Лифт это оборудование или сооружение

Замена лифтов на средства капитального ремонта

Как можно использовать средства капитального ремонта МКД? Если дом эксплуатировался плохо, то собственникам придется выбирать между ремонтом крыши или заменой лифта. Текущая крыша опасна для дома, неисправный лифт опасен для жителей.

С июля 2015 г. в Москве начался сбор средств на капитальный ремонт МКД. Минимальный размер взноса в прошлом и текущем году составляет 15 руб. за 1 кв. м. В нашем доме площадью 27 тыс. кв. м общее собрание собственников утвердило именно эту сумму взноса. Средства аккумулируются на специальном счете капитального ремонта именно нашего дома в ОАО АКБ «Банк Москвы». По решению общего собрания право распоряжаться этим счетом предоставлено мне. Я – бессменный председатель правления ЖСК «Марьино9» с августа 1989 г. В марте 2016 г. меня вновь переизбрали в состав правления. Правление избрали 99% наших соседей. Так предписывает ЖК РФ и устав нашего ЖСК. Именные бюллетени голосования с подписями и номерами телефонов хранятся в помещении правления.

Как мы планируем распорядиться средствами капитального ремонта? Дому исполнилось
25 лет. Значит, истек нормативный срок эксплуатации лифтов. Хотя они работают
нормально, мы заключили договор на диагностику, что позволит продлить работу 14
лифтов еще на три года.

Плановый срок замены наших лифтов – 2018–2020 гг. Программа правительства Москвы
по бесплатной замене в МКД выработавших свой срок лифтов завершилась, и ее
продолжение не предвидится. Деньги на новые лифты должны накопиться на нашем
специальном счете. И в 2020 г. какие-то чиновники разрешат нам воспользоваться
нашими деньгами. А с какой стати? Мы что, милостыню просим?

В год мы собираем на капитальный ремонт:
15 руб./кв. м × 27 000 кв. м × 12 = 4 860 000 руб.

Этого должно хватить на покупку двух «спарок» производства Карачаровского
механического завода (КМЗ). Это пара пассажирских лифтов грузоподъемностью 400 и
630 кг, устанавливаемых в одном подъезде нашего дома серии П44.
Значительная сумма потребуется для демонтажа старых лифтовых конструкций и монтажа новых. Уже в
первый год действия Федерального закона РФ от 25.12.2012 № 271ФЗ и постановления
правительства Москвы от 29.12.2014 № 833ПП мы сами можем обновить треть лифтов в
своем доме. Собственники еще при своей жизни начнут пользоваться современными и красивыми лифтами.

Можно обойтись меньшей суммой и провести капитальный ремонт лифтов. Что мы
выиграем и проиграем? Лифт – это сложное инженерное сооружение. Житель нажимает
на кнопку вызова лифта, входит в кабину и пользуется пультом внутри. Двери
открываются или закрываются. Конечно, всем нашим соседям хотелось бы иметь
красивую современную кабину с ярким освещением, большим зеркалом и кнопками со светодиодной подсветкой.

Все это КМЗ предлагает в своей линейке пассажирских лифтов. Именно лифтами этого
завода был укомплектован наш дом в 1991 г. Они хорошо отработали четверть века. В
отличие от импортных выбранные мною модели доступны по цене, не создают проблем с обслуживанием и запасными частями.

Невидимыми для жителя МКД остаются основные части лифта: стальные канаты, лебедки, частотно-регулируемые
приводы лебедок, система безопасности, автоматика,
металлические направляющие шахты. Капитальный ремонт предполагает замену всего
оборудования за исключением металлических направляющих. Их доля в общей
стоимости незначительна, а вот забот они могут добавить. Потребуется регулярная
платная диагностика конструкций. Я решил менять все.

Где брать деньги пенсионерам и инвалидам для оплаты сборов на капитальный ремонт
их собственных квартир?
Давайте посчитаем. Площадь однокомнатной квартиры в нашем доме – 36 кв. м. Обычно
в такой квартире проживает одинокий пенсионер. Его ежемесячный платеж увеличился
на 540 руб. С учетом того, что большинство пенсионеров ветераны труда или инвалиды,
московский городской центр жилищных субсидий перечисляет 50% этой суммы на
специальный счет капитального ремонта нашего ЖСК. Из небогатого кошелька
пенсионера идет 270 руб. Льготы на оплату капитального ремонта предоставляются тем
категориям граждан, которые в соответствии с законодательством РФ имеют право на
получение компенсации по оплате жилищнокоммунальных
услуг. Постановление
правительства г. Москвы предусматривает компенсацию расходов на капитальный
ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений:

  • достигшим возраста 70 лет – в размере 50%;
  • достигшим возраста 80 лет – в размере 100%.

Такая же компенсация предусмотрена для собственников жилых помещений в составе
семьи совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста.
Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. За 25 лет эксплуатации ни одна из
474 квартир не была передана государству. Все освободившиеся квартиры нашли своего
хозяина – законного наследника. Потенциальные наследники могут материально помочь
одинокому владельцу их будущей собственности еще при жизни. Существуют
муниципальные и коммерческие фонды, выплачивающие ренту пожилым людям,
заключившим с ними договор о передаче квартиры после смерти. В нашем доме была
одна такая ситуация.

Трудней, чем пенсионерам, приходится молодым семьям. У них нет льгот и привилегий.
Для собственников помещений в трехкомнатных квартирах площадью 75 кв. м взнос на
капитальный ремонт составляет уже 1125 руб. в месяц. Это существенная сумма, но и
работающих в такой квартире должно быть больше. На фоне месячных платежей 5500–
7500 руб. за трехкомнатную квартиру взнос на капитальный ремонт, составляющий 15–
20% от общей суммы, не выглядит устрашающе.

На погашение паевого взноса в ЖСК начислялось 40–60% месячного платежа. Период
выплаты паевого взноса в советские времена составлял 15–25 лет. При этом членам
кооператива принадлежала не квартира, а паевой взнос. Квартиру нельзя было продать
или просто оставить в наследство своим детям. Но это в прошлом.
Жилой фонд надо ремонтировать. Средства на капитальный ремонт надо собирать.
Мудрые председатели ЖСК и ТСЖ и прежде открывали счета для взносов на эти цели.
Совсем другое дело – расходование этих средств. Любой чиновник временно занимает
свое место. Для эффективного расходования средств капитального ремонта должен быть
контроль собственника каждого конкретного дома. Он кровно заинтересован в
экономном и ответственном расходовании своих денег. Собственный специальный фонд
капитального ремонта может быть залогом эффективного использования накопленных средств.

Региональные фонды капитального ремонта подобны колхозам. Были колхозымиллионеры,
были и небогатые. С региональными фондами капитального ремонта
история повторится. Еще хуже то, что в трудовую деятельность включились «жертвы
ЕГЭ». Люди этого поколения не могут думать и рассуждать, они могут только заполнять
анкеты. Можно надеяться, что повезет с чиновникамируководителями, а можно взять
ситуацию в свои руки. Все самоуправляемые ЖСК и ТСЖ образовали свой специальный
фонд капитального ремонта. Теперь они планируют, как использовать свои средства.
Маленьким домам с одним подъездом, чтобы собрать полную сумму на покупку
единственного лифтового комплекта, может понадобиться не один год. Целесообразно
кооперироваться нескольким небольшим домам с собственными специальными фондами
капитального ремонта для замены лифтового оборудования. Неоценимой была бы
помощь государства, льготный целевой кредит помог бы собственникам жилья поскорее
получить новые лифты и одновременно загрузить отечественную промышленность.

(К.В. Гончаренко, канд. техн. наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана, председатель правления ЖСК «Марьино-9», советник главы управы Марьино ЮВАО г. Москвы)

Замена лифтов на средства капитального ремонта 5 (100%) 1 vote

Учет лифтов

ВажноМинфина России от 30.03.01 № 26н), единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Им признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения конкретной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

ФАС ПО признали правомерным единовременное списание в целях налогообложения прибыли затрат на приобретение и монтаж системы видеонаблюдения (Постановление ФАС ПО от 09.10.2012 по делу N А65-30918/2011). Судьи исходили из следующего: спорные объекты пригодны для монтажа в различной комплектации, легко заменяются и могут функционировать друг от друга на произвольном расстоянии в зависимости от способа подключения, а их фиксирование в составе отдельного комплекта затрудняет правильное отражение их последующих передвижений. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, в отношении объектов системы видеонаблюдения установлены сроки полезного использования: видеокамера — 5-7 лет; кабель для видеосистем — 20-25 лет; монтажный комплект — 3-5 лет; компьютер Pentium-4 с монитором и платой на 8 каналов — 2-3 года; блок бесперебойного питания — 3-5 лет.

Как учесть расходы, связанные с заменой старого лифта на новый в офисном здании

Налоговая инспекция посчитала, что новый лифт должен быть выделен в отдельный объект основных средств. <6 Определением ВАС РФ от 17.03.2011 N ВАС-2814/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора. Судьи поддержали налогоплательщика. В связи с тем что новый лифт как инженерный элемент здания пришел на смену лифту, находившемуся прежде в составе здания, оснований для выделения лифта в новый объект основных средств не имеется. Поэтому расходы на замену лифта относятся к расходам на ремонт объекта ОС (административного здания) в соответствии со ст.
260 НК РФ. Суд признал доводы инспекции необоснованными исходя из того, что нормативные требования выделения лифта в отдельный объект основных средств отсутствуют. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что арбитры того же округа спустя почти месяц вынесли иное решение (см.
Как отмечает Минфин России в Письме от 05.12.2012 N 03-03-06/1/628, если функциональные характеристики и характеристики использования объекта остались прежними, то расходы на замену лифтов могут являться расходами на капитальный ремонт здания и признаваться для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Аналогичный подход можно обнаружить и в арбитражной практике. В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 01.12.2010 N КА-А40/14493-10-2 по делу N А40-15827/10-116-96 <6.
Налогоплательщик учитывал стоимость лифта в стоимости здания. Заменив лифт на новый в рамках капитального ремонта здания по согласованному и утвержденному в установленном порядке проекту, он отразил затраты, связанные с заменой, единовременно в составе прочих расходов.
Дата размещения статьи: 17.11.2015 Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 <1 (раздел «Введение») в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как то: система отопления, внутренние сети водопровода, газопровода и канализации, силовой и осветительной электропроводки, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, а также подъемники и лифты. О лифтах мы и поговорим сегодня. <1 Утвержден Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Дело в том, что нормы бухгалтерского и налогового законодательства не дают четкого ответа на вопрос, как правильно учитывать эти объекты — отдельно от здания или вместе с ним как единый инвентарный объект.
А ведь от этого зависят ежемесячные суммы амортизации, порядок учета расходов на ремонт и модернизацию.
В то же время данной нормой предусмотрено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (абз. 2 п. 6). В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования (далее — СПИ) объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 258 НК РФ: СПИ амортизируемого имущества устанавливается налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта с учетом Классификации ОС <3. <3 Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Согласно этой Классификации обычные и специализированные грузовые и пассажирские лифты (коды 14 2915260 — 14 2915267 ОК 013-94) относятся к третьей амортизационной группе.
T T T T +¦Расходы на проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦капитального ремонта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦списаны на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦общехозяйственные расходы¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦¦(4 000 000 / 12) ¦ 26 ¦ 97 ¦333 333¦ справка-расчет ¦+ + + + + +¦Погашено отложенное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦налоговое обязательство ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтерская ¦¦(333 333 x 24%) ¦ 77 ¦68-нп ¦ 80 000¦ справка-расчет ¦L + + + + <* В данной схеме операции, связанные с оприходованием демонтированного изношенного лифтового оборудования, не рассматриваются и бухгалтерские записи не приводятся.<** По вопросу квалификации затрат на замену лифтов см. также консультацию специалиста отдела методологии бюджетного учета, бюджетной отчетности и бюджетной классификации Департамента бюджетной политики Минфина России Д.В.
НК РФ).Как указывалось выше, замена изношенных лифтов не приводит к повышению технико-экономических показателей здания, в связи с чем такая замена не должна рассматриваться как техническое перевооружение здания, а расходы, связанные с заменой лифтов, следует отнести к расходам на ремонт здания, т.е. признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (поскольку резерв на указанные расходы организация не создает) (п. 1 ст. 260 НК РФ).Применение ПБУ 18/02Поскольку в данном случае организация в бухгалтерском учете отражает расходы на ремонт в порядке, отличном от их признания в налоговом учете, то на дату признания расходов на ремонт в полной сумме в налоговом учете у нее возникает налогооблагаемая временная разница в сумме 3 666 667 руб. (1 000 000 руб. + (3 540 000 руб.
Организации на праве собственности принадлежит офисное здание, в котором имеется пассажирский лифт. Его стоимость была учтена в стоимости здания, то есть лифт не был выделен в самостоятельный инвентарный объект. В сентябре 2015 г. организация произвела замену лифта по причине его физического износа.

Стоимость нового оборудования составила 1 180 000 руб. (в том числе НДС — 180 000 руб.), стоимость работ, произведенных подрядной организацией, по его замене — 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.). В бухгалтерском учете в сентябре будут сделаны следующие проводки: Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб. Приобретено лифтовое оборудование (1 180 000 — 180 000) руб.

>Ремонт или замена лифта в здании: отражение в бухгалтерском учете

Учет лифта как объекта основных средств при капитальном ремонте и реконструкции здания

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359 (далее — ОКОФ), в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в том числе: система отопления, внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой; внутренние телефонные и сигнализационные сети; вентиляционные устройства общесанитарного назначения; подъемники и лифты. Однако на практике лифты могут учитываться как в составе зданий, так и как самостоятельные объекты основных средств. Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете расходов по замене и ремонту лифта при капитальном ремонте и реконструкции здания.

С 01.01.2011 вступил в силу Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Приказ 157н), соответственно Приказ Минфина России от 30.12.2008 N 148н, которым была утверждена Инструкция по бюджетному учету, утратил силу с этой даты.

В соответствии с п. 45 Приказа N 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект, под которым подразумевается объект со всеми его приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов. Инвентарные объекты основных средств принимаются к учету согласно требованиям ОКОФ. В соответствии с п. 27 Приказа N 157н изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов основных средств производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также их переоценки.

При этом затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию объекта основных средств относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.д.) по результатам проведенных работ.

Отражение операций по замене лифта в случае, если он является неотъемлемой частью здания

Рассмотрим отражение в бухгалтерском учете операций по замене лифта при капитальном ремонте и реконструкции здания в случае, если лифт является неотъемлемой частью здания, то есть отдельным инвентарным объектом не является.

В этом случае при планировании расходов на приобретение и при последующем отражении в учете лифтов как оборудования, требующего монтажа, предназначенного для установки при реконструкции здания и приобретенного по отдельному договору поставки, необходимо руководствоваться п. 99 Приказа 157н, в соответствии с которым оборудование, требующее монтажа, отнесено к материальным запасам. Передача такого оборудования в монтаж для реконструкции здания отражается по дебету счета 0 106 10 000 «Вложения в недвижимое имущество учреждения» по подвиду «Вложения в основные средства» с последующим отнесением на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости здания. Согласно п. 99 Приказа 157н к оборудованию, требующему монтажа, относится оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, а также комплекты запасных частей такого оборудования. При этом в состав оборудования включается и контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе установленного оборудования, и другие материальные ценности, необходимые для строительно-монтажных работ.

Отражение операций по замене лифта казенным и бюджетным учреждениями

Операции по замене лифта отражаются в бухгалтерском учете казенным учреждением и бюджетным учреждением — получателем бюджетных средств (до принятия федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления в отношении их решения о предоставлении им субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с учетной политикой, разработанной на основе Приказа Минфина России от 06.12.2010 N 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению», следующими бухгалтерскими записями):

1. Приобретение оборудования, требующего монтажа
и предназначенного для установки
Д-т КРБ 1 105 34 340
К-т КРБ 1 302 34 730
2а. Списание на увеличение стоимости здания,
стоимости оборудования, требующего монтажа, после
его установки (при реконструкции здания)
Д-т КРБ 1 106 11 310
К-т КРБ 1 105 34 440
3. Увеличение стоимости здания после завершения
его реконструкции
Д-т КРБ 1 101 12 310
К-т КРБ 1 106 11 410
2б. Списание в том числе и стоимости
оборудования, требующего монтажа, смонтированного
при проведении текущего или капитального ремонта
здания, в случае оплаты договоров на выполнение
работ, оказание услуг, связанных ремонтом здания
по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию
имущества» Классификации операций сектора
государственного управления. Указанные расходы не
относятся на изменение первоначальной
(балансовой) стоимости отремонтированных объектов
основных средств
Д-т КРБ 1 401 20 225
К-т КРБ 1 302 25 730

Операции по отражению списания выбывающего лифта и принятию к учету нового лифта

В случае если лифт, подлежащий замене новым лифтом, является в бухгалтерском учете объектом основных средств, он подлежит списанию в установленном порядке. Вновь установленный лифт принимается к бухгалтерскому учету как объект основных средств, если документация по реконструкции здания не оформлена.

Вышеуказанные операции оформляются следующими бухгалтерскими записями (для казенных учреждений и бюджетных учреждений — получателей бюджетных средств):

1. Списание фактически начисленной амортизации по
выбывающему лифту
Д-т КРБ 1 104 34 410
К-т КРБ 1 101 34 410
2. Списание остаточной стоимости выбывающего
лифта
Д-т КРБ 1 401 20 172
К-т КРБ 1 101 34 410
3. Оприходование запасных частей, пригодных для
дальнейшего использования, при демонтаже старого
лифта
Д-т КДБ 1 105 36 340
К-т КДБ 1 401 10 172
4. Приобретение нового лифта для установки Д-т КРБ 1 106 31 310
К-т КРБ 1 302 31 730
5. Списание расходов на монтаж и установку нового
лифта
Д-т КРБ 1 106 31 310
К-т КРБ 1 302 26 226
6. Принятие к бухгалтерскому учету нового лифта Д-т КРБ 1 101 34 310
К-т КРБ 1 106 31 410

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в отношении федерального имущества согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 14.10.2010 N 834 «Об особенностях списания федерального имущества» (вместе с «Положением об особенностях списания федерального имущества») (далее — Постановление Правительства РФ N 834) решение о списании старого лифта как непригодного для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, принимается учреждением самостоятельно, если списываемый объект не является особо ценным движимым имуществом (для бюджетного учреждения). Состав такого имущества определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение. Причем вышеуказанное Постановление Правительства РФ определяет только «вилку» стоимости для вышеуказанного имущества (для бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб. за единицу).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 834 в целях подготовки и принятия решения о списании федерального имущества организацией создается постоянно действующая комиссия. Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом руководителя учреждения. Комиссия осуществляет следующие полномочия:

а) осматривает имущество, подлежащее списанию, с учетом данных, содержащихся в учетно-технической и иной документации;

б) принимает решение по вопросу о целесообразности (пригодности) дальнейшего использования федерального имущества, о возможности и эффективности его восстановления, возможности использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов от федерального имущества;

в) устанавливает причины списания;

г) подготавливает акт о списании федерального имущества по установленной форме, а при списании имущества, отнесенного к особо ценному движимому, — формирует пакет документов в соответствии с перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится.

Е.А.Лукинова

Ремонтируем здание с заменой лифта

Лифт — составная часть здания или отдельный объект?

Сначала определим, какие требования предусмотрены действующим законодательством к оборудованию лифтами заведений здравоохранения, а также укажем, каким образом необходимо вести учет лифтового хозяйства.

Непосредственно требования к оборудованию лифтами заведений здравоохранения предусмотрены в п. 5.1 Санитарных правил устройства, оборудования и эксплуатации больниц, роддомов и других лечебных стационаров СанПиН 5179-90, утвержденных Главным санитарным врачом СССР от 29.06.90 г. № 5179-90.

Все вновь строящиеся и действующие больницы, роддома и другие стационары должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением, теплоснабжением, вентиляцией (при необходимости системами кондиционирования воздуха) и подключены к электрическим, телефонным сетям и другим инженерным коммуникациям, действующим в данном населенном пункте. Здания высотой 2 и более этажей должны быть оборудованы лифтами, мусоропроводами с мусорокамерой, подъемными устройствами.

Как видим, одним из требований к зданиям заведений здравоохранения высотой 2 и более этажей является оборудование лифтами и подъемными устройствами. Поэтому, если на этапе строительства известно, что в таких зданиях находятся лифты, то, соответственно, стоимость расходов, связанных с оборудованием зданий различными инженерными коммуникациями и лифтовым оборудованием, относят к общей стоимости здания. Выходит, что расходы на оборудование лифтами являются одной из составных частей первоначальной стоимости здания и они как самостоятельные объекты учета на балансе бюджетного учреждения не учитываются. Соответственно здания учитываются на балансе учреждений без выделения лифта как отдельного объекта учета.

В связи с этим следует вспомнить, что согласно правилам бухгалтерского учета, определенным П(С)БУ 121, единицей учета основных средств является объект основных средств, а именно:

— законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;

— конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

— обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

— другой актив, отвечающий определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая субъектом государственного сектора.

В то же время, если один объект основных средств состоит из частей, имеющих разный срок полезного использования (эксплуатации), то каждая из этих частей может признаваться в бухгалтерском учете как отдельный объект основных средств.

При этом каждое отдельное здание является инвентарным объектом. В его состав входят все необходимые для эксплуатации и размещения внутри него коммуникации, т. е.: система отопления помещения, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом помещении), внутренняя сеть водогазопровода и канализации со всеми устройствами, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети и вентиляционные устройства общесанитарного значения, подъемники (лифты). Такие требования к учету инвентарных объектов по субсчету 103 «Здания и сооружения» приведены в п. 11 разд. ІІІ Методрекомендаций по учету ОС.

Учитывая требования указанных документов, лифты и все инженерные коммуникации бюджетные учреждения включают в состав зданий. Поэтому здания и лифты учитывают как один инвентарный объект и не разделяют их на отдельные объекты учета.

Мы сознательно акцентируем внимание на этом моменте, поскольку известны ситуации, когда некоторые учреждения учитывают лифты в качестве самостоятельных инвентарных объектов.

Эксплуатация и ремонт лифта

В процессе эксплуатации лифты подлежат периодическому техническому осмотру и экспертному обследованию. Такие мероприятия осуществляются в соответствии с Правилами № 190 и Порядком № 687 и распространяются на всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, которые осуществляют изготовление, монтаж, эксплуатацию, ремонт, реконструкцию и модернизацию лифтов, подъемников и их составных частей.

Для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса лифта проводят его капитальный ремонт. Разъяснение по поводу осуществления капитального ремонта лифтов представлено в письме Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17.06.2015 г. № 8/15-284-15 (ср. 025069200). Как указано в этом письме, выполнение работ по капитальному ремонту или реконструкции лифтов должно осуществляться в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI, другими нормативно-правовыми актами и нормативными документами, действующими в отрасли строительства, и ДБН А.2.2-3-2014*.

* Работы по содержанию и текущему ремонту лифтов не относятся к строительству, потому законодательные и нормативные документы в строительстве не распространяются на выполнение этих работ.

При этом выполнять работы по капитальному ремонту лифтов должны субъекты хозяйствования, получившие разрешение на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности.

Согласно ДБН А.2.2-3-2014 капитальный ремонт — это совокупность работ на объекте строительства, введенном в эксплуатацию в установленном порядке, без изменения его геометрических размеров и функционального назначения, предусматривающих вмешательство в несущие и ограждающие системы при замене или восстановлении конструкций или инженерных систем и оборудования в связи с их физическим износом и разрушением, улучшение его эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории.

Перечень и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте конкретного объекта строительства, определяются на основании актов обследования и отражаются в проектной документации.

Для определения вида ремонтных работ (капитальный или текущий ремонт) бюджетным учреждениям целесообразно руководствоваться Перечнем № 150. Далее для наглядности приведем в таблице виды работ, которые относят к текущему или капитальному ремонтам лифта.

Текущий ремонт лифта

Капитальный ремонт лифта

1.2.16. Лифты:

1.2.16.1. Ремонт крыши машинного помещения (МП).

1.2.16.2. Ремонт электропроводки и арматуры освещения МП, этажных площадок, предмашинных помещений.

1.2.16.3. Ремонт щитовых и кабелей постоянного ввода.

1.2.16.4. Ремонт штукатурки, покраска, побелка МП и шахты.

1.2.16.5. Ремонт дверей и запирающих устройств МП.

1.2.16.6. Остекление и ремонт оконных рам МП.

1.2.16.7. Ремонт ограждения шахт.

1.2.16.8. Восстановление нумерации этажей.

1.2.16.9. Ремонт редуктора (с заменой подшипников, манжет, червячного колеса, червячного вала, полмуфты тормозной).

1.2.16.10. Ремонт шкафа управления. Замена контактов контакторов и реле станции управления.

1.2.16.11. Замена автоматических выключателей.

1.2.16.12. Ремонт ограничителя скорости (ОС), натяжного устройства (НУ) и механизмов системы ловителей.

1.2.16.13. Замена шкивов и подшипников в ОС и НУ.

1.2.16.14. Замена или ремонт замков и выключателей дверей шахты. Замена или ремонт выключателей дверей кабины.

1.2.16.15. Ремонт вводного устройства.

1.2.16.16. Частичная замена испорченных элементов блоков и субблоков.

1.2.16.17. Работы по восстановлению работоспособности лифтов и системы диспетчеризации (СД) после сверхплановых остановок в межремонтный период.

1.2.16.18. Ремонт электропроводки низковольтных комплектных устройств (НКУ).

1.2.16.19. Замена микрофонов, динамиков и выявленных неисправных элементов.

1.2.16.20. Ревизия кабельных муфт внутренних и внешних кабельных сетей.

1.2.16.21. Замена или долив масла.

1.2.16.22. Замена или ремонт отводного блока.

1.2.16.23. Замена или проточка канатотягового шкива (КТШ).

1.2.16.24. Замена или ремонт электродвигателя с заменой подшипников, полмуфты, резиновых полуколец.

1.2.16.25. Замена или ремонт тормозного устройства, тормозного электромагнита, катушки тормоза, пружин тормоза, тормозных накладок.

1.2.16.26. Замена поврежденных щитов купе кабины, линолеума, плинтусов, фальшпотолка, светильников, обрамления дверей кабины, перил кабины.

1.2.16.27. Ремонт подвижного пола, механизма ловителей, замена башмаков, вкладышей, резиновых полуколец, порога кабины.

1.2.16.28. Замена или ремонт створок дверей кабины, резинового профиля и башмаков дверей кабины.

1.2.16.29. Замена или ремонт кареток дверей кабины с заменой контрроликов и роликов.

1.2.16.30. Ремонт каретки с заменой отводки (подвижной и неподвижной) дверей кабины.

1.2.16.31. Замена пружины, каната и линейки дверей кабины.

1.2.16.32. Замена или ремонт балки дверей кабины.

1.2.16.33. Ремонт привода дверей кабины с заменой электродвигателя, редуктора, водила, ролика водила, ремня.

1.2.16.34. Замена или ремонт фартуков.

1.2.16.35. Замена тяговых канатов.

1.2.16.36. Укорачивание и/или перечалка тяговых канатов.

1.2.16.37. Замена каната ОС.

1.2.16.38. Замена пружин, тяги, башмаков вкладышей, полуколец вкладышей, грузов противовеса, заливка масла в смазывающие аппараты.

1.2.16.39. Замена смазывающих аппаратов.

1.2.16.40. Замена или ремонт створок дверей шахты.

1.2.16.41. Рихтовка створок дверей шахты.

1.2.16.42. Замена башмаков, резинового профиля створок дверей шахты.

1.2.16.43. Замена или ремонт балки и порога дверей шахты.

1.2.16.44. Замена или ремонт каретки дверей шахты.

1.2.16.45. Замена ролика и контрролика каретки дверей шахты.

1.2.16.46. Замена замка, двухплечевого рычага дверей шахты.

1.2.16.47. Замена роликов замков и двухплечевых рычагов.

1.2.16.48. Различные работы по направляющим кабины и противовесу, устранение искривления, выверка по штихмассу.

1.2.16.49. Ремонт и замена электропроводки силовой, цепей управления и сигнализации.

1.2.16.50. Монтаж проводки по шахте, установка светильников, выключателей, электрических патронов, лампочек.

1.2.16.51. Ремонт электропроводки в кабине.

1.2.16.52. Замена подвесного кабеля.

1.2.16.53. Заземление корпуса электроаппаратуры.

1.2.16.54. Замена контакторов и пускателя шкафа управления.

1.2.16.55. Замена катушки контактора, реле времени, защиты электродвигателя.

1.2.16.56. Замена и ремонт выпрямителя.

1.2.16.57. Замена и ремонт переключателя режима работы.

1.2.16.58. Ремонт и замена трансформаторов.

1.2.16.59. Замена и ремонт поверхностных переключателей. Замена и ремонт вызывных аппаратов, светового табло.

1.2.16.60. Замена или ремонт кнопочного поста управления лифтом в режиме «Ревизия» на кабине.

1.2.16.61. Замена или ремонт поста управления лифтом в купе кабины.

1.2.16.62. Замена или ремонт электромагнитной отводки.

1.2.16.63. Замена или ремонт выключателей, ловителей контроля ослабления канатов, натяжного устройства, переспуска и переподъема.

1.2.16.64. Замена звонка, выключателя, розетки в приямке

2.16. Лифты и системы диспетчеризации (СД):

2.16.1. Полная (или частичная) замена основных узлов и деталей для восстановления работоспособности лифтов и СД после окончания установленного срока эксплуатации, а также по просьбе собственника.

2.16.2. Работы по замене морально устаревших и физически изношенных лифтов и СД, восстановление периферийного оборудования и замена диспетчерского пульта.

2.16.3. Работы по модернизации лифтов и СД, выполняемые с целью улучшения эстетического состояния и технических характеристик (в соответствии с ГСТУ 36.1-002-97).

2.16.4. Работы по замене и доработке узлов, электрических схем, которые не обеспечивают безопасную эксплуатацию лифта, в соответствии с предписаниям органов Госнадзорохрантруда Украины или заводов-изготовителей (пост ревизии стационарный, пакеты безопасности, лестницы и т. п.).

2.16.5. Ремонты лифтов и СД, которые в течение продолжительного времени не работали и не обслуживались (после монтажа — 6 месяцев, после месячного ремонта — 8 месяцев).

2.16.6. Комплекс работ профилактического характера, предусмотренных технологическим процессом, согласованным с территориальным управлением Госнадзорохрантруда, в целях предотвращения преждевременного износа оборудования и поддержания его в надлежащем техническом состоянии.

2.16.7. Работы по капитальному ремонту узлов и деталей.

2.16.7.1. Лебедка:

Замена лебедки.

Замена канатотягового шкива (КТШ), отводного блока, штурвала.

Замена редуктора.

Замена электродвигателя.

Замена подшипников электродвигателя и редуктора.

Регулировка люфта в червячной паре и опорном подшипнике.

Замена тормозной катушки или электромагнита.

Замена тормозного устройства.

Замена амортизаторов подлебедочной рамы.

Замена полумуфты.

2.16.7.2. Станция управления НКУ:

Замена НКУ.

Замена оборудования НКУ (трансформаторы, реле, контакторы, устройства токовой защиты (УТЗ), выключатели автоматические и т. п.).

Замена электропроводки НКУ.

2.16.7.3. Ограничитель скорости (ОС), натяжное устройство (НУ), система ловителей:

Замена ОС, ПРС, устройства слабины подвески канатов (УСПК), механизма системы ловителей.

Замена шкивов ОС и НУ.

2.16.7.4. Вводное устройство:

Замена вводного устройства или его комплектующих.

2.16.7.5. Узлы и детали шахты лифта:

Замена аппаратов вызова.

Замена светового табло и указателей направления движения лифта.

Замена тяговых канатов и каната ОС.

Замена створок и дверей шахты.

Замена подвесного кабеля.

Замена электроразводки, клеммных коробок шахты.

Усиление, полная или частичная замена металлоконструкций и ограждения сетчатых шахт.

Замена буферных пружин.

Замена резиновых уплотнителей ДШ.

2.16.7.6. Противовес:

Замена противовеса.

Замена рамы противовеса.

Замена грузов противовеса.

Замена пружин и тяг противовеса.

Замена башмаков.

Замена смазывающих аппаратов.

2.16.7.7. Кабина:

Замена кабины.

Замена купе и каркаса кабины.

Замена верхней и нижней балок.

Замена панели управления лифтом.

Замена электропроводки и клеммной коробки кабины.

Замена балки и оборудования привода дверей кабины (электродвигатель, редуктор, водило, концевые выключатели и т. п.).

Замена створок, кареток дверей кабины.

Замена пола и механизма подвижного пола.

Замена потолка и плафона купе.

Замена башмаков.

Замена резинового уплотнителя створок дверей кабины.

Замена смазывающих аппаратов.

2.16.7.8. Машинное помещение:

Замена электропроводки оборудования и арматуры освещения МП.

Замена вводного устройства.

2.16.8. Демонтаж и монтаж оборудования лифтов в связи с работами по уменьшению шума в жилых помещениях.

2.16.9. Работы, связанные с необходимостью замены поврежденного кабеля линий связи, вышедшего из строя.

2.16.10. Автоматизация и диспетчеризация лифтов.

2.16.11. Замена и ремонт кабельных муфт внутренних и внешних сетей.

2.16.12. Повышение проводимости общих или индивидуальных жил путем добавления к ним запасных жил кабелей.

2.16.13. Экспертная оценка технического состояния лифтов и СД после окончания установленного срока эксплуатации, а также по просьбе собственника.

2.16.14. Работы по восстановлению работоспособности лифтов и СД после окончания установленного срока эксплуатации, а также по просьбе собственника

Как видим, Перечень № 150 относит к капитальному ремонту работы, связанные как с полной заменой морально устаревшего и физически изношенного лифта, так и с полной (или частичной) заменой основных узлов и деталей для восстановления работоспособности лифтов (в частности, лебедки, шахты лифта, кабины и т. п.).

Поэтому полный состав работ, выполняемых при замене лифта, указывают в проектно-сметной документации, которую составляют в соответствии с ДБН А.2.2-3-2014.

Также следует отметить, что разновидностью капитального ремонта являются работы по модернизации лифтов, выполняемые с целью улучшения эстетического состояния и технических характеристик. По крайней мере, такие работы предусмотрены в п.п. 2.16.3 Перечня № 150 среди работ по капитальному ремонту.

Замена лифта и КЭКР

При планировании расходов на ремонт и замену лифта бюджетные учреждения руководствуются Инструкцией № 333.

Для осуществления таких расходов этой Инструкцией предусмотрены следующие коды:

— КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» — оплата услуг по текущему ремонту и техническому обслуживанию лифтов;

— КЭКР 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов» — капитальный ремонт отдельных узлов и систем, являющихся составной частью других объектов, не включенных в позицию 3131, а именно: водоснабжения, газоснабжения, канализации, кондиционирования, пожарной охраны, мусоропроводов, пассажирских и грузовых лифтов и т. п.

Замена лифта в бухгалтерском учете

Согласно п. 4 разд. VI Методрекомендаций по учету ОС расходы на содержание объекта основных средств (проведение технического надзора, технического обслуживания и ремонта), осуществляемые для восстановления или поддержания субъектом государственного сектора будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта основных средств, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены.

Следовательно, независимо от того, какой из ремонтов осуществлен: текущий или капитальный, такие расходы признаются расходами отчетного периода.

С учетом этого расходы, связанные с заменой лифта, которая классифицируется как капитальный ремонт, учреждение относит на фактические расходы. В состав таких расходов, в частности, относят оплату проектных работ, монтажных, строительных, наладочных работ, связанных с установкой нового лифта, и т. п.

Рассмотрим на условном примере порядок отражения операций, связанных с заменой лифта.

Пример. Учреждение заключило с подрядной организацией договор на выполнение работ по замене лифта. Сметная стоимость таких работ — 960 тыс. грн. Кроме того, выполнены проектные работы, экспертиза проектной документации, работы по техническому надзору*. Общая стоимость таких работ — 250 тыс. грн. Расчеты за выполненные работы осуществлены после передачи проектно-сметной документации и подписания актов приемки выполненных работ.

* О необходимости проведения технического надзора при проведении капитального ремонта подробнее можно узнать в материале «Авторский и технический надзор: обязанность или сознательный выбор»? (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 31, с. 13).

В бухгалтерском учете эти операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Отражены расходы, связанные с разработкой проектной документации, экспертизой проектной документации, работы по техническому надзору (в соответствии с актами выполненных работ)

801 (802, 811)

Оплачены счета за разработку проектной документации, экспертизу проектной документации, работы по техническому надзору

321 (323)

Списана на расходы стоимость выполненных работ по замене лифта (в соответствии с актом выполненных работ № КБ-2в)

801 (802, 811)

После завершения капитального ремонта по замене лифта составлен Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОЗ-2 (бюджет)). На основании этого проведены соответствующие записи в Инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОЗ-6 (бюджет)).

Перечислена оплата за выполненные работы подчиненной организации

321 (323)

Внимание! Осуществление предварительной оплаты работ по капитальному ремонту бюджетным учреждениям разрешено на срок не более 3 месяцев ( п.п. 3 п. 1 постановления КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117).

Поскольку в этой ситуации ожидаемая стоимость работ не превышает стоимостных пределов для применения Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VII, т. е. является меньше 1,5 млн грн., бюджетное учреждение отражает указанные работы в приложении к годовому плану закупок. При этом для закупки указанных работ заказчик может применять электронную систему закупок либо заключить «прямые» договоры.

Оформляем документы на эксплуатацию лифта

Лифты отнесены к объектам повышенной опасности, которые перечислены в приложении 3 к Порядку № 1107. Потому для его эксплуатации учреждение должно иметь технический паспорт (примерная форма приведена в приложении 4 к Правилам № 190) и соответствующие технические документы.

Так, каждый установленный лифт подлежит регистрации в органах государственного технического надзора (Гоструда) на основании заявления, паспорта и акта технической готовности лифта. Основные требования по регистрации лифта определены в п. 9.1 Правил № 190.

Кроме того, учреждение должно получить разрешение у Гоструда на введение лифта в эксплуатацию после его регистрации (перерегистрации) и проведения технического осмотра и испытания всего лифтового оборудования. Процедура получения таких разрешений определена в Порядке № 1107.

Как видим, замена лифта — достаточно нелегкое дело, и для этого необходимо потратить не только довольно значительную сумму бюджетных средств, но и кучу времени для оформления соответствующей документации.

Нормативные документы

Порядок № 687 — Порядок проведения осмотра, испытания и экспертного обследования (технического диагностирования) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденный постановлением КМУ от 26.05.2004 г. № 687.

Порядок № 1107 — Порядок выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (применение) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденный постановлением КМУ от 26.10.2011 г. № 1107.

П(С)БУ 121 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Методрекомендации по учету ОС — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденные приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Перечень № 150 — Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10.08.2004 г. № 150.

Правила № 190 — Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов, утвержденные приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 01.09.2008 г. № 190.

ДБН А.2.2-3-2014 — ДБН А.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденные приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 04.06.2014 г. № 163.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *