Привлечение иностранной рабочей силы

Отмена квотирования иностранных работников из ближнего зарубежья

С 2015 года огромное количество организаций выдохнуло с облегчением — разрешения на работу для граждан с безвизовым режимом пребывания отменили. Вместо них появились патенты, которые иностранные работники себе оформляют самостоятельно, а это значит, что не нужно больше подавать заявки, ходить на комиссии и что-то доказывать, ведь как следствие и квоты на безвизовых иностранных граждан тоже отменились. А ведь, если вспомнить, у людей чуть ли не судьбы рушились. Взять какого-нибудь сотрудника отдела кадров или юриста, которым в строительной компании поручили все это решать. А теперь представьте объекты этой строительной компании, где на стройках заняты несколько сотен иностранных работников, и у каждого должно быть разрешение на работу. А вдруг в квоте отказали, и что тогда? Тормозить многомиллионный проект (который, кстати, наверняка согласован с властями города, но это так к слову)? И так тоже поступали, но только эти самые сотрудники отдела кадров или юристы потом оставались без работы. В лучшем случае. А кто-то ничего не тормозил, но тут как тут появлялись сотрудники миграционных органов, такие нарядные, в красных жилетах, и быстро такие организации наказывали. Наказывали рублем. Причем таким, что многие строительные компании впоследствии закрывались, отдав все в счет выставленных им штрафов. Тут надо сказать, что к властям претензий нет и быть не может. Все штрафы и вообще последствия незаконного привлечения иностранных работников более чем четко определены в КоАП РФ. Но все это для многих в прошлом, во всяком случае, пока не приняли решение отмотать все обратно. А у нас это очень даже возможно, как показывает практика.

Квотирование иностранных работников с визовым режимом пребывания

С визовым режимом все еще интереснее. Не будем забывать, что значительная часть данной категории иностранных граждан, намного раньше вышла из проблемной зоны с квотами. А было это в далеком 2010 году, когда в Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» внесли изменения, добавив статью 13.2, которая регулирует работу иностранных граждан, оформленных в качестве высококвалифицированных специалистов (далее ВКС), а для оформления разрешения на работу ВКС, как известно, квота не требуется. И еще не будем забывать граждан Франции и Южной Кореи, которые могут работать без квоты на основании межправительственных соглашений о временной трудовой деятельности. В какой-то момент вообще могло показаться, что квоты на иностранных работников больше никому не потребуются. Но, конечно же, это не так. Очень немаленькая доля тех, чья заработная плата не дотягивает до минимума ВКС в 167 000 рублей в месяц, или же кто занят на должностях не входящих в список неквотируемых, по-прежнему остаются в зоне риска.

Каким образом организации могут обратиться за квотой на привлечение иностранных работников?

Под эгидой Министерства Труда и Социальной Защиты РФ была создана программа, основной функцией которой является сбор информации о потребности регионов в иностранной рабочей силе. Называется программа — Автоматизированный Информационный Комплекс «Миграционные квоты» или же просто АИК.. В течение календарного года, в среднем по две недели в месяц, уполномоченные органы субъектов принимают заявки работодателей, в которых те обозначают в цифрах, сколько им необходимо иностранных работников, на какие должности и из каких стран. Причем, большую часть времени, прием заявок осуществляется как на текущий год, так и на следующий. Таким образом, если ранее организация подавала заявку на будущий год и получила отказ, или же потребность в иностранных работниках возросла (бывает, что уменьшилась, но это крайне редко происходит), то есть возможность скорректировать тот результат, который был ранее получен. Точнее попытаться его скорректировать, и это, наверное, самая большая головная боль, с которой сталкиваются работодатели. Потому что после этапа подача заявки, наступает этап томительного ожидания даты проведения заседания межведомственной комиссии, на которой будет рассматриваться заявка. И, конечно же, члены комиссии, не руководствуются субъективными понятиями при принятии решения, о том, какой компании квоту одобрить, какой урезать, а какой и вовсе отказать полностью.

В законе указаны так называемые критерии отбора, обозначим основные из них.

1. Наличие в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о регистрации работодателя — юридического лица и отсутствие в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности работодателя — юридического лица, а также соответствие идентификационного номера налогоплательщика, наименования организации, указанных в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, идентификационному номеру налогоплательщика, наименованию организации, присвоенным организации при постановке на учет в налоговом органе;

Здесь все понятно — если организация подает заявку, то должна понимать, что ее статус, как действующего юридического лица не должен быть подвергнут сомнению. Соответственно сведений о каких-либо ликвидациях, реорганизациях и прочих процессах, не должно содержаться в базе налоговых или других компетентных органов. Кроме того, заявка должна быть заполнена очень внимательно. Любая, даже незначительная ошибка, может привести к отказу. Не тот номер ИНН или номер дома в адресе, и почти с вероятностью сто процентов, что в квоте будет отказано.

2. Отсутствие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе по профессиям (специальностям, должностям), указанным в заявке работодателя, заявке работодателя об увеличении размера потребности, за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем профессионального образования и дополнительного профессионального образования или профессионального обучения незанятых граждан, высвобождаемых работников, перераспределения трудовых ресурсов внутри субъекта Российской Федерации, а также их привлечения из других субъектов Российской Федерации, трудоустройства выпускников образовательных организаций;

Суть данного пункта наглядно раскрывается во время обработки Заявки межведомственной комиссией, в это время в компанию с завидной настойчивостью начинают звонить и приходить незанятые граждане России, которых направляют центры занятости населения. Крайне редко, когда указанные граждане действительно подходят под заявленные требования к соискателю, но и такое случается. Чаще эта категория граждан приходит, чтобы получить письменный отказ от организации. Предоставив его в центр занятости, они могут и дальше рассчитывать получать пособие по безработице. Безусловно, не все там любители бесплатных пособий, другой вопрос, что зачастую тех, кто становится на учет в центрах занятости, направляют, что называется не по профилю. Помнится случай, когда в салон тайского массажа, направили пожилую женщину, как кандидата на должность массажистки. Компании долгое время потом пришлось разъяснять, почему массаж по «бабушкиному методу» не соответствует заявленному в прейскуранте салона. И таких примеров масса.

3. Предоставление работодателем гарантий медицинского и жилищного обеспечения иностранных работников в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

Важно отметить, что это не означает только лишь предоставление гарантийных писем, но и непосредственно сами подтверждения того, что оба этих условия выполнены. Подтверждением могут являться договор медицинского страхования и договор аренды на жилое помещение. Зачастую организации на момент рассмотрения заявки таких договоров не имеют, объясняя это тем, что вот дадите нам квоту, наймем к себе иностранных работников, и будет тогда и договор на медицинское обслуживание и жилье. Логика в этом есть. С другой стороны шансы на положительное решение комиссии намного выше, если она (комиссия) увидит, что организация максимально стремиться учесть все требования закона, тем самым показывая, что она заинтересована в положительном решении вопроса.

4. Отсутствие у работодателя неустраненных нарушений трудового, миграционного, налогового законодательства, законодательства в области социального и медицинского страхования, социальной защиты инвалидов, законодательства о занятости населения;

Тоже частая причина отказов. А может и самая частая. Особенно сильно на себе это ощущают крупные компании, где множество разных отделов и департаментов не всегда четко взаимодействуют друг с другом. Итогом такой несогласованности может быть отказ в квоте. Например, отдел кадров не обладает информацией по расчетам с бюджетом, за которые отвечает бухгалтерия, а там налоги заплатили с опозданием в один день, потому что кто-то что-то забыл. Результат — пеня от налоговой инспекции, в размере каких-нибудь ста рублей, из-за которой в квоте откажут. И учитывать не будут, что размер пени даже каплей в море в формате юридического лица назвать нельзя. Поэтому постоянная сверка с бюджетом, если и не залог успеха, то во всяком случае уже минус одна причина не получить квоту. В Москве, где потребность в иностранных работниках наибольшая, число отказов значительно выше, чем в других регионах и причина отказа в Москве может быть сугубо местная. Вспомним про «Центр квотирования рабочих мест». Примерно до 2014 года многие о такой структуре и не слышали, пока повально не пошли отказы в квотах из-за того, что организации не состояли на учете в данном центре и не создавали рабочие места для трудоустройства инвалидов и молодежи. Хотя закон города Москвы «О квотировании рабочих мест», который регулирует этот вопрос, датирован еще 22 декабря 2004 года. Тем не менее, для многих в Москве он стал открытием.

Что делать, если в квоте отказали, и какие тут могут быть решения?

Те читатели, кто думает, что через несколько строк узнает об универсальном средстве, с помощью которого можно всегда быть уверенным, что квоту одобрят — к сожалению, придется разочаровать, такого средства нет. Но можно выполнять комплекс действий, которые смогут обеспечить компанию временем, достаточным для того, чтобы попытаться исправить положение, если желаемого результата не удалось получить с первого раза:

  1. Подавайте заявку о потребности в иностранных работниках заранее, то есть на будущий год, а не ближе к окончанию срока действия документов.
  2. Постоянно ведите контроль над тем, чтобы у компании не появлялось нарушений, которые могут повлечь за собой отказ в квоте.
  3. Указывайте численность желаемого количества будущих работников с небольшим запасом. Нередко отказы бывают частичными, и есть шанс, что та часть, которую утвердят и будет критически важной для потребностей компании.
  4. Старайтесь оформлять разрешения и визы таким образом, чтобы они заканчивались не раньше летнего периода, но не позже ноября. Это дает время для участия в корректировки квоты, на случай, если заявка, поданная ранее, была отклонена.
  5. Старайтесь избегать привлечения иностранных работников из миграционно-опасных стран (Китай, Индия, Таиланд и т.д.). Шанс получить отказ, заявляя граждан из стран данной категории, намного выше.

Заключение

К сожалению, обозначенный комплекс действий не дает стопроцентной, гарантии, но, во всяком случае, увеличивает шансы на успех. Однако есть и другие способы, которые часто используются, при этом мне они кажутся весьма сомнительными и даже рискованными. Например, компания получила отказ в квоте, которую собиралась использовать для оформления разрешительных документов действующему иностранному сотруднику. При этом его увольнение или временное отстранение, компания (да и он сам наверняка) не рассматривает. В этом случае многие начинают использовать должности из списка неквотируемых, полагая, что смогут отсрочить проблему и вернуться к ней позже. Только вот не стоит забывать, что несовпадение должности иностранного работника с должностью, указанной в разрешении на работу, будет расценено, как нарушение, со всеми вытекающими обстоятельствами. Миграционные органы конечно не вездесущи, и всех проверить не успевают, но и работать в постоянном напряжении из-за возможности такой проверки и выявления нарушения, тоже не самая лучшая перспектива.

Андрей Бабаев, Управляющий партнер «БАИВ Бизнес Консалт»

Особенности и проблемы привлечения на работу иностранных граждан

Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 и ст. 37). Аналогичные положения закреплены также в российском законодательстве в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – ФЗ № 115).

Тем не менее, для иностранцев предусмотрен ряд ограничений и особенностей осуществления трудовой деятельности на территории России, которые также непосредственно затрагивают и работодателя. В частности, на последнем лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.

Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения (эти работники гораздо «дешевле» россиян), их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом. Свою роль в этом играет как чрезмерно усложненная процедура привлечения иностранных работников, так и постоянно изменяющаяся нормативная база в данной области. В результате создаются предпосылки как для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и работодателями, так и сознательного применения ими различных нелегальных подходов. Ниже рассмотрены основные особенности и проблемы, которые возникают в ходе привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан на территории России.

Привлечение иностранных работников с визой

Трудоустройство иностранного гражданина, прибывшего в России в визовом порядке, связано с достаточно большим документооборотом, который необходим для оформления статуса иностранного гражданина и его права на осуществление трудовой деятельности. Работодатели ежегодно, до 1 мая должны представить в уполномоченные органы субъектов РФ объемную заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (см. постановление Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. № 783; приказ Минздравсоцразвития России от 13 июля 2010 г. № 514н). Причем такие данные необходимо предоставит как в электронном виде (через портал «Миграционные квоты»), так и в письменном.

Приглашение на въезд в РФ – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в РФ в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ;

Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

(ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Далее необходимо получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников, которое выдается сроком на один год (ч. 4. ст. 18 ФЗ № 115) согласно регламенту, утвержденному приказом ФМС России, Минздравсоцразвития России, Минтранса России, Госкомрыболовства РФ от 11 января 2008 г. № 1/4/1/2 (далее – Регламент). Одновременно работодатель или заказчику работ (услуг) может подать заявление в ФМС России или ее территориальный орган документы для получения разрешения работу – на каждого иностранного работника в отдельности (подпункт 45.1 Регламента). Срок оформления обоих разрешений – 30 дней с момента подачи документов (п. 25, п. 58 Регламента). Также при подаче заявления о выдаче разрешения потребуется представить медицинские справки, подтверждающие отсутствие у иностранного работника заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (перечень заболеваний установлен постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188).

Следующий шаг – получение для работника приглашения на въезд в Россию, обратившись с ходатайством в ФМС России или ее территориальный орган, так как на его основании иностранцу выдается виза (абз. 4 п. 1 ст. 2, ст. 16 ФЗ № 115, приказ ФМС России от 30 ноября 2012 № 390). Срок рассмотрения документов также составляет 30 дней. При этом вместе с ходатайством о выдаче приглашения приглашающая сторона должна предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в России (п. 5 ст.16 ФЗ № 115). Таковыми являются гарантийные письма, в которых приглашающая сторона обязуется обеспечить иностранного работника, зарплатой в размере не ниже МРОТ, страховым медицинским полисом или денежными средствами для получения медицинской помощи, жильем на период пребывания в России в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной в субъекте РФ (см. Постановление Правительства РФ от 24 марта 2003 г. № 167).

Работодатель или заказчик работ (услуг), как принимающая сторона, должен не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного работника в место пребывания направить соответствующее уведомление в территориальный орган ФМС России (п. 3 ст. 20, ст. 22 Федерального закона от 18 июля 2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 15 января 2007 № 9). Кроме того, о привлечении и об использовании иностранных работников работодатели обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета в течение 10 дней со дня наступления одного из следующих событий (пп. 4 п. 8 ст. 18 ФЗ № 115):

  • подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности;
  • прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания
  • получения иностранным гражданином разрешения на работу;
  • заключения с иностранным работником нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя;
  • аннулирования разрешения на работу иностранному работнику.

При этом стоит отметить, что уведомление подается в отношении каждого работника (см. письмо ФМС России от 20 декабря 2007 г. № МС-1/9-25552; письмо ФНС России от 24 августа 2007 г. № ГИ-6-04/676@). Также временно пребывающий в России иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115). Кроме того, работодатель и заказчик работ (услуг) не имеют право привлекать и использовать иностранных работников (а иностранный гражданин не имеет право осуществлять трудовую деятельность) в случае, если он не достиг возраста 18 лет (п. 4 ст. 13 ФЗ № 115).

Таким образом, очевидно, что сам процесс привлечения «визовых» иностранных работников, предоставления указанных выше жилищных и медицинских гарантий и документов является чрезмерно сложным и затратным. Только госпошлина за рассмотрение заявления о привлечении иностранных работников составляет 6000 руб. за каждого работника, за выдачу разрешения на работу – 2000 руб. за каждого работника и 500 руб. за оформление приглашения на каждого работника (подпункт 23, подпункт 24 и подпункт 17 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Кроме того, разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работу придется получать каждый год (в большинстве случаев это касается и разрешения на работу).

Плюс, оформленные на территории иностранных государств официальные документы, копии которых представляются для получения разрешения на работу, должны быть легализованы в дипломатических представительствах или консульских учреждениях России за рубежом, если иное не предусмотрено международными договорами. Если документы составлены на иностранном языке, то к ним должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык, а если копии документов представляются без предъявления подлинников, то они также должны быть нотариально заверены (п. 47 Регламента).

В силу более низких требований иностранных работников к оплате труда, работодатели в ближайшее время не откажутся от их привлечения, в то же время, действующий порядок трудоустройства таких работников им крайне невыгоден. В итоге единственным решением в данном случае представляется облегчение соответствующих административных процедур, что позволит избежать дальнейшего ухода процесса привлечения иностранных работников за пределы правового поля.

Тем не менее, данные проблемы в меньшей степени касаются иностранных работников, отнесенных к категории высококвалифицированных специалистов. Так, у работодателя отсутствует необходимость получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, на таких работников не распространяются квоты, применяется сокращенный срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу (п. 4.5. ст. 13, п. 2 ст. 13.2 ФЗ № 115, п. 136.8 Регламента). Однако в силу специфических требований к заработной плате (для большинства сфер деятельности – не менее 2 млн руб. в год), работники, привлеченные в таком порядке, составляют подавляющее меньшинство (п. 1 ст. 13.2 ФЗ № 115).

Привлечение «безвизовых» иностранных работников

Порядок трудоустройства иностранного гражданина, прибывшего в порядке, не требующем получения визы гораздо проще. Разрешение на привлечение иностранных работников и приглашение на въезд в Россию и работодателю оформлять ненужно, предоставлять многочисленные гарантии тоже. Иностранный гражданин имеет право сам обратиться в территориальный орган ФМС России с заявлением о выдаче разрешения на работу. Данное обстоятельство, несомненно, удобно для работодателя, так как он получает работника с уже оформленными разрешительными документами (п. 122 Регламента). Также применяется сокращенный по сравнению с «визовыми» работниками срок рассмотрения заявления – решение не позднее 10 рабочих дней со дня представления документов, предусмотренных п. 27 Регламента.

Медицинские справки, подтверждающие отсутствие заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции в ФМС России может представить сам работник в течение 30 суток со дня получения разрешения на работу, если оно выдано на срок более 90 суток (п. 8 ст. 13.1 ФЗ № 115).

Тем не менее, данный порядок также не лишен трудностей. На практике большинство иностранных работников, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, плохо знают русский язык, а также совершенно не ориентируются в российском законодательстве и системе государственных органов. Также существует риск, что работник устроится на работу с недействительным (поддельным) разрешением на работу, что может повлечь наложение административного штрафа на работодателя. В связи с этим зачастую оформлением работника в той или иной мере все равно приходится заниматься привлекающей его организации или предпринимателю.

Кроме того, работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Россию в безвизовом порядке, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ (п. 9 ст. 13.1 ФЗ № 115):

  • о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками;
  • о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Срок уведомления – в течение трех дней с момента наступления какого-либо из указанных выше событий (п. 2 приложения № 6 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147). При этом иностранцы, прибывшие в Россию в порядке, не требующем визы, не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2. ст. 13 ФЗ № 115). Также в случае с «безвизовыми» работниками действует и норма о необходимости достижения иностранным работником 18 лет (п. 4 ст. 13 ФЗ № 115).

Особое место в числе иностранных работников, пребывающих безвизовом порядке, занимают граждане Белоруссии и Казахстана. Им не требуется разрешение на работу, а работодателю – разрешение на их привлечение и использование. Также работодателю не нужно уведомлять государственные органы о привлечении таких работников к трудовой деятельности (см. Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.); п. 9 ст. 13.1 ФЗ № 115.

В аналогичном упрощенном порядке к трудовой деятельности привлекаются иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание или вид на жительство (при этом они могут работать и с 16 лет). При этом первые могут работать только в пределах субъекта РФ, на территории которого им разрешено временное проживание.

Повышенная ставка НДФЛ

Основной трудностью с точки зрения налогообложения является тот факт, что доходы иностранцев, не имеющих статус резидента, облагаются НДФЛ по ставке 30%, в то время как у резидентов, как и у российских граждан – 13%. Исключение составляют иностранные работники, являющиеся высококвалифицированными специалистами и иностранцы, работающие у физических лиц на основании патента, лица, которым выплачиваются дивиденды от долевого участия в деятельности российских организаций и ряд других (п. 1, п. 3 ст. 224 НК РФ).

При этом налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы страны для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. Также, если с государством, гражданином которого является иностранный работник, у России заключен международный договор, то налогообложение будет происходить в соответствии с ним. К таким документам, например, относятся соглашения об избежании двойного налогообложения с Азербайджанской республикой от 3 июля 1997 года, с Белоруссией от 21 апреля 1995 года, Узбекистаном от 2 марта 1994 года, Украиной от 8 февраля 1995 года и др.

В случае присвоения иностранному работнику статуса резидента, по итогам налогового периода может быть произведен перерасчет (по ставке 13%) и возврат излишне уплаченной суммы налога. Для этого сам иностранец должен обратиться в налоговый орган, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания) и представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента в соответствующем налоговом периоде (п. 1.1 ст. 231 НК РФ). Однако с учетом специфики иностранных работников (незнание русского языка, периодические выезды из страны, сезонный характер работы) их обращение в налоговый орган иногда может быть весьма затруднительным.

В связи с этим стоит иметь в виду, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В частности, работодатель вправе в установленном порядке осуществлять функции уполномоченного представителя своих бывших работников в налоговых органах (п. 3, п. 4 ст. 80 НК РФ, письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 03-04-06/4-22).

Обязательное страхование

В сфере обязательного страхования в отношении иностранных работников также существует ряд нюансов. Так, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат все иностранные граждане. При этом в случае работы по гражданско-правовому договору, такому страхованию они подлежат только, если это прямо предусмотрено указанным договором (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» упомянутого закона). Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор значения не имеет. Тариф определяется в зависимости от класса профессионального риска на основании Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 228-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
Временно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;
Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

(ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат только временно или постоянно проживающие в России иностранцы (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). Если указанные иностранцы работают по гражданско-правовому договору, то взносы на данный вид страхования на них уплачивать не нужно. Срок, на который заключен трудовой или гражданско-правовой договор также роли не играет. Тариф определяется в зависимости от категории плательщика в соответствии Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – закон о страховых взносах). По общему правилу – 2,9%.

В свою очередь обязательному пенсионному страхованию подлежат все категории работающих в России иностранных граждан. В отношении постоянно проживающих иностранцев уплачиваются страховые взносы по тарифу, установленному для граждан России на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в зависимости от года рождения. Вид и срок договора, по которому трудятся такие иностранцы, роли не играет (п. 1 ст. 22.1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

В отношении временно проживающих (за исключением высококвалифицированных специалистов) и временно пребывающих на территории России уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по тарифу, установленному для граждан России, но только на финансирование страховой части трудовой пенсии и независимо от года рождения указанных застрахованных лиц. Обязанность уплачивать такие взносы возникает только если заключен трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 2 ст. 22.1. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Тариф на обязательное пенсионное страхование определяется в соответствии с законом о страховых взносах.

Наконец, обязательному медицинскому страхованию подлежат только постоянно или временно проживающие в России иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей). Вид договора (трудовой или гражданско-правовой), а также срок, на который он заключен, значения не имеют (ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»). Тариф также определяется в соответствии с законом о страховых взносах (по общему правилу – 5,1%).

Регулирование трудовых отношений

На данный момент трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства оформляются в том же порядке, что и с гражданами России – в соответствии с ТК РФ. При этом учитываются особенности, предусмотренные ФЗ № 115 и рядом других нормативных актов. Речь идет об уже описанных выше ограничениях по возрасту, границам субъекта РФ, виду деятельности, указанному в разрешении на работу, также стоит принимать во внимание сроки действия визы, разрешения на работу (или временное проживание).

Однако Минтруд России планирует определить особенности осуществления трудовой деятельности на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства непосредственно в ТК РФ, дополнив его новой статьей 351.3 «Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства». Соответствующие положения закреплены в законопроекте «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами»1.

Цитата

Юрий Стародумов, юрист АНО «Центр социально-трудовых прав»

«Мы не поддерживаем идею авторов законопроекта о необходимости внесения в трудовой договор с иностранцем сведений о таких документах, как разрешение на работу и т. п. На наш взгляд, контролирующие органы и без того могут истребовать у работодателя или у иностранного работника указанные в законопроекте документы или провести проверку их наличия (подлинности). Законодательное закрепление обязанности работодателей указывать в трудовом договоре с иностранцем реквизиты документов, сведения о которых и без того должны иметься у контролирующих органов, приведет лишь к привлечению некоторых работодателей к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за сугубо формальные нарушения трудового законодательства и не повлияет благотворно на ситуацию с нелегальной миграцией».

В частности, в ТК РФ может быть закреплена обязанность работодателя включать в трудовой договор с иностранными гражданами сведения о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство. При этом иностранный гражданин будет обязан предъявить указанные выше документы работодателю при заключении трудового договора.

Отдельно стоит упомянуть инициативу Минтруда России о необходимости добровольного страхования иностранных работников – сведения о таком договоре (полисе) также должны будут указываться в трудовом договоре, а соответствующие документы – предъявляться работодателю.

«Необходимость добровольного страхования работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, приведет к дополнительным расходам для бизнеса и самих работников. Несмотря на то, что большинству из работников-иностранцев, временно пребывающих на территории РФ, медицинская помощь не экстренного характера на территории РФ может и не потребоваться», – комментирует рассматриваемые положения законопроекта юрист АНО «Центр социально-трудовых прав» Юрий Стародумов.

В ТК РФ также планируется закрепить возможность заключения трудового договора без разрешения на работу, если заключенный и оформленный трудовой договор необходим для его получения. В таком случае, разрешение на работу может быть предъявлено работодателю после заключения трудового договора. Трудовой договор в таких обстоятельствах вступит в силу не ранее дня получения иностранным гражданином разрешения на работу.Также Минтруд России предлагает отнести приведение общей численности иностранных работников в соответствие с ограничениями, установленными Правительством РФ на основании ФЗ № 115 к обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, при которых трудовой договор подлежит прекращению (ст. 83 ТК РФ).

Помимо этого, Минтруд России предлагает предусмотреть возможность временного перевода иностранного работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до одного месяца, но не более одного раза в течение рабочего года. Речь идет о случаях, предусмотренных ч. 2 и ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ (катастрофы, производственные аварии, несчастные случаи на производстве, простой и др.) Такой перевод, согласно законопроекту, сможет осуществляться без учета вида трудовой деятельности, осуществляемой иностранным работником на основании полученного им разрешения на работу. Напомним, что в настоящий момент в подобных ситуациях иностранного работника не всегда возможно перевести на другую работу. Если ему требуется разрешение на работу, то он вправе осуществлять трудовую деятельность только в соответствии с указанным в нем видом деятельности.
«Устранение причин подобных переводов, как правило, требует оперативного вмешательства. В подобных ситуациях ни у работников, ни у работодателя просто нет времени на оформление новых разрешений на работу. Поэтому названные поправки представляются нам вполне обоснованными. Однако вызывает критику предложение по установлению ничем не обоснованного ограничения по продолжительности временного перевода иностранного работника (не более одного месяца в течение одного рабочего года). На наш взгляд, временный перевод в ситуациях, указанных в ч. 2,3 ст. 72.2 Трудового кодекса РФ, может быть вызван только объективными причинами и установление ограничений по продолжительности временного перевода иностранного работника по сравнению с переводами российских работников не обоснованно», – прокомментировал инициативу Минтруда России Юрий Стародумов.
Кроме того, на работодателя планируется возложить обязанность отстранить от работы иностранного работника в случаях:

  • приостановления или окончания срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • окончание срока действия разрешения на работу;
  • окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
  • окончание срока действия вида на жительство;
  • окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего в иностранного гражданина, за исключением высококвалифицированных специалистов).

По мнению Юрия Стародумова, установление дополнительного основания для отстранения от работы иностранных работников при приостановлении или окончании срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников является оправданным.

«В подобных ситуациях работодатель не вправе в силу ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» использовать труд работника, но и не вправе в соответствии с Трудовым кодексом РФ отказать работнику в допуске на рабочее место. Как нам представляется, с помощью внесения указанных поправок в законодательство возникающая коллизия будет решена наиболее приемлемым образом», – пояснил он.

В законопроекте для иностранных работников предусмотрены и дополнительные основания прекращения трудового договора:

  • аннулирование, приостановление действия, окончание срока действия разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • аннулирование разрешения на работу или патента;
  • аннулирование разрешения на временное проживание;
  • аннулирование вида на жительство;
  • окончание срока действия разрешения на работу;
  • окончание срока действия разрешения на временное проживание;
  • окончание срока действия вида на жительство;
  • окончание срока действия договора (полиса) медицинского страхования, либо прекращение срока действия договора с медицинской организацией на получение иностранным гражданином первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи (для временно пребывающего иностранного гражданина, кроме высококвалифицированных специалистов).
  • невозможности предоставления прежней работы работнику по окончании упомянутого выше срока временного перевода;
  • невозможности временного перевода работника, ввиду истечения срока временного перевода.

При этом о прекращении трудового договора по указанным основаниям иностранный работник должен быть уведомлен не менее чем за три календарных дня до увольнения.

Наряду с вышеизложенными изменениями, законопроект предусматривает исключение обязанности временно пребывающих иностранных граждан, заключивших трудовой договор на срок менее шести месяцев, представлять при заключении трудового договора страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Также исключается обязанность иностранных граждан, лиц без гражданства, временно пребывающих или временно и постоянно проживающих в России, представлять при заключении трудового договора документы воинского учета – для военнообязанных.

На данный момент законопроект уже одобрен Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности.

Продолжение: Об административной ответственности за нарушения в сфере привлечения на работу иностранных граждан и практике обжалования соответствующих постановлений ФМС России в арбитражных судах .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *