Транспортный налог

Содержание

Транспортный налог

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

У этого термина существуют и другие значения, см. Транспортный налог (значения).

Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств.

В России

Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговые ставки

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 8 октября 2012.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчёте на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм-силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:

Cтавки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз. Кроме того, законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учётом срока полезного использования транспортных средств.

Автомобили

Легковые
Автомобили легковые с мощностью двигателя (руб. с каждой лошадиной силы): 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
свыше 70 л.с. до 100 л.с. (свыше 51,49 кВт до 73,55 кВт) включительно 5 5 7 7 7 7 7 7
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 15 15 20 20 20 30 30 30
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 20 20 30 30 30 38 38 38
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт кВт до 183,9 кВт) включительно 20 20 30 30 30 75 75 75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) 33 35 100 100 100 150 150 150

Эти налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз (кроме автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно).

На Украине

Ставки и прочие вопросы налогообложения определены Законом Украины ”О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов ”.(теряет силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Налогового кодекса Украины).

Плательщиком налога на транспортные средства являются физические лица, которые осуществляют первую регистрацию на Украине, регистрацию, перерегистрацию транспортных средств и/или имеют зарегистрированные на Украине собственные транспортные средства, которые и являются объектом налогообложения.

Размер налога с владельцев транспортных средств на Украине оплачивается в следующих размерах:

Описание объекта налогообложения

Ставка налога в год (с 100 куб.см объема цилиндров двигателя, с 1 кВт мощности двигателя или 100 см длины)

Налог с владельцев транспортных средств при первой регистрации на Украине

Автомобили легковые (кроме авто с электродвигателем) с объемом двигателя:

До 1000 куб.см
новые 3 грн с 100 куб.см
б/у до 8 лет 5 грн с 100 куб. см
б/у более 8 лет 100 грн с 100 куб. см
От 1001 до 1500 куб.см
новые 4 грн с 100 куб.см
б/у до 8 лет 5 грн с 100 куб. см
б/у более 8 лет 200 грн с 100 куб. см
От 1501 до 1800 куб.см
новые 5 грн с 100 куб.см
б/у до 8 лет 7 грн с 100 куб. см
б/у более 8 лет 300 грн с 100 куб. см
От 1801 до 2500 куб.см
новые 10 грн с 100 куб.см
б/у до 8 лет 12 грн с 100 куб. см
б/у более 8 лет 500 грн с 100 куб. см
От 2501 до 3500 куб.см
новые 25 грн с 100 куб.см
б/у до 8 лет 30 грн с 100 куб. см
б/у более 8 лет 750 грн с 100 куб. см
От 3501 и больше
новые 40 грн с 100 куб.см
б/у до 8 лет 45 грн с 100 куб. см
б/у более 8 лет 1000 грн с 100 куб. см

Транспортные средства, оснащенные электродвигателем

0,5 грн с 1 кВт

Налог с владельцев транспортных средств при проведении регистрации, перерегистрации и очередного ТО

Автомобили легковые (кроме авто с электродвигателем) с объемом двигателя:

До 1000 куб.см 3 грн с 100 куб.см
От 1001 до 1500 куб.см 5 грн с 100 куб.см
От 1501 до 1800 куб.см 7 грн с 100 куб.см
От 1801 до 2500 куб.см 10 грн с 100 куб.см
От 2501 до 3500 куб.см 25 грн с 100 куб.см
От 3501 и больше 40 грн с 100 куб.см

Транспортные средства, оснащенные электродвигателем

0,5 грн с 1 кВт

Автомобили грузовые с объемом двигателя
до 8200 см3 15 грн. со 100 см3
с 8200 до 15000 см3 20 грн. со 100 см3
с 15001 см3 и больше 25 грн. со 100 см3
Автомобили специального назначения (кроме пожарной машины и скорой помощи) 5 грн. со 100 см3
Мотоциклы (мопеды), велосипеды с двигателем (кроме тех, объем которых не превышает 50 куб.см) с объемом двигателя:
До 500 куб.см 3 грн с 100 куб.см
От 501 до 800 куб.см 5 грн с 100 куб.см
От 801 и больше 10 грн с 100 куб.см
Яхты, судна парусные с дополнительным двигателем или без него (кроме спортивных)
морские 14 грн. с 100 см длины
яхты и судна парусные массой не более 100 кг 7 грн. с 100 см длины
яхты и судна парусные массой более 100 кг и длиной не более 7,5 м 7 грн. с 100 см длины
яхты и судна парусные массой более 100 кг и длиной более 7,5 м 14 грн. с 100 см длины

Лодки моторные и катера, кроме лодок с подвесным двигателем (кроме спортивных)
морские 14 грн. с 100 см длины
Лодки морские и катера длиной не более 7,5 м 7 грн. с 100 см длины
Лодки морские и катера длиной более 7,5 м 14 грн. с 100 см длины
Плавсредства (кроме спортивных):
С массой не более 100 кг 7 грн. с 100 см длины
длиной не более 7,5 м и массой более 100 кг 7 грн. с 100 см длины
длиной более 7,5 м и массой более 100 14 грн. с 100 см длины

За рубежом

В большинстве стран не существует единого транспортного налога. Вместо него могут взиматься следующие налоги:

  • Налог на имущество — налог, прямо или косвенно зависящий от стоимости автомобиля. Несмотря на существование подоходного налога, во многих странах взимается и налог на имущество; от этого налога обычно труднее уклоняться, чем от подоходного налога.
  • Дорожный налог — налог, деньги от уплаты которого идут на строительство и ремонт автотрасс.
  • Экологический налог — налог, стимулирующий приобретение автомобилей, меньше отравляющих атмосферу, либо пользование незагрязняющими типами транспорта (метро, троллейбус).

Некоторые из этих налогов могут отсутствовать, быть скрытыми либо объединяться вместе.

В США

Федерального транспортного налога не существует, однако во всех штатах установлен ежегодный сбор за регистрацию транспортного средства. Помимо этого, некоторые штаты облагают владение транспортными средствами дополнительными налогами. Штат Нью-Йорк взимает налог на транспортные средства в зависимости от их массы. В Калифорнии размер ежегодного регистрационного сбора зависит от текущей стоимости автомобиля.

Ссылки

  • Глава 28 Налогового кодекса РФ. Транспортный налог
  • Калькулятор для расчета транспортного налога. Россия, все регионы. С 2004 года
  • Актуальные ставки и калькулятор транспортного налога для всех регионов РФ

Примечания

Налоги в мире

Прямые налоги

Налог на имущество | Налог на прибыль | Налог на добычу полезных ископаемых | Транспортный налог | Земельный налог | Водный налог | Налог на биологические ресурсы | Налог на игорный бизнес | Налог на бездетность | Налог на прирост капитала

Косвенные налоги

Налог на добавленную стоимость | Налог с продаж | Акцизы | Экологический налог

Исторические налоги

Единый социальный налог | Квартирный налог | Зверина подать | Налог на дымовые трубы | Налог на общественные туалеты

Дань

Двоеданство | Урок | Ясак | Забожничье | По́дать | Тя́гло | Продразвёрстка

Сбор

Государственная пошлина | Таможенные пошлины | Замыт | Железное | Индукта | Щитовые деньги | Гербовый сбор | Гарнцевый сбор

Контрибуция

Датские деньги | Репарации | Реституция

Прочее

Налогообложение | Налог | Пеня

Не являются налогами

Страховая премия | Оброк | Чинш | Откуп

Энциклопедия решений. Транспортный налог

Транспортный налог

Транспортный налог относится к региональным (п. 1 ст. 14 НК РФ). На основании ст. 17 НК РФ в главе 28 «Транспортный налог» НК РФ определены налогоплательщики и элементы налогообложения транспортным налогом, а именно:

Элементы налогообложения

Значения

Статьи НК РФ

Налогоплательщики

Лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения транспортным налогом*(1)

ст. 357 НК РФ

Объект налогообложения

Транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ*(2)

ст. 358 НК РФ

Налоговая база

Определяется в зависимости от вида транспортного средства

ст. 359 НК РФ

Налоговый период

Календарный год*(3)

ст. 360 НК РФ

Налоговые ставки

Устанавливаются законами субъектов РФ в размере, установленном в п. 1 ст. 361 НК РФ, и могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в 10 раз*(4)

ст. 361 НК РФ

Порядок исчисления налога

Сумма налога по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки*(5)

ст. 362 НК РФ

Порядок и сроки уплаты налога

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ*(6)

Налогоплательщиками — физическими лицами налог уплачивается в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом

ст. 363 НК РФ

______________________________

*(1) Ст. 357 НК РФ также установлены лица, владеющие транспортными средствами, в отношении которых они не являются плательщиками транспортного налога.

*(2) К транспортным средствам относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Ст. 358 НК РФ установлены транспортные средства, которые не признаются объектом налогообложения.

*(3) Установлены также отчетные периоды. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ вправе не устанавливать отчетные периоды.

*(4) В отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно ограничение размера уменьшения налоговых ставок (не более чем в 10 раз) законами субъектов РФ не применяется. Если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в п. 1 ст. 361 НК РФ.

*(5) Установлен порядок исчисления авансовых платежей налогоплательщиками-организациями. Предусмотрено уменьшение налога на сумму дорожной платы налогоплательщиками-организациями в отношении каждого ТС, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре.

*(6) Установлены также сроки и порядок уплаты авансовых платежей для организаций. Налогоплательщики-организации в отношении ТС, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, исчисленные авансовые платежи по налогу не уплачивают.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 28 НК РФ, а в отношении налогоплательщиков-организаций определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении транспортного налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. См. письма Минфина России от 28.03.2012 N 03-05-06-04/51, от 08.08.2003 N 04-05-11/51, ФНС России от 02.04.2013 N БС-2-11/221@.

У этого термина существуют и другие значения, см. Транспортный налог (значения).

Транспортный налог — налог, взимаемый с владельцев зарегистрированных транспортных средств..

Украина

Ставки и прочие вопросы налогообложения определены Налоговым кодексом Украины. Плательщиком налога на транспортные средства являются физические лица, которые осуществляют первую регистрацию на Украине, регистрацию, перерегистрацию транспортных средств и/или имеют зарегистрированные на Украине собственные транспортные средства, которые и являются объектом налогообложения.

Налоговые ставки при первой регистрации легковых автомобилей

Налоговая ставка исчисляется в гривнах с каждых 100 см³ объёма цилиндров двигателя.

Возраст автомобиля До 1000 см³ От 1001 до 1500 см³ От 1501 до 1800 см³ От 2501 до 3500 см³
Новые 3 4 5 10 25 40
Б/у до 8 лет 5 5 7 12 30 45
Б/у более 8 лет 100 200 300 500 750 1000

Транспортные средства, оснащенные электродвигателем — 0,5 грн с 1 кВт.

Налоговые ставки при перерегистрации и очередном техническом осмотре

Налоговая ставка исчисляется в гривнах с каждых 100 см³ объёма цилиндров двигателя.

Объём двигателя Автомобили легковые Автомобили грузовые Мотоциклы (мопеды)
До 500 см³ 3
От 501 до 800 см³ 5
От 801 и больше 10
До 1000 см³ 3
От 1001 до 1500 см³ 5
От 1501 до 1800 см³ 7
От 1801 до 2500 см³ 10
От 2501 до 3500 см³ 25
От 3501 и больше 40
До 8200 см³ 15
От 8200 до 15 000 см³ 20
От 15001 см³ и больше 25
Автомобили специального назначения (кроме пожарной машины и скорой помощи) 5

Транспортные средства, оснащенные электродвигателем — 0,5 грн с 1 кВт.

США

Федерального транспортного налога не существует, однако во всех штатах установлен ежегодный сбор за регистрацию транспортного средства. Помимо этого, некоторые штаты облагают владение транспортными средствами дополнительными налогами.

> Примечания

  1. Налоговый кодекс РФ, часть 2, глава 28, статья 361.
  • Налоговый калькулятор — Расчет транспортного налога официальный сервис ФНС России

Что такое транспортный налог

Простыми словами, транспортный налог – это обязательный ежегодный платеж от владельца (физ. или юрлицо) того или иного ТС, которое признано законодательством объектом налогообложения.

За неуплату предусмотрены пени, штрафы и даже уголовная ответственность. Поэтому каждому владельцу машины или другого ТС нужно знать не только, что такое налог на транспортное средство, но и когда его нужно оплачивать.

Налоговые обязательства перед государством касаются не только владельцев грузовых или легковых авто, но и тех, кто имеет в собственности двухколесный транспорт. Это значит, что транспортный налог нужно платить за любые ТС, включая воздушные и водные.

Деньги от уплаты пополняют не федеральный, а региональный бюджет. При этом в каждом регионе суммы могут отличаться. Несмотря на то, что в Налоговом кодексе были прописаны определенные ставки (статья 361 НК России), они не являются окончательными. Значения могут разниться в зависимости от того, где зарегистрирован автомобиль, но не больше чем в 10 раз в сторону снижения или увеличения.

Отличаться могут не только налоговые ставки, но и льготы, дата уплаты и другие условия налогообложения. К примеру, в Кабардино-Балкарии автомобили возрастом старше 10 лет не облагают налогом, а вот в Приморском крае собственники платят за транспорт, но в три раза дешевле, чем если бы владели новой машиной.

Перед расчетом налогов стоит посетить сайт ФНС и уточнить информацию о своем регионе и том, что включает в себя транспортный налог.

Начисление налога по льготе не происходит автоматически. Если физическое лицо имеет право на льготную скидку в своем регионе, ему стоит подать заявление в налоговую лично или:

  • по почте;
  • онлайн. Нужно зарегистрировать «Личный кабинет плательщика» на сайте ФНС;
  • посетив Многофункциональный центр (МФЦ). Но перед этим важно уточнить, предоставляет ли выбранный центр подобную услугу.

Если льгота не имеет ограничений по времени действия, то подавать заявление повторно в следующем году не требуется.

За что платится транспортный налог?

Этот сбор власти ввели в 2003 г. С тех пор многие задаются вопросом: как узнать, за что взимается транспортный налог?

До 2002 года в России существовал дорожный налог, который направлялся на содержание российских дорог: восстановление, замену асфальтового покрытия. На качество дорог влияют не только многотонные грузовые машины, но и другие транспортные средства. После отмены дорожного налога ввели транспортный. Однако сейчас средства поступают в региональный бюджет, и уже местные власти решают, куда именно направить деньги – на ремонт покрытия или развитие инфраструктуры.

Что входит в транспортный налог? Сумма выплаты в региональный бюджет определяется с учетом:

  1. Налоговой базы. Речь идет о мощности мотора автомобиля и другого транспорта, мощность которого определяется в установленной форме – лошадиных силах. При расчете налога на воздушные судна, учитывают тягу реактивного двигателя, а на водные – валовую вместимость, измеряемую в регистровых тоннах.
  2. Налоговой ставки. Размер зависит от мощности, тяги, валовой вместимости.
  3. Продолжительности использования транспорта.

На финальную сумму может повлиять также стоимость машины. С 2014 года владельцы престижных марок оплачивают так называемый налог на роскошь. Если автомобиль дороже трех миллионов рублей, то к вычислениям добавляется повышающий коэффициент. Чем дороже авто, тем больше коэффициент (минимальный – 1,1).

Примеры ставок:

Вид ТС мощность двигателя Размер ставки, в рублях (с каждой лс)
Легковые авто с двигателем до 73,55 кВт До 100 12
Легковые машины 100-125
125-150
150-175
150-200
200-225
225-250
От 250
25
35
45
50
65
75
150
Мотороллеры и мотоциклы До 20
20-35
От 35
7
15
50
Автобусы 110 и меньше
110-200
От 200
15
26
55
Грузовой транспорт 100 и меньше
100-150
150-200
200-250
Свыше 250
15
26
38
55
70

Кому платить налог не нужно?

Вот за что транспортный налог не приходит:

  • Автомобилей, принадлежащих людям с инвалидностью.
  • Транспорта, который был получен от органов социальной защиты. При этом мощность мотора ТС должна быть до 100 л.с.
  • Лодок без мотора и моторных, если двигатель имеет мощность менее 5 л.с.
  • Транспорта, используемого спецслужбами РФ – полицией, скорой помощью и т.д.
  • Тракторов, комбайнов и другого транспорта, применяемого в аграрном секторе.
  • Машин в угоне, которые официально находятся в розыске.
  • Владельцев транспортных средств массой больше 12 тонн. Если сумма возмещения за нанесения вреда дорогам больше или равна установленной налоговой выплате за данный период.

Неуплата налога за транспорт: какие могут быть последствия?

Уведомления о том, что физическому лицу нужно оплатить налоги, отправляют налоговые органы. Однако если владелец ТС не получил по каким-то причинам такого документа, это не освобождает его от финансовых обязательств перед государством.

Раньше если официального документа не было, суд мог оправдать собственника и освободить от задолженности. Сейчас отсутствие уведомления не является причиной для уклонения от налогов. Нужно обратиться в налоговую или получить информацию на сайте ФНС. Уклонение от уплаты налогов на ТС может стать причиной:

  • Начисления пеней. Сумму задолженности умножают на количество дней просроченного платежа и 1/300 ставки рефинансирования.
  • Штрафа за то, что был просрочен срок оплаты. Нарушитель должен оплатить 20 процентов от суммы долга. Если же налог был не уплачен специально, штраф увеличивается до 40 процентов от размера задолженности.
  • Судебного иска и конфискации имущества, ареста банковских счетов.

Оплатить налог на ТС физлицам необходимо до 1 декабря следующего за отчетным года, а юридические – до 1 февраля. Если автомобиль был куплен в 2019 году, то совершить оплату нужно до 1 декабря\февраля 2020. Налоговая сумма рассчитывается по ставкам 2019 года. Если же на первое число выпадает выходной, то оплата осуществляется в первый рабочий день.

Чтобы узнать, оплачен ли налог на ваше авто, нужно посетить банк, налоговую или службу «Мои документы» по месту прописки. Сотрудники поднимут информацию из базы данных и сообщат, все ли в порядке, в устной форме. Также проверить данные о транспортном налоге можно на сайте ФНС, в мобильном приложении с этого сайта и на портале Госуслуг.

Завести личный кабинет на этих ресурсах вы можете, обратившись к сотрудникам службы «Мои документы» или ФНС. К сожалению, сделать это самостоятельно из дома не получится. Многие автовладельцы видят в этом факте серьезные неудобства и стараются отказаться от использования указанных сайтов и приложения.

Тем более, что есть и более простой вариант. Узнать о наличии долга по налогу за владение транспортным средством, а также произвести оплату онлайн, не посещая отделение банка, вы можете с помощью нашего сайта. Проверить свой транспортный налог можно в три этапа:

  1. На любой странице кликните «Транспортный» в правом меню «Налоги 2019. Проверка и оплата».
  2. Заполните поля открывшейся формы. Обязательно введите свой ИНН, по нему система и ведет проверку. Если машина зарегистрирована на предприятие, нужен ИНН организации. Введите электронный адрес в нижнюю строку. На него придет квитанция если вы решите оплатить налог через наш сайт. Если квитанция по транспортному налогу у вас на руках, дополнительно введите УИН, который в ней указан. Но это необязательно, если квитанции нет, не заполняйте эту строку.
  3. Кликните «Налоги 2019. Проверить налоги» и ждите результата. Если на вас числится задолженность, на экране появится сообщение с предложением оплаты онлайн. Вам остается только заплатить с карты или электронного кошелька, следуя простым инструкциям умной системы. Сохраните или распечатайте электронную квитанцию, которая придет на e-mail.

Плюсы электронной проверки:

  • Экономии времени и сил. Не нужно тратить драгоценное время на дорогу, очереди, общение с сотрудниками.
  • Возможность решения вопросов в выбранное время. Проверить и оплатить транспортный налог можно в любое время, независимо от рабочего дня.
  • Простота. Нет никаких сложных долгих процедур. Инструкции на страницах платежей написаны простым языком, на сайте нет сложных юридических и финансовых терминов.

Налог

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Элементы налога

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

  • налогоплательщик;

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • единица обложения;

  • налоговые льготы;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления;

  • налоговый оклад;

  • источник налога;

  • налоговый период;

  • порядок уплаты;

  • срок уплаты налога.

Виды налогов

Все налоги подразделяются на несколько видов:

Прямые и косвенные налоги

Налоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления.

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги.

К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги.

Аккордные и подоходные налоги

Также принято различать аккордные и подоходные налоги.

Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента.

Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода.

Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налоги

Подоходные налоги сами делятся на три типа:

  • Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает;

  • Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается;

  • Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

  • Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

  • Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

    • Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

    • Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

    • Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

  • Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Налоговая нагрузка

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения.

«Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата).

Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства.

Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц на основе специального законодательства. Они выполняют следующие функции:

— Фискальная функция. Налоги образуют источник бюджетных доходов;

— Функция перераспределения ресурсов между отраслями. Налоги стимулируют одни виды деятельности и ограничивают другие;

— Функция перераспределения доходов между членами общества и достижения «социальной справедливости». Люди с высокими доходами платят повышенные налоги, а наиболее бедные, напротив, получают субсидии.

Один из самых крупных экономистов всех времен А. Смит еще в 18 в. сформулировал основные принципы налогообложения:

— Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, который они получают под его покровительством;

— Налог должен быть точно определен по сумме платежа, сроку и способу уплаты;

— Налог должен взиматься в такое время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего оплатить его;

— Налог должен быть разработан таким образом, чтобы он удерживал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что он приносит государству. В последнем случае речь идет о сокращении затрат, связанных со сбором налога.

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямой налог платится непосредственно из того источника, который им обложен (налог на прибыль, подоходный налог). Косвенным является налог, который вносят в казну одни лица, а фактически оплачивают другие. Примерами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. Такие налоги платят продавцы, но фактически оплачивают покупатели, поскольку эти налоги увеличивают цены товаров.

Современная налоговая система в России была сформирована в достаточно быстром темпе, начиная с 1991 г. В качестве основной модели для подражания было избрано налогообложение в странах ЕС с их относительно высокой долей косвенных налогов, особенно НДС.

В декабре 1991 г. ВС России принял пакет налоговых законов, заложивший базу налоговой системы. В 1998-2000 гг. принят Налоговый кодекс – основной документ, регламентирующий построение налоговой системы в нашей стране.

Первая часть кодекса содержит описание налоговой системы, общие правила по уплате налогов, перечень налогов, положения о налоговых органах и т.д. Во второй части приведены конкретные механизмы взимания налогов.

Существует трехуровневая налоговая система: федеральные налоги, налоги субъектов РФ (региональные налоги), местные налоги.


Федеральными являются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории РФ. К ним относятся:

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

— налог на прибыль (доход) организаций;

— налог на доходы от капитала;

— подоходный налог с физических лиц;

— единый социальный налог;

— государственная пошлина;

— таможенная пошлина и таможенные сборы;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

— сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

— лесной налог;

— водный налог;

— экологический налог;

— федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

К ним относятся:

— налог на имущество организаций;

— налог на недвижимость;

— дорожный налог;

— транспортный налог;

— налог с продаж;

— налог на игорный бизнес;

— региональные лицензионные сборы.

Местными являются налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К ним относятся:

— земельный налог;

— налог на имущество физических лиц;

— налог на рекламу;

— налог на наследование или дарение;

— местные лицензионные сборы.

Рассмотрим основные виды налогов. Налог на прибыль исчисляется по такой схеме: предприятия должны отчислять 7,5% прибыли в федеральный бюджет, 14,5% прибыли в региональные бюджеты и 2% — в местные бюджеты. Совокупная налоговая ставка составляет, таким образом, 24%. Со своей стороны региональные власти имеют право снижать налоговую ставку для отдельных категорий плательщиков в части, зачисляемой в региональные бюджеты. При этом размер такой ставки не может быть ниже 10,5%. Соответственно с учетом возможной региональной скидки ставка налога на прибыль составляет 20%.


С 2001 г. предприятия уплачивают единый социальный налог, заменивший существовавшие прежде взносы в четыре внебюджетных фонда: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования и фонд занятости. Этот налог исчисляется в процентах от фонда оплаты труда и относится на себестоимость продукции. Основная часть налога идет в федеральный бюджет, а затем – в пенсионный фонд. Другая часть налога направляется в фонд социального страхования РФ, а третья часть распределяется между федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования. Что касается фонда занятости, то он ныне интегрирован в федеральный бюджет.

Принципиальное новшество состоит в том, что единый социальный налог является регрессивным: чем выше доход работающего на предприятии, тем меньше налоговая ставка (таблица 1):

Таблица 1- Ставки единого социального налога

Годовой доход каждого отдельного работника (руб.) Налоговые ставки
До 100000 35,6%
100000-300000 35600 руб. + 20% с суммы более 100000 руб.
300000-600000 75600 руб. + 10% с суммы более 300000 руб.
Свыше 600000 105600 руб. + 2% с суммы более 600000 руб.

Идея такого регрессивного налога состоит в том, чтобы побудить предприятия легализовать действительные заработки работников, отказавшись от выплат «в конвертах».

Со своей стороны физические лица платят налог на доходы физических лиц. Традиционно это был прогрессивный налог: чем выше доходы, тем больше и налоговая ставка. При этом максимальная ставка составляла 30%.

С 2001 г. данный налог уплачивается по единой для всех ставке: 13%. Понижая столь радикально налог, правительство исходило из того, что такая мера, в сочетании с улучшением работы налоговых служб, сделает невыгодным уклонение от уплаты налога.

Основной из косвенных налогов – налог на добавленную стоимость (НДС). Его ставка составляет 10% по продовольственным товарам и товарам для детей по установленному в Налоговом кодексе перечню и 18% по всем остальным товарам. Обложению НДС не подлежит ряд товаров, работ и услуг (медицинские услуги, перевозка пассажиров городским пассажирским транспортом и др.), имеющих особо важное социальное значение. Не платят НДС и экспортеры. Последнее повлекло за собой применение предприятиями различных схем лжеэкспорта, позволяющих уклоняться от уплаты налога.

Механизм взимания НДС таков. Пусть предприятие покупает сырье, материалы, комплектующие, стоимостью 100 руб. На эту сумму начисляются 20% (20 руб.) налога. Это – НДС по приобретенным материальным ценностям, уплачиваемый предприятием. Затем предприятие производит продукцию, стоимостью 150 руб. К этой стоимости плюсуются 20% (30 руб.) налога. Это – НДС от реализации, уплачиваемый потребителями. Вычитая из полученного налога ранее уплаченный предприятием налог (30-20=10 руб.), получаем НДС, фактически вносимый предприятием в бюджет.

Заметную роль в формировании бюджета играет еще один косвенный налог — акцизы. Акцизы – косвенные налоги, которые устанавливаются государством в процентах от цены товара (адвалорный акциз), либо в рублях на единицу товара (специфический акциз). Применяется и смешанная система, при которой акциз составляет некую фиксированную величину плюс процент от цены. Как правило, акцизы применяются в отношении высокорентабельных товаров для изъятия в государственный бюджет получаемой производителями сверхприбыли.

Величина акциза по товарам, в отношении которых налоговые ставки устанавливаются в процентах, рассчитывается по формуле:

P=Pe+A=Pe+tP ,

где Pe — цена без акциза; P — цена реализации с учетом акциза; A — величина акциза; t — ставка акциза в %.

Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов определены Налоговым кодексом. В число подакцизных товаров входят спирт и спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, легковые автомобили, табачная продукция, а также бензин и другие нефтепродукты, природный газ.

Характерной особенностью России является высокая доля косвенных налогов и относительно низкая – подоходного налога с физических лиц в структуре бюджетных доходов. Причина в том, что косвенные налоги собирать относительно легко, а подоходный налог – трудно из-за большого числа плательщиков. В последнее время в связи с экономическим ростом значительно возросли поступления налога на прибыль, также как и налоговые поступления в целом.

Тем не менее, проблемы повышения эффективности налоговой системы продолжают стоять очень остро. В их числе, прежде всего, недобор налогов (действуют многочисленные схемы по уклонению от их уплаты) и неравномерность налогообложения (одни предприятия платят по максимуму, а другие получают налоговые поблажки).

Основные направления решения налоговых проблем связаны с расширением базы налогообложения за счет роста ВВП и перекрытием лазеек ухода от налогов наряду со снижением налоговых ставок.

В России идет налоговая реформа. Ее цели сформулированы правительством так:

— продолжение курса на дальнейшее снижение налогового бремени как одного из условий обеспечения экономического роста и диверсификации экономики;

— упрощение налоговой системы и уменьшение числа налогов;

— ориентация на налоги, стимулирующие рост прибыли, личных доходов, занятости и отказ от теневой экономической деятельности;

— усиление справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, в том числе путем отказа от неэффективных налоговых льгот, и корректировку норм, искажающих экономическое содержание налогов;

— улучшение налогового администрирования как одного из условий повышения уровня собираемости налогов и сборов, а также снижение издержек, связанных с соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Реформа началась 1 января 2001 г. с введения единой 13-% ставки подоходного налога и регрессивной шкалы единого социального налога. Еще через год была снижена с 30% до 24% ставка налога на прибыль. Наряду с этим в два приема упразднены так называемые «оборотные налоги», исчислявшиеся в процентах от величины выручки и не имевшие аналогов в мировой практике. Эти налоги ложились тяжелым бременем на предприятия, поскольку их надо было платить независимо от того, получило предприятие прибыль или работало в убыток. Последний из них – налог на пользователей автодорог – ликвидирован с 1 января 2003 г. По мнению либеральных экономистов, эти меры способствуют выходу экономики из тени и экономическому росту.

Что касается бюджетных доходов, то на них налоговая реформа пока оказывает противоречивое влияние. Так в 2002 г. заметно снизились бюджетные поступления от налога на прибыль, но при этом выросли поступления от подоходного налога. Последнему способствовали экономический рост, соответственно увеличение доходов населения, а также определенная подвижка в сторону легализации доходов.

Летом 2002 г. Государственная Дума приняла законопроект об изменении обложения малого бизнеса. При этом «малым» считается предприятие, чья годовая выручка не превышает 15 млн. руб., стоимость имущества – 100 млн. руб., доля участия других организаций – 25% и где занято не свыше 100 чел. По новому закону в отношении малого бизнеса могут использоваться две системы налогообложения: упрощенная и действующая по принципу вмененного дохода.

При переходе на упрощенную систему упраздняются НДС, налог на прибыль, налог на имущество и налог с продаж. Вместо них платится единый налог, составляющий по выбору плательщика либо 6% от выручки, либо 15% от прибыли. Отменяется и единый социальный налог, но сохраняется платеж в Пенсионный фонд в размере 14% от фонда оплаты труда.

При установлении налога на вмененный доход сначала определяется потенциальный доход, который может приносить данный бизнес. Этот доход и облагается налогом по ставке 15%. Налог на вмененный доход вводится законами субъектов РФ и может применяться в отношении ограниченных видов предпринимательской деятельности (бытовые услуги, торговля, общественное питание), указанных в Налоговом кодексе. Данный налог заменяет налог на доходы физических лиц, НДС, налог на имущество, налог с продаж и единый социальный налог, но не избавляет от необходимости платить 14% от фонда оплаты труда в Пенсионный фонд.

Облегчая, таким образом, налоговое бремя малого бизнеса, государство рассчитывает дать серьезный толчок его развитию. Будучи по своей природе исключительно мобильным, способным быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, малое предпринимательство способно послужить мотором роста производства и занятости в нашей стране.

Налоговая реформа продолжается. В 2003 г. правительство приняло амбициозное решение о снижении налогового бремени в 2004-05 гг. на 2% ВВП. По мнению тогдашнего председателя правительства М. Касьянова это позволит обрабатывающей промышленности получить дополнительные инвестиционные ресурсы для повышения производительности труда, качества продукции, что, в свою очередь, обеспечит увеличение темпов экономического роста.

С этой целью с 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, прежде исчислявшийся как НДС и дополнявший его. В Москве размер такого налога составлял 5%. Кроме того, с 20% до 18% снижен НДС. С 1 января 2005 г. предполагается изменить шкалу единого социального налога. При этом максимальная ставка должна быть снижена до 26% при годовом доходе работника до 300 тыс. руб. в год.

Компенсировать бюджетные потери предполагается в основном за счет сверхприбылей нефтяников, увеличив налог на добычу полезных ископаемых и экспортные нефтяные пошлины.

В то же время из налоговых новаций вызывает опасение перераспределение налоговых доходов от регионов к центральному правительству. Правительство совместно с Думой сокращает либо упраздняет вообще налоги, формирующие доходную часть региональных бюджетов (подоходный налог, оборотные налоги). Тем самым создается система, при которой средства регионов-доноров поступают «в общий котел», а затем распределяются центром по его усмотрению. Это, несомненно, делает правительство более сильным, но зато подрывает стимулы на местах и, вдобавок, чревато фактическим превращением федерального государства в унитарное.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *