Платежный агент

О признании доходов

Представим ситуацию. По условиям договора оператора связи с платежным агентом последний от имени первого за вознаграждение осуществляет прием денежных средств от физических лиц — абонентов и перечисляет полученные деньги на банковский счет оператора. Когда ему отражать расчеты с абонентами (поступление аванса, погашение задолженности) в бухгалтерском учете? Оказывается, ответ на этот вопрос можно найти в п. 3 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей. Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту. Раз так, то датой отражения расчетов оператора с абонентами является день поступления денежных средств от физического лица — абонента платежному агенту. При этом если оператор по тем или иным причинам признает доходы от оказания услуг кассовым методом, то есть по мере поступления денежных средств, то датой получения доходов признается день поступления средств от клиента платежному агенту.

Более полные указания даны в Письме Минфина России от 24.01.2013 N 03-11-11/28. Моментом погашения задолженности покупателя перед организацией является момент одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств. Этот момент и является датой признания дохода (при кассовом методе).

Возникает вопрос: каким документом подтвердить названную дату? Если речь идет о платежном агенте — банке, то первичным документом, подтверждающим поступление ему денежных средств от физических лиц, может быть реестр кредитной организации о принятых денежных средствах, заверенный соответствующим образом. Если платежный агент не относится к кредитным организациям, то тогда может быть составлен аналогичный реестр о принятых агентом денежных средствах в пользу поставщика (оператора связи). Последний на основании такого реестра отражает расчеты с клиентами (абонентами).

О признании расходов

Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком. Об этом сказано в п. 2 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей. То есть вознаграждение может взиматься помимо суммы платежа, указанного в квитанции клиента, — именно у него в данном случае возникают расходы по уплате вознаграждения платежному агенту.

Но на практике бывает и по-другому: платежный агент договаривается с оператором, что вознаграждение удерживается из средств, которые перечисляются исполнителю услуг. Вроде бы для оператора это менее выгодно, но если платежный агент принимает большой объем платежей от населения, то почему бы не сделать исключение и не учесть комиссию платежного агента в собственных расходах, связанных с приемом платежей? Ведь, напомним, услуги платежного агента помимо собственно приема платежей предполагают и осуществление последующих расчетов с поставщиком. За это тоже кто-то должен платить, и не обязательно этим кем-то должен быть клиент. Поэтому в отдельных случаях оплату услуг платежных агентов берут на себя поставщики, что не нарушает диспозитивную норму п. 2 ст. 3 Закона о деятельности по приему платежей.

Дата признания таких расходов определяется по правилам пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ. А именно: расходы в виде сумм комиссионных сборов признаются в целях налогообложения при методе начисления или на дату расчетов, или на дату предъявления расчетных документов, или на последнее число отчетного (налогового) периода. Не будет также ошибкой признать для целей налогообложения прибыли расходы на вознаграждение платежному агенту на дату утверждения отчета агента принципалом (поставщиком услуг). Кстати, по тем же правилам можно признавать расходы на комиссионные вознаграждения платежных агентов для целей бухучета согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации».

О документах платежного агента

Операциям с населением по приему платежей у населения платежные агенты уделяют не меньше внимания, чем расчетам с поставщиками услуг. Здесь нужно помнить, что при осуществлении большого количества наличных расчетов обязательным является применение ККТ в силу норм Закона о применении ККТ. Поэтому платежный агент при приеме платежей должен применять ККТ с фискальной памятью и контрольной лентой.

Как же можно применить один кассовый аппарат для использования на нескольких терминалах? Путем подключения одной или нескольких единиц ККТ к одному или нескольким платежным терминалам с использованием линий и каналов связи, не входящих в состав ККТ и платежного терминала.

Зачем все это операторам связи, выступающим в роли поставщиков услуг? Затем, чтобы урегулировать вопросы с клиентами-абонентами, а также с платежными агентами по не дошедшим до оператора или не поступившим вовремя платежам. Документальное подтверждение осуществленных расчетов до сих пор остается наиболее убедительным доказательством факта совершения операции при отстаивании интересов участниками сделки как во внесудебном, так и в судебном порядке.

О непростом сотрудничестве

Практика показывает, что иногда операторы заключают с платежными агентами договоры не только на прием денежных средств от абонентов через терминалы, но и на подключение абонентов (как дополнительный вид деятельности посредников). В последнем направлении платежные агенты не всегда разбираются, в результате чего им приходится учиться на своих ошибках. Дело в том, что оператор поставил перед агентом условие: сумма его вознаграждения будет уменьшена, если клиент, заключивший договор на предоставление услуг через агента, будет пользоваться сетью Интернет менее трех месяцев с момента заключения договора.

По мнению недополучившего часть доходов платежного агента, предметом агентского договора не могут быть действия, составляющие содержание оказываемых принципалом возмездных услуг связи, а также результаты в форме положительного результата в предпринимательской деятельности принципала (оператора связи). Риски предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи, в том числе сопряженные с действиями абонентов, лежат на принципале и не могут быть переложены на агента.

Суд не поддержал платежного агента, указав, что тот знал и понимал порядок исчисления своего вознаграждения и имел возможность повлиять на механизм его определения в момент заключения договора. При исполнении договора платежный агент не заявлял претензий в части применения условий о корректировке вознаграждения и подписал без замечаний акты выполненных работ за спорный период. Спорное условие направлено на пресечение потенциальных недобросовестных действий агента, связанных с заключением договоров с абонентами, которые заведомо не будут исполняться со стороны абонентов либо будут исполняться в объеме, не перекрывающем базовую ставку вознаграждения.

По правовой сути агентский договор отличается от других посреднических договоров и договора возмездного оказания услуг более широким предметом действия: агент по поручению принципала совершает как юридические, так и фактические действия. В данном спорном случае это предполагает действия агента не только по заключению договоров от имени оператора, но и совершение фактических действий, которые приведут к достижению принципалом положительного результата в его предпринимательской деятельности.

Довод, что вознаграждение агента ставится в зависимость от деятельности третьих лиц, суд не принял, поскольку право оператора связи на корректировку вознаграждения не является ответственностью агента за действия абонентов. В рассматриваемой ситуации агент отвечает за свои действия по недостаточному продвижению услуг оператора связи на рынке, необходимость которого предусмотрена агентским договором. В итоге условие оператора связи о продвижении услуг и корректировка агентского вознаграждения при его невыполнении признаны правомерными.

В заключение для общего развития скажем несколько слов о налоговых платежах и сборах, которые к операторам связи не имеют прямого отношения. Тем не менее любой сотрудник организации является плательщиком нескольких налогов (НДФЛ, налога на имущество, транспортного налога в отдельных случаях), и ему нужно знать следующее.

Традиционно налогоплательщики исполняют свои обязанности перед бюджетом в банках, оплачивая выставленные налоговые требования через операциониста или через банковский терминал. Это подтверждает Минфин в Письме от 25.02.2013 N 03-01-10/5290: налогоплательщик имеет право уплатить налоги, сборы и иные платежи, администрируемые налоговыми органами, путем представления в банк соответствующего поручения на перечисление денежных средств в электронной форме по сети Интернет либо путем внесения денежных средств через банкоматы и платежные терминалы банков.

Можно ли для этого использовать небанковские терминалы? Финансовое ведомство дает отрицательный ответ, руководствуясь простейшей логикой. Налоговым кодексом не предусмотрена уплата налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов через платежных агентов, банковских платежных агентов. Поэтому не стоит пытаться найти данный сервис в терминалах быстрой оплаты.

Постановка на учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОПЕРАЦИИ С ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЛИ ИНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Постановка на учет в Росфинмониторинге организаций, осуществляющих операции с денежными или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы

Постановке на учет в территориальном органе Росфинмониторинга подлежат следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Порядок постановки на учет определен Положением о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 №58 (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2014 № 58).

Постановку на учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляют территориальные органы Росфинмониторинга в соответствии с местом государственной регистрации организации или местом жительства индивидуального предпринимателя.

С адресами и контактными телефонами территориальных органов Росфинмониторинга можно ознакомиться непосредственно на официальном сайте Росфинмониторинга в подразделе «Территориальные органы» раздела «Организационная структура» по адресу http//fedsfm.ru/about/departments, а также в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru.

Для постановки на учет организация или индивидуальный предприниматель представляет в территориальный орган Росфинмониторинга карту постановки на учет по форме, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 11.02.2019 № 33 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной услуги по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы».

Карта постановки на учет направляется организацией или индивидуальным предпринимателем в течение 30 календарных дней:

  • с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения соответствующих изменений в учредительные документы юридического лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • с даты внесения изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц или Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
  • но не позднее рабочего дня, предшествующего дню заключения первого договора об оказании соответствующих услуг.

Организация направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту государственной регистрации юридического лица.

Индивидуальный предприниматель направляет (представляет) карту постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга по месту жительства.

Организация или индивидуальный предприниматель может направить карту постановки на учет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, представить документы лично или направить в электронном виде с использованием Личного кабинета организации или индивидуального предпринимателя в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу www.gosuslugi.ru (далее — Личный кабинет на сайте госуслуг).

Карта постановки на учет на бумажном носителе может быть заполнена с использованием текстового редактора на компьютере либо рукописным способом (печатными буквами) и подписана руководителем организации или индивидуальным предпринимателем. Подпись скрепляется печатью (при ее наличии). Нотариального свидетельствования подлинности подписи не требуется.

Карта постановки на учет в электронной форме, направляемая с использованием Личного кабинета на сайте госуслуг, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя.

Направление карты постановки на учет через Личный кабинет на сайте госуслуг осуществляется путем заполнения интерактивной формы карты постановки на учет.

Для направления карты постановки на учет в электронной форме необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, выданную в любом аккредитованном Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» удостоверяющем центре.

Информацию об удостоверяющих центрах можно найти по ссылке http:e-trust.gosusiugi.ru

Одновременно с уведомлением о постановке на учет организации или индивидуальному предпринимателю предоставляется доступ к Личному кабинету на сайте Росфинмониторинга, позволяющему осуществлять информационное взаимодействие, в том числе предоставление отчетов, прохождение дистанционных курсов обучения и т. д.

Территориальный орган принимает решение о постановке организации или индивидуального предпринимателя на учет в срок, не превышающий 15 календарных дней со дня получения карты постановки на учет.

Территориальный орган Росфинмониторинга вправе отказать организации или индивидуальному предпринимателю в постановке на учет в случае:

  • представления карты постановки на учет, оформленной ненадлежащим образом (а именно: представление карты постановки на учет в формате приказа, утратившего силу, не заполнение обязательных полей, а также, если текст не поддается прочтению (в случае заполнения карты постановки на учет рукописным способом);
  • наличия в карте постановки на учет недостоверной информации, основываясь на информации Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • представления карты постановки на учет в территориальный орган Росфинмониторинга не по месту государственной регистрации организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • представления карты постановки на учет организацией или индивидуальным предпринимателем, в сфере деятельности которых имеются соответствующие надзорные органы.

При изменении сведений, содержащихся в карте постановки на учет, организация или индивидуальный предприниматель в течение 10 календарных дней представляет (направляет) в территориальный орган Росфинмониторинга по месту своей регистрации или месту жительства карту постановки на учет, содержащую новые сведения.

По результатам рассмотрения карты постановки на учет, содержащей новые сведения, территориальный орган Росфинмониторинга направляет организации или индивидуальному предпринимателю уведомление о принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения либо об отказе в принятии карты постановки на учет, содержащей новые сведения.

Организация или индивидуальный предприниматель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) территориального органа Росфинмониторинга, должностных лиц территориального органа Росфинмониторинга, осуществляемых в ходе предоставления государственной услуги (по постановке на учет), в досудебном порядке.

Примерный образец заполнения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для организаций.

Примерный образец заполнения карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу для индивидуальных предпринимателей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *