Утеря товара перевозчиком

Законы, регулирующие перевозки

В первую очередь грузоотправителю нужно понимать, что делать, и ознакомиться с законодательной базой, если транспортная компания разбила груз. Что регулирует порядок всех участников процесса доставки, а также их прав и ответственности:

Официальное название закона Номер и дата выпуска Что содержится в нормативах
О транспортной экспедиционной деятельности Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ Регулирует соглашение с экспедитором, порядок доставки, сумма, условия возмещения потерь
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ Определяет условия перевозки грузов, пассажиров в условиях города и за пределами; документооборот при перевозках
Об утверждении порядка оформления форм экспедиторских документов Приказ Минтранса РФ N 23 от 11.02.2008 Утвержден способ документального оформления доставки, в зависимости от вида товара
Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 Определяет нормы перевозки всех видов, в том числе опасных грузов; порядок упаковки; максимально допустимый вес; ответственность сторон
Перевозка, глава 40 Гражданский кодекс Российской Федерации Установлены общие положения перевозки (сроки претензии); риски; договорная база; ответственность
О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 Определяет величину оплаты за амортизацию дорог, покрытий, эстакад, прочего дорожного полотна

Порядок действий при перевозке товара

Один из важнейших этапов перевозки – передача груза получателю. От того, как передавался товар, обычно зависит общее впечатление заказчика от перевозки. Бывает, что в процессе передачи возникают спорные ситуации, конфликты, разбираться в которых нужно логисту.

Чтобы снизить риск возникновения форс-мажорных ситуаций при передаче товара, нужно обязательно предупредить грузополучателя о прибытии машины, предполагаемом времени выгрузки, характеристиках, составе груза. Это, как правило, делает грузоотправитель, но и перевозчику не помешает подстраховаться и сообщить о своем приезде – таким образом, у приемщика будет возможность подготовить подъездные пути для транспортного средства, необходимую технику для разгрузочных работ.

Товар передается строго лицу, указанному в качестве получателя в товарно-сопроводительных документах. Если грузополучателем выступает организация, то у ее представителя, принимающего товар, должна быть доверенность или круглая печать.

Грузополучатель обязан обеспечить выгрузку товара из кузова автомобиля, принять его по количеству грузовых мест, осмотреть на предмет наличия повреждений упаковки. Исключение составляют случаи, когда товар приходит в опломбированном контейнере – целостность пломбы является гарантией сохранности товара.

При обнаружении видимых повреждений и даже при подозрении на них упаковка вскрывается, и груз принимается поштучно. Грузополучатель имеет право не принимать бракованный товар, сделав при этом соответствующие отметки в накладных.

Заключительный этап передачи груза – подписание документов. Грузополучатель подтверждает факт приема товара, проставляя печать в товарных и товарно-транспортных накладных. Один экземпляр документов остается у него, второй — у перевозчика, а третий каким-либо образом возвращается грузоотправителю. Только получив на руки подписанные документы, водитель может считать перевозку выполненной.

Бывает так, что получатель по каким-то причинам отказывается принимать товар. В этом случае перевозчик возвращает товар отправителю или оставляет его на временное хранение у грузополучателя до принятия сторонами окончательного решения. Часто эти действия приводят к дополнительным расходам, и грузоотправителю выставляется счет на оплату не только самой перевозки, но и штрафов, предусмотренных договором.

Документы для грузоперевозок

Выезжая на дорогу, даже водителю потребуется доказать сотрудникам ГИБДД (в частности), что товар не украден, не создает опасность окружающим при транспортировке:

Водителю и транспортному средству На груз от перевозчика Грузоотправителю
  • Водительское удостоверение;
  • Паспорт гражданина РФ;
  • Доверенность на управление ТС (при необходимости);
  • Паспорт ТС, талон на техосмотр;
  • Страховой полис владельца ТС (ОСАГО)
  • Путевой лист;
  • Копию трудового договора (если водитель собственник ТС, то не нужно);
  • Сертификат качества на груз;
  • Договор по оказанию услуг экспедиции;
  • Товарно-транспортная накладная
  • Товарно-транспортная накладная (4 экз.);
  • Ветеринарные справки, если перевозят животных;
  • Декларация для алкогольной продукции

Важно! Транспортная накладная (утв. Постановлением № 272) является основным документом, который подтверждает факт экспедиции, а также все понесенные расходы.

Если доставить товар подрядилось стороннее лицо, не являющееся собственником, то грузоотправитель дополнительно передает накладную ТОРГ-12, счет-фактуру, если является плательщиком НДС. Потребуется минимум 3 экземпляра: для экспедитора, отправителя и получателя.

Отражение в учете последствий ущерба

Экспедитор, отказавшись возместить ущерб сразу, будет вынужден оплатить истцу убытки через Арбитражный суд. Акт о повреждении товара является основой для составления претензии о выплате убытков.

По закону транспортной компании отводится 1 месяц на досудебное урегулирование. Жалоба и 1 экземпляр акта передается на рассмотрение экспедитора. Бухгалтерия осуществляет приемку товара и ее оценку. К этому можно привлечь независимого эксперта и результаты (копию заключения) отправить виновнику.

Что делать собственнику, если транспортная компания разбила груз, но не возместила убытка? Составляется иск в Арбитраж. К заявлению прикладываются:

  • Копия договора по оказанию услуги транспортировки;
  • Акт о повреждении груза;
  • Заключение экспертизы и оценочной стоимости;
  • Квитанции о понесенных убытках (оплата услуг эксперта, утилизации и т.п.).

В случае, кода экспедитор компенсирует стоимость утраченного товара, в бухгалтерском учете формируются записи:

Дебет 41 Кредит 60 – оприходованы товары, находящиеся в пути;

Дебет 19 Кредит 60 – выделен НДС;

Дебет 68, субсчет “НДС” Кредит 19 – принят к вычету НДС;

Дебет 94 Кредит 41 – отражена стоимость утраченного товара;

Дебет 19 Кредит 68, субсчет “НДС” – восстановлен НДС, ранее правомерно принятый к вычету;

Дебет 76, субсчет “Расчеты по претензиям” (94) Кредит 19 – списан восстановленный НДС;

Дебет 76, субсчет “Расчеты по претензиям” Кредит 94 – фактическая стоимость утраченного товара отнесена на расчеты с перевозчиком;

Дебет 51 Кредит 76, субсчет “Расчеты по претензиям” – поступили денежные средства от перевозчика.

В отношении бухгалтерских проводок по договору перевозки – в данном случае они не формируются. Ведь фактически услуга не оказана: товар не доставлен и не выдан получателю (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *