Пропаганда охраны труда

Содержание

Пропаганда вопросов охраны труда

Главная / Охрана труда и техника безопасности в газовом хозяйстве / Общие вопросы охраны труда / Организация работы по охране труда / Пропаганда вопросов охраны труда

Помимо обязательного обучения рабочих безопасным методам труда, на предприятиях ведется пропаганда вопросов техники безопасности с целью пробуждения у работников интереса к этим вопросам и желания обогатить свои знания в вопросах безопасности выполнения работ.

Для успешного проведения этой работы на предприятиях создаются кабинеты по технике безопасности, оборудованные необходимыми техническими средствами информации и программированного обучения.

В этих кабинетах предусматриваются проведение обучения работников, организация пропаганды передовых методов работ, ознакомление с достижениями науки и техники в области охраны труда, проведение выставок экспонатов средств малой механизации, безопасного инструмента, предохранительных устройств сигнализации и контроля вредных и взрывоопасных веществ, контрольно-измерительных приборов и др.

Из многообразных средств и форм пропаганды безопасных методов труда предприятия газового хозяйства широко используют кинофильмы, диафильмы, плакаты, знаки безопасности и лозунги.

Эффективными мероприятиями являются общественные смотры и конкурсы по охране труда.

Задачи смотров и конкурсов и условия их проведения широко разъясняются. Для пропаганды вопросов техники безопасности проводятся лекции и доклады, используются телевидение, радио, газеты, выпускаются специальные листки и бюллетени.

«Охрана труда и техника безопасности в газовом хозяйстве»,
А.Н. Янович, А.Ц. Аствацатуров, А.А. Бусурин

Для улучшения условий труда, техники безопасности и производственной санитарии, повышения культуры и эстетики производства предприятиями ежегодно в соответствии с «Типовой сводной номенклатурой мероприятий по охране труда», утвержденной ВЦСПС, составляется план номенклатурных мероприятий по охране труда, который включают в коллективный договор, отражающий взаимные обязательства администрации предприятия и местного комитета профсоюза по дальнейшему улучшению охраны труда на…

Контроль за выполнением номенклатурных мероприятий по охране труда осуществляет администрация предприятия и комиссия по охране труда местного комитета профсоюза. Мероприятия по улучшению условий труда, вызываемые производственной необходимостью и не входящие в состав сводной номенклатуры, включаются в план организационно-технических мероприятий. Государственный надзор и общественный контроль за состоянием техники безопасности и производственной санитарииЗа состоянием техники безопасности и…

Перед допуском к самостоятельной работе после вводного инструктажа, целевого обучения и инструктажа на рабочем месте проводится проверка знаний по охране труда. Она осуществляется комиссией, назначенной для данного структурного подразделения приказом по предприятию. Председателем комиссии назначается технический руководитель подразделения, ответственный за технику безопасности. В состав комиссии должны входить инженерно-технические работники служб охраны труда, механики, энергетики, мастера…

Органы Государственного санитарного надзора Министерства здравоохранения СССР и министерств союзных республик осуществляют контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил руководителями предприятий и строек, за выполнением мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний и отравлений. Государственный санитарный надзор на местах осуществляется санитарно-эпидемиологическими станциями республик, краев, областей, городов и районов. Государственным пожарным надзором главного управления пожарной охраны, находящимся в…

Все рабочие, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в шесть месяцев проходят повторный инструктаж по программе инструктажа на рабочем месте, а лица, занятые на работах с повышенной опасностью, перечень которых определяется руководителем предприятия, проходят повторный инструктаж один раз в три месяца, за исключением рабочих, которым в силу специфических особенностей выполняемых работ…

БИЛЕТ №6

1. Пропаганда вопросов охраны труда на предприятии.

Задачами пропаганды в области охраны труда являются:
– ознакомление работников предприятий с теми мероприятиями, которые проводят федеральные законодательные и исполнительные власти и органы управления для улучшения состояния условий и охраны труда;
– пропаганда технических знаний в области охраны труда;
– обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники в области охраны труда.

2. Организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов.

Обучение по охране труда проводится по соответствующей программе непосредственно самой организацией или образовательным учреждением при наличии у них лицензии.
В процессе обучения по охране труда руководителей и специалистов проводятся, лекции, семинары, собеседования, индивидуальные и групповые консультации, используются элементы самостоятельного изучения программы и др.
Проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов проходит не реже одного раза в три года. Для проверки знаний приказом по предприятию создают экзаменационные комиссии в составе не менее трех человек, прошедших обучение и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

3. Порядок учета профессиональных заболеваний на производстве.

По результатам расследования составляется акт по установленной форме. Акт о случае профессионального заболевания вместе с материалами расследования хранится 75 лет в центре санитарно-эпидемиологического надзора и на предприятии, где проводилось расследование.

4. Виды выплат пострадавшему (застрахованному) лицу в связи несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием.

В соответствии с законом обеспечение по страхованию осуществляется:
– в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначенного в связи со страховым случаем;
– в виде страховых выплат: единовременной стразовой выплаты и ежемесячных страховых выплат пострадавшему либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;
– в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь, дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний уход; санитарно- курортное лечение и стоимость проезда к месту лечения; протезирование; обеспечение специальным транспортом; профессиональное обучение.

5. Обеспечение работающих и служащих моющими и обезвреживающими веществами и средствами личной гигиены.

Работодатель обязан приобретать за счет собственных средств и обеспечить выдачу смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда или связанными с загрязнениями.

БИЛЕТ №7

1. Основные задачи и функции службы охраны труда в организациях.

Основные направления работы службы охраны труда в автошколе определяются в соответствии с Типовым Положением о службе охраны труда образовательного учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Минобразования России, утвержденным приказом Минобразования России от 11.03.98 г. № 662 и с Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.01. 2001 г. № 10.
Под службой охраны труда образовательного учреждения понимается функциональное структурное подразделение и специалисты (инженеры) по охране труда, осуществляющие организацию работы по охране труда. Служба подчиняется непосредственно первому руководителю (директору) или его заместителю. Направления работы службы охраны труда:

  1. Контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.
  2. Оперативное управление и контроль за состоянием охраны труда и учебы в образовательном учреждении.
  3. Организация профилактической работы по снижению травматизма в образовательном учреждении.
  4. Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда в образовательном учреждении.
  5. Участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации.
  6. Организация пропаганды по охране труда.
  7. Проведение вводного инструктажа и организация проведения других видов инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда работников образовательного учреждения.
  8. Проведение аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий охраны труда в образовательных организациях.
  9. Участие в реконструкции предприятия и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда в организации.
  10. Расследование и учет несчастных случаев в организации.

В соответствии с основными направлениями работы на службу образовательного учреждения возлагаются следующие функции:

  1. Выявление опасных и вредных производственных факторов.
  2. Проведение анализа состояния и причин травматизма, несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников и обучающихся.
  3. Оказание помощи подразделениям образовательного учреждения в организации проведения замеров параметров опасных и вредных факторов при аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации учебных помещений, оценке травмобезопасности учебного, научно-исследовательского и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда.
  4. Информирование работников и обучающихся от лица руководителя образовательного учреждения о состоянии условий труда и учебы, принятых мерах по защите от воздействия опасных и вредных факторов на рабочих местах.
  5. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений образовательного учреждения и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов или трудового коллектива проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств, средств коллективной и индивидуальной защиты.
  6. Участие в разработке коллективных договоров, соглашений по охране труда.
  7. Разработка совместно с руководителями подразделений образовательного учреждения мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, а также планов мероприятий, направленных на устранение нарушений правил безопасности труда, отмеченных в предписаниях органов надзора и контроля и др.

2. Возмещение вреда причиненного работнику увечьем или профессиональным заболеванием.

В соответствии с законом обеспечение по страхованию осуществляется:
– в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначенного в связи со страховым случаем;
– в виде страховых выплат: единовременной стразовой выплаты и ежемесячных страховых выплат пострадавшему либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти;
– в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья, на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавшего, включая расходы на: дополнительную медицинскую помощь, дополнительное питание и приобретение лекарств; посторонний уход; санитарно- курортное лечение и стоимость проезда к месту лечения; протезирование; обеспечение специальным транспортом; профессиональное обучение.
Возмещение морального вреда, причиненного в связи с увечьем или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.

3. Требования к организации и оборудованию рабочих мест с видеодисплейными терминалами и персональными электронно-вычислительными машинами.

Основные общие требования:
– естественный свет на рабочие места должен па сбоку преимущественно слева;
– расстояния между столами должно быть не менее 2 метров, а между боковыми поверхностями видеомониторов не менее 1,2 метра;
– экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм;
– следует обеспечить соответствие элементов конструкции рабочего места эргономическим требованиям;
– помещения должны быть оснащены аптечкой и углекислотным огнетушителем.

4. Вводный инструктаж по безопасности труда. Порядок проведения и оформления.

Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу работниками независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности; командированными; учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику; с учащимися в автошколе перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках полигонах.
Проводит вводный инструктаж в автошколе инженер по охране труда или лицо, на которое приказом руководителя возложены эти обязанности. Запись о проведении вводного инструктажа делают в специальном журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу.)
Перед началом занятий с учащимися вводный инструктаж проводит преподаватель. Проведение вводного инструктажа с учащимися можно зарегистрировать в журнале учета учебной работы.

5. Мероприятия по снижению уровня шума в учебных кабинетах вычислительной техники.

Оборудование, уровень шума которого превышает нормы, должно находиться вне помещений с ПЭВМ. Снизить уровень шума можно использованием звукопоглощающих материалов, дополнительным звукопоглощением служат занавеси из плотной ткани.

ОТ-Лаборатория: вопросы охраны труда

Пропаганда безопасности труда на предприятии

В соответствии с Трудовым кодексом РФ (ст. 210) одними из основных направлений государственной политики в области охраны труда являются:

  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

В связи с этим работодатель, в числе прочего, обязан обеспечить:

  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;

  • информирование работников о риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты;

  • принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим доврачебной помощи;

  • обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию доврачебной помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

Обязанности по соблюдению требований охраны труда лежат и на работнике (они зафиксированы в ст. 214 ТК РФ):

  • соблюдать требования охраны труда;

  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

  • проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию доврачебной помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда.

Итак, обязанности по обеспечению безопасности труда лежат на обеих сторонах — работодателе и работнике. Первый должен обеспечить возможность, а второй — выполнение требований охраны труда. По статистике, более 80% всех травм и происшествий на рабочем месте связано с опасными действиями, т. е. с поведением самого работника, и менее 20% — с условиями труда на рабочем месте. Поэтому пропаганда вопросов охраны труда имеет огромное значение для обеспечения реальной безопасности труда.

Пропаганда охраны труда — это информационное и эмоциональное воздействие на работающих. При большом разнообразии методов пропаганды вопросов охраны труда, конечная цель такой пропаганды одна — воспитать у работающих осознанную необходимость выполнения требований безопасного выполнения работ, развить у работников качества, способствующие безопасной работе. Главная задача — создать у работников положительное отношение к вопросам безопасности. Для этого необходимо проводить мероприятия, усиливающие мотивацию работников к безопасному труду.

Важнейшим средством пропаганды безопасности труда является создание кабинета по охране труда. Последнее, в свою очередь, представляет собой значительный этап разработки СУОТ на предприятии.

«Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах», 2012, N 8

ПРОПАГАНДА ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Пропаганда охраны труда — это информационное и эмоциональное воздействие на работающих с целью развить у них качества, способствующие безопасной работе.

Главной задачей пропаганды охраны труда является создание положительного отношения работников к вопросам безопасности. Наиболее эффективным путем решения этой задачи является усиление мотивации работников к безопасному труду.

Существующие приемы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы:

— одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия;

— двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие.

Средствами одноканального воздействия являются печатные издания (брошюры, информационные листки и т. д.), плакаты по безопасности, стенные газеты и «молнии», информационные стенды и уголки по охране труда, выставки, лекции и доклады, аудиовизуальные средства (телевидение, кино, диафильмы, радиопередачи и т. д.).

Двухканальное воздействие реализуется посредством бесед, коллективного обсуждения с рабочими несчастных случаев, путей профилактики травматизма и т. д.

Каждый из способов пропаганды должен избираться применительно к решаемой задаче. В таблице приведены сведения о пригодности способов одноканальной коммуникации к решению основных задач пропаганды охраны труда. Здесь число крестиков указывает на эффективность способа.

Таблица

Пригодность способов одноканальной коммуникации

к решению основных задач пропаганды охраны труда

Задачи пропаганды охраны труда

Способы пропаганды охраны труда

плакаты

доклады,
лекции

печатный
текст

телевидение,
кино

Обучение безопасному
выполнению простой работы

++

++

Краткие пояснения по ходу
работы

+

++

Пояснения причин несчастных
случаев

++

+

Пояснения к использованию
средств защиты

++

++

Сообщение о несчастных случаях

++

++

В пропагандистских материалах не следует использовать общие призывы безопасно работать. Пользу могут приносить только призывы, указывающие на конкретный способ действий и выгоду от него. Неэффективны общие указания на опасность (даже с подтверждением их частоты и тяжести несчастных случаев). Без объяснения, как и когда она проявляется и указания на пути ее предотвращения.

По вопросам безопасности надо всегда говорить конкретно и по делу, а главное — избегать стандартных и заученных фраз. При этом следует учитывать, что тот рабочий, на которого мы хотим воздействовать, может еще мало знать и уметь. Очень важно выбрать подходящие время и место для осуществления воспитательного воздействия.

Безопасное поведение нельзя сформировать методом запугивания: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к воспитательному воздействию, а порой и вообще к работе.

Приемы пропагандистского воздействия дают полезный эффект только тогда, когда его объекты достаточно хорошо информированы по затрагиваемому вопросу. Таким образом, воздействия подобного рода применимы только по отношению к рабочим, обученным как профессии, так и безопасности труда. При выборе способа воздействия следует учитывать также степень интереса рабочих или коллектива к вопросам безопасности труда, престижность этих вопросов в данной группе и ряд других социальных факторов. Существуют следующие закономерности в отношении работников к тем или иным средствам пропаганды охраны труда:

— рабочие, которые интересуются вопросами безопасности, считают эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к этим вопросам, предпочитают кинофильмы;

— беседы считают полезными только те рабочие, коллеги и начальники которых положительно относятся к вопросам безопасности;

— литературу считают полезным средством те рабочие, которые интересуются вопросами безопасности труда, а также члены трудовых коллективов, в которых высок интерес к вопросам безопасности.

Одним из эффективных путей воспитания в области охраны труда является подключение широкого круга руководителей среднего и нижнего звена, вплоть до бригадиров, а также самих рабочих к оценке уровня безопасности труда в их коллективе и к изысканию средств для его повышения.

Наиболее распространенным средством пропаганды безопасности труда является плакат. Главное назначение плакатов — раскрыть природу опасности, разъяснить рабочему, в чем и как она может проявиться, чтобы усилить мотивацию к безопасной работе. Существуют следующие разновидности плакатов:

— положительный, подчеркивающий преимущества безопасного труда;

— устрашающий, показывающий вред от нарушения правил безопасности;

— нейтральный, содержащий эмоционально не окрашенные рекомендации без показа и оценок последствий их неисполнения;

— комический — юмористическая разновидность положительного плаката;

— комбинированный, совмещающий в себе перечисленные выше разновидности.

Наиболее убедительным является комбинированный плакат, который может передать сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте. Он позволяет, например, противопоставить положительные эмоции защищенного от опасности рабочего отрицательным эмоциям нарушителя, получившего травму.

Устрашающий плакат хорош тем, что эмоционален и убедительно показывает опасность. Но, с другой стороны, на этот плакат смотреть неприятно.

Комический плакат обращает на себя внимание, однако он не всегда хорошо передает мысль.

Положительный плакат малоубедителен, т. к. не несет информации об опасном факторе.

Нейтральный плакат наименее эффективен из всех перечисленных разновидностей, т. к. его рекомендации не мотивированы, кроме того, на нем обычно отсутствует изображение человека.

При создании или выборе плакатов необходимо учитывать следующее:

— рабочего на плакате интересует не столько последствия ошибки, сколько причина происшедшего, то есть причинно-следственные связи;

— вывод о том, как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка. Надпись должна быть короткой и только дополнять то, что не удалось передать на рисунке. Восприятие надписи должно облегчаться с помощью цвета и шрифта;

— если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной. Рабочие относятся нетерпимо к искаженному воспроизведению хорошо известных вещей. Обнаружив неточности в деталях на плакате, рабочие начинают сомневаться в его основном содержании.

Подписано в печать

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *