Международная торговля России

Россия в международной торговле.

Современное положение России в международной торговле явно диссонирует сложившимся направлениям и тенденциям участия в международном разделении труда подавляющего большинства стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производством, научным и кадровым потенциалов, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации. До 90% ее экспорта составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты, а доля в мировой торговле не превышает 15%.28

Высокие показатели российской экспортной квоты – 45% в 2000 г., в расчете по официальному обменному курсу Банка России, по сравнению с 7 –8% в советское время – прямой результат утраты почти половины потенциала экономики страны в 90-е годы, роста цен и обесцениванения рубля после августа 1998 г. В то же время эта квота не является показателем диверсифицированной экономики, а, скорее всего, свидетельствует об излишней зависимости от спроса внешнего рынка, коньюктура которого на эти товары в долгосрочном плане может резко меняться. Наибольшая экспортная зависимость имеется у добывающей промышленности и отраслей первичного передела: в производстве энергоресурсов – 46% по нефти, 33% по газу, а в металлургии, деревопереработке, базовой химии и производстве минеральных удобрений экспортная квота достигает 70 – 80%.29

В последние годы именно сырьевой экспорт благодаря высоким ценам на мировом рынке, особенно на нефть, стал локомотивом развития всего народного хозяйства и его дальнейшей топливно-сырьевой направленности. В 1996-2000 гг. экспорт увеличился более чем на 22%, обеспечив 6,5% прироста ВВП и решающий вклад в преодоление последствий кризиса 1998 г.

В кризисных условиях переходного периода России поступления от экспорта сыграли роль одного из немногих действенных инструментов стабилизации внутреннего финансового рынка, пополнения бюджета, поддержания курса рубля и накопления достаточно больших валютных резервов, столь необходимых для погашения высокого внешнего долга.

Внешняя торговля Российской Федерации за 1996 – 2000 гг.30

Показатель

Млрд дол.

%

Оборот – всего,

В том числе: дальнее зарубежье

Страны СНГ

Экспорт – всего,

В том числе: дальнее зарубежье

Страны СНГ

Импорт – всего,

В том числе: дальнее зарубежье

Страны СНГ

В 2003 г. товарооборот России впервые достиг отметки в 200 млрд. дол. С небывало крупным активом торгового баланса в 60 млрд. дол. В то же время в структуре этого оборота за последнее десятилетие каких-либо серьезных позитивных изменений не произошло. Главное место в экспорте с тенденцией к дальнейшему увеличению занимает продукция добывающих отраслей – 55% в 2002 г. против 45% в 1990 г., металлы (соответственно около 19 и 16%), продукция химической и лесоперерабатывающей промышленности (около 12 и 9%), машины, оборудование и средства транспорта (9,5 и 18%), продовольствие и сельхозсырье (2,6 и 2,1%).

Российские поставки наукоемкой продукции на мировой рынок составляют 8 – 8,5 млрд. дол., или 7 – 8% общего российского экспорта товаров и услуг. Однако главная часть этих поставок (6 – 7 млрд. дол.) приходится на так называемую режимную продукцию – вооружение, товары и услуги атомной и ракетно-космической промышленности.

В импорте за эти годы основной статьей продолжают оставаться машины, оборудование и средства транспорта (соответственно 36 и 44%), продовольствие и сельхозсырье (22,5 и 22,7%), продукция химической промышленности (17 и 9%), текстиль и обувь (5 и (%), а также некоторые металлы (6 и 5%).

Сохраняющаяся в последние годы относительно высокая прибыльность сырьевого экспорта и сложившаяся с учетом этого экономическая политика и интересы ведущих промышленно-финансовых групп дают мало надежд на масштабный перелив доходов в сектора обрабатывающей промышленности Российской Федерации. Более того. Крупные активы все еще продолжают уводиться за границу.

Как известно, топливно-сырьевая специализация бесперспективна, поскольку фактически означает проедание национального богатства, серьезно подрывает производственный и научно-технический потенциал развития нации и в конечном итоге ее международную конкурентоспособность. Изменение же экспортной ориентации возможно лишь при активном государственном вмешательстве, что представляется крайне непростым делом.

Улучшение международной специализации России было бы возможно по следующим основным направлениям. Во-первых, это серьезная диверсификация существующего экспорта за счет повышения степени обработки выпускаемой продукции, расширения номенклатуры основных товарных групп экспорта, более активного вовлечения во внеэкономическую деятельность новых регионов страны. Это, пожалуй, наименее затратный путь.

Другим путем является всемирное расширение отечественного высокотехнологичного экспорта, в том числе продукции электротехники, электроники, научного приборостроения, спецтехники и вооружения, товаров и услуг атомной и авиаракетной отраслей. Потенциальные возможности выхода на внешний рынок для этих отраслей предоставляется бурно развивающаяся в мире технологическая и производственная кооперация. Трудностями на этом пути сегодня выступают сравнительно низкое качество отечественной продукции, отсутствие выхода на потребительский рынок многих видов специальной техники и услуг, нарушение ранее сложившихся связей между наукой и производством, его в основном устаревшая технологическая база. Возможности для финансового обеспечения этих направлений имеются у России в виде рекордно высокого золотовалютного резерва (порядка 100 млрд. дол. В середине 2004г.) и достаточно крупных средств, накопленных в “стабилизационном фонде”, главным образом благодаря крайне благоприятной коньюктуре на мировом нефтяном рынке.

Кроме того, реальный путь успешного выхода наших предприятий на остро конкурентные мировые рынки в сфере наиболее динамичного сектора мировой экономики и международной торговли – обрабатывающей промышленности лежит через широкую кооперацию с передовыми компаниями промышленно развитых стран.31

Главной торгово-политической проблемой для России сегодня является нахождение приемлемых условий присоединения к ВТО, которое открывает пути к равноправному участию нашей страны в международной торговле. В ходе переговоров со стороны наиболее влиятельных членов этой организации, так называемых квадро, т. е. США, ЕС, Японии и Канады, к России предъявляются требования, которые не обязательны для вступающих стран. В их числе полная отмена импортных пошлин на широкую гамму товаров, отказ от регулирования внутренних цен (тарифов) на энергоносители и их повышение до уровня мировых, масштабная либерализация сектора услуг, ограничение государственной поддержки сельского хозяйства и субсидий для экспортеров аграрной продукции. Эти требования говорят о стремлении принять Россию на условиях, отличных от “стандартных”, т. е. на условиях, которые ВТО обычно применяет к странам, имеющим слабые конкурентные позиции.32

Следует учитывать, что степень либеризации российского импорта и так уже является довольно высокой. Так, среднеарифметический уровень пошлины в России в 2001 г. составил 11,8% против 7,8% в 1993 г. для ЕС этот показатель равен 3,9 и 3,7% соответственно, США – 4,0 и 5,6%.33 Вместе с тем известно, что более высокий уровень таможенной защиты по сравнению с российским уже имеют Индия, Китай, Вьетнам, Румыния, Болгария, Мексика, Бразилия и ряд других стран, относительно недавно ставших членами ВТО.

Суть дискуссии в нашей стране по вопросу участия в ВТО сводится к тому, что оно не должно быть самоцелью и не может быть достигнуто любой ценой. Главная выгода для страны, если она присоединится к ВТО, состоит в “добровольно-принудительном” формировании действительно рыночной, конкурентной среде, где все участники внешнеэкономической деятельности должны будут соблюдать установленные в мире правила игры. В результате постепенно, в течение заранее оговоренного переходного периода будет создана предсказуемая и надежная организационно-правовая основа для устойчивого и уверенного дальнейшего экономического роста России.

Участие России в международной торговле

К ХХ1 в. доля России в мировой торговле составляла около 1,7%. В последние годы наблюдается тенденция устойчивого роста внешнеторгового оборота: темпы роста экспорта превышают темпы увеличения мирового экспорта в целом. В настоящее время Россия по объему экспорта занимает 15 место в мире, уступая странам «большой семерки», государствам Бенилюкса, Китаю и НИС Азии.

Чем крупнее страна, тем большее значение для нее имеет внутренний рынок, и тем меньшее – внешний, мировой. Так, экспортная квота в начале 90-х гг. у Германии составляла 27%; у Японии – 10%; у США – 8%; у России – 22,2% (4 части в ближнее зарубежье, и 1 часть – в дальнее зарубежье).

Из России вывозится больше половины производимых в ней минеральных удобрений, треть добываемой нефти и газа, существенная часть нефтепродуктов, алмазов, драгоценных камней, черных и цветных металлов, химических удобрений и деловой древесины, а также производимого оружия, легковых автомобилей и других потребительских товаров длительного пользования. Ввозит Россия машины и оборудование, продовольствие, сельскохозяйственнеу сырье, лекарственные средства, промышленные товары массового потребительского спроса, электронно-бытовую технику, многочисленные продукты химической промышленности и др.

В товарной структуре российского экспорта сохраняется сырьевая направленность с преобладанием в ней энергоносителей. Невелика доля машин и оборудования.

Товарная структура российского импорта представлена группой товаров: машины, оборудование и транспортные средства (около 30% объема импорта). Но и здесь наметились изменения: на смену машинотехнической продукции для целей перевооружения ряда отраслей промышленности пришел импорт потребительских товаров (легковые автомобили, бытовая электроника). Высока доля сельскохояйственного импорта (продовольствие, сырье).

В отличие от товарной структуры географическая структура внешней торговли к ХХ1 в. претерпела существенные изменения: резко сократилась доля товарооборота с бывшими социалистическими странами, но увеличилась доля товарооборота с развитыми странами (~80% всего товарооборота). Такие изменения носят негативный характер, так как торговля с этими странами идет в основном природными ресурсами и продуктами их первичной переработки, а не готовой продукцией. Среди внешнеторговых партнеров дальнего зарубежья ведущее место занимают Германия, США, Италия, Нидерланды, Китай, Великобритания, Финляндия.

Внешняя торговля с развивающимися странами носит нестабильный характер, так как они покупают в России машины, оборудование и другую готовую продукцию большей частью в кредит, что требует от нее значительных финансовых ресурсов.

После распада СССР во внешней торговле России появилась новая группа стран – бывшие республики Советского Союза, 12 из которых в декабре 1991 г. образовали СНГ. Для либерализации свободной торговли в 1995 г. был создан Таможенный союз, в который вошли: Россия, Белоруссия, Таджикистан, Киргизия, Казахстан. Однако объем товарооборота со странами, бывшими членами СССР, сократился почти в 3 раза (~18%). Наиболее активные партнеры: Белоруссия, Украина, Казахстан.

Заметное место занимает Россия и в международном движении капитала. Однако капитал ввозится в Россию преимущественно в ссудной форме и расходуется на критический импорт, а вывозится — преимущественно на банковские счета, что для национальной экономики дает малую отдачу от него.

На внешнеторговые позиции России оказывают влияние дестабилизирующие факторы: нестабильная добыча энергоносителей, снижение производства готовой промышленной продукции из-за ее неконкурентоспособности, нарушение связей между предприятиями и регионами бывших стран-членов СЭВ и СССР, а также между предприятиями внутри страны.

Вместе с тем за последнее десятилетие произошли и позитивные изменения: возросло значение экспорта как источника валютных поступлений, сокращается объем импорта, наметились крупные географические сдвиги.

Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Урок истории России в 6 классе Русь в международной торговле

Слайд 1

Русь в международной торговле Тема :

Слайд 2

Внутренняя торговля В городском населении Руси значительную долю составляли мелкие торговцы и ремесленники. Ремесло в Древней Руси получило значительное развитие, благодаря чему рос внутренний рынок, а торговля выходила на новый уровень. Продукция ремесленников находила сбыт не только внутри страны, но и за её пределами. Рынки, именуемые также «торгами», были развиты не только в городах, но и в каждом относительно крупном населённом пункте. Сюда собирались крестьяне из окрестных мест и обменивали продукты своего труда на железные или медные орудия, утварь и т. д., как правило продукты питания жители деревень меняли на изделия посадских ремесленников. При этом многие из ремесленников имели на рынках постоянные лавки На городских рынках особое место занимали кузнечные изделия

Слайд 3

Для мелких взвешиваний при торговле применялись миниатюрные весы. А для взвешивания тяжелых грузов (7—8 пудов) служили большие весы — безмены, известные по находкам в Старой Рязани, Новгороде и других городах . Между тем городские рынки также были тесно связаны с политической жизнью и управлением. Именно на рыночных площадях делались все официальные объявления Картина С. В. Иванова » Торг в стране восточных славян»

Слайд 4

Денежная система Становление денежного обращения на славянских землях Восточной Европы происходит на рубеже VIII — IX веков , когда началась активная торговля Северной и Восточной Европы со странами Халифата . Восточноевропейские страны, лишённые крупных рудных запасов монетного металла, активно импортировали серебро . В первой трети IX века в Древней Руси получили распространение монеты, которые чеканили в африканских центрах Халифата и которые попадали на Русь кавказским и среднеазиатским торговыми путями. С 830-х годов распространение получают дирхемы азиатской чеканки Во второй половине X века появились две территориальные русские системы, определившиеся на фоне разного тяготения северного и южного регионов к международным рынкам. Главным средством обращения Южной Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и т. д.) стали вырезки из дирхемов весом 1,63 грамма, составляющие 1/200 византийской литры. Аналогичные вырезки использовались на землях Северной Руси, однако их вес был 1,04 грамма или 1/200 серебряной гривны. Важным памятником этой системы являются сферические весовые гирьки, употреблявшиеся в северных областях Руси для взвешивания серебряных монет. После угасания притока восточных монет на Русь из-за ослабления Халифата их заменили товаро -деньги. На рубеже X—XI веков во времена Владимира Красное Солнышко и Святополка была предпринята попытка чеканки собственных монет. Однако вскоре она была прекращена из-за отсутствия сырьевой базы В северных областях на замену дирхемам пришли западноевропейские денарии германской, английской и скандинавской чеканки. Они имели хождение до начала XII века Северная древнерусская гривна из селища в районе Копорья

Слайд 5

Внешняя торговля Картина Рериха «Заморские гости»

Слайд 6

Внешняя торговля была тесно связана с системой данничества , получившей особое развитие на Руси в IX — X веках . Дань взималась деньгами (бель и щеляги — серебряные монеты или гривны — серебряные слитки), а также мехами пушных зверей. Часть её также составляли скот, продукты питания и т. д. Каждый год после сбора дани, который именовался полюдьем , значительная её часть продавалась на внешнем рынке, преимущественно в Византии . При этом в торговлю оказался вовлечённым военный элемент, так как княжеские дружинники сопровождали купеческие караваны, охраняя их от атак кочевников — венгров , печенегов и др. В X веке благодаря ряду военных конфликтов киевские князья создали благоприятные условия для торговли на Чёрном море , в Византии, Хазарском каганате и Волжской Булгарии . В этот период в древнерусской торговле значительную роль играли дружины варягов -викингов, которые в VIII веке проложили торговый путь из Балтийского в Чёрное и Каспийское моря. Он пролегал через Русь и играл крайне важную роль. За один поход варяги могли принять участие в грабительском набеге, торговать или поступить на службу в качестве наёмников. Дружины варягов на Руси получили наименование гостей, впоследствии термин гость стал обозначать заграничного купца. В X веке русские сами организовали торговлю по этому пути, продолжая извлекать прибыль из транзитной торговли.

Слайд 7

Кроме вывоза дани, на Руси значительную роль играла и транзитная торговля. Через населенные восточными славянами земли пролегали торговые пути из Европы в Хорезм и арабский мир, с берегов Балтийского моря в Византию. После того как норманны взяли под контроль торговые пути в Средиземном море, связывающие Южную Европу с византийскими рынками, а венгры нарушили прямое сухопутное сообщение между Центральной Европой и Византийской империей, выросло значение пути «из варяг в греки», который позволил купцам путешествовать из Северной Европы в Черное море. Благодаря этому пути Днепр вскоре превратился в основную артерию русской торговли. Поэтому Чёрное море стало играть более важную роль, нежели Каспийское , однако и последнее привлекало внимание русских купцов. В конце XI века дорогу на Каспий перекрыли половцы , которые, впрочем, во время перемирий были посредниками в торговле между Русью и Востоком. Также сходную роль играла Волжская Булгария

Слайд 8

Внешняя торговля древнерусских княжеств была тесно связана с тремя торговыми путями: путь «из варяг в греки» , начинавшийся из Варяжского моря , по озеру Нево , по рекам Волхов и Днепр выходивший в Чёрное море , Балканскую Болгарию и Византию ; Волжский торговый путь , шедший от города Ладога на Каспий и далее в Хорезм и Среднюю Азию , Персию и Закавказье ; сухопутный путь из Центральной Европы в Киев .

Слайд 9

Предметы торга Рабы (и в особенности более высоко ценившиеся рабыни). Их славяне захватывали в набегах на соседей либо во время междоусобных войн. Традиции работорговли у славян, появившиеся в VI веке , сохранились и в эпоху Древней Руси. Торговля людьми сохранялась вплоть до монгольского нашествия на Русь, хотя и несколько уменьшилась в масштабах к тому времени. Свидетельства об этом сохранились в русских, греческих, арабских, германских, персидских, армянских и еврейских хрониках и летописях. Русские купцы продавали рабов в Константинополе, Преславе -на Дунае , Булгаре , Итиле , Керчи , Праге , Дербенте , Багдаде , Александрии и т. д . Меха. Б. А. Рыбаков отмечал, что хотя древнерусское хозяйство не было охотничьим, требования князей выплачивать дань пушниной заметно стимулировали добычу мехов. В тех районах Руси, где не было ценных видов пушных зверей, снаряжались экспедиции за мехами. Особенно активно торговали мехами новгородские купцы, добывавшие их в том числе в районах Белого моря и Приуралья

Слайд 10

Воск и мёд . Потребности освещения делали воск очень ценным товаром. Воск продавали кругами и бочками. Взвешивали не менее чем пудами . Сохранилась и специальная русская мера «пуд вощаной», эталоны которой хранились в палатах в Новгороде и Смоленске ] . Льняные ткани. Предположительно, изделия из льна были частью дани, выплачиваемой крестьянами князьям. Купцы торговали ими в Византии, Хорезме и странах Европы. В Италии среди сортов ткани выделялась «русская ткань » (возможно, впрочем, что такое название носила ткань, попадавшая в Италию через Русь транзитом из Византии и с Востока). Ювелирные изделия. Предметы работы древнерусских ювелиров очень ценились в Центральной Европе и Восточной Европе. Археологи находят их в Польше , Чехии , Германии и прибалтийских странах. Из Руси они вывозились в основном по двум путям — через Краков в Польшу и Чехию, и через Балтику в приморские славянские города и Германию

Слайд 11

Ткани , в том числе шелковые. Цветистые шелковые ткани на Руси именовались паволоками . Особенно важную роль ткани играли в торговле с Византией. Византийские чиновники пытались ограничить вывоз тканей из Византии русскими купцами, один купец мог везти на Русь тканей на общую сумму не более чем в 50 златников . Однако византийцам не удалось удержать монополию, ткани в значительных количествах вывозились на Русь, а оттуда попадали и в страны Центральной и Западной Европы. Попадали на Русь ткани и с мусульманского Востока. В XI—XII вв. на Руси появились ткани фламандского и фризского производства. Мечи. Несмотря на то, что древнерусские кузнецы самостоятельно ковали мечи высокого качества, на Руси пользовались популярностью западноевропейские клинки. Их привозили купцы и варяжские дружины. Часть мечей импортировалась в виде простых клинков, а рукояти к ним устанавливали уже русские мастера

Слайд 12

Цветные металлы. Серебро поступало из арабского мира до XI века, затем — из европейских стран. Олово и свинец поступали в основном через Новгород. При этом спрос на свинец был достаточно велик, им покрывали крыши зданий. Особенное место в импорте занимал ввоз меди. При этом не сохранилось точных данных о путях её ввоза. Приправы и пряности. Их использовали при приготовлении пищи, что сделало приправы одной из важных статей международной торговли. Пошлина за торговлю ими зачастую взималась натурой. Например, в Великом Новгороде пошлину с транзитных грузов брали перцем. Также предметами как внешней, так и внутренней торговли были: зерно, вина, иконы, ювелирные украшения, фрукты, изделия из стекла, клыки моржей, драгоценные камни, дамасская сталь, лошади, пенька, канаты, холстина, хмель, сало, говяжий жир, овчины и шкуры, соль, пиво и т. д .

Слайд 13

Купцы Изучение древнерусского купечества исследователями ведётся как по данным письменных источников (летописей, грамот т. д.), так и по материалам археологических раскопок. Было найдено множество захоронений купцов X — XI веков . В этот период в роли купца выступал воин-дружинник, хорошо одетый и вооружённый. Помимо оружия неотъемлемой принадлежностью древнерусского купца были миниатюрные весы, а также конь либо ладья . Товары перевозились в ладьях, на конях либо их могли нести рабы. Также иногда использовались телеги. Для периода X—XI веков характерно передвижения купцов караванами, иначе говоря — дружинными отрядами. Русские купцы-дружинники подобно варягам за один поход могли как торговать, так и совершить военный набег

Слайд 14

Домашнее задание Параграф 1-5, даты, записи в тетради

Оживленные торговые пути международного значения

Славянские земли располагались очень удачно — как раз на удобных торговых путях, связывавших Скандинавию со Средиземноморьем, а Европу — с арабскими странами. Каждый хотя бы раз слышал такие термины, как «путь из варяг в греки» и «великий волжский путь». Под первым понимается маршрут, пролегавший от Византии к Балтике, под вторым — маршрут от Скандинавии к арабским государствам.

Какие выгоды это несло славянам?

  • Первые славянские города возникли как раз вдоль торговых путей — например, среди них Новгород, Киев, Смоленск, Чернигов. Славяне обеспечивали безопасность купцов на пути следования и брали с них за это дань.
  • Славяне не только обогащались за счет дани с купцов, но и сами вели активную торговлю. Они закупали у византийских, северных и восточных торговцев шелковые ткани, драгоценную утварь, южные фрукты и вина, оружие и хороших скакунов. В свою очередь, заграничные купцы могли приобрести на Руси зерно и меха, а также воск и мед.
  • Наряду с торговлей осуществлялся непрерывный культурный контакт. Благодаря купцам из далеких стран славяне узнавали новые технологии, расширяли свои представления о мире, знакомились с особенностями зарубежного кузнечного, ювелирного, портняжного дела.

Разумеется, и для зарубежных стран русские торговые пути имели огромное значение. С IX по XII века они были самыми удобными, короткими и безопасными — Русь объединяла собой Запад и Восток, поддерживала благосостояние и экономику обеих цивилизаций.

Вплоть до XII века торговые пути через Русь были основными для развитых стран на обоих концах континента. Ситуация изменилась только в начале 1200-х годов, когда Русь подверглась монгольскому завоеванию и очень надолго «выпала» из активной международной экономики. Приблизительно в этот же период закончила свое существование Византийская империя, а страны Европы получили другие выходы к Скандинавии и арабским странам.

Россия на международном рынке услуг

Большинство отечественных и зарубежных исследователей сходятся во мнении, что структура российской экономики пока далека от постиндустриальной. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составляет 59% среднего уровня ОЭСР, и страна занимает 34-е место среди стран – участниц международных сопоставлений ВВП. Удельный вес занятых в сфере услуг составляет 62%, доля третичного сектора в экономике России – около 60%. По этим показателям страну можно отнести к категории среднеразвитых. В структуре реального сектора экономики преобладают отрасли, связанные больше с индустриальной стадией развития: добывающая, металлургия и металлообработка, тяжелое и транспортное машиностроение, химическая промышленности. На мировом рынке услуг позиции России еще слабее, чем на рынке товаров. На ее долю здесь приходится менее 1,2% мирового экспорта и 1,9% мирового импорта (доля России в мировом товарном экспорте и импорте около 2,5%). Баланс торговли услугами в отличие от баланса обмена товарами характеризуется дефицитом.

В российской практике услуга рассматривается как результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги, при этом момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления этих услуг потребителям. Такое определение было выработано еще в 1993 г. для Системы национальных счетов и используется Центральным банком РФ для целей анализа и статистики .

Под международной торговлей услугами понимается совершение операций между резидентами и нерезидентами страны, как это было сформулировано в Федеральном законе от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с послед. изм. и доп.).

В международном обмене услугами основными для России формами, в отличие от большинства развитых стран, являются в отношении экспорта – трансграничная торговля, а в отношении импорта – потребление услуг физическими лицами за рубежом. Что касается иностранных компаний на территории России, поставляющих услуги через коммерческое присутствие, то она не велика. Объемы продаж услуг через коммерческое присутствие зарубежных компаний в России также не значительны, что определяется слабым участием иностранного капитала в развитии национальной экономики в целом. Также не развит сбыт услуг за рубежом через коммерческое присутствие российских юридических и физических лиц. Таким образом, как по структуре поставок, так и по их способам торговля услугами России не отражает те прогрессивные сдвиги, которые происходят на глобальном уровне.

Динамика развития торговли услугами в России отличается от общемировых тенденций. Если в мире темпы роста торговли услугами опережают темпы торговли товарами, то в российской действительности ситуация обратная. За период с 1995 по 2012 г. стоимость экспорта товаров выросла в 6,2 раза, экспорта услуг – в 5,8 раза. Отношение экспорта услуг к экспорту товаров в 1995 г. составляло 12,7%, в 2012 г. – 10,3%. В отличие от торговли товарами торговля услугами складывается с отрицательным сальдо. В 2012 г. оно составило 46,5 млрд долл, (в 2011 г. – 35,9 млрд долл.). При этом наиболее значительным оно было по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, финансовых, страховых, большинства деловых услуг.

Российская официальная статистика ведется по следующими видам услуг: транспортные, поездки и прочие, в которые включены услуги связи, строительные, страховые, финансовые, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные, прочие деловые, услуги в сфере культуры и отдыха и государственные услуги.

В структуре российского экспорта и импорта услуг наибольший удельный вес имеют транспортные услуги и поездки, однако доля их имеет тенденцию к снижению. В 1995 г. доля транспортных услуг в общем объеме экспорта услуг составляла 35%, поездок – 40,6%; в 2005 г. – 36 и 23%; в 2012 г. – 31 и 17%. Что касается импорта, то в 1995 г. доля транспортных услуг составила 16%, доля поездок – 57%; через 10 лет, в 2005 г. эта доля составила по транспортным услугам 13%, по поездкам – 44%; в 2012 г. – 15 и 39,3% соответственно. Быстро растет торговля прочими услугами. Если общая торговля услугами выросла за период с 2000 по 2012 г. по экспорту в 6,7 раза, а по импорту – в 6,5 раза, то торговля прочими деловыми услугами увеличилась за этот период в 13 раз по экспорту и в 9,8 раз по импорту (табл. 14.10).

В географической структуре российской торговли услугами, как и в торговле товарами, преобладают страны дальнего зарубежья, однако участие этого сегмента более ощутимо: на него приходится более 80% экспорта и 90% импорта. При этом наибольшая доля принадлежит Европейскому союзу. Около 10% приходится на страны Северной Америки, 8% – на Азию (табл. 14.11). В разбивке по странам наибольшие объемы в 2012 г. приходится на пять основных (млрд долл.): Великобритания (экспорт – 5,3, импорт – 6,0), США (4,1 и 6,1), Германия (3,8 и 7,1), Кипр (3,0 и 4,9) и Нидерланды (1,5 и 3,3). Экспорт в Китай составил 1,5 млрд долл., импорт из этой страны – 2,1 млрд долл. Со всеми этими странами сальдо торговли услугами отрицательное .

Что касается стран СНГ, то, как очевидно, объемы торговли с ними невелики. Наиболее значительными партнерами России выступают (млрд долл.): Украина (экспорт – 2,3 и импорт – 4,3), Казахстан (1,9 и 1,0), Узбекистан (1,3 и 0,4), Беларусь (0,8 и 0,4). Практически со всеми странами СНГ (кроме Беларуси) торговля услугами складывается для России с положительным сальдо .

Таблица 14.10. Динамика внешней торговли России услугами, млн долл.

1995 г.

2000 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Балансуслуг

13 775

24 289

-19 836

-28 702

-35 947

-46 487

Экспорт услуг

10 567

24 970

51 178

41 594

44 981

54 025

62 340

Транспортные

15 024

12 369

16 992

19 161

Поездки

11 842

10 759

Прочие

24 312

19 858

21 239

25 635

33 420

Импорт услуг

20 205

16 230

38 745

75 468

61 429

73 682

89 972

108 827

Транспортные

12 960

12 058

15 303

16 443

Поездки

23 778

20 905

26 587

32 466

42 798

Прочие

16 294

38 730

31 416

35 038

42 203

49 586

Источник: URL: cbr.ru/statistics/7Prtid=svs&ch=Par_27472#CheckedItem

Таблица 14.11. Географическое распределение торговли России

2005 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011г.

2012 г.

Экспорт

Всего

51 178

41 593

44 980

54 024

62 339

СНГ

4381,4

10 682,3

7687,0

8110,9

6141,8

10 052,9

ЕврАзЭС

1254,0

4995,3

2861,9

3113,4

3610,3

3769,0

Страны

дальнего

зарубежья

20 588,8

40 495,0

33 906,3

36 869,7

43 798,0

52 287,1

ЕС

9943,8

20 650,3

16 004,8

17 212,6

20 885,9

23 850,2

АТЭС

4194,9

6923,8

6557,4

17 212,6

7820,3

8082,4

ОЭСР

13 426,8

25 552,0

21 226,0

22 988,1

27933,2

32 649,6

Импорт

Всего

38 745

75 468

61 429

73 682

89 972

108 826

СНГ

4859,6

7486,4

6244,5

7781,6

8831,4

10 323,3

ЕврАзЭС

1220,9

2642,7

1826,6

2146,4

2253,4

3271,5

Страны дальнего зарубежья

33 885,4

67 981,8

55 184,9

65 900,7

81 141,0

98 503,1

ЕС

16 487,0

31 682,9

26 547,3

31 412,4

40 543,9

46 757,7

АТЭС

4937,7

7900,6

6791,9

8409,8

11 121,6

13 387,7

ОЭСР

24 965,5

40 953,5

33 924,6

39 742,9

50 403,2

60 488,7

Источник: URL: cbr.ru/statistics/7Prtid=svs8tch = Par_27472#Checkeditem

Транспортные услуги хотя и остаются главным источником поступлений в сфере услуг, но по своей динамике отстают от потребностей развития и модернизации национальной экономики. В структуре экспорта этого вида услуг наибольший удельный вес приходится на грузовые перевозки – 38%, доля вспомогательных операций – 32%, пассажирских перевозок – 30%. В экспорте услуг грузовых перевозок на долю воздушного транспорта приходится 30% всей стоимости, трубопроводного транспорта – 29, железнодорожного – 20, водного –15, автодорожного – 5, космического – 1% .

Основной объем транспортных услуг реализуется в странах дальнего зарубежья: 75% грузовых перевозок, 88% пассажирских и 94% – вспомогательных. Наиболее значительными потребителями российских транспортных услуг выступают Швейцария, Германия, Кипр, в том числе услуг воздушного транспорта – Германия, Китай, Великобритания, водного транспорта – Кипр, Швейцария, Виргинские острова. Список стран явно свидетельствует о большом удельном весе различного рода агентских услуг.

Недостаточно высокий уровень развития транспортных услуг связан в первую очередь с общей отсталостью соответствующей инфраструктуры в России. По официальным данным Министерства транспорта РФ, износ основных фондов организаций транспорта составляет 50–60%. Около 95% самоходных речных судов эксплуатируются более 20 лет и свыше 40% – более 40 лет. 30% автобусов и 40% грузовых автомобилей имеют срок эксплуатации свыше 13 лет. В парке воздушных судов 27,6% имеет срок службы более 30 лет и не соответствует международным стандартам по шумам и эмиссии вредных веществ двигателей. Что касается дорожной инфраструктуры, то протяженность проблемных железных дорог в 2011 г. составила 7,6 тыс. км, только 8% автомобильных дорог имеют многополосную проезжую часть, 39% соответствуют международным нормативным требованиям .

Вместе с тем новые магистрали, например Транссибирская или автомобильные шоссе от Тихого океана до европейской границы, могли бы стать крупнейшими мировыми транспортными коридорами. Мог бы также использоваться транзитный водный путь, связывающий Балтийское, Черное и Каспийское моря, а также Северный Морской путь. Однако данный транзитный потенциал Россией задействован лишь на 5–6%.

В силу сохраняющегося до сих пор советского наследия Россия продолжает занимать лидирующие позиции на рынке космических услуг. По количеству коммерческих запусков ракет-носителей для вывода на орбиту различного рода спутников по международным контрактам Россия в отдельные годы опережает все страны. В 2007–2011 гг. Россия вывела на орбиту 56 спутников, ЕС – 26, США – 17, в рамках международной кооперации – 13, Китай – 3, Индия – 1. Накопленный за долгие годы существования космической отрасли опыт запусков и относительная дешевизна предлагаемых услуг выступают здесь главными конкурентными преимуществами. Доходы от коммерческих запусков составили (в млн долл.): в 2009 г. – 742, 2010 г. – 826, 2011 г. – 707, всего за последние 5 лет – 3,3 млрд долл, (у Международной корпорации и США – по 1,0 млрд долл., у Китая – 260 млн долл.) .

На международном рынке туризма Россия, несмотря на свой значительный потенциал, также занимает скромное место: 1,3% – по экспорту и 2,0% по импорту. Для этого сектора характерно увеличивающееся год от года отрицательное сальдо (в 2012 г. – 2,3 млрд долл.). В структуре экспорта услуг преобладают деловые поездки (60%), в структуре импорта – личные (свыше 90%).

В экспорте туристических услуг на страны дальнего зарубежья приходится 82%. Основными покупателями в 2010 г. были Великобритания (11%), США (10%), Германия (8%), Кипр (6%), Швейцария (5%). В импорте доля стран дальнего зарубежья еще выше – 89%. Лидерами являются Турция, Германия, Великобритания (их доля по 7%), США (6%), Кипр (5%). Среди стран СНГ наиболее крупными партнерами по экспорту России являются Украина, Казахстан, Узбекистан, импортерами – Украина, Беларусь, Казахстан.

Основными препятствиями на пути развития этого сектора также выступают неразвитость инфраструктуры (в частности, нехватка и высокая стоимость гостиничных номеров, дефицит комфортабельного и оборудованного транспорта) и слабое регулирование этого сектора. По оценке Всемирного экономического форума (ВЭФ), в 2011 г. по индексу конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий Россия заняла 59-е место из 139 .

Значение прочих коммерческих услуг, как было отмечено выше, в последние годы увеличивается. С 2005 г. эта группа занимает первое место в экспорте услуг и с 2008 г. – в импорте. Можно отметить быстрый рост экспорта таких характерных д ля постиндустриальной экономики секторов, как телекоммуникации, информационные, консалтинговые, финансовые, инжиниринговые и другие услуги, которые формируют новые условия для развития предпринимательства в целом, в том числе в сфере услуг. Россия занимает 10-е место в мире по экспорту прочих услуг.

Динамично развивающейся сферой являются телекоммуникационные и компьютерные услуги (табл. 14.12). В 2012 г. их экспорт составил 3,4 млрд долл., импорт – 4,4 млрд долл. В 2011 г. предприятиями всех видов связи было оказано услуг на сумму 1349 млн долл. В структуре услуг связи 44,4% приходится на мобильную связь, 6,7% – на междугороднюю и международную телефонную связь, 11% на местную телефонную связь, 8% составляют почтовые услуги и спецсвязь. При этом мобильная связь развивается опережающими темпами. Общее число мобильных телефонов по итогам 2012 г. составило 225,8 млн. Количество мобильных телефонов на 100 жителей составило около 160 ед. В 2012 г. было продано 42 млн мобильных телефонов, 31% из них пришелся на сматфоны, по стоимости их доля в продажах составила 75% . Вместе с тем в последние годы наблюдается тенденция увеличения дефицита баланса по этому виду услуг. В 2012 г. импорт телекоммуникационных услуг превысил экспорт на 1675 млн долл, (в 2011 г. – на 1235 млн долл.), в то время как в 2007 г. сальдо было практически нулевым. Основными странами – потребителями российских услуг по данным за 2010 г. являлись: Великобритания (13%), США (9%), Германия (8%), Италия (5%).

Общее число компьютеров в стране составило 74 млн, из них 78% подключено к Интернету . Количество интернет-пользователей возросло с 15,2 абонентов на 100 жителей в 2005 г. до 43 – в 2010 г. В 2012 г. в России было 60 млн пользователей, к 2014 г. оно должно было составить 80 млн человек. В 2014 г. постоянный доступ к Интернету получит 71% взрослого населения России. Среди причин стремительной «интернетизации» России эксперты называют высокий уровень образования, унаследованный со времен СССР: 39% россиян в возрасте 25–39 лет имеют университетский диплом, сравнительно низкую безработицу на уровне 6% и улучшение демографической ситуации в последние годы. На каждую тысячу работающих приходится 3,2 специалиста с техническим дипломом инженера, строителя или производственника, в то время как в США эта профессиональная группа составляет лишь 0,7 на тысячу человек .

Таблица 14.12. Внешняя торговля России услугами в 2012 г. (по методике платежного баланса), млн долл.

Услуги

Экспорт

Импорт

всего

дальнее

зарубежье

СНГ

всего

дальнее

зарубежье

СНГ

Услуги, всего

62 340

52 287

10 053

108 827

98 503

10 323

Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам

Услуги по техническому обслуживанию и ремонту товаров

Транспортные услуги

19 161

16 214

16 443

Поездки

10 759

42 798

39 095

Прочие деловые услуги

16 408

15 284

20 120

18 607

Строительные услуги

Страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов

Финансовые услуги

Плата за пользование интеллектуальной собственностью

Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги

Прочие деловые услуги, в том числе

16 408

15 284

18 607

Профессиональные и консультационные услуги в области управления

Консультационные услуги и услуги по связям с общественностью

зон

Технические, торгово-посреднические и прочие деловые услуги

14 328

13 018

Услуги частным лицам, услуги в сфере культуры и отдыха, в том числе

Аудиовизуальные и связанные с ними услуги

Государственные товары и услуги, не отнесенные к другим категориям

Источник: URL: cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/trade-ex-b_2012.htm&pid=svs&sid = ITM_4676

Электронная торговля в России еще не получила должного развития. Ее доля в общем объеме розничного товарооборота составила лишь 1,6%, что в несколько раз ниже показателей развитых стран. Однако это направление развивается высокими темпами. В 2011 г. объем рынка электронной торговли увеличился на 33% – с 240 млрд до 320 млрд руб. По оценкам, на электронную покупку авиа- и железнодорожных билетов пришлось 18% рынка электронной торговли, на втором месте портативная электроника – 11%, на третьем – крупная бытовая техника (10%).

Вместе с тем темпы роста телекоммуникационных и информационных услуг не так высоки, как в быстро развивающихся странах. Можно согласиться с мнением О. Бирюковой: «Россия на мировом рынке услуг выступает скорее как экспортер “технологического сырья” (результатов научных исследований и разработок, недовведенных до промышленного внедрения) и импортер готовых научных и технологических решений» .

В последние годы все больший вес приобретает операционный лизинг, к которому относятся операции, связанные с арендой машин и оборудования, зданий и сооружений. Для этой сферы также характерно отрицательное сальдо баланса. Основными контрагентами по экспорту этого вида услуг выступают резиденты Кипра, США, Нидерландов, Великобритании, Германии, Норвегии, т.е. скорее всего выходцы из России. В операциях со странами СНГ преобладает аренда железнодорожных вагонов и оборудования. Основной объем приходится на Казахстан, Украину, Белоруссию. В импорте услуг операционного лизинга преобладали операции по аренде машин и оборудования, их удельный вес превысил 70%. В основном речь идет об аренде воздушных и морских судов.

Быстрыми темпами растет экспорт деловых, профессиональных и технических услуг. В его структуре доминируют услуги в области архитектуры, инженерные услуги, реклама, маркетинг, консалтинговые услуги. Импорт услуг этой категории также опережает экспорт. Здесь, по оценкам экспертов Банка России, велика роль аутсорсинга при предоставлении нерезидентами такого рода услуг, как сейсморазведочные работы, верификация исследований, разработка проектно-сметной документации при строительстве жилых и производственных комплексов. Более половины совокупного импорта приходится на США, Германию, Украину, Нидерланды, Францию, Италию.

Невысокие показатели в сфере экспорта и импорта услуг в России определяются прежде всего слабым развитием этого сектора в экономике страны в целом, которое, в свою очередь, сдерживается неразвитостью или даже отсутствием инфраструктуры, низким качеством и неконкурентоспособностью сектора услуг, недостаточно надежным регулированием.

  • Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2010 г.: стат. сб. ЦБ, 2011. URL: cbr.ru/statistics/default.aspx7Prtid=svs&ch=ITM_32486 #CheckedItem
  • URL: cbr.ru/statistics
  • Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2010 г.
  • Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2010 г.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортных услуг». С. 14. URL: mintrans.ru/documents/detail.php? ELEMENTJD=19443
  • Хуцишвили К., Торгашев А. Слишком конкурентный космос. Русский Репортер. 2012. № 32 (161). С. 51.
  • The Travel & Truism Competitiveness Report 2011, World Economic Forum, Geneva, Switzerland, 2011. P. 8. URL: weforum.org/reports/travel-tourism-competitiveness-report-2011
  • URL: ibusiness.ru/blogs/25769
  • Мониторинг экономического развития Российской Федерации в 2011 г. URL: econome.gov.ru
  • URL: kommersant.ru/news/1992094
  • Бирюкова О. Пути использования инструментов торговой политики для обеспечения экономических интересов российского бизнеса в международной торговле услугами: автореф…. канд. экон. наук. 2012. С. 22.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *