Должностная инструкция тьютора

Материал на тему: Должностная инструкция тьютора

Утверждена

приказом директора БОУ РА «РКЛ»

от «____» __________2012 г № ____

Должностная инструкция

ТЬЮТОРА

1.Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении утвержденного постановлением правительства РФ от 19 марта 2001 года № 196.

1.2. На должность тьютора может быть назначено лицо, имеющее высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

1.3. Тьютор назначается и освобождается от должности директором лицея. На период отпуска и временной нетрудоспособности тьютора его обязанности могут быть возложены на педагога-психолога или учителя из числа наиболее опытных педагогов лицея. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора лицея, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

1.4. Тьютор подчиняется непосредственно директору лицея, заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности тьютор руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативно-правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Конституцией Республики Алтай, Законами Республики Алтай, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Алтай, нормативными актами Министерства образования, науки и молодежной политики РА, а также Уставом и локальными актами лицея (в том числе настоящей должностной инструкцией), соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

2. Функции

Основным направлением деятельности тьютора является:

2.1. Сопровождение обучающихся в образовательном пространстве профильного обучения.

3. Должностные обязанности

Тьютор выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.

3.2. Организует персональное сопровождение обучающихся в образовательном пространстве профильного обучения.

3.3. Координирует поиск информации обучающимися для самообразования.

3.4. Сопровождает процесс формирования личности обучающихся (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее).

3.5. Проводит групповые и индивидуальные консультации обучающихся по вопросам профессионального выбора.

3.6. Проводит диагностику профессиональной направленности обучающихся.

3.7. Организует беседы, классные часы и встречи обучающихся с представителями вузов, представителями различных профессий, со специалистами центра довузовской подготовки.

3.8. Проводит анализ динамики образовательных запросов обучающихся и их готовности к выбору профиля, дает оценку готовности выпускников лицея к принятию решения о выборе профессии.

3.9. Оказывает помощь обучающимся в осознанном выборе стратегии образования, в преодолении проблем и трудностей процесса самообразования. Поддерживает познавательный интерес обучающихся, анализирует перспективы развития и возможности расширения его диапозона.

3.10. Создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).

3.11. Курирует образовательный путь обучающихся, как в лицее, так и за его пределами — в открытом образовательном пространстве («Школа-ВУЗ»);

3.12. Организует взаимодействие обучающихся с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и учителями-предметниками для коррекции индивидуального учебного плана обучающихся;

3.13. Организует взаимодействие с родителями (законными представителями), по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.

3.14. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимися пути своего становления.

3.15. Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (законных представителей) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимися, включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимися деятельности.

3.16. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и лицея), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии.

3.17. Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению;

3.18. Участвует в работе педагогического и методического советов, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой лицея, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся.

3.19. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, во время образовательного процесса.

3.20. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

4. Права

Тьютор имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. Представлять на рассмотрение директора лицея предложения по вопросам своей деятельности.

4.2. Получать от директора, его заместителей и других специалистов лицея информацию необходимую для осуществления своей деятельности.

4.3. Присутствовать на занятиях, проводимых с обучающимися лицея (без права входить в класс после начала занятий).

4.4. Повышать свою квалификацию.

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка лицея, законных распоряжений директора лицея, его заместителей и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, тьютор несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенным трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося тьютор может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и Законом РФ «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса тьютор привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.

5.4. За виновное причинение лицею или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей тьютор несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Тьютор:

6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня, исходя из 36-часовой рабочей недели.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть.

6.3. Получает от директора лицея, его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами.

6.4. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками лицея, заместителями директора лицея.

С должностной инструкцией ознакомлен (а):

№ п/п

Фамилия

Имя

Отчество

дата

подпись

>Должностная инструкция тьютора в школе

Должностная инструкция тьютора

Новая инструкция!
Должностная инструкция тьютора по Профстандарту
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция тьютора в школе разработана на основании требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г соответственно (в редакции на 31.12.2015г); на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития №761н от 26 августа 2010г. в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 6 марта 2019г, Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, которые регулируют трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Тьютор назначается на должность и освобождается от должности приказом директора школы в установленном действующим трудовым законодательством порядке.
1.3. Тьютор в своей работе подчиняется директору школы, выполняет свои должностные обязанности под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательного учреждения.
1.4. На должность тьютора назначается лицо, которое прошло ознакомление с должностной инструкцией тьютора в школе, имеет высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не меньше 2 лет.

1.6. Тьютор должен знать:

  • приоритетные пути развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и другие нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность в общеобразовательном учреждении;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии;
  • психологию взаимоотношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену;
  • методы и формы мониторинга деятельности учащихся;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику проведения воспитательной работы, организации свободного времени учащихся;
  • стандарты открытого образования и тьюторские технологии;
  • способы управления образовательными системами;
  • известные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • методы установления контактов с учащимися разной возрастной категории и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, а также аргументации своей позиции;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их предупреждения и разрешения;
  • основы экологии, экономики, права, социологии;
  • административное, трудовое законодательство;
  • базовые навыки работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, компьютером, принтером и мультимедийным оборудованием;
  • Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
  • правила и требования по охране труда, свою должностную инструкцию тьютора школы, правила пожарной безопасности.

1.7. Тьютор должен пройти обучение и иметь навыки оказания первой помощи.
1.8. В период временного отсутствия тьютора, его должностные обязанности возлагаются на социального педагога общеобразовательного учреждения.


скачать: пакет Должностных инструкций для Школы
64 инструкции с учетом законов на 15 февраля 2019 г!
2. Функции
Главными направлениями работы тьютора в школе являются:
2.1. Сопровождение процесса формирования личности школьника, установления выбора учащимися направления своего образования.
2.2. Качественная организация процесса индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов.
2.3. Персональное сопровождение ребенка в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе.

3. Должностные обязанности тьютора
3.1. Организует процесс качественной индивидуальной работы с учащимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их индивидуальное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения.
3.2. Координирует поиск информации учащимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности. Помогает разобраться школьникам в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее.
3.3. Вместе с учащимися распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации задуманных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов школьников и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационно-консультативной работы, системы профориентации, выбирает наилучшую организационную структуру для этой взаимосвязи.
3.4. Оказывает помощь учащемуся школы в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования.
3.5. Формирует необходимые условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).
3.6. Обеспечивает уровень подготовки учащихся, который соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования.
3.7. Выполняет совместный с учащимся рефлексивный анализ деятельности школьника и результатов, направленных на анализ выбора личной стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.
3.8. Организует взаимодействия учащихся с преподавателями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, принимает участие в генерировании его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
3.9. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов учащихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов.
3.10. Осуществляет взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) по разработке и корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов школьников, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
3.11. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора учащимися пути своего образования.
3.12. Организует индивидуальные и групповые консультации для учащихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и методы коммуникации с учащимися (группой учащихся), включая электронные формы (информационно-коммуникационные технологии) для качественной реализации совместной с учащимся деятельности.
3.13. Поддерживает познавательный интерес школьника, анализируя дальнейшие перспективы развития и возможности расширения его диапазона. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полному воплощению творческого потенциала и познавательной активности учащегося.
3.14. Принимает участие в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой школы, в создании и проведении методической и консультативной помощи родителям учащихся (лицам, их заменяющим).
3.15. Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение учащимися уровней образования (образовательных цензов).
3.16. Контролирует и оценивает эффективность построения и воплощения образовательной программы (индивидуальной и школы), учитывая успешность самоопределения учащихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса учащихся, используя для этого компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы, редакторы презентаций и электронные таблицы, в своей деятельности.
3.17. Заботиться о сохранности жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса, соблюдает требования должностной инструкции тьютора школы, а также нормы и правила, соответствующие статусу педагога.
3.18. Следует правилам по охране труда и пожарной безопасности.
3.19. Ведёт надлежащую документацию тьютора общеобразовательного учреждения.


Cкачать: пакет Инструкций по Охране труда для Школы
232 инструкции с учетом законов на 15 февраля 2019 г!
4. Права
Тьютор имеет право:
4.1. Принимать участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом;
4.2. На защиту своей профессиональной чести и достоинства;
4.3. Знакомиться с проектами решений администрации образовательного учреждения, касающимися его рабочей деятельности, с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. На конфиденциальность служебного расследования, за исключением случаев, установленных законом;
4.5. На обеспечение рабочего места, соответствующего государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором между администрацией и работниками школы;
4.6. На предоставление ему полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда и пожарной безопасности на данном рабочем месте;
4.7. На повышение уровня своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными Федеральными законами Российской Федерации, проходить аттестацию на добровольной основе;
4.8. На взаимодействие с методическими объединениями общеобразовательного учреждения для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности;
4.9. На оказание помощи администрацией в исполнении должностных обязанностей тьютора.

5. Ответственность
5.1. Тьютор несет личную ответственность за жизнь и здоровье учащихся в период занятий с ними, а также за нарушение прав и свобод несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией тьютора школы, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, законных указаний директора учреждения и иных локальных нормативных актов, тьютор несет дисциплинарную ответственность в порядке, утвержденном трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За нанесение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог-психолог может быть отстранен от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение общеобразовательному учреждению и участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (нарушением) своих прямых должностных обязанностей тьютор несет материальную ответственность в размере, установленном трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.5. За несоблюдение правил и требований пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил тьютор будет привлечен к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.


скачать: инструкции по Пожарной безопасности в Школе!

27 инструкций с учетом приказов на 15 февраля 2019 г!
6. Взаимоотношения. Связи по должности тьютора
6.1. Тьютор в общеобразовательном учреждении выполняет работу согласно утвержденному расписанию, с учетом 36-часовой рабочей недели, в зависимости от установленной в общеобразовательном учреждении нагрузки.
6.2. Получает от директора школы и заместителей директора информацию нормативно-правового характера, систематически знакомится под расписку с соответствующими документами, как локальными, так и вышестоящих органов управления образования.
6.3. Работает в тесных взаимоотношениях с учителями, родителями учащихся (лицами, их заменяющими), социальным педагогом и психологом школы, библиотекарем.
6.4. Сообщает директору и его заместителям информацию, полученную на совещаниях, семинарах, конференциях непосредственно после ее получения.
6.5. Регулярно обменивается информацией по вопросам и задачам, входящим в компетенцию тьютора с администрацией и педагогами общеобразовательного учреждения.

Должностную инструкцию тьютора разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/

>Должностная инструкция тьютора

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

(профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»)

1. Общие положения

1.1. Тьютор относится к категории специалистов.
1.2. На должность тьютора принимается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо:
1) прошедшее обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
1.4. Тьютор должен знать:
1) законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;
2) теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
3) технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся;
4) основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся;
5) основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
6) технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов;
7) особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования;
8) основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;
9) методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся;
10) методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы;
11) формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии, открытого образования, тьюторские технологии;
12) ресурсную схему общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся;
13) возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся;
14) методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования;
15) методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса;
16) особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования;
17) методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализа социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб;
18) методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста;
19) методы и приемы делегирования ответственности за реализацию индивидуального образовательного маршрута самому обучающемуся;
20) методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
21) методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися;
22) виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;
23) нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
24) требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;
25) теоретические и практические знания по учебной дисциплине «Первая помощь»;
26) нормативные правовые основы организации тьюторского сопровождения в образовании в части работы с образовательной средой, ресурсами, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
27) локальные акты образовательной организации в части организации образовательной среды, использования образовательных ресурсов;
28) методы и приемы анализа качества образовательных ресурсов;
29) способы, методы, приемы оценки вариативности, открытости образовательной среды;
30) теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
31) основы организации образовательной среды с учетом возрастных особенностей обучающихся в разных типах образовательных организаций;
32) основы организации адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся в разных типах образовательных организаций;
33) принципы и правила создания предметно-развивающей среды;
34) подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для обучающихся разного возраста;
35) особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;
36) формы и методы консультирования семьи в части построения семейной образовательной среды для развития обучающихся;
37) подходы к проектированию образовательной среды как места социальных проб обучающихся в школе и социуме;
38) подходы к проектированию образовательной среды с учетом запросов взрослого обучающегося, региональных ресурсов, рынка труда;
39) технологии проектирования образовательной среды совместно с обучающимся в среднем профессиональном, высшем, дополнительном образовании взрослых, дополнительном профессиональном образовании;
40) способы координации взаимодействия субъектов образования для обеспечения доступа обучающегося к образовательным ресурсам;
41) технологии маркетинговых исследований образовательных запросов в различных видах образования;
42) виды, формы и способы коммуникации, сетевого взаимодействия институтов социализации;
43) нормативные правовые основы организации образования, межведомственного взаимодействия;
44) источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике;
45) подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения обучающихся в процессе образования;
46) педагогику общего, профессионального, дополнительного образования (по профилю деятельности тьютора);
47) теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
48) дидактические и диагностические средства индивидуализации образовательного процесса;
49) теоретические и методические основы прикладного анализа поведения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
50) подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста;
51) подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательного процесса;
52) методические, дидактические и диагностические средства выявления качества образовательной среды и формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;
53) подходы к разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
54) особенности образовательного процесса в разных типах образовательных организаций, потенциал их сетевого взаимодействия;
55) формы социального партнерства институтов социализации;
56) подходы к разработке методических средств для обеспечения совместной деятельности субъектов образования;
57) программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся;
58) подходы к созданию алгоритмов для построения индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ в различных видах образования;
59) формы и методы консультирования участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
60) способы консультирования участников образовательного процесса по вопросам формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;
61) основы анализа и оценки эффективности тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ;
62) Правила внутреннего трудового распорядка;
63) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
64) ………………… (другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Тьютор должен уметь:
1) применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;
2) осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов;
3) оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса;
4) проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
5) консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта;
6) консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ;
7) оказывать консультативную поддержку обучающимся в процессе их профессионального самоопределения;
8) применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
9) реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования;
10) выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана;
11) учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся;
12) проводить развивающие игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися дошкольного и начального общего образования;
13) проводить беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися основного и среднего общего образования;
14) проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
15) предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;
16) осуществлять делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;
17) осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов;
18) осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся в целях поддержки обучающихся;
19) организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы;
20) организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в проведении мероприятий с обучающимися;
21) проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
22) использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с обучающимися;
23) реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения;
24) осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;
25) оказывать обучающимся первую помощь;
26) выявлять и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне образовательной организации;
27) оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
28) разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
29) зонировать образовательное пространство по видам деятельности;
30) выполнять требования доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
31) организовывать открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации обучающихся;
32) организовывать различные формы доступа обучающихся к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками;
33) проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для обучающихся разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы;
34) оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
35) координировать взаимодействие субъектов образовательной среды в образовательной организации;
36) координировать взаимодействие образовательной организации с другими институтами социализации;
37) проводить маркетинговые исследования запросов обучающихся на образовательные услуги в различных видах образования;
38) организовывать и координировать работу сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
39) оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
40) проводить консультации для педагогов и специалистов различных институтов социализации по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
41) осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта тьюторского сопровождения в образовании;
42) анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора;
43) осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
44) разрабатывать методические материалы, необходимые для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся;
45) анализировать эффективность используемых методических средств педагогической поддержки обучающихся в разработке и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
46) осуществлять подбор методических средств для анализа качества образовательной среды;
47) разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
48) разрабатывать методические материалы для обеспечения совместной деятельности институтов социализации по созданию условий для индивидуализации образовательного процесса;
49) обновлять знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрение в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
50) использовать при разработке методических средств различные программные средства, интернет-ресурсы;
51) создавать алгоритмы для самостоятельного построения обучающимися индивидуальных образовательных программ в различных видах образования;
52) консультировать участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
53) ………………… (другие навыки и умения)
1.6. Тьютор в своей деятельности руководствуется:
1) ………………….. (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……………………. (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) …………………. (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Тьютор подчиняется непосредственно ……………………. (наименование должности руководителя)
1.8……………………… (другие общие положения)

2. Трудовые функции

2.1. Тьюторское сопровождение обучающихся:
1) педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
2) организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
3) организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
2.2. ………………………… (другие функции)

3. Должностные обязанности

3.1. Тьютор исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) выявляет индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы, затруднения обучающихся в процессе образования;
2) осуществляет организацию участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
3) обеспечивает педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
4) осуществляет подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
5) обеспечивает педагогическую поддержку рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
6) осуществляет организацию участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
7) принимает участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) выполняет проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации;
2) обеспечивает повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
3) выполняет проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
4) осуществляет координацию взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку и подбор:
— методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
— методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;
— методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
2) осуществляет методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
3) осуществляет подбор и разработку методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. ……………………… (другие обязанности)
3.2. ………………………… (другие положения о должностных обязанностях)

4. Права

4.1. Тьютор имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. ………………….. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Тьютор привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
— правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
— причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……………………… (другие положения об ответственности)

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Специалист в области воспитания», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 10.01.2017 N 10н, с учетом …………………. (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ………………… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. …………………….. (другие заключительные положения)

Тьютор в детском саду

Наталья Август 14, 2018

ДОУ

В этой статье рассмотрим специфику работы тьютора в дошкольном образовательном учреждении. Выделим функции тьютора, основные направления работы, инструменты, а также поговорим о результатах работы тьютора.

Тьютор в дошкольном образовательном учреждении

Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.

Основные направления работы тьютора в ДОУ

  • Первое из них – общеразвивающее. Поскольку основная задача тьютора – поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог-тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать свои первые интересы, предпочтения. Он будет наблюдать за ребёнком, предлагать различные пробы. На дошкольном этапе обучения тьютор максимально тесно работает не только с ребёнком, но и с родителями и другими воспитателями, психологами, логопедами. Целью этого взаимодействия будет обсуждение с ними особенностей ребёнка, его выявленных интересов, и как следствие, различных аспектов планирования его образовательного движения. Именно тьютор соберёт воедино вместе с родителями все элементы образования, которые есть на данный момент. Например, он расскажет родителям, какие ресурсы есть в детском саду, на что направлены те или иные занятия, он проанализирует с родителями, какими ресурсами пользуется семья за рамками детского сада, он обсудит ресурсы, которые могут появиться (ведь помимо детского сада, есть ещё множество полезных способов и мест для развития ребёнка).
  • Сопровождение в отдельной предметной области (кстати, в этой статье я описывала модель так называемого «предметного тьюторства», она — для школьных учителей, но общий принцип может пригодиться для понимания этой функции тьютора в ДОУ). Ключевая задача тьютора, если он работает в узкой предметной области – подметить зарождающийся интерес у ребенка и оттолкнуться от него. Интерес у дошкольников проявляется через вопросы, эмоции, действия с предметами, заинтересовавшими ребенка. Зафиксировав интерес, тьютор совместно с воспитателем (или без него) создает условия для его развития в определенной области с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, сказок и т.д. Сегодня в некоторых детских садах существует практика сопровождения ребёнка и его родителей в разработке собственного исследовательского проекта. Этот непростой формат является сильным средством именно для тьютора. В ходе сопровождения в проекте он может выявить интерес ребёнка в определённой предметной области (например, интересно ребёнку, чем кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки), а затем организовать деятельность по его развитию (вместе с семьёй разработать эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Поэтому кстати, тьютор — это ещё и тот человек в организации, который непосредственно связан с выявлением и сопровождением одарённых детей.
  • Сопровождение детей с ОВЗ. Про данное направление я планирую написать отдельную статью. Здесь хочу лишь отметить, что тьютор – профессия средовая, поэтому прежде чем работать с детьми (в том числе, с ОВЗ), он изучает среду образовательной организации, после чего корректирует или видоизменяет её, чтобы ребенок с особыми потребностями имел возможность выстраивать своё образовательное движение. Важно понимать, что тьютор- это не просто физически сопровождающий детей с ОВЗ (помогающий, например, передвигаться, обслуживать себя), тьютор – педагог, работающий с образовательным маршрутом ребенка, который включает изучение его особенностей, подбор различных ресурсов, практик, адаптированных под запросы конкретного ребёнка и родителей.
  • Также на начальном этапе поступления ребёнка в новое образовательное учреждение направлением работы тьютора является сопровождение адаптации к новому месту. Перед тем, как заниматься адаптацией, тьютор максимально изучает информацию о ребенке, после чего основываясь на интересах, старается включать ребенка в процесс. Педагог наблюдает, как воспитанник чувствует себя в кругу других детей и если требуется, то подключает других специалистов и родителей.

Функции тьютора в ДОУ

  1. Организация образовательной среды для дошкольников
  • это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори – это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);
  • повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов;
  • проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
  • координация взаимодействия субъектов образования.

2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:

  • подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
  • подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.

3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:

  • выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
  • вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  • сопровождение детей в реализации маршрутов;
  • подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
  • педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
  • организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.

Инструменты работы тьютора в ДОУ

  • Одним из инструментом работы тьютора является беседа с родителями. При разговоре с родителями ребенка, происходит обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь при дальнейшей работе с ребенком.
  • Дневник наблюдений. В дневник наблюдений тьютор записывает особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его самочувствие, реакции.
  • Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в развитии ребенка.
  • Погружение ребенка в проблемные ситуации, в том числе, включение в разновозрастные группы.
  • Организация занятий для развития определённых качеств и навыков

Результаты работы тьютора в ДОУ

Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами. Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может адекватно оценить свои возможности. Самоопределение — из умения осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне ребёнка – дошкольника) результат работы (понимание «а что должно получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели основные направления, функции и инструменты работы тьютора. Главное, что необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.

В статье использованы материалы статьи Костенко Т.А. «Тьюторство на дошкольной ступени образования».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *