Воздушное судно как движимое имущество
Схожая позиция выражена в Письме Министерства Финансов РФ от 20 января 2009 г. N 03-05-04-01/07, в котором сообщается, что «исходя из положений гл. 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса к недвижимому имуществу в целях налогообложения относятся объекты, прочно связанные с землей, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению, и подлежащие государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Следовательно, в отношении морских и воздушных судов, принадлежащих на праве собственности иностранным организациям, не имеющим постоянных представительств на территории Российской Федерации, нормы п. 3 ст. 374 Налогового кодекса не применяются.» Следовательно, устранение системы регистрации прав на воздушное судно, которая носит дублирующий характер по отношению к процедуре регистрации воздушного судна, не потребует изменения системы налогообложения, действующей в Российской Федерации.
Когда самолет — не транспорт, а объект налогообложения
Лизинговые компании выступают за отмену для них транспортного налога — авиакомпании, владеющие самолетами, от него освобождены. Рыночная конъюнктура сложилась таким образом, что под действие этого налога попадает как раз тот сегмент рынка, который государство пытается защищать: эксплуатанты самолетов российского производства.
Законодательство устроено таким образом, что транспортным налогом облагаются российские самолеты, которые стоят на учете в отечественном реестре воздушных судов и эксплуатируются российскими авиакомпаниями. Некоторые лизингодатели, владельцы техники, нашли легальные способы его не платить, однако это все равно влечет за собой некоторые сложности, связанные с изменением управленческой структуры компаний. Таким образом, с одной стороны, государство вливает деньги в развитие авиапрома и пытается искать новые механизмы его поддержки, с другой, забывает про ничего не стоящие «мелочи», которые могли бы облегчить жизнь всем участникам процесса.
Согласно Налоговому кодексу РФ и ФЗ №164 «О финансовой аренде (лизинге)», лизингодатель признается плательщиком транспортного налога независимо от того, кто фактически будет использовать транспортное средство. Также в письмах Минфина России от 30 марта 2007 г. N 03-05-06-01/23 и от 20 октября 2006 г. N 03-06-01-04/191 сказано, что плательщиком транспортного налога в отношении воздушных судов (ВС), зарегистрированных в Государственном реестре гражданских воздушных судов, будет являться тот, на кого оно зарегистрировано. Согласно судебной практике, под лицами, на которых зарегистрированы транспортные средства, понимаются субъекты вещных прав, и доначисление налога на ВС, эксплуатируемые на условиях лизинга, незаконно. Вместе с тем, Налоговый кодекс говорит, что транспортным налогом не облагаются пассажирские и грузовые ВС, находящиеся в собственности у организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Таким образом выходит, что если самолет принадлежит авиакомпании, то она освобождена от уплаты транспортного налога. Если же лизинговой компании, то лизингодатель должен транспортный налог платить. Однако все выше сказанное распространяется на воздушные суда, находящиеся в российской юрисдикции. К их числу относятся, в основном, ВС отечественного производства. При этом 97% самолетов иностранного производства, летающих в России, зарегистрированы за рубежом. Хотя «масштаб трагедии» относительно невелик, такое положение вещей выглядит несколько нелогичным на фоне риторики государства о необходимости поддержки российского рынка, потому как страдают от налоговой несправедливости как раз те, кто хочет эксплуатировать произведенные и поставленные на учет в России воздушные суда.
В этой связи некоторые игроки рынка предлагают ликвидировать налоговый диссонанс. «Считаем необходимым исключить из состава объектов налогообложения самолеты, передаваемые в лизинг организациям, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок», — сказал, отвечая на вопрос агентства «АвиаПорт» директор Управления по развитию международного бизнеса ЗАО «Сбербанк Лизинг» Павел Пискун. Транспортный налог лизингодатель вынужден включать в лизинговый платеж. По подсчетам специалиста, транспортный налог на SSJ-100 для компании, зарегистрированной в Московской области, составляет более 2,5 млн рублей в год на 1 самолет. Это увеличивает размер лизинговых платежей на 3-5%. «Следует учитывать, что это «лишние» для авиакомпании расходы, поскольку данный налог не уплачивается, если самолеты находятся в собственности авиакомпании», — подчеркнул собеседник агентства.
Однако российские компании имеют возможность совершенно легально избежать выплаты транспортного налога, рассказывает представитель «Ильюшин Финанс Ко». По его словам, лизингодателю достаточно зарегистрировать дочернюю компанию в регионе, где ставка транспортного налога на самолеты обнулена, например, в Ульяновской области. «Необходимость платить налог возникнет только в том случае, если компания будет зарегистрирована в том регионе, где не предоставляется льгот», — объясняют в компании. Поэтому для приобретения и последующей передачи эксплуатанту воздушных судов лизингодатели вынуждены создавать дочерние компании. Это не столь сложно, однако все равно утяжеляет управленческую структуру компаний, желающих поддержать отечественный авиапром. Однако основная налоговая проблема авиации не в транспортном налоге, а в налоге на имущество, именно он остается одним из препятствий для регистрации самолетов в России.
Вопрос транспортного налога на воздушные судна актуален также для представителей малого и среднего бизнеса, арендующих на условиях лизинга легкие самолеты и вертолеты, объясняет руководитель отдела продаж и партнерских программ «ВТБ24-Лизинг» Николай Смирнов. Эти транспортные средства как правило регистрируются в России, говорит он. И лизингодатель также вынужден включать налог в сумму лизингового платежа. «Мы всегда выступаем за уменьшение финансовой нагрузки на конечного потребителя», — сказал собеседник агентства. Однако настаивать на необходимости отмены транспортного налога в компании не спешат. Для клиентов «ВТБ24-Лизинг» важен и другой фактор: каждый лизинговый платеж они относят к расходной части, уменьшая, тем самым, налог на прибыль.
Несмотря на то, что транспортный налог далеко не самая затратная часть авиационного бизнеса, участники рынка полагают, что власти могли бы пересмотреть законодательство на этот счет. Изначально подразумевалось, что жестокую необходимость платить транспортный налог должны иметь только частные лица, использующие воздушный транспорт в личных целях, напоминают в одной из опрошенных компаний. В этой связи следовало бы внести такие коррективы, чтобы он ни в какой мере не препятствовал развитию бизнеса.