Трудовой договор с руководителем

Единоличное выполнение прав и обязанностей по руководству учреждением.

В соответствии с ТФД руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, он самостоятельно руководит деятельностью учреждения согласно законодательству Российской Федерации, субъекта РФ, нормативным правовым актам органов местного самоуправления, уставу учреждения, коллективному договору, соглашениям, локальными нормативным актам, своему трудовому договору (за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством РФ к ведению иных органов и должностных лиц).

Однако, как говорится, незаменимых людей у нас нет. Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительных функций по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (ст. 151 ТК РФ). При этом дополнительная работа по другой профессии может осуществляться путем совмещения профессий (должностей), а по такой же профессии (должности) – путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.

Таким образом, в период отсутствия руководителя исполняющий его обязанности сотрудник может реализовать только те права и обязанности руководителя, которые вменены в его полномочия (например, по приему и увольнению работников, изменению учетной политики, выдаче доверенностей). Это право должно быть оформлено следующим образом:

1) оформляется приказ руководителя о назначении работника на должность в период отсутствия руководителя (подпись работника об ознакомлении с таким приказом свидетельствует о получении его письменного согласия на выполнение дополнительной работы в определенный период);

2) к трудовому договору заключается допсоглашение, в котором указывают возможность реализации тех или иных прав и обязанностей руководителя (дополнительное соглашение не требуется, когда в должностной инструкции работника, замещающего временно отсутствующего руководителя, уже прописаны эти права и обязанности).

Выдача доверенностей.

В соответствии с ТФД руководитель имеет право на выдачу доверенности в том числе главам филиалов и представительств учреждения. Таким образом, например, передаются полномочия на представление сотрудником интересов учреждения в определенных организациях, подписание документов, получение товарно-материальных ценностей. При этом общие правила выдачи и применения доверенностей регулируются гражданским законодательством (гл. 10 ГК РФ).

Конкретный перечень сотрудников, которым передаются полномочия руководителя по выполнению отдельных функций, непосредственно связанных с их должностными обязанностями, должен быть утвержден приказом руководителя. Если требуется выдать доверенность лицу, не названному в приказе, пишут заявление на имя руководителя с обоснованием возникшей необходимости. Обратите внимание на то, что в гражданском законодательстве отсутствуют положения, запрещающие выдавать доверенности лицам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения, поэтому доверенности могут выдаваться не только сотрудникам учреждения.

Форму доверенности учреждение вправе разработать самостоятельно, утвердив ее в учетной политике, или воспользоваться какими-нибудь унифицированными формами доверенностей (при наличии). Однако в соответствии с требованиями гражданского законодательства этот документ должен содержать следующие сведения:

  • номер доверенности;

  • дату выдачи;

  • срок действия (любой, но если он не будет указан, то доверенность будет действовать в течение года с момента ее выдачи);

  • сведения о праве передоверия полномочий (в случае их наличия);

  • реквизиты учреждения, от имени которого (прямая доверенность) или за которое (в случае передоверия прав и обязанностей) уполномоченное лицо представляет интересы, – полное наименование учреждения, его ИНН/КПП, место нахождения, а также полные Ф. И. О. руководителя;

  • реквизиты лица, выдавшего и подписавшего доверенность, если это не руководитель учреждения;

  • реквизиты лица, которому передаются полномочия, – полные Ф. И. О.; паспортные данные (номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ);

  • сведения о доверяемых полномочиях.

Подчеркнем, что печать на доверенности ставить не обязательно. Однако в отдельных случаях в законодательстве прописано дополнительное требование о скреплении доверенности печатью (при ее наличии) – в частности, она требуется на доверенностях для участия в гражданском и арбитражном процессах, а также в исполнительном производстве.

Передача дел вновь назначенному руководителю учреждения.

В соответствии с ТФД руководитель при расторжении заключенного с ним трудового договора обязан передать дела учреждения своему преемнику в установленном порядке.

Для этого нужно составить передаточный акт, который бывший руководитель подписывает. Требований к форме и содержанию акта закон не устанавливает, поэтому можно оформить его произвольно. Как правило, в акте перечисляют документы и ценности, за хранение которых отвечает непосредственно руководитель. Акт может содержать такие сведения, в частности: Ф. И. О. лиц, сдающих и принимающих дела; период времени, когда уходящий руководитель отвечал за хранение документов; дату и номер распоряжения учредителя, на основании которого проведены прием и передача дел; название и количество переданных документов (дела, папки и др.), за хранение которых отвечал непосредственно руководитель; список документов, которые отсутствуют (утеряны) на момент передачи дел. Акт составляется в двух экземплярах, один должен храниться в учреждении, а второй остается у прежнего руководителя.

Предоставление сведений о доходах и имуществе.

Согласно ТФД руководитель обязан предоставлять работодателю (учредителю) в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные данные в отношении своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Сведения подаются ежегодно, а правила их предоставления для руководителей и поступающих на должность утверждаются Правительством РФ в отношении федеральных госучреждений, органом государственной власти субъекта РФ – в отношении госучреждений субъекта РФ, органом местного самоуправления – в отношении муниципальных учреждений (абз. 4 ст. 275 ТК РФ).

Отметим, что в разных регионах и муниципальных образованиях эти правила различаются. Например, по требованиям, действующим в г. Муроме (Владимирская область), руководитель муниципального учреждения, обнаруживший, что в предоставленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, вправе представить уточненные данные в течение месяца после окончания срока предоставления подачи информации (30 апреля). А вот в г. Усолье-Сибирское (Иркутская область) сведения должны быть предоставлены к тому же сроку (30 апреля), но «подчищать» их руководитель муниципального учреждения имеет право до 30 июня.

Также отметим, что нередко на практике руководителей учреждений заставляют предоставлять сведения не только о доходах, но и о расходах (например, в г. Усолье-Сибирское), хотя и в трудовом законодательстве, и в типовой форме трудового договора речь идет только о доходах, а контроль расходов установлен исключительно в отношении государственных и муниципальных чиновников, руководителей федеральных учреждений.

Продолжение статьи – в следующем номере журнала.

Абзац 3 ст. 275 ТК РФ, типовая форма трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 № 329.

Например, Представление Счетной палаты РФ от 04.03.2015 № ПР 04-20/04-01 «О результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, внебюджетных средств и федерального имущества, выделенных федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Дипломатическая академия МИД России» на оказание образовательных услуг в сфере международных отношений».

Постановление Правительства РФ от 26.07.2018 № 873 «О внесении изменений в типовую форму трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

Часть 1 ст. 186 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 53 ГПК РФ, п. 5 ст. 61 АПК РФ, п. 2 ст. 54 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Также это требование обусловлено нормами федерального антикоррупционного законодательства – п. 3.1 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Правила представления лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром, и лицами, замещающими данные должности, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, Правила проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, претендующими на должность руководителя муниципального учреждения округа Муром и лицами, замещающими данные должности, и Порядок размещения данных сведений на официальном сайте и предоставления этих сведений средствам массовой информации для опубликования, утв. Постановлением администрации округа Муром от 19.04.2016 № 378.

Порядок предоставления лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское», руководителем муниципального учреждения муниципального образования «город Усолье-Сибирское» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утв. Постановлением администрации г. Усолье-Сибирское от 07.03.2018 № 524.

Подпункты «л» и «м» п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *