Внутренний контроль качества аудита

Организация контроля за качеством аудиторской деятельности

Контроль качества аудиторской деятельности направлен на предупреждение неправильной оценки аудиторского риска; достижение разумной уверенности в том, что аудит удовлетворяет требованиям, предъявляемым пользователями профессионального мнения аудитора; обеспечение необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Контроль качества аудиторской деятельности организуется на внешнем уровне (федеральном и уровне саморегулируемых аудиторских организаций) и на внутреннем уровне (внутри аудиторских организаций).

Уполномоченный федеральный орган (Министерство финансов Российской Федерации) обязан проверять систему внутреннего контроля качества работы индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций и саморегулируемых аудиторских организаций.

Информационной основой для проверки индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций являются ежегодные отчеты об аудиторской деятельности по форме № 2 «Отчет об аудиторской деятельности», утвержденной постановлением Росстата от 14.11.2006 № 66 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфина РФ статистического наблюдения за аудиторской деятельностью».

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны:

  • проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию;
  • участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов.

Проверка может быть плановой и внеплановой. Плановая проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № Э07-ФЗ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов. Иные основания для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Саморегулируемая организация аудиторов обязана не реже одного раза в квартал представлять в Министерство финансов РФ отчет о проведенных проверках качества.

Организация контроля качества аудиторской работы на уровне аудиторских организаций предполагает стимулирование аудиторов к качественному выполнению своей работы. Порядок внутреннего контроля качества регламентируется:

  • федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»;
  • федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Во всех аудиторских организациях должна существовать система внутреннего контроля качества аудита. Принципы внутреннего контроля качества и конкретные процедуры по их реализации декларируются внутрифирменными стандартами аудиторских организаций.

Внутренний контроль качества работы аудиторской организации подразделяется на предварительный, текущий, последующий и обеспечивается тремя факторами:

  • надлежащим руководством за ходом аудита со стороны руководителя аудиторской организации;
  • надзором со стороны аудиторов за действиями ассистентов во время проверки;
  • проверкой результатов проделанной работы. Предварительный внутренний контроль качества аудита осуществляется руководителем организации на стадии планирования.

Текущий внутренний контроль качества аудита осуществляется в форме контроля руководителя аудиторской группы за работой ее членов. На данном этапе контролируются:

1. Отдельные аудиторские направления, включающие в себя:

  • порядок соблюдения принципов аудита;
  • выполнение общего плана и программы аудита;
  • надлежащее документирование аудиторских доказательств;
  • обоснованность выводов, сделанных аудиторами.

2. Общий контроль качества аудита:

  • контроль личных качеств сотрудников;
  • обоснованное распределение обязанностей между членами группы;
  • соблюдение правил (стандартов) аудита.

При выявлении фактов неправильного выполнения задания руководитель проверки может заменить аудитора (или ассистента) на другого специалиста.

На стадии последующего внутреннего контроля качества аудита руководитель аудиторской группы проверяет работу, выполняемую ассистентами и аудиторами последующим направлениям:

  • соответствует ли выполненная работа программе аудита;
  • надлежащим ли образом оформлены полученные результаты в рабочих документах аудитора:
  • достигнуты ли цели аудиторских процедур;
  • соответствуют ли выводы результатам выполненной работы и подтверждают ли они аудиторское мнение.

Поскольку ответственность за проведенную проверку аудиторов и ассистентов несет руководитель аудиторской группы, он должен подробно изучить вопросы, отражающие:

  • достаточность аудиторских доказательств;
  • четкость выводов, сделанных аудиторами в результате проверки;
  • полноту отмеченных недостатков в учете;
  • полноту и сроки завершения аудиторских процедур в соответствии с программой аудита.

Внутренний контроль качества аудита

Понятие «качество аудита» можно определить как степень необходимого и достаточного уровня доверия к мнению аудитора со стороны пользователей в отношении достоверности информации в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица. В связи с усилением требований законодательства Российской Федерации в области контроля качества аудиторской деятельности повышение внимания аудиторских фирм к этому аспекту их деятельности становится одним из важнейших факторов конкурентоспособности и выживания на рынке аудиторских услуг.

Для выполнения аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских стандартов в аудиторской организации осуществляется внутренний контроль качества аудита — политика и процедуры, принятые аудиторской организацией для обеспечения разумной уверенности в том, что все аудиторские проверки, выполненные аудиторской фирмой, осуществлялись в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) № 1 «Цели и основные принципы аудита финансовой отчетности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696, и согласно требованиям Федерального правила (стандарта) № 7 «Внутренний контроль качества аудита», утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405. Принципы и конкретные процедуры контроля качества аудита реализуются как в рамках всей деятельности аудиторской организации, так и в ходе проведения каждой аудиторской проверки, а также могут быть применены при оказании сопутствующих аудиту услуг.

Аудиторская организация должна определить методы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества работы для обеспечения проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии:

  • с федеральными законами;
  • федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;
  • внутренними правилами (стандартами), действующими в профессиональном аудиторском объединении, членом которого является аудиторская фирма;
  • иными документами.

Принципы внутреннего контроля качества аудита, характер, временные рамки, цели и конкретные процедуры, применяемые аудиторской фирмой, зависят от объема и характера деятельности аудируемого лица, его территориального расположения, организационной структуры, соотношения затрат и выгод. В связи с этим методы и процедуры, а также и объем документации будут меняться. Однако принципы и процедуры внутреннего контроля качества аудита, представленные в Федеральном правиле (стандарте) № 7, являются обязательными для исполнения всеми аудиторскими организациями и включают в себя:

  • профессиональные требования — соблюдение работниками аудиторской организации принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения;
  • профессиональную компетентность — владение работниками аудиторской организации надлежащими навыками и обладание профессионализмом, необходимым для выполнения обязанностей с должной тщательностью;
  • поручение заданий — возложение обязанностей по проведению аудита на работников, имеющих специальную подготовку и опыт, которые необходимы в конкретных условиях;
  • контрольные полномочия — направление в достаточной мере работы аудиторского персонала, осуществление текущего контроля на всех уровнях для обеспечения разумной уверенности в том, что выполненная работа соответствует надлежащему уровню качества;
  • консультирование — проведение в случае необходимости консультаций со специалистами, обладающими надлежащими знаниями;
  • работу с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, — постоянная работа как с потенциальными, так и существующими клиентами;
  • мониторингэффективности процедур-регулярное наблюдение за адекватностью и эффективностью принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества.

До сведения работников аудиторской фирмы необходимо довести принципы и конкретные процедуры внутреннего контроля качества аудита так, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что они поняты и применяются на практике.

Федеральное правило (стандарт) № 7 определяет категории лиц, участвующих в контроле качества:

  • руководитель аудиторской проверки — аудитор, несущий ответственность за проведение аудита;
  • работники — руководящие сотрудники, другие специалисты, участвующие в аудиторской деятельности аудиторской фирмы, а также в оказании сопутствующих аудиту услуг;
  • ассистенты аудитора — сотрудники, участвующие в проведении аудита и не являющиеся аудиторами.

Внутренний контроль качества работы осуществляется в отношении каждой аудиторской проверки, в том числе при проведении аудита. Для этого руководитель аудиторской проверки должен:

  1. применять такие процедуры контроля, которые соответствуют целям и задачам аудиторской проверки;
  2. анализировать профессиональную компетентность тех аудиторов и ассистентов аудиторов, которые выполняют порученную им работу;
  3. формулировать четкие указания о проведении аудиторами и их ассистентами соответствующих аудиторских процедур.

Важным средством доведения до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита являются: программа аудита, смета затрат времени и общий план аудита.

Во время аудита работники, осуществляющие контрольные функции, должны:

  • контролировать ход аудита в целях определения профессиональной компетенции ассистентов аудитора, понимания ими указаний по проведению аудита, выполнения работы в соответствии с общим планом и программой аудита;
  • получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе проверки, оценивать их важность и вносить соответствующие изменения в общий план и программу аудита;
  • устранять расхождения в профессиональных суждениях работников.

При выполнении работы ассистентами аудитора результаты проверяются работниками, имеющими по крайней мере равный уровень компетентности, по вопросам:

  • на соответствие программе аудита;
  • надлежащее документальное оформление работы и результатов;
  • отражение всех важных аспектов аудита в аудиторских выводах;
  • достижение цели аудиторских процедур;
  • соответствие выводов результатам работы и подтверждение аудиторского мнения.

Контроль качества в отношении конкретной проверки включает в себя:

  • анализ общего плана и программы аудита;
  • оценку неотъемлемого риска и риска средств внутреннего контроля, в том числе результатов тестов средств внутреннего контроля и поправок, внесенных в общий план и программу аудита;
  • документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе, в частности результатов консультаций;
  • исследование финансовой отчетности, предлагаемых поправок и аудиторского заключения.

Оценка работы по проведению аудита может включать в себя дополнительные контрольные процедуры до предоставления аудиторского заключения, которые осуществляют работники, не участвующие в данной аудиторской проверке. Помимо внутреннего контроля качества аудиторских услуг в рамках каждой конкретной организации в настоящее время усиливается соответствующий контроль со стороны государства и общественных аудиторских объединений. Государством делегировано осуществление контроля за качеством аудиторских услуг, соблюдением стандартов аудиторской деятельности аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям. Например, в Аудиторской палате России (АПР) в настоящее время создан и функционирует комитет, осуществляющий соответствующие проверки в отношении аудиторских организаций — членов АПР. Проверки проводятся сертифицированными АПР уполномоченными экспертами в этой области. По результатам проверок выдается заключение о соответствии качества работы аудиторской организации требованиям нормативных правовых актов. Профессиональное аудиторское объединение выступает гарантом соблюдения аудиторами стандартов, а также принципов и процедур внутреннего контроля качества.


Внешний и внутренний аудит: задачи и особенности процедур


Проведение ежегодного аудита обязательно только для ряда организаций, попадающих под требования законодательства, в том числе для кредитных и страховых фирм, фондов, бюро кредитных историй и некоторых других.

Проведение внутреннего аудита не регламентируется законодательством, поэтому перечень вопросов и объем задач определяет только заказчик.

Проведение аудита — это возможность получить независимую оценку хозяйственной деятельности, выявить и устранить недостатки финансовой системы организации, снизить налоговые риски и издержки.
Узнать больше об аудите…

Проводить обязательный аудит могут только сертифицированные аудиторские организации. Проведение инициативного аудита возможно с помощью любой выбранной организации, а также силами штатных специалистов.

Отчет по результатам проведенного аудита может содержать не только описание выявленных нарушений, но и рекомендации по их исключению и дальнейшей минимизации.
Заказать аудит…

При выборе организации для аудита бухгалтерской отчетности стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.
Как выбрать компанию для аудита?

В условиях экономической неопределенности и усиливающейся конкуренции возрастает роль объективного хозяйственного контроля — как со стороны собственников, так и надзорных органов. Достоверная финансовая отчетность обеспечивает возможность принятия осознанных экономических решений, оберегает от операций, связанных с повышенным риском. Мнение аудитора повышает доверие к финансовой деятельности компании и общую лояльность к бизнесу со стороны заинтересованных лиц — собственников, инвесторов, потенциальных клиентов, поставщиков, органов власти…

В связи с вышесказанным мы рассмотрим такие формы контроля, как внутренний и внешний аудит, задачи и механизмы этих видов проверки, а также факторы, влияющие на выбор независимого аудитора.

Аудитом называют независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности компании для формирования выводов о достоверности этой отчетности. Более широким является определение аудиторской деятельности — это независимая проверка бухгалтерских документов, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, а также иные услуги: анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов/пассивов предприятия или организации, консультирование в вопросах законодательства и пр.

Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения учета нормам закона. Задачи аудита можно сформулировать следующим образом:

  1. Оценка уровня организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
  2. Оценка законности и правильности осуществления операций.
  3. Проверка соблюдения действующего законодательства в области налогообложения.
  4. Подтверждение достоверности или недостоверности отчетов.
  5. Разработка рекомендаций по устранению недостатков и нарушений.
  6. Ориентирование на будущие события, которые могут отразиться на хозяйственной деятельности компании.
  7. Определение резервов для наращивания ресурсов.

В Стандарте №1 постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» отмечено, что мнение аудитора может способствовать формированию доверия к отчетности, однако оно не указывает на эффективность управления предприятием и не дает прогнозов на будущее. Иными словами, аудитор не оценивает, насколько соблюдены интересы акционеров и владельцев компании.

В современной экономической практике выделяют разные формы аудита. Общепринятым является его деление на внешний и внутренний.

Внешний аудит — это осуществление аудиторской деятельности независимым аудитором или специализированной организацией. Заказчиками могут выступать собственники, акционеры, инвесторы, кредитные учреждения и государственные органы.

Внутренний аудит — это элемент системы внутреннего контроля на предприятии. Внутренние аудиторские службы существуют, как правило, в компаниях с разветвленной сетью филиалов. Контроль изнутри помогает руководству осуществлять более грамотное управление, правильно оценивать использование активов, анализировать эффективность финансовых вложений и т.д.

По характеру заказа можно выделить инициативный (добровольный) и обязательный. В первом случае проверка происходит по решению руководства предприятия, учредителей или органов власти, как правило, для объективной оценки финансового состояния предприятия и достоверности отчетности. Обязательный аудит предусмотрен законодательством, проводят его только независимые аудиторские организации.

По виду деятельности экономического субъекта выделяют:

  • банковский аудит (касается банков и иных кредитных организаций);
  • страховой аудит (страховые компании);
  • аудит инвестиционных институтов и бирж;
  • общий аудит (организации прочих видов деятельности).

По стадии развития выделяют:

  • подтверждающий аудит, подразумевающий всеобъемлющую проверку и подтверждение достоверности финансовой информации;
  • аудит, базирующийся на риске, при котором проверку проводят выборочно, в основном в «критических точках» — там, где риски выше; области с низкими рисками исключаются из проверки, тем самым сокращается затраченное время.
  • системно-ориентированный аудит, основанный на изучении и анализе системы внутреннего контроля предприятия. Внешняя экспертиза проводится с учетом его результатов.

В зависимости от направления проверки выделяют:

  • горизонтальный аудит — касается одного процесса от начала до завершения без отвлечения на сопутствующие операции;
  • вертикальный аудит — затрагивает все взаимосвязанные процессы; если в результате проверки выясняется, что данная операция связана с другой, аудит распространяется и на нее;
  • аудит в прямом направлении — следует за естественным ходом процесса от начала и до конца (выпуск продукции, предоставление услуги и т.д.); проверка охватывает взаимосвязанные и параллельно выполняемые операции, позволяет оценить качество процесса в целом;
  • аудит в обратном направлении — начинается с оценки выполненной работы (момент приемки продукции или завершение оказания услуги) и движется в обратном направлении к началу; такая форма контроля позволяет выявить пропущенные операции и расхождения в документации.

По периодичности аудит может быть первичным и повторяющимся. Проверка, организованная впервые, всегда более трудоемкая, ответственная и затратная по времени, поскольку сведения о компании собираются с нуля. При переводе аудиторских проверок на регулярную основу временные затраты сокращаются, процедура становится более простой, поскольку «сильные» и «слабые» стороны предприятия аудитору уже известны.

Вне зависимости от формы аудита, проверяющий должен достичь главной цели. А именно: сделать выводы о том, насколько отчетность соответствует требованиям, нет ли в ней расхождений с законом, полностью ли учтены активы и пассивы, все ли расчеты проведены правильно и обоснованно.

Внешний аудит

Проведение внешнего аудита, как было отмечено, предполагает участие привлеченных экспертов. Его проводят юридически и организационно независимые компании или физические лица, которые гарантируют объективность и отсутствие предвзятости. Внешнего аудитора с проверяемой компанией не должны связывать никакие обязательства, кроме тех, что указаны в договоре на проведение проверки. Подробнее понятие независимости раскрыто в статье 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности». В частности, указано, что аудиторы не могут быть близкими родственниками учредителям или руководителям проверяемых организаций, не могут входить в состав совета директоров и еще ряд ограничений.

В статье 3 данного закона отмечено, что аудиторская организация должна в обязательном порядке являться членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов. Это же требование касается и аудитора-физического лица, который, кроме того, должен обладать квалификационным аттестатом. За свои действия проверяющий ответственен перед законом, своим работодателем и профессиональным сообществом.

Задачи внешнего аудита следующие:

  1. Проверка достоверности сведений, представленных в отчетах, или доказательство их недостоверности.
  2. Контроль соблюдения законодательных требований в вопросах ведения учета и составления отчетности.
  3. Выявление возможностей для оптимизации ресурсов, в том числе более эффективного использования заемных средств.

Возможны и другие цели внешнего аудита: оптимизация налогооблагаемых баз, корректировка ведения бухгалтерского учета, анализ хозяйственной и финансовой деятельности, решение управленческих проблем путем предоставления профессиональных консультаций и др.

Как уже говорилось, основные виды внешнего аудита — это инициативный и обязательный. Добровольный аудит предполагает проверку финансово-хозяйственной деятельности по заданию заказчика, в котором обычно устанавливается объем, глубина, период, уровень точности проверки, а также наличие сопутствующих услуг. Причины могут быть разные: недостаточная квалификация бухгалтерских работников, высокая текучка, падение контрольных показателей, подготовка к сертификации и пр. Инициатива в этом случае, как правило, исходит от руководителей предприятий — они обращаются в аудиторские фирмы самостоятельно.

Обратите внимание!
Статья 48 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ устанавливает, что право инициировать проверку есть у любого участника ООО при условии самостоятельной оплаты им услуг профессионального аудитора. Аудитор не должен быть связан имущественными интересами с инициатором аудита. Проверка при этом может быть сплошной или выборочной.

Обязательный аудит проводят в соответствии с законодательством. Он является комплексным и инициируется государственными органами. Цель такой проверки — подтвердить достоверность представленной отчетности. Случаи, в которых проводится обязательный аудит, перечислены в статье 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» для всех организаций, имеющих организационно-правовую форму акционерного общества, а также:

  • кредитных организаций;
  • бюро кредитных историй;
  • страховых компаний и обществ взаимного страхования;
  • негосударственных пенсионных и иных фондов;
  • паевых инвестиционных фондов;
  • компаний с объемом годовой выручки 400 млн руб. или суммой активов бухгалтерского баланса свыше 60 млн руб.

На заметку
Обязательный аудит не проводят в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов.

Уклонение от обязательного аудита или препятствие ему наказывается крупными штрафами. Обязательный аудит проводят ежегодно по итогам завершенного финансового года, он касается всей финансовой деятельности организации. По итогам составляется аудиторское заключение и информация о результатах проверки для руководителя компании. Результаты проверки заносят в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Аудиторская проверка состоит из ряда этапов.

Планирование. На этом этапе от предприятия поступает предложение о проведении аудита. Компания-аудитор знакомится с финансово-хозяйственной деятельностью потенциального клиента, составляет примерный план и направляет в ответ письмо-обязательство. В нем должны быть указаны условия проведения проверки и обязательства сторон. При условии взаимного согласия составляется официальный договор. Он содержит стандартные обязательные пункты: предмет договора, участники, права и обязанности, ответственность за нарушение условий. Параллельно разрабатывается детальный план будущей проверки. Он включает в себя:

  • описание предмета изучения и список объектов аудита;
  • вопросы, которым следует уделить особое внимание;
  • источники получения информации;
  • состав аудиторской группы;
  • сроки проверки;
  • сроки предоставления результатов.

Проведение аудита. Перед стартом проверки в компании проводят собрание, на котором руководителей подразделений знакомят с целью проверки, порядком ее проведения, согласуют условия. Важно, чтобы со стороны коллектива не возникало никаких препятствий для аудиторов, а те, в свою очередь, действовали строго в рамках плана. Аудиторы должны быть распределены по участкам проверки в соответствии с их профессиональной компетенцией. Внешний аудит может включать не только анализ документов, но и другие методы: беседы с сотрудниками, проверку работы на местах, анкетирование и т.д.

Заключение. По каждому разделу программы аудиторы делают выводы в письменной форме. На основании этих документов формируется аудиторское заключение. Требования к нему регламентирует статья 6 закона «Об аудиторской деятельности». Заключение, в частности, должно содержать полные сведения об аудиторе и объекте проверки, периоде, изученной бухгалтерской и финансовой отчетности, целях, методах и результатах аудита. Выдают аудиторское заключение лицу, подписавшему договор о проведении проверки. Отраженные в нем сведения впоследствии могут стать поводом для принятия ряда управленческих решений.

Внутренний аудит

Определение внутреннего аудита компании закреплено в постановлении Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности». Согласно документу внутренний аудит — это контрольная деятельность, которую проводит собственное подразделение предприятия — служба внутреннего аудита, выполняющая функции мониторинга адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.

Проведение внутреннего аудита является добровольным. Его проводят, чтобы решить следующие задачи:

  • проверить правильность составления отчетности и достоверность указанных в отчетах сведений;
  • оценить правильность ведения бухгалтерского учета;
  • оценить эффективность использования ресурсов, своевременность и полноту налоговых отчислений, расчетно-платежную дисциплину в целом;
  • изучить достоверность учета затрат на производство, объемов выручки и иных показателей финансово-хозяйственной деятельности;
  • разработать предложения по улучшению расчетной дисциплины и бухгалтерского учета;

Аудиторы службы внутреннего контроля, как правило, консультируют руководителей подразделений и ответственных за конкретные участки работников по правовым, финансовым, организационным и иным вопросам, помогают устранить недочеты, выявленные в ходе проверки.

Инициировать организацию внутреннего аудита могут собственники компании с целью определить, насколько добросовестно привлеченные управленцы ведут дела фирмы. Заказать проверку может руководитель предприятия, например, при смене главного бухгалтера. Тот, в свою очередь, также вправе затребовать проведение проверки, особенно если разные направления учета закреплены за несколькими сотрудниками. Заказчиками аудита могут выступить потенциальные инвесторы для оценки финансового состояния будущего объекта для вложений.

Выделяют следующие виды внутреннего аудита на предприятии:

  • функциональный аудит систем управления;
  • организационно-технический аудит;
  • всесторонний аудит управления;
  • аудит видов деятельности;
  • аудит на соответствие (каким-либо требованиям);
  • аудит на предмет общей целесообразности.

Объектами проверки становятся материальные, трудовые, финансовые ресурсы и их источники, хозяйственные процессы, результаты хозяйственной деятельности и методы управления предприятием.

Порядок проведения внутреннего аудита и методы компания определяет самостоятельно. Проверка может быть комплексной или тематической (охват отдельных участков), выборочной или сплошной. При частичной проверке возрастает риск пропуска ошибок и недочетов, поэтому бухгалтерские документы, как правило, проверяются полностью.

Главные принципы аудиторской деятельности — независимость и объективность — касаются и внутренних проверок. Однако большинство экспертов признают: абсолютная независимость при проведении процедуры внутреннего аудита едва ли достижима. Как минимум потому, что аудиторы являются сотрудниками той же компании, их карьера и профессиональное благополучие напрямую зависит от решений руководства. Кроме того, отдел внутреннего аудита, как правило, находится в подчинении у руководителя подразделения или финансового директора. И это тоже накладывает отпечаток на отношение со стороны руководителей разных уровней к тем рекомендациям, которые появятся в ходе проверки. В таких условиях внутренним аудиторам крайне сложно свободно и объективно выполнять возложенные обязанности, выражать собственное мнение без оглядки на вышестоящих руководителей. У этой проблемы есть разные пути решения. Например, передать аудиторский отдел в подчинение непосредственно директору, который отчитывается перед советом директоров и аудиторским комитетом. В этом случае аудит окажется независимым от функционального руководства компании. Другой способ — поставить во главе аудиторского отдела финансового директора, который несет персональную ответственность за финансовую деятельность предприятия и результаты контроля.

Наличие выстроенной системы внутреннего аудита не отменяет аудит внешний, особенно в компаниях, которые попадают в обязательный список. Внешний и внутренний аудит выступают, как взаимосвязанные стороны одного процесса.

К сведению
Если в компании налажена система внутреннего контроля, то именно она становится первоочередным объектом для контроля внешнего. Само предприятие проверяют уже во вторую очередь и на основе оценки внутреннего аудита. Иными словами, если независимые аудиторы признают внутренний контроль эффективным и качественным, при проверке непосредственно предприятия ограничатся лишь выборочным тестированием без сплошного охвата. Это позволяет сократить время проверки и затраты на ее проведение.

Задача внешнего и внутреннего аудита — не только подтвердить достоверность отчетных показателей, но и выявить пробелы в финансовой деятельности, позволив заказчику сделать вывод о качестве работы предприятия в целом. В этой ситуации крайне важна точность оценки, которая напрямую зависит от профессионализма аудиторов. Очевидно, что задачу лучше доверить опытным специалистам, которым под силу не просто сформировать объективную картину, но и беспристрастно высказать мнение, не прикрывая чужие ошибки.

Где можно заказать услуги по проведению аудита

Работать в сфере аудита разрешено только организациям — членам аудиторских СРО. Поэтому еще на стадии подбора у аудиторской компании рекомендуется запросить подтверждающие членство в СРО документы и проверить их актуальность. Но что намного сложнее — оценить профессионализм привлекаемых аудиторов. Как это сделать, нам рассказал Рустам Салаватов, к.э.н., руководитель практики «Аудит» аудиторско-консалтинговой компании КСК групп:

«Профессионализм — это прежде всего высокое качество результатов работы, получаемых квалифицированными специалистами при четком соблюдении сроков. Его прямым отражением является деловая репутация аудиторской организации. Этот неотчуждаемый актив проявляется в отношении со стороны внешнего окружения, в понимании и разделении партнерами аудиторской компании ее стратегии, целей, стиля и намерений деятельности. Репутационные показатели можно оценивать различными способами. Чтобы узнать уровень доверия клиентов и их готовность к дальнейшему сотрудничеству, следует получить у них отзывы о работе аудиторов, к которым вы планируете обратиться. Существуют рейтинги, публикуемые авторитетными независимыми агентствами, такими как «Эксперт РА». Длительное присутствие на рынке аудиторских услуг также свидетельствует в пользу высокой деловой репутации. Широкий пул клиентов, количество, сложность и отраслевое разнообразие выполненных проектов, крупный штат аудиторов — все это признаки того, что такому партнеру можно доверять. Но, кроме доверия, неплохо было бы, чтобы ответственность аудиторов была застрахована на приемлемую сумму.

Рекомендую рассматривать компании, спектр услуг которых не ограничен только аудиторской деятельностью или узкой отраслевой направленностью — в этом случае по итогам сплошной аудиторской проверки, управленческого или экспресс-аудита вы сможете заключить договор на консультирование, например, в области ведения налогового учета, инвестиционного анализа, организации системы внутреннего контроля, автоматизации бизнес-процессов или юридического сопровождения бизнеса. Кроме того, иметь одного партнера сразу по нескольким направлениям экономически всегда более выгодно.

С большинством крупных клиентов компания КСК групп работает как раз по такому принципу. Наши эксперты проводят независимые проверки, в ходе которых удается выявить и устранить все нарушения, обнаружить угрозы и нереализованные возможности. При этом мы рассматриваем аудит как комплексное понятие, учитываем специфику компании и особенности управления. По итогам выдаем руководителю рекомендации для принятия ключевых решений. Мы помогаем оценить эффективность бизнеса и выявить приоритетные направления развития, что помогает оптимизировать ресурсы и максимально сократить риски».

P.S. КСК групп — аудиторско-консалтинговая компания, работающая с частными предприятиями реального сектора экономики. Проводит обязательный, инициативный, управленческий, экспресс-аудит, по РСБУ и МСФО. Клиентская база насчитывает свыше 1000 компаний. Почти за четверть века реализовано свыше 4000 проектов.

7. Контроль качества и оценка деятельности внутреннего аудита

7.1. Руководитель внутреннего аудита разрабатывает и внедряет программы оценки и повышения качества (программу по осуществлению контроля качества работы внутреннего аудита / «программу гарантий и повышения качества») в целях осуществления надлежащего контроля качества и оценки деятельности внутреннего аудита.

7.2. На регулярной основе (как правило, один раз в год) руководитель внутреннего аудита информирует исполнительные органы и отчитывается перед советом директоров о деятельности в рамках программы оценки и повышения качества и ее результатах, в том числе доводит информацию о результатах внутренних и внешних оценок.

7.3. При разработке и внедрении программы оценки и повышения качества (в том числе в рамках проведения периодических оценок) руководителю внутреннего аудита рекомендуется использовать методические документы Института внутренних аудиторов.

7.4. Программа оценки и повышения качества включает:

– непрерывный мониторинг качества деятельности внутреннего аудита;

– периодические внутренние и внешние оценки качества всего спектра деятельности внутреннего аудита.

В программу оценки и повышения качества также включаются процедуры постоянного измерения и анализа показателей деятельности (например, выполнение плана деятельности внутреннего аудита, принятые менеджментом компании рекомендации, удовлетворенность руководителей объектов аудита и проч.)15

7.5. Если в рамках непрерывного мониторинга или по результатам оценки (внутренней и внешней) качества выявляются недостатки в деятельности внутреннего аудита, руководитель внутреннего аудита разрабатывает план по устранению таких недостатков и отслеживает эффективность и своевременность его выполнения.

Непрерывный мониторинг качества

7.6. Непрерывный мониторинг качества включает текущий анализ и оценку качества деятельности внутреннего аудита. В рамках осуществления непрерывного мониторинга качества руководитель внутреннего аудита и/или уполномоченные им внутренние аудиторы:

– осуществляют надзор над выполнением проверок и прочей деятельностью внутреннего аудита;

– получают обратную связь от проверяемых подразделений и других заинтересованных сторон;

– осуществляют выборочную экспертную оценку рабочих документов;

– проводят анализ установленных параметров оценки выполнения работы;

– формируют бюджеты проверок (например, на командировочные расходы), ведут учет использования рабочего времени;

– проводят анализ других показателей результатов деятельности (например, таких, как длительность аудиторского цикла и принятие рекомендаций).

Внутренние периодические оценки

7.7. Внутренние периодические оценки качества проводятся внутренними аудиторами посредством самооценки. Рекомендуется проводить внутреннюю оценку качества как минимум один раз в год.

7.8. Основной целью внутренних периодических оценок является оценка деятельности внутреннего аудита на соответствие выбранным параметрам оценки. Например, внутренние аудиторы могут оценить качество своей деятельности на предмет:

– соответствия требованиям Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита;

– адекватности положения о внутреннем аудите, целей, задач и функций, политик и процедур внутреннего аудита;

– соответствия деятельности внутреннего аудита ожиданиям совета директоров и исполнительных органов;

– вклада внутреннего аудита в процессы корпоративного управления, управления рисками и внутреннего контроля, а также совершенствования бизнес-процессов компании;

– соответствия требованиям применимых законодательных и нормативных актов;

– соответствия деятельности внутреннего аудита лучшим практикам.

7.9. Внутренние оценки качества могут осуществляться посредством:

– проведения опросов заинтересованных сторон (например, руководителей объектов аудита);

– проведения проверок рабочих документов на соответствие установленным политикам внутреннего аудита и применимым стандартам;

– обзора параметров оценки работы внутреннего аудита и их сравнения с лучшими практиками.

Внешняя оценка качества аудита

7.10. Внешнюю оценку качества аудита рекомендуется проводить не реже одного раза в пять лет16. Внешняя оценка качества проводится с целью получения руководителем внутреннего аудита и другими заинтересованными лицами независимого мнения о качестве функции внутреннего аудита.

7.11. Внешняя оценка охватывает весь спектр аудиторских и консультационных услуг внутреннего аудита. Для достижения оптимальных результатов в объем работ по внешней оценке рекомендуется включать те же аспекты, что и при проведении внутренней оценки.

7.12. При этом необходимо принимать во внимание, что объем и содержание внешней оценки могут быть скорректированы по усмотрению руководителя внутреннего аудита, с учетом рекомендаций исполнительных органов или по решению совета директоров, исходя из поставленных целей компании.

7.13. Внешняя оценка качества может быть проведена следующими способами:

– оценка качества независимым внешним экспертом;

– подтверждение внутренней оценки качества независимым внешним экспертом.

7.14. Проведение независимой внешней оценки качества путем подтверждения результатов внутренней самооценки целесообразно проводить в случае, если внутренний аудит:

– осуществляет свою деятельность в отрасли, являющейся объектом жесткого регулирования и/или контроля;

– подвергается жесткому регулированию и/или контролю по другим причинам (например, является объектом проверки в рамках ежегодных оценок эффективности корпоративного управления и внутреннего контроля компании).

7.15. Также, проведение независимой внешней оценки путем подтверждения результатов внутренней самооценки рекомендуется в случае, если, по мнению руководителя внутреннего аудита, преимущества от такой оценки (в т. ч. финансовая выгода) превосходят выгоды от полной оценки качества внешними экспертами.

7.16. При проведении оценки внешний эксперт осуществляет проверку результатов самооценки и устанавливает степень соответствия деятельности внутреннего аудита выбранным параметрам оценки (например, соответствие Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита и лучшим практикам).

7.17. Выбор внешнего эксперта (группы экспертов) осуществляется в соответствии с требованиями законодательства и внутренними процедурами компании по выбору поставщиков услуг. При этом рекомендуется принимать во внимание следующие критерии выбора внешнего эксперта (группы экспертов):

1) профессиональные компетенции внешнего эксперта (группы экспертов) – внешний эксперт (группа экспертов) должен обладать:

– профессиональной компетенцией в области внутреннего аудита;

– профессиональной компетенцией в области проведения внешних оценок качества;

– знаниями Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита и лучших профессиональных практик в области внутреннего аудита;

– опытом практической работы на руководящих должностях во внутреннем аудите или соответствующих областях бизнес-консультирования как минимум в течение трех лет (в случае привлечения группы экспертов – руководитель группы должен обладать таким опытом);

– квалификацией «дипломированный внутренний аудитор»17 (в случае привлечения группы экспертов – как минимум один участник должен обладать такой квалификацией).

Принимая решение о профессиональной компетентности внешнего эксперта или группы экспертов, руководителю внутреннего аудита рекомендуется применить собственное профессиональное суждение.

2) независимость внешнего эксперта (группы экспертов). Независимость внешнего эксперта (группы экспертов) предполагает отсутствие:

– аффилированности внешнего эксперта с членами совета директоров, исполнительными органами, работниками компании и / или ДЗО;

– заинтересованности внешнего эксперта в результатах деятельности компании;

– любых фактических или потенциальных конфликтов интересов, связанных с оказанием услуг внешним экспертом компании;

– любых фактических или потенциальных конфликтов интересов работников внешнего эксперта (группы экспертов), которые:

– не должны являться работниками компании в течение последних пяти лет или работниками, связанными с компанией;

– должны быть свободны от каких-либо обязательств или заинтересованности в отношении компании или в отношении работников компании.

3) честность и объективность внешнего эксперта (группы экспертов) – внешний эксперт или группа экспертов должны быть правдивыми и непредвзятыми, соблюдать требования конфиденциальности при выполнении внешней оценки качества.

С целью соблюдения независимости, не могут рассматриваться в качестве внешних экспертов работники других подразделений компании и связанных компаний (например, головной компании или ДЗО).

7.18. Руководитель внутреннего аудита назначает работников, ответственных за взаимодействие с внешним экспертом (группой экспертов). В рамках проведения внешней оценки качества работники, ответственные за взаимодействие с внешним экспертом (группой экспертов):

– представляют информацию о результатах работы внутреннего аудита согласно запросам внешнего эксперта (группы экспертов);

– предварительно оценивают качество отчета, подготовленного внешним экспертом (группой экспертов) и подготавливают комментарии/возражения к отчету;

– участвуют во встречах по обсуждению результатов внешней оценки.

7.19. По завершению внешней оценки независимый эксперт (группа экспертов) подготавливает:

1) в случае проведения независимой внешней оценки качества деятельности внутреннего аудита, – отчет, который включает:

– заключение о соответствии внутреннего аудита выбранным параметрам оценки (например, о соответствии Международным профессиональным стандартам внутреннего аудита) и

– рекомендации по совершенствованию деятельности внутреннего аудита;

2) в случае проведения оценки путем независимого подтверждения результатов внутренней cамооценки, – отчет, подготовленный внутренним аудитом по результатам внутренней оценки качества, и включающий:

– при согласии с заключением внутреннего аудита – соответствующую формулировку, согласующуюся с заключением по результатам внутренней оценки качества;

– при несогласии с заключением внутреннего аудита – соответствующую формулировку с указанием несогласованных вопросов и выявленных недостатков, выводы и рекомендации;

По решению руководителя внутреннего аудита независимый эксперт также может подготовить отдельный отчет с независимым подтверждением результатов внутренней оценки, как приложение к отчету о внутренней оценке качества, с выражением согласия или несогласия с выводами внутренней оценки качества, как описано выше.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *