под ним понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов.

Порядок ведения налогового учета организация устанавливает в учетной политике для целей налогообложения. Он утверждается соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Выбираем варианты учета доходов

При расчете налога на прибыль организация учитывает доходы от реализации3 и внереализационные доходы4.

Доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен иной отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности.

Сумма выручки от реализации определяется в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса с учетом положений статьи 251 настоящего Кодекса на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения.

В случае, если цена реализуемого товара (работ, услуг), имущественных прав выражена в валюте иностранного государства, сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли на дату реализации.

В случае, если цена реализуемого товара (работ, услуг), имущественных прав выражена в условных единицах, то сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату реализации. При этом возникшие суммовые разницы включаются в состав внереализационных доходов (расходов) в зависимости от возникшей разницы.

При определении внереализационных доходов в виде штрафов, пеней или иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба налогоплательщики, определяющие доходы по методу начисления, отражают причитающиеся суммы в соответствии с условиями договора. В случае, если условиями договора не установлен размер штрафных санкций или возмещения убытков, у налогоплательщика-получателя не возникает обязанности для начисления внереализационных доходов по этому виду доходов. При взыскании долга в судебном порядке обязанность по начислению этого внереализационного дохода у налогоплательщика возникает на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Налоговый кодекс предоставляет организации право выбрать момент их признания для целей налогообложения прибыли (правда, с определенными ограничениями, о которых мы скажем ниже). Это может быть метод начисления5 или кассовый метод6.

Важно! Организации имеют право определять дату получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал7. Соответственно организации, превышающие установленный лимит выручки, обязаны признавать доходы в целях налогообложения прибыли по методу начисления. При использовании кассового метода нужно помнить, что если в течение налогового периода превышен предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), установленный пунктом 1 статьи 273 НК РФ, то необходимо перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала того налогового периода, в котором было допущено превышение.

Выбранный метод признания доходов необходимо закрепить в учетной политике.

Особенности признания доходов должны быть четко прописаны в учетной политике организации с длительным технологическим циклом.

Для сведения. Под производством с длительным циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления работ.

Доход от реализации работ (услуг) с длительным циклом производства распределяется организацией самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета8.

Если договор предусматривает поэтапную сдачу работ (услуг), то норма о самостоятельном распределении дохода не применяется. При этом продолжительность этапа выполняемых работ (услуг) значения не имеет.

Если же условия договоров не предусматривают поэтапной сдачи работ (услуг), то возможны три варианта распределения дохода от их реализации:

первый – равномерно в течение срока действия договора;

второй – пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете;

третий – согласно иному экономически обоснованному методу признания доходов.

Выбираем варианты учета расходов

Момент признания расходов (так же, как и при признании доходов) будет зависеть от выбранного в организации способа: или метод начисления11, или кассовый метод12.

Теперь рассмотрим еще один очень важный нюанс. Он касается распределения расходов на прямые и косвенные.

Дело в том, что статья 318 НК РФ дает компании право самостоятельно определять в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). В Налоговом кодексе есть лишь примерный перечень таких расходов. К ним, в частности, могут быть отнесены:

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности: материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 настоящего Кодекса; расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда; суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

2. При этом сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных настоящим Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.

3. В случае, если в отношении отдельных видов расходов в соответствии с настоящей главой предусмотрены ограничения по размеру расходов, принимаемых для целей налогообложения, то база для исчисления предельной суммы таких расходов определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. При этом по расходам налогоплательщика, связанным с добровольным страхованием (пенсионным обеспечением) своих работников, для определения предельной суммы расходов учитывается срок действия договора в налоговом периоде, начиная с даты вступления такого договора в силу.

Следует учитывать, что включение тех или иных затрат в состав прямых расходов должно быть обосновано внутренними документами, стандартами и регламентами.

Установив в учетной политике перечень прямых расходов, организация должна определиться с методикой их распределения на остатки незавершенного производства (НЗП) и изготовленную продукцию. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены по статье 319 НК РФ15.

Под незавершенным производством в целях настоящей главы понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся также остатки невыполненных заказов производств и остатки полуфабрикатов собственного производства. Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, относятся к НЗП при условии, что они уже подверглись обработке.

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В случае, если отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг) невозможно, налогоплательщик в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.

Выбираем правила учета основных средств

В этой части налоговой учетной политики организация должна установить правила учета основных средств. Конечно, у каждой компании своя специфика производства и соответственно учета основных средств. Но можно выделить несколько моментов, которые присущи практически всем организациям.

В первую очередь организация должна определиться с порядком формирования первоначальной стоимости основного средства. Начнем с учета таможенных платежей и пошлин. Их отражение в налоговом учете предполагает вариантность. Конечно, больше всего этот вопрос затрагивает те компании, которые планируют ввозить основные средства из-за рубежа.

Правила формирования первоначальной стоимости основных средств установлены в статье 257 НК РФ. Она определяется как сумма расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение объекта до состояния, в котором он пригоден для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ. Таким образом, таможенные пошлины и сборы, уплаченные на таможне при ввозе основного средства на территорию РФ, можно учесть при формировании его первоначальной стоимости.

Итак, сделаем вывод. Пункт 4 статьи 252 НК РФ позволяет учесть таможенные пошлины и сборы, уплаченные при ввозе основных средств на территорию РФ:

–в первоначальной стоимости основных средств19;

–в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг)20.

Во-вторых, для сближения налогового и бухгалтерского учета рекомендуется предусмотреть в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что основные средства стоимостью меньше 20 000 руб. за единицу отражаются в составе материально-производственных запасов. Аналогичный порядок действует и в налоговом учете. Имущество, не являющееся амортизируемым, учитывается в составе материальных расходов23. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В результате стоимость такого имущества будет единовременно в налоговом учете включаться в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Соответственно в бухгалтерском учете оно также будет единовременно списываться на счета затрат по мере передачи в производство.

Ам. Премия!!!30%

Во-вторых, нужно определиться, в каком порядке будет применяться амортизационная премия: по всем основным средствам или по отдельным объектам.

Следующий момент, который нужно прописать в налоговой учетной политике в отношении основных средств, касается метода начисления амортизации по объектам основных средств.

Выбираем метод оценки сырья и материалов при их списании в производство

Организация самостоятельно выбирает метод оценки сырья и материалов при их списании в производство31. Налоговый кодекс предусматривает четыре метода оценки:

– по стоимости единицы запасов;

– по средней стоимости;

– по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

– по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

В бухгалтерском учете при отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из трех способов32:

– по себестоимости каждой единицы;

– по средней себестоимости;

– по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО)

Как видите, способ оценки сырья и материалов при их списании в бухгалтерском и налоговом учете различен (в бухучете теперь отсутствует метод ЛИФО). Поэтому в учетной политике для целей как бухгалтерского, так и налогового учета целесообразно предусмотреть единый метод оценки МПЗ.

Особенности учета товаров

Данный пункт учетной политики является существенным, как правило, для торговых организаций. Поэтому, если в ближайшее время торговая деятельность у компании не предвидится, то этот пункт можно и не оговаривать в учетной политике. В случае появления торговых операций организация будет обязана внести дополнения в действующую учетную политику для целей налогообложения прибыли.

В целях налогообложения прибыли при реализации покупных товаров организация оценивает их одним из следующих методов33:

– по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

– по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);

– по средней стоимости;

– по стоимости единицы товара.

При реализации покупных товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом положений статьи 320 НК РФ34. А она предоставляет организации право самостоятельно выбирать способ формирования стоимости товаров:

– исходя из договорной стоимости приобретенных товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением;

– договорной стоимости приобретенных товаров без учета расходов, связанных с их приобретением.

Выбранный способ организация должна применять как минимум два года подряд и закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Расходами, связанными с приобретением товаров, могут быть:

– расходы на доставку товаров;

– складские расходы;

– расходы на уплату пошлин, сборов (таможенных и т. д.).

Для того чтобы свести к минимуму разницы по ПБУ 18/02, нужно в налоговом и бухгалтерском учете одинаково учитывать расходы на приобретение товаров. Конечно, при условии, что это допускается правилами бухгалтерского и налогового учета

Резервам особое место в учетной политике

В налоговом учете компания может создать следующие резервы:

–под предстоящий ремонт основных средств35;

–по сомнительным долгам36;

–по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию37;

–предстоящих расходов на оплату отпусков38;

–на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год39.

Налог на добавленную стоимость

В учетной политике для целей налогообложения организациям целесообразно зафиксировать информацию в отношении НДС.

Порядок ведения раздельного учета

Еще один из элементов учетной политики для НДС – это порядок оформления счетов-фактур, журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при наличии у организации обособленных подразделений.

В учетной политике следует утвердить порядок нумерации, составления, оформления счетов-фактур и ведения журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) через обособленные подразделения

Налоговый учет

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах — налоговых регистрах.

Организации — налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;

  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;

  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

  • аналитические регистры налогового учета;

  • расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

  • принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

  • принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

  • принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

  • принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

  • принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

  • принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

  • налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

  • налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

  • налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.

Введение

1. Организация налогового учета на предприятии

2. Аналитические регистры налогового учёта

2.1 Виды регистров

2.2 Ведение регистров

2.3 Ответственность за несоставление регистров налогового учета

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Введение

С введением в действие Федерального закона от 06.08.2001 №110-ФЗ (25 глава НК) произошло законодательное закрепление ведения налогового учета. Налоговый учет доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль отделен от бухгалтерского учета и становится самостоятельным направлением учета фактов хозяйственной жизни организаций.

Ведение параллельно двух учетов — бухгалтерского и налогового — непростая задача для организации, постановка налогового учета всецело находится в ведении налогоплательщика. Вместе с тем, налоговый учет должен быть органически взаимосвязан с бухгалтерским.

Налоговый учет имеет свои особенности:

  • обеспечивает полное представление о всех операциях, связанных с деятельностью налогоплательщика, и о его финансовом положение;

  • имеет главную цель — определение момента возникновения и величины налогового обязательства;

  • имеет специфических пользователей — службы налогового контроля.

Следовательно, аналитический учет должен быть организован так, чтобы был раскрыт порядок ее формирования.

Аналитический учет представляет собой регистры, в которых отражены необходимые показатели.

Таким образом, тема курсовой работы является весьма актуальной.

Цель контрольной работы — исследование организации налогового учета на предприятии.

В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:

  • изучение организации налогового учета на предприятии в свете существующего законодательства;

  • характеристика регистров аналитического учета и порядок их ведения.

Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 21 страница.

1. Организация налогового учета на предприятии

Глава 25 НК РФ предусматривает в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль ведение налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основании данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с нормами НК РФ (ст. 313 НК РФ).

Содержание данных налогового учета является налоговой тайной. Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

Цели ведения налогового учета:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

  • обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Из этого следует, что налоговый учет служит инструментом отражения финансовых отношений между организацией и государством. Отличие налогового учета от бухгалтерского заключается в том, что налоговый учет осуществляется исключительно в целях налогообложения (табл. 1). Он должен обеспечить прозрачность всех операций, связанных с деятельностью налогоплательщика, и его финансового положения. Необходимость налогового учета определена тем, что система бухгалтерского учета недостаточна для определения налогооблагаемой базы.

Таблица 1 — Различия между видами учета

Налоговый учет

Бухгалтерский учет

Нормативная база

Налоговое законодательство

Общепризнанные принципы бухгалтерского учета

Цель

Рассчитать размер подлежащих к уплате налогов

Записать, классифицировать, суммировать и анализировать данные о деятельности, выдать финансовые отчеты

Метод получения данных

Обобщение данных, отраженных в документации

Одновременное ведение записей (сплошной и непрерывный учет)

Отчетный период

Годовой, квартальный и т.д.

Годовой, квартальный и т.д.

Форма отчета

Специально установленные формы

Баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств

Получатель отчета

Руководитель, налоговые органы

Руководитель, все заинтересованные органы

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета — совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа — последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждаемой соответствующим приказом руководителя (ст. 313 НК РФ).

Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, применяются с начала нового налогового периода.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет — при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет — этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;

  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;

  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

  1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

  2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета — сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.

  3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *