Аренда транспортного средства

Что представляет собой договор аренды ТС с экипажем

Договор аренды транспортного средства с экипажем – это документ, регулирующий отношения между лицом, берущим ТС в аренду, и арендодателем. В дополнение к транспорту арендодателем «прилагается» водитель, осуществляющий перевозку пассажиров или грузов, но при этом остающийся работником арендодателя, который платит ему зарплату, начисляет с нее налоги и т.д. Экипаж выполняет указания арендатора в части коммерческого использования ТС, в остальном (вопросы техэксплуатации, управления и т.д.) водители подчиняются арендодателю. Расходы по эксплуатации ТС, возникающие в период аренды (ГСМ, оплата парковок и т.д.) обычно несет арендатор.

В документе обязательно должен быть указан конкретный период времени, на который техника переходит во владение к арендатору. Невозможно взять транспорт в аренду на неопределенный срок. Предельный срок действия договора законом не определен.

Документ составляется в письменной форме независимо от срока его действия. В нем должны быть указаны существенные условия, без них договор будет считаться не заключенным. К таким условиям относятся данные, позволяющие точно определить ТС, подлежащее передаче арендатору (марка, госномер и др.). Также для надлежащего согласования предмета аренды в документе надо определить условия предоставления ТС во временное владение и пользование за конкретную плату, обязанности, права и ответственность сторон.

Структура договора аренды авто с экипажем

Ориентировочная структура договора выглядит так:

  • Преамбула. Здесь указывают полное наименование документа, место и дату составления, наименование организаций, заключающих договор, и Ф.И.О. их представителей, сокращенное наименование сторон.

  • Предмет соглашения. В этом пункте указывают подробные характеристики транспортного средства и цель, с которой оно передается в аренду. При необходимости можно перечислить дополнительное оборудование (навигатор, рация и пр.).

  • Права и обязанности сторон.

  • Размер арендной платы и порядок расчетов. Здесь рекомендуется указать, что оплата услуг арендодателя по управлению ТС включена в арендную плату (если так договорились стороны). Надо четко обозначить размер платы и сроки ее внесения.

  • Ответственность сторон.

  • Срок, на который заключается аренда автомобиля с экипажем.

  • Форс-мажорные обстоятельства. Здесь следует перечислить условия, при которых стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по настоящему соглашению. Как правило, сюда относятся действия (или бездействие), ставшие результатом возникновения обстоятельств непреодолимой силы (пожар, землетрясение, военные действия и пр.).

  • Дополнительные условия.

  • Адреса и реквизиты сторон.

Документ составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Все споры, возникшие в связи с исполнением условий договора, необходимо решать путем проведения переговоров. Если же согласие не будет достигнуто – споры будут рассматриваться в судебном порядке. Образец договора аренды транспортного средства с экипажем будет представлен в конце статьи.

Права и обязанности

Думаем, читатель согласится: от того, как распределены права и обязанности сторон договора, зависят учет и налогообложение получаемых доходов и осуществляемых расходов. В договоре аренды ТС с экипажем основные обязанности возлагаются на арендодателя:

  • предоставление за плату ТС во временное владение и пользование (ст. 632 ГК РФ);
  • содержание ТС, в том числе текущий и капитальный ремонт (ст. 634 ГК РФ);
  • оказание услуг по управлению и технической эксплуатации ТС (ст. 635 ГК РФ);
  • оплата услуг экипажа (ст. 635 ГК РФ);
  • ГСМ, мойка, обслуживание (ст. 636 ГК РФ);
  • страхование ТС (в том числе страхование ответственности за ущерб) (ст. 637 ГК РФ);
  • уплата транспортного налога с предоставляемого в аренду автомобиля.

Перечисленные обязанности арендодатель выполняет, если соглашением сторон не установлено иное. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам ТС, несет арендодатель, который вправе в порядке регресса возместить за счет арендатора суммы, выплаченные третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (Постановление Пленума ВС РФ от 26.01.2010 N 1, ст. 640 ГК РФ).

Вряд ли стоит перекладывать обязанности, которые по существу договора несет арендодатель, если арендатор компенсирует ему эти расходы в составе перечисляемой арендной платы. Ее арендодатель учитывает в составе доходов, уменьшаемых на расходы, понесенные во исполнение своих обязательств по договору.

Главная обязанность арендатора заключается в своевременном внесении арендной платы, предусмотренной условиями договора. Также на него может быть возложена обязанность по несению расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией, — на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов, на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ). Данные расходы арендатор может оплачивать отдельно или в составе арендной платы. На порядке расчетов остановимся подробнее, так как плата при заключении договора аренды с экипажем включает несколько составляющих, которые влияют на учет и налогообложение у сторон заключенного договора.

Нужно ли выделять «чистую» аренду и плату за услуги вождения?

На основании ст. 632 ГК РФ финансисты считают, что плата по договору аренды ТС с экипажем состоит из двух частей, а именно из платы за аренду ТС и платы за услуги по управлению этим транспортным средством (Письмо от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780). Безусловно, в этом есть резон, хотя в названной статье не говорится об арендной плате, сформулирована только суть арендных отношений. При установлении размера арендной платы транспортной организации (арендодателю) следует руководствоваться общими нормами, предусмотренными ст. 614 ГК РФ. В ней нет указания на разделение арендной платы по составляющим (плата за аренду ТС и плата за услуги по его управлению и техническому обслуживанию).

Предложение чиновников есть не что иное, как разделение одного договора аренды на два отдельных договора: аренды авто и возмездного оказания услуг. Гражданское законодательство к этому не обязывает, мало того, оно предоставляет сторонам свободу в заключении договора, в качестве которого может быть выбран предусмотренный для этого случая договор аренды транспортного средства с экипажем. Для изменения правовой квалификации сделки у проверяющих должны быть веские основания, в их отсутствие проблематично доказать в суде, что стороны заключили два договора, а не один. Поэтому в принципе арендодатель и арендатор не обязаны вычленять из общей арендной платы платеж за аренду ТС и платеж за оказание услуг по управлению и эксплуатации. Хотя для налогообложения это не помешает, так как позволит бухгалтеру начислить налоги не сомневаясь (о чем будет рассказано далее).

Напомним, что условия и сроки арендной платы отражаются в договоре аренды. Участники арендных отношений имеют право определить ее в виде (п. 2 ст. 614 ГК РФ):

  • неизменной суммы платежей, вносимой в установленные договором сроки;
  • изменяющейся величины платежей, включающей постоянную и переменную составляющую, зависящую от условий и интенсивности эксплуатации автомобиля;
  • доли доходов, полученных в результате использования арендованного имущества;
  • предоставления арендатором определенных услуг арендодателю;
  • возложения на арендатора прописанных в договоре затрат на улучшение имущества.

Как правило, стороны договора аренды ТС с экипажем выбирают внесение арендной платы в виде фиксированного или переменного ежемесячного (еженедельного) платежа. Расчет платы производит арендодатель, которому она должна не только компенсировать все понесенные расходы (точка безубыточности), но и приносить прибыль. При расчете платежей арендодателю следует начислить вознаграждение с учетом всех некомпенсируемых арендатором затрат и иных расходов, влияющих на результат деятельности, от предоставления имущества в аренду. «Калькуляцию» арендной платы стороны могут приложить к договору, чтобы в ходе сотрудничества избежать разногласий и необоснованных претензий. Если же выяснится, что договор по каким-либо причинам не был подписан, но услуги фактически оказывались (что могут подтвердить путевые листы арендодателя), то наличие арендных отношений обязывает арендатора внести арендную плату (Определения ВАС РФ от 07.12.2009 N ВАС-16114/09, от 09.12.2009 N ВАС-15797/09). Обязанность по внесению арендной платы возникает у арендодателя с момента получения имущества в аренду по акту приема-передачи и прекращается после возврата имущества (также по акту приема-передачи). Использование либо неиспользование предмета аренды по каким-либо причинам не может повлиять на наличие обязанности по внесению арендных платежей (Постановление ФАС ПО от 23.09.2009 N А06-204/2009).

Уделим внимание документам

Примерный перечень документов, которые понадобятся организации, арендующей ТС с экипажем, приведен в Письме УФНС по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.1 <1>:

  • сам договор аренды авто с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации;
  • акты приемки оказанных услуг в рамках заключенного договора аренды;
  • приказ руководителя организации о закреплении арендованных автомобилей;
  • заявки на использование арендованных ТС;
  • копии путевых листов, позволяющих определить регулярность использования, а также маршрут движения арендованных автомобилей и время их использования.

<1> Условием включения понесенных затрат в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что расходы на приобретение товаров (работ, услуг) фактически осуществлены (Постановление ФАС ЗСО от 10.03.2010 N А03-4933/2009).

К сведению. Первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода (Постановление ФАС ВВО от 27.04.2009 N А38-4082/2008-17-282-17-282).

Нетрудно заметить, что все перечисленные документы подтверждают расходы арендатора, оплачивающего аренду и коммерческую эксплуатацию арендованного ТС. О подтверждении доходов арендодателя речи не идет, ревизоры признают их в любом случае (если, конечно, они существенно не занижены по сравнению с рыночными ценами).

В отношении подтверждения расходов арендатора налоговики настаивают на оформлении путевых листов, чем обычно занимается арендодатель, предоставивший авто и услуги по управлению. Арендатор не всегда может повлиять на арендодателя в этом вопросе, и может случиться так, что у него не окажется копий путевых листов на арендованное с экипажем ТС. Что же тогда предпринять арендатору?

Ему следует знать, что путевой лист является первичным учетным документом по учету работы автотранспортного средства и основанием для начисления зарплаты водителям, которую в данном случае начисляет арендодатель, а не арендатор. Исходя из этого отсутствие путевых листов не препятствует учету в составе налоговых расходов затрат по аренде автотранспорта с экипажем (Постановление ФАС СЗО от 18.01.2008 N А56-15033/2007). Необходимость составления путевых листов предусмотрена для эксплуатирующих ТС организаций, тогда как арендатор является не эксплуатирующей организацией, а получателем услуг (Постановление ФАС МО от 03.09.2008 N КА-А40/8214-08 по делу N А40-67911/07-129-404). Если так рассуждать, обязательность копии путевого листа для подтверждения расходов арендатора можно поставить под сомнение.

По логике вещей, обе стороны заинтересованы в оформлении путевых листов: ими подтверждаются не только расходы арендатора, но и затраты арендодателя, связанные с эксплуатацией ТС. Именно путевые листы вместе с другими документами (актами оказания услуг, товарно-транспортными накладными) позволяют арендодателю взыскивать в судебном порядке задолженность с недобросовестного арендатора, не исполняющего обязанности по внесению арендной платы (Постановления ФАС УО от 18.08.2009 N Ф09-5911/09-С5, ФАС СКО от 21.08.2009 N А32-11734/2008, ФАС ЗСО от 29.10.2009 N А75-2339/2009).

В отличие от налоговиков, в финансовом ведомстве считают, что основанием для учета расходов в виде арендных платежей могут являться первичные документы, применяемые для бухгалтерского учета, в частности договор аренды и поручение на перечисление ежемесячных арендных платежей (Письмо от 20.01.2009 N 07-02-06/08). Одного договора на подтверждение факта оказания услуг по управлению авто недостаточно. В Письме Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780 отмечается, что для подтверждения расходов в виде платы за услуги по управлению ТС нужны документы, подтверждающие факт оказания таких услуг. Этим документом может быть, например, акт приема-передачи услуг. Он свидетельствует у арендодателя о полученных в виде арендной платы доходах, у арендатора — об осуществленных расходах. Как видим, Минфин менее требователен к подтверждающим документам по сравнению с налоговиками. Транспортной организации, выступающей в роли арендатора (арендодателя), предстоит решить, какого мнения придерживаться при оформлении подтверждающих документов.

Скажем несколько слов о других документах, на которых не акцентируют внимание чиновники. В частности, организации, занимающиеся перевозками грузов на собственных и арендованных автомобилях, не освобождены от оформления товарно-транспортных накладных (Постановление ФАС ВСО от 10.12.2009 N А19-13886/09). ТТН состоит из двух разделов:

  • товарного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей и служащего для списания материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их грузополучателями;
  • транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителей — заказчиков автотранспорта с организациями — владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащего для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями — владельцами автотранспорта за оказанные услуги по перевозке грузов.

Непосредственное отношение к этим разделам имеет арендатор ТС (грузоперевозчик), продавец (грузоотправитель) и покупатель товаров (грузополучатель). Именно арендатор заключает договор перевозки с поставщиками и покупателями от своего имени. Поэтому логично, если он подпишет документ на перевозимый груз (хотя Указаниями по применению и заполнению унифицированных форм <2> право подписи предоставлено владельцу ТС (арендодателю), который не несет предпринимательских рисков и не имеет обязательств по перевозке груза). Нужно помнить, что названные Указания — это общие рекомендации, что дает сторонам договора аренды ТС с экипажем право решить данный вопрос по своему усмотрению. Причем независимо от того, кто подпишет ТТН, один из четырех ее экземпляров остается у арендатора и является основанием для расчетов с заказчиками, а второй — у арендодателя (как приложение к путевому листу). Другие два экземпляра товарно-транспортной накладной хранятся у грузоотправителя и грузополучателя. Арендатору ТС с экипажем не следует пренебрегать оформлением ТТН, чтобы не подводить своих партнеров (грузоотправителей и грузополучателей): для них данный документ является одним из подтверждающих факт оказания услуг по перевозке и доставке товара.

<2> Утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78.

Как отражать доходы и расходы в бухгалтерском учете?

Отражение операций по договору аренды ТС с экипажем в целом аналогично учету аренды автомобиля без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации <3>. У арендатора это расходы по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», пп. 8 п. 95 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте <4>), у арендодателя — прочие доходы и расходы (если аренда — не основной вид деятельности) или доходы и расходы по обычным видам деятельности (если компания занимается только арендой).

<3> Об учете доходов и расходов арендатора и арендодателя при заключении договора аренды ТС без экипажа было рассказано в статье М.А. Потехиной «Транспортные средства в аренду», N 2, 2010.
<4> Приказ Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Единственное отличие аренды ТС с экипажем состоит в том, что арендодателю нужно показывать в учете отдельно затраты, связанные с содержанием экипажа переданного в аренду ТС. Это и заработная плата водителей, и начисляемые с нее налоги и взносы, и амортизация по переданному в аренду авто, а также затраты на приобретение ГСМ (если коммерческие расходы несет арендодатель, а арендатор затем возмещает их в составе арендной платы или отдельно). Перечисленные затраты в учете арендодателя уменьшают полученные от аренды доходы и формируют отдельный результат, не увеличивая себестоимость оказываемых транспортной компанией основных услуг по перевозке. Переданное в аренду ТС продолжает учитываться в составе объектов ОС, организация вправе учитывать данное имущество обособленно и начислять амортизацию на счета учета расходов, связанных с предоставлением автомобиля в аренду.

Пример 1. Компания, основной вид деятельности которой — грузовые перевозки, предоставляет в аренду сторонним организациям ТС, не задействованные в перевозках. Доходы от перевозок за отчетный период составили 1 652 000 руб. (в том числе НДС — 252 000 руб.), а расходы — 1 200 000 руб. (в том числе НДС — 100 000 руб.). Доходы от предоставления в аренду ТС с экипажем равны 141 600 руб. (в том числе НДС — 21 600 руб.). Расходы по аренде включают амортизационные отчисления по ТС и затраты по приобретению ГСМ (15 000 руб.), компенсируемые арендатором в составе арендной платы, плюс заработная плата водителей (60 000 руб.) с начисленными на нее страховыми взносами (15 600 руб.).

В бухгалтерском учете компании операции будут отражены следующими проводками:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Доходы и расходы по перевозкам грузов
Отражены доходы компании от перевозок грузов 62 90-1 1 652 000
Начислен НДС с оказанных транспортных услуг 90-3 68-2 252 000
Показаны расходы по основному виду
деятельности
20, 26 02, 10,
60, 70,
69
1 100 000
Отражен предъявленный поставщиками НДС 19 60 100 000
Показана себестоимость оказанных
транспортных услуг
90-2 20, 26 1 100 000
Признан результат от основной деятельности
(1 652 000 — 252 000 — 1 100 000) руб.
90-9 99 300 000
Доходы и расходы по аренде ТС с экипажем
Показаны доходы от аренды ТС 62 91-1 141 600
Начислен НДС с выручки от аренды ТС 91-2 68-2 21 600
Показаны расходы по ГСМ и амортизации 91-2 10, 02 15 000
Отражены затраты по зарплате и страховым
взносам
91-9 70, 69 75 600
Признан результат от предоставления ТС в
аренду
(141 600 — 21 600 — 15 000 — 75 600) руб.
91-9 99 29 400

Итак, рассмотрен порядок отражения доходов и расходов по аренде ТС с экипажем у транспортной организации, выступающей в роли арендодателя. Представим другую ситуацию, когда перевозчик выступает в роли арендатора. При аренде ТС с экипажем интерес представляет случай, когда авто арендуется организацией у физического лица. Это накладывает на организацию-арендатора ряд обязанностей, связанных с удержанием НДФЛ и перечислением взносов во внебюджетные фонды. Если арендодатель ТС — индивидуальный предприниматель, то он самостоятельно исчисляет все налоги и взносы.

Пример 2. Компания, занимающаяся грузовыми перевозками, в 2010 г. арендует у физического лица автомобиль вместе с услугами по управлению и технической эксплуатации. В договоре отдельно выделены плата за предоставление ТС (15 000 руб.) и вознаграждение за услуги экипажа (10 000 руб.). Компания-арендатор исполняет обязанности налогового агента и выступает страхователем физлица, получающего вознаграждение по гражданско-правовому договору. Стоимость автомобиля согласно договору аренды составляет 1 200 000 руб.

В бухгалтерском учете компании будут сделаны следующие проводки:

Дебет Кредит Сумма,
руб.
Отражено за балансом арендованное ТС 001 1 200 000
Начислена компанией арендная плата <*> 20 60 15 000
Посчитано вознаграждение с услуг управления 20 60 10 000
Удержан НДФЛ 60 68 3 250
Начислены страховые взносы с вознаграждения
за услуги управления автомобилем <**>
20 69 2 310
Перечислена арендная плата арендодателю 60 51 21 750
Перечислен удержанный налог в бюджет 68 51 3 250
Уплачены взносы во внебюджетные фонды с
услуг по управлению автомобилем
69 51 2 310

<*> При расчете налога на прибыль плата за услуги по управлению транспортным средством физическим лицом — арендодателем в силу п. 21 ст. 255 НК РФ учитывается в составе расходов на оплату труда (Письмо Минфина России от 01.12.2009 N 03-03-06/1/780). Датой признания расходов по арендной плате является день предъявления арендатору документов, служащих основанием для произведения расчетов (Письмо Минфина России от 20.01.2009 N 07-02-06/08).
<**> При начислении взносов применяется ставка 23,1%, не включающая взносы в ФСС, которые не уплачиваются с вознаграждения по договорам гражданско-правового характера (пп. 2 п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ)). При этом, безусловно, порядок исчисления налогов и взносов арендатором требует отдельного пояснения.

Налоги и взносы с выплат арендодателя — физического лица

НДФЛ. Для физического лица, передающего в аренду ТС и предоставляющего услуги по управлению, получаемые доходы являются облагаемыми НДФЛ поступлениями (пп. 4, 8 п. 1 ст. 208 НК РФ). Организация-арендатор, выплачивающая физическому лицу — арендодателю вознаграждение, является по отношению к нему налоговым агентом (Письмо Минфина России от 20.07.2009 N 03-04-06-01/178), поэтому в ее обязанности входит удержание налога и перечисление его в бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ). Налог рассчитывается по ставке 13% с аренды и с услуг по управлению и технической эксплуатации автомобиля. Физические лица, получившие доходы, с которых налоговым агентом удержан НДФЛ, не обязаны представлять в налоговые органы налоговую декларацию по данному налогу.

Налогоплательщик, у которого налоговый агент удерживает НДФЛ, имеет право на получение стандартных налоговых вычетов. Если их не предоставил налоговый агент, то налогоплательщик вправе рассчитывать на стандартные вычеты и пересчет налоговой базы инспекцией, на что указано в Письме УФНС по г. Москве от 06.05.2009 N 20-14/4/044552@.

Страховые взносы. Объектом обложения взносами во внебюджетные фонды являются выплаты, производимые по трудовым и гражданско-правовым договорам, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Исключением из этого правила считаются выплаты, начисленные по договорам, связанным с передачей в пользование имущества (имущественных прав) (п. 3 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Сопоставляя эти нормы, можно сделать следующий вывод.

Вознаграждение, выплачиваемое организацией физическому лицу по заключенному с ним договору аренды ТС с экипажем, за услуги по управлению транспортным средством и по его технической эксплуатации является объектом обложения страховыми взносами. При этом они не начисляются на арендную плату, связанную исключительно с предоставлением автомобиля во временное пользование. Если в договоре указаны отдельно суммы арендной платы и вознаграждения за управление, то проблем у бухгалтера не возникнет. В обратном случае органы контроля за исчислением и уплатой страховых взносов могут потребовать начислить взносы не с вознаграждения по управлению, а со всей суммы, выплачиваемой арендодателю. В отсутствие судебной практики, которая пока не сложилась по страховым взносам, для подстраховки при подписании договора с физлицом следует выделить «чистую» аренду и услуги по управлению. Это позволит снять риски по доначислению страховых взносов ревизорами.

Взносы в ФСС. С сумм выплат по договору аренды ТС с экипажем организация не начисляет взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в связи с тем, что взносами «по травматизму» облагаются выплаты по трудовым договорам (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Физические лица, нанятые по гражданско-правовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, только если согласно договору организация-страхователь обязана уплачивать страховщику страховые взносы.

Отметим, иные налоги, в частности налог на имущество и транспортный налог, физическое лицо как собственник ТС и арендодатель уплачивает самостоятельно в установленном порядке.

Кому уплачивать ЕНВД при аренде ТС с экипажем?

Ответ на данный вопрос давно волнует организации, выступающие в роли арендодателей и предоставляющие вместе с ТС услуги по управлению и технической эксплуатации. По сути, они имеют много общего с услугами по перевозке грузов и (или) пассажиров.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. По договору аренды ТС с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Различие формулировок дает основание чиновникам отказать в переходе на спецрежим, хотя, по сути, в обоих случаях исполнитель оказывает транспортные услуги, только по-разному оформленные. Финансовое ведомство считает, что не относятся к «вмененным» услугам по перевозке пассажиров и грузов услуги по передаче в аренду транспортного средства с экипажем (Письма от 30.06.2009 N 03-11-09/229, от 09.02.2009 N 03-11-09/37, от 30.10.2008 N 03-11-05/265). Значит, арендодатель, предоставивший в пользование авто с экипажем, должен уплачивать налоги в рамках общей системы налогообложения или «упрощенки».

Судебные инстанции разделяют мнение чиновников. Арендодатель не является плательщиком ЕНВД, так как он лишь передает транспортные средства в аренду, услуги по перевозке грузов (пассажиров) оказывает арендатор (Постановление ФАС ЗСО от 28.12.2009 N А81-1601/2009). Если согласиться с этим суждением, плательщиком ЕНВД при осуществлении указанных перевозок будет не арендодатель, а арендатор. Он в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования ТС, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены — назначению ТС. При этом, чтобы уплачивать правомерно единый налог, арендатор должен выполнить все установленные в гл. 26.3 НК РФ условия для применения специального налогового режима — «вмененки».

Арендная плата: что следует указать в договоре?

Арендная плата может состоять из единого платежа или разбиваться на несколько частей: услуги по управлению техникой в этом случае оплачиваются отдельно от аренды. Арендная плата может взиматься за определенные календарные промежутки времени, например, дни, месяцы, а может — за отработанное время, например, в зависимости от количества моточасов. Главное — четко согласовать, как исчисляется это время, кто несет ответственность за простои из-за ремонта или, например, отсутствия экипажа или отсутствия физической возможности производить работы.

Один из ярких примеров — арбитражное дело №А42-607/2014. Спор возник по договору фрахта плавучего крана. Арендатор обратился с иском о взыскании оплаченной арендодателю стоимости буксировки крана — 6,5 млн рублей, которую последний не выполнил. Арендодатель, в свою очередь, заявил встречный иск о взыскании 122 млн рублей арендной платы за период простоя крана, вызванного закрытием навигации. Основной вопрос — должен ли арендатор оплачивать аренду, т.к. сначала судно не смогли отбуксировать из-за погодных условий, а затем судовладелец решил законсервировать судно в связи с приближением зимы, была закрыта навигация и вывезти кран было физически невозможно. Дело рассматривается уже более трех лет, доходило до Верховного суда, возвращалось на новое рассмотрение, разные инстанции решали то в пользу арендатора, то в пользу арендодателя. Суды изучили огромный объем фактических обстоятельств: переписку, телеграммы, судовые журналы, порядок конвертации судов, приказы капитана порта и многое-многое другое, но окончательная точка в споре еще не поставлена.

Смотрите Все объявления об аренде спецтехники

Конечно, морские споры имеют свои нюансы, однако, суть проблемы не в этом. Главное, договор аренды спецтехники с экипажем имеет свои особенности, серьезно отличающие его от аренды без экипажа. Необходимо понимать, что данная форма взаимоотношений имеет специфическую структуру распределения рисков, связанных с расходами, ремонтами, простоями и управлением экипажем и все эти моменты надо учитывать. Во-первых, прописывать в договоре, а, во-вторых, и это самое важное, четко фиксировать все возникающие вопросы и проблемы в переписке. Например, техника вышла из строя — уведомление арендодателя должно быть оформлено соответственно, для начала в сообщении электронной почты, потом — официальным письмом или телеграммой. Помните, разговоры к делу не пришьешь, а последствия для сторон могут быть многомиллионными.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *