Государственное регулирование торговли

Государственное регулирование торговой деятельности в России

Законодательная база

Проблема государственного регулирования торговой деятельности стала актуальной в последние годы в связи с необходимостью упорядочения отношений по ее организации и устранению излишних административных барьеров в торговле, формирования конкурентной среды, рыночной и недискриминационной системы реализации товаров.

Функция государства по регулированию торговой деятельности реализуется с помощью различных экономических и административных методов, которые получают юридическое оформление в нормативно-правовых актах, образующих правовую основу ее осуществления.

Особенностью нормативно правового регулирования торговой деятельности в России является формирование правовой базы регулирования в рамках гражданского законодательства. Отраслевое торговое законодательство развивается под сильным влиянием гражданского права. К законодательным актам общего регулирования относится ГК РФ, который регулирует имущественные отношения, складывающиеся между субъектами хозяйственной деятельности, определяет их гражданско-правовой статус, порядок совершения сделок по купле-продаже и является базой для специального законодательства в сфере предпринимательства.

Однако ГК РФ, будучи частноправовым нормативным актом, включает лишь те нормы предпринимательского права, которые имеют частноправовой характер. Публичноправовые нормы по организации торговой деятельности им не охватываются. Торговая деятельность нуждается в развитии собственного торгового законодательства.

В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство. Так, правовой статус многих субъектов оптовой торговли, реально существующих на рынке, вообще ничем не урегулирован. Это касается дилеров, дистрибьютеров, торговых домов и т. д. Федеральный закон от 28.12.2009 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определяет государственную торговую политику, но не решает существующих проблем в области договорного регулирования торговых отношений. Необходимо законодательное закрепление договорных форм, отражающих специфику торговли, таких как дистрибьюторская, маркетинг, в области электронной торговли, а также иных правил, отражающих особенности заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обязательств.

Электронная торговля

Электронная торговля — это сложное явление современного этапа глобализации. Эта торговля имеет ряд преимуществ: она позволяет даже самым маленьким фирмам выходить на рынки разного уровня независимо от местоположения, повышает конкурентоспособность, от этого эластичность спроса выше, чем на традиционных рынках.

Как известно, потребители тоже получают ряд преимуществ: покупатель независимо от его местоположения может выбрать товар, который пожелает; может заказать товар в удобное для него время, доставку товара в любое время и место.

Однако кроме вышеперечисленных преимуществ электронная торговля обладает рядом недостатков: проблемы, связанные с правовым регулированием, невозможность непосредственного контакта с предметом, недоверие к электронным платежам и др.

С одной стороны, электронная торговля — это предпринимательская деятельность, отвечающая определенным в гражданском законодательстве признакам предпринимательской деятельности, а с другой — это использование информационно-телекоммуникационных сетей в целях осуществления торговой деятельности специфичным способом.

В связи с этим в Законе Р Ф «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» целесообразно дать понятие электронной торговли. Электронную торговлю следует признать формой торговой деятельности.

Безопасность потребителя

В связи с актуальностью проблемы фальсификации товаров необходимо перейти к разработке и, как следствие, принятию программ на федеральном и региональном уровне по обеспечению безопасности, защите потребителя, созданию нормативно-технической документации, подготовке специалистов нового уровня, широкой пропаганде простейших методов обнаружения фальсификации на предприятии и в домашних условиях. В Законе «О защите прав потребителей» ничего не сказано о фальсификации и наносимом ею ущербе, поэтому необходимо в срочном порядке принять закон о фальсификации продуктов потребления. Отсутствуют четкие критерии, позволяющие должным образом идентифицировать товары, обнаруживать по результатам идентификации подделки. Поэтому появился рынок сбыта фальсифицированных товаров как отечественного, так и импортного производства .

В сентябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий введение запрета на использование при производстве продуктов пальмового масла, ГМО и ряда пищевых добавок. Однако Правительство подготовило отрицательный отзыв на законопроект, в котором говорится, что по договору о Евразийском экономическом союзе требования к продуктам устанавливаются на уровне союза и Россия не может ввести дополнительные обязательные требования на своей территории.

Есть очень серьезная проблема, связанная с фальсификацией продуктов пальмовым маслом. Вреда для здоровья от употребления качественного

пальмового масла не будет. Другой вопрос в том, что неизвестно, какого качества и какие именно заменители молочного жира используют недобросовестные производители. Ведь существует как пищевое, так и техническое пальмовое масло. Если это техническое, плохо очищенное пальмовое масло, то оно может содержать вредные для здоровья продукты перекис- ного окисления жира. При этом фальсификат (то есть продукт, в который внесено неуказанное на этикетке пальмовое масло) можно распознать только по итогам лабораторных исследований. А простой потребитель никогда сам не сможет определить присутствие в продукте заменителя молочного жира. Необходимо также отметить, что помимо фальсифицированных товаров рынки сбыта заполняют еще товары — заменители натуральных продуктов (суррогаты). Из-за отсутствия действующих законов, в которых бы устанавливалась административная и уголовная ответственность за фальсификацию товаров, из-за несогласованности деятельности органов государственного контроля, а порой и его отсутствия потребитель остается не защищенным от обмана.

Контроль ценообразования

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду злоупотреблений в вопросах ценообразования. Цены не регулируются государством, за исключением отдельных видов товаров, на которые федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных (максимального и/или минимального) уровней. Устанавливать цены на свою продукцию, которые обеспечивают достойную прибыль, — это естественное стремление предпринимателя, более того, это смысл его деятельности в соответствии с ГК РФ. Однако потребитель нередко сталкивается со случаями неоправданного завышения цен на товар недобросовестными участниками торгового оборота.

Часть магазинной стоимости продукта оседает в кошельках людей, не имеющих прямого отношения к его изготовлению, упаковке, рекламе и транспортировке, поскольку в ходе производства изготовителей попросту принуждают заключать кулуарные сделки с регулирующими все вокруг органами и местными властями. Нетрудно догадаться, кто в финале компенсирует производителю те самые внеплановые расходы.

Наиболее актуальной и неразрешенной является проблема качества товара и качества торгового обслуживания населения. Существующий Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» нормирует, но не определяет четкого

механизма управления данным явлением. Российские потребители имеют минимальную степень защищенности собственных прав в области обеспечения качества товаров и услуг по причине отсутствия реально работающих государственных контролирующих организаций в данном направлении.

Некачественное питание — это мина замедленного действия. Задача государства — оберегать здоровье людей.

Введение Россией продуктового эмбарго на ряд товаров из стран Запада в ответ на санкции ЕС еще больше ухудшило ситуацию, поскольку возникший на полках магазинов дефицит пришлось спешно закрывать. При этом государственные контрольные органы оказались не в силах справиться с потоком новой продукции.

В условиях сложной современной ситуации в экономике нашей страны в целом и в отрасли торговли в частности возрастает потребление товаров отечественного производства. В связи с этим повышается роль ярмарочной торговли и торговли на рынках. Традиционная проблема — это проблема взаимоотношений поставщиков и розничных сетей. Чтобы пробиться на прилавки магазинов, изготовителю приходится платить продавцу. И чем крупнее оборот магазина или сети, тем крупнее так называемая плата за вход на полку. Немалых денег стоит и правильное местонахождение товара на полке, чтобы мерчандайзер сети поместил его на особо проходном месте или на нужной высоте, а не над потолком или на нижней полке.

Именно отсутствие доступа к конечному потребителю препятствует развитию российских мелких и средних хозяйств и ухудшает положение с продовольственной безопасностью страны, а также приводит к увеличению зависимости России от импортных поставок продуктов питания и лишает население нашей страны возможности приобретать качественные продукты российского производства. Таким образом, хотелось бы сказать, что существует острая необходимость в контроле за продовольственным рынком. Законы, такие как «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании», должны работать более эффективно.

Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности при отсутствии эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Что касается государственного контроля (надзора) в области торговой деятельности как метода государственного регулирования, то основные принципы его реализации изложены в ст. 16 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Поскольку нормы названной статьи содержат отсылки к законодательству РФ, государственный контроль (надзор) в области торговой деятельности организуется и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и другими федеральными законами, входящими в состав законодательства о государственном контроле (надзоре).

Государственный контроль реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Проблема создания эффективного механизма государственного контроля (надзора) в сфере торговой деятельности представляет собой важную задачу государства. В то же время попытки ее решения не носят системного характера. Так, остались неразрешенными проблемы малой эффективности системы контроля (надзора). Как показывает анализ правоприменительной практики, при осуществлении

контрольно-надзорных мероприятий нередко нарушаются права субъектов предпринимательства со стороны публичных органов власти, что влечет за собой неблагоприятные последствия для хозяйствующих субъектов. Среди наиболее распространенных нарушений прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) можно назвать нарушение сроков проведения контроля, нарушение порядка привлечения к ответственности, осуществление проверок без соответствующего правового основания и т. д.

Таким образом, характеризуя деятельность органов государственного регулирования вторговле, можно считать ее слабовыраженной и не имеющей точных стратегических целей развития.

Государственное регулирование розничных торговых сетей в условиях реформирования Российской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

А.В. Бочкова,

ассистент кафедры экономики и менеджмента, Российский государственный торгово-экономический университет, Саратовский институт (филиал)

УДК 339.37(470)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Рыночная экономика предполагает государственное регулирование, под которым понимается система мер, реализуемых государственными институтами, по созданию условий для эффективного осуществления социально -экономических процессов.

Необходимость государственного регулирования розничных торговых сетей обусловлена следующими обстоятельствами. С позиции экономической теории торговые сети относятся к олигопольному рынку, основными чертами которого являются немногочисленность продавцов продуктов, взаимозависимость фирм и трудность вхождения на рынок других фирм в силу эффекта масштаба, большой величины стартового капитала и высоких расходов на рекламу. Немногочисленность на рынке торговых сетей одного профиля может привести к сговору о распределении рынков, ограничении конкуренции, уменьшении объемов продажи и повышению цен. Например, в сентябре -октябре 2007 г. было отмечено резкое повышение цен на некоторые продукты питания. Существенно возросли цены на муку, макаронные и хлебобулочные изделия, растительное масло, что осложнило социальные отношения в регионах.

Аналитики считают, что повышение цен на продовольственные товары произошло под воздействием нескольких факторов, в том числе и по причине доминирующего положения розничных торговых сетей. Федеральная антимонопольная служба по поручению Правительства РФ провела проверки по фактам монопольного повышения цен и выявила случаи использования сетями рыночной власти для собственной выгоды. Некоторые сетевые компании «придерживали» товары, создавая искусственный дефицит. В связи с этим был сделан вывод о необходимости снижения доли крупных сетевых компаний, действующих на локальных рынках.

Правительство Российской Федерации разработало проект закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который в настоящее время проходит согласование в различных ведомствах. У данного закона имеются сторонники и противники, которые приводят различные аргументы в пользу своей точки зрения.

Для того чтобы разобраться в данной дискуссии, необходимо выяснить соотношение между понятиями «регулирование экономики» и «саморегулирование». Первое основано на субъективной деятельности людей, на осознании вмешательства в те или иные процессы. Саморегулирование экономики объективно. Оно осуществляется, главным образом,

на основе действия закона спроса и предложения посредством механизма конкуренции свободных рыночных цен. Но все это проявляется через определенную человеческую деятельность.

В связи с этим предстоит ответить на вопрос, может ли такая важная сфера экономики, как торговля, существовать и развиваться на основе саморегулирования, достигая при этом социальной справедливости. Ответ очевиден: рынок не руководствуется нравственными ценностями, если у розничной торговой сети имеется возможность максимизировать свою прибыль за счет доминирующего положения на рынке, то она это сделает. Следовательно саморегулирование должно до -полняться государственным регулированием. Приоритетной для органов государственного регулирования должна стать задача обеспечения компромисса между объективным процессом развития торговых сетей, защитой малого бизнеса, поддержкой региональных производителей и интересами потребителей.

Большинство стран Европейского союза имеет внутренние законодательные нормы, которые позволяют напрямую регулировать цены на некоторые виды товаров, в том числе лекарственные препараты и продукты питания.

Система государственного регулирования розничных торговых сетей должна не только определить задачи регулирования, но и четко разграничить полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, а также обеспечить качественное и доступное обслуживание населения, цивилизованное развитие различных форм торговли.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

При формировании механизма государственного регулирования розничных торговых сетей важно определить субъектов регулирования. Под субъектом регулирования следует понимать такого участника, который своим поведением (действиями и решениями) может повлиять на функционирование торговых сетей.

К основным субъектам государственного регулирования можно отнести:

— органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;

— Федеральную антимонопольную службу;

— судебные органы;

— Министерство промышленности и торговли;

— Роспотребнадзор;

— Минсельхоз.

На основании приведенного перечня можно сделать вывод, что системе государственного регулирования торговых сетей свойственна полисубъективность.

Формируя механизм государственного регулирования розничных торговых сетей, следует определить, на какие параметры осуществлять регулирующее воздействие. Такими параметрами могут быть цены и наценки на социально значимые товары, порог индивидуального доминирования, границы доминантов продовольственных и непродовольственных товаров, взаимоотношения сетей с поставщиками товаров и др.

Торговым сетям нужны четкие правила игры, которыми они будут руководствоваться в выстраивании своих отношений с партнерами и потребителями. В настоящее время в России действует различная практика регулирования торговли на региональном и муници —

пальном уровнях, что является тормозом для дальнейшего развития торговли.

Многие аналитики считают, что регулирование цен на продовольственные товары без аналогичного регулирования цен на товары естественных монополий сократит прибыльность сетей или приведет к убыточной работе. Чтобы этого не произошло, целесообразно разработать и задействовать механизм договорных начал сотрудничества розничных торговых сетей и государства, т.е. заключить комплексные договоры о партнерстве и ответственности. Подобная практика широко распространена в мире и служит важнейшим инструментом государственного регулирования. Например, во Франции заключались контракты между государством и бизнесом против повышения цен. При принятии предприятиями таких контрактов правительство принимало на себя обязательства не осуществлять меры, ведущие к росту издержек производства и обращения. В нашей стране государство в обмен на стабильные цены в розничных торговых сетях на социально значимые товары могло бы гарантировать им стабильные цены на ресурсы, приобретаемые сетями у естественных монополий.

Торговые розничные сети заинтересованы в положительном отношении к ним общества. Они не могут жить изолированной от общества жизнью. Они возникают в обществе и ведут свою хозяйственную деятельность в обществе. Они могут продолжать развиваться только в том случае, если ожидания и требования общества совпадают со стремлением самих сетей. В рекомендательном документе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Принципы корпоративного управления» четко определена миссия корпораций, которые должны действовать на благо общества. Национальные правительства, записано в документе, обеспечивают создание правового и институционального климата функционирования корпораций, но именно на частном (корпоративном) секторе лежит основная ответственность за эффективность национальной экономики в целом .

Для эффективной работы розничных торговых сетей важно помочь им в установлении партнерских связей с другими субъектами хозяйствования в форме создания четких, всеми воспринимаемых правил игры. С точки зрения системного подхода торговая сеть осуществляет преобразование входов в выходы. Основными разновидностями входов являются продукты, энергия, информация , рабочая сила. Если делать большие запасы товаров, предназначенных для последующей реализации, то происходит замораживание средств. При работе с минимальными запасами требуется тесное взаимодействие с партнерами.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Многие руководители торговых сетей принимают точку зрения известного американского специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой единственная подлинная цель бизнеса — создать потребителей. Потребители, решая, какие товары и услуги для них желанны и по какой цене, определяют для организации почти все, относящееся к результатам их деятельности. Тем самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимоотношения организаций с поставщиками.

Все перечисленное позволяет сделать вывод о важности оптимизации связей розничных торговых сетей с государством, партнерами и потребителями, подбора «наиболее ценных» партнеров (с точки зрения формирования конкурентных преимуществ розничных торговых сетей).

При проектировании хозяйственных связей возможны варианты слияния и поглощения. В условиях глобального экономического кризиса торговые сети проводят работу по оптимизации своих отношений с кредитно- финансовыми структурами. Чем протяженнее охватываемая сетью технологическая цепочка, тем значительнее для нее взаимоотношения с кредитно-фи —

нансовыми структурами. При этом возникают специфические интересы как торговых сетей, так и кредитнофинансовых структур.

Торговые сети, сотрудничая с банками, решают проблемы пополнения товарных запасов, оптимизации налоговых обязательств, инвестиций. Конечными результатами такого сотрудничества являются повышение отдачи от имеющихся ресурсов и наиболее полное удовлетворение потребностей населения.

1. Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления: теория, практика, подходы к решению ключевых задач // Российский экономический журнал. 2001. № 2.

УДК 658.310.9

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА РАБОТНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Ю.Г. Быченко,

доктор социологических наук, профессор кафедрыь экономической социологии, СГСЭУ

Т.М. Баландина,

доктор социологических наук, профессор кафедрыь экономической социологии, СГСЭУ

В современных условиях проблема развития культурного потенциала работников российских предприятий ставит перед исследователями новые задачи, которые необходимо решать.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Во-первых, следует теоретически уточнить культурную составляющую категории «человеческий капитал», выявить сущностные черты культурного человеческого потенциала организаций, определить методы диагностики культурного потенциала работников российских предприятий.

Во-вторых, надо осуществить диагностику культурного человеческого потенциала на современных российских предприятиях, выявить проблемы его формирования, наметить предпосылки устранения данных проблем, определить направления необходимых социокультурных трансформаций .

В-третьих, необходимо выработать рекомендации, направленные на модернизацию культурного человеческого потенциала работников современных российских предприятий.

Первоначальным условием развития всех форм человеческого потенциала является аккумуляция инвестиционных источников, т.е. наличие прямых и косвенных вложений в человека. Все виды данных вложений, связанные со значительными финансовыми затратами, которые носят целесообразный характер, способствуют саморазвитию и целевому образовательному формированию человеческого потенциала, создают объективные условия его накопления в форме человеческого капитала. Поэтому всякие финансовые затраты, порождающие процесс совершенствования человеческого потенциала, в то же время являются предпосылкой капитализации, способствуют росту производительности труда работников. Превращение человеческого потенциала в человеческий капитал определяет повышение доходов экономических субъектов.

Различные сферы научной и образовательной деятельности всем мощным арсеналом знаний формируют интеллектуально-образовательный и культурный потенциал человека, применяемый как экономический ресурс в системе общественного воспроизводства через накопление предприятиями человеческого капитала. Человеческий капитал как экономический ресурс оценивается и пускается в хозяйственный, технический, научный оборот. Кумулятивные затраты на науку образуют стоимостной фонд развития науки, расходуемый на накопление знаний у идивида. Системы воспитания и образования совокупно формируют образовательный и культурный потенциал человека. Кумулятивные затраты на воспитание и образование образуют стоимостной фонд его образования, который можно рассматривать как результат многократных вложений средств на цели экономического накопления интеллектуального, образовательного, культурного потенциала человека. Отрасли образования и культуры

Государственное регулирование торговли услугами

Различия между товарами и услугами проявляются и в способе регулирования внешней торговли ими. Внешняя торговля товарами регулируется в первую очередь путем применения ставок таможенного тарифа. В торговле услугами применяются инструменты внутреннего регулирования секторов услуг. Государство более жестко регулирует обмен услугами, защищая национальный рынок от иностранной конкуренции, устанавливая жесткие квалификационные нормы и стандарты или выступая крупным производителем или потребителем услуг. Традиционно в большинстве стран государством контролируются телекоммуникации, транспорт, финансовое и страховое дело, наука, образование, медицина. Многие учреждения в этих и других областях находятся в собственности государства.

Цели применения инструментов внутреннего регулирования торговли различны:

· защита интересов потребителя путем обеспечения надлежащего качества и безопасности предоставляемых услуг;

· защита национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции – протекционизм;

· поддержание определенной структуры рынка услуг;

· обеспечение равновесия платежного баланса.

В ГАТС инструменты регулирования внешней торговли услугами получили название мер. Речь идет о любой мере, применяемой в форме закона, регламента, правила, процедуры, решения, административного действия или в любой другой форме различными государственными органами, а именно центральными, региональными или местными органами власти и управления; или негосударственными органами во исполнение полномочий, делегированных центральными, региональными или местными органами власти и управления.

Меры могут применяться в отношении:

· приобретения, оплаты и использования услуги;

· доступа к использованию услуг;

· присутствия, включая коммерческое присутствие, лиц Участника ВТО с целью оказания услуги на территории другого участника ВТО.

Кроме того меры могут применяться в отношении какого либо одного способа поставки услуги или в отношении всех способов вместе, одной конкретной услуги, целого сектора или всех секторов услуг.

Виды ограничений в торговле услугами

Ограничения в торговле услугами по своему характеру могут быть условно разделены на количественные и качественные.

Количественными ограничениями регулируется доля услуг и поставщиков услуг в данном секторе (через ограничение количества поставщиков услуг, объема поставляемых услуг, специальных требований к юридической форме осуществления коммерческой деятельности и т.п.).

Качественные ограничения применяются для обеспечения соответствующего качества услуг и по соображениям благоразумия (через лицензирование деятельности, выполнение требований, предъявляемых к техническим стандартам, уровню профессиональной подготовки и т.п.)

Ограничения в доступе на рынок могут применяться как на недискриминационной, так и на дискриминационной основе.

Дискриминация – это применение разных мер регулирования в отношении одинаковых услуг или поставщиков услуг, происходящих из разных стран.

Дискриминироваться могут:

· услуги или поставщики услуг из разных стран между собой;

· иностранные поставщики услуг по сравнению с национальными;

· поставщики услуг между собой независимо от страны их происхождения.

Рассмотрим каждый из этих случаев более подробно.

Дискриминация услуг или поставщиков услуг из разных стран между собой.

Существует группа стран, поставщики услуг из которых пользуются более благоприятным режимом доступа на рынок услуг данной страны, чем все остальные. Им предоставляется так называемый режим наибольшего благоприятствования (РНБ), в соответствии с которым, страна-импортер берет на себя обязательство предоставлять им равные условия доступа на свой рынок на основе наилучшего режима. Обычно РНБ предоставляется в договорном порядке – через оформление взаимных международных обязательств.

В отношении отдельных стран РНБ может вообще не применяться – в этом случае услуги и поставщики услуг из таких стран пользуются наихудшим режимом доступа.

В других случаях страна-импортер руководствуется принципом взаимности, то есть открывает свой рынок на тех же условиях, на которых для ее услуг и поставщиков услуг открывается рынок страны-партнера.

Дискриминация иностранных поставщиков услуг по сравнению с национальными.

Иностранным услугам и поставщикам услуг предоставляется национальный режим (НР) с изъятиями. Это означает, что на них распространяется законодательство, действующее в отношении национальных услуг и поставщиков услуг, но с определенными изъятиями. Такие изъятия носят, как правило, ограничительный характер – то есть устанавливают режим более жесткий для «иностранцев», чем для своих. Однако в некоторых случаях возможна и обратная ситуация, когда «иностранцы» когда иностранцы пользуются лучшими условиями доступа на рынок, чем «свои». Возможна и комбинация этих способов (частично – худший режим, частично –лучший).

Дискриминация поставщиков услуг между собой независимо от страны их происхождения

Такого рода дискриминация связана с тем, что отдельным поставщикам предоставляются индивидуальные льготы или эксклюзивные права по сравнению со всеми остальными, что дает им дополнительные конкурентные преимущества, или напротив, в отношении некоторых поставщиков применяются ограничения на индивидуальной основе.

Как правило, в практике любой страны имеет место сочетание этих трех уровней ограничений.

Поскольку количественные и качественные ограничения могут применяться на дискриминационной и недискриминационной основе, то их можно разделить на 4 группы:

· дискриминационные количественные ограничения;

· недискриминационные количественные ограничения;

· дискриминационные качественные ограничения;

· недискриминационные качественные ограничения.

По способу воздействия на услуги и поставщиков услуг ограничения в доступе на рынок могут быть подразделены на:

· ограничения входа на рынок иностранных поставщиков услуг в форме прямых запретов. Например, запрет на учреждение дочерних компаний иностранными компаниями, ограничение на долю иностранного участия в уставном капитале, на развитие филиальной сети, на возможность оказания отдельных видов финансовых услуг и т.п.;

· нормы регулирования деятельности поставщиков услуг с иностранным участием дискриминационного характера, которые повышают издержки их деятельности по сравнению с отечественными поставщиками. например, в банковской сфере – через более высокие ставки резервирования, более жесткие нормативы и требования к процедуре отчетности и т.п.;

· нормы регулирования дискриминационного характера, которые лишают иностранных поставщиков услуг конкурентных преимуществ в силу того, что условия их деятельности в другой стране являются более жесткими, чем те, в которых они работают у себя в стране. Например, ограничения на совмещение одной компанией банковской и страховой деятельности, или банковской деятельности и деятельности на фондовом рынке.

Применяемые ограничения могут иметь секторальный (т.е. применяться только в одном определенном секторе или подсекторе услуг), и межсекторальныйили горизонтальный характер (т.е. применяться в отношении всех секторов услуг).

Термин «ограничения» иногда заменяют термином «барьеры».

Все существующие ограничения в торговле услугами можно соотнести с тем или иным способом поставки услуг. Примерный перечень ограничений в зависимости от способа поставки услуг приведен в таблице 1.

Таблица 1 — Примерный перечень ограничений в торговле услугами в зависимости от способа их поставки

Ограничения доступа на рынки

Ограничения национального режима

Другие виды ограничений

Трансграничная торговля

Количественные ограничения доступа на рынок услуг путем установления квот для иностранных услуг и поставщиков услуг Ограничения, использующие механизм ценообразования: налоги, сборы, субсидии внутренним поставщикам услуг.

Правительственные закупки. Неравный доступ к распределительным сетям. Права интеллектуальной собственности.

Потребление за рубежом (перемещение потребителей услуг)

Требования в отношении документов, необходимых для перемещения. Въездные и выездные визы, вид на жительство, медицинские сертификаты о прививках и др. меры.

Лимиты на вывозимую валюту, налоги и сборы, связанные с въездом и выездом, медицинское страхование, правила признания документов об образовании, ограничения работы по найму, ограничения свободы передвижения, ограничения на владения землей.

Меры, регулирующие потребительский спрос со стороны иностранцев.

Коммерческое присутствие

Полное запрещение иностранных капиталовложений, частичное их запрещение или запрещение в отдельных отраслях, запрещение в отношении географического размещения иностранных предприятий, ограничение числа иностранных фирм в сфере услуг.

Ограничение видов деловых операций и доступа к местному финансированию, налоговый климат, правила в отношении перевода средств за границу, нормативы, регулирующие деловую активность.

Протекционистские меры в отношении капиталовложений в сферу услуг. Законодательство, регулирующее сферу услуг или ее отдельные отрасли. Права в области интеллектуальной собственности.

Перемещение физических лиц

Въездные и выездные визы, разрешение работать по найму, лицензирование и квотирование въезда с целью работы по найму.

Ограничение гражданских и имущественных прав въезжающих лиц, ограничение на въезд членов семьи, ограничение перевода зарплаты в другую страну, налогообложение иностранцев, работающих по найму, ограничения для работающих иностранцев в получении кредитов, субсидий

Правила выезда и высылки иностранцев, работающих по найму, культурные барьеры, система признания квалификации

Регулирование торговли услугами в России

Система государственного регулирования торговли услугами в России пока не достигла должного уровня. Важнейшая экономическая задача государства – обеспечить условия для эффективного развития отрасли, привлечения соответствующих инвестиций, научно-технического перевооружения, повышения конкурентоспособности отечественных предприятий и продуктов – еще ждет своего решения.

В федеральном законодательстве нет базового закона, регулирующего сферу услуг. Вместе с тем имеющиеся нормативные документы в целом адаптированы или адаптируются к требованиям ГАТС/ВТО. Основным законом, затрагивающим сферу торговли услугами, является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с послед, изм.) . Им вводятся базовые определения, применение РНБ и национального режима, устанавливается возможность государственного контроля.

В Преамбуле Закона дается определение понятия «торговля услугами».

• Торговля услугами – это оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ).

При этом, как и в ГАТС, отдельно устанавливается, что положения Закона не применяются к услугам, оказываемым при исполнении функций органов государственной власти не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг; при осуществлении деятельности Центрального банка РФ и финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению, в том числе по государственному пенсионному обеспечению, и деятельности под гарантии Правительства РФ или с использованием государственных финансовых ресурсов. В ст. 33 определены способы поставки услуг, которые совпадают с подходами ГАТС и могут быть сведены к обозначенным там: трансграничной торговле, потреблению за рубежом, коммерческому присутствию и продаже услуг зарубежному потребителю.

Также в соответствии с положениями ГАТС данный Закон дает возможность вводить ограничения на торговлю услугами «путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг, в отношении способов оказания услуг на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

В ст. 34 устанавливается национальный режим в отношении внешней торговли услугами. Отдельно указывается, что режим считается менее благоприятным, если он изменяет условия конкуренции в пользу российских исполнителей услуг или оказываемых ими на территории РФ услуг по сравнению с аналогичными иностранными исполнителями услуг. А в ст. 35 определены условия, при которых возможно введение ограничительных мер.

Очевидно, что услуги не могут подпадать под тарифное регулирование, поэтому к ним чаще всего применяются нетарифные методы контроля. Это прежде всего квотирование и лицензирование.

Квотирование применяется в сфере банковских, страховых и финансовых услуг. Суть этого понятия состоит в установлении максимального участия иностранного капитала в данной отрасли экономики. Квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах организаций с иностранными инвестициями, к совокупному уставному капиталу организаций данной отрасли, зарегистрированных на территории РФ.

Наиболее жесткие ограничения для иностранных инвесторов содержит страховое законодательство. В соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с послед. изм.) доля участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций не должна превышать 25%.

В банковской сфере порядок квотирования установлен Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (с послед. изм.), которым предусмотрен механизм установления размера (квоты) участия иностранного капитала в банковской системе РФ. Кроме того, Банк России имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение такой квоты.

Что касается лицензирования, то данная сфера услуг подпадает под действие Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с послед. изм.). В Законе приведено следующее определение.

• Лицензия – это специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Законом установлено, что лицензированию подлежит 49 видов деятельности, большинство из которых связано с услугами.

Помимо квотирования и лицензирования могут применяться и ограничительные меры. Так, действуют ограничения по формированию руководящего органа авиационного предприятия: согласно Воздушному кодексу РФ руководителем авиационного предприятия может быть только гражданин Российской Федерации и количество иностранных граждан в руководящем органе авиационного предприятия не должно превышать одну треть состава руководящего органа.

К методам экономического регулирования сферы услуг можно отнести налоговый и валютный контроль. Торговля услугами подпадает под обложение налогом на добавленную стоимость, порядок которого регулируется частью второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с послед, изм.). В Кодексе перечислены услуги, облагаемые НДС. В их число входят услуги: по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав; оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации; оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В Кодексе определено, что экспорт услуг, как и товаров, облагается по нулевой ставке. Если же услуги реализуются на территории России, независимо от национальной принадлежности продавца и покупателя, то эта операция облагается по общей ставке 18%. В случае если услуга реализуется на территории зарубежной страны, налогообложение определяется в соответствии с законодательством этой страны . Список услуг содержится в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) и Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) .

В отношении торговли услугами в России действуют меры валютного контроля, установленные вышеприведенным Законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Валютный контроль применяется к операциям по оказанию трансграничных услуг либо услуг на территории зарубежных стран.

Имеется большое число нормативных документов, регулирующих отдельные отрасли услуг. Например, розничная торговля регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», перевозки – Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиторском обслуживании», туризм – Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности», сектор информации – Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информационных технологиях и защите информации» и т.д.

Вместе с тем роль государственного регулирования сферы услуг всеми экспертами признается недостаточной. Об этом пишут многие российские исследователи. По мнению авторов учебника «Международные экономические отношения России», «потребность в дальнейшем формировании режима регулирования сферы услуг, который обеспечит оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных поставщиков услуг, становится для России все более явной» .

  • URL: base.garant.rU/12133486/l/#100
  • URL: base.garant.rU/10900200/l/#lllll
  • URL: okvad.ru/razdel_i.html
  • Международные экономические отношения России / под ред. проф. И. Н. Платоновой. М.: Магистр ; ИНФРА-М, 2012. С. 112.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *