Бюджетная субсидия

Содержание

Субсидия

Субсидия (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — выплаты, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты из специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств.

Определение

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:

  • субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств
  • субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и/или внебюджетных фондов в счет юридических лиц (кроме «государственных» учреждений) и физических лиц

Основные свойства субсидии:

♦ безвозмездная передача средств (возможен возврат средств)

♦ целевой характер

♦ софинансирование (на условиях долевого финансирования)

Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же котируется через компенсационные выплаты.

Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования

Субсидия — помощь потребителю продукции, то есть субъекту, не имеющему достаточно средств для самофинансирования.

См. также

В Викисловаре есть статья «субсидия»

  • Дотация
  • Субвенция

Субсидии и субвенции: в чем их сходства и различия, чем отличаются от дотации и кто на них имеет право

Россияне неизбежно сталкиваются с финансовыми понятиями. Чаще они звучат при предоставлении материальной помощи нуждающимся категориям граждан. В обиходе отчисления называют дотациями, субсидиями или субвенциями, подразумевая синонимы. Однако, с точки зрения экономики, обозначенные термины означают разные поступления. Главным критерием, по которому разделяются трансферты, является условие их предоставления. Итак, что же собой представляют указанные переводы и каким критериям должен отвечать получатель?

Определения

В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:

  • субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
  • субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
  • дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.

В чем заключается разница?

Из представленных ранее определений можно сделать вывод, что отличия устанавливаются по целевому назначению денежного потока и получателю. Так, субвенция не может использоваться в качестве формы материальной поддержки нуждающихся граждан. Ее передача осуществляется между бюджетами. Субсидии, напротив, чаще выдаются гражданам. При этом не стоит забывать, что такие преференции могут принимать натуральный вид (лекарства, учебники, одежда).

Важно! Все указанные выплаты не облагаются по линии ФНС. Решение о перечислении принимается уполномоченными органами. Если говорить о межбюджетных трансфертах, то перевод, как правило, осуществляется из вышестоящей казны.

Под субсидией понимается разовое пособие, предоставляемое за счет бюджета соответствующего уровня. При этом деньги могут перечисляться гражданам напрямую. В последнем случае допускаются два варианта: прямое начисление и косвенное (льготы).

Помимо этого, средства перечисляются местным органам для последующей адресной поддержки населения. Таким образом, субсидия имеет социальную направленность, выраженную в прямом финансировании заинтересованных лиц и местных бюджетов.

Субвенция

Данный межбюджетный трансферт не имеет прямого отношения к социальной политике. Деньги выделяются для организации конкретного мероприятия. В данном случае поступления нацелены на реализацию определенного проекта, разработанного органами исполнительной власти. В отличие от субсидии субвенция имеет строго целевой характер и обязательна к возврату в случае нарушения сроков ее использования. При этом вернуть придется только остаток, а не всю сумму целиком.

Когда назначаются?

Помимо обозначенных ранее отличий, нужно понимать, на каких условиях получатель может принять ассигнования.

Как правило, средства перечисляются гражданам, попадающих в категории социально незащищенных (малоимущих) слоев населения. Финансовая поддержка за счет государства допускается, если официально подтверждаются следующие обстоятельства:

  1. Получатель имеет подданство Российской Федерации или статус официального резидента, проживающего на территории страны.
  2. Нет задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
  3. Человек имеет постоянную прописку и жилье (в собственности, договор найма).

Если выгодоприобретатель относится к группе нуждающихся, то он вправе требовать от государства или местных органов предоставить соответствующие льготы. При рассмотрении заявки внимание уделяется финансовым возможностям претендента. Так некоторые преференции требуют, чтобы доход получателя не превышал ПМ в регионе. То есть он не должен получать заработок (усредненный заработок – для семьи) от основной и иной деятельности, в совокупности превышающий уровень прожиточного минимума. При определении среднедушевого дохода семейства в расчет берутся все поступления (пособия, стипендии, зарплата, премии и др.).

Субвенции

Финансирование осуществляется только при наличии мотивированных заявок от потенциального получателя (местных органов власти). За составление бумаг, определяющих потребности, отвечают уполномоченные сотрудники. Они формируют соответствующую документацию ежегодно (в конце финансового года). Необходимость получения средств должна подтверждаться расчетами. Информация направляется в адрес вышестоящего органа, наделенного контрольной функцией.

Вопрос:

Что нужно знать о рассмотрении заявки?

Ответ:

По итогам работы выносится решение. Некоторые просьбы могут быть выполнены в полном объеме, по другим расходным статьям приходит отказ или они удовлетворяются частично. Неизрасходованные в текущем году деньги подлежат возврату. При этом последний факт снизит шансы на получение ассигнований в объеме, равном или превышающем предшествующий период.

Важно! Выходить за рамки бюджета также нельзя. Если средств от вышестоящего бюджета не хватит, то работники, осуществляющие проверку документации, сделают вывод о неточности сведений, представленных составителем потребности.

При больших остатках на счете получателя по окончании финансового года, орган, направивший средства, применяет санкции. Они представляют собой штраф, перенесенный на следующий отчетный период.

Если потребность софинансирования доказана соответствующей заявкой, а также другими сопроводительными актами, то преференция назначается на следующий год. Кроме того, выгодоприобретатель не должен ранее получать претензии со стороны вышестоящего ведомства. В некоторых случаях назначение может осуществляться из нижестоящего бюджета. Процедура урегулирована Бюджетным кодексом России (Федеральный закон №145-ФЗ).

На какие цели используются средства, полученные в форме субвенции

Как уже было отмечено, такие выплаты предоставляются на определенные цели. В списке популярных расходных статей значатся:

  • регулярная или единовременная поддержка малоимущим, детям, имеющим ограниченные возможности здоровья;
  • отчисления детям-сиротам и несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей;
  • капремонт дворовых проездов;
  • обеспечение медицинских учреждений, амбулаторий, медоборудованием и материалами;
  • ремонт в дошкольных образовательных организациях, приобретение спортинвентаря;
  • иные программы.

Что общего у дотаций и субвенций, чем отличаются данные трансферты?

Дотируемое финансирование безвозвратно. Использование такого вида поступлений не контролируется уполномоченными органами. Однако субъекты хозяйствования редко используют подобную форму отчислений. Чаще перечисление средств производится в форме пожертвования в фонды (организации). Дотации имеют социальную направленность. Такой вид преференций выделяется гражданам, общественным образованиям и госструктурам.

Дотация представляет собой дополнение к уже имеющемуся бюджету. Зачастую недостаточность финансовых активов связана с убыточностью того или иного предприятия или необходимостью направления сотрудников на санаторно-курортное лечение. Применяются отчисления и в наукоемких отраслях. К ним относятся:

  • фундаментальная наука;
  • агропромышленный комплекс;
  • космические исследования;
  • иные сферы, требующие постоянного внедрения инноваций.

Важно! Рассмотренный вид материальной поддержки не имеет целевого назначения. Деньги начисляются с учетом ситуации, сложившейся у компании. Последний может расходовать активы в зависимости от текущих потребностей.

Таким образом, формы трансфертов, предусмотренных бюджетным законодательством, отличаются по целевому признаку и порядку выделения помощи. Субвенция не начисляется гражданам и предназначена только для юридических лиц, подтвердивших свою потребность.

В Российской Федерации существует несколько программ, основное предназначение которых заключается в предоставлении средств населению и организациям.

Один из видов такого субсидирования — выплата целевой материальной помощи. Перечисление денежных средств осуществляется из специального резервного бюджета государственного или муниципального органа. Выплата матпомощи производится только под определенные нужды заявителя.

Общая сумма средств, предоставляемых организации, имеет ограниченный размер и подлежит строгой отчетности перед государством.

Что такое целевая субсидия

Под субсидией подразумевается материальная помощь, которая предоставляется для обеспечения определенного целевого проекта. Чтобы получить эти денежные средства, заинтересованный человек должен предварительно пройти одобрение у государственного учреждения.

Если по результатам слушания, комиссия не одобрит представленный на рассмотрение проект, денежные средства заявителю предоставлены не будут. Первоочередной фактор для определения возможности предоставления человеку субсидии — целесообразность предложенного проекта.

На заметку! В государственную комиссию входит несколько представителей, среди которых и сотрудник, который занимается вопросами распределения бюджета.

Показатели, при которых возможно предоставление

На самом деле государство не против предоставления учреждениям целевых субсидий, но специальная комиссия прежде тщательно проверит проект, с которым соискатель обращается за получением субсидии и целесообразность ее выдачи или, например, если в ходе проверки будет установлен факт нецелесообразности растраты денег, полученные средства будет предписано вернуть.

Муниципальное образование тоже может получить отказ, если ранее ему были предоставлены денежные средства для удовлетворения какого-либо конкретного проекта, если в итоге эта программа не дала никакого результата.

Именно этот факт и является ключевым при оформлении целевой субсидии. Но решение о возможности предоставления денежных средств в любом случае остается только за государственной комиссией.

Внимание! Даже при предоставлении заявителем проекта с нарушениями, в большей части случаев он все же может рассчитывать на получение денежных средств, но только после внесения в документы соответствующих корректировок.

Нормативная база

В законодательстве РФ есть сразу несколько нормативных правовых актов, которые регламентируют порядок получения целевых субсидий:

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. ФЗ № 174.
  3. Постановление Правительства № 761.
  4. ФЗ № 62.
  5. ФЗ № 195.
  6. ФЗ «О некоммерческих организациях».
  7. Региональное законодательство и методические акты о правилах и порядке выделения государственных и региональных субсидий.

Помимо этого, в отдельных регионах РФ приняты свои нормативные акты, которые регламентируют порядок предоставления денежных средств в рамках государственной целевой субсидии.

Скачать для просмотра и печати:

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 27.02.2017) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ О гражданстве Российской Федерации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

Целевые субсидии в 2019-2020 году

Полный перечень субсидий, которые могут быть предоставлены из государственного бюджета для целевого использования, оговорен в Приложении к приказу ФНС от 27 декабря 2017 года № ММВ-7-5/1095@.

Оформление субсидии

Подача заявки

Оформление целевой субсидии осуществляется на основании заявки, где отображаются все необходимые расчеты и их обоснования.

В законодательстве нет специального бланка для заполнения этого документа, поэтому ориентироваться нужно на те бланки, которые приняты Министерствами или иными уполномоченными государственными структурами.

В заявке обязательно должна содержаться следующая информация:

  1. Номер заявления.
  2. Дата предоставления в госучреждение.
  3. Год целевого финансирования.
  4. Полное название заявителя, данные его ИНН и КПП.
  5. Вид субсидии и ее код.
  6. Основания, на которых заявитель вправе рассчитывать на получение денежных средств.
  7. Данные о мероприятии, которое подлежит финансированию или об объекте недвижимого имущества.
  8. Сумма средств, которые требуется получить заявителя.
  9. Подпись руководителя организации и главного бухгалтера.

Оформление договора или соглашения

Финансирование организации производится на основании договора о выделении денежных средств.

Типовая форма этого документа содержит следующие обязательные реквизиты:

  1. Предмет договора — наименование субсидии, ее код и цель получения.
  2. Условия, на которых предоставляются денежные средства.
  3. Размер выплаты и суммы ежегодных перечислений.
  4. КБК.
  5. Порядок перечисления денежных средств.
  6. Порядок, по которому стороны будут взаимодействовать между собой, ответственность за его несоблюдение.
  7. Права и обязанности организации и государственного учреждения.
  8. Заключительные положения: как правило, основания для расторжения соглашения.

Учет субсидий на иные цели

В учете полученных денежных средств используются:

  1. Код «5».
  2. КОСГУ 183.
  3. Балансовые счета.

Начисление

Доходы от получения денежных средств по программе субсидирования учитываются в сумме расходов, понесенных организацией.

Особенности определения объема для автономных учреждений

Автономные учреждения вправе запросить получение материальной помощи от государства, при условии, что сумма не превышает установленный годовой бюджет образования. На такой запрос действует несколько ограничений:

  1. Денежные средства в большем объеме могут быть затребованы для проведения ремонтных работ по реконструкции здания, но только если оно находится в аварийном состоянии.
  2. Превышение размера материальной поддержки допускается, если сотрудниками учреждения был подготовлен научный проект, который может стать прорывом.
  3. Превышение объема средств в рамках субсидии допускается, если требуется расширить организацию и увеличить количество рабочих мест.

Окончательное решение о возможности предоставления субсидии и ее размера принимается комиссией на основании рассмотрения заявки.

Нюансы, которые нужно учитывать при заполнении заявки

Если некоммерческая организация рассчитывает на получение материальной помощи из средств государственного бюджета, при составлении заявки должны учитываться несколько нюансов:

  1. Оформлением заявки должен заниматься руководитель организации.
  2. Перед предоставлением субсидии оценивается отчетность по использованию бюджета учреждения.
  3. В заявке обязательно должна быть отражена целесообразность использования полученных денежных средств.
  4. На момент подачи прошения о предоставлении субсидии у организации не должно быть никаких задолженностей по услугам ЖКХ.
  5. В заявке обязательно должна быть отражена итоговая сумма, которая запрашивается из бюджета в качестве компенсации.
  6. При получении денежных средств, по итогам их расходования должен быть составлен акт о целевом использовании, который впоследствии передается для проверки уполномоченному госучреждению.

Внимание! Если при проверке полученного акта сотрудником будет выявлено несоответствие, будет запущена процедура служебной проверки. При выявлении факта нарушения требований законодательства, руководитель организации будет отстранен от своей должности и привлечен к ответственности.

Порядок осуществления финансирования

Финансирование целевых субсидий осуществляется за счет средств государственного и регионального бюджета, в зависимости от запрашиваемой некоммерческой организацией суммы.

Вся процедура финансирования представлена несколькими шагами:

  1. Первоначально уполномоченный сотрудник госоргана рассматривает полученное от руководителя организации заявление.
  2. Далее проводится проверка правильности внесенных в заявку сведений.
  3. Следующий шаг — формирование субсидии.
  4. Далее выделенная сумма денежных средств направляется в бюджет региона.
  5. Заключительный шаг — перечисление средств из регионального бюджета на счет организации.

Операции, которые можно проводить с субсидиями в 2019-2020 году

Сведения об операциях

В течение 10 дней с подписания договора, государственное учреждение должно подготовить документ, содержащий сведения об операциях. В табличной части этого документа должны содержаться:

  1. Код матпомощи и ее полное наименование.
  2. Дата составленного сторонами соглашения и его номер.
  3. Коды.
  4. Сумма остатка средств, которые допускаются к использованию.
  5. Размер выплаченной дебиторской задолженности прошлых лет.
  6. Сумма поступлений, которые планируются в этом году.

Акт использования средств

Контроль за правильностью использования выплаченных денежных средств осуществляется учредителем организации и госучреждениями. С этой целью утверждаются специальные рекомендации по проведению расчета результативности предоставления денежных средств.

После проведения проверки, орган составляет специальный акт, куда вносятся:

  1. Основание, по которому проводилась проверка.
  2. Цель проверки.
  3. Объект проверки и продолжительность ее проведения.
  4. Список применяемых при проверке НПА.
  5. Анализ использования организацией денежных средств.
  6. Законность финансирования.
  7. Рекомендации.

Возврат субсидии за текущий год

Если после осуществления организацией всех запланированных расходов, на лицевом счете остаются денежные средства, они должны быть возвращены учредителю.

Возврат матпомощи за прошедшие годы

Бухгалтер может формировать два вида проводок:

  1. Денежные средства остались невостребованными.
  2. Выявлено нецелевое использование полученных денежных средств.

Возврат субсидии при отсутствии потребностей в этих средствах

Д-т К-т Примечание
520581560 530305730 Начислена задолженность по возврату неиспользованных средств.
530305830 520111610 Перечислены деньги в доход бюджета.

Возврат субсидии при выявлении нарушений при ее использовании

Д-т К-т Примечание
540110183 530305730 Начислена задолженность, возникшая в результате нецелевого использования.
530305830 520111610 Перечислены деньги в доход бюджета.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!

Посмотрите видео о том, кто имеет право на жилищную субсидию

Что такое субсидия и кто может рассчитывать на помощь государства

Здравствуйте, друзья!

Жизнь в условиях рыночной экономики нельзя назвать легкой и беззаботной. С одной стороны, это новые возможности, с другой – постоянная борьба за достойное существование. Не все с ней справляются в силу разных причин. Поэтому государство пытается помочь субсидиями населению, предприятиям, отраслям или целым регионам, которые нуждаются в поддержке.

Что такое субсидия, кто имеет право ее получить и какие виды бывают? Вопросов много. Давайте отвечать.

Понятие и виды

К сожалению, отдельного нормативного акта, который бы давал пояснения по всем вопросам, связанным с субсидиями, нет. Ответы на них приходится искать по многочисленным кодексам, законам и постановлениям. Даже подготовленному человеку сложно разобраться в этих юридических дебрях. Попробуем объяснить ключевые моменты простыми словами.

Субсидия – это помощь от государства физическим и юридическим лицам с целью поддержки дотационных регионов, отдельных категорий граждан, развития современных производств и отраслей.

Из этого определения понятно, что получателями субсидий могут быть как население, так и предприятие или целый регион. Поэтому и видов субсидирования много:

  • на приобретение жилья;
  • на оплату ЖКХ;
  • на поддержку сельского хозяйства, строительства и других важных для экономики отраслей;
  • на поддержку малого бизнеса в целом и безработных граждан, в частности в виде помощи на открытие ими собственного бизнеса.

По форме предоставления субсидии могут быть:

  • прямые – адресная передача конкретной денежной суммы или помощь в натуральной форме;
  • косвенные – компенсации, которые снижают налоги, стоимость лечения, процентные ставки по ипотеке и др.

Отличительные черты субсидии:

  1. Целевой характер – полученную помощь нельзя потратить на что угодно.
  2. Безвозвратный характер – это не кредит, который надо возвращать с процентами. Но если вы потратили деньги на другие цели, то вернуть придется.
  3. Предполагает долевое участие, т. е. получатель субсидии тоже должен профинансировать часть расходов.

Отличие субсидии от субвенции и дотации:

Субсидию предоставляют и бюджетам, и юридическим лицам, и ИП, и населению. У субвенций более узкая направленность. А дотации носят нецелевой характер.

Субвенция – это денежная помощь бюджетам разного уровня от федерального или вышестоящих бюджетов на определенные цели и срок. Если израсходовали не на те цели или не уложились в срок, то государство потребует возвратить.

Дотация – это безвозмездная и нецелевая помощь, которую не надо возвращать. Она выделяется для поддержки убыточных, но важных для региона или государства предприятий. Все мы слышали или пользуемся дотациями на питание, проезд и др.

Кому положена субсидия

Участниками программ субсидирования могут быть разные слои населения. В первую очередь это:

  • люди, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и признаны таковыми по определенным критериям;
  • инвалиды и пенсионеры;
  • многодетные и малоимущие семьи;
  • безработные, которые хотят начать свой бизнес;
  • люди определенных профессий (военнослужащие, молодые ученые, учителя, врачи и др.);
  • люди, которые имеют определенные награды, звания и достижения.

Программы могут финансироваться как на федеральном, так и на местном уровне. Условия, понятно, разные, как и финансовые возможности регионов.

Категорий населения, получающих поддержку от государства, много. К ним еще надо добавить предприятия и индивидуальных предпринимателей. В рамках одной статьи рассмотреть условия всех программ невозможно. Поэтому я приняла решение сделать обзор по наиболее востребованным субсидиям:

  • на приобретение жилья разным категориям граждан,
  • на оплату коммунальных услуг.

Особая категория людей, которая имеет право на разные льготы, пособия и субсидии – это пенсионеры. Часто им положена не одна, а сразу несколько льгот. Например, на оплату ЖКУ, получение жилплощади, как ветеранам и т. д.

Отдел социальной защиты консультирует по этому вопросу. В регионах действуют индивидуальные программы. Например, в Москве пенсионеры получили право бесплатно ездить не только на общественном транспорте города, но и на пригородных электричках.

Помощь в приобретении жилья

На жилищные субсидии по приобретению жилья могут рассчитывать сразу несколько категорий граждан:

  • малоимущие;
  • граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилом фонде;
  • граждане, проживающие рядом с человеком с опасным заболеванием;
  • воспитанники детских домов, которые не имеют своей жилплощади;
  • военнослужащие;
  • многодетные семьи с 3 и более детьми;
  • молодые семьи, в которых возраст обоих или одного из супругов до 35 лет;
  • участники ВОВ;
  • работники бюджетной сферы;
  • жители Крайнего Севера, отработавшие там определенный срок и переезжающие в другие регионы России;
  • молодые специалисты некоторых отраслей (например, учителя, врачи) и другие категории граждан.

Порядок постановки на учет и необходимые документы для этого определяет каждый регион РФ в отдельности. Поэтому уточните в администрации, имеете ли вы право на субсидию на приобретение квартиры или дома.

В любом случае, вы должны оформить документы, которые подтверждают либо ваш статус нуждающегося, либо то, что вы относитесь к специальным категориям, которым положена помощь от государства.

Какие параметры учитываются при включении вас в льготные программы:

  1. Наличие жилой площади в расчете на всех членов семьи и ее площадь, чтобы определить, сколько квадратных метров приходится на 1 человека.
  2. Имеется ли у членов семьи другая площадь в собственности.
  3. Среднедушевой доход семьи, который может стать основанием признания вас малоимущим.
  4. Состав семьи, в том числе трудоспособные члены и иждивенцы (дети, инвалиды).
  5. Параметры, которые помогут включить вас в специальные госпрограммы. Например, по поддержке молодых семей или военнослужащих.

Главное требование – получатель субсидии должен быть гражданином РФ.

Субсидия может быть в форме:

  • сертификата на определенную денежную сумму, который реализуется строго на обозначенную в нем цель – приобретение жилья;
  • предоставления квартиры из муниципального жилого фонда на праве социального найма.

Субсидии на оплату коммунальных услуг

Кто имеет право

Согласно Жилищному кодексу РФ на компенсацию части расходов по коммунальным услугам могут рассчитывать:

  • жители квартир, которые находятся в государственной собственности;
  • жители, которые по договору найма пользуются жильем в частном фонде;
  • члены жилищных кооперативов;
  • жители, квартиры и дома которых находятся в их собственности.

При этом они имеют право воспользоваться государственной помощью только в том случае, если платят за жилье более определенного процента от совокупного дохода всех членов семьи. В большинстве регионов это 22 %. В Татарстане, например, 21 %, а в Москве – 10 %.

Обязательное правило получения субсидии – это отсутствие задолженности по квитанциям.

Порядок получения

Компенсация расходов производится в течение 6 месяцев, после истечения которых надо оформлять все заново.

Чтобы получить субсидию, необходимо подготовить документы и предоставить их в отдел городского центра жилищных субсидий. В разных регионах эти учреждения могут носить другие названия, но смысл, я думаю, понятен.

Документы:

  1. Заявление с указанием всех проживающих в данном жилом помещении и степени их родства с заявителем.
  2. Копии документов на право владения или пользования заявителем данным жилым помещением.
  3. Справка об отсутствии задолженности и квитанции за последний месяц с пометкой об оплате.
  4. Документы о доходах всех членов семьи.

Документы гражданами могут быть поданы лично, почтовым отправлением, через МФЦ или онлайн через портал Госуслуг.

При вынесении положительного решения на протяжении 6 месяцев на указанный в вашем заявлении счет будет поступать компенсация за коммунальные услуги.

Размер субсидии зависит от региональных стандартов:

  • стоимости коммунальных услуг,
  • нормативной площади жилья,
  • доли оплаты за ЖКУ в совокупном доходе семьи.

Самостоятельно рассчитать компенсацию довольно сложно. Можно прикинуть примерно, проходите вы по нормативам или нет. В Жилищном кодексе есть формулы расчета, но я не хочу вас ими утомлять. Покажу на примере.

Исходные данные:

  • Семья состоит из 3-х человек и проживает в г. Иваново.
  • Совокупный доход семьи 30 000 руб.
  • Норматив по доле установлен в регионе на уровне 22 %.
  • Региональный стандарт стоимости ЖКУ – 2 521,87 руб. на человека (по г. Иваново в 2018 г.).

Размер субсидии = 2 521,87 х 3 – 30 000 х 0,22 = 965,61 руб.

Такая сумма будет перечисляться на счет в течение 6 месяцев.

Кстати, не только субсидии помогают экономить на коммунальных услугах, есть и другие способы уменьшить суммы в квитанциях.

Хочу обратиться ко всем нашим читателям. Не ленитесь узнавать, на какую помощь от государства вы можете рассчитывать. В регионах действует множество программ для самых разных слоев населения. Всю информацию можно получить при личном обращении в соответствующие отделы администраций, на официальных сайтах, сделать запрос по электронной почте. Работники обязаны отреагировать на любое обращение.

Говорю это не просто так. Мой брат является начальником отдела по капитальному строительству в администрации нашего региона. Они ежедневно отвечают на десятки обращений граждан по разным вопросам. Этот момент сейчас жестко контролируется вышестоящими органами.

Самое сложное в процедуре получения субсидии – это сбор документов. Но достаточно сделать это один раз, потом будете оформлять их на раз-два. И помогите решить вопросы со льготами вашим родителям или пожилым родственникам. К сожалению, никто не придет к ним домой и не позвонит, чтобы рассказать о положенных льготах.

Субсидии

В отличие от налогов, субсидия не является универсальным инструментом государственного вмешательства, она предоставляется выборочно. Формы субсидий могут быть весьма разнообразны. Например, льготные (пониженные) налоги для части производителей и отсрочки по их уплате также являются, по существу, субсидиями.

Субсидия – это предоставляемые государством финансовые и другие ресурсы для поддержки производства.

На рис. 2.19 представлены потоварные субсидии ( в этом случае государство доплачивает поставщику определенную сумму за каждую поставленную на рынок единицу блага). По своему воздействию на рыночное равновесие они противоположны потоварным налогам. Равновесная цена снижается с Pе до, а равновесное количество увеличивается с Qe до Q. Нетрудно догадаться, что величина субсидии на единицу продукции представляет — = s, то есть вертикальное расстояние между исходной линией предложения (S) и новой линией предложения (Ss), которая показывает сдвиг исходной линии предложения в результате введения субсидии.

Рис. 2.19. Влияние потоварной субсидии на равновесие.

Общая величина субсидии aЕsи она равна «налоговой цене» этой субсидии для налогоплательщиков. Иначе говоря, на эту сумму государство должно собрать налоги, если оно заинтересовано в расширении предложения с Qe до Q. Потоварная ставка субсидии, подобно потоварной налоговой ставке, делится в определенной пропорции между продавцом и покупателем блага. Продавцу достается величина, равная разнице между (ценой, которую получает продавец с учетом предоставляемой субсидии) и Pе (исходной ценой равновесия). Покупатель же получает разницу между Pе и (т.е. между старой и новой ценой равновесия, по которой он приобретает продукцию на рынке). Эта пропорция также определяется эластичностью спроса и предложения. Всего же (на все количество единиц блага) продавец получает субсидию равную abPе, а на долю покупателя приходится сумма равная PеbЕs.

Как и в случае потоварного налога, потоварная субсидия сопровождается чистыми потерями общества. В этот раз они равны площади треугольника aЕsЕ. Поставщики почувствуют дополнительные выгоды от субсидии в размере площади трапеции aЕPе, покупатели — ЕsЕPе, а вот aЕsЕ как бы «уходит в никуда». Продолжая аналогию с техникой можно сказать, что «коэффициент полезного действия» потоварной субсидии есть отношение aЕsк aЕsЕ.

Особо подчеркнем тот факт, что при одной и той же потоварной ставке налога и субсидии и при одинаковом исходном положении линии предложения, суммарной величины налоговых поступлений не хватит для покрытия суммарной величины субсидии. На рис. 2.19 пунктиром обозначена линия предложения St, которая показывает новое положение линии предложения в результате ввода ставки потоварного налога равной ставке потоварной субсидии. Очевидно, что суммарная величина налоговых поступлений (заполненный точками прямоугольник) значительно меньше суммарной субсидии (прямоугольника aЕs). Отсюда можно сделать вывод о том, что для покрытия введенной потоварной субсидии недостаточно ввести потоварный налог, ставка которого, при прочих равных условиях, равна ставке потоварной субсидии.

На практике предоставление субсидий влечет ряд отрицательных последствий. Во-первых, нарушается “дисциплина рынка”, — производитель меньше заботится о снижении издержек, внедрении новой техники, повышении качества продукции. Во-вторых, порождается соревнование за субсидии, те есть за влияние на политиков и всех тех, от кого зависит их выделение. В этом соревновании порой задействуют большие ресурсы, которые отвлекаются от созидательной деятельности. В-третьих, субсидии способствуют созданию искусственных преимуществ для крупных предприятий (больше объем выпуска – больше сумма субсидии). В конечном итоге, это может существенно ослабить конкуренцию.

В то же время субсидии могут способствовать некоторому сокращению неравенства в обществе когда, например, субсидируется производство тех видов сельскохозяйственной продукции, которые составляют основу питания малообеспеченных семей. Это ведет к понижению цен на основные виды продовольствия, на которое бедное население расходует большую часть своих доходов. Значительная же часть налоговых поступлений обеспечивается, как правило, состоятельными гражданами.

В России государственные субсидии производителям – очень распространенная практика. В этом можно убедиться прочитав, например, доклад Всемирного банка «Разрушение системы неплатежей в России: создание условий для устойчивого экономического роста». Однако этой проблеме мы уделим внимание в лекции 4, когда речь пойдет о так называемых «мягких бюджетных ограничениях» предприятий.

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу применения Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом «л(1)» пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» условиями перечисления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в случае софинансирования из федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, являются:

осуществление территориальным органом Федерального казначейства операций по перечислению субсидии местным бюджетам в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя средств местного бюджета, соответствующих целям предоставления субсидии, от имени получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации;

перечисление субсидии в местный бюджет в доле, соответствующей уровню софинансирования расходного обязательства муниципального образования, установленному соглашением о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету, при оплате денежного обязательства получателя средств местного бюджета, соответствующего целям предоставления субсидии.

Указанные положения в соответствии с пунктом 4 постановления правительства Российской Федерации от 11.12.2017 г. N 1519 применяются в отношении соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, заключаемых после 21.12.2017, либо при первом внесении изменений в ранее заключенные соглашения.

В соответствии с положениями Указаний N 65н при перечислении субсидий в местный бюджет в доле, соответствующей установленному уровню софинансирования расходного обязательства муниципального образования, при оплате денежного обязательства получателя средств местного бюджета, коды направлений расходов, содержащие значения L0000-L9990 используются для отражения расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе за счет субсидий из федерального бюджета, а также расходов местных бюджетов, в целях софинансирования которых местным бюджетам предоставляются указанные субсидии. В 2018 году направления расходов R0000-R9990 в местном бюджете в указанном случае не применяются.

Согласно Указаниям N 65н при перечислении субсидий в местный бюджет в доле, соответствующей установленному уровню софинансирования расходного обязательства муниципального образования, при оплате денежного обязательства получателя средств местного бюджета, коды направлений расходов, содержащие значения S0000 — S9990, используются для отражения расходов местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, предоставляемые из бюджета субъекта Российской Федерации (без федерального софинансирования), а также расходов местных бюджетов, в целях софинансирования которых из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются местным бюджетам субсидии.

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Л.И. Камушкина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *