Концепция развития культуры

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА развития культуры и искусства муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан на 2014-2018 гг

Паспорт программы
Введение
Состояние культуры и искусства в районе
Характеристика проблемы
Развитие сети учреждений культуры и искусства
Кадровая политика
Общее художественно-эстетическое образование
Национальная культура

Ожидаемый социально-экономический эффект
Контроль за ходом выполнения Программы

Сроки реализации Программы
Система программных мероприятий

Паспорт Программы

Наименование Программы Муниципальная программа развития культуры и искусства муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан на 2014-2018 гг.

(далее по тексту Программа)

Основание для разработки Программы -Бюджетный Кодекс Российской Федерации

-Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

– «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утвержденные Верховным Советом от 09.10.1992г. № 3612-1;

– Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73–ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации»;

– Закон Республики Башкортостан от 13.07.1993г №ВС-18/19 «О культуре»;

-распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 19.08.2013 года №1033-р.

Заказчик Программы Администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Разработчик Программы Муниципальное казенное учреждение Отдел культуры муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан (по согласованию).
Цель Программы Главной целью Программы является развитие культуры, как важного ресурса социально-экономического развития района, социальной стабильности и духовного развития населения района.
Задачи Программы Задачи Программы:

– сохранение культурного наследия и развитие творческого потенциала жителей района, обеспечение преемственности культурных традиций;

– обеспечение равных возможностей доступа к культурным ценностям для жителей района;

– совершенствование деятельности учреждений культуры и укрепление их материально-технической базы;

– развитие межрегиональных и международных культурных связей;

– обеспечение оптимальных условий для творческой самореализации населения в художественной самодеятельности и художественных народных промыслах;

– совершенствование системы подготовки творческих кадров, специалистов в сфере культуры и искусства;

-сохранение и развитие непрерывной системы художественного образования.

Важнейшие целевые индикаторы Реконструкция, капитальный ремонт, содержание и обеспечение деятельности учреждений культуры;

-рост численности мероприятий, проводимых за пределами учреждений;

-увеличение количества «народных» и «образцовых» коллективов, в общем количестве самодеятельных художественных коллективов;

-увеличение количества участия в зональных, республиканских, всероссийских и международных праздниках, фестивалях, смотрах и конкурсах;

-рост численности участников коллективов художественной самодеятельности.

Срок реализации Программы 2014-2018 гг. без деления на этапы.
Объемы и источники финансирования Программы Прогнозируемый объем финансирования программы

составляет : 81314,5 тыс. рублей,

В том числе по годам:

Средства бюджета Республики Башкортостан:

-2014 – 150 тыс.рублей;

-2015 – 150 тыс.рублей;

-2017 – 50 тыс.рублей;

Всего: 350 тыс. рублей.

Средства бюджета муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан:

-2014 – 15461,3 тыс.рублей;

-2015 – 15370,0 тыс.рублей;

-2016 – 15470,0 тыс.рублей;

-2017 – 15563,6 тыс.рублей;

-2018 – 15669,6 тыс.рублей.

Всего: 77534,5 тыс. рублей.

Внебюджетные и иные источники:

2014 год -640 тыс.рублей

2015 год – 680 тыс.рублей

2016 год – 750 тыс.рублей

2017 год – 6800 тыс.рублей

2018 год – 680 тыс.рублей

Всего: 3430 тыс.рублей

Для выполнения мероприятий Программы могут привлекаться средства из иных источников в соответствии с законодательством.

Объемы финансирования из бюджета всех уровней, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке при формировании и утверждении бюджета на соответствующий год.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы В результате проведенных в рамках программы мероприятий, учреждения культуры значительно укрепят свою материально-техническую базу и усилят работу по предоставлению услуг культуры населению за счет реконструкции имеющихся учреждений культуры и внедрения инновационных форм работы.

Выполнение Программы обеспечит:

– развитие сети учреждений культуры;

– улучшение условий для досуга и творческой самореализации жителей района;

– создание инновационных проектов, способствующих культурному развитию района;

– укрепление материально-технической базы учреждений культуры;

– концентрацию бюджетных средств на приоритетных направлениях развития культуры, оптимизацию расходования бюджетных средств, рост доходов по внебюджетной деятельности;

– повышение качества и многообразия предлагаемых услуг культуры, достижение соответствия предложений по услугам потребностям населения;

– повышение степени удовлетворенности населения культурными услугами;

– увеличение охвата различных категорий зрителей и участников мероприятиями;

– расширение спектра просветительских услуг, форм деятельности в соответствии с интересами и потребностями жителей района;

– осуществление эффективного использования творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов района;

– создание условий для укрепления и дальнейшего совершенствования профессионального искусства, художественного образования для формирования развития эстетических, просветительских потребностей населения, популяризацию творческих коллективов;

– увеличение участников межрегиональных, всероссийских, международных конкурсов и фестивалей;

-обеспечение запросов подростковых и молодежных групп населения в сфере досуга и культуры, выявление и поддержку молодых дарований;

– создание условий и обеспечение безопасности, доступности и многообразия форм отдыха и развлечений для населения, в том числе для инвалидов.

Экономическое обоснование и оценка эффективности Программы Социально – экономический эффект от реализации программы выражается в повышении социальной роли культуры вследствие:

– укрепления единого культурного пространства района;

– активизации экономических процессов развития культуры, роста внебюджетных ресурсов, привлекаемых в отрасль;

– оптимизации расходования бюджетных средств, сосредоточения ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры, модернизации ее материальной базы.

При выполнении Программы будут улучшены условия исполнения конституционных прав граждан, сохранен и преумножен творческий потенциал района.

Экономическая эффективность реализации мероприятий Программы складывается за счет увеличения числа платных услуг, создаваемых в результате осуществления инновационных проектов.

Вклад Программы в экономическое развитие района определяется ее целью и выражается в главном – увеличение «человеческого капитала» через инвестирование художественного воспитания и образования населения района. Конкретная оценка вклада Программы в экономическое развитие района выражена целевыми индикаторами достижения цели Программы. В данном случае это увеличение по качественным индикаторам:

– объема платных услуг;

– удельного веса населения, охваченного услугами культуры;

– числа участников фестивалей и конкурсов;

– роста числа клубных формирований.

Система организации управления и контроля за реализацией Программы Текущее управление реализацией Программы осуществляется отделом культуры администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан, который также обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств из бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке сводную бюджетную заявку на ассигнования из районного бюджета для финансирования Программы на очередной год, подготавливает отчеты о реализации Программы за отчетный год, проводит текущую работу по подготовке и реализации программных мероприятий, обеспечивает взаимодействие в области культуры, вносит предложения по коррективам Программы на основании работы за год.

Руководителем Программы является начальник отдела культуры администрации муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан.

Контроль включает периодическую отчетность заказчика Программы о выполнении программных мероприятий и рациональном использовании исполнителями полученных ими финансовых средств.

Введение

Муниципальная программа «Развития культуры и искусства муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан на 2014-2018 гг». (далее по тексту Программа) содержит цели, задачи и направления развития учреждений культуры муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан (далее –район), создание условий для широкого доступа населения к культурному и духовному потенциалу района на период до 2018 г.

Программа развивает основные принципы культурной политики, которые установлены Федеральными Законами от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 09.10.1992г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», от 25.06.2002 г. № 73–ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации»; от 24 апреля 1996 года № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 29.12.1994 года № 78-ФЗ «О библиотечном деле», Закон Республики Башкортостан от 29 мая 1998 года №161-з О музейном фонде Республики Башкортостан и музеях в Республике Башкортостан», Закон Республики Башкортостан от 8 мая 1996 года №32-з «О библиотечном деле», Закон Республики Башкортостан от 13.07.1993 года №ВС-18/19 «О культуре», Республиканскими целевыми программами «Развитие библиотечного дела Республики Башкортостан на 2010-2014 годы», Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики Башкортостан и Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)».

Основными целями развития культуры и искусства в районе является:

-обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям;

-обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни района;

-сохранение и развитие творческого потенциала многонационального народа района.

Реализация указанных целей требует решение следующих задач с учетом потребностей граждан, местных традиций:

-создание условий для обеспечения активного участия населения в культурной жизни района;

-обеспечение возможности для пользования услугами, предоставляемыми учреждениями культуры и искусства;

-осуществление поддержки сценического, музыкального и театрального искусства и социальной защиты работников культуры и искусства;

-совершенствование системы подготовки творческих кадров, специалистов в сфере культуры и искусства;

-укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства;

-сохранение культурного и исторического наследия республики и района.

Необходимость разработки Программы обусловлена современными тенденциями развития культуры. Программа направлена на усиление роли учреждений культуры в социально-экономической и духовной жизни муниципального района (МР) Благоварский район.

1. Состояние культуры и искусства в районе

Сеть учреждений культуры состоит из районного Дворца культуры (РДК), 15 сельских Домов культуры (СДК), 14 сельских клубов (СК), 266 клубных формирований, в которых занимаются 3093 чел.. В год проводится 5500 мероприятий, которые посещают 251846 чел.

Действуют 20 общедоступных библиотек с общим фондом 293528 книг, обеспеченность в районе на одного читателя – 17,5 экземпляров, охват населения составляет 63,4 %.

С 1974 года в районе работает Детская школа искусств (ДШИ). В 2011-2012 учебном году в школе искусств обучается 170 учащихся, обучение ведется по 7- специальностям, работает 12 преподавателей.

Ярким показателем духовной жизни народа и средством проявления его личностных творческих потребностей является художественная самодеятельность. В учреждениях культуры работает 39 хореографических коллективов, 20 фольклорных, 32 театральных, 26 вокальных коллектива, 8 коллективов носят звания «народный» и 3 коллектива «образцовый».

Ежегодно увеличивается количество участия наших коллективов в республиканских, международных, всероссийских праздниках, фестивалях, смотрах и конкурсах.

Однако в развитии культуры и искусства района имеются серьезные проблемы. Прежде всего, они связаны с недостаточным финансированием, слабой материально-технической базой учреждений культуры района.

Большинство сельских библиотек, учреждений культуры клубного типа не обеспечены современными системами пожарно-охранной сигнализации. Только 9 библиотек, СДК и СК имеют телефонную связь, лишь 5 учреждений культуры имеют множительную технику.

Только в 4 учреждениях культуры: ДШИ, РДК, Балышлинский СДК, Благоварский СДК проведены капитальные ремонты. Остальные здания требуют капитального ремонта.

В настоящее время не отвечает современным требованиям часть помещений сельских библиотек. Большинство библиотек перегружены, нет возможности для размещения фондов.

Принятие данной Программы позволит решить основные проблемы учреждений культуры района. В конечном итоге реализация Программы обеспечит значительное улучшение качества и доступности учреждений культуры населению района.

  1. Характеристика проблемы

Благодаря реализации Программы развития культуры муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан на 2003-2010 годы, развитию проектной деятельности и социального партнерства удалось достичь положительных результатов по созданию информационных ресурсов муниципальных библиотек, поддержке и развитию материально-технической базы культурно-досуговых учреждений, сохранению и развитию традиционной культуры.

Однако не все программные идеи удалось реализовать в последние годы. В настоящее время бюджетное финансирование культуры и искусства значительно отстает от стремительно возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах. Отсюда следуют такие проблемы как: неукомплектованность и текучесть кадров учреждений культуры и дополнительного образования, низкая оплата труда, недостаточное внедрение информационных технологий. Следует уделять внимание учету и хранению музейных фондов, созданию условий для сохранности музейных и библиотечных фондов.

Анализ сегодняшней ситуации наглядно демонстрирует, что в культурной сфере накопился ряд проблем, без разрешения которых невозможно динамичное и социально значимое развитие культуры в районе. В материальной сфере это, в первую очередь, неравномерное распределение объектов культуры на территории района, необходимость реконструкции не соответствующих требованиям времени существующих объектов, внедрения новых форм отдыха и развлечений детей и взрослых.

Сегодняшняя ситуация обозначила проблемы развития инновационной деятельности, которая позволит расширить спектр предоставляемых населению культурных услуг и стать учреждениям культуры в какой-то мере реальными субъектами экономики, заложив основы саморазвития отрасли.

Для решения выше обозначенных проблем необходимо укрепление материально технической базы учреждений культуры, поиск механизмов привлечения инвестиций в сферу культуры и повышение квалификации кадрового состава, подготовленного к деятельности в новых экономических и социальных условиях.

Данная Программа ориентирована на дальнейшее совершенствование системы управления отраслью по реализации комплексных целевых проектов и других мероприятий, предусматривающих объединение усилий ведомств и органов местного самоуправления, повышение эффективности использования ресурсов культуры в целях социально-экономического развития, модернизацию инфраструктуры сферы культуры, обеспечение условий для развития национальной культуры, сохранения культурного многообразия, содействие активизации участия населения в культурной жизни своих территорий, расширение спектра и качества услуг, оказываемых населению района.

3. Развитие сети учреждений культуры и искусства

За последние годы району удалось сохранить основную сеть учреждений культуры. Были закрыты только два учреждения: сельский Дом культуры ООО агрофирма «Мир» по причине банкротства хозяйства и Константиновский сельский клуб по причине потребности в капитальном ремонте и невозможности дальнейшего использования.

Проведена определенная работа по укреплению материально-технической базы учреждений культуры. Проведен капитальный ремонт в детской школе искусств, районном Дворце культуры, Балышлинском сельском Доме культуры, Благоварском сельском Доме культуры. Введен в действие Шарлыковский сельский дом культуры. Приобретены музыкальные инструменты, музыкальное оборудование, костюмы.

На базе Благоварской сельской библиотеки открыта модельная библиотека.

В данном направлении необходимо провести капитальный ремонт Константиновского сельского клуба. Строительство сельского клуба д. Саны. Открытие Сынташтамакского сельского клуба на базе школы. Предоставить детской школе искусств дополнительное здание.

Для сохранения сети учреждений культуры необходимо ежегодное выделение финансовых средств на капитальный ремонт зданий.

  1. Кадровая политика

В последние годы подчеркивается укрепление высококвалифицированными кадрами учреждений культуры. Систематически ведется работа по привлечению работников учреждений культуры к заочному обучению.

В вузах и сузах обучается 15 человек, в том числе на очном отделении 8 человек.

В учреждениях культуры работает 115 специалистов. Из них:

– 19 чел. имеют высшее образование;

– 75 чел. среднее специальное образование.

Главными целями кадровой политики в сфере культуры являются:

-достижение высокого уровня подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

-организация систематической работы по выявлению и поддержке талантов и молодых дарований.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

– принятие программы подготовки специалистов для учреждений культуры на 2012-2014гг.;

– продолжение работы по целевому направлению на обучение, переподготовку и повышение квалификации кадров в ведущие учебные заведения;

-создание единой системы отбора и поддержки талантов во всех учреждениях культуры района (проведение конкурсов, выставок, просмотров и прослушиваний, целевое направление на подготовку, переподготовку и повышения квалификации кадров).

  1. Общее художественно-эстетическое образование

Общее художественно-эстетическое образование человека является важным фактором формирование личности. Такое образование позволяет приобщить граждан, в особенности подрастающее поколение к богатствам национальности, отечественной и мировой культуры.

В районе уделяется большое внимание эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

В детской школе искусств получает образование 170 учащихся. Охват художественно-эстетическим образованием детей школьного возраста в районе составляет 6,3 %, что на 4,3 меньше по сравнению с республиканским показателем. 5 выпускников ДШИ обучаются в ВУЗах и ССУЗах.

Учащиеся школы принимают активное участие в районных, зональных, республиканских и международных фестивалях, конкурсах и смотрах. Ежегодно в ДШИ проводится конкурс юных вокалистов «Весенняя капель» на лучшее исполнение народной песни.

Детская школа искусств признана развивать творческую активность детей. Достижение этой цели требует решения следующих задач:

-формирование нового качества художественного образования;

-переход к системе непрерывного педагогического образования;

-обучение руководителя и педагогических работников использованию в художественном образовании новейших научно-методических достижений.

В данном направлении необходима реализация следующих мероприятий:

– совершенствование системы художественно-эстетического воспитания, направленное на приобщение учащихся к подлинным ценностям национальной отечественной и мировой культуры;

– совершенствование обеспечения деятельности ДШИ новыми научно-методическими и педагогическими разработками;

– расширение сети ДШИ, открытие новых классов по специальностям.

  1. Национальная культура

Ежегодно в районе проводится большая работа по сохранению развитию национальной культуры.

Стали традиционными проведение национальных праздников «Сабантуй», «Каз омэсе», «Масленица», «Рождество» и др.

Ежегодно проводятся конкурсы «Башкирских сказителей», «Праздник фольклора», праздничные мероприятия «Здравствуйте односельчане», «Шежере байрамы», праздники сел, деревень, улиц, цветов и т.д.

Художественная самодеятельность района участвует в республиканских праздниках и фестивалях «Салауат йыйыны», «Звезды Белоречья», «Ашкадар тандары», праздник русской песни и частушки и многих других.

В данном направлении основными целями работы являются следующие:

– реализация прав всех граждан, проживающих на территории района, на удовлетворение своих национально-культурных потребностей;

– создание условий для духовного развития представителей всех национальностей;

– обеспечение целостного и интенсивного развития башкирской, русской, татарской, немецкой и украинской национальных культур;

– организация тесного сотрудничества органов муниципальной власти, общества, национально-культурных общественных объединений и учреждений культуры и искусства района.

7. Ожидаемый социально-экономический эффект

Реализация мероприятий Программы позволит создать условия для устойчивого функционирования и эффективного развития культуры, а также обеспечит сохранение социальной стабильности посредством повышения уровня удовлетворенности культурных потребностей жителей района. Внедрение в практику организационно-структурных, экономических и содержательных нововведений, модернизация оборудования, техническо-материального переоснащения учреждений, внедрение новых, более эффективных форм работы с различными категориями населения позволит существенным образом повысить объем и качество оказания культурных услуг. Реализация мероприятий, предусмотренных в Программе, позволит достичь существенных результатов:

– ежегодное увеличение доли населения, принимающего участие в культурно-массовых мероприятиях;

– ежегодное увеличение количества и улучшение качества проводимых мероприятий;

– ежегодное увеличение количества посещений муниципальных библиотек;

– пополнение фондов библиотек;

– повышение уровня удовлетворенности пользователей библиотек на 20%;

– ежегодное увеличение учащихся школ дополнительного образования;

– ежегодное увеличение количества участников и победителей международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских и муниципальных конкурсов;

– расширение спектра просветительских услуг, форм деятельности в соответствии с интересами и потребностями горожан;

– привлечение инвестиций в отрасль культуры;

– расширение обслуживания населения, популяризация творческих коллективов;

– рост социальной активности всех групп населения;

– количество учреждений культуры, имеющих выход в Интернет, возрастет на 30%;

– количество компьютеризированных рабочих мест для пользователей возрастет на 30%;

– повышение культурного уровня населения;

– увеличение детско-юношеской аудитории на 20%;

– увеличение спектра предлагаемых видов услуг и форм работы;

– создание условий и обеспечение безопасности, доступности и многообразия форм отдыха и развлечений для населения в целом, в том числе для инвалидов и маломобильных групп населения, на территории парков культуры и отдыха, объектах культуры и искусства;

– повышение уровня социальной адаптации и интеграции людей с ограниченными физическими возможностями.

Целевые индикаторы и показатели реализации Программы

Наименование показателей

Единица измерения

Годы

2014

2015

2016

2017

2018

Удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг

%

80,0

82,0

82,6

83,6

84,0

Доля населения, участвующего в платных культурно-досуговых мероприятиях

%

968,9

968,9

970,0

970,0

971,0

Доля населения, участвующего в бесплатных культурно-массовых мероприятиях

%

1293,3

1293,3

1293,3

1293,3

1293,3

Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в ДШИ

%

6,3

6,3

6,3

6,3

6,3

Количество Международных, Всероссийских, Межрегиональных, республиканских конкурсов, в которых примут участие воспитанники ДШИ, участники самодеятельных и творческих коллективов

ед.

22

22

22

22

22

8. Контроль за ходом выполнения Программы

Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан.

Система контроля за реализацией Программы включает:

– мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителей программы на основе периодической отчетности;

– контроль за целевым и эффективным использованием выделенных финансовых средств;

– контроль за проведением открытых и закрытых конкурсов на закупку, а также сроками выполнения контрактов (договоров) на поставку продукции для нужд учреждений культуры района.

В целях реализации Программы выделить дополнительные финансовые ресурсы из местного бюджета. Работу вести по календарным и тематическим планам на каждый год.

9. Сроки реализации Программы

Мероприятия Программы будут реализовываться в течение 2014-2018 годов. Мониторинг эффективности по целевым показателям будет проводиться ежеквартально.

>Концепция развития Муниципального бюджетного учреждения культуры Дом культуры «Саввино» на г.г.

Транскрипт

1 Утверждено Приказом директора 1/1 от Концепция развития Муниципального бюджетного учреждения культуры Дом культуры «Саввино» на г.г. 1. Общие положения. Настоящая концепция является организационной основой перестройки и обновления деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры Дом культуры «Саввино» (далее «Дом культуры») в плане расширения функций учреждения и приведения системы организации культурной деятельности жителей г.о. Балашиха, их досуга и отдыха в соответствие с современными требованиями и принципами государственной культурной политики, диктующими необходимость включения учреждения клубного типа в сферу решения общих социально-значимых задач муниципальной политики в городском округе: — привлечение широких слоев населения к участию в культурной, образовательной, просветительской деятельности; — пропаганда здорового образа жизни; — сохранение и развитие культурно-исторических традиций; — воспитание гражданственности и чувства патриотизма у подрастающего поколения; — формирование толерантного мировоззрения и гуманитарного мышления; — укрепление семейных отношений; — содействие решению человеком проблемы самоидентификации в обществе; — благоустройство городской среды; — развитие сферы платных услуг, как дополнительного финансового источника. 2. Аналитический раздел Характеристика современного состояния учреждения.

2 Приоритетными направлениями сферы творческой деятельности Дома культуры являются реализация потребности творческого самовыражения и творческой самодеятельности людей, организация досуга и развлечений населения Балашихи, основанная как на культурных традициях, так и на инноватике В ДК «Саввино» функционирует 18 культурно-досуговых формирований, организованных с учетом наиболее популярных интересов и потребностей, а также возрастной дифференциации населения поселка: 2 хореографических ансамбля, 2 театральных коллектива, фольклорная группа, рок-группа, студия звукозаписи. Имеются бесплатные и самоокупаемые объединения В Доме культуры реализован целый ряд интересных и перспективных творческих проектов: эстетико-развивающий проект «Театр рядом»; показ лучших отечественных фильмов под открытым небом «Без прошлого нет будущего»; развитие системы формирования домашнего и профессионального театра как средство эстетического, нравственного воспитания и единения семьи «Домашний театр» Основные направления организации досугово-развлекательной деятельности: комплексные мероприятия, праздничные программы к календарным и юбилейным датам, концертные программы, танцевальноразвлекательные вечера, литературно-музыкальные вечера, мероприятия для участников коллективов, программы уличных праздников, мероприятия для ветеранов, тематические вечера и профессиональные праздники, открытые уроки Инновационные формы развития ДК «Саввино», позволяющие успешно решать профессиональные задачи: работа открытого родительского совета; создание сайта Дома культуры; предоставление ДК «Саввино» как экспериментальной площадки студентам ВУЗов для исследовательской деятельности и при написании квалификационных работ; модернизация электроснабжения сценической аппаратуры Вся работа Дома культуры «Саввино» проходит в соответствии с Муниципальным заданием на оказание муниципальных услуг и Планом работы на соответствующий год В ДК «Саввино» ведется учет культурно-досуговой деятельности учреждения. Статьи и фотографии о наиболее значимых и интересных мероприятиях публикуются на официальном сайте администрации, на интернет сайте в социальных сетях и на информационных стендах Дома культуры.

3 Коллективы Дома культуры участвуют в фестивалях и конкурсах, демонстрируя профессиональный уровень и мастерство. На конкурсах коллективы занимают призовые места. 3. Основная роль и стратегические цели развития ДК «Саввино» Основная роль Дома культуры как муниципального учреждения, несущего ответственность за сохранение и развитие культурных традиций поселения, его интеллектуального статуса, состоит в: — содействии реализации культурной, экономической, социальной, информационной, образовательной, просветительской политики в городском округе; — развитии всех видов и жанров искусства, их взаимодействии и взаимообогащении Стратегическими целями развития ДК «Саввино» являются — формирование единого культурного пространства с максимально благоприятной средой для реализации творческих и духовных потребностей населения; — создание условий для сохранения и развития культурно-исторических традиций поселения; — обеспечение разнообразия культурно-досуговой и образовательнопросветительской деятельности различных слоев населения; — формирование и воспитание художественного вкуса, позитивных социальных установок и интересов подрастающего поколения; — формирование гражданственности, чувства патриотизма и осознания самобытности и уникальности малой родины; — обеспечение свободного доступа к объектам культуры всех категорий населения, в том числе малоимущих и социально незащищенных групп; — внедрение новых технологий в реализацию культурной политики в поселении; — консолидация творческих сил в решении социально значимых общественных задач; — сокращение бюджетных расходов за счет оказания платных услуг.

4 4. Приоритетные направления развития ДК Развитие и популяризация народного художественного творчества Развитие проектной деятельности как основного поставщика культурных услуг Поддержка новаторских поисков Повышение уровня профессионального образования, повышение квалификации и переподготовка кадров учреждения Выявление и поддержка молодых дарований Создание коллективов народного художественного творчества Создание любительских объединений Создание курсов прикладных знаний и навыков, поддержка мастеров декоративно-прикладного творчества Проведение областных, межрегиональных фестивалей, конкурсов, выставок, направленных на сохранение народной традиционной культуры и развитие народного творчества Развитие культурной деятельности, направленной на привлечение семейной аудитории, детей и молодежи, лиц с ограниченными физическими возможностями и мало-обеспеченных слоев населения. Организация форм работы с социально незащищенными категориями населения, что является прерогативой и обязанностью бюджетного учреждения Развитие социального партнерства путем совместной организации массовых праздничных мероприятий, посвященных общегосударственным, профессиональным и местным праздникам Развитие информационной системы Издательская деятельность. 5. Финансирование ДК Финансовые средства Дома культуры образуются за счет: — бюджетных ассигнований; — доходов от платных услуг учреждения; — платежей за оказание услуг по договорам;

5 — поступлений от благотворительных фондов; — добровольных пожертвований, субсидий; — других доходов и поступлений в соответствии Уставом и законодательством РФ Проектная деятельность учреждения, формирование и представление конкурентоспособных программ позволяют рассчитывать на ассигнования из бюджетов различных уровней (местный, областной, федеральный) и на финансовую поддержку фондов, благотворительных организаций и т.п Необходимо разрабатывать систему использования важного принципа конвертируемости ресурсов, когда нехватку технических или финансовых средств компенсирует партнер, заинтересованный в организации мероприятий или участвующий в их проведении и вкладывающий материальные средства в денежном или другом эквиваленте (техника, аппаратура, транспортные, бытовые услуги и т. д.) 5.4. Информационные технологии как один из видов материальных ресурсов должны стать одним из приоритетных направлений развития деятельности ДК Своевременные и обоснованные бюджетные инвестиции на этом этапе становления обеспечат в дальнейшем стабильный доход от платных форм культурной деятельности, который составит основу Фонда творческопроизводственного и социального развития ДК. 6. Формирование фирменного стиля ДК Фирменный стиль — система знаков и символов, формирующих имидж учреждения, должен проявляться во всех видах деятельности ДК и присутствовать на — печати, бланках и конвертах; — афишах, плакатах и постерах; — входных и пригласительных билетах; — рекламных изданиях и буклетах; — униформе технического персонала; — сувенирной продукции ДК. 7. Система управления учреждением.

6 7.1. Для решения творческих вопросов, экспертной оценки, разработки планов в ДК создать Коллегиальный совещательный орган — открытый художественный совет В работе открытого художественного совета ДК «Саввино» участвуют: руководители Дома культуры, творческие работники Дома культуры, приглашенные заинтересованные лица, рядовые члены творческих коллективов, жители городского поселения Приказом утвердить состав, функции и направление деятельности Художественного совета Привлечь членов Художественного совета к определению концепции творческой деятельности Дома культуры выработке основных направлений в ее реализации. Привлечь членов Художественного совета на основе анализа и качественной оценки предыдущей работы разработать перспективный и текущие планы работы ДК, к участию в решении вопросов репертуарной политики творческих коллективов, выставочной деятельности, культурномассовых мероприятий, к координации осуществления творческого сотрудничества с другими досуговыми, учебно-воспитательными заведениями, образовательными учреждениями и различными организациями городского округа Решение кадровых вопросов находится в ведении руководителя ДК Синтез жанров и направлений деятельности учреждения в современных условиях, постоянно меняющихся форм работы и услуг в сфере культуры, предполагает специальный подбор кадров и внесение изменений в штатное расписание, обусловленное необходимостью введения должностей, в прошлом не свойственных учреждениям клубного типа, применению новых методов и технологий в работе с персоналом. 8. Ожидаемый результат Реализация концепции позволит в полной мере раскрыть потенциал Дома Культуры как культурно-досугового и образовательно-просветительского центра с привлекательным обликом для посетителей всех возрастных и социальных групп, пробудить общественную активность и развить в них интерес к самореализации, познанию, коллективному досугу, здоровому образу жизни; будет способствовать росту гражданского самосознания, причастности к культурно-историческим традициям, повышению интеллектуального статуса поселения, воспитанию у населения чувства патриотизма и любви к малой родине, что соответствует стратегическим задачам в области государственной культурной политики.

7 8.2. Ожидается определенный экономический эффект, который позволит в будущем сократить бюджетные расходы на содержание учреждения и откроет перспективы дальнейшего развития.

Перед началом нового творческого сезона мы побеседовали с Ольгой Аркадьевной Ивановой, заведующим отдела культуры, физкультуры, спорта и молодежных программ управления социального развития Слободского района. В плане организации работы учреждений культуры Слободской район демонстрирует одни из лучших показателей в Кировской области.

Ольга Аркадьевна, в современных условиях, когда появилось много возможностей для проведения свободного времени, чем может привлечь аудиторию Дом культуры?

О. И. Возможностей для проведения досуга в современных условиях действительно множество, но если говорить о возможностях Дома культуры, то здесь надо исходить из изначального смысла слова Дом культуры, клуб — это прежде всего место непосредственного живого общения, место встречи для людей, объединенных какими-либо едиными интересами: деловыми, познавательными, творческими, развлекательными. И в этом смысле Дом культуры, клуб – это та уникальная открытая площадка, где нет возрастных ограничений и нет ограничений по каким-либо видам деятельности, нужны только люди, способные объединить вокруг себя других людей на основе этих интересов. В последнее время, например, у нас в Слободском районе просматривается тенденция привлечения взрослых в хореографические коллективы. В свое время благодаря проекту «Сила семьи Слободского района» в Дома культуры и клубы были привлечены семьи, созданы семейные клубы, которые и сейчас успешно решают вопросы организации культурного досуга сельских семей.

Какие направления своей деятельности вы считаете приоритетными?

О. И. Приоритетные направления для развития отрасли культуры определены федеральным законом 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» — это прежде всего сохранение и поддержка традиционного народного творчества и создание условий для организации досуга населения.

Исходя из этих государственных приоритетов на нашем местном уровне приоритетным в своей деятельности считаю:

1) сохранение и развитие нашей вятской культуры во всем многообразии проявлений;

2) укрепление материально-технической базы учреждений культуры;

3) повышение качества и разнообразия услуг.

Расскажите немного о социально значимых проектах, реализуемых учреждениями культуры Слободского района.

О. И. На данный момент все учреждения культуры реализуют ежегодный проект «Лето 2017» на лучшую организацию досуга детей, подростков и юношества. Данный проект позволяет активизировать деятельность учреждений культуры по организации летнего досуга детей и подростков, в том числе детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, способствует нахождению новых привлекательных форм вовлечения детей и подростков в социально-значимый культурный досуг.

Как правило, данный проект отражает тему Года. Например, в 2016 году это был Год кино. Каждое учреждение реализовало в течение лета свой проект по организации досуга. Например, Шиховский ДК совместно с детьми в течение летнего периода снимали собственные короткометражные фильмы по собственным сюжетам в формате всем известного тележурнала «Ералаш».

Успешная работа невозможна без сплоченного коллектива единомышленников. Какими качествами должен обладать работник культуры?

О. И. Быть работником культуры – это настоящее призвание, профессия не из легких: попробуйте каждый день зажигать других оптимизмом, добротой, любовью и надеждами! Работник культуры – это очень универсальный человек. Он должен обладать организаторскими способностями, только так можно привлечь единомышленников, быть инициативным, без этого не зажечь других своими идеями. Быть психологом, так как работник культуры должен уметь найти подход к абсолютно любому человеку. Быть чутким, внимательным – только так можно достучаться до сердца каждого. В делах точным, обязательным и целеустремленным, чтобы вести за собой и добиваться намеченной цели, уметь находить что-то новое и необычное.

Поделитесь своими планами на предстоящий творческий сезон 2017-2018, перспективами развития.

О. И. В новом творческом сезоне 2017-2018 года хотелось бы сохранить положительные тенденции развития самодеятельного народного творчества. Провести на достойном уровне все ставшие традиционными фестивали, конкурсы, праздники.

Возобновить проведение районного конкурса на лучший народный праздник «Истоки», так как это положительно влияет на развитие инновационной деятельности учреждений культуры.

В перспективе сохранить все учреждения культуры района и способствовать появлению в нашем районе модельных учреждений культуры — инициаторов новых интересных социо-культурных проектов, а так же новых «народных», «образцовых» коллективов. Потенциал для этого в нашем районе имеется.

Конечно, имеется. Спасибо за познавательную беседу, надеемся, что многие руководители учреждений культуры почерпнут из нее что-то полезное или вдохновляющее для себя.

Концепция создания многофункциональных культурных центров (мфкц) и инновационных культурных центров (икц)

РАБОЧАЯ ГРУППА №15 ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕНТРОВ

  1. Концепция создания многофункциональных культурных центров (МФКЦ) и инновационных культурных центров (ИКЦ)

Рассмотрев методические рекомендации деятельности культурных центров, предложенные Министерством культуры Российской Федерации, исходя из установок Президента страны на возрождение культуры на основе традиционных ценностей, рабочая группа Общественного совета при Министерстве культуры РФ по развитию региональных культурных центров высказывает принципиальное одобрение документа и предлагает итоговую редакцию концепции создания многофункциональных культурных центров, включая инновационные культурные центры ( далее — КЦ).

Цели и задачи КЦ:

— исходя из целеполагания культуры как важнейшего стратегического ресурса духовно-нравственного развития народа целью создания КЦ является воспитание гармоничной личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры, формирование устремленности личности к здоровому образу жизни, высоким нравственным идеалам и патриотизму;

— управление культурно-социальными процессами и повышение духовно-нравственного потенциала страны;

— повышение качества жизни, духовного и гуманитарного развития, художественного образования и творческого воспитания подрастающего поколения в малых и средних городах России (кино, театр, изобразительное искусство, музыкальное и хоровое воспитание, литература, образование, спорт, инновации);

— создание условий для межнационального и межрегионального культурного обмена;

— создание условий для выявления особо одаренных личностей, их поддержки на местах, а затем — дальнейшей поддержки и продвижения для осуществления ими — их творческого и культурного потенциала на благо страны;

— предотвращение оттока населения из малых городов;

— создание оригинальных, отличительных особенностей в культурных традициях различных регионов и поддержка традиционных видов культуры как в их самобытном, самодеятельном, так и в профессиональном воплощении;

— развитие городской инфраструктуры и создание новых рабочих мест;

— оказание спортивных услуг;

— оказание информационных услуг в сфере туризма, оказание культурной поддержки в осуществлении региональных туристических программ, в особенности — в сфере въездного местного туризма.

II. Функциональная структура КЦ.

  • КЦ является некоммерческим государственным (муниципальным) бюджетным (автономным) учреждением.

  • КЦ выполняет функции учреждения культуры, образования и общественного пространства для культурного досуга и самоорганизации жителей с использованием современных телекоммуникационных и инновационных технологий. Деятельность КЦ осуществляется в прямом взаимодействии с Министерством культуры РФ и творческими союзами: Союзом кинематографистов России, Союзом театральных деятелей России, Союзом писателей России и др., а также с Отделом религиозного образования и катехизации РПЦ.

  1. Структурно-сущностное содержание КЦ:

  • Центральное место КЦ — многофункциональный кинотеатральный зал от 500 до 800 кв. м (с возможностью трансформации, цифровым и аудиовизуальным оборудованием) для осуществления систематических кинопоказов, спектаклей местных театральных коллективов, гастролей областных, региональных и столичных театров, музыкальных и хоровых концертов, творческих встреч, литературных вечеров, фестивалей местных, региональных и столичных фестивалей различных искусств и др. мероприятий по самоорганизации жителей.

  • В целях возрождения и государственной поддержки российского неигрового кино создать из сети региональных КЦ сеть Российского кинопоказа документального кинематографа из собрания Госфильмофонда и лучших фильмов — лауреатов российских кинофестивалей.

  1. Творческие мастерские, студии, лаборатории:

  • Мультимедийная киновидеостудия.

  • Театральная студия.

  • Хоровая, музыкальная студии.

  • Художественное образование (живопись, лепка, прикладное искусство).

  • Литературная студия (координация деятельности литературного объединения КЦ и местных СМИ).

  • Хореография, танцы.

  • Студия традиционных ремесел: работа по дереву, металлу, шитье, декоративно-прикладное искусство.

  • Научная лаборатория (робототехника, инновации).

  • Медиатека и интернет-клуб (дистанционные образовательные технологии, мастер-классы деятелей культуры, образования и науки, проведение онлайн-видеоконференций создателей фильмов и ведущих ученых-гуманитариев).

  • Игровая комната для детей.

  • Пространство для экспонирования художественных выставок.

  • Открытая площадка для проведения культурно-массовых мероприятий, городских праздников, фестивалей искусств и ремесел, ярмарок, Маслениц, катков (в зимнее время) и т.д. Прокат спортинвентаря.

  • Создание единой гастрольной сети для планирования и координации систематических выездов в региональные КЦ мастеров культуры и искусства, гастролей театральных и музыкальных коллективов, творческих встреч, мастер-классов, лекции; переподготовка кадров учителей-словесников.

  • В целях развития и обмена успешным опытом осуществляется постоянное взаимодействие всех российских КЦ и культурно-просветительских центров РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *