Классификации расходов бюджета

Бюджетная классификация

Бюджетная классификация представляет группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов. Она обеспечивает сопоставимость показателей всех бюджетов. С ее помощью достигается систематизация информации о формировании бюджетных доходов и осуществлении расходов.

Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» принят Государственной думой РФ 7 июня 1996 г. В настоящее время этот закон действует с изменениями и дополнениями, принятыми федеральным законом от 05.08.2000 г. № 115-ФЗ.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

  1. классификацию доходов бюджетов;
  2. классификацию расходов бюджетов;
  3. классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  4. классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).

Кроме того, предусмотрена классификация:

  • источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
  • видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
  • видов государственного внешнего долга РФ.

Рис. 4 Бюджетная классификация

Бюджетная классификация расходов

Классификация расходов осуществляется по нескольким признакам:

  • Функциональная классификация отражает направление средств бюджета на выполнение основных функций государства (управление, оборона и т. п.). (Раздел→ Подраздел→ Целевые статьи→ Виды расходов).
  • Ведомственная классификация расходов бюджета непосредственно связана со структурой управления, она отображает группировку юридических лиц, получающих бюджетные средства. (Главные распорядители средств бюджета).
  • Экономическая классификация показывает деление расходов государства на текущие и капитальные, а также на выплату заработной платы, на материальные затраты, на приобретение товаров и услуг. (Категория расходов→ Группы→ Предметные статьи→ Подстатьи)

См.также: Расходы бюджета

Функциональная классификация расходов бюджетов

Является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает расходование средств на выполнение основных функций государства.

Функциональная классификация расходов имеет четыре уровня: разделы; подразделы; целевые статьи; виды расходов.

В частности, функциональной классификацией предусмотрены следующие разделы (Код — Наименование):

  • 0100 — Государственное управление и местное самоуправление
  • 0200 — Судебная власть
  • 0300 — Международная деятельность
  • 0400 — Национальная оборона
  • 0500 — Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства
  • 0600 — Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  • 0700 — Промышленность, энергетика и строительство
  • 0800 — Сельское хозяйство и рыболовство
  • 0900 — Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия
  • 1000 — Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
  • 1100 — Развитие рыночной инфраструктуры
  • 1200 — Жилищно-коммунальное хозяйство
  • 1300 — Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
  • 1400 — Образование
  • 1500 — Культура, искусство и кинематография
  • 1600 — Средства массовой информации
  • 1700 — Здравоохранение и физическая культура
  • 1800 — Социальная политика
  • 1900 — Обслуживание государственного долга
  • 2000 — Пополнение государственных запасов и резервов
  • 2100 -Финансовая помощь бюджетам других уровней
  • 2200 -Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров
  • 2300 -Мобилизационная подготовка экономики
  • 2400 -Исследование и использование космического пространства
  • 3000 -Прочие расходы
  • 3100 -Целевые бюджетные фонды

Дальнейшая детализация функциональной классификации расходов осуществляется по подразделам, целевым статьям и видам расходов, например:

Вид детализации

Код

Название

Раздел

Государственное управление и местное самоуправление

Подраздел

Функционирование главы государства — президента РФ

Целевая статья

Содержание президента РФ

Вид расходов

Денежное содержание президента РФ

На основе приведенной функциональной классификации строятся бюджеты всех уровней. Понятно, что при этом учитывается специфика бюджета конкретного уровня. В полном объеме функциональная классификация используется для федерального бюджета.

Ведомственная классификация расходов бюджета

Ведомственная классификация бюджетов является группировкой расходов по получателям бюджетных средств. Перечень получателей средств из федерального бюджета утверждается законом на очередной год.

Ведомственные классификации бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов утверждаются соответственно органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Пример функциональной классификации расходов по 4-м уровням:

Экономическая классификация расходов бюджета

Экономическая классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Она отражает виды финансовых операций, осуществляемых при выполнении государственными органами своих задач. Экономическая классификация включает группы, подгруппы, предметные статьи, подстатьи и элементы расходов.

Группами расходов являются:

Код

Название

Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.

В категорию «Текущие расходы» включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд)

Дальнейшая детализация в рамках экономической квалификации имеет следующую структуру:

Вид детализации

Код

Название

Группа

Текущие расходы

Подгруппа

Закупка товаров и оплата услуг

Предметная статья

Оплата коммунальных услуг

Подстатья

Оплата потребления тепловой энергии

Элемент расходов

Оплата отопления и технологических нужд

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации была преобразована в классификацию операций государственного сектора. Она определяет направления доходов и расходов бюджетов, в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Классификация операций сектора государственного управления является группировкой операций в зависимости от их экономического содержания.

В рамках данной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Классификация операций сектора государственного управления состоит из следующих групп:

  • 100 Доходы;
  • 200 Расходы;
  • 300 Поступление нефинансовых активов;
  • 400 Выбытие нефинансовых активов;
  • 500 Поступление финансовых активов;
  • 600 Выбытие финансовых активов;
  • 700 Увеличение обязательств;
  • 800 Уменьшение обязательств.

Группы детализируются статьями и подстатьями. Более подробные аналитические коды, предусмотренные в настоящем документе, не являются кодами классификации операций сектора государственного управления, а предназначены исключительно для целей структурирования текста настоящих Методических рекомендаций.

Классификация расходов бюджетов Российской Федерации по операциям государственного сектора (Коды и наименование статей и подстатей)


Коды бюджетной классификации (КБК) — это не просто набор цифр, это по сути план счетов учета доходов и расходов бюджета России. Предлагаем вам краткое описание структуры кода доходов по налоговым поступлениям в бюджет. Полное можно найти в Приказе Минфина России от 01.07.2013 N 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»

Пояснения

Структура кода доходов представлена в виде трех составных частей.

  • Администратор
  • Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент)
  • Подвид доходов бюджета (группа, и аналитическая группа)

Администратор состоит из трех знаков и определяет код администратора поступлений. Администраторами, например, являются Федеральная налоговая служба (код 182), Фонд социального страхования (код 393), Пенсионный фонд (код 392)

Вид доходов является единым для всех бюджетов страны и включает в себя:

  • группу
  • подгруппу
  • статью
  • подстатью
  • элемент (определяет вид бюджета).

Группа доходов имеет следующие значения:

  • 100 — налоговые и неналоговые доходы;
  • 200 — безвозмездные поступления.

Группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» (а нас в этой статье интересует только она) содержит следующие подгруппы доходов:

  • 101 — налоги на прибыль, доходы;
  • 102 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
  • 103 — налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • 104 — налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • 105 — налоги на совокупный доход;
  • 106 — налоги на имущество;
  • 107 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • 108 — государственная пошлина;
  • 109 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • 110 — доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • 111 — доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • 112 — платежи при пользовании природными ресурсами;
  • 113 — доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства;
  • 114 — доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • 115 — административные платежи и сборы;
  • 116 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • 117 — прочие неналоговые доходы;
  • 118 — поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Код вида доходов бюджетов имеет один из следующих кодов элемента доходов:

01 — федеральный бюджет;
02 — бюджет субъекта Российской Федерации;
03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
04 — бюджет городского округа;
05 — бюджет муниципального района;
06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;
11 — бюджет городского округа с внутригородским делением;
12 — бюджет внутригородского района;
13 — бюджет городского поселения.

Код подвида доходов бюджетов применяется для детализации поступлений по кодам вида доходов бюджетов. Он состоит из двух частей: группа подвида доходов бюджетов (14 — 17 разряды КБК) и аналитическую группа подвида доходов бюджетов (18 — 20 разряды КБК). Все эти коды утверждены Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации

Группа подвида при администрирование налогов и сборов установлены следующие:

  • 1000 — налог (сбор)
  • 2100 — пени
  • 2200 — проценты
  • 3000 — штрафы

При администрировании взносов возможны другие группы. В частности, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют группу подвида 1010, а взносы на медстрахование 1013.

Для уплаты административных и налоговых штрафов используется группа подвида 6000.

Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из двух групп: 100 — доходы и 400 — выбытие нефинансовых активов. Нас интересует только первая.
Группа доходов детализирована статьями 110 — 180:

  • статья 110 «Налоговые доходы». По этой статье уплачиваются налог на прибыль, НДФЛ, НДС и прочие налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с Налоговым кодексом;
  • статья 120 «Доходы от собственности». Сюда относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат». К этой статье относятся доходы от оказания платных услуг (работ) организациями госсектора и органами власти;
  • статья 140 «Суммы принудительного изъятия». По этой статье уплачиваются, в частности, недоимки, пени и штрафы по отмененным страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;
  • статья 150 «Безвозмездные поступления от бюджетов». Из названия понятно, что туда относится;
  • статья 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование». Сюда относятся поступления во внебюджетные фонды страховых взносов, а также пеней и штрафов.
  • статья 170 отсутствует
  • статья 180 «Прочие доходы». К этой статье относятся все те доходы, которые не включаются в вышеперечисленные статьи.

Надеемся, что вам стало понятнее, что такое КБК и почему там так много цифр. КБК-2018 есть в наших инструментах. И помните, что коды прошлого года могут не действовать в текущем, даже если вы уплачиваете налог за прошлый год.

Понятие и структура классификации расходов бюджетов РФ

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач.

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Таблица 2. Структура кода классификации расходов бюджета РФ

Код администратора

Раздел

Подраздел

Целевая статья

Вид расходов

Экономическая классификация

1 часть

2 часть

3 часть

Классификация расходов бюджетов бюджетной системы РФ включает:

— Функциональную классификацию расходов бюджетов бюджетной системы РФ

— Экономическую классификацию расходов бюджетов бюджетной системы РФ

— Ведомственную классификацию расходов бюджетов бюджетной системы РФ

Унифицированный код классификации расходов бюджетов предусматривает разряды: для ведомственной классификации — классификации администраторов бюджетных средств, главных распорядителей средств соответствующего бюджета — разряды 1-3, функциональной классификации расходов бюджета — разряды 4-17 и экономической классификации расходов бюджетов — 18-20.

Функциональная классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Она отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых другим уровням власти.

Функциональная классификация расходов бюджетов состоит из четырех уровней и занимает 14 разрядов (с 4 по 17):

— Разделы (разряды — 4-5);

— Подразделы (разряды — 6-7);

— Целевые статьи расходов (разряды 8-14);

— Вид расходов (разряды — 15-17).

Разделы отражают направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства.

Подразделы конкретизируют направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы:

— функционирование Президента Российской Федерации;

— функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования;

— функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований;

— функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций;

— судебная система;

— обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора;

— обеспечение проведения выборов и референдумов;

— международные отношения и международное сотрудничество;

— государственный материальный резерв;

— фундаментальные исследования;

— резервные фонды;

— прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов;

— другие общегосударственные вопросы;

2) национальная оборона:

— вооруженные Силы Российской Федерации;

— модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований;

— мобилизационная и вневойсковая подготовка;

— мобилизационная подготовка экономики;

— подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности;

— ядерно-оружейный комплекс;

— реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества;

— прикладные научные исследования в области национальной обороны;

— другие вопросы в области национальной обороны;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность:

— органы прокуратуры;

— органы внутренних дел;

— внутренние войска;

— органы юстиции;

— система исполнения наказаний;

— органы безопасности;

— органы пограничной службы;

— органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона;

— обеспечение пожарной безопасности;

— миграционная политика;

— модернизация внутренних войск, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов;

— прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

— другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

4) национальная экономика:

— общеэкономические вопросы;

— топливно-энергетический комплекс;

— исследование и использование космического пространства;

— воспроизводство минерально-сырьевой базы;

— сельское хозяйство и рыболовство;

— водное хозяйство;

— лесное хозяйство;

— транспорт;

— дорожное хозяйство (дорожные фонды);

— связь и информатика;

— прикладные научные исследования в области национальной экономики;

— другие вопросы в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство:

— жилищное хозяйство;

— коммунальное хозяйство;

— благоустройство;

— прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства;

— другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

6) охрана окружающей среды:

— экологический контроль;

— сбор, удаление отходов и очистка сточных вод;

— охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

— прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды;

— другие вопросы в области охраны окружающей среды;

7) образование:

— дошкольное образование;

— общее образование;

— начальное профессиональное образование;

— среднее профессиональное образование;

— профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;

— высшее и послевузовское профессиональное образование;

— молодежная политика и оздоровление детей;

— прикладные научные исследования в области образования;

— другие вопросы в области образования;

8) культура, кинематография:

— культура;

— кинематография;

— прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии;

— другие вопросы в области культуры, кинематографии;

9) здравоохранение:

— стационарная медицинская помощь;

— амбулаторная помощь;

— медицинская помощь в дневных стационарах всех типов;

— скорая медицинская помощь;

— санаторно-оздоровительная помощь;

— заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов;

— санитарно-эпидемиологическое благополучие;

— прикладные научные исследования в области здравоохранения;

— другие вопросы в области здравоохранения;

10) социальная политика:

— пенсионное обеспечение;

— социальное обслуживание населения;

— социальное обеспечение населения;

— охрана семьи и детства;

— прикладные научные исследования в области социальной политики;

— другие вопросы в области социальной политики;

11) физическая культура и спорт:

— физическая культура;

— массовый спорт;

— спорт высших достижений;

— прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта;

— другие вопросы в области физической культуры и спорта;

12) средства массовой информации:

— телевидение и радиовещание;

— периодическая печать и издательства;

— прикладные научные исследования в области средств массовой информации;

— другие вопросы в области средств массовой информации;

13) обслуживание государственного и муниципального долга:

— обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга;

— обслуживание государственного внешнего долга;

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:

— дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

— иные дотации;

— прочие межбюджетные трансферты общего характера.

Дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Целевые статьи расходов отражают расходы бюджетов по конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов.

Целевые статьи расходов позволяют реализовать функциональное наполнение деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса.

Виды расходов детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Каждому публичному нормативному обязательству, долгосрочной целевой программе (подпрограмме), обособленной функции (сфере, направлению) деятельности органов государственной власти (органов местного самоуправления), присваиваются уникальные коды целевых статей и (или) видов расходов соответствующего бюджета.

Экономическая классификация расходов бюджетов — группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ (разряды — 18-20) включает четыре группы расходов, которые обеспечивают классификацию операций сектора государственного управления в зависимости от влияния на чистую стоимость активов:

— Расходы;

— Поступление нефинансовых активов;

— Поступление финансовых активов;

— Выбытие финансовых активов.

Ведомственная классификация расходов бюджетов — это группировка расходов бюджета, которая отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Первый уровень этой классификации — перечень прямых получателей средств из бюджета: министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.

Второй уровень классификации — классификация целевых статей расходов бюджета, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *