Ответственность за нарушение финансового законодательства

Ответственность за нарушение финансового законодательства

Ответственность наступает для каждого человека и гражданина, а также для юридического лица, после совершения ими правонарушений в отдельных сферах деятельности. Каждая отдельная сфера деятельности предусматривает определенный вид ответственности. Так, например ответственность за нарушение налогового законодательства может наступить в форме налоговой, административной и уголовной ответственности, ответственность за нарушение валютного законодательства, предусматривает административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность и так далее.

В области финансовой деятельности определяют три вида правонарушений – это финансово-правовые нарушения, административный проступок и уголовное преступление. Основаниями для применения финансовых санкций, как мер ответственности, будут являться нарушения требований правовых норм в сфере финансов, которые в итоге представляют собой специфические финансовые правонарушения.

Ответственность за нарушения финансового законодательства являет собой правовосстановительную ответственность, которая выражается в предотвращении негативных последствий для публичных финансов. При этом, особенностью финансовой ответственности является тот факт, что она призвана восстановить права и обеспечить реализацию интересов, не просто отдельного лица, а общества в целом.

Финансовая ответственность позволяет обеспечить применение государством принудительных мер финансового характера. Ее реализация состоит в применении к правонарушителям соответствующих санкций, являющихся самих по себе самостоятельными мерами финансово -правового применения. В настоящее время ответственность в сфере финансов определяют следующие законодательные акты часть IV БК РФ (статьи с 281 по 306), ст. 75 НК РФ.

Ответственность за нарушение финансового законодательства предусматривает налоговую, административную, гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную и уголовную ответственность. При этом, ко всем перечисленным видам ответственности могут быть подвергнуты физические лица, юридические несут только административную, гражданскую и материальную ответственность.

Уголовная ответственность в сфере нарушения финансового законодательства, являет собой вид ответственности, который заключается в ограничении прав и свобод лица, виновного в доказанном соответствующими органами деянии. Уголовная ответственность наступает с момента вступления в силу приговора суда, основанием к ее наступлению является совершение лицом проступка, содержащего признаки состава преступления, указанных в УК РФ.

Административная ответственность в сфере финансового законодательства являет собой ответственность граждан, должностных и юридических лиц, которыми было совершено административное правонарушение. Основания и порядок привлечения к административной ответственности прописаны в КоАП РФ.

Налоговая ответственность в сфере финансового законодательства наступает вследствие совершения субъектом деяния, нарушающие нормы налогового законодательства. Особенностью налоговой ответственности является факт применения к нарушителю финансовых санкций – денежных штрафов.

Ответственность за нарушения финансового законодательства гражданско-правового характера являет собой систему мер, принудительно применяемых к лицам, совершившим нарушения в с сфере гражданских прав и обязанностей человека и гражданина. Целью применения гражданско-правовой ответственности является восстановления положения, предшествующего совершению правонарушения. Всего системой мер такой ответственности предусмотрено два вида реализации: возмещение убытков и санкции.

Материальная и дисциплинарная ответственность за нарушения финансового законодательств заключаются в обязанности возмещения гражданином имущественного ущерба, который был причинен по его вине предприятию, и возможность администрации предприятия применять дисциплинарное взыскание с работника в отдельном случае.

Глава 10 Виды ответственности за нарушение финансового законодательства

За совершенные в финансовой сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического — только административная (частично), гражданская и материальная (например, за вред, причиненный экологическим правонарушением).

Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, ви-новных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступ-лению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом административных правонарушений (КоАП) и другими правовыми актами.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП). При этом админист-ративная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

К административной ответственности граждане Российской Федерации могут быть привлечены с 16-летнего возраста.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

— предупреждение;

— штраф;

— возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— конфискация предмета, явившегося орудием совершения и непосредственным объектом административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты);

— исправительные работы;

— административный арест (не могут быть подвергнуты лица, не достигшие 18 лет);

— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного лица или лица без гражданства.

Административная ответственность за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, несут на общих основаниях иностранные граждане и лица без гражданства, если они не пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ.

За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сфере ох-раны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности, административной ответственности подлежат только должностные лица. К должностным лицам могут быть применены только два вида административной ответственности: предупреждение и штраф.

За нарушение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства в ряде федеральных законов РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц. Например, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» должност-ные, физические и юридические лица несут административную ответственность за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правона-рушения.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ (ч. 1). Иными словами, налоговое правонарушение — это противоправное деяние, т. е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

К налоговым правонарушениям в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ч.1) относятся:

— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);

— уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);

— нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118);

— нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов (ст. 119);

— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120);

— нарушение правили составления налоговой декларации (ст. 121);

— неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122);

— невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123);

— незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124);

— несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);

— непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126);

— отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа (ст. 127);

— неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля по делу о налоговом правонарушении, а также отказ от дачи показаний и дача заведомо ложных показаний (ст. 128);

— отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129).

Налоговая ответственность физического лица, предусмот-ренная Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ст. 108 Налогового кодекса РФ, ч. 1). Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организаций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, налоговыми агентами и т.п.).

Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида — возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).

В гражданско-правовой ответственности противоправным является деяние, нарушающее императивные нормы гражданского права либо противоречащее общим началам и смыслу гражданского законодательства и нарушающее права и охраняемые за-коном интересы третьего лица. Например, в экологической сфере гражданско-правовая ответственность выражается в основном в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, понесенный в результате нарушения правовых экологических требований.

Особой мерой гражданско-правовой ответственности является ответственность за неисполнение денежного обязательства, предусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Данная ответственность состоит в обязанности должника, нарушившего денежное обязательство, уплатить проценты на его сумму за время, прошедшее от нарушения до даты его фактического исполнения.

Проценты являются мерой гражданско-правовой ответственно-сти, а взыскание процентов носит зачетный характер, т. е. убытки возмещаются в доле, превышающей сумму процентов.

Одним из видов гражданско-правовой ответственности является субсидиарная ответственность, предполагающая дополни-тельную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ субсидиарную ответственность несут:

— члены полного товарищества по обязательствам товарищества;

— члены потребительского кооператива по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива;

— собственник имущества, закрепленного за учреждением, по обязательствам учреждения при недостаточности указанного имущества;

— в случае несостоятельности (банкротства) дочернего об-щества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам и т.д.

Материальная ответственность — это обязанность работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответ-ственности регулируются Кодексом законов о труде РФ и рядом других нормативных актов.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается его средним месячным заработком. При определении ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Трудовое законодательство предусматривает ограниченную и полную материальную ответственность (ст. 119 и 121 КзоТ РФ).

Полная материальная ответственность наступает в следующих случаях:

— когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;

— когда такая ответственность возложена на работника по законодательству;

— когда между работником и предприятием заключен письменный договор о полной материальной ответственности;

— когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

— когда имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим ра-зовым документам;

— когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование;

— когда ущерб причинен работником, находившимся в не-трезвом виде.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность вводится при совместном выполнении работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого письменного договора между предприятием, учреждением, организацией и всеми членами коллектива (бригады). Перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 14 сентября 1981 г.

В экологической сфере, например, материальную ответственность несут должностные лица и другие работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, орга-низации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей.

В постановлении Пленума ВС РФ от 22 декабря 1992 г. № 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (п. 24) в редакции от 25 октября 1996 г. указано, что дисциплинарная ответственность может наступить за следующие нарушения:

а) отсутствие работника без уважительной причины на работе в пределах трех часов в течение рабочего дня, а также нахождение без уважительной причины не на своем рабочем месте, хотя и в помещении другого или того же самого цеха, отдела и т.п., в том числе и более трех часов в течение рабочего дня;

б) отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 103 КЗоТ РФ), так как в силу трудового договора лицо обязано выполнять обусловленную работу с подчинением правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 15 КЗоТ);

в) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе.

Кроме того, если в соответствии с законодательством с работником должен быть заключен договор о полной материальной ответственности и если выполняемые им обязанности составляют основную трудовую функцию, и это было оговорено при приеме на работу, то отказ работника заключить договор о полной материальной ответственности рассматривается как неисполнение трудовых функций со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:

— общая, предусмотренная КЗоТ;

— специальная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственности жестко урегулированы КЗоТ (ст. 135) и расширительному толкованию не подлежат. К этим мерам относятся:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) увольнение в случаях:

а) систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;

б) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

в) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер обществен-ного воздействия;

д) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями.

Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами, положениями о дисциплине, кроме того, могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания для других категорий работников.

Так, на государственных служащих может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии (Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ). По специальным положениям несут дисциплинарную ответственность судьи, прокуроры, следователи.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Причем за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применявшим его органом или должностным лицом по собственной инициативе или по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый дисциплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

В экологической области, например, дисциплинарная ответственность носит перспективный, превентивный характер, обладает свойствами быстроты и оперативности наложения, простоты исполнения, легко доходит до сознания и воздействует на волю участников общественных отношений. Дисциплинарная ответственность в сфере экологии выражается в том, что администрация предприятия (организации) или вышестоящая организация налагают на виновного работника дисциплинарное взыскание за невыполнение им обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

3. Виды бюджетных правонарушений:

1) Нецелевое использование бюджетных средств — признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

— совершенное главным распорядителем бюджетных средств, распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, — влечет передачу уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

— выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

2) Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита

— финансовыми органами влечет бесспорное взыскание суммы непогашенного остатка бюджетного кредита и пеней за его несвоевременный возврат в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка бюджетного кредита.

3) Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом

— влечет бесспорное взыскание суммы платы за пользование бюджетным кредитом и пеней за ее несвоевременное перечисление в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджету, которому предоставлен бюджетный кредит, на сумму непогашенного остатка платы за пользование бюджетным кредитом.

4) Нарушение условий предоставления бюджетного кредита

— влечет бесспорное взыскание суммы бюджетного кредита и (или) платы за пользование им и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

5) Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов

— влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

4. Ответственность за совершение бюджетных правонарушений

Уголовный кодекс РФ предусматривает следующие виды ответственности:

1) Ст. 285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

— совершенное в крупном размере (свыше 1,5 млн. рублей), — наказывается штрафом в размере от 100 до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору и (или) в особо крупном размере (свыше 7,5 млн. рублей), — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

2) Ст. 285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов

Наказание аналогично ст. 285.1.

3) Ст. 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации

— если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

— те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— если деяния:

а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;

б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) повлекли тяжкие последствия, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:

1) Статья 15.14. Нецелевое использование бюджетных средств — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

2) Статья 15.15. Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита:

— предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, -наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

— предоставленного юридическому лицу, — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

— возврат бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока возврата — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

— возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, с нарушением срока возврата — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

3) Статья 15.15.1. Неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом

— неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

— неперечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов.

— перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным бюджету бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением срока — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

— перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, предоставленным юридическому лицу, с нарушением срока — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы платы за пользование бюджетным кредитом, не перечисленной в установленный срок на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

4) Статья 15.15.2. Нарушение условий предоставления бюджетного кредита

— нарушение кредитором — административный штраф на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

— нарушение заемщиком — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученного бюджетного кредита.

5) Статья 15.15.3. Нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

6) Статья 15.15.4. Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций

— нарушение главным распорядителем бюджетных средств — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

— нарушение юридическим лицом — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученной бюджетной инвестиции.

7) Статья 15.15.5. Нарушение условий предоставления субсидий

— нарушение главным распорядителем бюджетных средств — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

— нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий — наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 12 процентов суммы полученной субсидии.

8) Статья 15.15.6. Нарушение порядка представления бюджетной отчетности — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

9) Статья 15.15.7. Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

10) Статья 15.15.8. Нарушение запрета на предоставление бюджетных кредитов и (или) субсидий — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

11) Статья 15.15.9. Несоответствие бюджетной росписи сводной бюджетной росписи — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

12) Статья 15.15.10. Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств

Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

13) Статья 15.15.11. Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

14) Статья 15.15.12. Нарушение запрета на размещение бюджетных средств — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

15) Статья 15.15.13. Нарушение сроков обслуживания и погашения государственного (муниципального) долга — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

16) Статья 15.15.14. Нарушение срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

17) Статья 15.15.15. Нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

18) Статья 15.15.16. Нарушение исполнения платежных документов и представления органа Федерального казначейства

— неисполнение или несвоевременное исполнение банком или иной кредитной организацией платежных документов на перечисление средств, либо на перечисление средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 5 процентов суммы средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

— неисполнение банком или иной кредитной организацией представления органа Федерального казначейства о приостановлении операций по счетам — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 5 процентов суммы средств незаконно произведенных операций.

За совершенные в финансовой сфере противоправные дея­ния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответст­венность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического — только административная (частично), гражданская и материаль­ная (например, за вред, причиненный экологическим правона­рушением).

Уголовная ответственность — это вид юридической ответст­венности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, ви­новных в совершении преступления, предусмотренного Уголов­ным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответст­венности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные по­следствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое фи­зическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступ­лению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмот­ренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

Административная ответственность— это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом административных правонарушений (КоАП) и другими правовыми актами.

Административным правонарушением (проступком) призна­ется посягающее на государственный или общественный поря­док, социалистическую собственность, права и свободы граж­дан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо без­действие, за которое законодательством предусмотрена админи­стративная ответственность (ст. 10 КоАП). При этом админист­ративная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательст­вом уголовной ответственности.

К административной ответственности граждане Российской Федерации могут быть привлечены с 16-летнего возраста.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

— предупреждение;

— штраф;

— возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного пра­вонарушения;

— конфискация предмета, явившегося орудием совершения и непосредственным объектом административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного гражда­нину (например, права охоты);

— исправительные работы;

— административный арест (не могут быть подвергнуты ли­ца, не достигшие 18 лет);

— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного лица или лица без гражданства.

Административная ответственность за административные пра­вонарушения, совершенные на территории Российской Федера­ции, несут на общих основаниях иностранные граждане и лица без гражданства, если они не пользуются иммунитетом от адми­нистративной юрисдикции РФ.

За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сфере ох­раны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, обеспечение выполне­ния которых входит в их служебные обязанности, администра­тивной ответственности подлежат только должностные лица. К должностным лицам могут быть применены только два вида ад­министративной ответственности: предупреждение и штраф.

За нарушение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства в ряде федеральных законов РФ предусмотрена административная ответ­ственность для юридических лиц. Например, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» должност­ные, физические и юридические лица несут административную ответственность за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологи­ческой экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной инфор­мации о состоянии природной среды и радиационной обстанов­ке и т.д.

Налоговая ответственность— это вид юридической ответст­венности физических и юридических лиц за налоговые правона­рушения.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное про­тивоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налого­вого агента и их представителей, за которое установлена ответст­венность Налоговым кодексом РФ (ч. 1). Иными словами, нало­говое правонарушение — это противоправное деяние, т. е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

К налоговым правонарушениям в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ч.1) относятся:

— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);

— уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);

— нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118);

— нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов (ст. 119);

— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объ­ектов налогообложения (ст. 120);

— нарушение правили составления налоговой декларации (ст. 121);

— неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122);

— невыполнение налоговым агентом обязанности по удер­жанию и (или) перечислению налогов (ст. 123);

— незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124);

— несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);

— непредставление налоговому органу сведений о налого­плательщике (ст. 126);

— отказ от представления документов и предметов по запро­су налогового органа (ст. 127);

— неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля по делу о налоговом правонарушении, а также отказ от дачи показаний и дача заведомо ложных показаний (ст. 128);

— отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заклю­чения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129).

Налоговая ответственность физического лица, предусмот­ренная Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение нало­гового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от ад­министративной, уголовной или иной ответственности, преду­смотренной законами Российской Федерации (ст. 108 Налого­вого кодекса РФ, ч. 1). Физическое лицо может быть привлече­но к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Налоговая ответственность распространяется на всех налого­плательщиков, независимо от форм собственности, организаци­онно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения орга­низаций, так как они не являются самостоятельными участни­ками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, на­логовыми агентами и т.п.).

Налоговая ответственность состоит в применении к наруши­телю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

Гражданско-правовая ответственность— это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к на­рушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстано­вить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида — возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санк­ции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на дого­ворную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).

В гражданско-правовой ответственности противоправным яв­ляется деяние, нарушающее императивные нормы гражданского права либо противоречащее общим началам и смыслу граждан­ского законодательства и нарушающее права и охраняемые за­коном интересы третьего лица. Например, в экологической сфе­ре гражданско-правовая ответственность выражается в основном в возложении на правонарушителя обязанности возместить по­терпевшей стороне имущественный или моральный вред, поне­сенный в результате нарушения правовых экологических требо­ваний.

Особой мерой гражданско-правовой ответственности является ответственность за неисполнение денежного обязательства, пре­дусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Данная ответст­венность состоит в обязанности должника, нарушившего денеж­ное обязательство, уплатить проценты на его сумму за время, прошедшее от нарушения до даты его фактического исполнения. Проценты являются мерой гражданско-правовой ответственно­сти, а взыскание процентов носит зачетный характер, т. е. убытки возмещаются в доле, превышающей сумму процентов.

Одним из видов гражданско-правовой ответственности явля­ется субсидиарная ответственность,предполагающая дополни­тельную ответственность лиц, которые наряду с должником от­вечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязатель­ства в случаях, предусмотренных законом или договором.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ субсидиарную ответственность несут:

— члены полного товарищества по обязательствам товари­щества;

— члены потребительского кооператива по его обязательст­вам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каж­дого из членов кооператива;

— собственник имущества, закрепленного за учреждением, по обязательствам учреждения при недостаточности указанного имущества;

— в случае несостоятельности (банкротства) дочернего об­щества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам и т.д.

Материальная ответственность— это обязанность работни­ка возместить в установленном порядке и в определенных раз­мерах имущественный ущерб, причиненный по его вине пред­приятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответ­ственности регулируются Кодексом законов о труде РФ и рядом других нормативных актов.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный пред­приятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается его средним месячным заработком. При опреде­лении ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Трудовое законодательство предусматривает ограниченную и полную материальную ответственность (ст. 119 и 121 КзоТ РФ).

Полная материальная ответственность наступает в следую­щих случаях:

— когда ущерб причинен преступными действиями работни­ка, установленными приговором суда;

— когда такая ответственность возложена на работника по законодательству;

— когда между работником и предприятием заключен пись­менный договор о полной материальной ответственности;

— когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обя­занностей;

— когда имущество и другие ценности были получены ра­ботником под отчет по разовой доверенности или по другим ра­зовым документам;

— когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничто­жением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, орга­низацией работнику в пользование;

— когда ущерб причинен работником, находившимся в не­трезвом виде.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность вво­дится при совместном выполнении работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого письмен­ного договора между предприятием, учреждением, организацией и всеми членами коллектива (бригады). Перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 14 сентября 1981 г.

В экологической сфере, например, материальную ответст­венность несут должностные лица и другие работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность— это санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, орга­низации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправ­ное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение ра­ботником своих трудовых обязанностей.

В постановлении Пленума ВС РФ от 22 декабря 1992 г. № 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Феде­рации законодательства при разрешении трудовых споров» (п. 24) в редакции от 25 октября 1996 г. указано, что дисциплинарная ответственность может наступить за следующие нарушения:

а) отсутствие работника без уважительной причины на работе в пределах трех часов в течение рабочего дня, а также нахождение без уважительной причины не на своем рабочем месте, хотя и в помещении другого или того же самого цеха, отдела и т.п., в том числе и более трех часов в течение рабочего дня;

б) отказ работника без уважительных причин от выполне­ния трудовых обязанностей в связи с изменением в установ­ленном порядке норм труда (ст. 103 КЗоТ РФ), так как в силу трудового договора лицо обязано выполнять обусловленную ра­боту с подчинением правилами внутреннего трудового распо­рядка (ст. 15 КЗоТ);

в) отказ или уклонение без уважительных причин от меди­цинского освидетельствования работников некоторых профес­сий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике безопас­ности и правилам эксплуатации, если это является обязатель­ным условием допуска к работе.

Кроме того, если в соответствии с законодательством с ра­ботником должен быть заключен договор о полной материаль­ной ответственности и если выполняемые им обязанности со­ставляют основную трудовую функцию, и это было оговорено при приеме на работу, то отказ работника заключить договор о полной материальной ответственности рассматривается как не­исполнение трудовых функций со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:

— общая, предусмотренная КЗоТ;

— специальная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственно­сти жестко урегулированы КЗоТ (ст. 135) и расширительному толкованию не подлежат. К этим мерам относятся:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) увольнение в случаях:

а) систематического неисполнения работником без уважи­тельных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисцип­линарного или общественного взыскания;

б) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех ча­сов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

в) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелко­го) государственного или общественного имущества, установлен­ного вступившим в законную силу приговором суда или поста­новлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер обществен­ного воздействия;

д) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации (филиа­ла, представительства, отделения и другого обособленного под­разделения) и его заместителями.

Законодательством о дисциплинарной ответственности и ус­тавами, положениями о дисциплине, кроме того, могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания для других категорий работников.

Так, на государственных служащих может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии (Федеральный закон «Об основах госу­дарственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ). По специальным положениям несут дисциплинар­ную ответственность судьи, прокуроры, следователи.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учиты­ваться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение ра­ботника.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинар­ное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в от­пуске. Причем за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применявшим его органом или должностным лицом по собственной инициативе или по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый дисциплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

В экологической области, например, дисциплинарная ответ­ственность носит перспективный, превентивный характер, обла­дает свойствами быстроты и оперативности наложения, просто­ты исполнения, легко доходит до сознания и воздействует на волю участников общественных отношений. Дисциплинарная ответственность в сфере экологии выражается в том, что адми­нистрация предприятия (организации) или вышестоящая орга­низация налагают на виновного работника дисциплинарное взыскание за невыполнение им обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

Виды ответственности за нарушение финансового законодательства

За совершенные в финансовой сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического — только административная (частично), гражданская и материальная (например, за вред, причиненный экологическим правонарушением).

Рисунок № 1 — Виды ответственности за нарушение финансового законодательства

Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные по следствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ. Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом административных правонарушений (КоАП) и другими правовыми актами.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный поря док, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо без действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП). При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административная ответственность за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, несут на общих основаниях иностранные граждане и лица без гражданства, если они не пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ.

За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности, административной ответственности подлежат только должностные лица. К должностным лицам могут быть применены только два вида административной ответственности: предупреждение и штраф.

За нарушение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства в ряде федеральных законов РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц.

Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ (ч. 1). Иными словами, налоговое правонарушение — это противоправное деяние, т. е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ст. 108 Налогового кодекса РФ, ч. 1).

Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организаций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, на логовыми агентами и т.п.).

Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида — возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).

В гражданско-правовой ответственности противоправным является деяние, нарушающее императивные нормы гражданского права либо противоречащее общим началам и смыслу гражданского законодательства и нарушающее права и охраняемые законом интересы третьего лица. Например, в экологической сфере гражданско-правовая ответственность выражается в основном в возложении на правонарушителя обязанности возместить по терпевшей стороне имущественный или моральный вред, понесенный в результате нарушения правовых экологических требований.

Особой мерой гражданско-правовой ответственности является ответственность за неисполнение денежного обязательства, предусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Данная ответственность состоит в обязанности должника, нарушившего денежное обязательство, уплатить проценты на его сумму за время, прошедшее от нарушения до даты его фактического исполнения. Проценты являются мерой гражданско-правовой ответственности, а взыскание процентов носит зачетный характер, т. е. убытки возмещаются в доле, превышающей сумму процентов.

Одним из видов гражданско-правовой ответственности является субсидиарная ответственность, предполагающая дополни тельную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

Материальная ответственность — это обязанность работни ка возместить в установленном порядке и в определенных раз мерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответственности регулируются Кодексом законов о труде РФ и рядом других нормативных актов.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный пред приятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается его средним месячным заработком. При определении ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность вводится при совместном выполнении работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого письменного договора между предприятием, учреждением, организацией и всеми членами коллектива (бригады).

В экологической сфере, например, материальную ответственность несут должностные лица и другие работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей.

Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:

  • · общая, предусмотренная КЗоТ;
  • · специальная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

На государственных служащих может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии. По специальным положениям несут дисциплинарную ответственность судьи, прокуроры, следователи.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

В экологической области, например, дисциплинарная ответственность носит перспективный, превентивный характер, обладает свойствами быстроты и оперативности наложения, просто ты исполнения, легко доходит до сознания и воздействует на волю участников общественных отношений. Дисциплинарная ответственность в сфере экологии выражается в том, что администрация предприятия (организации) или вышестоящая организация налагают на виновного работника дисциплинарное взыскание за невыполнение им обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

>Гарантия безопасности сделки

Заявка на консультацию

Мы — платим!

Январь 2019 года

В 2018 году произошел случай, который мог стать сюжетом для фильма с грустным финалом. Покупатель лишился права собственности и потерял на сделке с недвижимостью 1 млн 420 тысяч рублей!

Эта история началась с того, что клиент агентства недвижимости приобрел квартиру. На основе предоставленных продавцом документов было видно, что квартира принадлежит ему на праве собственности согласно договору о приватизации. Договор был зарегистрирован в Росреестре, что подтвердила и выписка из ЕГРН, заказанная перед подписанием договора купли-продажи между продавцом и покупателем. Договор купли-продажи с новым покупателем прошел проверку и регистрацию в государственных органах, и новый собственник решил заселиться в купленную квартиру. Каково же было его удивление, когда он узнал, что предыдущий собственник спокойно проживает в этой квартире со своей семьей и выезжать не собирается! Дальше выяснилось, что приватизация изначально прошла с нарушениями — была подделана выписка из домовой книги: вместо трех членов семьи, прописанных и проживавших в квартире (один из которых несовершеннолетний ребенок), оказался один, и мэрия города Новосибирска заключила с ним договор приватизации. Суд признал договор приватизации недействительным и все последующие сделки тоже, а клиент агентства недвижимости лишился права собственности. Но благодаря тому, что сделка проходила в агентстве недвижимости «Жилфонд», где клиенту выдали гарантийный сертификат, компания возместила всю сумму, связанную с приобретением недвижимости.

Декабрь 2017 года

«Жилфонд» возместил стоимость земельного участка покупателям, которых мэрия через суд лишила права собственности.

В марте 2017 года молодая семья из Новосибирска приобрела земельный участок за 900 000 рублей. Сделку проводили специалисты агентства недвижимости «Жилфонд». Право собственности на этот объект впервые было зарегистрировано на основании акта мэрии от 1993 года. А в мае 2017 года администрация Новосибирска подала в суд на расторжение сделки. Акт, на основании которого 4 года назад было оформлено право собственности, признали подложным. Сделку, проведённую в марте 2017 года, аннулировали. Клиенты «Жилфонда» лишились права собственности, но не денег за земельный участок. «Жилфонд» выплатил покупателям 900 000 рублей.

Подробности в нашем видеосюжете:

Декабрь 2009 года

Покупатели земельного участка, лишенные судом прав собственности, получили возмещение полной стоимости земли от агентства «Жилфонд», чьими клиентами являлись на момент покупки. Смотрите видео с подробностями происшедшего:

Смотрите независимую передачу «Прецедент» о выплатах «Жилфондом» клиентам денег по Гарантийному сертификату:

Заявка на консультацию Поделиться с друзьями

Финансовая ответственность — это экономическое понятие, которое в зависимости от обстоятельств может иметь несколько разных толкований. Практически всегда финансовая ответственность включает в себя стратегии по управлению долгами и применение так называемой «системы разумных трат». То как преподносится это понятие во многом зависит от того, какой экономической теории придерживается человек или организация, рассуждающие о его определении. Некоторые утверждают, что быть финансово ответственным — значит сокращать долги, в то время как другие полагают, что речь идет о полном отказе от долгов и организации финансового планирования на будущее. Третьи уверены, что главное — уметь контролировать свои долги, а не отказываться от них полностью. Возможно самое простое определение финансовой ответственности лежит в создании, оптимизации и сохранении сбалансированного бюджета. Люди, также, как и организации любого размера и формата, могут это делать самостоятельно. В большинстве же случаев финансовая ответственность – понятие относящиеся к корпоративным расходам компаний и государственному финансовому управлению.

Общее употребление понятия финансовой ответственности

Как правило слово «финансовый» имеет отношение к деньгам и может использоваться при обсуждении человеком своих личных финансовых средств. Но чаще всего оно используется при обсуждении государственных бюджетных средств и правительственных расходов. В этом случае финансовые дела включают в себя всё начиная от доходов с налогов на прибыль, и заканчивая инвестициями и ценными накоплениями. В масштабе правительства обещание быть финансово ответственным означает гарантию правительства в том, что оно будет честно зарабатывать, приумножать и расходовать средства федерального бюджета, и не будет подвергать своих граждан суровым испытаниям. Это своего рода морально-нравственное обещание о сохранении финансово устойчивого государства для будущих поколений на основе понимания того, что трудно иметь функциональное общество без гарантии его финансовой безопасности со стороны правительства.

Важность сбалансированного бюджета

Часто финансовая ответственность начинается со сбалансированного бюджета, что в общих словах означает бюджет без дефицита и излишка. Здесь ожидание того, что будет потрачено, должно равняться тому, что было потрачено. Существует несколько разных взглядов и мнений касательно того как сохранить бюджет в сбалансированном состоянии. Одни экономисты настаивают на том, что при определенных экономических обстоятельствах нужен дефицит бюджета, а в каких-то случаях, его профицит. Другие ученые рассматривают дефицит как результат безответственности, в независимости от обстоятельств и времени. На самом деле здесь нет какого-то строгого правила, и в большинстве случаев это вопрос обстоятельств и управления издержками.

Последствия неправильного планирования

Финансовая безответственность – это результат несоответствия человеком, компанией или государством, прописанным в плане сбалансированным и платежеспособным контрольным цифрам. Обычно это обусловлено неэффективным финансовым планированием, где может быть включено снижение издержек в одном месте, с одновременным существенным повышением затрат в другом. Или снижение налогового бремени в одной отрасли, при одновременном увеличении налоговой нагрузки на другую. Ситуации такого плана могут привести к тому, что затраты будут превышать доходы. Ни правительство, ни коммерческая организация, ни частное лицо не смогут выжить при наличии дефицита. С долгом можно прожить какое-то время, но рано или поздно он даст о себе знать.

Особое значение финансовой ответственности в государственных делах

Когда правительство финансово безответственно, его способность эффективно функционировать крайне ограничена. Даже если все было спланировано наилучшим образом, экстренные ситуации и стихийные бедствия происходят неожиданно. В таких случаях для устранения ущерба и оказания помощи правительству необходим быстрый доступ к резервным фондам. Финансово безответственное правительство неспособно выполнить программы по выплате пособий своим гражданам, а в зависимости от масштабов проблем с бюджетом, может быть даже не в состоянии финансировать свои собственные программы в обычной ситуации. Это создает проблемы не только внутри страны, но также может стать причиной неуверенности на международной сцене, что, в свою очередь, может негативно сказаться на всем, от курса национальной валюты до стабильности экономики в целом.

Общие рекомендации для успеха

Приведение в порядок финансового состояния и бюджета не всегда так сложно, как это кажется вначале. Главное не подходить к этому поверхностно. Любое правительство, организация и человек могут предпринять шаги к тому, чтобы стать более финансово ответственными. Одним из действующих методов является применение системы финансовой прозрачности. Это помогает сократить затраты, раскрыть мошенничество, и указать места финансовой неэффективности.

Термин прозрачность больше применим к расходам коммерческих компаний и правительств, где публичное анонсирование данных и цифр несет реальные преимущества. Частные лица тоже могут сделать свои траты прозрачными, например, перед друзьями или членами семьи, что ведет к увеличению их личной финансовой ответственности. Из-за вопросов государственной безопасности не все детали правительственного бюджета и расходов могут быть обнародованы публично, но, демонстрация общих данных придаёт гражданам чувство комфорта и уверенности, а правительству образ честного слуги народа. Точно также и отдельно взятый гражданин, который честен с сам собой в вопросах своих расходов имеет гораздо больше шансов рассчитаться со своими долгами, и в будущем жить согласно доходам, не забывая формировать резервный фонд на случай экстренной ситуации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *