Инфраструктура финансового рынка

Выдержка из текста

С переходом к новым экономическим условиям, а именно к рыночному хозяйствованию, возникает необходимость создания рыночной инфраструктуры, которая обеспечила бы свободное движение товаров и услуг на рынке. Кроме того, важно создать такую инфраструктуру, которая соответствовала бы в полной мере рыночным условиям, и, следовательно, надо создать такие институты, как биржи. На биржах в зависимости от вида товара, спроса и предложения осуществляется установление цен на товары и курсов на ценные бумаги.

Покажем принцип составления бюджета денежных потоков на примере, приведенном в таблице 2.1. Следует учесть, что бюджет приведен в общем виде подразумевается, что он составлен на основе подробных бюджетов проектов и сводного бюджета НКО «Фемида», где указаны все статьи расходов.

Основная задача при планировании этого бюджета согласование денежных потоков на протяжении всего бюджетного периода с целью обеспечить выполнение проектов и покрыть административные расходы организации.

Субъекта, без которого невозможно ни создать эффективную рыночную экономику современного типа, ни сформировать гражданское общество, ни, и это, может быть, самое главное, реализовать в массовом масштабе ту модель жизни, которая является оптимальной по мнению большинства россиян. Цель данной работы изучить проблемы формирования среднего класса в России.- разобраться в исторических тенденциях и процессах формирования и развития среднего класса в России;

Под рынком земли следует понимать не только куплю-продажу земли, но и предоставление ее в аренду, а так же весь рынок сельскохозяйственной продукции, на котором реализуются в той или иной форме отношения собственности на землю. Очевидно, что вне наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора. Целью проведенного исследования является комплексное изучение особенностей рынка земли и актуальных проблемы формирования рынка земли в России.

Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Инфраструктура рынка выполняет целый ряд функций, среди которых можно выделить: обеспечение непрерывного процесса купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов; распределение товарных потоков по отраслям, регионам; формирование рыночной конъюнктуры; повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; достижение сбалансированности рынка.

Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия).

Определить структуру и инфраструктуру рынка; Изучить процесс формирований рыночных отношений в России.

рассмотреть стратегии перехода к рыночной экономике в России;рассмотреть положительные и отрицательные стороны рыночного механизма регулирования экономики России;

Развитие рыночных отношений в России имеет не только положительные, но и негативные аспекты, такие как кризис неплатежей, недостаток денежных средств в расчетах и др. Таким образом, без решения проблемы долгов бюджету сдвигов в производстве не произойдет, ибо не смогут подняться даже предприятия, выпускающие высоколиквидную продукцию. Целью данной работы является рассмотрение особенностей формирования рыночных отоншений в РФ.

В этих работах основное внимание уделяется анализу причин заметной «неправильно сти» социальных процессов в России, корень которых, как правило, ищут в «остаточности» советского строя, недостаточной последовательности и эффективности рыночных преобразований. Задачей данной работы является анализ проблемы формирования среднего класса в российском общ естве.

На современной стадии мирового экономического развития стержневым фактором роста являются прорывные инновационные технологии. Переход экономики России на инновационный путь развития, совершенствование структуры отраслей, поддержка экономического роста требует кардинального институционально-организационного переустройства российской инновационной системы, значительного возрастания объёма инвестиций в инновационную сферу. Модернизация национальной инновационной системы (НИС) выступает приоритетом инновационной политики, обеспечивающей согласованность действий агентов инновационной деятельности.

Вопрос о правовом государстве носит не только теоретический, но и практический характер, поскольку воплощение в жизнь принципов правового государства прямо пропорционально ведет к улучшению жизни общества, его нравственному оздоровлению, соблюдению прав и свобод человека, защите от произвола и злоупотребления властью должностными лицами. Воплощению этих принципов должно способствовать не столько государство, сколько активная социальная деятельность граждан, их общественных объединений. Также необходимым условием реализации этих принципов в жизнь является реальное существование и эффективная деятельность гражданского общества.

Научная и информационная основа исследования: научные труды оте-чественных и зарубежных авторов (Д. Бастин, Е. Берноу, П. Берд, Е. Вилле, Б. Джи, Е. Кэмбелл, Р. Конвес, У. Липпмаь, Б. Швальбе, О.И. Гордеева, Е.В. Дьячкова, Г. Г. Почепцов, Ю.В. Синягин, И.А. Федоров, В.М. Шепель) и за-конодательные акты РФ (Конституция РФ, Федеральные законы, Законода-тельные акты Московской области, рекомендации Комитета по развитию Предпринимательства Московской области).

Научная и информационная основа исследования: научные труды оте-чественных и зарубежных авторов (Д. Бастин, Е. Берноу, П. Берд, Е. Вилле, Б. Джи, Е. Кэмбелл, Р. Конвес, У. Липпмаь, Б. Швальбе, О.И. Гордеева, Е.В. Дьячкова, Г. Г. Почепцов, Ю.В. Синягин, И.А. Федоров, В.М. Шепель) и за-конодательные акты РФ (Конституция РФ, Федеральные законы, Законода-тельные акты Московской области, рекомендации Комитета по развитию Предпринимательства Московской области).

Список источников информации

1. Артемова, Л.В. Инвестиции и инновации. Словарь-справочник от, А до Я / Л.В. Артемова.- М.: «Пересвет», 1998.-453 с.

2.Архипова, А.Ю. Антикризисное управление предприятиями и банками. Учеб.-практ.пособие / А.Ю. Архипова.-М.:Дело, 2001.-840 с.

3.Булатов, А.С. Экономика. Учебник / А.С. Булатов.- М.: «Филлат», 2003.-356 с.

4.Гаврилов, А.И. Региональная экономика и управление / А.И. Гаврилов.- М.: «Эксмо-Пресс», 2005.-396 с.

5.Горбатович, Н.К. Статистический анализ финансового состояния банков / Н.К. Горбатович.- М.: «Юрго-М», 2000.-349 с.

6.Залиев, А.Д. Фондовый рынок в России и его развитие / А.Д. Залиев.- М.: «Пересвет», 2006.-103 с.

7.Казаков, А.А. Экономика / А.А. Казаков. — М.: «Менеджер», 2003 г.-401 с.

8.Кожухов, М.К. Экономическая теория / М.К. Кожухов, М.: «Эксмо», 2007.-379 с.

9.Коробов, Ю.И. Банковский портфель-2/ Ю.И. Коробов, Ю.Б. Рубина, В.И. Солдаткина; под ред. Ю.И. Коробова, Ю.Б. Рубина, В.И. Солдаткина. — М.: «СОМИНТЕК», 2004. — 752 с.

10.Кузьмичев, Л.И. Финансы. Учебник./ Л.И. Кузьмичев.- СПб: «Знание», 2006 г.- 528с.

11.Мильнер, Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер.- М.: «Статус-М», 2006.-418 с.

12.Фредерик, C. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков / С. Фредерик; пер. с англ. А.А. Мишкина. — М.: «Вильямс», 2006. — 929 с.

13.Иванова, Л.И. О необходимости перехода на международные статистические стандарты в банковской системе / Л.И. Иванова // Банковское дело.-1997.-№ 7.-С.29

14.Кочетков, Г. Т. Социальная функция франчайзинга / Г. Т. Кочетков // Человек и труд.- 2000.- 2 марта.- С. 32−36.

15.Парамонова, Т. Проблемы развития банковской системы России / Т. Парамонова//Деньги и кредит.-2000.-№ 11.-С.3

16.Шулус, А. Франчайзинговые формы предпринимательства / А. Шульц., Н. Быченко // Российский экономический журнал.-1997.- июль.- С. 44−48.

список литературы

Проблемы развития рыночной инфраструктуры в рф.

Экономические реформы, начатые в России с первых дней 1992г., дали позитивные результаты, сдвинули с места мертвящую махину о государственной экономики, появились обнадеживающие симптомы экономического оздоровления. «Освобождение цен», жесткая финансовая и кредитная политика («монетаристские меры», «шоковая терапия») повлияли на всю атмосферу экономической жизни, повернули людей к реальному экономическому делу, бизнесу, собственности, положили начало укреплению рубля, финансовой стабилизации, преодолению товарного дефицита на потребительском рынке.3

Вместе с тем действие экономических реформ оказалось противоречивым, их позитивное влияние ограниченным. Ведь нарастающая инфляция, путем которой при освобождении цен «съедается» излишняя денежная масса, не обеспеченная товарами, больнее всего ударила по малообеспеченным обездоленным слоям людей, особенно старшего поколения. В начале второго полугодия 1993г. темпы инфляции вновь возросли. В июле темп роста потребительских цен составил 122%, в августе — 126%, осенью темпы роста цен замедлились и составили в сентябре 123%, октябре — 120%, ноябре — 116%, декабре — 113%. К концу 1993г. 40 млн. человек (27% от общей численности населения) имели среднедушевые денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. 4Отсюда — растущее напряжение в обществе, разочарование в реформах, потеря веры в перспективу улучшения жизни, что заметно повлияло на результаты выборов в Федеральное Собрание в декабре 1993 года.

Одна из глобальных проблем российской инфраструктуры рыночной экономики — теневая экономика, которая существовала и существует всегда и во всех государствах. У нас в России она приобрела особый характер и проявляется в таких значительных размерах благодаря тому, что в течение многих десятилетий действовал принцип «все запрещено».

Несовершенное законодательство — это камень преткновения для успешного развития нашей экономики. При проведении экономических реформ необходимо обновить всю законодательную базу, которая полностью соответствовала бы сложившимся экономическим отношениям в нашей стране.

Наряду с отсутствием приемлемой правовой базы существуют и иные объективные причины тормозящие эффективное развитие отечественной экономики.

  1. Во-первых, это — придание реального и действенного характера приватизации, с таким расчетом, чтобы в народном хозяйстве в максимально короткие сроки доминирующее значение приобрели действующие на конкурентной основе под защитой единого гражданского права частные собственники-производители;

  2. во-вторых, это распространение приватизации непосредственно на производство; именно в сфере производства, в которой частная собственность призвана выполнить свою основную созидательную миссию стать импульсом, побуждающим к ответственности за дело, к инвестициям, к «вложениям» доходов в развитие, структурную перестройку и модернизацию производства;

  3. в-третьих, это — принятие жестких мер для того, чтобы положить конец вакханалии произвольного хищнического захвата госимуществ;

  4. в-четвертых, это вовлечение в отношения собственности непосредственно производителей, осуществление «приватизации рабочих мест». Приватизация способна обеспечить быстрое включение рыночных механизмов связанных с мотивацией труда, повышением его производительности, ростом товарной массы; обеспечить синхронный рост доходов и уровень жизни людей;

  5. в-пятых, это-приведение в действие позитивных российских традиций — вольный крестьянский труд, который может стать личностно-социальной предпосылкой для развития экономических отношений.

Инфраструктура финансового рынка и его основные элементы — 0,5 часа

  • 1. Понятие финансового рынка: сущность и структура
  • 2. Функции финансового рынка
  • 1. Прежде, чем говорить о финансовом рынке необходимо дать определение термина «финансы». Термин finansia возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. Дальнейшее употребление — в качестве понятия, связанного с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал:
    • · во-первых, денежные отношения между двумя субъектами;
    • · во-вторых, субъекты обладали разными нравами в процессе этих отношений;
    • · в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств — бюджет. Следовательно, эти отношения носили фондовый характер;
    • · в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера.

Это основные признаки финансов, по которым можно безошибочно выделить их изо всей совокупности денежных отношений.

Финансовые инструменты — различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках.

Финансовый рынок — это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике он представляет собой совокупность кредитных организаций (финансово-кредитных институтов), направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно.

На рынке финансовых ресурсов встречаются такие рынки, в которых в процессе хозяйствования возникает потребность в средствах для расширения их деятельности, а также такие, в которых накапливаются сбережения, которое могут быть использованы для инвестиций. Именно на рынке финансовых ресурсов, или финансовом рынке, происходит перелив средства, при котором они перемещаются от тех, кто имеет их излишек, к тем, кто требует инвестиций. При этом, как правило, средство направляются от тех, кто не может их эффективно использовать, к тем, кто использует их продуктивно. Это оказывает содействие не только повышению производительности и эффективност экономики в целом, а и улучшению экономического благосостояния каждого члена общества.

На финансовом рынке те, что имеют свободные финансовые ресурсы, передают их на разных условиях другим участникам рынка, которые опосредствованно через субъектов рынка или непосредственно используют привлеченные ресурсы для финансирования разных областей экономики, обеспечения потребностей населения и потребностей государственного бюджета. Финансовые ресурсы предоставляются на условиях займа или на условиях совладения, если инвестор приобретает права собственности на приобретенные за инвестированные средства материальные или нематериальные активы.

Заем оформляется разными видами долговых ценных бумаг, банковского, коммерческого или государственного кредита. Платой за использование заемного капитала выступает процент, который зависит от структуры спроса и предложения на заемный капитал и может корригироваться в ту или иную сторону, обеспечивая инвестору высший или низший уровень прибыли. С одной стороны, уровень процентной ставки может быть низшей от ставки прибыли от использования привлеченных ресурсов, чтобы заемщик имел возможность погасить заем и обеспечить возрастание собственного капитала. С другой стороны, процентная ставка может обеспечить инвестору прибыль от предоставления средств в заем, а также компенсировать потери от обесценения ресурсов вследствие инфляции и рисков от осуществления конкретных инвестиций. Реальная ставка прибыли на заемный капитал отвечает средним темпам возрастания экономики с поправкой на риск осуществления конкретных инвестиций. Чем эффективнее функционирует рынок заемного капитала, тем большей мерой процентная ставка на заемный капитал отвечает риску инвестиций и эффективность конкретной области экономики и экономики в целом.

Уровень прибыли на инвестиции в акционерный капитал определяется уровнем рентабельности конкретного производства и рыночной конъюнктурой, которая влияет на рыночную капитализацию корпорации. Уровень прибыли на акционерный капитал в значительной мере отвечает уровню эффективности конкретного производства и в случае неэффективной деятельности может обеспечить инвестору нулевую или отрицательную ставку прибыли. Инвестор — собственник акции разделяет риск инвестиций с другими акционерами предпринимательской структуры и потому прибыль на инвестиции в акции может колебаться в значительных границах. В отличие от прибыли на акционерный капитал процент на заемный капитал в целому менее связанный с текущей финансово-хозяйственной деятельностью конкретного субъекта хозяйствование и в основном определяется конъюнктурой рынка.

Передача в пользование финансовых ресурсов на финансовом рынке оформляется тем ли другим финансовым инструментом. Если ресурсы передаются на условиях займа, это оформляется соответствующими инструментами займа — долговыми ценными бумагами (облигациями, векселями, сберегательными сертификатами и т.п.) или разными видами кредитных инструментов. Если инвестор вкладывает средства в акционерный капитал, такая операция оформляется инструментами собственности — акциями. Платой за предоставленные в заем ресурсы выступает процент, а при бессрочном инвестировании средств в акционерный капитал — прибыль в виде дивидендов и капитализированную прибыль, которая направляется на увеличение собственного капитала корпорации.

Поскольку передача в пользование капитала происходит через продажу финансовых активов, которые отображают права на получение дохода на вложенный капитал, финансовый рынок можно определить как рынок, на котором выпускают, продают и покупают финансовые активы.

Финансовый рынок представляет собой систему экономических и правовых отношений, связанных с куплей-продажей или выпуском и оборотом финансовых активов. Субъектами этих отношений выступают государство, а также те, кто желает передать в пользование свободные финансовые ресурсы, те, которые требуют инвестиций, и финансовые посредники, которые на стабильной, благоустроенной основе обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов среди участников рынка.

Лица, которые инвестируют средства в деятельность других субъектов рынка, покупая определенные финансовые активы, называют инвесторами и собственниками финансовых активов — акций, облигаций, депозитов и т.п.. Тех, кто привлекает свободные финансовые ресурсы через выпуск и продажу инвесторам финансовых активов, называют эмитентами таких активов. Каждый финансовый актив есть активом инвестора — собственника актива и обязательством того, кто эмитировал данный актив.

Торговля финансовыми активами между участниками рынка происходит по посредничеству разнообразных финансовых институтов. Именно они обеспечивают непрерывное функционирование рынка, размещение среди инвесторов новых и оборот на рынке эмитированных прежде активов. Наличие на финансовом рынке большого количества финансовых посредников с широким спектром услуг оказывает содействие обострению конкуренции между ними, а итак, снижению цен на разные виды финансовых услуг. Чем более развитый и конкурентный финансовый рынок, тем меньшей вознаграждение финансовых посредников за предоставленные другим участникам рынка услуги. Финансовые посредники являются необходимыми участниками финансового рынка, которые обеспечивают инвесторам оперативное вложение средств в финансовые активы и изъятие средств из процесса инвестирования. Участникам рынка, которые требуют инвестиций, финансовые посредники помогают задействовать средства за соответствующую своей конкурентной позиции плату. Чем выше конкурентная позиция заемщика на рынке, тем ниже плата за пользование финансовыми ресурсами.

Роль финансового рынка заключается в том, что он:

  • — мобилизует временно свободный капитал из многообразных источников;
  • — эффективно распределяет аккумулированный свободный капитал между многочисленными конечными его потребителями;
  • — определяет наиболее эффективные направления использования капитала в инвестиционной сфере;
  • — формирует рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги, объективно отражающие складывающееся соотношение между предложением и спросом;
  • — осуществляет квалифицированное посредничество между продавцом и покупателем финансовых инструментов;
  • — формирует условия для минимизации финансового и коммерческого риска;
  • — ускоряет оборот капитала, т.е. способствует активизации экономических процессов.

Виды инфраструктурных организаций финансового рынка

К инфраструктурным организациям финансового рынка относятся организации, обеспечивающие:

  • торговлю финансовыми инструментами (биржи и внебиржевые электронные торговые площадки),
  • клиринг,
  • защиту от кредитного риска контрагента,
  • расчеты или учет платежей,
  • учет ценных бумаг,
  • учет внебиржевых договоров с финансовыми инструментами, производных финансовых инструментов, включая контракты на товары.

В российской нормативно-правовой среде к инфраструктурным организация финансового рынка отнесены центральный депозитарий, биржа, клиринговая организация, центральный контрагент, расчетный депозитарий, репозитарий.

Таблица. Инфраструктурные организации финансового рынка в России на 2017 год.

Инфраструктурная организация 2016 год 2017 год
Клиринговые организации 5 5
Биржи 9 8
Операторы товарных поставок 2 3
Репозитарии 1
Центральный депозитарий 1 1

Инфраструктурные организации финансового рынка могут различаться по организации, функциям и структуре, а также иметь различные организационно-правовые формы. Инфраструктурные организации могут быть коммерческими или некоммерческими. В зависимости от институциональных основ они могут по-разному лицензироваться, регулироваться и надзираться в рамках как одной, так и различных юрисдикций.

Экономическая роль инфраструктурных организаций финансового рынка

Инфраструктурные организации финансового рынка, обеспечивающие торговлю, клиринг, расчеты и учет финансовых активов/обязательств, способствуют развитию рынков, которые они обслуживают. Через них участники рынка проводят операции с валютой, ценными бумагами, производными финансовыми инструментами, а также товарами. Кроме того, инфраструктурные организации важны для осуществления денежно-кредитной политики центрального банка. Надежные инфраструктурные организации способствуют сохранению и укреплению финансовой стабильности, эффективному распределению финансовых ресурсов, экономическому росту и обеспечению глобальной конкурентоспособности национальных финансовых рынков. В отсутствие надежного и эффективного управления рисками, корпоративного управления и баланса интересов они могут порождать системные риски для финансового сектора, особенно в периоды рыночного стресса. Орган финансового регулирования обязан обеспечить эффективность, надежность и бесперебойность функционирования системно значимых инфраструктурных организаций финансового рынка.

Системно значимые инфраструктурные организации финансового рынка

В российской нормативно-правовой среде к системно значимым инфраструктурным организациям могут быть причислены центральный контрагент, центральный депозитарий и расчетный депозитарий, торговый репозитарий. Признание организации системно значимой осуществляется на основе информации, подтверждающей ее соответствие ряду критериев. Соответствие определяется Банком России и публикуется на ежеквартальной основе в открытом доступе.

Инфраструктурная организация может быть признана системно значимой в случае соответствия хотя бы одному из следующих трех критериев

  1. критерий уникальности: единолично осуществление определенных законодательством Российской Федерации функции (центральный депозитарий);
  2. критерий значимости для денежно-кредитной политики: обеспечение операции Банка России (центральный депозитарий и центральный контрагент);
  3. критерий значимости на финансовом рынке: удовлетворяет количественным абсолютному и относительному критериям значимости на финансовом рынке (количество сделок, совокупная рыночная или номинальная стоимость активов, учитываемых депозитарием, количество договоров, учитываемых репозитарием).

К системно значимым инфраструктурным организациям предъявляются более высокие требования к надежности и операционной непрерывности деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *